THE ROLE OF LABOR PRODUCTIVITY IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC PRODUCTION IN THE DIGITAL ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers labor productivity as one of the factors that contribute to improving the efficiency of public production in the digital economy. The dynamics of labor productivity and macroeconomic indicators are studied. We have studied national projects that are aimed at improving labor productivity at the level of certain subjects.

Keywords:
labor productivity, labor productivity efficiency, labor productivity improvement, digital economy
Text

Введение. Цифровые преобразования – один из главных факторов экономического роста. На сегодняшний день весь мир стоит на пороге новой промышленной революции под названием «Индустрия 4.0», направленной на рост производительности труда, экономики и развитие конкурентоспособности.

Одним из важных факторов интенсивного типа экономического роста является производительность труда, выступающая также показателем уровня конкурентоспособности экономики и способствующая производству большего количества валового регионального продукта с меньшими затратами. В настоящее время производственные отношения требуют особых условий для обеспечения предприятий рабочей силой. Эффективность управления персоналом – это ключевое условие для поддержания долгосрочной конкурентоспособности процессов хозяйствования.

Актуальность исследования роли производительности труда в повышении эффективности общественного производства заключается в том, что для каждого предприятия важным аспектом является совершенствование финансово-хозяйственной деятельности, повышения уровня основных показателей, вследствие чего повышается уровень конкурентоспособности и предпринимательской активности на внутреннем и внешнем рынке сбыта. 

Кроме этого, производительность труда является важным социально-экономическим показателем, которая определяет эффективность выполнения трудовых обязанностей работником, определяет, насколько организации являются конкурентоспособными на рынке, а также характеризует уровень развития государства на международном рынке. Динамика производительности труда показывает, на сколько государство является производственным и рациональным в области применения высоких автоматизированных технологий взамен изношенных и морально устаревших, которые являются преградой для развития и производства новых видов продукции. 

Для того чтобы создавать благоприятные условия росту уровня производительности труда необходимо применять различные теоретико-методические подходы к управлению производительностью труда, то есть обеспечивать население страны новыми рабочими местами, повысить минимальный размер оплаты труда, стимулировать предприятия для внедрения и совершенствования новых технологий и инноваций, что поможет улучшить качество и динамику производительности труда. Так же для улучшения и повышения уровня производительности труда на региональном и государственном уровнях следует реализовывать новую государственную программу, направленную на трудоустройство молодежи. 

Методы. В ходе написания исследования были применены методы сравнения, графической интерпретации, а также эмпирический и метод научной абстракции. 

Результаты. В условиях современной цифровой экономики приоритетным направлением развития конкурентоспособности предприятия является совершенствование человеческого капитала, вследствие этого как на уровне государства в целом, так и на уровне одного предприятия, в частности необходимо воплощать лучшие условия для привлечения, удержания и развития человеческого капитала. Это необходимо для достижения опережающего темпа роста производительности труда. Для построения цифрового государства целесообразно реализовать следующие задачи, представленные на рисунке 1

 

Рисунок 1 - Приоритетные направления развития цифрового государства

 

На сегодняшний день существует потребность в создании условий для роста производительности труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе.

Производительность труда является ключевым фактором конкурентоспособности и стабильного роста экономики страны. Проанализируем динамику производительности труда в России за последние 10 лет [1] (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Динамика индекса производительности труда в России за последние 10 лет

 

Рассматривая рисунок 2, видим, что на протяжении всего анализируемого периода не наблюдается рост темпов производительности труда, что обусловлено сопровождением периодических экономических кризисов (2009г., 2014г.). В целом за последние три года показатель производительности труда демонстрирует хоть и слабый, но стабильный рост.

Ключевым моментом в повышении производительности труда является создание условий для технического и технологического обновления и увеличения объемов производства. Кроме того, важно иметь условия для улучшения кадрового потенциала и осуществления контроля за динамикой производительности труда.

Выполнение данных задач обеспечит:

  • рост производительности труда;
  • прирост высокопроизводительных рабочих мест;
  • увеличение числа высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников;
  • рост реальной заработной платы.

В настоящее время для увеличения производительности труда в России разработан национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», реализация которого осуществляется на уровне некоторых субъектов.

Данная государственная программа начала реализоваться с 2017 года и будет действовать вплоть до 2025 год. Ее основной целью является повышение уровня производительности труда на 30% с помощью сокращения уровня безработицы. Основные задачи данного проекта представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Основные задачи национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости»

 

В число пилотных регионов, реализующих данную программу, вошла Орловская область, реализация проекта началась с начала 2020 года. В рамках проекта обеспечено привлечение крупных промышленных предприятий региона. Планируется начало работы на предприятиях-участниках нацпроекта экспертов и консультантов для внедрения нововведений, направленных на повышение производительности труда и эффективности производственной деятельности [4].

Поскольку поддержка государства является основной в повышении производительности труда, то на федеральном уровне принимаются также федеральные законы. Правительство РФ на законодательном уровне предпринимает шаги по решению проблем ускорения темпов роста производительности труда в стране. Так, 19 июля 2018г. Президент России издал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], где были определены следующие цели:

  • рост производительности труда на средних и крупных предприятиях;
  • обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
  • вхождение Российской Федерации в ТОП-5 крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%.

Министерством экономического развития РФ в сентябре 2018 года на основе Указа Президента РФ разработан национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», который включает в себя три федеральных проекта, представленных на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Федеральные проекты в поддержку повышения производительности труда

 

Мероприятия национального проекта рассчитаны до 2024 года и направлены на:

  • увеличение производительности труда на 5% к предыдущему году в базовых несырьевых отраслях экономики (обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт).
  • включение в реализацию национального проекта 85 субъектов Российской Федерации [2].
  • включение в реализацию национального проекта не менее 10 000 крупных и средних предприятий базовых несырьевых отраслей экономики (с ограничением по выручке от 400 млн. руб. до 30 млрд. руб.).

В рамках развития цифровой экономики Министерством цифрового развития создан национальный проект «Цифровая экономика РФ», среди основных направлений которого выделены следующие:

  • регулирование цифровой экономики посредством реформирование нормативных актов;
  • подготовка кадров, способных работать с высокими технологиями;
  • разработка информационных структур;
  • обеспечение информационной безопасности;
  • постоянное внедрение и совершенствование цифровых технологий;
  • внедрение цифровых систем в области управления и планирования.

Как видно из данной программы, сочетание информационных технологий и кадрового потенциала является приоритетным направлением для становления конкурентоспособного современного технологичного государства. Главная задача - создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Концепция «Индустрия 4.0» была создана в 2011 году в Давосе [5]. Ее основная задача – полная автоматизация большинства производственных процессов и увеличение производственного потенциала. Кроме того, для России важной задачей в процессе реализации данной концепции является увеличение доли на рынке глобальных услуг.

Крупные отрасли экономики, согласно данной концепции, получат возможность быстро повысить эффективность принимаемых решений. Чем теснее производство будет связано с технологиями, тем быстрее, прозрачнее и предсказумее станет экономика страны. Кроме того, появится больше возможностей для контроля даже небольших изменений физического мира посредством цифровых технологий. Данная модернизация существенно отразится во всех производственных процессах и сможет повысить производительность труда.

Заключение. Основной задачей повышения уровня производительности труда является не только открытие новых рабочих мест, внедрение и совершенствование технологий в организациях, но и привлечение новых высококвалифицированных кадров способных быстро адаптироваться к новым условиям, применение инновационных технологий. Ее решение приведет к незамедлительному росту уровня производительности труда на региональном и государственном уровне, а также активизирует действие материально-технических, социально-экономических и организационных факторов. Обновление и модернизация технической базы производства на российских предприятиях, усиление инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и творческой активности всего персонала оказывают непосредственное влияние на положительную динамику производительности труда.

References

1. Oficial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: https://www.gks.ru/folder/11192?print=1

2. Oficial'nyy sayt Pravitel'stva Rossii. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://government.ru/projects/selection/663/

3. Oficial'nyy sayt Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/material/directions/strateg_planirovanie/dostizhenie_nacionalnyh_celey/

4. Oficial'nyy sayt Pravitel'stva Orlovskoy oblasti. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: https://orel-region.ru/index.php?head=1&unit=15893

5. Rossiya 4.0: chetvertaya promyshlennaya revolyuciya kak stimul global'noy konkurentosposobnosti. Oficial'nyy sayt portala TASS. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4277607


Login or Create
* Forgot password?