from 01.01.2003 to 01.01.2023
Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 5.2.1 Экономическая теория
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 338.439.222 Сельское хозяйство
GRNTI 68.00 СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
OKSO 35.06.01 Сельское хозяйство
BBK 4 СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
TBK 56 Сельское хозяйство
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
The article considers the features of the organization and functioning of entrepreneurial activity in the form of a national enterprise. The regulatory framework governing legal and economic relations in this field of activity is analyzed. A legal assessment of the legal basis of this organizational and legal form is given. The structure of the national enterprise with the peculiarities of the competencies of the governing bodies is indicated. The article highlights the judicial practice regarding the main controversial issues arising in the process of economic activity of national enterprises. The controversial aspects of the specialization of these enterprises are highlighted.
national enterprise, shares, efficiency of economic activity, organizational and legal form, joint-stock companies, regulatory regulation, the concept of an economic model
Народные предприятия — это особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Идея создания народных предприятий не нова, она была реализована еще в 90-х годах. С ней были связаны надежды, что при ее реализации станет возможным устранение противоречий между трудом и капиталом, при этом, не затрагивая саму сущность капиталистической экономики, ориентированную на максимальную прибыль [1].
Сейчас интерес к ней обусловлен поиском новых форматов экономической деятельности в большей степени ориентированных на ослабление противоречий между трудом и капиталом и социальную защищенность работников данных предприятий.
Правовое положение организации и функционирования народных предприятий определены рядом законов. Одним из них является Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» [2], при этом к регулированию данных правоотношений также применяются нормы Федерального закона «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями) [3].
Кроме того на сегодняшний день действуют изменения внесенные в законодательство и имеющие существенные поправки относительно номинальной стоимости акций народного предприятия, а также размером минимального уставного капитала. Таким образом, данными поправками было определено, что номинальная стоимость одной акции народного предприятия не может быть более 20% от минимального размера оплаты труда (МРОТ), а минимальный уставной капитал должен составлять не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) который будет утвержден на дату государственной регистрации данного народного предприятия. Следует отметить ряд особенностей функционирования народного предприятия.
Первая особенность заключается в количестве акций, которые должны принадлежать работникам такого предприятия на момент образования, число таких акций должно быть не менее 75%, при этом каждый из работников не имеет права владеть более 5% акций. Кроме того не допустима продажа акций лицам не имеющим отношения к данному предприятию.
Второй особенностью является принцип, лежащий в основе принятия всех значимых вопросов относительно деятельности и функционирования народного предприятия. Сущность данного принципа заключается в следующем, каждый акционер имеет только один голос, не зависимо от количества принадлежащих ему акций. Это существенное отличие от традиционного акционерного общества, в котором голосование проходит по иному принципу одна акция – один голос.
Следующая особенность организации народного предприятия касается численного состава работников. В этой связи существует определенный минимум – 51 человек и максимум – 5000 человек. Если в данные рамки по численности работников предприятие не умещается, то оно подлежит или преобразованию в иную организационно-правовую форму, либо должно быть ликвидировано в кротчайшие сроки.
Также особенностью являются вопросы, относящиеся к оплате труда генерального директора такого рода предприятия. Должны быть соблюдены следующие пропорции: за отчетный финансовый год заработная плата руководителя народного предприятия не может более чем десятикратно превышать средний размер оплаты труда одного работника.
Следующая особенность является ограничительной и заключается в двусторонней обязанности, как со стороны самого народного предприятия, так и со стороны работника, относительно выкупа и продажи акций увольняющегося работника и акционера выходящего на пенсию. Закон определяет обязательную покупку акций у работника и обязательную продажу акции работником предприятию. Иного законом не определено. Что примечательно, данные правоотношения определяются именно обязанностью, а не правом сторон, это основной акцент который определяет движение акций народного предприятия и юридической судьбы самого предприятия с определенным вектором его развития.
Далее более подробно остановимся на социальных аспектах народного предприятия. В связи с тем, что народное предприятие как имущественный комплекс находится в совместной собственности у всех работников, то неизменно действует гарантия акционеров распоряжаться в полном объеме результатами своего труда. Кроме того обеспечивается социальная справедливость при оплате труда, а также коллективная заинтересованность, основанная на личной ответственности каждого работника народного предприятия за часть своей имущественной доли и риска ее лишения. А также следует отметить, что при выходе на пенсию, у работников расширяются возможности самостоятельно решать свои материальные вопросы, по средствам продажи акций предприятию, получая значительный капитал.
Далее немного коснемся самой структуры народного предприятия (табл.1).
Таблица 1 – Структура Народного предприятия и компетенция его органов
Народные предприятия — это особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Идея создания народных предприятий не нова, она была реализована еще в 90-х годах. С ней были связаны надежды, что при ее реализации станет возможным устранение противоречий между трудом и капиталом, при этом, не затрагивая саму сущность капиталистической экономики, ориентированную на максимальную прибыль [1]. Сейчас интерес к ней обусловлен поиском новых форматов экономической деятельности в большей степени ориентированных на ослабление противоречий между трудом и капиталом и социальную защищенность работников данных предприятий. Правовое положение организации и функционирования народных предприятий определены рядом законов. Одним из них является Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» [2], при этом к регулированию данных правоотношений также применяются нормы Федерального закона «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями) [3]. Кроме того на сегодняшний день действуют изменения внесенные в законодательство и имеющие существенные поправки относительно номинальной стоимости акций народного предприятия, а также размером минимального уставного капитала. Таким образом, данными поправками было определено, что номинальная стоимость одной акции народного предприятия не может быть более 20% от минимального размера оплаты труда (МРОТ), а минимальный уставной капитал должен составлять не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) который будет утвержден на дату государственной регистрации данного народного предприятия. Следует отметить ряд особенностей функционирования народного предприятия. Первая особенность заключается в количестве акций, которые должны принадлежать работникам такого предприятия на момент образования, число таких акций должно быть не менее 75%, при этом каждый из работников не имеет права владеть более 5% акций. Кроме того не допустима продажа акций лицам не имеющим отношения к данному предприятию. Второй особенностью является принцип, лежащий в основе принятия всех значимых вопросов относительно деятельности и функционирования народного предприятия. Сущность данного принципа заключается в следующем, каждый акционер имеет только один голос, не зависимо от количества принадлежащих ему акций. Это существенное отличие от традиционного акционерного общества, в котором голосование проходит по иному принципу одна акция – один голос. Следующая особенность организации народного предприятия касается численного состава работников. В этой связи существует определенный минимум – 51 человек и максимум – 5000 человек. Если в данные рамки по численности работников предприятие не умещается, то оно подлежит или преобразованию в иную организационно-правовую форму, либо должно быть ликвидировано в кротчайшие сроки. Также особенностью являются вопросы, относящиеся к оплате труда генерального директора такого рода предприятия. Должны быть соблюдены следующие пропорции: за отчетный финансовый год заработная плата руководителя народного предприятия не может более чем десятикратно превышать средний размер оплаты труда одного работника. Следующая особенность является ограничительной и заключается в двусторонней обязанности, как со стороны самого народного предприятия, так и со стороны работника, относительно выкупа и продажи акций увольняющегося работника и акционера выходящего на пенсию. Закон определяет обязательную покупку акций у работника и обязательную продажу акции работником предприятию. Иного законом не определено. Что примечательно, данные правоотношения определяются именно обязанностью, а не правом сторон, это основной акцент который определяет движение акций народного предприятия и юридической судьбы самого предприятия с определенным вектором его развития. Далее более подробно остановимся на социальных аспектах народного предприятия. В связи с тем, что народное предприятие как имущественный комплекс находится в совместной собственности у всех работников, то неизменно действует гарантия акционеров распоряжаться в полном объеме результатами своего труда. Кроме того обеспечивается социальная справедливость при оплате труда, а также коллективная заинтересованность, основанная на личной ответственности каждого работника народного предприятия за часть своей имущественной доли и риска ее лишения. А также следует отметить, что при выходе на пенсию, у работников расширяются возможности самостоятельно решать свои материальные вопросы, по средствам продажи акций предприятию, получая значительный капитал. Далее немного коснемся самой структуры народного предприятия (табл.1). Таблица 1 – Структура Народного предприятия и компетенция его органов
Источник: составлено автором по [2]. Из представленных материалов в таблице следует, что основную роль в решении основных судьбоносных вопросов имеющих особую значимость для организации такого рода, играет общее собрание работников народного предприятия. Наблюдательный совет и генеральный директор осуществляют общее руководство и руководство текущей деятельности соответственно. При этом ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, а также соблюдением прав его работников. То есть, по сути, генеральный директор, наблюдательный совет и ревизионная комиссия подотчетны общему собранию и признаны вести управленческую деятельность и контрольные функции народного предприятия. Рассматривая вопросы функционирования народного предприятия нельзя не отметить сильные и слабые стороны данного вида деятельности (табл. 2). Таблица 2 – Преимущества и недостатки функционирования народного предприятия
Источник: составлена автором. Как видно из таблицы и преимущества и недостатки имею место быть, в принципе, как и в любой иной деятельности. Однако, по нашему мнению, преимущества, отраженные в данной таблице превосходят недостатки, которые возможно не допустить при рациональном подходе к организации и дальнейшей работы народного предприятия. Далее на наш взгляд будет полезно посмотреть количество народных предприятий в АПК. В связи с тем, что реестр народных предприятий не ведется официально, то информацию по их численности мы нашли на официальном сайте Федеральной налоговой службе России. Что примечательно, в настоящее время на данном сайте отражена информация о 216 народных предприятий, при этом действующих из них 36 организаций, два предприятия находятся в стадии банкротства и одно предприятие в стадии реорганизации. Ниже в таблице мы представили основные предприятия агропромышленного комплекса, имеющие на наш взгляд преимущественно социально ориентированные значения для тех регионов, где они расположены (табл. 3). Таблица 3 – Народные предприятия АПК, 2023 год
Источник: составлена автором по [4].
По материалам данной таблице можно говорить о социальном аспекте народных предприятий. По количеству трудящихся данных предприятий можно предположить, что для данных территорий они являются существенным при формировании рабочих мест и улучшении социального положения жителей данных регионов. Несомненно, ряд предприятий, представленных в таблице в ближайшее время, скорее всего будут либо преобразован, либо ликвидированы, так как согласно закону не соблюдена допустимая численность работников. Если мы посмотрим относительно производственной деятельности, то на первом месте располагается предприятие со специализацией по ОКВЭД 10.71 – Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения. Эта группировка включает в себя производство хлебобулочных изделий: хлеба и булочек, мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, фруктовых пирожных, блинов, вафель, производство хлебобулочных изделий длительного хранения; производство макаронных изделий; подогрев хлебобулочных изделий для потребления на месте. Также 4 место в данной группировке занимает предприятие с аналогичным видом экономической деятельности. На втором месте расположено предприятие, находящееся в Амурской области и занимающееся деятельностью по ОКВЭД 01.11 – Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур организаций. Достаточно крупное сельскохозяйственное предприятие с более чем 330 работниками. Лидером в данной группе народных предприятий также является и Закрытое акционерное общество работников «Искра», находящееся в Свердловской области и занимающееся по ОКВЭД 01.41 – Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. Между тем организаций растениеводства не наблюдается, что является проблемным аспектом [7]. При этом, если в первых двух организациях мы видим незначительное, но все таки снижение численности работников, то в данной организации происходит наоборот увеличение трудящихся. Следует отметить, что с 2021 года численность работников на данном предприятии увеличилась более чем на 25%, что является существенным приростом рабочей силы и социально значимым фактором создание рабочих мест в данном регионе. Финансово-экономическое состояние данных предприятий нами были рассчитаны при помощи модели рейтинговой оценки с учетом исходной информации по следующим показателям: оборотные активы, капиталы и резервы, краткосрочные обязательства, авансированный капитал, выручка от продаж и чистая прибыль. По итогам каждая организация получала свой балл, меняющийся в интервале от 0 до 100, где 0 наихудший результат, а 100 – наилучший. Полученные результаты представлены в таблице 4. Таблица 4 – Финансово-экономическое положение НП по результатам рейтинговой оценки
Источник: составлена автором. По материалам представленной таблицы первое место занимает организация с наивысшим баллом, при этом следует отметить, что показатель по выручке и чистой прибыли у данной организации не самый высокий из всех. Однако рентабельность достаточно высокая. Второе место у организации имеющей 96 баллов и по выручке и по чистой прибыли большей показатель, но по рентабельности он в три раза меньше. Таким образом, можно резюмировать следующее: – организационно-правовая форма народного предприятия представляет собой гибрид акционерного общества и кооператива, капитал которых разделен на акции; – данная форма предпринимательства ориентирована на обеспечение материального благополучия его работников, что зачастую входит в противоречие при принятии решений долгосрочного характера, относительно капитализации прибыли; – народное предприятие сравнительно менее привлекательно для внешних инвесторов; – весьма проблематичен механизм преобразования действующих коммерческих организаций в народное предприятие; – Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» не создал предпосылок для их развития и по своей сути данная форма хозяйствования была продолжением коллективных хозяйств. Следовательно, следует внести изменения в выше названный нормативный акт в отношении упрощения процедуры создания народных предприятий, а также исключить ограничения по минимальной и максимальной численности работников. В таком случае есть надежда на развитие данной формы предпринимательской деятельности, так как данный вид предприятия способен взять на себя социальные функции и гарантии его работником, что создаст предпосылки пространственного и эффективного развития производств АПК в каждом регионе России. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: составлено автором по [2].
Из представленных материалов в таблице следует, что основную роль в решении основных судьбоносных вопросов имеющих особую значимость для организации такого рода, играет общее собрание работников народного предприятия. Наблюдательный совет и генеральный директор осуществляют общее руководство и руководство текущей деятельности соответственно. При этом ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, а также соблюдением прав его работников. То есть, по сути, генеральный директор, наблюдательный совет и ревизионная комиссия подотчетны общему собранию и признаны вести управленческую деятельность и контрольные функции народного предприятия.
Рассматривая вопросы функционирования народного предприятия нельзя не отметить сильные и слабые стороны данного вида деятельности (табл. 2).
Таблица 2 – Преимущества и недостатки функционирования народного предприятия
Преимущества |
Недостатки |
высокая производительность труда, которая в итоге приводит к выпуску предприятием более качественной продукции |
возможно техническое банкротство предприятия из-за желания коллектива увеличить долю потребления и снизить уровень накопления |
высокая мотивация работников, по сравнению с обычными предприятиями |
работники - не акционеры имеют риск быть не наравне с остальными |
уменьшение социальной дифференциации в связи с уравниванием заработной платы |
из-за реального банкротства предприятия работники-акционеры могут потерять как работу, так и акции |
преобладает социальная сторона, выражающаяся в сохранении высокого уровня доверия между работником и руководством |
привлечение новых сотрудников усложняется их обязанностью выкупа акций предприятия |
Источник: составлена автором.
Как видно из таблицы и преимущества и недостатки имею место быть, в принципе, как и в любой иной деятельности. Однако, по нашему мнению, преимущества, отраженные в данной таблице превосходят недостатки, которые возможно не допустить при рациональном подходе к организации и дальнейшей работы народного предприятия.
Далее на наш взгляд будет полезно посмотреть количество народных предприятий в АПК. В связи с тем, что реестр народных предприятий не ведется официально, то информацию по их численности мы нашли на официальном сайте Федеральной налоговой службе России. Что примечательно, в настоящее время на данном сайте отражена информация о 216 народных предприятий, при этом действующих из них 36 организаций, два предприятия находятся в стадии банкротства и одно предприятие в стадии реорганизации. Ниже в таблице мы представили основные предприятия агропромышленного комплекса, имеющие на наш взгляд преимущественно социально ориентированные значения для тех регионов, где они расположены (табл. 3).
Таблица 3 – Народные предприятия АПК, 2023 год
№ |
Наименование НП |
Субъект |
ВЭД |
Среднесписочная численность работников, чел. |
||
2021г. |
2022г. |
2023г. |
||||
1. |
ЗАОР «Арххлеб» |
Архангельская область |
10.71 |
488 |
472 |
460 |
2. |
ЗАОР «Партизан» |
Амурская область |
01.11 |
345 |
355 |
330 |
3. |
ЗАОР «Искра» |
Свердловская область |
01.41 |
193 |
223 |
242 |
4. |
ЗАОР «Хлеб» |
Тамбовская область |
10.71 |
153 |
153 |
158 |
5. |
ЗАОР «Энергия» |
Свердловская область |
01.50 |
143 |
134 |
126 |
6. |
ЗАОР «Шэджэм» |
Кабардино-Балкария |
01.50 |
36 |
26 |
24 |
7. |
ЗАОР «Ильичевская племптицефабрика» |
Ростовская область |
01.47 |
18 |
19 |
18 |
8. |
ЗАОР «Спасское» |
Орловская область |
01.11 |
0 |
0 |
1 |
Источник: составлена автором по [4].
По материалам данной таблице можно говорить о социальном аспекте народных предприятий. По количеству трудящихся данных предприятий можно предположить, что для данных территорий они являются существенным при формировании рабочих мест и улучшении социального положения жителей данных регионов. Несомненно, ряд предприятий, представленных в таблице в ближайшее время, скорее всего будут либо преобразован, либо ликвидированы, так как согласно закону не соблюдена допустимая численность работников.
Если мы посмотрим относительно производственной деятельности, то на первом месте располагается предприятие со специализацией по ОКВЭД 10.71 – Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения. Эта группировка включает в себя производство хлебобулочных изделий: хлеба и булочек, мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, фруктовых пирожных, блинов, вафель, производство хлебобулочных изделий длительного хранения; производство макаронных изделий; подогрев хлебобулочных изделий для потребления на месте. Также 4 место в данной группировке занимает предприятие с аналогичным видом экономической деятельности. На втором месте расположено предприятие, находящееся в Амурской области и занимающееся деятельностью по ОКВЭД 01.11 – Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур организаций. Достаточно крупное сельскохозяйственное предприятие с более чем 330 работниками. Лидером в данной группе народных предприятий также является и Закрытое акционерное общество работников «Искра», находящееся в Свердловской области и занимающееся по ОКВЭД 01.41 – Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. Между тем организаций растениеводства не наблюдается, что является проблемным аспектом [7]. При этом, если в первых двух организациях мы видим незначительное, но все таки снижение численности работников, то в данной организации происходит наоборот увеличение трудящихся. Следует отметить, что с 2021 года численность работников на данном предприятии увеличилась более чем на 25%, что является существенным приростом рабочей силы и социально значимым фактором создание рабочих мест в данном регионе.
Финансово-экономическое состояние данных предприятий нами были рассчитаны при помощи модели рейтинговой оценки с учетом исходной информации по следующим показателям: оборотные активы, капиталы и резервы, краткосрочные обязательства, авансированный капитал, выручка от продаж и чистая прибыль. По итогам каждая организация получала свой балл, меняющийся в интервале от 0 до 100, где 0 наихудший результат, а 100 – наилучший. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Финансово-экономическое положение НП по результатам рейтинговой оценки
Название предприятий |
Выручка, млн. руб. |
Чистая прибыль, млн. руб. |
Балл |
Рентабельность, % |
ЗАОР "НП "ЭНЕРГИЯ" |
240 |
71 |
100 |
29,6 |
АОР "НП "КОНФИЛ" |
1281 |
125 |
96 |
9,8 |
ЗАОР "НП "Хлеб" |
146 |
2 |
77 |
1,4 |
ЗАОР "НП "АРХХЛЕБ" |
1645 |
27 |
70 |
1,6 |
ЗАОР (НП) АГРОФИРМА "ПАРТИЗАН" |
1290 |
100 |
43 |
7,8 |
ЗАОР "НП "Ильичевская племптицефабрика" |
105 |
7 |
40 |
6,7 |
ООО "НП"ШЭДЖЭМ" |
95 |
4 |
37 |
4,2 |
ООО «Народное предприятие ИСКРА» |
560 |
27 |
26 |
8 |
В среднем: |
670 |
45 |
61 |
8,6 |
Источник: составлена автором.
По материалам представленной таблицы первое место занимает организация с наивысшим баллом, при этом следует отметить, что показатель по выручке и чистой прибыли у данной организации не самый высокий из всех. Однако рентабельность достаточно высокая. Второе место у организации имеющей 96 баллов и по выручке и по чистой прибыли большей показатель, но по рентабельности он в три раза меньше.
Таким образом, можно резюмировать следующее:
– организационно-правовая форма народного предприятия представляет собой гибрид акционерного общества и кооператива, капитал которых разделен на акции;
– данная форма предпринимательства ориентирована на обеспечение материального благополучия его работников, что зачастую входит в противоречие при принятии решений долгосрочного характера, относительно капитализации прибыли;
– народное предприятие сравнительно менее привлекательно для внешних инвесторов;
– весьма проблематичен механизм преобразования действующих коммерческих организаций в народное предприятие;
– Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» не создал предпосылок для их развития и по своей сути данная форма хозяйствования была продолжением коллективных хозяйств.
Следовательно, следует внести изменения в выше названный нормативный акт в отношении упрощения процедуры создания народных предприятий, а также исключить ограничения по минимальной и максимальной численности работников. В таком случае есть надежда на развитие данной формы предпринимательской деятельности, так как данный вид предприятия способен взять на себя социальные функции и гарантии его работником, что создаст предпосылки пространственного и эффективного развития производств АПК в каждом регионе России.
1. Abryandina V.V. Narodnye predpriyatiya: organizacionno-pravovoy aspekt funkcionirovaniya / V.V. Abryandina // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyaystve. – 2023. – № 1(95). – S. 131-138.
2. Federal'nyy zakon ot 19 iyulya 1998 g. N 115-FZ "Ob osobennostyah pravovogo polozheniya akcionernyh obschestv rabotnikov (narodnyh predpriyatiy)"/Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ot 27 iyulya 1998 g. N 30 st. 3611.
3. Federal'nyy zakon ot 26 dekabrya 1995 g. N 208-FZ "Ob akcionernyh obschestvah"/Sobranii zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ot 1 yanvarya 1996 g. N 1 st. 1
4. Federal'naya nalogovaya sluzhba Rossiyskoy Federacii // Sayt FNS Rossii: ofic. sayt. – URLhttps://www.nalog.gov.ru/rn (data obrascheniya: 11.04.2024).
5. Suglobov A.E. Osobennosti malogo biznesa kak sub'ekta innovacionnoy ekonomiki. Voprosy regional'noy ekonomiki.–2011. 33980.– S. 12-18.
6. Abryandina V.V. Analiz sostoyaniya i perspektiv razvitiya organicheskogo proizvodstva v rossiyskih regionah / V.V. Abryandina // Russian Journal of Management. – 2023. – T.11 – №3. – S. 167-176.
7. Suglobov A.E., Adukova A.N. Samoobespechenie plodovo-yagodnoy produkciey: sostoyanie, problemy, napravleniya ih resheniya/A.E. Suglobov, A.N. Adukova // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. – 2023. – № 9. – S. 54-63.