RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP FOCUSED ON THE PRINCIPLES OF THE ISLAMIC ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Relevance and purpose. Entrepreneurship in the Russian Federation, focusing in its activities on the implementation of the principles of the Islamic economy, has great potential for implementation in everyday practice and further development. However, insufficient theoretical elaboration of the problem, the lack of terminological unity in the interpretation of definitions, the imperfection of legal regulation and the almost complete absence of the practice of creating and successfully functioning entrepreneurial structures do not allow us to talk about such entrepreneurship as a fait accompli. The purpose of the study is a literary review of bibliographic sources on the Islamic economy, aimed at introducing the terminological certainty of definitions and determining the possibility of using entrepreneurship in the Russian Federation that focuses on the implementation of the principles of the Islamic economy. Methods and materials of the study - cabinet analysis of studies on the Islamic economy presented in the bibliographic database of scientific publications of Russian scientists “Russian Science Citation Index”. Results of the study: the content of the concept of “Islamic economy” is disclosed, the restrictions on the use of the concept of “Islamic business” in the Russian Federation are identified, the concept of “entrepreneurship in the Russian Federation focusing on the implementation of the principles of the Islamic economy” is clarified, the features are identified, the possibilities for its development in of Russia.

Keywords:
entrepreneurship, Islamic economy, Islamic business
Text

Согласно оценкам аналитиков в 2015 году 15 % от мирового ВВП (113 трлн. долл.) приходится на ВВП 57 стран Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) [8], в которых преобладает мусульманское население. Объективно, что современным трендом становится развитие бизнеса в сфере услуг для мусульманского населения (халяль) как наиболее быстро растущего сегмента мировой экономики. Последний тренд обусловливает формирование в рамках мировой экономики самостоятельного направления -исламской экономики. Распространенным понятием обозначения предпринимательской деятельности в рамках исламской экономики становится «исламский бизнес», «исламское предпринимательство» и т.д.  

В РФ активно развиваются новые виды предпринимательства [10], включая исламскую модель предпринимательства.

Развитием и продвижением принципов исламской экономики занимаются ОИС; халяль продукты, исламские финансы, выставочный консалтинг являются приоритетными направлениями деятельности Алиф Консалт [22].

Кроме того, предпринимательство в Российской Федерации, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, в условиях перманентных финансовых и экономических кризисов, экономических санкций в отношении России, существенно ограничившим доступ к новым технологиям и финансовым ресурсам, а ныне отягощенное еще и пандемией короновируса, представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом планах, особенно для поиска вариантов построения "нового экономического мира" в посткризисный (постпандемический) период и разработки необходимого инструментария. Однако на данный момент развитие предпринимательских практик в соответствии с принципами исламской экономики в РФ происходит на фоне незавершенности теоретических разработок как в зарубежной, так и отечественной науке, терминологической неопределенности ключевых дефиниций и отсутствия официального учета, что порождает неоднозначность трактовок и характеристик. Предпринимательство в Российской Федерации, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, имеет большой потенциал для внедрения в повседневную практику и дальнейшего развития [22].

Учитывая вышеизложенное поставлена цель исследования – литературный обзор библиографических источников по исламской экономике, направленный на внесение терминологической определенности дефиниций и определение возможности применения в Российской Федерации предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики.

 

2. Материалы и методы

Поставленная цель исследования определила методы: литературный обзор библиографических источников по предпринимательству в Российской Федерации, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, осуществлено с использованием кабинетного анализа исследований по исламской экономике на основе выборочного интуитивного метода библиографического поиска источников в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых «Российский индекс научного цитирования» с представленными полными текстами в открытом доступе по ключевым словам поиска "предпринимательство", "исламская экономика", "исламское предпринимательство" и в сети Internet (по состоянию на апрель месяц 2020 года) с последующим анализом имеющихся работ отечественных авторов и формулировкой (синтезом) выводов исследования, получением новых результатов.

 

3. Результаты

3.1. Литературный обзор

Исламскую экономику в целом следует рассматривать как систему основанных на исламских постулатах общих начал идеологического и методологического характера, как набор различных прикладных теорий и концепций (прежде всего, в области права, а затем в экономике) и как совокупность реально действующих предпринимательских структур и экономических институтов.

В рамках проведенного исследования выявлено, что достаточно полно представлены источники, раскрывающие религиозные и исторические аспекты возникновения основанных на исламских постулатах модели беспроцентной экономики [1,14], современное состояние и перспективы дальнейшего развития исламской модели экономики [3], возможность построения моральной экономики в контексте исламской экономической доктрины и практики [7], дореволюционный российский исторический опыт исламского предпринимательства, методологические подходы к изучению экономических систем Запада и Востока. Тесная взаимосвязь исламских религиозных постулатов, экономики и права показана при рассмотрении партнерства (товарищества) как формы развития исламской модели предпринимательства в России. Институциональные особенности и экономическое содержание исламского бизнеса, этико-правовые, социальные, организационно-технологические и финансово-экономические аспекты формирования исламских финансовых институтов и перспективы развития исламских финансовых институтов в России подробно рассмотрены в работе.

Результаты проведенного литературного обзора показывают, что предпринимательская деятельность в рамках исламской экономики обозначается через различные понятия, среди которых широкое распространение получают: «предпринимательство среди мусульманского населения», «исламский бизнес», «исламское предпринимательство» или «исламская модель предпринимательства». Как уже ранее было отмечено нами в исследовании: «предпринимательство среди мусульманского населения», отображает скорее конфессиональную принадлежность предпринимателя, чем полное соответствие исламским принципами ведения бизнеса, задающим особенности исламской модели предпринимательства.

Термины предпринимательство с использованием понятий "исламский", "исламское" безусловно применимы для стран, преобладающей религией в которых выступает ислам, а хозяйственная деятельность осуществляется преимущественно на принципах исламской экономики - партнерство, основанное на кооперации и коммунизации, общинность, прямое долевое участие в результатах деятельности, справедливое перераспределение материальных благ путем обязательных пожертвований уммы, частная собственность и запрет на монополии.

Одним их автором данной статьи ранее проводилось полевое исследование по эмпирическому тестированию разделенности принципов исламской экономики российскими предпринимателями халяль услуг в Республике Татарстан, в котором фигурирует понятие «исламское предпринимательство». Результаты исследования показывают, что современное позиционирование исламского предпринимательства описывается начальной стадией развития. Бизнес исламское предпринимательство в РФ сводит к индустрии халяль как растущего сегмента рынка, социальная ориентация предпринимательской деятельности видится в реализации удовлетворении потребностей целевой аудитории-мусульман, тем самым демонстрируя размытость осмысленного понимания принципов исламской модели экономики, которые указаны выше.

В рамках терминологического определения существующую исламскую модель предпринимательства в РФ, находящуюся на начальной стадии развития и по имманентности принципам исламской экономики, отличающуюся от исламского бизнеса, получающего развитие в странах, с доминирующей исламской экономикой нами предложено обозначить термином "предпринимательство, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики". Последний термин на существующем этапе развития представляется нам более удачным по сравнению с терминами "исламское предпринимательство", исламский бизнес" и т.п., несмотря на различные публикации именно с таким формулировками (свыше 370 единиц, размещенных в РИНЦ). В развитии модель «Предпринимательство, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики" по мере включения всех принципов исламской экономики может эволюционировать в РФ до исламского предпринимательства.

 

3.2. Определение возможности применения в Российской Федерации предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики

 

Современное состояние и перспективы развития предпринимательства в Российской Федерации на принципах исламской экономики все активнее обсуждаются научным сообществом в рамках проведения различных финансовых конгрессов, научно-практических конференциях, симпозиумов, результаты постоянно публикуютcя.

Вопросы практики ведения партнерского (исламского) бизнеса или предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, мы наблюдаем только в описаниях различных учебных программ, курсов бизнес образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки отечественных вузов.

При этом наблюдается перекос в сторону теоретического осмысления и практически полное отсутствие источников, показывающих процесс внедрения предпринимательства в Российской Федерации, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики - показано как должно быть, а не что есть фактически.

Справедливости ради отметим, что наиболее проработанными в теоретическом и практическом плане являются вопросы применения "исламского банкинга" в Российской Федерации [17]. Практическим внедрением принципов "исламского банкинга" в Российской Федерации планирует заниматься ПАО Сбербанк через внедрение в российских регионах с большой долей мусульманского населения т.н. «специальных финансовых инструментов», привлечение инвестиций в экономику России, в первую очередь, через открытие площадки Сбербанка в одной из стран Персидского залива, а также предполагается осуществлять поиск и расширение рынков сбыта, стимулирование спроса на халяльную продукцию российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом в Сбербанке отмечают, что в настоящее время основными препятствиями для развития исламского финансирования в России остаются запрет для банков участвовать в торговой деятельности, транзакционные налоги при продаже недвижимости, НДС на премию в сделках продажи с отсрочкой платежа [16]. Однако следует признать, что первый опыт практического внедрения "исламского банкинга" в России был неудачным. Помимо недостаточного правового регулирования "исламский банкинг" зачастую осложнен недобросовестностью руководителей финансовых структур. Так, КБ "Татфондбанк" уже менее чем через год после внедрения в свою работу принципов "исламского банкинга" вынужден был приостановить свою работу в связи с отзывом банковской лицензии из-за выявленных злоупотреблений на сумму 97 млрд. рублей.

В Российской Федерации предпринимательство, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, несмотря на все имеющиеся трудности своего становления, недостаточную теоретическую проработку вопросов адаптации исламской финансовой модели экономики для немусульманских стран, практически полное отсутствие нормативно-правовой базы для успешного внедрения в повседневную практику тем не менее имеет большой потенциал своего развития.

Это не только порядка 20,0 млн. из 146,5 миллионов граждан РФ (в процентном соотношении 13,6%), принадлежащих к народам и народностям, придерживающихся ислама и исламских традиций в повседневной жизни. В большей степени это удачный опыт сосуществования в одной многонациональной и многоконфессиональной стране различных народов и народностей, принадлежащих практически ко всем основным мировым религиям (буддистской, иудаистской, христианской, исламской - расположены в хронологическом порядке возникновения) и многим их проявлениям.

Процесс становления в РФ предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, должен протекать значительно успешнее, чем, например, в Китае или Индии.

Так, в КНР из 1 374,2 млн. человек населения порядка 75% атеисты, 14% последователи буддизма, даосизма и местных богов, по 4% исповедают ислам и протестантство, 1% приходится на прочие конфессии [14]. В Индии из 1 282,7 млн. человек населения основной религии - индуизма (третьей в мире после христианства и ислама, но в силу того, что ее исповедуют в основном жители одной страны не являющуюся мировой) - следует 80% населения или свыше 1 млрд. человек. Ислам исповедуют 11%, остальные религии от 0,5 до 2,6% [19]. Количественные данные численности населения указаны справочно по состоянию на январь 2017 года [19].

Внедрение в РФ предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, следует рассматривать как первый и достойный шаг в долгом по времени переходе совместно с "православным бизнесом" и "русской экономической системой" [11,13] к принципам этических финансов и этического ведения бизнеса в Российской Федерации, существенно отличным от протестантской этики и духа капитализма.

 

5. Заключение

Таким образом, проведенный поиск источников по вопросам предпринимательства в Российской Федерации, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, дал лучшее понимание самой исламской экономики, выявил широкий спектр работ по теоретическому осмыслению проблем исламских финансов и предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, подтвердил наличие нерешенных вопросов нормативно-правового регулирования такого предпринимательства. В рамках терминологического определения существующую исламскую модель предпринимательства в РФ, находящуюся на начальной стадии развития и по имманентности принципам исламской экономики отличающуюся от исламского бизнеса, получающего развитие в странах, с доминирующей исламской экономикой предложено обозначить термином "предпринимательство, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики". Остро поставлена проблема необходимости адаптации исламской модели экономики в Российской Федерации наряду с "православным бизнесом" и "русской экономической системой" как инструмента построения этических финансов и высокоморального ведения бизнеса.

References

1. Abdulin, O.M. On the principles of Islamic entrepreneurship. Minbar // Islamic Studies. - 2015. - T. 8. No. 1. - S. 65-74.

2. Bekkin, R.I. The Islamic model of an interest-free economy and modernity // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 5. - 2007. - Issue. 2. - S.79-89.

3. Borlakova, T. M., Kubanova, L. A. Z. Islamic economic model: features, current status and prospects for further development // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 1 (36). - S. 35-40.

4. Weber, M. Protestant ethics and the spirit of capitalism // Weber Max. Selected works. M .: Publishing house "Progress", 1990

5. Gibadullin, M.Z., Vakhitova, T.M. Fundamentals of the Islamic economy: theory and practice of managing. Textbook / MZ Gibadullin. - Kazan: TSPGPU, 2009 .-- 195 p.

6. Gibadullin M.Z. Entrepreneurship and Islam: Russian historical experience / M.Z. Gibadullin, A.A. Ayupov, A.R. Nuriev, A.R. Shagimardanov. - Kazan: Kazan publishing house. University, 2016.225 s.

7. Zhuravlev A.Yu. The possibility of building a moral economy in the context of Islamic economic doctrine and practice // Uchenye Zapiski Kazan University. The humanities, 2013. - Volume 155, book 3, part 2. - S.145-161.

8. Islamic finance in Tatarstan: achievements and prospects [electronic pecypc] URL: https://expertrt.ru/interview/islamskie-finansyi-v-tatarstane-dostizheniya-i-perspektivyi.html (Access date 03/22/2020)

9. Kalimullina, M. E. Institutional features of the Islamic business: experience and problems: the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.01 / Kalimullina Madina Emirovna: [Place of defense: Financial University under the Government of the Russian Federation] .- Moscow, 2011 .- 205 s.

10. Kulkova, V.Yu. Social entrepreneurship: the nature and basic characteristics // Central Russian Bulletin of Social Sciences. - 2016. - T. 11. No. 2. - S. 119-122.

11. Palamarenko, E.V. On the appropriateness of using the concept of "Orthodox business" // Power. - 2017. - T. 25. No. 8. - S. 122-125.

12. Polikarpov, B.C., Kuzminov, A.N., Polikarpova, E.V., Polikarpova, V.A. Economics of East and West: methodological approaches. - Rostov-on-Don: Publishing house of SFU, 2015. - 180 p.

13. Popkov, A.A., Slobotchikov, O.N. Some features of the economic system of Russian civilization // Education. The science. Scientific staff. - 2017. - No. 3. - S. 119-122.

14. Religion of China: a review of beliefs and traditions [electronic pecypc] URL: https://proreligiu.club/religii-mira/narody/religii-kitaya.html. (Access Date 04/21/2020)

15. Rymareva, A.S. The influence of national and religious characteristics of the business environment on the formation of a model of economic behavior // Problems of the modern economy. - 2007. - No. 2 (22). - S. 67

16. Sberbank will be included in Islamic banking in four areas [electronic pecypc] URL: https://lenta.ru/news/2019/11/29/sber_islam/ (Date of access 04.21.2020).

17. Filonik, A.O. Islamic capital in the field of market activity // East (ORIENS). - 2016. - No. 3. - S.152-162.

18. Chapanova, M.A. Entrepreneurship within the framework of the Islamic economy / In the collection: Entrepreneurship and business: theory, methodology and practice of effective management. Materials of the IV International Scientific Congress. Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of Organization Economics: under the general. ed. E.G. Krylova - Moscow, 2016 .-- S. 260-262.

19. World Population [electronic pecypc] URL: https://aae.su/chislennost-naseleniya-stran-mira.html. (Access date 04/21/2020).

20. Sharifullin, I.N., Frolov, R.P., Khayrullina, R.I., Mingazova, A.I. Prospects for the development of Islamic entrepreneurship in Russia by the example of the Republic of Tatarstan / In the collection: International Youth Symposium on Management, Economics and Finance. Collection of scientific articles. Institute of Management, Economics and Finance. - Kazan: KFU, 2016 .-- S. 50-52.

21. Yakhin, E. Partnership (partnership) as a form of development of the Islamic model of entrepreneurship in Russia // Islam in the modern world: domestic and international political aspects. - 2010. - No. 1-2. - S. 20-24.

22. Kulkova, V. (2019). The development of Islamic entrepreneurship in the service sector of cross-border regions of the Russian Federation. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 364, 54-58; DOI: https://doi.org/10.2991/icsdcbr-19-19.2019.12


Login or Create
* Forgot password?