Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье показано, что страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) активизируют не только наращивают свои усилия по развитию и диверсификации национальных экономик и их ускоренной и устойчивой эволюции в русле ведущих глобальных тенденций (цифровизация, экологизация, инклюзивность), но и стремятся увеличить свое эффективное присутствие в мировой экономике и торговле как на основе развития взаимодействия на региональном (интеграционная составляющая), так и внерегиональном уровнях, в том числе с Россией, Китаем, странами ЕС и другими государствами и государственными объединениями мира, в том числе с БРИКС, ШОС, ЕАЭС. В статье обосновано, что объем и эффективность усилий арабских стран ССАГПЗ на мировом уровне растет, как и авторитет объединения в целом. В статье обосновано, что рост взаимодействия на глобальном уровне вступает как причиной, так и следствием диверсификационных реформ, которые проводят государства ССАГПЗ на протяжении ряда лет. Однако автор констатирует наличие проблем и противоречий в процессе международного взаимодействия стран ССАГПЗ, к которым относятся как внутристрановые проблемы государств-участников объединения, в том числе и внутренние противоречия, так и рост глобальных угроз в различных направлениях, дестабилизирующих как сами эти страны и регион в целом, так и их действия на мировом рынке. Это требует дополнительных усилий как ССАГПЗ, так и их региональных и внерегиональных партнеров по улучшению глобальной ситуации и смягчению имеющихся угроз.
ССАГПЗ, международное сотрудничество, мировая торговля, региональная экономическая интеграция, устойчивое развитие, глобальная экономическая система
Введение
Научный и практический интерес к странам ССАГПЗ значительно вырос в последние годы – в различных аспектах, прежде всего экономическом [16], особенно в связи с растущей нестабильностью и разбалансированностью мировой экономики. Причем дифференциация уровня развития отдельных стран, сохраняющаяся в регионе и наметившиеся различия в структуре их национальных экономик, требуют дополнительного анализа с точки зрения их перспектив, задач и возможностей [12].
Эта нестабильность весьма негативно воздействует на мировые рынки, в том числе и на энергетический, нарушая безопасность как стран-экспортеров углеводородов, так и импортеров минерального топлива и соответствующей продукции [6; 11]. К этому можно добавить и геополитические и региональные вызовы, которые достаточно серьезно дестабилизируют страны региона на протяжении уже длительного периода [9].
Одним из факторов, обеспечивающих более высокий уровень устойчивости стран ССАГПЗ многие эксперты считают региональную экономическую интеграцию в рамках ССАГПЗ [13]. Причем экономическая интеграция в своем развитии все больше опирается не только на собственное экономические факторы, но и на бизнес-коммуникации и научную кооперацию [15]. Арабы говорят на одном языке. Хотя у них разные диалекты, они могут общаться. Большинство людей верят в одну религию. Они также наследуют схожие обычаи в воспитании своих детей и проявляют сочувствие перед лицом общих проблем.
Важно отметить такой аспект растущего интереса исследователей к региону ССАГПЗ, как экономическая цифровизация. Авторы отмечают все более важное значение этого процесса в странах региона, как в экономическом, так и в социальном срезах [18]. Страны ССАГПЗ привлекают ведущие компании цифровой отрасли и не только внедряют их достижения и используют возможности, но и выступают в определенной степени катализатором развития цифровизации в третьих странах [10].
Еще одно важное направление исследований – это экологизация и «зеленые» трансформации в регионе ССАГПЗ, для которого важны как «зеленая» энергетика сама по себе в связи с предполагаемым окончанием спроса на углеродные энергоносители в перспективе, уже достаточно обозримой [4], так и необходимость цифровых и «зеленых» технологий с точки зрения решения задачи предотвращения климатических угроз и одновременно устойчивого развития при том, что основная часть населения в странах ССАГПЗ проживает в городах [14].
Наконец, важно отметить с точки зрения темы данного исследования такое направление научного и практического интереса к странам ССАГПЗ, как их растущее присутствие в международных экономических отношениях – как торговых, так и инвестиционных – с различными странами [19].
Однако во всех этих сферах на современном этапе происходят фундаментальные изменения, которые меняют «лицо» не только самих стран ССАГПЗ, но и систему их взаимодействия в мировой экономике и торговле, что требует дополнительного анализа.
Результаты исследования
Арабские страны становятся все более активными участниками мировой экономики и торговли, становятся все более актуальной силой исторического прогресса, развивая взаимодействие с региональными и внерегиональными партнерами, в том числе с крупными экономиками Азии, как, например, Китай и Индия. Это укрепление позиций арабских стран происходит на фоне роста и стабилизации их национальных экономик, на фоне которого, например, Саудовская Аравия установила целевой показатель экономического роста в 8% к 2025 г. в рамках своей более широкой стратегии по диверсификации своей экономики и снижению зависимости от доходов от продажи нефти и целей развития по достижению двузначного роста с 2026 по 2030 гг.
В 2024 г. под влиянием колебаний цен на мировом энергетическом рынке и решения Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК (ОПЕК+), продолжить сокращение добычи страны Персидского залива активно изучали пути повышения устойчивости экономики и содействия диверсифицированному развитию. Среди них доходы от продажи нефти шести стран (Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Кувейта, Бахрейна и Омана), входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), продолжали сокращаться (уменьшились на 2%), а общий экономический рост замедлился до 1,4% в годовом исчислении. В то же время усилия каждой из стран стран по диверсификации своей экономики достигли очевидных результатов, и рост ненефтяной промышленности был более высоким, чем в традиционном нефтяном сегменте, достигнув более чем на 3.5% за год. Финансовые показатели стран ССАГПЗ были неоднозначными, но инфляция оставалась низкой. Заглядывая в будущее, можно сказать, что экономический рост стран ССАГПЗ, как ожидается, ускорится, но они столкнутся с региональной нестабильностью и вызовами, вызванными глобальным энергетическим переходом.
Из-за снижения доходов от экспорта нефти и увеличения импорта профицит некоторых стран ССАГПЗ сократился. Текущие счета Саудовской Аравии и Кувейта находятся в напряженном состоянии, в то время как ОАЭ, Оман, Бахрейн и Катар сохранили или укрепили свои доминирующие позиции. Профицит ОАЭ получен не только за счет доходов от продажи нефти, но и благодаря соглашениям о свободной торговле, которые способствовали росту ненефтяного экспорта, что подчеркивает эффективность его стратегии диверсификации экономики. В то же время валютные резервы стран ССАГПЗ поддерживались на достаточном уровне, обеспечивая огромный буфер против колебаний на мировом финансовом рынке и рынке нефти. Хотя страны ССАГПЗ прилагают все усилия для достижения диверсификации, доходы от продажи нефти по-прежнему остаются ключевым фактором, влияющим на финансовые перспективы региона. Из-за продления сроков сокращения добычи нефти в рамках соглашения «ОПЕК+» и относительно низких цен на нефть общее финансовое давление на страны ССАГПЗ возрастет. Международный валютный фонд прогнозирует, что общий профицит текущего счета стран ССАГПЗ сократится примерно до 2,5% ВВП в среднесрочной перспективе [21]. Всемирный банк прогнозирует, что бюджетный дефицит региона Персидского залива немного увеличится с 2025 по 2026 гг., составив 0,2% ВВП [22].
Таким образом, оставаясь важным элементом мировой экономической системы, страны ССАГПЗ все больше втягиваются в глобальные и региональные процессы, хотя дифференциация в этом вопросе у сран сохраняется.
Серьезную поддержку и обеспечение в сфере развития внешнеэкономической деятельности Саудовской Аравии и ее позиции в регионе и в мире осуществляет проводимая в стране политика на цифровизацию экономики. Согласно отчету, опубликованному Twimbit в начале 2024 г., с конца 2023 по начало 2024 гг. в Саудовской Аравии действовало 22 дата-центра, и ожидается, что в ближайшие несколько лет количество дата-центров достигнет 62. Многие компании объявили о своем намерении создать центры обработки данных в Саудовской Аравии или инвестировать в эти центры и получать контракты в них для улучшения своих услуг в регионе, что подтверждает, что Саудовская Аравия движется к тому, чтобы стать привлекательным регионом для глобальных центров обработки данных, и они пользуются большим спросом в различных отраслях промышленности по всему миру. Итак, почему существует такой спрос?
При обычных обстоятельствах крупные центры обработки данных сталкиваются с несколькими серьезными экологическими проблемами, которые вызывают озабоченность у защитников окружающей среды. Наиболее заметной из них может быть потребление энергии. Однако этим проблема не ограничивается. Частота и волны, излучаемые сервером, и даже выделяемое тепло будут оказывать прямое влияние на окружающую природную среду. В результате углеродный след центра обработки данных очень высок.
Эти проблемы являются препятствием для компаний, стремящихся создать центры обработки данных в Европе или США. Это связано с тем, что она богата лесами и зелеными насаждениями, в то время как в Саудовской Аравии нет природной среды, богатой лесами и зелеными насаждениями. Следовательно, это очень подходящая среда для строительства центров обработки данных.
Благодаря суровым пустынным условиям Саудовской Аравии и обширным территориям центры обработки данных могут быть построены за пределами города, вдали от критически важных зон, что в значительной степени снижает их негативное воздействие на окружающую среду до незаметного уровня, что облегчает компаниям расширение масштабов своих центров обработки данных и повышает их способность удовлетворять глобальные потребности.
В Саудовской Аравии также есть несколько каналов производства электроэнергии естественным путем, и здесь нет обычных проблем, потому что природный газ и нефтепродукты могут использоваться для выработки электроэнергии непосредственно для центра через внутренние генераторы, и даже электроэнергию можно приобрести через обычные подключения.
Стоимость потребления электроэнергии в Саудовской Аравии составляет 0,05 доллара за 1 киловатт, в то время как в США она составляет 0,18 доллара за 1 киловатт. Сюда не входят государственные стимулы и средства, предоставляемые правительствами компаниям, стремящимся построить центры обработки данных. Даже если компания не хочет подключать электричество обычным способом, из-за природной среды пустыни и солнечного света в течение всего дня она может полагаться на солнечные панели для выработки необходимой электроэнергии.
Правительство Саудовской Аравии сформулировало видение повышения статуса страны и диверсификации источников дохода к 2030 г. Цифровая экономика является важной частью этого видения. Поэтому правительство Саудовской Аравии стремится энергично продвигать строительство центров обработки данных и предоставление их услуг [5].
Новые законы и рамочные программы, такие как «Закон о защите персональных данных» и «Платформа облачных вычислений», являются типичными примерами усилий правительства по стимулированию функционирования внутренних центров обработки данных и привлечению новых инвестиций.
В сочетании со снижением налогов, снижением цен на электроэнергию и легким доступом к большим участкам земли по низкой цене это помогло построить более крупные центры обработки данных.
Благодаря своему уникальному географическому положению Саудовская Аравия имеет прямой доступ к Красному морю через город Джидда и его окрестности, что позволяет ей напрямую подключаться к 15 различным подводным интернет-кабелям, позволяя компаниям извлекать большую выгоду из функций этих подводных кабелей.
Правительство Саудовской Аравии проявляет растущий интерес к цифровому росту и внутренней цифровой экономике, и потребность в новых центрах обработки данных для удовлетворения растущего спроса становится все более острой. Эксперты прогнозируют, что к 2030 г. расходы и спрос на искусственный интеллект и облачные сервисы вырастут более чем на 25%, и саудовские дата-центры будут соответствовать этому росту [23]. Все это облегчает и ускоряет международное сотрудничество Саудовской Аравии с мировыми и региональными партнерами, как и появившаяся относительно недавно практика международных расчетов в альтернативных доллару валютах. Например, расчеты Саудовской Аравии в торговле с Китаем частично осуществляются в юанях. Согласно данным, опубликованным в отчете Центрального банка Саудовской Аравии за 2023 г., Китай входит в пятерку наиболее важных стран по объему импорта и экспорта в Саудовскую Аравию, а прямые инвестиции Саудовской Аравии в Китай достигли 22,2 млрд долларов, в то время как ПИИ Китая в Саудовскую Аравию достигли 7,7 млрд долларов. С 2001 г. Саудовская Аравия является крупнейшим торговым партнером КНР на Ближнем Востоке.
ОАЭ также создали больше возможностей для экономического и торгового сотрудничества с региональными и внерегиональными государствами-партнерами. В настоящее время ОАЭ подписали соглашение о свободной торговле с Сингапуром и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), а также завершили подписание соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией; ведутся переговоры с Японией, Китаем, Европейским союзом, Индией и другими странами. В мае 2023 г. ОАЭ стали страной-партнером по диалогу Шанхайской организации сотрудничества, что обеспечит дополнительные возможности для торговли и инвестиций. ОАЭ также призывают к разработке соглашения между арабскими странами по содействию упрощению процедур торговли. ОАЭ приступили к ряду ключевых реформ для привлечения иностранных инвестиций, включая упрощение регулирующих процедур, ослабление ограничений на иностранное владение и введение привлекательных стимулов для глобальных инвесторов. Являясь важным инвестиционным направлением, страна привлекает крупные инвестиции в такие секторы, как производство, туризм и финансы.
Активная и конструктивная дипломатия Саудовской Аравии, ОАЭ и других стран ССАГПЗ получила высокое признание в мире в различных сферах. Так, Ближний Восток превращается в глобальный центр зеленой энергетики, и ожидается, что инвестиции в возобновляемые источники энергии увеличатся с 11,2 трлн долларов США в 2024 г. до 2,4 трлн долларов в 2030 г. Страны ставят цель создания общего рынка ССАГПЗ в 2025 г. Они работают над улучшением законодательного, инвестиционного, таможенно-тарифного и других условий внешнеэкономического сотрудничества и активно занимаются миротворчеством в регионе и за его пределами, что содействует расширению международного сотрудничества в различных областях.
Однако в этом процессе имеет место ряд проблем. Они связаны, во-первых, с сохранением значительной дифференциации в уровнях социально-экономического развития стран ССАГПЗ. В результате региональные и внерегиональные интересы стран также дифференцированы, что зачастую затрудняет возможности для единого подхода к решению имеющихся и возникающих проблем, порождая – правда, в исключительных случаях –дипломатические кризисы (краткосрочные).
Во-вторых, страны по-разному в отдельных случаях видят траекторию своего международного сотрудничества, например, с Ираном. Это связано с тем, что организационные документы ССАГПЗ не ограничивают их суверенитет в этом вопросе. Наконец, третьи стороны более или менее активно «работают» со странами ССАГПЗ, в результате возникают некоторые противоречия между ними.
Однако, на наш взгляд, и это подтверждается многолетней практикой, страны ССАГПЗ находят возможности решения имеющихся противоречий, что усиливает их авторитет на мировом и региональном уровнях.
Заключение
Страны ССАГПЗ сегодня представляют собой динамично развивающийся интеграционный блок и очень важный сегмент мировой экономики и торговли, а также политики, арабские страны, особенно страны Персидского залива, в настоящее время стали одним из основных регионов экономического развития в мире, и темпы экономического развития здесь выше среднемировых. Страны ССАГПЗ укрепляют, развивают и диверсифицируют свои экономические системы., стабилизируют социальную сферу, все более активно и многогранно развивают взаимодействие со многими региональными и внерегиональными державами в торговой и иной экономической сфере, транспорте и логистике, валютно-финансовой сфере, а также оказывают финансовую, гуманитарную и иную помощь развитию многих более бедных стран, зачастую выступая экономическими донорами.
Странам-партнерам ССАГПЗ, в том числе Российской Федерации, важно принимать во внимание эти факторы и сложившуюся ситуацию и более активно расширять свое взаимодействие с государствами ССАГПЗ в перспективе.
1. Абдуллаев Э.Э.О. Традиции и инновации в законодательном регулировании трудовых правоотношений с участием иностранного элемента в РФ и ОАЭ // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2022.- №4. – С. 176-190.
2. Абрамова Д. Е., Веневцева П. Ю., Горячева Д. А. Сравнительный анализ систем государственных закупок в Российской Федерации и Китайской Народной Республике // Актуальные вопросы современной экономики, 2024. №5. - 290-298. URL: http://www.авсэ.рф
3. Бабаева З.Ш. Социальные проблемы мировой экономики в эпоху глобализации // Сегодня и завтра Российской экономики. 2023. № 118. С. 88-100.
4. Бяшарова А.Р. «Зеленая» энергетика в арабских странах Западной Азии и современные вызовы // Россия и Азия. 2023. № 1 (23). С. 38-45.
5. Бяшарова А.Р. Цифровизация мировой торговли и новые возможности для стран Западной Азии / В сборнике: Мировая экономика и международное предпринимательство в условиях геополитической неопределенности. Сборник научных статей. Москва, 2024. С. 29-34.
6. Глинская М.В., Колдашев И.А., Арнетт С.Г. Обеспечение национальной энергетической безопасности как базовое условие повышения эффективности системы международных экономических отношений // Инновационная экономика. 2023. № 4 (37). С. 80-100.
7. Ишенов У. С., Сыдыков Б.К. Мировая практика регулирования внешнеторговой отношений // Актуальные вопросы современной экономики. 2022.- №11. С. 323-330.
8. Ишуков А.А. Формирование технологического альянса ЕАЭС как приоритетное направление развития интеграционного блока // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2023.- №5. – С. 93-101.
9. Костенко А.Н., Поплавский С.П., Борисова Е.В. Современные геополитические процессы и тенденции мирового развития // Вестник ученых-международников. 2024. № 1 (27). С. 34-46.
10. Новые тренды цифровизации: мир и Россия / Пономаренко Е.В., Дигилина О.Б., Шкваря Л.В., Вереникина А.Ю., Меланьина М.В., Налбандян А.А., Оганесян А.А., Рузина Е.И., Тыркба Х.В., Павлов А.М., Пономарева В.С. Сер. Научная мысль. Москва, 2023. DOI:https://doi.org/10.12737/2009648
11. Рабуева М.С., Савина Н.П., Омаров З.З. Перспективы развития мировой экономики в контексте современных геополитических и экономических изменений // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2024. № 1. С. 81-94. DOI:https://doi.org/10.26653/2076-4650-2024-01-07
12. Русакович В.И. Экономическое развитие и диверсификация в странах Персидского залива: современные тенденции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 3. С. 393-404.
13. Русакович В.И. Экономическая интеграция стран ССАГПЗ и влияние внешнего фактора // Россия и Азия. 2017. № 1. С. 50-59.
14. Савченко А.Б., Бородина Т.Л. Зеленая и цифровая экономика как инструмент устойчивого развития урбанизированных территорий // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2020. № 2. С. 310-320. DOI:https://doi.org/10.31857/S2587556620020120
15. Соловьёва Ю.В., Шкваря Л.В. Научные и бизнес-коммуникации как ключевой фактор экономической интеграции. Москва, 2012.
16. Федорченко А.В. Арабский мир: возможен ли экономический ренессанс? // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 1 (52). С. 83-100.
17. Хачатурян К. С., Базарбаев Р. М. Влияние санкций на экономику России и условия перехода к экономическому росту // Военно-экономический вестник. — 2022 №3. — URL: https://voenvestnik.ru/
18. Шкваря Л.В., Родин С.И. Цифровая экономика в ССАГПЗ: современное состояние и проблемы // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 188-191. DOI:https://doi.org/10.34925/EIP.2020.115.2.033
19. Шкваря Л.В. Россия и страны Залива: инвестиционное сотрудничество // Азия и Африка сегодня. 2011. № 5 (646). С. 18-23.
20. Шкваря Л.В., Родин С.И. Социально-экономическое развитие стран персидского залива и роль диверсификации // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2021.- №1. – С. 106-116.
21. Gulf Cooperation Council: Pursuing Visions Amid Geopolitical Turbulence Economic Prospects and Policy Challenges for the GCC Countries. https://www.elibrary.imf.org/view/journals/007/2024/066/article-A001-en.xml
22. Gulf Economic Update. Navigating the Water Challenge in the GCC: Paths to Sustainable Solution / 2024 International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. https:// worldbank.org/curated/en/099002211272487299/pdf/IDU14b5501f11f71f145c9187fa1509e7f3f0b80.pdf
23. US$320 billion by 2030? https://www.pwc.com/m1/en/publications/potential-impact-artificial-intelligence-middle-east.html