Статья рассматривает организационно-правовую структуру Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), этапы и особенности ее развития. Раскрыты основные направления сотрудничества между государствами-членами ОЧЭС. Значительное внимание уделено вопросам обеспечения транспортного сообщения в Большом Черноморском регионе, развитию транспортной инфраструктуры, энергетическому сотрудничеству, продвижению проектов по развитию экологически чистой энергетики. Анализируется деятельность входящего в систему ОЧЭС Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), региональной международной финансовой организации. Подчеркивается рост значимости Черноморского региона как связующего звена между Европой и Азией. Особое место уделено исследованию черноморской стратегии ЕС, целью которой является интеграция черноморских стран в систему внешнеполитических приоритетов Евросоюза. В отличие от ЕС для США Черноморский регион в большей степени представляет интерес в качестве «связующего звена» между Европой и Ближним Востоком. Актуальность работы определяется членством России в ОЧЭС, ее ролью в становлении организации, стремлением установить сферу собственного влияния в регионе и воспрепятствовать реализации целей Евросоюза на территории интеграции в условиях сложной геополитической обстановки.
региональная интеграция, Черноморский регион, приоритеты регионального сотрудничества, транспортная инфраструктура, «зеленая энергетика», черноморская стратегия ЕС
Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) была учреждена 25 июня 1992 года в Стамбуле (Турция) в результате подписания Декларации Стамбульского Саммита и Босфорского Заявления главами государств и правительств одиннадцати стран. Согласно Босфорскому Заявлению, ОЧЭС получила правовой статус региональной инициативы [13]. В 2004 г. к Организации Черноморского экономического сотрудничества присоединилась Республика Сербия, в 2020 г. – Северная Македония, став тринадцатым государством – членом региональной организации. Статус наблюдателя при ОЧЭС имеют 13 государств и четыре организации, что позволяет им участвовать в перспективных проектах в рамках организации. Членство в ОЧЭС стран, не имеющих выход к Черному морю объясняется принятой концепцией Большого Черноморского региона (Wider Black Sea Region), учитывающей существующую тесную связь экономик неприбрежных стран со странами, имеющими выход к Черному морю [6].
Международную правосубъектность ОЧЭС приобрела 1 мая 1999 г. В октябре 1999 г. ОЧЭС был предоставлен статус наблюдателя при ООН.
Система органов ОЧЭС состоит из Совета министров иностранных дел, Комитета старших должностных лиц, Постоянного международного секретариата, Действующего председателя и вспомогательных органов, представляющих собой рабочие группы и группы экспертов.
Генеральным секретарем Организации Черноморского экономического сотрудничества на срок c 1 июля 2024 г. по 30 июня 2027 г. избран представитель Румынии Л. Комэнеску.
Совет министров иностранных дел государств — членов ОЧЭС собирается на заседания дважды в год, как правило, в июне и декабре. Встречи глав государств и правительств проводятся каждые пять лет. Заседания Совета регулируются страной - председателем ОЧЭС на основе принципа ротации. Срок председательства продолжается полгода. Страной - председателем в первом полугодии 2025 г. является Азербайджан. Совет министров несет ответственность за принятие в организацию новых членов и предоставление статуса наблюдателя, за создание в рамках организации вспомогательных органов.
Выполнение решений Совета, деятельность вспомогательных органов оценивает действующий от его имени Комитет старших должностных лиц ОЧЭС, который наделен правом представлять Совету на утверждение годовой бюджет ОЧЭС, рекомендовать экспертов для проведения аудиторской проверки бюджета.
Вспомогательные органы выполняют задачи, определенные Советом министров иностранных дел, представляют Совету доклады о своей деятельности, разрабатывают представляющие интерес совместные проекты. На современном этапе функционирования ОЧЭС вспомогательными органами являются 18 рабочих групп по основным отраслям сотрудничества, в том числе по энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, банковской деятельности и финансам. Приоритетные отраслевые цели сотрудничества в рамках Организации на среднесрочную перспективу определены в принятой в декабре 2023 г. Экономической повестке дня ОЧЭС.
В систему ОЧЭС входят имеющие самостоятельные бюджеты четыре автономных профильных органа: Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), Международный центр черноморских исследований, Деловой совет и Парламентская ассамблея Организации Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС).
Учрежденный в июне 1994 г. ЧБТР приступил к операционной деятельности 1 июня 1999 г. [4]. Его учредителями являются входящие в ОЧЭС страны, за исключением Сербии и Северной Македонии. С мая 2000 г. ЧБТР выступает в качестве наблюдателя при МВФ и Группе Всемирного банка.
ЧБТР финансирует инвестиционные проекты в странах Черноморского региона, будучи международным региональным банковским институтом. Уставной капитал Банка составляет 3 млрд СДР или 4,5 млрд долл. США [7]. Основными акционерами Банка являются Россия, Турция и Греция, каждой из которых принадлежит по 16,5% всех акций. Активная кредитная деятельность Банка осуществляется с 1999 г. По данным на 2023 г., с момента учреждения Банком было одобрено 512 операций на общую сумму 8,49 млрд евро.
Рис. 1. Распределение капитала и голосов при принятии решений ЧБТР между странами-учредителями [8]
Высшим руководящим органом Банка является Совет управляющих (СУ), который осуществляет функции надзорного органа за всей деятельностью банка. Совет управляющих ежегодно собирается в июле на территории государства-председателя (в 2022 г. – Азербайджан, в 2023 г. – Греция, в 2024 г. – Турция). К его основным полномочиям относятся: назначение Президента Банка, включение в состав Банка нового члена, исключение члена из состава Банка, внесение изменений в Соглашение о создании ЧБТР. Каждое государство-член Банка представлено в Совете управляющих, который формирует Совет директоров по одному директору от каждой страны-члена Банка [3]. Совет директоров утверждает бюджет Банка, рассматривает и утверждает предложения о финансировании проектов. Руководство Банком осуществляет президент, являющийся председателем Совета директоров и назначаемый Советом управляющих.
ЧБТР финансирует инвестиционные проекты в различных секторах экономики, оказывает поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Рис. 2. Совокупное число операций ЧБТР по секторам, 2022 [10]
Международный центр черноморских исследований оказывает содействие повышению эффективности совместной работы научных сообществ стран-участниц Банка.
Учрежденная в 1993 г. по инициативе России и Турции Парламентская ассамблея (ПАЧЭС) представляет национальные парламенты стран-членов. Помимо консультативной роли, ПАЧЭС готовит рекомендации для Совета министров ОЧЭС. ПАЧЭС призвана содействовать укреплению правовой основы многостороннего экономического сотрудничества в Черноморском регионе. В связи с политизацией работы Ассамблеи парламентскими делегациями ряда стран-членов в октябре 2023 г. Федеральным Собранием Российской Федерации было принято решение о приостановлении участия в деятельности ПАЧЭС и выплате взносов в ее бюджет.
С 1992 г. функционирует Деловой совет, куда входят представители бизнеса государств-членов ОЧЭС. Его деятельность направлена на выработку нормативных актов, способствующих развитию предпринимательской деятельности; разработка проектов многостороннего сотрудничества.
С самого начала своего функционирования ОЧЭС как региональная организация содействовала развитию торгово-экономического сотрудничества. В принятой в 2017 году декларации, последним официальным совместным документом, посвященным вопросам торговли, члены организации приняли решение об упрощении торговых процедур с целью увеличения объема внутрирегионального товарообмена. К конкретным задачам, направленным на достижение поставленной цели, относятся: подписание двусторонних и многосторонних торговых соглашений, упрощение процесса пересечения границ на территории Черноморского региона и ликвидация нетарифных торговых барьеров [11]. По состоянию на начало 2025 г. цели, отраженные в совместной декларации в 2017 г., не были реализованы в полной мере. Так, между странами региона продолжает действовать принцип двойного налогообложения.
Одним из основных направлений сотрудничества между государствами-членами ОЧЭС является обеспечение транспортного сообщения в Большом Черноморском регионе, который находится на пересечении международных транспортных маршрутов. Черное море, вокруг которого образован регион, представляет собой связующее звено, соединяющее европейские государства с закавказскими и центральноазиатскими странами, располагающими существенными запасами ресурсов. Развитие транспортной инфраструктуры Большого Черноморского региона является сферой реализации важнейших отраслевых проектов в рамках ОЧЭС. Ключевые приоритеты в области транспорта определены в "Экономической повестке дня ОЧЭС на пути к устойчивому будущему Большого Черноморского региона", принятой в 2023 году.
В рамках ОЧЭС особое внимание уделяется вопросу либерализации грузовых автомобильных перевозок в регионе. Эта работа проводится в сотрудничестве c Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) и Союзом ассоциаций автомобильных перевозчиков региона Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС-УРТА). Повышенное внимание уделяется продвижению совместных процедур контроля, позволяющих сократить время ожидания транспортных средств в национальных пунктах пересечения границ и облегчающих таможенные проверки, а также внедрению инновационных инструментов, содействующих развитию сфер торговли и транспорта в регионе [9].
Основным и самым масштабным транспортным проектом в Организации Черноморского экономического сотрудничества является строительство «Черноморского кольца». Предполагаемая протяженность дорог в рамках проекта должна составлять порядка 7 тысяч километров, что позволит объединить дороги как вдоль моря, так и с выходами в крупные города [2]. Стоимость проекта, по оценкам экспертов, должна была составить 1 млрд долл. США. Финансирование каждого отдельного участка дороги обеспечивается государством, через которое она проходит. Целью проекта «Черноморского кольца» было объединение транспортных систем всего Большого Причерноморья. Из-за геополитической и экономической нестабильности в регионе проект все еще остается нереализованным.
Черноморский регион обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом, что дает значительные перспективы для развития агропромышленного бизнеса. Страны-члены ОЧЭС уделяют значительное внимание развитию сотрудничества в агропродовольственной сфере в целях повышения продуктивности сельского хозяйства. Страны-члены выступают за эффективное и устойчивое использование земельных ресурсов для сельскохозяйственного производства, за создание национальных лабораторий, аграрных исследовательских и образовательных учреждений, за расширение взаимного обмена информацией, опытом и передовой практикой. В 2011 г. государства -члены ОЧЭС приняли совместную декларацию, основными положения которой стали: сотрудничество в области безопасности пищевых продуктов; взаимодействие между аграрными научно-исследовательскими институтами в области селекции, воспроизводства и защиты растений; контроль за рыбным промыслом в пограничных акваториях.
Одним из важнейших направлений двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках интеграционных процессов стран-участниц является энергетика. С 2018 года ежегодно проводится Международная конференция по управлению рисками в энергетике. Целью сотрудничества в энергетике является развитие конкурентоспособного регионального энергетического рынка, объединение энергосистем стран, диверсификация источников энергии и маршрутов транспортировки энергоносителей. В целях разработки Стратегии по развитию «зеленой» энергетики была создана Целевая группа по развитию зеленой энергетики. Продвижение проектов по развитию экологически чистой энергетики является одним из приоритетных направлений энергетического сотрудничества между странами-членами ОЧЭС.
Основным поставщиком традиционных энергоносителей в регионе является Россия, хотя в последние годы поставки из России уменьшились. Так, Молдова переключилась на Румынию в качестве поставщика энергоносителей. В 2022 г. поставки из Румынии обеспечивали 80%-90% энергетических потребностей Молдовы [12]. До 2022 г. Румыния импортировала 30% нефти из России, но сегодня она в большей степени ориентирована на импорт нефти из Казахстана, Азербайджана и Саудовской Аравии. Болгария импортировала 77% потребляемого природного газа из России. Начиная с апреля 2022 г. Болгария перешла на использование азербайджанского сырья, поступающего по турецким трубопроводам. Однако не все страны региона отказываются от российских энергетических ресурсов. Так, Турция импортирует почти половину своего природного газа из России через трубопроводы Bluestream (Голубой поток) и Turkstream (Турецкий поток) через Черное море. Вынужденная импортировать более 90% своих энергетических ресурсов, Турция значительно увеличила зависимость от поставок ресурсов из России, начиная с февраля 2022. Несмотря на доступные альтернативы, Турция продолжает поддерживать торговые отношения с Россией в энергетическом секторе. Благодаря своему контролю над Босфором Турция может отказывать судам, перевозящим сжиженный природный газ (СПГ) по соображениям безопасности [5].
Одним из новых направлений развития сотрудничества в рамках ОЧЭС выступает туризм. В 2014 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между ОЧЭС и Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), которая стала партнером ОЧЭС по секторальному диалогу.
К сотрудничеству с ОЧЭС проявляет заметный интерес ЕС после присоединения к нему в 2007 г. Болгарии и Румынии, имеющих выход к Черному морю. Сразу же после этого Евросоюз принял европейскую инициативу «Черноморская синергия», предусматривающую активизацию сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и окружающей среды между причерноморскими странами и Евросоюзом через участие в конкретных совместных проектах [7]. Одновременно с принятием инициативы ЕС получил статус наблюдателя в ОЧЭС. В условиях ограниченных финансовых ресурсов денежные средства Евросоюза способны повысить эффективность деятельности ОЧЭС. Однако следует учитывать, что инвестирование средств в экономику черноморских стран может привести к усилению влияния ЕС в регионе, что не соответствует российским интересам. Россия, будучи членом ОЧЭС, стремится установить сферу собственного влияния в регионе и воспрепятствовать реализации целей Евросоюза на территории интеграции. Отказ Евросоюза от стратегического партнерства с Россией во многом объясняет в последнее время демонстрацию со стороны ЕС сдержанного подхода к углублению сотрудничества с Организацией. В отличие от ЕС для США Черноморский регион в большей степени представляет интерес в качестве «связующего звена» между Европой и Ближним Востоком.
Будучи форумом для сотрудничества, ОЧЭС проявляет интерес к развитию многостороннего экономического партнерства с региональными организациями. В качестве перспективного направления могло быть сотрудничество ОЧЭС с Евразийским экономическим союзом, учитывая членство в организации России и Армении. Основным направлением взаимодействия ОЧЭС и ЕАЭС могло бы стать отраслевое сотрудничество в сферах, представляющих взаимный интерес. Однако вопрос о заключении меморандума о взаимопонимании между ОЧЭС и ЕАЭС находится в процессе рассмотрения с апреля 2017 г. Подписание меморандума блокируют по политическим мотивам Украина, Грузия, Румыния и Болгария.
1. Бабаева З.Ш., Головина С.Г. Роль сельской экономики в реализации современной мировой климатической политики // Сегодня и завтра Российской экономики. 2024. № 1. С. 93-112.
2. Меморандум о взаимопонимании по скоординированному развитию кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/7/807
3. Официальный сайт ЧБТР. Режим доступа: http://www.bstdb.org/countries/russia/membership
4. Соглашение об учреждении ЧБТР. Официальный сайт ЧБТР. Режим доступа: http://www.bstdb.org/about-us/key-documents/statutory-documents//Establishing_Agreement_of_BSTDB.pdf
5. A security strategy for the Black Sea” By Atlantic Council Task Force on Black Sea Security, Richard D. Hooker, Jr., Kimberly Talley, Anca Agachi, 2023 URL: https://www.atlanticcouncil.org/wp-content/uploads/2024/01/AC-Black-Sea-Strategy-ack-revised.pdf
6. Asmus R.D., Jackson B.P. The Black Sea and the Frontiers of Freedom // Policy Review. 2004. No 125. с. 1-4.
7. Black Sea Synergy / European Union External Action // URL: http://eeas.europa.eu/blacksea/index_en.htm
8. Black Sea Trade & Development Bank. URL: https://www.bstdb.org/who-we-are/member-states
9. BSEC PERMIS / Press Release on the 43rd Meeting of the BSEC-URTA General Assembly and a Study Visit to the Port of Durres – 2024, URL: https://core.bsec-organization.org/UploadedFiles/PressReleases/20240418-19-43rd-meeting-of-the-bsec-urta-general-assembly-lxzbo1v0.pdf
10. Fostering Sustainable Future Growth Amidst Uncertainty. Annual Report 2022 URL: https://www.bstdb.org/BSTDB_Annual_Report_2022.pdf
11. Joint Declaration of the Ministers in Charge of Economy of the BSEC member states “Increasing intra-trade in the BSEC Region via trade facilitation” // URL: http://www.bsec-organization.org/UploadedDocuments/AreasOfCooperation/TradeEconomicDevelopment/StatDecl/Annex%20III% 20-%20Joint%20Declaration%20Min.%20Economy%20FINAL%202017.pdf
12. “Romania Provides 80%-90% of Moldova’s Energy Needs— Minister,” Reuters, November 21, 2022, URL: https://www.reuters.com/ business/energy/romania-provides-80-90-moldovas-energy-needs-minister-2022-11-21/
13. The Bosphorus Statement Istanbul, 25 June 1992. Официальный сайт ОЧЭС. Режим доступа: http://www.bsec-organization.org/documents/declaration/summit/Reports/Bosphorus%201992.pdf