ENSURING THE ENERGY SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION THROUGH THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR “NORTH-SOUTH”
Abstract and keywords
Abstract (English):
the article is devoted to the analysis of the role of the International Transport Corridor "North-South" in expanding energy cooperation in the Eurasian region and ensuring the energy security of the Russian Federation. The main directions of Russia's interaction with Iran and India are formulated with the aim of increasing the turnover of energy resources between countries and increasing the level of security of relevant foreign trade relations. The political and geographical aspects of the implementation of projects for creating networks of transport infrastructure facilities and their impact on the processes of ensuring energy security are considered in dynamics. The place of the International Transport Corridor “North-South” in strengthening the national security of the Russian Federation has been determined.

Keywords:
export, energy resources, supply chains, multipolar politics, energy security
Text

Введение. Идея создания Международного транспортного коридора «Север-Юг» (далее – МТК «Север-Юг») была озвучена еще в начале двухтысячных годов, но только сейчас проект начал активно развиваться. Это связано и с глобальными изменениями на мировой геополитической арене, и с необходимостью в создании нового, многополярного экономического пространства на Евразийском континенте.

МТК «Север-Юг» представляет собой, в первую очередь, инструмент наращивания связей между Россией, Ираном и Индией — проект включает в себя объединение железнодорожных и морских маршрутов, что позволит ведущим мировым державам (особенно в области энергетики) значительно ускорить товарообмен и повысить энергетическую безопасность.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией МТК «Север-ЮГ» активно освещаются в отечественной научной литературе. Усманов Р.Х. и Головин В.Г. отмечают, что МТК «Север-Юг» является для России кратчайшим и наиболее экономичным путем к странам Персидского залива, ресурсный потенциал которых невероятно высок. Каспийский регион, через который также проходит транспортный коридор, на данный момент можно считать одним из центров международной торговли [1]. Проект МТК «Север-Юг», по мнению Тихомирова А.А., Мартышкина Р.В. и Бочко П.К., важен с точки зрения концепции многополярного мира, в котором заинтересована не только Российская сторона, но в том числе и республика Беларусь — в европейской части, а также Индия, Ирак, Иран и другие — с восточной стороны. Открытие новых перспективных рынков и маршрутов позволит увеличить объемы сбыта энергоресурсов, продовольственных товаров и др. видов продукции в более короткие сроки и с меньшими затратами для производителей (предприятий Урала, Сибири, юга России) [2]. Воронова Т.А. отмечает при этом, что связка «Беларусь-Россия-Иран-Ирак-Индия» не является исчерпывающей. При реализации данного проекта существует возможность нарастить связи также с Узбекистаном, Туркменистаном, Казахстаном [3].

Молоткова А.С. и Соколова А.Н. обращают внимание на то, что МТК «Север-Юг» в условиях невозможности использования российскими поставщиками части логистических маршрутов из-за введенных санкций, является важнейшим альтернативным транспортным коридором [4]. Миленький В.С. и Козлов В.В. говорят о том, что основная доля от общего объема контейнерных перевозок в Евразийском регионе составляют потоки грузов между Россией и Индией. Помимо этого, для стран ЕАЭС является важным соединение маршрута МТК «Север – Юг» с железнодорожным сообщением связки «Баку – Тбилиси – Карс», по которому контейнерные поезда смогут доставлять товары в Грузию и Турцию [5].

Гончаренко С.С., Кузьмичев И.К. и Костров В.Н. акцентируют внимание на сезонности маршрута МТК «Север-Юг», так как помимо железнодорожного и автомобильного, он включает в себя и водные виды перевозок [6]. В связи с некоторой сложностью реализации перевозок (в части эксплуатации различных видов транспорта): таким образом, для обслуживания МТК нужны квалифицированные специалисты, способные оптимизировать поставки и маршруты, просчитывать риски и издержки мультимодальной перевозки — отмечают Федорова Е.П., Смирнова Д.Ш., Гвоздарева Л.П. [7]. В работах [13; 14] акцентировалось внимание на возможностях развития транспортной инфраструктуры в рамках проектов обеспечения энергетической безопасности

Основной материал исследования. Международный транспортный коридор «Север-Юг», проходящий от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи через территорию Ирана является на данный момент одним из самых перспективных и быстроразвивающихся проектов. 17 мая 2023 г. президент России В.В. Путин принял участие в подписании договора на строительство участка железной дороги между двумя иранскими городами — Решт и Астара. Данный отрезок пути входит в общий маршрут МТК «Север-Юг», общая длина которого составляет 7,2 тыс км (Рисунок 1).

 

https://im.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/CORP/2023/05/17/IranRail.png

Рисунок 1 — Планируемый маршрут МТК «Север-Юг» [8]

 

МТК «Север-Юг» позволит наладить между Россией и Индией стабильно высокий уровень взаимовыгодного сотрудничества. Индия является одной из самых быстроразвивающихся стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и стоит отметить ее высокотехнологичную отраслевую спецификацию: продукция машиностроения и авиастроения, передовая фармацевтика, инновационные технические ткани. Внутренний рынок Индии сейчас находится в стадии активного роста, что может привести к дефициту энергоресурсов в стране. В данном контексте стоит упомянуть, что рассматривается вопрос о заключении с Индией долгосрочных контрактов на поставку нефти со скидкой. Сейчас Индия покупает объемы нефти, практически идентичные тем, что ранее направлялись в Европу. Эксперты отмечают, что скидка может предоставлена, но при условии выделения долей в индийских НПЗ или обозначения гарантии выкупа определенных объемов энергоресурса [9]. По МТК «Север-Юг» значительно сокращается время доставки грузов (следовательно, и нефти) в Индию.

Энергетическая безопасность Индии в настоящее время подвержена ряду угроз и сталкивается с рядом вызовов, которые обобщены и систематизированы в таблице 1. Данные угрозы в значительной мере могут быть нейтрализованыы в рамках развития энергетических проектов в рамках МТК «Север-Юг».

Таблица 1 – Угрозы энергетической безопасности Индии

Угрозы энергетической безопасности

Экономическая характеристика угроз

Зависимость от импорта энергоносителей

Индия значительно зависит от импорта нефти и природного газа. Более 80% потребляемой нефти и около 50% природного газа страна импортирует. Это делает её уязвимой перед колебаниями мировых цен на энергоносители и геополитическими рисками в регионах, поставляющих нефть и газ (Ближний Восток и др.)

Дефицит собственных энергоресурсов

Индия обладает запасами угля, нефти и природного газа, однако, их недостаточно для удовлетворения растущих потребностей страны. Разведка и разработка новых месторождений наталкиваются на технические и экологические трудности

Низкий уровень развития энергетической инфраструктуры

Инфраструктура энергетического сектора часто недостаточно развита и модернизирована. Сетевые потери, устаревшее оборудование и нехватка мощностей в области генерации и передачи электроэнергии снижают эффективность энергосистемы

Рост спроса на энергию

С ростом населения и экономическим развитием Индии, спрос на энергию продолжает увеличиваться. Это создает давление на существующие ресурсы и требует значительных инвестиций в развитие новых источников энергии и инфраструктуры

Экологические вызовы и переход к возобновляемым источникам энергии

Индия активно развивает возобновляемую энергетику (солнечные, ветровые и гидроэлектростанции), однако этот процесс требует времени и значительных инвестиций. Кроме того, уголь, который является основным источником энергии, вносит значительный вклад в загрязнение окружающей среды и изменение климата

Политические и регуляторные риски

Несмотря на усилия правительства по реформированию энергетического сектора, бюрократия, коррупция и регуляторная неопределенность остаются серьёзными препятствиями. Это может задерживать проекты и снижать привлекательность инвестиций в энергетический сектор

Геополитические риски

Напряженные отношения с соседними странами, такими как Пакистан и Китай, могут привести к угрозам энергетической инфраструктуре и затруднить доступ к важным энергоресурсам

Сравнительные преимущества доставки грузов по МТК «Север-Юг» представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Сравнительные преимущества доставки грузов по МТК «Север-Юг»

 

Экономические отношения между Ираном и Россией также активно развиваются. По итогам 2022 года Россия стала крупнейшим инвестором в Иране. Основными секторами, получившими финансирование, являются промышленность, горнодобывающая отрасль и транспортные предприятия. На фоне такого обширного развития энергоемких блоков внешнеторгового партнерства, новость о том, что Россия и Иран подписали стратегический меморандум о поставках газа, является закономерной — строительство железной дороги в рамках реализации проекта МТК позволит сделать перевозку энергоресурсов более оперативной. Аналогично Индии, соглашение в перспективе может носить долгосрочный характер [10]. После завершения строительства МТК «Север-Юг» станет важнейшим центром распределения грузов из Европы в Азию, и для Ирана, поддерживающего политику многополярности, это крайне выгодно. Российские и среднеазиатские товары также получат широкий доступ к иранским портам, расположенным в Персидском заливе, что приведет к увеличению их грузооборота [11].

Также необходимо упомянуть и о ряде трудностей, препятствующих в той или иной мере эксплуатации МТК. Во-первых, это нестабильная геополитическая обстановка в регионе. Военно-политические противоречия Ирана с Израилем ставят безопасность грузоперевозок под сомнение. Второй момент, затрудняющий работу МТК — разная ширина железнодорожной колеи в странах-участницах проекта, что увеличивает время поставки грузов по маршруту [12]. От решения этих проблем напрямую зависит эффективность функционирования МТК.

Многосторонние гарантии безопасности грузоперевозок, круглосуточная охрана железнодорожного полотна позволит снизить риски материальных потерь. Учитывая и преимущественно энергетическую структуру российского экспорта, стоит сказать, что возможные террористические акты и военные угрозы могут привести к значительным нарушениям инфраструктуры и экосистемы определенных регионов — вследствие легковоспламеняемости продукции.

Выводы. МТК «Север-Юг» имеет огромный потенциал для развития энергетических связей России со странами Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Данное сотрудничество являет собой также следствие тенденции на многополярные политико-экономические отношения, а МТК, в свою очередь, выступает инструментом ускорения интеграции в регионе. Такой масштабный проект также обеспечивает энергетическую безопасность России как экспортера ресурсов. Успешная реализация МТК «Север-Юг» может стать ключевым фактором для укрепления экономики России и ее положения в мире.

References

1. Usmanov R. H., Golovin V.G. MTK «Sever – Yug»: ot geopolitiki k geoekonomike formiruyuschegosya prostranstva Bol'shogo Kaspiya // Materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. 2020. s. 337-340

2. Tihomirov A. A., Martyshkin R.V., Bochko P.K. Rol' MTK «Sever – Yug» v novoy geografii vneshnetorgovyh torgovyh potokov rossiyskoy Federacii // Nacional'naya Associaciya Uchenyh. 2022. № 85-1. s. 13-16

3. Voronova T. A. MTK «Sever - Yug» kak predposylka rasshireniya integracionnyh processov Rossiyskoy Federacii i Uzbekistana // Sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo vneshneekonomicheskogo nauchno-prakticheskogo foruma. 2023. s. 22-25

4. Molotkova A. S., Sokolova A.N. Rol' MTK «Sever - Yug» v mezhdunarodnom tovarooborote s Rossiyskoy Federaciey // Sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo vneshneekonomicheskogo nauchno-prakticheskogo foruma. 2023. s. 128-132

5. Milen'kiy V. S., Kozlov V.V. Ispol'zovanie potenciala MTK «Sever – Yug» dlya perevozok eksportnoy produkcii Belarusi // Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 70-letiyu BelIIZhTa. 2023. s. 252-257

6. Goncharenko S. S., Kuz'michev I.K., Kostrov V.N. Novyy podhod po razvitiyu vodnotransportnoy sostavlyayuschey MTK «Sever-Yug» // Trudy 3-go Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma. 2023. s. 80-86

7. Fedorova E. P., Smirnova D.Sh., Gvozdareva L.P. Aktual'nye problemy kadrovogo obespecheniya transportno-logisticheskogo kompleksa primenitel'no k MTK «Sever - Yug» // Materialy HIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. 2023. s. 270-273

8. «Zheleznaya doroga Resht—Astara kak chast' transportnogo koridora Sever—Yug ot Sankt-Peterburga do porta Mumbai v Indii» // Sayt obschestvenno-politicheskoy gazety «Kommersant'». Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/

9. «Neftyanye igry Rossii i Indii: nuzhny li RF novye kontrakty so skidkoy» // Oficial'nyy sayt zhurnala «Neft' i Kapital». Rezhim dostupa: https://oilcapital.ru/

10. «Podpisan Strategicheskiy Memorandum o prorabotke organizacii postavok rossiyskogo gaza v Iran» // Oficial'nyy sayt zhurnala PAO «Gazprom». Rezhim dostupa: https://www.gazprom.ru/

11. Zasimov A. N., Zhoglicheva V.V. Razvitie transportnoy logistiki mezhdu Rossiey i Iranom // Sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo vneshneekonomicheskogo nauchno-prakticheskogo foruma. 2023. s. 53-57

12. Tarasov K. S. Perspektivy razvitiya logisticheskih cepochek s ispol'zovaniem MTK «Sever - Yug» // Innovacionnaya ekonomika i sovremennyy menedzhment. 2023. № 2(44). s. 26-27

13. Suglobov A.E., Dreving S.R., Petrenko B.A. Sostoyanie i osobennosti energosistemy Kamchatki // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2009. № 12. S. 2-4

14. Kozin M.N., Rodionov A.V. Metody i instrumenty vedeniya informacionnoy voyny: novye ugrozy podryva social'no-ekonomicheskoy i politicheskoy stabil'nosti gosudarstva // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2022. T. 30. № 3. S. 326-335


Login or Create
* Forgot password?