METHODS FOR MONITORING ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF DIGITIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
: In the modern world, where social, economic and political structures are becoming increasingly complex, issues related to maintaining economic security are becoming especially important. At the same time, the key goal of maintaining economic security, especially in conditions of high dynamics of global processes, is to prevent potential risks and threats. The fundamental global challenge in this context is the trend of global digital integration. At the moment, digital solutions play a key role in the development of scientific, technical and economic spheres, and the foundation of socio-economic development is the creation of trusting relationships in systems where digital innovation plays a key role. Cooperation between government, entrepreneurs and public organizations in the field of digital security is becoming a determining factor for organizing joint work in these conditions. Despite the close attention to the issues of digitalization by many scientists, aspects of its impact on economic security are still insufficiently studied. The object of the study is a complex of relations in the field of ensuring economic security. The purpose of the study is a comprehensive analysis and systematization of problems associated with maintaining economic security in the era of global digitalization. Research methods – research of scientific works on the research topic, general scientific methods (analysis, synthesis, generalization). Scientific novelty is a generalization of the specifics of the development of digitalization in modern conditions, a description of the main problems of economic security, opportunities and methodological monitoring tools aimed at solving these problems.

Keywords:
economic development, Digitalization of the economy, economic security, monitoring of economic security, digital transformation, use of digital tools.
Text

Из современного прикладного опыта становится видно, что поддержание экономической безопасности критически важно для устойчивости и прогресса в развитии как конкретных стран и наций, так и общества в глобальном масштабе. Данная проблема включает в себя комплекс мер экономического, политического и юридического характера, направленных на обеспечение защиты основных экономических интересов. В глобальном контексте, экономическая безопасность отражает способность защищать интересы важнейших экономических акторов, опираясь на национальные и глобальные законодательные стандарты, с учетом уникальных национальных экономических особенностей и потенциалов. Накопленный научный опыт в этой области демонстрирует, что экономическая безопасность национального уровня зависит от устойчивости крупных предприятий, благоприятных условий для бизнеса, а также от роли общественного финансового надзора и влияния неформальной экономики. [10, с. 337]

Цифровые технологии, особенно Интернет, в последние десять лет стали фундаментальным элементом экономической деятельности и ключевым драйвером развития во всех секторах. Зависимость успешности экономики от цифровой инфраструктуры растет, а вместе с ней повышается и число неопределенностей, связанных с цифровой средой. Расширение масштабов цифровых угроз приводит к значительным потерям, как финансового, так и репутационного характера.

При этом, угрозы киберпреступности и кражи данных традиционно занимают высокие позиции в рейтингах глобальных угроз, а в национальные стратегии большинства стран включены вопросы, связанные с цифровыми технологиями в области решения социально-экономических проблем, а тажке минимизации рисков через организацию и внедрение мер безопасности в цифровой сфере. [9, с. 284]

Осознание того, что подобные угрозы и риски имеют тенденцию выходить за рамки национальных границ и приобретать глобальный характер, приводит к тому, что в ряде государств концепция цифровой безопасности реализуется в виде отдельного полноформатного документа, тесно связанного с поддержанием национальной безопасности.

Большинство стран внедрили национальные программы защиты киберинфраструктуры, определяющие технические и функциональные критерии к цифровым системам и направленные на выявление слабых мест посредством специализированных алгоритмов доступа.

В странах Западной Европы выделяются значительные ресурсы на совершенствование инфраструктуры для широкополосного Интернет-соединения, так как ее функционирование рассматривается основным стимулом для инновационного роста и вовлечения бизнеса в области цифровой экономики. Это подразумевает, что инфраструктура высокого качества должна быть доступна целевой аудитории для стимулирования развития отраслей, в частности, таких как медицинская сфера, образовательный сектор и финансовая индустрия. [5, с. 74]

В течение последнего времени в данных сферах были разработаны и реализованы комплексные мероприятия, которые варьировались от построения базовой коммуникационной инфраструктуры до внедрения сложных электронных систем учета медицинских данных. Развитые страны, включая Австралию и Канаду, реализовали через цифровые решения экономически обоснованные мероприятия для улучшения медицинских услуг в удаленных регионах.

Однако следует осознавать, что подобные мероприятия не всегда реализуются без осложнений и проблем, и цифровые технологии не являются единственным решающим фактором для достижения поставленных целей. Несмотря на уже существующее применение цифровых технологий в государственных учреждениях, важно понимать, как их дальнейшее использование и развитие может способствовать росту результативности работы этих организаций.

Инструменты информационных технологий должны обеспечивать формирование механизма координации интересов и действий в сфере информации между центральными и подчиненными управленческими структурами. Важным аспектом здесь является разработка правовой основы для информационных процессов с учетом отдельных требований. Эти усилия направлены на повышение качества решений экономических задач и сокращение затрат, связанных с информатизацией на уровне регионов и на национальном уровне.

Применение цифровых решений значительно увеличивает прозрачность управленческих действий на государственном уровне, помогает уменьшить коррупционные проявления и укрепляет доверие населения за счет включения его в систему принятия решений. [1, с. 104]

Восприятие того, что недостаточное развитие цифровизации может привести к снижению эффективности и конкурентоспособности экономики, а также к увеличению ее зависимости от иностранных государств, и, как следствие, ухудшению экономической безопасности, стимулирует органы государственной власти уделять повышенное внимание развитию цифровой экономики. В России данной проблеме также уделяется значительное внимание, однако в текущем контексте интеграции в мировую цифровую экономику, нашей стране может быть трудно достичь значительных конкурентных преимуществ и добиться существенного эффекта в экономическом развитии.

Множество исследователей, как в России, так и на международном уровне, активно изучают вопросы, связанные с тенденциями прогресса цифровых технологий. Их работы затрагивают такие темы, как экономические изменения в результате применения цифровых инноваций, роль государства в формировании цифрового общества, вопросы доверительных отношений и собственности, анализ больших данных, а также угрозы и возможные последствия кибератак. [6, с. 105]

Особое внимание уделено комплексности изменений, обусловленных цифровизацией, что включает в себя как исследования системных сдвигов в экономике (таких как изменения на рынке труда, проблемы безработицы, воздействие криптовалют), так и более узкие исследования, например, применение конкретных программных решений в бизнес-процессах компаний. Также можно отметить, что хотя экономические субъекты осознают влияние цифровизации на свою работу, они часто подходят к этому вопросу преимущественно с технической позиции.

В настоящее время цифровая экономика базируется на сложной сети взаимосвязанных информационно-коммуникационных технологий, с акцентом на обработку и анализ больших объемов данных. В такой системе имеются риски и угрозы, которые охватывают разные уровни взаимодействия. Процессы, реализуемые на уровне малого бизнеса, могут оказывать воздействие на большие компании и всю цепочку формирования стоимости, а крупномасштабные сбои в цифровой инфраструктуре могут угрожать деятельности отдельных предприятий и государственных организаций. [3, с. 78]

В этих условиях, информация становится ключевым ресурсом, и становится востребованной концепция «data-driven innovation», применение которой способствует росту производительности бизнес-процессов, начиная с совершенствования и перестройки базовых бизнес-операций, повышения качества взаимодействия с потребителями, расширения торговых площадок, до решения важных общественных и государственных задач. Результат в таком контексте прямо коррелирует с открытостью и взаимосвязью в цифровой системе и возможностью бесперебойного, адаптивного и экономически выгодного обмена данными между многочисленными участниками.

Тем не менее, активный обмен и использование значительных потоков информации уменьшают уровень конфиденциальности и способствуют возникновению цифровых рисков. Концепция закрытых систем для обеспечения безопасности устаревает, учитывая, что ранее информационные технологии не были ориентированы на взаимодействие и их вклад в экономическое и социальное развитие был менее зависим от информационных потоков. Закрытие таких систем в настоящее время неизбежно приведет к ухудшению экономических и социальных выгод, ведя к созданию только видимости обеспечения безопасности.

В последнее время различные по своему масштабу экономические субъекты сталкиваются с ростом частоты и серьезности угроз в цифровом пространстве, что существенно влияет на их экономическую стабильность. Эти угрозы могут отражаться на репутации, финансовом положении, динамике их конкурентных преимуществ, снижении инновационной активности и ухудшении рыночных позиций. Такие угрозы влияют на доступность, надежность или секретность информационных систем, лежащих в основе экономической активности.

 

Рис.1 – Основные цифровые угрозы, влияющие на ее безопасность

 

Анализ существующих тенденций в экономике позволяет выделить следующие цифровые угрозы, влияющие на ее безопасность: [7, с. 39]

  • угрозы, связанные с экономикой в целом или ее ключевыми сегментами, включая зависимость от иностранных цифровых решений;
  • недостаток цифровых продуктов в определенных секторах и сферах экономики;
  • проблемы с промышленным шпионажем, кибератаками, нехваткой квалифицированных специалистов и адекватной цифровой инфраструктуры;
  • проблемы с воровством и манипулированием личными данными.

Ключевыми инструментами для решения представленных проблем являются эффективность ресурсного использования и применение инновационных методов.

Стратегическое планирование поддержания экономической безопасности, учитывая особенности тенденций социально-экономического развития и общую экономическую ситуацию, требует анализа большого объема данных. Эти данные, систематизированные в рамках мониторинга, становятся центральным элементом управления экономической безопасностью.

Мониторинг экономической безопасности можно интерпретировать как систематическую методику для всестороннего анализа изменений в ключевых показателях, определяющих основные атрибуты каждого компонента экономической безопасности. Эти компоненты включают сектора, такие как финансовый сектор, инновационно-инвестиционный сектор, повышение качества жизни и развитие человеческих ресурсов, а также продовольственный сектор. [12, с. 50]

Миссией мониторинга является анализ отклонений от заданных критических значений индикаторов и быстрое внедрение стратегических мер для ликвидации рисков, связанных с экономической безопасностью. Главной задачей мониторинга выступает улучшение общего интегрированного показателя, который отображает уровень экономической безопасности. Это осуществляется посредством реализации комплекса профилактических действий и мер для минимизации воздействия негативных элементов.

 

 

Рис. 2 – Основные задачи мониторинга в условиях цифровизации

 

Разработка комплекса мониторинга экономической безопасности опирается на взаимосвязанные задания, которые определяют возможности этого инструмента для классификации объектов и формирования действий по предотвращению экономических угроз, включая финансовую оценку предпринимаемых шагов.

Задачи мониторинга в условиях цифровизации включают: [8, с. 78]

  • предоставление актуальных данных о факторах, влияющих на развитие экономических субъектов;
  • оценка показателей в рамках каждого блока экономической безопасности, включая финансовый, инновационный, экономический, социальный и продовольственный аспекты;
  • выявление и оценка угроз экономической безопасности для разработки оперативных и профилактических решений;
  • анализ рисков для экономической безопасности, прогнозирование вероятности их возникновения;
  • исследование взаимосвязи между угрозами экономической безопасности и приоритетами стратегического развития;
  • разработка и поддержание паспорта экономической безопасности как средства для сбора и обобщения информации о состоянии экономической безопасности;
  • планирование комплекса мер по поддержанию экономической стабильности;
  • оценка финансовых требований для реализации запланированных мероприятий;
  • мониторинг достижения целей стратегии социально-экономического развития с учетом показателей экономической безопасности;
  • координация действий соответствующих органов для управления последствиями угроз экономической безопасности.

Организация мониторинга экономической безопасности строится в рамках следующие алгоритма: [2, с. 249]

  1. Задание целей и определение задач в контексте системы мониторинга.
  2. Анализ комплекса стратегических интересов экономического объекта и формирование дерева целей.
  3. Сбор необходимых данных и формирование информационной базы, необходимой для полноценного расчета и оценки индикаторов экономической безопасности. Источниками данных могут служить органы государственной власти, Росстат, онлайн-ресурсы.
  4. Создание комплекса показателей критериев и их нормативных уровней. Установление целевых критериев для поддержки экономической безопасности обусловлено потребностью в глобальных мерах научно-технологического и социально-экономического прогресса, повышения качества жизни и создания благоприятных условий для граждан, включая возможности для их личностного роста и развития. Процесс определения критериев экономической безопасности активно адаптируется к текущим и предвиденным трендам, а успешность целей измеряется достижением конкретных задач. В этом контексте важно учитывать интересы всех участников процесса.

Рис.3 – Алгоритм организации мониторинга экономической безопасности

 

  1. Оценка критериев экономической безопасности, охватывающих различные сферы, с использованием таблично-графического метода. Оценка проводится в рамках разработанного комплекса показателей критериев и их нормативных значений. Наличие отклонений от норматива указывает на угрозы, требующие реализации стратегических действий.
  2. Реализация конкретных мероприятий, направленных на устранение рисков экономической безопасности.
  3. Определение финансовых потребностей для устранения угроз и оценка эффективности этих мер путем внесения данных в табличный формат и представления необходимых графиков для повышения наглядности.

В процессе мониторинга экономической безопасности критически важно принимать во внимание специфику проводимой на мезоуровне политики, перспективы развития эффективных коммуникационных процессов в государственных структурах и направления совершенствования стратегического планирования для укрепления конкурентных позиций экономических субъектов, их устойчивого развития и принятия решений в контексте внешних и внутренних вызовов. [11, с. 58]

Особую роль могут играть специализированные ситуационные центры, которые представляют собой инновационное сочетание методических, информационных и технических средств, предназначенных для руководителей и аналитиков. В рамках основного функционала такие центры осуществляют мониторинг и визуализацию результатов в удобных форматах, включая диаграммы, графики и таблицы, которые доступны для просмотра на различных устройствах, обеспечивая управление данными в режиме реального времени. Однако при внедрении ситуационных центров возникает проблема недостаточной прозрачности информации для стратегического принятия решений и отсутствия необходимых цифровых инструментов для анализа и прогнозирования.

В условиях возрастания объемов входящих аналитических данных и документооборота между экономическими субъектами, а также требований к скорости принятия управленческих решений, целесообразно внедрение в ситуационный центр дополнительного программного модуля. Этот модуль, ориентированный на мониторинг экономической безопасности, должен быть интегрирован в единую технологическую платформу.

В структуре ситуационного центра также актуально иерархическое разделение между высшим и низшим уровнями управления. Это разделение обосновано тем, что корректировка отдельных целей развития экономического субъекта базируется на оценке потенциала и стратегических возможностей каждого из его отдельных составляющих.

Подводя итог, можно отметить, что в современных условиях цифровых трансформаций, организация методов мониторинга представляет собой ключевой элемент в укреплении экономической безопасности, обеспечивая комплексный анализ данных, что позволяет предпринимать более эффективные и своевременные меры по управлению экономическими угрозами. [4, с. 22]

Среди основных методов мониторинга выделяются автоматизированные системы сбора и анализа данных, интеграция разнообразных информационных источников и создание цифровых платформ для визуализации и интерпретации информации. Эти подходы способствуют оперативному выявлению «узких мест» и стратегических проблем в экономической сфере, обеспечивая возможность для разработки эффективных стратегических планов и Дорожных карт.

Применение цифровых инструментов также позволяет улучшить координацию межведомственных коммуникаций и повысить качество принимаемых решений. Особое значение приобретает использование систем мониторинга для оценки и ранжирования региональных и муниципальных уровней управления в контексте экономической безопасности.

Таким образом, методы мониторинга в условиях цифровизации являются неотъемлемой частью стратегического планирования и управления в сфере экономической безопасности. Их развитие и совершенствование должны продолжаться в направлении интеграции современных технологий и адаптации к изменяющимся условиям цифровой экономики.

References

1. Ageeva, O. A. Specifics of ensuring economic security in the conditions of digitalization / O. A. Ageeva, N. K. Kuchukova, Yu. D. Matytsyna // University Bulletin. - 2022. - No. 4. - P. 100-106.

2. Azarskaya, M. A. Accounting and control support for economic security of a commercial organization in the conditions of digitalization of information / M. A. Azarskaya, O. A. Mironova, L. Ya. Yakovleva // Innovative development of the economy. - 2021. - No. 6(66). - pp. 247-250.

3. Alikhanov, A. A. Theoretical aspect of the organization of economic security in the conditions of digitalization / A. A. Alikhanov, A. T. Gyyazov, Zh. T. Baigazieva // M. Ryskulbekov atyndagy Kyrgyz economics university kabarlary. - 2022. - No. 4(57). - P. 76-80.

4. Babaeva, Z. Sh. Current aspects of ensuring economic security of the countries of the Eurasian Economic Union in the conditions of digitalization / Z. Sh. Babaeva // Bulletin of the Catherine Institute. - 2022. - No. 4(60). - pp. 20-23.

5. Berdnikova, L. F. Functions and types of risks influencing the economic security of an organization in the conditions of digitalization of business / L. F. Berdnikova, E. B. Vokina // Bulletin of SamGUPS. - 2019. - No. 4(46). - pp. 72-77.

6. Bessarabov, V. O. Concept of diagnostics of economic security of entrepreneurial activity in the conditions of digitalization of the economy / V. O. Bessarabov // Today and tomorrow of the Russian economy. - 2020. - No. 101-102. - P. 93-111.

7. Vasilyeva, E. E. Current problems of monitoring the financial and economic development of Russian regions in the conditions of digitalization / E. E. Vasilyeva // Perm Financial Journal. - 2019. - No. 1(20). - P. 33-45.

8. Gudkova, O. V. Risks and threats to the economic security of Russia in the conditions of digitalization of the economy / O. V. Gudkova // News of higher educational institutions. Series: Economics, finance and production management. - 2022. - No. 1(51). - P. 73-80.

9. Dronov, R.V. Comprehensive assessment of the effectiveness of countering threats to economic security in the context of digitalization / R.V. Dronov, A.K. Zaitsev // Audit statements. - 2023. - No. 2. - P. 281-286.

10. Karimov, N. G. Studying the Chinese experience in ensuring economic security through benchmarking in the context of digitalization of the economy / N. G. Karimov // News of the Issyk-Kul Forum of Accountants and Auditors of Central Asian Countries. - 2022. - No. 2(37). - pp. 334-341.

11. Maksimova, N. A. Development of a mechanism for assessing the information component of economic security of an industrial enterprise in the conditions of digitalization / N. A. Maksimova // Bulletin of the Academy. - 2021. - No. 2. - P. 52-60.

12. Shcherbakova, N. V. Ensuring economic security in the conditions of digitalization and transformation of the institutional environment / N. V. Shcherbakova // Innovative development of the economy. - 2023. - No. 2(74). - pp. 44-53.

13. Khairullina, E. G. Mechanism for monitoring the socio-economic development of the region (on the example of the Republic of Tatarstan) / E. G. Khairullina // Russian Journal of Management. - 2023. - T. 11, No. 3. - P. 357-367.


Login or Create
* Forgot password?