РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИИ, АДАПТАЦИИ И ЗАКРЕПЛЯЕМОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАЗМЕЩЕННЫХ В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема дефицита квалифицированных кадров в сельских территориях Российской Федерации, в частности, проблема закрепляемости молодых специалистов. Обосновывается необходимость разработки эффективного организационно-экономического механизма мотивации, адаптации и закрепляемости молодых специалистов в организациях, расположенных в сельской местности. Предлагается комплекс взаимосвязанных мер, направленных на повышение привлекательности работы в сельской местности, улучшение условий труда и жизни, а также создание возможностей для профессионального и карьерного роста молодых специалистов.

Ключевые слова:
сельские территории, молодые специалисты, трудовые ресурсы, мотивация, адаптация, закрепляемость, организационно-экономический механизм, дефицит кадров, сельское хозяйство, сельская инфраструктура, непрерывное сельскохозяйственное образование, агроклассы
Текст

Введение

Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации является важным условием обеспечения продовольственной безопасности страны, сохранения культурного наследия и улучшения качества жизни сельского населения. Одним из ключевых факторов, определяющих устойчивое развитие сельских территорий, является наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Однако, в настоящее время сельские территории испытывают острый дефицит кадров, особенно молодых специалистов.

Проблема закрепляемости молодых специалистов в сельской местности обусловлена комплексом факторов, включающих низкий уровень заработной платы, неразвитость социальной инфраструктуры, отсутствие перспектив профессионального и карьерного роста, ограниченные возможности для культурного и досугового времяпровождения.

В связи с этим, разработка эффективного организационно-экономического механизма мотивации, адаптации и закрепляемости молодых специалистов в организациях, расположенных в сельских территориях, является актуальной научно-практической задачей.

Цель исследования – разработка организационно-экономического механизма мотивации, адаптации и закрепляемости молодых специалистов в организациях, размещенных в сельских территориях региона.

Предмет исследования – особенности формирования и функционирования организационно-экономического механизма, вбирающего в себя элементы и компоненты организационного, экономического, технико-технологического, экологического, мотивационного и правового характера, направленные на обеспечение кадрового потенциала АПК, отвечающего современным требованиям и новым вызовам.

Методика исследования

Для решения поставленных задач были использованы методы мониторинга, систематизации информации, теоретического моделирования, аналитический и монографический. Также проводилась оценка влияния социально-экономических факторов на закрепляемость выпускников вузов в агропромышленном производстве.

Результаты исследования

Кадровый потенциал сельского хозяйства исторически формируется из числа сельского населения, которое неуклонно уменьшается. Сельский образ жизни сегодня явно проигрывает городскому по причине сохраняющегося диспаритета в оплате труда, неудовлетворенности социальной инфраструктурой, условиями жизнедеятельности [1].

Дефицит квалифицированных кадров является ключевой проблемой отрасли. Сегодня укомплектованность основных служб сельскохозяйственных организаций специалистами явно недостаточна, а уровень их профессиональной подготовки зачастую не соответствует требованиям бизнеса.

Одной из причин такого положения является разрыв между качеством существующей подготовки специалистов и возрастающими квалификационными запросами отрасли. Производству сегодня требуются не просто агрономы, зоотехники и ветеринары, а специалисты междисциплинарного профиля, умеющие работать, в том числе, с большими объемами информации, цифровыми продуктами, автоматизированными системами управления [4].

Для решения существующих проблем в части обеспечения отраслей АПК современными квалифицированными кадрами может служить эффективный организационно-экономического механизм мотивации, адаптации и закрепляемости молодых специалистов, а также квалифицированных кадров в организациях, размещенных в сельских территориях.

Адаптация молодого специалиста включает:

- Профессиональную адаптацию: освоение профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

- Социально-психологическую адаптацию: интеграция в коллектив, установление межличностных отношений, принятие корпоративной культуры.

- Организационную адаптацию: знакомство с организационной структурой, правилами и процедурами, установленными в организации.

На закрепляемость молодых специалистов в сельской местности влияют следующие факторы:

- Материальные факторы: уровень заработной платы, наличие жилья, возможность получения кредитов и субсидий.

- Социальные факторы: наличие объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы, культурные учреждения), транспортная доступность, возможности для культурного и досугового времяпровождения.

- Профессиональные факторы: возможности для профессионального и карьерного роста, обучения и повышения квалификации, участия в инновационных проектах.

- Психологические факторы: удовлетворенность работой, отношения в коллективе, чувство принадлежности к организации и сельской территории.

В теоретико-методологическом плане пофазно рассмотрен полный цикл воспроизводства квалифицированных кадров АПК – от фазы подготовки кадров (школа, колледж, вуз) с его особенностями до распределения выпускников (свободного или по целевому приему), к фазе обмена (включая ротацию, скорость квалификационного продвижения, характер занятости и другие аспекты), до следующей фазы – использования в сельскохозяйственных организациях региона (рисунок 1).

 

 

Рис. 1. Четырехфазный полный цикл воспроизводства квалифицированных кадров АПК

 

По результатам мониторинга проводилась оценка влияния социально-экономических факторов на закрепляемость выпускников вузов в агропромышленном производстве (рисунок  2).

 

 

Рис. 2. Линейная регрессионная модель: факторы и их влияние на закрепляемость молодых специалистов

 

С учетом наиболее значимых факторов была построена линейная регрессионная модель. Уравнения парной регрессии позволили установить значения приростов уровня закрепляемости при изменении того или иного наиболее значимого фактора. Так, следует заметить, что в случае увеличения числа мест в дошкольных учреждениях региона в среднем на 1 тысячу мест, уровень закрепляемости молодых специалистов возрастает на 0,37%. Что касается решения проблемы благоустройства сельского жилья, то здесь результаты следующие – закрепляемость молодых специалистов увеличивается на 1,42% при росте показателя в среднем на 1 квадратный метр на 1 человека, проживающего в сельских территориях. При росте средней заработной платы на 1 тысячу рублей показатель уровня закрепляемости возрастает на 2,5% [3].

Для решения такого рода проблем и, в первую очередь, связанных с закрепляемостью молодых специалистов и квалифицированных кадров, был предложен четырехблочный, многокомпонентный организационно-экономический механизм, вбирающий в себя организационно-управленческий блок, правовой, мотивационный и финансово-экономический. Такой механизм служит для запуска и реализации целевых комплексных программ кадрового обеспечения АПК (рисунок 3).

 

 

 

Рис. 3. Четырехблочный механизм закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях региона

 

Такого рода механизм и его меры государственного регулирования и государственной поддержки кадрового обеспечения АПК должны быть нацелены на устранение недостатков в практическом обучении, обеспечении достойного уровня оплаты труда, развитости инфраструктуры сельских территорий и других факторов, препятствующих полной адаптации молодых специалистов на агропроизводстве в сельских территориях.

В рамках системы непрерывного сельскохозяйственного образования возможно придется реализовать, так называемую, «бесшовную модель», при которой траектория подготовки осуществляется от школьной скамьи до работодателя (рисунок 4). Кстати сказать, такую модель регионам рекомендует и Министр сельского хозяйства России Оксана Николаевна Лут.

В рамках предложенной модели потребуется сформировать систему непрерывного сельскохозяйственного образования в цепи: агрокласс – вуз (или колледж) – работодатель. Этим занимались и ранее, особенно в АПК Свердловской области, но в силу различных причин работу во многих субъектах РФ ослабили или вообще забросили. На сентябрьской коллегии Минсельхоза РФ министр Лут Оксана Николаевна назвала эту цепочку (от агротехнологического класса до работодателя) бесшовной моделью подготовки и поставила задачу создать по стране 18 тыс. таких агротехнологических классов. Требуется активизировать данную работу не только с участием сотрудников учебных заведений, но и с привлечением агробизнес-структур, отраслевых союзов, ассоциаций, некоммерческих организаций, размещенных в сельских территориях.

 

 

Рис. 4. Целевая модель подготовки агрокадров

 

Для того, чтобы определиться с возможностями создания тех, или иных агротехнологических классов, предлагается установить типы сельских территорий с учетом развитости сельскохозяйственного производства, экономической, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (рисунок 5).

 

 

 

Рис. 5. Типы сельских территорий

 

Также необходимы цели гармоничного пространственного развития сельских территорий с учетом генеральных целей гармоничного пространственного развития сельских территорий, среди которых – улучшение качества жизни сельского населения, развитие трудового потенциала, агросферы, сельской инфраструктуры, повышение привлекательности проживания и развитие местного самоуправления, а также с учетом и многофункциональности сельских территорий (рисунок 6).

 

 

 

Рис. 6. Цели гармоничного пространственного развития сельских территорий

 

Профориентационная работа должна вестись круглогодично. Потребуется восстановить пришкольные садовые и огородные участки (рисунок 7). В ряде школ создать небольшой парк сельскохозяйственных машин, организовать выставочные центры, вовлекать сельскую молодежь, где это возможно, и в производственные процессы. Проводить ежегодные конкурсы по типу: «Аграрии – истинные кормильцы страны!», «Аграрный сектор – локомотив российской экономики!» и другие профориентационные мероприятия.

 

 

 

Рис. 7. Навыки, приобретаемые учащимися, работая на пришкольном участке

 

Так же планируется развитие сети целевых школ в сельской местности, в том числе малокомплектных, и закреплять их за бизнесом, который работает в соответствующем районе. Следует активнее вовлекать в этот процесс отраслевые союзы, различные ассоциации и некоммерческие организации.

Выводы

В рамках системы непрерывного сельскохозяйственного образования необходимо реализовать, так называемую, «бесшовную модель», при которой траектория подготовки осуществляется от школьной скамьи до работодателя. Первое очень важное звено этой цепочки – агротехнологические классы в сельских школах, где ребята узнают об основах сельскохозяйственного производства. К 2030 году необходимо создать более 18 тысяч таких сельхозклассов по всей стране. Поставлена задача, чтобы все наши аграрные вузы курировали агротехнологические классы, принимали участие в реализации программ обучения и практической составляющей [2]. Необходимо находить новые механизмы для привлечения агробизнеса к совместной работе по разработке программ обучения в аграрных вузах, осуществлению приоритетных исследований, вовлечению студентов в научную деятельность с первых курсов, созданию совместных лабораторий, организации целевого приема со стипендиальным фондом заказчика.

Важнейшей проблемой остается предоставление жилья молодым специалистам и здесь необходимо шире использовать механизмы, предоставляемые Госпрограммой комплексного развития сельских территорий и сельской ипотекой.  

Список литературы

1. ВЕСТНИК Московского финансово-юридического университета МФЮА 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mfua.ru/upload/magazine/ru/03-2024.pdf (дата обращения 14.04.2025)

2. Оксана Лут: зарплаты в сельском хозяйстве растут, но нехватка кадров пока остается – Агроэксперт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://agroexpert.press/numbers/oksana-lut-zarplaty-v-selskom-hozyajstve-rastut-no-nehvatka-kadrov-poka-ostaetsya/ (дата обращения 14.04.2025)

3. Семин, А. Н. Особенности воспроизводства квалифицированных кадров агропродовольственного сектора экономики и механизмы их адаптации на сельских территориях / А. Н. Семин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2023. – № 8. – С. 61-66. – DOIhttps://doi.org/10.31442/0235-2494-2023-0-8-61-66. – EDN XFPYKW.

4. Храменков, В. Ситуация с кадрами для АПК удручающая. Когда ждать улучшения? / В. Храменков // Ветеринария и кормление. – 2024. – № 1. – С. 4-5. – EDN STBOHQ.


Войти или Создать
* Забыли пароль?