METHODOLOGICAL BASIS FOR ASSESSING THE LEVEL OF REGIONAL DEVELOPMENT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE RETAIL SECTOR
Abstract and keywords
Abstract (English):
the article presents the results of the formation of methodological foundations for assessing the level of regional development of corporate social responsibility in the retail trade sector. A system of indicators has been developed to assess the level of development of corporate social responsibility in the retail trade sector at the regional level. The threshold values of the indicators and the methodology for interpreting their calculations are substantiated.

Keywords:
trade, corporate social responsibility, service sector, analysis and assessment
Text

Актуальность решения задач, касающихся оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) в сфере розничной торговли на региональном уровне, обусловливается тем, что идентификация параметров развития ключевых аспектов КСО в регионах и выявления направлений дальнейшего совершенствования региональной и федеральной политики в области развития КСО, осуществляется посредствам исследования отраслевых параметров текущего уровня внедрения принципов КСО и дальнейших перспектив ее развития.

Проблематика разработки и совершенствования методических основ оценки уровня развития КСО на региональном уровне получила развитие в работах таких ученых, как Гулло А.А., Филимонова Н.Г. [1], Березин А.А. [2], Аксенов В. А. Богатищева Ю.Н., Любимова М.В. [3], Савина Т. Н. [4], Кравцова Е.М. Матвеева В.Ю. [5], Суглобов А.Е., Родионов А.В. [6], Минаков А.В., Суглобов А.Е. [7].

Для осуществления оценки уровня развития КСО в сфере розничной торговли на региональном уровне была разработана система показателей, приведенная в Таблице 1. Группы представленных показателей позволяют осуществить оценку:

  • экономического и экологического аспектов КСО на основе ретроспективного анализа финансово-экономических показателей розничной торговли региона;
  • аспектов КСО, отражающих социально-этический характер региональной розничной торговли.

 

Таблица 1 – Система показателей оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли на региональном уровне (Формулы 1 – 11)

 

 

 

 

 

Открытые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) и официальные порталы органов региональной исполнительной власти являются информационной базой исследования.

Необходимость выявления пороговых значений и весовых коэффициентов итогового интегрального показателя обусловлена тем, что показатели оценки регионального уровня развития КСО в отрасли розничной торговли на являются коэффициентами, для которых характерны различные и слабо сопоставимые диапазоны абсолютных значений. В качестве основы расчетов весовых коэффициентов показателей оценки уровня развития КСО в отрасли розничной торговли на региональном уровне и их групп (Таблица 2) использован метод экспертных оценок, а на основе определения индексов однородности была подтверждена достоверность полученных результатов.

Таблица 2 – Весовые коэффициенты показателей оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли на региональном уровне (an.m ) и их групп (an )

 

 

Пороговые значения показателей оценки уровня развития КСО в сфере розничной торговли на региональном уровне приведены в Таблице 3.

 

Таблица 3 – Пороговые значения показателей оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли на региональном уровне

 

 

Интерпретация рейтинговых показателей оценки уровня развития КСО в сфере розничной торговли на региональном уровне осуществляется в зависимости от расчетных значений показателей оценки с присвоением рейтинговых баллов от 1 до 5 (Таблица 4).

Таблица 4 – Интерпретация рейтинговых показателей оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли на региональном уровне

 

Расчет итогового интегрального показателя оценки уровня развития КСО в сфере розничной торговли на региональном уровне по формуле 12:

Для осуществления оценки уровня развития КСО в отрасли розничной торговли на региональном уровне нами была разработана система показателей, которые позволяют осуществить оценку: экономического и экологического аспектов КСО на основе ретроспективного анализа финансово-экономических показателей розничной торговли региона, а также аспектов КСО, характеризующих социально-этическую и экологическую направленность региональной розничной торговли.

References

1. Gullo, A. A. Analiz metodik ocenki effektivnosti korporativnoy social'noy otvetstvennosti predpriyatiy / A. A. Gullo, N. G. Filimonova. — Tekst: neposredstvennyy // Social'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal Krasnoyarskogo GAU. — 2018. — №1. — S. 92—106.

2. Berezin, A. A. Formalizaciya processa benchmarktinga dlya prognosticheskoy ocenki dinamiki konkurentosposobnosti kompaniy / A. A. Berezin. — Tekst: neposredstvennyy // Nacional'naya associaciya uchenyh (NAU). — 2015. — №14. — S. 30—34.

3. Aksenov, V. A. Regional'nyy aspekt korporativnoy social'noy otvetstvennosti / V. A. Aksenov, Yu. N. Bogatischeva, M. V. Lyubimova. — Tekst: neposredstvennyy // Upravlencheskie nauki. — 2013. — №2(7). — S. 46—57.

4. Savina, T. N. Analiz processa institucionalizacii korporativnoy social'noy otvetstvennosti v Rossii / T. N. Savina. — Tekst: neposredstvennyy // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. — 2015. — №34. — S.2—15.

5. Kravcova, E. M. Modeli social'noy otvetstvennosti biznesa v mirovoy ekonomike / E. M. Kravcova, V. Yu. Matveeva. — Tekst: neposredstvennyy // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. — 2016. — №6(1). — S. 81—98.

6. Suglobov A.E., Rodionov A.V. Privlechenie investicionnyh resursov rossiyskimi predprinimatel'skimi strukturami na otkrytom vnutrennem rynke: teoriya, praktika, perspektivy // Russian Journal of Management. 2020. T. 8. № 2. S. 86-90

7. Minakov A.V., Suglobov A.E. Transformaciya mehanizmov kommunikacii i vzaimodeystviya s klientami v cifrovom marketinge // Russian Journal of Management. 2023. T. 11. № 1. S. 211-228


Login or Create
* Forgot password?