IDENTIFICATION AND QUALYTATIVE ANALYSIS OF ESG RISKS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the identification and application of standard methods of qualitative analysis in relation to risks generated by the environmental, social and corporate activities of an organization (ESG - environmental, social, governance). The purpose of the work is to systematize procedures for conducting qualitative risk analysis as part of the implementation of the organization’s ESG principles. Subject of research: organizational and economic relations that generate risks for an organization’s implementation of ESG principles. The research methodology is based on the works of domestic and foreign authors devoted to the theoretical justification of ESG principles and the socio-economic feasibility of their implementation in the management framework of the organization. Analytical materials and statistical reports of existing industrial enterprises, industry associations, the Bank of Russia, Rosstat and executive authorities were used as source data. The research hypothesis is to increase the efficiency of an organization’s implementation of ESG principles by using the results of a qualitative analysis of the risks generated by this process. As a result of the analysis, typical risks generated by the implementation of ESG principles by an economic entity, as well as their potential sources and consequences, were identified and grouped. The findings and recommendations of the study can be used by private and institutional investors, financial institutions, state executive authorities and local governments when assessing the feasibility of investments and financing.

Keywords:
ESG principles, qualitative risk analysis, sources of risk, consequences of risk occurrence.
Text

Введение

 

Новые геополитические, экономические и экологические вызовы выводят на первый план острую необходимость стратегического планирования деятельности хозяйствующих субъектов в рамках общей парадигмы целей устойчивого развития как экономик отдельных стран, так и социальных преобразований в обществе. Именно цели ESG, затрагивающие социальные, экологические и управленческие аспекты деятельности организаций позволяют достигать наибольшей степени устойчивости как на уровне отдельной компании, так и на уровне государств и их объединений.

Уровень внимания к вопросам устойчивого развития вообще и ESG в частности подтверждается соответствующими решениями ООН, такими как инициатива по присоединению к Глобальному договору ООН по развитию социальной ответственности бизнеса. Данная инициатива была инициирована в 2000 г. По состоянию на май 2019 г. в нем принимают участие более 21 218 компаний из 162 стран мира. В России только за период с 2019 (57 шт.) по 2022 год (79 шт.)  к договору присоединилось 22 организации [4].

Большое значение внедрения принципов ESG отражено в Отчете ООН 2019 года, посвященном Целям в области устойчивого развития [7]

Активно развивается система международной сертификации в данной сфере, направленная, в том числе, на стандартизацию терминов и определений в данной области. Одним из ярких примеров такого развития является утверждение в 2010 году международного стандарта ИСО 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» (ISO 26000:2010 «Guidance on social responsibility»). Уже в 2012 году на его основе утверждается российский стандарт – ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности». В указанных документах закрепляется термин «социальная ответственность (social responsibility): Ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение».

Широкое распространение как в России, так и за рубежом получили различные системы рейтингов уровня достижения целей устойчивого развития и ESG. Так, например, в 2020 году Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и РСПП договорились о совместном формировании, актуализации и продвижении индексов в области устойчивого развития. «Индексы станут первым в России инструментом интегрированной оценки результатов деятельности компаний, который включит в себя как индикаторы финансовой устойчивости, так и динамику показателей ESG» [6].

Осуществляет деятельность по рейтингованию на соответствие принципам ESG и первое официально признанное в Европе рейтинговое агентство RAEX-Europe (Rating-Agentur Expert RA GmbH), специализирующееся на составлении ESG-рейтингов и верификации «зелёных» облигаций.

Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) также осуществляет публикацию ESG-рэнкингов эмитентов ценных бумаг, входящих в котировальные листы Московской биржи первого и второго уровня. ESG-рэнкинг позволяет осуществить оценку уровня интеграции ESG-факторов в деятельность компаний на основе качества соблюдения соответствующих практик и соответствия их базовым международным и российским стандартам и лучшим практикам в области устойчивого развития (ESG-профиля компании).

Начиная с 2020 года Рейтингового агентство АК&М проводит оценку информационной открытости в области устойчивого развития (Рейтинг отчетности ESG) крупнейших промышленных, энергетических, транспортных, торговых и телекоммуникационных компаний России на основе публичной нефинансовой отчетности.

Рейтинг прозрачности ESG крупнейших российских компаний и банков, впервые опубликованный 17.11.2021 г. кредитным рейтинговым агентством «Эксперт РА», включает 134 участника из 21 сегмента рынка [9].

Из зарубежных организаций, осуществляющих рейтингование достижения предприятиями целей ESG можно выделить: Международное рейтинговое агентство «Sustainalytics» (США) – один из ведущих мировых провайдеров исследований и рейтингов в области ESG для инвесторов, «MSCI» - один из провайдеров биржевых индексов (США), информационное агентство «Reuters» (Англия), «DowJones» (США), «Institutional Shareholder Services» – ISS (США),  информационное агентство «Bloomberg» (США), «Corporate Knights» (Канада), «MSCI ESG Research» (США), «RepRisk» (Швейцария) и др.

Стремление компаний к высокому значению ESG-рейтингов, на формирование которых они тратят в среднем около 350 тысяч долларов в год, продиктовано прежде всего повышением лояльности инвесторов и получением доступа к «зеленым» инструментам фондового и финансового рынка.

Необходимо отметить, что деятельность по внедрению принципов повышения экологичности хозяйственной деятельности, политики социальной ответственности и качества корпоративного управления (далее – цели ESG), не только позволяет достигать положительных социально-экономических эффектов, но и порождает ряд ограничений и дополнительных издержек.

Наиболее сложным в контексте решения задач достижения целей ESG является низкий уровень лояльности бизнеса к данному процессу. Подтверждением данного утверждения могут стать результаты проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (далее – РСПП) в 2022 году опроса компаний по актуальности вопросов повестки устойчивого развития (ESG повестки) в новых российских реалиях. В опросе приняли участие около 100 организаций различных отраслей экономики России. Результаты опроса приведены на рисунке 1.

 

Источник: Публикация Российского союза промышленников и предпринимателей, URL: https://rspp.ru/

 

Рисунок 1 -  Приоритетные темы устойчивого развития

 

Нельзя не отметить, тот факт, что в качестве приоритетной повестки развития своего предприятия 52 % респондентов не отметили «климатическую повестку», а управлением ESG факторами готовы заниматься менее половины опрошенных.

В условиях увеличения затрат предприятия на реализацию вопросов ESG повестки они становятся менее конкурентными в части собственных средств, но получают дополнительную ликвидность в отношении доступа к «зеленым» финансовым инструментам и повышения лояльности как инвесторов, так и общества в целом.

Именно эти причины породили сегодня такое явление как «гринвошинг» подразумевающее негативное воздействие компании на окружающую среду при одновременных попытках создать у общественности впечатление, что компания заботится о природе. Так, согласно исследованию, проведенному в 2020 году Еврокомиссией, 42% «зеленых» рекламных заявлений в интернете оказались ложными или преувеличенными [3].

Планирование мероприятий по внедрению в компании принципов ESG, как любое планирование осуществляется в условиях неопределенности и, как следствие, данные мероприятия подвержены рискам изменений и рискам отклонений. Без понимания причинно-следственных связей между процессами и объектами, порождающими указанные риски и являющимися следствием их наступления управленческие решения, не имеют достаточного обоснования для их реализации.

Вот почему ESG-риски должны быть максимально полно идентифицированы и подвергнуты проведению качественного анализа для определения как источников таких рисков, так и потенциальных последствий реализации рискового события

 

Цель исследования

 

Целью исследования является разработка стандартных унифицированных процедур качественного анализа ESG-рисков организации, принимающей или реализующей решение о внедрении принципов ESG в свою деятельность. Применение типовых процедур качественного анализа ESG-рисков позволит значительно сократить сроки на их реализацию и повысит обоснованность принимаемых управленческих решений.

 

 

 

Исследование вопросов качественного анализа рисков, порождаемых внедрением принципов повышения экологичности хозяйственной деятельности, политики социальной ответственности и качества корпоративного управления (далее – принципы ESG), необходимо определить перечень внутренних и внешних процессов и объектов, подлежащих управляющему воздействию в рамках указанного процесса.

 

Материалы и методы исследования

 

Необходимость выработки научного подхода к решению управленческих задач ESG-трансформации отдельных организаций, с учетом отраслевой принадлежности продиктована общемировыми тенденциями в сфере устойчивого развития общества.

Для целей настоящей статьи приняты следующие термины и определения:

«ESG-риски» - совокупность следующих рисков, порождаемых деятельностью компании по внедрению и развитию принципов ESG:

- риски изменений, порождаемые внутренними и внешними процессами управляющего воздействия организации, а также объектами, являющимися результатом такой деятельности;

- риски отклонений, порождаемые вероятностью нарушения со стороны компании установленных государственными органами и иными уполномоченными организациями правил, требований и ограничений в области ESG повестки.

«качественный анализ рисков» - установленные международными (ИСО) и российскими (ГОСТ Р) стандартами в области управления рисками методы определения источников риска и потенциальных последствий наступления рискового события (инцидента).

«окружающая среда (environment)» - природное окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей, космическое пространство и их взаимосвязь.

Прикладной характер проблемы проявляется в отсутствии практики применения апробированных подходов и методов управления рисками в процедуры качественного анализа ESG-рисков и, как следствие, низкий уровень обоснованности управленческих решений при внедрении в компании ESG принципов.

Область организационно-экономических отношений, порождаемых внедрением и реализацией принципов ESG определяется как взаимодействием субъектов управления (организация и регулирующие органы) и объектов управления (процессы и объекты экологического, социального и корпоративного характера), так и взаимодействием субъектов управления между собой.

Наличие отрицательной динамики развития регуляторной деятельности и отношения общества к ESG повестке, климатических и геополитических изменений, а также латентное распространения COVID-19, влияющих на рост издержек (инвестиций) предприятий на реализацию мероприятий по внедрению принципов ESG, являются определяющими факторами, формирующим ESG-риски.

Усиление регулирования в сфере инвестиций значительно влияет на их экономическую эффективность, особенно с учетом того, что инвестиции в элементы ESG – это всегда долгосрочные инвестиции для достижения стратегических целей повышения социальной ответственности компании. На рисунке 2 представлена отрицательная с точки зрения инвестора динамика изменения в национальной инвестиционной политике государств.

 

Рисунок 2 – Изменения в национальной инвестиционной политике (%)

 

 

Так, в соответствии с данными доклада ЮНКТАД ООН о мировых инвестициях в 2021 году зафиксировано падение инвестиций в сектора, значимые для целей устойчивого развития (далее – ЦУР), включая ESG. «Инвестиции с нуля, значимые для ЦУР, в развивающихся регионах сократились на 33 % после начала пандемии, а международное финансирование проектов упало на 42 %» [8]. Такое сокращение в том числе и иностранных инвестиций в секторах, связанных с ЦУР, значительно замедлил прогресс в достижении ЦУР, имевший место в последние годы.

В тоже время, необходимо отметить интенсивный рост интереса со стороны внешних инвесторов в финансовые инструменты устойчивого инвестирования. Наблюдается значительный рост как специфических инструментов фондового рынка (зеленые облигации, социальные облигации и смешанные социально-экологические облигации и т.п.), так и количества игроков фондового рынка, позиционирующих себя как фонды устойчивых инвестиций (паевые инвестиционные фонды и биржевые фонды) инвестирующие в активы, сочетающие факторы устойчивости ESG (экологические, социальные и управленческие). По оценкам ЮНКТАД, стоимость продуктов устойчивых инвестиций на мировых рынках капитала в 2020 году составила 3,2 трлн долл., что на 80 % больше, чем в 2019 году. Динамика роста представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Число фондов устойчивого инвестирования и их активы (млрд. долларов)

 

Мировое сообщество риск-менеджмента отмечает, что «риски ESG охватывают широкий спектр проблем: от климатических катастроф до кризисов общественного здравоохранения и активности акционеров. По мере роста требований к социальной ответственности, увеличения серьезности и частоты стихийных бедствий и развития нормативно-правовой базы риски ESG будут становиться все более распространенными и разрушительными» [1].

Мировая тенденция к «нулевому переходу» экономики в борьбе за окружающую среду подтверждается данными McKinsey & Company (рисунок 10) о динамике увеличения капиталовложений на реализацию мероприятий по снижению выбросов (декарбонизации) в отраслевом разрезе.

 

 

Источник: [10]

 

Рисунок 10 – Отраслевая динамика размещение капитала для достижения чистого нуля

 

Вот почему, изучение данной научной проблематики необходимо начать с определения основных элементов социальной ответственности компании.

Соотношение основных элементов социальной ответственности компании с принципами ESG представленные на рисунке 4.

 

 

Источник: Разработка автора

 

Рисунок 4 - Соотношение основных элементов социальной ответственности компании с принципами ESG

 

 

Идентификацию ESG-рисков для целей их последующего качественного анализа целесообразно осуществлять в контексте ESG принципов.

1. К типовым рискам воздействия деятельности организации на окружающую среду (RE) относятся:

- риски негативного воздействия на окружающую среду продуктов и услуг, производимых организацией на всех стадиях жизненного цикла: добыча сырья, производство, транспортировка, реализация, потребление и утилизация:

- риски эпидемий, вызванные нарушениями со стороны организации установленных норм и правил (RE1);

- риски эпизоотий, вызванные нарушениями со стороны организации установленных норм и правил (RE2);

- риски эпифитотий, вызванные нарушениями со стороны организации установленных норм и правил (RE3);

- риски фитогенного воздействия на окружающую среду, вызванные нарушениями со стороны организации установленных норм и правил (RE4);

- риски зоогенного воздействия на окружающую среду, вызванные нарушениями со стороны организации установленных норм и правил (RE5);

- риски микробиогенного воздействия на окружающую среду, вызванные нарушениями со стороны организации установленных норм и правил (RE6);

- риск негативного воздействия на окружающую среду продуктов и услуг, планируемых организацией к производству на всех стадиях жизненного цикла: добыча сырья, производство, транспортировка, реализация, потребление и утилизация (RE7);

- риск выбросов в атмосферу производимых организацией загрязняющих веществ, таких как свинец, ртуть, летучие органические соединения (ЛОС), оксиды серы (SOx), оксиды азота (NOx), диоксины, твердые частицы и вещества, разрушающие озоновый слой, могут привести к воздействию на окружающую среду и здоровье людей (RE8);

- риск загрязнения водных объектов и водоносных слоев путем прямых намеренных или аварийных сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, включая морскую среду, а также непреднамеренного их стока в поверхностные воды или проникновения в грунтовые воды (RE9);

- риск загрязнения воздуха, воды, почвы, грунтов образованными в процессе производства жидких или твердыми производственными отходами (RE10);

- риск наличия низкой энергоэффективности процессов и объектов в рамках деятельности организации - высокий уровень потребления энергии для обеспечения зданий, транспорта, процессов производства, электробытовых приборов и электронного оборудования, для производства продукции, предоставления услуг или иных целей (RE11);

- риск неэффективного использования воды, в производственных целях, а также создание ограничения доступа к безопасным, надежным источникам питьевой воды и санитарным условиям (RE12);

- риск неэффективного использования организацией материалов, приводящего к негативному прямому или косвенному экологическому воздействию. Например, воздействие от разработки месторождений полезных ископаемых или заготовкой древесины (RE13).

2. Перечень типовых рисков деятельности организации в социальной сфере (RS) включает:

- риски, связанные с нарушением прав человека со стороны организации:

 - риск соучастия организации в совершении незаконных действий третьих лиц, или бездействия, или подстрекательства к ним, в результате которых могут быть нарушены базовые права человека (RS1);

- риск нарушения организацией прав человека в части удовлетворения жалоб и возмещения ущерба для тех, кто считает, что их права были нарушены (RS2);

- риски, связанные с нарушением со стороны организации прав уязвимых групп:

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека по гендерному признаку (RS3);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав людей с ограниченными возможностями (RS4);

- риск нарушения организацией прав детей путем сексуальной и иных форм эксплуатации детей (RS5);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав коренного населения территорий, задействованных/планируемых к использованию для целей деятельности организации (RS6);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав мигрантов, включая трудовых мигрантов, установленных законодательством (RS7);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека на основе расовой принадлежности (RS8);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека по признаку этнической принадлежности (RS9);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека по возрастному признаку (RS10);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека по признаку материальной обеспеченности (RS11);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека в связи с наличием у него заболеваний (ВИЧ/СПИД) (RS12);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека по признаку принадлежности к сексуальным меньшинствам (RS13);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека по признаку принадлежности к религиозной конфессии (RS14);

- риски, связанные с нарушением (ограничением) со стороны организации гражданских и политических прав:

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека на свободу мнения и его выражения (RS15);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека на свободу мирных собраний и объединений (RS16);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека на получение и передачу информации, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством (RS17);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека на владение и распоряжение собственностью, включая свободу от произвольного лишения имущества (RS18);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека на доступ к надлежащим правовым процедурам и справедливое рассмотрение перед применением каких-либо внутренних дисциплинарных мер, а также исключение физического насилия или унизительного обращения (RS19);

- риски, связанные с нарушением со стороны организации экономических, социальных и культурных прав:

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека на доступ к образованию (RS20);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека на достойную (соответствующую уровню квалификации и опыту работы) оплату труда (RS21);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека в части применения любых форм принудительного и обязательного труда (RS22);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав человека путем допущения дискриминации в отношении найма и занятости (RS23);

- риск нарушения организацией установленного законом порядка установления, реализации и прекращения трудовых отношений с работником (RS24);

- риск нарушения организацией установленного законом порядка защиты персональных данных и конфиденциальности граждан (RS25);

- риск нарушения организацией установленных законом условий труда работника, включая мероприятия по охране труда на рабочем месте и обеспечения и поддержания высоко уровня физического, психического и социального благополучия трудящихся, а также предотвращения (причинения) вреда здоровью, вызванного условиями труда (RS26);

- риск нарушения (ограничения) организацией возможности осуществления социального диалога, включая все виды переговоров, консультаций или обмена информацией между или среди представителей правительства, работодателей и трудящихся относительно общих интересов, относящихся к экономическим и социальным вопросам, вызывающим озабоченность (RS27);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав потребителей на доступ к безопасным продуктам и услугам (RS28);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав потребителей на доступ к информации в отношении производимых организацией продуктов и услуг, включая правила и нормы рекламы и маркировки (RS29);

- риск нарушения (ограничения) организацией прав потребителей на возмещение ущерба в случае предъявления обоснованных претензий к качеству или условиям поставки товаров и услуг (RS30);

- риск нанесения вреда здоровью отдельным группам потребителей товаров и услуг производимых организацией, включая беременных женщин (RS31);

- риск непреднамеренного использования организацией при разработке или производстве продукта, или услуги вредных веществ, которые включают, в частности: вещества, являющиеся канцерогенными, мутагенными, токсичными для репродуктивной функции, стойкими (в окружающей среде) или биоаккумулирующимися (RS32);

- риск предъявления претензий со стороны потребителей товаров и услуг, производимых организацией (RS33).

3. В реестр рисков функции управления организации (RG) включаются следующие виды рисков:

- риск наличия элементов коррупции в деятельности организации (RG1);

- риск наличия в деятельности организации конфликта интересов как среди работников, так и среди формальных (подразделений) и неформальных групп (RG2);

- риск наличия элементов коррупции в деятельности организации (RG3);

- риск причастности организации к оказанию ненадлежащего влияния на государственных деятелей, политиков в пользу тех или иных целей (RG4);

- риск нарушения организацией установленных законом требований в области конкуренции (RG5);

- риск взаимодействия (вовлечение) организации с другими организациями, нарушающими установленные законом требования в области конкуренции (RG6);

- риск нарушения организацией установленных законом прав на собственность, включая право на землю и другое материальное имущество, авторские права, патенты, право на наименование места происхождения товара, фонды и т.п. (RG7);

- риск взаимодействия (вовлечение) организации с другими организациями, нарушающими установленные законом требования в области конкуренции (RG6);

- риск нарушения организацией норм договорного торгового права, включая международного (RG7);

- риск нарушения организацией норм договорного торгового права, включая международного (RG8);

- риск негативного влияния на организацию со стороны дискриминированных и маргинальных сообществ и групп (RG9);

- риск отрицательного воздействия деятельности (включая инвестиционную) организации на существующие рынки труда и уровень занятости населения (RG10);

- риск технологического отставания организации от основных конкурентов отрасли, не позволяющее использовать ресурсо-, энергосберегающие и безопасные технологии (RG11);

- риск отрицательного социально-экономического воздействия организации при вхождении или выходе из сообщества, включая воздействие на его (сообщества) базовые ресурсы (RG12);

- риск нарушения организацией норм договорного торгового права, включая международного (RG13);

- риски нарушения организацией прав акционеров [5]:

- риск нарушения прав миноритарных акционеров (RG14);

- риск концентрации собственности (RG15);

- риск скрытого получения контроля над компанией со стороны акционеров (RG16);

- риск получения контроля над компанией в результате рейдерского захвата (RG17);

- риски, порождаемые деятельностью органов управления организации:

- риск мошенничества со стороны акционеров (RG18);

- риск негативных последствий для компании в результате действий акционеров (групп акционеров) в личных интересах (RG19);

- риск слияния функций собственности и операционного менеджмента (RG20) [2];

- риски раскрытия информации:

- риск утечки инсайдерской информации (RG21);

- риск раскрытия коммерческой тайны (RG22);

- репутационные риски (RG23);

- риски выполнения требований надзорных органов:

- риск наложения штрафных санкций со стороны налоговых органов (RG24);

- риск наложения штрафных санкций со стороны Росфинмониторинга (RG25);

- риск наложения штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства (RG26);

- внешние по отношению к компании риски:

- валютные риски (RG27);

- кредитные риски (RG28);

- рыночные риски - потери компании вследствие изменения цен активов на биржевом рынке (RG29).

Данный перечень ESG-рисков не является исчерпывающим.

Реализацию процедуры качественного анализа идентифицированных ESG-рисков целесообразно осуществлять с использованием стандартизированных методов анализа. К ним относятся наиболее широко используемые в риск-менеджменте методы: ETA (Event Tree Analysis), FTA (Fault tree analysis), FMEA/FMECA (Failure Mode and Effects Analysis), HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points, BOW-TIE (bow-tie analysis), ISHIKAWA DIAGRAM и др.

Для проведения (в рамках качественного анализа рисков) идентификации источников риска наиболее часто используется метод FTA в основе которого лежит исследование последовательности событий, предшествующих и приводящих к наступлению рискового события. В рамках метода исследуются все внешние и внутренние процессы и объекты, способные привести к реализации риска). Все элементы исследуемой совокупности структурируются с учетом временного фактора, формируя «дерево событий» предшествующих наступлению инцидента.

Так, например, анализируя потенциальные источники риска загрязнения водных объектов путем сброса загрязняющих веществ в поверхностный водный объект в точке санкционированного водоотведения (RE9), необходимо сформировать схему последовательных операций и задействованного технологического оборудования системы водоотведения. Такая система, как правило, включает в себя процессы, изображенные на рисунке 5.

 

 

Источник: Разработка автора

Рисунок 5 – Процессы и технологическое оборудование системы водоотведения

 

Функциональная схема работы системы водоотведения условно чистых стоков – К0 (с кровли зданий и сооружений) и поверхностных стоков - К1 (с поверхности почвы, газонов, автодорог, пешеходных дорожек, автостоянок) позволяет определить последовательность движения ливневых стоков К0 и К1 и провести моделирование отказов каждого элемента системы исходя из условий наличия факта загрязнения водного объекта по причине сброса загрязняющих веществ в поверхностный водный объект (рисунок 6).

 

 

Источник: Разработка автора

Рисунок 6 – Функциональная схема системы водоотведения

 

 

Анализ осуществляется в два этапа.

 

На первом этапе определяется перечень возможных отказов или отклонений в работе каждого объекта технологического оборудования с построением цепочки последствий для оценки возможности (вероятности) наступления инцидента рискового события. Анализ начинается с технологического оборудования, являющегося «точкой входа» в систему. Из всех сценариев одиночных и групповых отказов отбирается перечень технологического оборудования, задействованного в данных сценариях.

На втором этапе для каждого из отказов  i-того сценария и j-го отказа определяются процессы и объекты, послу способные привести к указанному отказу (проблеме).

Для данных целей в качестве вспомогательного инструмента может быть использован метод построения ISHIKAWA DIAGRAM (рисунок 7)

 

 

Источник: Разработка автора

Рисунок 7 – Диаграмма Исикавы

 

Результатом анализа является развернутый перечень потенциальных причин наступления рискового события.

Проведение анализа потенциальных последствий наступления рискового события проводят, как правило с использованием соответствующих методов ETA, FMEA/FMECA и др.

Метод ЕТА предполагает построение «дерева последствий» наступления рискового события и позволяет не только определить максимально возможный перечень таких последствий, последовательность и цепочку их наступления, но и определить вероятность конечного последствия (рисунок 8).

 

 

Источник: Разработка автора

Рисунок 8 – «Дерево последствий»

 

Таким образом, в результате проведенного качественного анализа ESG-рисков лицо принимающее управленческое решение имеет в своем распоряжении по каждому риску как возможные источники его реализации, так и перечень потенциальных последствий от его наступления. Именно результаты качественного анализа ESG-рисков позволяют разработать и реализовать оптимальный план корректирующих и предупреждающих мероприятий.

Выводы

 

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Управление процессом идентификации, анализа и оценки ESG-рисков должно осуществляться системно, быть основано на научных подходах и общих принципах организации риск-менеджмента.

2. ESG-риски, порождаемые процессами имплементации в деятельность компании ESG принципов, в значительной своей части (социальные и управленческие) являются типовыми и могут рассматриваться компаниями различной отраслевой принадлежности. Использование типовых перечней ESG-рисков при дальнейшем их исследовании позволяет формировать перечни типовых источников и последствий данной группы рисков.

3. Разработка и применение унифицированных, стандартизированных процедур по идентификации, анализу и оценке типовых ESG-рисков позволит значительно сократить сроки принятия управленческих решений о реализации ESG принципов при осуществлении деятельности компании и повысить уровень экономической обоснованности таких решений.

Дальнейшее развитие данного направления исследований целесообразно осуществлять в направлении разработки перечней типовых источников и последствий ESG-рисков, а также поиску оптимальных расчетных алгоритмов количественного анализа данных рисков.  Отдельным направлением дальнейшего практического развития данного направления научного исследования должно стать расширение применения риск-ориентированного подхода при принятии управленческих решений на корпоративном уровне.

References

1. Baum Karen. Ekonomicheskoe obosnovanie ocenki riskov ESG // Zhurnal «Risk menedzhment». 2023. - URL: https://www.rmmagazine.com/articles/article/2023/10/09/the-business-case-for-esg-risk-assessment (Data obrascheniya: 09.10.2023)

2. Belyaeva I.Yu., Kozlova N.P. Sovershenstvovanie praktiki korporativnogo upravleniya v rossiyskih kompaniyah // Upravlencheskie nauki. 2014. № 2. S. 16-24. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-praktiki-korporativnogo-upravleniya-v-rossiyskih-kompaniyah/viewer (Data obrascheniya: 02.10.2023)

3. Botarev S. Grinvoshing: pochemu krupnye kompanii stremyatsya vyglyadet' «zelenee», chem oni est', i kakovy osnovnye grehi psevdoekofrendli-biznesa. - URL: https://knife.media/grinvoshing/ (Data obrascheniya: 26.01.2023)

4. Kuleshov P.V. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' i ustoychivoe razvitie: mirovoy opyt i koncepciya dlya predpriyatiy RF // Vestnik MMA. 2022. № 2-2022. S. 52-56

5. Sergeeva I.G., Gracheva E.A. Upravlenie korporativnymi riskami v predprinimatel'skoy deyatel'nosti //NII UTMO. 2014. № 4. S 280-287. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-korporativnymi-riskami-v-predprinimatelskoy-deyatelnosti (Data obrascheniya: 19.10.2023)

6. AKRA. Press-reliz kompanii. - URL: https://acra-ratings.ru/company/news/1000498/, (Data obrascheniya: 14.10.2023)

7. OON. Statisticheskogo otchet № 19-06517. - URL: http://unstats.un.org/sdgs/. (Data obrascheniya: 17.09.2023)

8. YuNKTAD OON. Doklad o mirovyh investiciyah 2021. - URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2021_overview_ru.pdf (Data obrascheniya: 20.10.2023)

9. RSPP. Upravlenie korporativnoy otvetstvennosti, ustoychivogo razvitiya i social'nogo predprinimatel'stva. - URL: https://rspp.ru/sustainable_development/indexes/ (Data obrascheniya: 10.09.2023)

10. McKinsey & Company. Klimaticheskaya, prodovol'stvennaya i energeticheskaya ustoychivost' // Materialy World Economic Forum. 2023. S. 11. - URL: https://www.weforum.org/publications/seizing-the-momentum-to-build-resilience-for-a-future-of-sustainable-inclusive-growth (Data obrascheniya: 26.01.2023)


Login or Create
* Forgot password?