Статья посвящена нефтяной политике стран ОПЕК+. Обосновывается необходимость проводимой в последние годы странами ОПЕК+ политики сокращения добычи нефти в интересах стран производителей и экспортеров жидкого топлива. Исследуется механизм принятия решений в рамках международной организации. Анализируется решение стран ОПЕК+ по увеличению добычи нефти на фоне проведения новой тарифной политики администрацией Д.Трампа. Отмечается расширение присутствия на мировом нефтяном рынке стран-экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК+. Подчеркивается, что увеличение добычи нефти приведет к росту мировых коммерческих нефтяных запасов и одновременно к снижению нефтяных котировок. Раскрываются возможные факторы сдерживания падения мировых цен на нефть. Особое внимание уделяется политике ФРС США по снижению ставки по федеральным фондам в целях поддержания экономической активности, стимулирования спроса на энергоносители и как следствия роста цен на нефть. Делается вывод, что падение цен на нефть болезненно отражается на экономике России и требует ее ускоренной диверсификации.
ОПЕК+, нефтяные котировки, квоты на добычу нефти, стратегические резервы нефти, санкции
Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) играет ключевую роль на мировом рынке нефти. Целью ее создания является координация нефтяной политики стран-членов, защита интересов стран-производителей и экспортеров жидкого топлива. На страны ОПЕК в целом приходится порядка 70% запасов нефти в мире, 40% от ее мировой добычи и половина мирового экспорта. ОПЕК влияет на состояние мировой экономики не только через контроль над объемами нефти на мировом рынке и регулирование нефтяных котировок, но и через сотрудничество стран-членов и принятие ими стратегических решений. ОПЕК активно участвует в формировании международной энергетической политики.
Принцип работы ОПЕК строится на координации действий стран-членов, что позволяет влиять на конъюнктуру мирового рынка нефти. Страны ОПЕК осуществляют управление ресурсами через коллективное принятие решений. В случае превышения предложения нефти над спросом на рынке страны ОПЕК договариваются о сокращении добычи жидкого топлива для поддержания нефтяных котировок и сведения к минимуму убытков стран-экспортеров нефти. При росте спроса на нефть организация может увеличивать квоты, чтобы избежать дефицита продукции и слишком резкого роста цен.
На октябрь 2024 г. в ОПЕК входили двенадцать стран: Алжир, Экваториальная Гвинея, Габон, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Республика Конго, Саудовская Аравия, ОАЭ и Венесуэла. Еще одиннадцать стран являлись членами ОПЕК+: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Бразилия, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Южный Судан и Судан. Бразилия присоединилась к ОПЕК+ с января 2024.
Высшим органом ОПЕК является Конференция министров стран-экспортеров нефти, которая созывается не реже двух раз в год. В ходе конференций определяются ключевые направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления. Конференция формирует Совет управляющих организации (по одному представителю от страны), назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря ОПЕК, являющегося высшим должностным лицом и полномочным представителем организации. В компетенцию Конференции входит прием новых членов. Министры энергетики стран-участниц ОПЕК собираются дважды в год на конференциях, чтобы обсудить текущую ситуацию на мировом нефтяном рынке и выработать стратегию поведения на ближайший период. На этих встречах анализируется баланс спроса и предложения, рассматриваются экономические и геополитические факторы, влияющие на цены, а также принимаются решения о необходимости корректировки объёмов добычи. Решения принимаются на основе консенсуса. Механизм принятия решений в ОПЕК позволяет организации оперативно реагировать на изменения на мировом рынке нефти. Наибольшее влияние на принятие решений организации имеют страны Персидского залива, поскольку они добывают наибольшие объемы нефти.
Заключенное в 2016 г. соглашение ОПЕК+ в качестве главной цели ставит защиту интересов его участников посредством координации объемов добычи нефти и поддержания приемлемого уровня нефтяных котировок. Весной 2020 г. страны ОПЕК+ осуществили корректировку квот на добычу нефти. Россия и Саудовская Аравия пришли к консенсусу по вопросу сокращения в течение двух лет с мая 2020 г. по май 2022 г. добычи нефти с 11 млн баррелей в сутки на 2,5 млн баррелей каждая. В рамках организации не существует механизмов контроля и регулирования их соблюдения.
Формат ОПЕК+ стал ответом на глобальные вызовы и потребность в более широком сотрудничестве для стабилизации нефтяных цен, избежания их резкого роста или падения.
С января 2021 г. общая добыча нефти странами ОПЕК+ была уменьшена до 7,2 млн баррелей в сутки. В мае 2022 г. ряд стран ОПЕК+, включая Россию, выступили за увеличение добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки, однако уже в октябре 2022 г. было решено снизить целевой уровень добычи топлива с ноября на 2 млн баррелей в сутки из-за снижения нефтяных котировок и ослабления спроса на нефть со стороны Китая. Было решено сократить объем добычи до 41,9 млн баррелей в сутки в 2023 г против 41,9 млн баррелей в октябре 2022 г. Позиция стран ОПЕК+ не соответствовала интересам США, ожидавшим роста добычи нефти и как следствия снижения цен на нефть и нефтепродукты, что могло приостановить начавшееся весной 2022 г. изъятие нефти из государственных стратегических резервов.
В апреле 2023 г. восемь стран - участниц соглашения ОПЕК+, из которых пять государств - члены ОПЕК (Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Алжир), три страны (Россия, Оман, Казахстан), не входящие в международную организацию, но добровольно согласующие с 2016 г. энергетическую политику с ОПЕК, объявили о сокращении добычи нефти на 1,66 млн баррелей в сутки с мая до конца 2024 г. в целях поддержания стабильности нефтяного рынка, что в дополнение к сокращению на 2 млн баррелей в сутки составило 3,66 млн баррелей в сутки.
Решение ОПЕК+ по сокращению добычи нефти отразилось на ситуации на мировом рынке и привело к росту нефтяных котировок. Цена нефти марки Brent 3 апреля 2023 г. выросла с 79,78 до 86,04 долл. за баррель, марки Urals превысила установленный западными странами потолок в 60 долл. США за баррель.
В июне 2023 г. страны ОПЕК+ утвердили ежедневную суммарную квоту на добычу нефти в размере 40,46 млн баррелей на 2024 год против 40,73 млн баррелей в 2023 г. С учетом корректировки квот России, Нигерии и Конго суммарная квота была повышена до 40,73 млн баррелей в сутки. Для Анголы квота на добычу нефти осталась на уровне 1,28 млн баррелей в сутки, несмотря на желание руководства страны расширить добычу нефти и соответственно повысить квоту. Из-за отказа в повышении квоты Ангола с января 2024 г. перестала быть членом ОПЕК и ОПЕК+. Выход Анголы из международной организации объясняет сокращение целевого уровня добычи для ОПЕК+ на 2024 г. до 39,4 млн баррелей в сутки. На 2025 г. ежедневная совокупная квота ОПЕК+ была повышена до 39,7 млн баррелей из-за увеличения квоты на 300 тысяч для ОАЭ. Вопрос о постепенном восстановлении добычи нефти странами ОПЕК+ был поставлен в октябре 2024 г.
С мая 2025 г. страны ОПЕК+ планируют увеличить добычу нефти на 411 тыс. баррелей в сутки. На фоне решения стран ОПЕК+ о наращивании добычи нефти июньские фьючерсы на нефть марки Brent падают на 5,8% до 70,62 долл. США за баррель. В мае квота по добыче для России составит 9,08 млн баррелей в сутки, Саудовской Аравии – 9,2 млн баррелей, Ирака – 4,05 млн баррелей, ОАЭ – 3,02 млн баррелей, Кувейта – 2,44 млн баррелей, Казахстана – 1,49 млн баррелей, Алжира – 0,92 млн баррелей и Омана – 0,77 млн баррелей в сутки. В зависимости от меняющихся рыночных условий увеличение добычи может быть приостановлено или отменено.
Решение странами ОПЕК ускорить увеличение добычи нефти на фоне повышения таможенных пошлин администрацией Д.Трампа привело к падению нефтяных котировок более, чем на 10%. Организация решила в мае 2025 г. нарастить добычу сразу на 411 тыс. баррелей вместо запланированных ранее 135 тыс. баррелей в сутки.
При росте добычи нефти цена на нефть марки Brent может опуститься ниже критического уровня в 70 долл. США за баррель, учитывая стремление стран-экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК+, таких как США, Канада, Гайана расширить свое присутствие на мировом нефтяном рынке, что ведет к снижению роли монопольной власти ОПЕК на мировом рынке нефти и диверсификации географии импортных закупок странами-потребителями жидкого топлива. Суммарный объём добычи нефти странами - экспортерами, не являющимися участниками соглашения ОПЕК+, составил в 2023 г. 66,8 млн баррелей в сутки, в 2024 г. - 67,8 млн баррелей в сутки. Рост добычи нефти в 2024 г. против 2023 г. был обеспечен преимущественно за счет Бразилии, Канады, Гайаны, Норвегии и Казахстана. В 2025 г. наиболее значительный рост добычи нефти ожидается в США, Бразилии, Канаде и Норвегии, в то время как наибольшее сокращение добычи - в Анголе. В 2026 г., согласно прогнозу ОПЕК, лидерами по увеличению предложения нефти на мировом рынке станут США, Бразилия, Канада. Наибольшее увеличение экспортных поставок нефти на мировой рынок можно ожидать со стороны американских нефтяных компаний, что объясняется проводимой администрацией Д.Трампа политики доминирования на мировых рынках углеводородов. С 2024 г. США добывают более 13 млн баррелей нефти в сутки.
Наращивание поставок нефти на мировой рынок будет происходить медленнее, чем ожидалось в начале 2025 г., несмотря на решение стран ОПЕК+ увеличить добычу жидкого топлива. В качестве причины можно обозначить сокращение добычи нефти в Иране и Венесуэле ввиду новых санкций, введенных США в отношении Ирана в феврале 2025 г., и отзыва разрешения на добычу и экспорт нефти из Венесуэлы для американской нефтяной компании Chevron. Компания получила лицензию на работу в стране при администрации Дж. Байдена в ноябре 2022 г. В начале апреля 2025 г. было объявлено о введении импортных пошлин в размере 25% в отношении стран, которые закупают нефть или газ у Венесуэлы. В целях сведения экспорта иранской нефти к нулевому уровню (в 2023 г. доходы от экспорта составили 53 млрд долл. США) Государственный департамент США ввел санкции в отношении восьми организаций, занимающихся торговлей иранской нефтью и нефтехимическими продуктами. Под санкции также попали 13 судов транспортных компаний из Суринама, Индии, Китая, Малайзии, которые участвуют в перевозке иранской нефти. В санкционный список попали главы Национальной нефтяной компании Ирана (NIOC) и Иранской компании нефтяных терминалов (IOTC). Последняя управляет нефтеналивными терминалами на острове Харг, основном пункте отгрузки иранской нефти, а также газовым терминалом «Южный Парс», который отгружает экспортный газовый конденсат, произведенный на одноименном газовом месторождении.
Несмотря на сокращение поставок нефти из Ирана и Венесуэлы, увеличение добычи нефти другими нефтедобывающими странами приведет к росту мировых товарных запасов нефти уже в 2025 г. и одновременно к снижению цен на нефть марки Brent в 2026 г. до 60-65 долл. за баррель, а возможно и до 55-58 долл. США за баррель. В случае замедления роста мировой экономики или отказа стран ОПЕК+ от добровольного сокращения добычи нефти цены на нефть марки Brent могут упасть ниже 50 долл. США в 2026 г.
Если сокращение добычи нефти ведет к росту нефтяных котировок, то увеличение добычи приведет к избытку нефти на мировом рынке и соответственно к падению цен на сырье, что не соответствует интересам России. В случае снижения цены на нефть марки Brent до 55-60 долл. за баррель в сутки, цены на российскую нефть марки Urals могут снизиться до 46-53 долл. за баррель. Если Д.Трампу удастся снизить дефицит в торговле США с большинством стран в обмен на отмену новых таможенных пошлин, цена нефти марки Brent может вернуться к уровню в 66-70 долл. за баррель, марки Urals – к уровню в 60-65 долл. США за баррель. В случае эскалации торговых войн, мировые цены на нефть марки Brent могут подняться до 75 долл. за баррель и выше. Нефтяные котировки могут быть выше, если страны ОПЕК+ вернутся к ранее запланированному уровню повышения добычи нефти в 135 тыс. баррелей в сутки.
Фактором, сдерживающим падение цен на нефть, может стать принятие Федеральной резервной системой (ФРС) США решения о дальнейшем снижении ставки по федеральным фондам, что может привести к определенной стабилизации цен. ФРС пойдет на снижение ставки по федеральным фондам при понимании необходимости поддержки хозяйственной деятельности промышленных предприятий, возможности получения ими кредитов по более низкой ставке в условиях удорожания поступающих из Китая на американский рынок комплектующих изделий. Снижение ставки по федеральным фондам поддержит экономическую активность и простимулирует спрос на энергоносители в США, что создаст условия для роста цен на нефть. Если Федеральный резерв откажется снизить процентную ставку, американские компании могут стать одними из первых, кто сократит добычу нефти, поскольку цена на нефть в 55 долл. за баррель делает добычу сланцевой нефти нерентабельной.
Для России падение цен на нефть ниже 60 долл. за баррель крайне болезненно. Снижение валютных поступлений от экспорта нефти, к сожалению, не может быть компенсировано поставками на экспорт альтернативных товаров. Для нейтрализации падения доходов от экспорта нефти государство вынуждено будет расходовать средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Сохранение мировых цен на низком уровне потребует диверсификации экономики, создания производств, ориентированных на экспорт, развития инновационных технологий. В этой связи необходимо разработать новые механизмы для увеличения доходов от ненефтегазового сектора.
1. Комитет ОПЕК+ подтвердил дополнительное сокращение добычи нефти. URL: https://rg.ru/2023/04/03/komitet-opek-podtverdil-dopolnitelnoe-sokrashchenie-dobychi-nefti.html
2. ОПЕК сохранила прогноз роста спроса на нефть в мире в 2025-2026 годах. https://angi.ru/news/2923592-%D0%9E%D0%9F%D0%95%D0%9A%20%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5%20%D0%B2%202025-2026%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85/
3. ОПЕК+ договорился о повышении добычи нефти: какие сигналы сделка подает рынку. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/415075-opek-dogovorilsya-o-povyshenii-dobychi-nefti-kakie-signaly-sdelka-podaet
4. Страны ОПЕК+ увеличат добычу нефти с мая. https://kz.kursiv.media/2025-04-03/zhnb-opecoilplansmay/
5. Сюрприз от ОПЕК+: ответ «потолочникам» и спекулянтам. URL: https://expert.ru/expert/2023/15/syurpriz-ot-opek-otvet-potolochnikam-i-spekulyantam/
6. Трамп и ОПЕК опустили цены на нефть и доходы России. https://vz.ru/economy/2025/4/9/1324774.html
7. Alexander Novak co-chairs the 35th ministerial meeting of OPEC and non-OPEC countries. http://government.ru/en/news/48659/
8. Goldman Sachs expects oil prices to decline through 2026. https://www.reuters.com/markets/commodities/goldman-sachs-expects-oil-prices-decline-through-2026-2025-04-14/
9. Investors have become impoverished by $2.5 trillion due to Trump's tariffs. What the media is writing. https://en.iz.ru/en/1865303/2025-04-04/investors-have-become-impoverished-25-trillion-due-trumps-tariffs-what-media-writing
10. OPEC+ extends deep oil production cuts into 2025. https://www.reuters.com/business/energy/opec-seen-prolonging-cuts-2024-into-2025-two-sources-say-2024-06-02/
11. OPEC+ in 2025: Navigating an uncertain environment. https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2025/01/OPEC-in-2025-Navigating-an-uncertain-environment.pdf .
12. Sanctioning Entities That Have Traded in Iran's Petroleum. https://www.state.gov/sanctioning-entities-that-have-traded-in-irans-petroleum/
13. Volker Roeben What drives OPEC production policy? The Journal of World Energy Law & Business, Volume 17, Issue 1, February 2024, Pages 19–34. URL: https://doi.org/10.1093/jwelb/jwad031