с 01.01.2022 по 01.01.2025
Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
Статья посвящена теме автомобильного рынка Российской Федерации в период с 2019 по 2024 годы. В статье рассматриваются ключевые показатели состояния автомобильного рынка, такие как объем продаж и структура продаж. Особое внимание уделяется тенденциям в развитии автомобильного рынка, таким как значительное изменение его структуры, замещение ушедших с отечественного автомобильного рынка торговых марок китайскими брендами, а также рост доли гибридных автомобилей. Также в статье рассматривается тема повышения утилизационного сбора и его влияния на потребительский спрос на транспортные средства с объемом двигателя свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров, а также на автомобили с гибридной силовой установкой и электрическим мотором. В ходе исследования сделан вывод о том, что китайские автомобильные компании заняли освободившуюся после ухода ряда компаний нишу. Сделан прогноз о прерывании тенденция на значительное повышение спроса на гибридные автомобили вследствие повышения утилизационного сбора на данную категорию автомобилей примерно в 20 раз в 2025 году. Также сделано предположение о локализации производства в России китайскими компаниями с целью сокращения издержек.
автомобильный рынок, автомобили, утилизационный сбор, гибридные автомобили, автомобили с гибридной силовой установкой
Автомобильная промышленность и розничная торговля автомобилями является одними из ключевых отраслей экономики Российской Федерации,
в производстве, оказании услуг дилерских центров, послепродажном обслуживании автомобилей занято значительное количество трудоспособного населения.
Автомобильный рынок России в период с 2019 по 2024 годы столкнулся с двумя крупными потрясениями, такими как пандемия COVID-19
и приостановление работы западных и японских компаний на российском автомобильном рынке. Если первое повлияло на объем продаж автомобилей, то второе оказало значительное влияние на структуру отечественного автомобильного рынка.
Одними из ключевых показателей состояния автомобильного рынка являются объем продаж автомобилей и доля наиболее популярных марок в совокупном объеме продаж. На рис. 1 представлена динамика продаж новых легковых автомобилей с распределением по торговым маркам на российском автомобильном рынке в 2019-2024 гг.
Рис. 1. Динамика и структура продаж автомобилей в 2019–2024 гг., шт. [7]
Данные, представленные на рис. 1, свидетельствуют о незначительном снижении объема продаж автомобилей в 2020 году, что обусловлено пандемией COVID-19, последующими уменьшением объема предложения
на автомобильном рынке и снижением покупательной способности части населения [5]. В 2021 году прослеживается незначительный рост объема продаж автомобилей по сравнению с предыдущим годом. На протяжении 2019–2021 гг. отчетливо прослеживается стабильная структура автомобильного рынка. На протяжении данного периода на отечественном рынке лидирующие позиции занимают торговые марки LADA, KIA, Hyundai, Renault, доля указанных компаний на рынке существенно не изменилась. Единственное заметное изменение в структуре автомобильного рынка в 2021 году – опережение компанией Toyota автоконцерна Volkswagen AG по объему продаж, что позволило японской автомобильной компании войти в пятерку крупнейших игроков на российском автомобильном рынке в 2021 году. [4]
Намного более значительные изменения произошли на отечественном автомобильном рынке в 2022 году. Уход с российского рынка европейских, американских и японских торговых марок, приостановление производства в России многолетних лидеров российского рынка среди иномарок, KIA и Hyundai, а также последующий рост цен на автомобили способствовали снижению объема продаж в 2,5 раза [8]. KIA и Hyundai, несмотря на это сохранили второе и третье места соответственно по объемам продаж. В 2022 году впервые обозначилась тенденция на замещение покинувших российский рынок брендов китайскими автомобилями. Chery и Haval оказались в пятерке крупнейших брендов по количеству проданных автомобилей. В 2023–2024 годах данный тренд сохраняется, доля китайских автомобильных компаний на отечественном рынке неуклонно растет, Haval и Chery заняли освободившуюся нишу и вошли в тройку лидеров по объемам продаж. Существенную долю рынка получили другие китайские компании, Geely и Changan. Также прослеживается тенденция на восстановление объема продаж после значительного спада в 2022 году. Таким образом, за последние 2 года произошли, возможно, наиболее значительные и стремительные изменения в структуре отечественного автомобильного рынка за всю его историю.
Важной тенденцией в развитии отечественного автомобильного рынка также является увеличение количество гибридных и электрических автомобилей [10]. На рис. 2 отражена динамика доли легковых автомобилей, использующих гибридную силовую установку.
Рис. 2. Динамика доли легковых автомобилей, использующих гибридную силовую установку, в 2019–2023 гг., % [3]
Как видно из рис. 2, доля гибридных автомобилей на отечественном рынке не является значительной, но она увеличивается в геометрической прогрессии. Автомобили с гибридной установкой становятся востребованнее электрических автомобилей за счет отсутствия необходимости в подзарядке, которая осложнена небольшим количеством станций зарядки автомобилей
и проживанием значительной части населения в многоквартирных домах. Преимуществом гибридных автомобилей в сравнении с бензиновыми является меньший расход топлива, обусловленный использованием электронного мотора в дополнение к двигателю внутреннего сгорания [6].
Значительное влияние на отечественный автомобильный рынок окажет повышение ставок утилизационного сбора. На рис. 3 представлена динамика сумм утилизационного сбора, уплачиваемых при ввозе транспортных средств с объемом двигателя свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров, а также автомобилей с гибридной силовой установкой в 2024–2030 гг. Данные категории выбраны для анализа в связи с тем, что автомобили с объемом двигателя от 1 до 2 литров являются наиболее распространенными
на автомобильном рынке, а гибридные автомобили стремительно набирают популярность.
Рис. 3. Динамика сумм утилизационного сбора, уплачиваемых при ввозе транспортных средств с объемом двигателя свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров, а также автомобилей с гибридной силовой установкой в 2024–2030 гг., руб. [1] [2]
Из данных, представленных на рис. 3, видно, что к 2030 году сумма утилизационного сбора, уплачиваемого при ввозе автомобилей объемом двигателя от 1 до 2 литров, увеличится в 2 раза, что приведет к повышению стоимости данных автомобилей. Намного более значительное повышение суммы утилизационного сбора ожидается в отношении электрических
и гибридных автомобилей. Уже с 1 января 2025 года сумма утилизационного сбора увеличится в 20 раз и будет приравнена к утилизационному сбору на автомобили с двигателем внутреннего сгорания. К 2030 году сумма утилизационного сбора увеличится почти в 36 раз, что может повлиять на снижение темпов роста популярности автомобилей с гибридной силовой установкой. Повышение утилизационного сбора приведет к увеличению стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации автомобилей, что может вызвать снижение спроса на автомобили, рост стоимости подержанных и производимых на территории нашей страны автомобилей вследствие снижения уровня конкуренции. Также значительное повышение утилизационного сбора может способствовать локализации производства иностранных, в первую очередь китайских, автомобильных компаний на территории Российской Федерации с целью снижения издержек и повышения конкурентоспособности продукции [9].
Таким образом, вследствие ухода с российского рынка наиболее популярных до 2022 года торговых марок, обозначилась тенденция на замещение покинувших страну брендов китайскими автомобилями, доля китайских автомобильных компаний на отечественном рынке неуклонно растет, Haval и Chery заняли освободившуюся нишу и вошли в тройку лидеров по объемам продаж. В 2021-2024 годах прослеживался тренд на рост популярности гибридных автомобилей, что могло быть связано с меньшим расходом топлива. Данные автомобили дороже в производстве, но данная разница частично компенсировалась значительного более низким коэффициентом утилизационного сбора. С 2025 года сумма утилизационного сбора на гибридные автомобили увеличится примерно в 20 раз, что может привести к значительному повышению их стоимости и снижению потребительского спроса на данные автомобили.
1. Постановление Правительства РФ от 13.09.2024 N 1255 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (ред. от 13.09.2024) "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора") [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
3. Доля автотранспортных средств, имеющих возможность использовать природный газ и электроэнергию в качестве моторного топлива в общем количестве зарегистрированных автотранспортных средств [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189.
4. Вертоградов В. А., Щелокова С. В., Иванчина А. А. Автомобильный рынок РФ: стратегии компаний и действия регуляторов (2009-2021) // Стратегии бизнеса. 2022. Т. 10. №2. С. 33–41.
5. Горюнова Е. А. Состояние автомобильного рынка России: тенденции и пути развития // Весенние дни науки : сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 21–23 апреля 2022 г.). — Екатеринбург : УрФУ, 2022. — C. 1115–1120.
6. Куданова А. И., Яковлева Е. Ю. Экологизация автомобильного транспорта: преимущества и сложности перехода на альтернативные автомобили // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021. №2. С. 176–198.
7. Официальный сайт аналитического агентства «Автостат» [Электронный ресурс] // URL: https://www.autostat.ru.
8. «Рост продаж, скорее всего, продолжится»: с начала года россияне купили почти 800 тысяч новых китайских авто [Электронный ресурс] // Официальный сайт Russia Today. URL: https://russian.rt.com/business/article/1398950-kitai-rossiya-avtomobili-prodazhi.
9. АвтоВАЗ прокомментировал резкое повышение утильсбора с 1 октября [Электронный ресурс] // Официальный сайт Autonews. URL: www.autonews.ru.
10. В России выросло количество электромобилей и гибридов [Электронный ресурс] // Официальный сайт журнала Известия. URL: https://iz.ru.