В статье рассмотрена проблема развития малого бизнеса на Дальнем Востоке. Отмечена важность развития малого бизнеса в регионе, что он имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места и т.д. Целью статьи является выявление проблем и развития малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке. Представлены статистические данные малых и средний предприятий в сравнении с другими регионами России. Выявлена тенденция роста числа самозанятых. С позиции отраслевой специфики наблюдается меньшая доля МСП в сфере строительства, превалирует логистическая деятельность. Несмотря на общую схожесть экономической ситуации с развитием МСП на Дальнем Востоке по сравнению с другими регионами России, выявлено, что общий вклад в РВП ниже в ДФО. Определена необходимость продолжения реализации мер государственной поддержки для сохранения темпов развития МСП: повышать доступность капитала, комплексного внедрения акселерационных механизмов, подходов к повышению компетенций бизнеса. Необходимо прорабатывать инструменты, которые способствовали бы качественному переходу бизнеса из микро- в малый, из малого в средний, из среднего в крупный бизнес. Требуется акцент на развитии высокотехнологичных и инновационных проектов.
инвестиционный климат, малый и средний бизнес, предпринимательство, развитие Дальнего Востока, высокотехнологичные производства, инновации
Введение
Малый бизнес является ступенью к созданию крупного предпринимательства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно короткие инвестиционные циклы, благодаря ему создаются новые рабочие места. В целом, он является надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Также он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности, что тоже является немаловажным фактом.
Вместе с тем, развитие малого бизнеса в стране сильно тормозится из-за отсутствия возможностей и зависит от потребностей нашей нестабильной экономики. Этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса пока остаются низкими.
За прошедшие годы было создано несколько программ по развитию и поддержке малого предпринимательства, но все ровно Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. В основном это посредническая деятельность, либо обслуживание рыночных инфраструктур.
В настоящий период времени активно ведется развитие экономики многих регионов России. К примеру, зоны Сибири и Дальнего Востока являются территориями опережающего экономического развития (ТОР). В эти регионы вкладываются значительные суммы денег, чтобы повысить прирост населения, улучшить благосостояние граждан и, конечно, в целом улучшить экономику страны.
В число проблем развития малого бизнеса Дальнего Востока входят:
- Демографический кризис. Массовый отток населения (особенно молодежи и образованных специалистов) снижает покупательную способность и создает кадровый дефицит, что делает малый бизнес уязвимым для конкуренции с крупными сетями.
- Административные барьеры. Сложности в оформлении земельных участков, лицензий и разрешений, а также высокие арендные ставки препятствуют развитию предпринимательства.
- Налоговая нагрузка. Увеличение налогов для ИП и компаний на УСН в 2025 году усугубляет финансовые риски для малого бизнеса, особенно в условиях сокращения рынка.
Несмотря на запуск национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» с бюджетом 308,8 млрд. рублей до 2030 года, его фокус на приоритетные отрасли (IT, производство) и переход бизнеса в более крупные категории может не решить специфические проблемы Дальнего Востока.
Например: «Зонтичные» поручительства Корпорации МСП (до 50% кредита) и льготные ставки по лизингу (6-8%) требуют залогов, что критично для малых предприятий региона с ограниченными ресурсами.
Цифровая платформа МСП, предлагающая 30+ сервисов, не компенсирует отсутствие локальных инструментов поддержки, адаптированных к демографическим и инфраструктурным особенностям региона.
Итак, что касается именно Дальнего Востока, за последние годы наблюдалось снижение количества предпринимателей. Дело в том, что, помимо равнодушия чиновников к развитию местного бизнеса, сложности получения земли, оформления лицензий, разрешений, проблем с дороговизной аренды, повышения налогов для предпринимателей, наблюдается серьезный, просто катастрофический отток населения с Дальнего Востока и Приморья. Неестественное сокращение числа жителей существенно уменьшает покупательскую способность. Малому бизнесу выживать становится все сложнее, так как, помимо этих процессов, в край заходит крупный московский капитал, открываются сети супермаркетов, гипермаркетов и так далее. Местным индивидуальным предпринимателям очень трудно с ними конкурировать, приходится закрываться и переезжать в другие регионы. Причем уезжают отсюда люди образованные, состоявшиеся, имеющие цель в жизни, которую реализовать очень сложно, они не видят перспектив для своего совершенствования. И в связи с этим возникла необходимость развития этого региона.
Цели и методы исследования
Целью данной статьи является изучение факторов развития предприятий МСП с учетом научно-теоретических исследований, принципов комплексного анализа и обоснования преимуществ развития малого и среднего бизнеса. Методологическую основу статьи составило обобщение научных и практических исследований российских и зарубежных ученых по тематике развития МСП как одного из перспективных направлений. В ходе исследования при формировании выводов использовались данные статистики, аналитических отчетов и других открытых источников.
Результаты исследования и их обсуждение
На Дальнем Востоке для развития бизнеса создается огромное количество возможностей. Давайте посмотрим данные, приведенные в таб.1 и рис.1,2. Субъекты МСП делятся на микропредприятия, малые и средние. Средних почти нет, малых небольшое количество, и все остальное это микробизнес. Микробизнес – это предприятия с численностью сотрудников до 15 человек и оборотом до 150 миллионов рублей.
По аналогам сейчас совсем другие условия. Данные, приведенные на рис.3,4 наглядно показывают долю распределении малого бизнеса по Российской Федерации.
Если посмотреть в динамике, как субъекты МСП в ДФО развивались с учетом всех дестабилизирующих событий, к сегодняшнему моменту рост восстановлен и количество субъектов увеличилось.
Причем самое интересное в динамике: в 2021 году был принят соответствующий закон, который ввел понятие самозанятых. И если посмотреть на этот график, с момента его введения, то сейчас их 351 тысяча человек.
Таблица 1
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по Федеральным округам РФ
|
Всего |
Микро- предприятие |
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
ДФО |
315 674 |
304 095 (96,3%) |
10 772 (3,4%) |
807 (0,3%) |
ИП-205 277 |
||||
ЮЛ- 110 447 |
||||
РФ |
6 294 603 |
6 045 474 (96,04%) |
228 229 (3,63%) |
20 900 (0,33%) |
Центральный ФО |
1 985 818 |
1 896 023 (95,5 %) |
81 258 (4,1%) |
8 537 (0,4%) |
Приволжский ФО |
1 085 306 |
1 041 779 (96%) |
40 064 (3,7%) |
3 463 (0,3%) |
Южный ФО |
725 454 |
704 360 (97,1%) |
19 546 (2,7%) |
1 548 (0,2%) |
Северо-западный ФО |
696 455 |
665 350 (95,5%) |
28 638 (4,1%) |
2 467 (0,4%) |
Сибирский ФО |
624 426 |
602 064 (96,1%) |
22 483 (3,6%) |
1 879 (0,3%) |
Уральский ФО |
518 605 |
498 186 (96,1%) |
18 819 (3,6%) |
1 600 (0,3%) |
Северо-Кавказский ФО |
231 388 |
225 684 (97,5%) |
5 244 (2,3%) |
450 (0,2%) |
Рис. 1. Субъекты МСП в ДФО
Источник: составлено автором по данным2
Рис. 2. Количество самозанятых в ДФО
Источник: составлено автором по данным2
И что самое интересное, она не перекликается с субъектами МСП, их меньше не стало. Эту статистику можно связать с тем, что государство создало какое-то правильное регуляторные правило для того, чтобы эту нишу тут же заполнили или ей воспользовались. И это показывает, как правильно должно действовать государство в определенных моментах.
На рис.4 представлен анализ распределения сфер деятельности по субъектам МСП в сравнении с зарубежными странами. Здесь не наблюдается особой разницы. Следует отметить, что на Дальнем Востоке данные по МСП точно такие же, как и по всем остальным субъектам Российской Федерации. Единственная аномалия — это строительство и логистика. Она тоже объяснима, потому что и строительных крупных компаний было мало, в основном строили малые предприятия. И второе, логистика и грузоперевозки позиция превалирующая, так как очень большой товаротранспортный поток проходит через Дальний Восток.
На Дальнем Востоке действует достаточно проработанная комплексная система поддержки развития предприятий МСП. Она представляет возможность для развития любой формы предпринимательства и создания проектов, особенно проектов импортозамещения [1].
Рис. 3. Распределение субъектов МСП в ДФО по видам деятельности
Источник: составлено автором по данным
Работает свободный порт Владивосток, который является территорией государственной поддержки малых и средних предприятий, где применяется общую систему налогообложения и развиваются новые проекты, а также задействованы значительные кадровые ресурсы[2]. Здесь для резидентов созданы существенные льготы по основным налогам, для них вчетверо снижены страховые взносы, действуют таможенные преференции, появляется возможность найма иностранной рабочей силы без учета квот и другие привилегии.
Здесь же, в Приморском крае и в других регионах больше 20 территорий опережающего развития, они по размерам совсем не маленькие. Там помимо тех льгот, которые предоставляются в свободном порту, дополнительно еще предлагается и комплексная поддержка по инфраструктурной в части. Также на территориях ДФО действует арктический режим, потому что часть Дальнего Востока – это Арктика.
Поэтому это тоже очень успешный для малого и среднего предпринимательства режим, субъекты МСП работают в привилегированных режимах.
Отметим, если сравнить с зарубежными странами, то здесь прежде всего можно выделить сильные отличия по объёму валового регионального продукта. В сравнении, этот показатель от малого бизнеса в нашей стране в среднем составляет 20%, а в зарубежных странах больше 50%.
Численность занятых в отраслях тоже где-то порядка 20% населения, а в зарубежных странах количество людей занятых в бизнесе подавляющее большинство. И если посмотреть распределение по отраслям, она где-то одинаковая, потому что везде это сфера услуг или торговля, в котором наибольший вес занимает малый и средний бизнес. То, чего у нас совсем почти нет, деятельность в профессиональной и научной сфере. Если посмотреть и сравнить, она занимает в зарубежных странах среди малых предприятий почти 20%. Это говорит о том, что те самые стартапы начинают развиваться и государство их активно финансирует.
Рис. 4. Распределение субъектов МСП в зарубежных странах по видам деятельности
Источник: составлено автором по данным3,4
Доля добавленной стоимости в зарубежных странах, генерируемая малым бизнесом — 52% вклада. Данное направление является ключевой точкой роста для Российской Федерации (рис.5).
|
Вклад МСП в ВВП |
Доля работников в МСП |
РФ |
21% |
20,5% |
Зарубежные страны |
52% |
64% |
Рис. 5. Вклад предприятий МСП в ВРП
Источник: составлено автором по данным
За последние 6 лет работы национального проекта МСП достигнуты серьезные успехи в развитии малого бизнеса. Во-первых, была создана новая инфраструктура, не было центров «Мой бизнес», не было технопарков, только начинала работать тогда корпорация МСП, она была не так давно создана. То есть благодаря этому даже пандемию прошли достаточно ровно, в отличие от той же Европы. И у нас порядка на 250 тысяч сейчас больше МСП. Второй момент. Необходима популяризация малого бизнеса, развитие современной инфраструктуры, которая была бы создана во всех регионах, в том числе в ДФО, и нужно работать уже над механизмами акселерации более активно. Тоже вроде бы понятный лозунг, но за счет чего? И, наверное, главное – это компетенция. Первое – это компетенция бизнеса, над которым нужно работать.
Не секрет, что сегодня у нас идет жесткая поставка тех же товаров из Китая, и наш производитель не может конкурировать с ними по цене, т.к. находится в неравных конкурентных условиях. Работать на рынок в несколько миллиардов потребителей, производить товары, плюс иметь очень мощные инвестиционные дешевые деньги, это разные издержки производства, абсолютно разные источники инвестиционного финансирования, конечно же создает жесткие условия для отечественных предприятий МСП. Это один из основных сдерживающих моментов. Ну и, конечно, все-таки административные барьеры и издержки бизнеса здесь тоже нужно контролировать. С 1 января отменили мораторий на внеплановые проверки. Сейчас их 150 тысяч всего на бизнес. А когда-то ведь было миллион [2].
Мы все время гонимся за долями, доля в объемах, доля в количестве. Мы детально смотрели долю ВВП и соотношение к другим странам, и на количество человек, и на плотность и так далее. С количеством у нас все в порядке. У нас на сегодняшний день 6,3 миллиона предприятий МСП, и количество вновь открытых за 7 месяцев в 2024 г. составило 700 тысяч. То есть такого не было никогда. Можно и дальше говорить про тенденции по типу, по виду бизнеса, но ключевые вещи, на наш взгляд, это качество.
Возьмем Дальний Восток. За прошлый год 1750 компаний перешли из одной категории в другую. Из микро в малые 1600, из малые в средние порядка 100 и средние в крупные 50. Это ключевая вещь, это качество предпринимателей для того, чтобы больше могли реализовывать свой проект, чтобы они могли дальше масштабироваться и развиваться [3,4]. У нас с количеством нормально все. Нам нужно, чтобы больше компаний приходили из одной категории в другую, чтобы они развивались, чтобы они дольше. На примере ДФО в Камчатке самое большое по России срок жизни субъектов МСП – 84 года. По всей стране. Это на Камчатке. И все больше компаний переходили из одной категории в другую. Это первая ключевая задача.
Если больше следует уделять внимания МСП с точки зрения взаимодействия, а не крупным компаниям, поскольку очевидно, что в большинстве случаев регионам проще работать с двумя, с тремя, с четырьмя крупными компаниями. На наш взгляд, исходя из того, что мы видим, субъекты МСП это уже давно не торговля. Это крупные компании, которые уже закрывают потребности крупных компаний в сложных технологических цепочках. Это компании, например, которые научились делать композитные крылья для МС-21.
Можно привести множество примеров. Каждый четвертый патент, который получается на сложные изобретения, это субъекты МСП. Туризм, каждый второй- МСП. Промышленность, и так можно до бесконечности перечислять.
Вторая задача – это деньги. Банки. Проанализируем тенденцию последних четырех лет. Раньше банки особенно не обращали внимания на предпринимателей и кредитование было редким явлением. За прошлый год было выдано кредитов на 15 триллионов рублей. Темпы роста на 30% больше, чем у крупного бизнеса.
Когда мы говорим про меры поддержки, то нужно учитывать не количество. И сохранять то, что плохо работает, не надо. Нужно продолжить то, что отвечает интересам предпринимателя с точки зрения его обычного интереса по реализации проекта, государства, с точки зрения экономической эффективности, а не для эмигрирующей компании под субъектом МСП [5-7]. Качество, которое в любом случае должно привести к росту экономики, прибыли, выручки, в конечном счете, сотрудников субъектов ФМСП.
И третья задача — это популяризация, поскольку все больше людей смотрят в сторону развития собственного дела, собственной возможности самореализации.
Необходимо развивать и создавать условия, в ДФО уже порядка 400 тысяч самозанятых. Это сектор, который тоже идет параллельно с развитием. И говорить о том, что давайте гнаться за количеством, не обращая внимания на качество, на срок жизни предпринимателя. Это же не сама цель, чтобы мы открылись. Вы знаете, что по статистике каждый второй предприниматель, если взять 2022-2023 год, через два года закрывается. Ну, то есть 49%. Почему?
Подготовить специалистов, предпринимателя - задача непростая, но реализуемая. На самом деле предприниматель это состояние души, поэтому есть люди, которые хотят иметь некую стабильность получая чуть меньше, есть люди которые хотят броситься в омут с головой и получить максимально, но, тем не менее, нести какие-то риски [8,9]. И задача государства на уровне высших учебных заведений как раз отбирать такого рода людей, помогать через акселерационные программы себя реализовать. Есть много проблем, конечно, но их необходимо преодолевать.
Ну и, конечно, то, чего не хватает, на наш взгляд, малому и среднему бизнесу, это перспектив. Большие инвестиции требуют серьезных перспектив, внешней и государственной поддержки.
Выводы
Подводя общие итоги, можно сделать следующие выводы и выделить проблемы развития предприятий МСП в ДФО:
- Малый и средний бизнес на Дальнем Востоке демонстрирует рост, но требует дальнейшей поддержки и развития. Подтверждена необходимость продолжения действия существующих программ поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, так как их внедрение оказало существенное положительное влияние на инвестиционный климат региона, на количество вновь создаваемых субъектов МСП, на рост промышленного производства.
- Определена недостаточная доля валового регионального продукта, формируемого субъектами МСП по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Следует выстраивать программные решения по расширению направлений развития бизнеса, создавать высокотехнологичные кластеры, наращивать производственные возможности региона.
- Важно сосредоточиться на повышении качества бизнеса и компетенций предпринимателей. Необходимо разрабатывать платформенные решения, позволяющие выстраивать новые системы партнерского взаимодействия в регионе. Развивать потенциал международного сотрудничества, усиливая тем самым основные конкурентные преимущества региона.
- Необходима активная работа по популяризации предпринимательства и снятию административных барьеров. Следует рассмотреть вопрос развития предпринимательских компетенций в молодежной среде. Привлекать студенческое сообщество к решению задач бизнес-сообщества, развивать научный потенциал в рамках взаимодействия с научными центрами.
- Рекомендуется изучить возможности государственной поддержки и программы обучения для предпринимателей. Необходим поиск новых точек роста в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере туризма, сельского хозяйства, развития проектов в области природопользования (лесной промышленности, применения биоресурсов). Малый бизнес может быть эффективен с позиции создания объектов, влияющих на качество жизни населения (проекты в области здравоохранения, культуры, спорта).
- Необходимо продолжать обсуждение и разработку стратегий для улучшения условий ведения бизнеса на Дальнем Востоке. Существенные ограничения развития региона связаны с доступностью кадровых ресурсов. На текущий момент по Дальневосточному федеральному округу наблюдаются одни из самых низких цифр по возможности привлечения кадров для работы на малых предприятиях. Приток населения возможен при осуществлении мер, направленных на повышение качества жизни населения, создания систем социальной поддержки.
1. Ломовцева, О. А. Проблемы развития высокотехнологичного бизнеса в условиях Дальнего Востока / О. А. Ломовцева, В. В. Строев // Вестник ВИЭПП. — 2022. — № 1. — С. 74-76
2. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Институциональные преобразования в экономике. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/instituteconomics
3. Якимова, В. А. Детерминанты привлечения инвестиций в точки роста экономики Дальнего Востока России / В. А. Якимова, С. В. Хмура // Экономика региона. — 2022. — Т. 18, № 3. — С. 943-959.
4. Череповская Н. А. Кластерный подход как инструмент стратегического пространственного развития России / Н. А. Череповская // Проблемы теории и практики управления. – 2024. – № 9. – С. 18-28.
5. Лёушкина Я.Е. Проблемы развития малого бизнеса на Дальнем Востоке // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5014 (дата обращения: 18.02.2025).
6. Моттаева, А. Б. Тенденции развития регионального рынка недвижимости / А. Б. Моттаева, А. Б. Моттаева // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 3-2(56). – С. 227-230. – EDN TQVCKL.
7. Череповская Н. А. Кластеры как стратегический фундамент для создания устойчивых предпринимательских экосистем / Н. А. Череповская // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 11. – С. 353-357.
8. Моттаева, А. Б. Стратегическое планирование на мезоуровне и на уровне отдельных промышленных предприятий в рамках развития отраслевых кластеров / А. Б. Моттаева, Д. В. Князев // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 10-1(75). – С. 626-630. – EDN WMSRVJ.
9. Моттаева, А. Б. Функции и инструментарий государственного регулирования современной экономики / А. Б. Моттаева // Научное обозрение. – 2017. – № 14. – С. 86-89. – EDN ZKAKRR.