ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
В статье развиты теоретические положения в части дополнения понятий ключевых элементов рынка информационно-коммуникационных услуг и их классификации. Определены особенности информационно-коммуникационных услуг, предоставляемых субъектам микробизнеса, а также обоснована топология системного представления рынка исследуемого типа услуг.
цифровизация, микробизнес, информационно-коммуникационные услуги, сервисная экономика
Появление информационно-коммуникационных услуг (далее – ИКУ) в современной экономике обусловлено масштабным проникновением цифровых и информационных технологий в различные области деятельности человека и общества, что привело к появлению нового типа услуг, напрямую или косвенно использующих эти технологии, либо являющиеся их вещественной или невещественной формой проявления.
Широкое распространение возможностей для реализации подобной услуги, свобода входа-выхода на рынок (низкий порог соответствующих барьеров) обусловливает необходимость регулирования, которое также обладает существенными специфическими характеристиками и реализуется посредством специальных механизмов с участием государства, воздействие которого осуществляется за пределами гражданского права.
Оказание ИКУ имеют прямую взаимосвязь также с категориями «цифровых технологий» и «цифровых активов». Первые представляют собой специфические решения в области формирования, накопления и потребления информации. Вторые представляют собой форму интеллектуальной собственности (имущества), которая монетизируется (используется в рыночной практике) с использованием цифровых технологий. Все это проявляется в наличии сложности при рассмотрении информационно-телекоммуникационной услуги как явления в области теории услуг, как с экономической, так и с правовой точек зрения.
Предлагается следующая авторская трактовка указанной дефиниции. ИКУ – это совокупность действий по предоставлению набора невещественных благ в пользу конкретного лица или неограниченной группы лиц на основе цифровых технологий с использованием цифровых активов в различных формах. Субъектами, предоствляющими ИКУ являются государство, цифровые потребители, потребители цифровых продуктов в материальной форме, цифровые производители, субъекты инфраструктуры цифровой экономики. Государство является в т.ч. и потребителем указанных услуг посредством площадок публичного типа, представляющих различные сервисы гражданам и юридическим лицам в электронном (цифровом) виде (Портал Госуслуг, Портал ГАС Правосудие и т. д.).
Рассмотрим подходы и формализуем авторское преставление микробизнеса. В научной литературе ему не уделяется значительного внимания, однако такая форма предпринимательства представляет собой совокупность экономических субъектов, обладающих малой или микро-собственностью на средства производства и с позиций регулирования и статистического наблюдения входят в число субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) с численностью до 15 человек. Понятие микробизнес введено и регулируется ст. 4 и ст. 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 26.07.2017 №207-Ф [1]. Большая доля субъектов микробизнеса сегодня представлена физическими лицами – самозанятыми, число которых на 01.01.2025 оценивается в 12466577 человек [2].
Микробизнес – объект научно-теоретических исследований, рассматривается как первый предварительный этап генезиса условного малого предприятия, и как отдельное направление экономической активности, обладающее особыми чертами и признаками, позволяющими формулировать некоторые общие закономерности [3]. Роль микробизнеса в экономике существенна и заключается в формировании конкурентной среды, обеспечении инфраструктурных задач общества и крупного бизнеса, придания импульса инновациям, реализации социальных функций (занятости, наполнения бюджета, предоставления доступа к бытовым и прочим услугам). Особенно роль микробизнеса проявляется в вопросах социально-экономического развития страны, включая развитие народных промыслов, развитие социальных инноваций, развитие женского предпринимательства, развитие новых технологий оказания услуг (аутсорсинга), симулирования «здоровой конкуренции», реализации новых форм предпринимательства, включая семейные предприятия [4].
Для понимания связи микробизнеса и ИКУ необходимо также рассмотреть объект реализации предпринимательской функции и пространство (рынок), на котором они предоставляются. Хорошо известно, что современные информационные технологии меняют предпринимательский мир и становятся особой формой бизнес-сервиса. С одной стороны, они открывают новые возможности, позволяющие делать предпринимательский процесс более продуктивным, с другой стороны – расширяют возможности новых видов бизнеса различного уровня. Как показывает практика, наиболее высокорастущим выступает микробизнес, который позволяет реализовывать многочисленные инновационные проекты с минимальным риском для инициатора [6]. Например, интеграция информационно-коммуникационных технологий, которые используются при предоставлении соответствующих услуг, позволяет внедрять радикальные инновации в бизнес-модели, одновременно открывая новые возможности создания стоимости для предприятий, работающих на региональных рынках [7; 8]. Инновации в бизнес-моделях предпринимательства служат «важнейшим источником создания стоимости для фирмы и ее поставщиков, партнеров и клиентов» [9].
Рынок ИКУ, в котором одновременно осуществляется и деятельность субъектов микробизнеса и предоставление им соответствующих сервисов, являясь частью развивающейся цифровой экономики, представляет собой сложную систему, включающую в себя различные институты – с одной стороны, и многочисленных акторов – с другой (Рисунок 1).
Обосновано, что рынок ИКУ – это сложноструктурированная система взаимосвязей различных институтов, сегментов и агентов в процессе глобального формирования, распределения и потребления информационного ресурса, как источника научно-технического прогресса, генерации экономической и социальной ценности, неограниченная масштабами, а также барьерами входа/выхода, объединенная общими функциями и закономерностями жизненного цикла информации. Приведенное авторское определение не акцентирует внимание на разделении услуг по типам потребителей, однако выходит за рамки двухуровневого представления, поскольку позволяет учитывать динамику изменения структуры, обусловленную развитием информационных технологий.
Рис. 1. Рынок ИКУ в структуре системы цифровой экономики
Формирование спроса на ИКУ имеет специфические черты, которые предлагается рассматривать в следующей группировке: приоритет информации как ресурса, который не заканчивается, постоянно прирастает, характеризуется непрерывным усложнением сбора и обработки; трансформация института посредничества, который принимает форму информационного, а роль посредника изменяется в сторону адаптации ее интересам потребителя; в числе ключевых параметров рыночного взаимодействия актуализируется индивидуализация услуг, ориентация на некоторый её «идеал» для пользователя; отказ от масштаба организации, как источника конкурентоспособности; повышение роли нематериальных форм цифровой услуги; трансформация структуры стоимости цифровой услуги; одновременные процессы глобализации и централизации рынков; увеличение роли человеческого капитала в предпринимательской деятельности; цифровизация становится фактором социальной и региональной поляризации общества и экономики, что становится новым объектом государственного регулирования.
Анализ структуры рынка ИКУ позволяет определять внутреннюю его иерархию, характер взаимосвязей и выявлять секторальную структуру услуг. Прежде всего необходимо отметить, что в научной литературе нет общепризнанного определения рынка ИКУ, что отражается в подходах различных структур. По мнению мировых аналитических компаний, таких как Международный союз электросвязи (МСЭ) [10], Европейская обсерватория информационных технологий [11], Международная корпорация обработки данных [12], которые считаются лидерами в области аналитики цифровой экономики и цифровых технологий, в состав рынка могут включаться услуги телерадиовещания и пользовательская электроника, суммироваться или пересекаться (Таблица 1).
Таблица 1
Характеристика преимуществ и недостатков процессов цифровизации, как условия развития микробизнеса в современных условиях
Преимущества |
Недостатки |
Возможность получить эффект от снижения затрат и расширения ассортимента продукции или услуг |
Невозможно оценить емкость рынка |
Рост качества продукции (услуги) |
Сложность соответствовать чужим стандартам |
Инвестиционная привлекательность проектов |
Высокие риски, в том числе мошенничества |
Персонификация сервисов |
Проблемы с обеспечением безопасности личных данных |
Рост производительности труда |
Снижение уровня дохода |
Оптимизация затрат |
Изменение моделей поведения потребителя |
Формирование новых рынков |
Быстрое устаревание техники и технологий |
Распространённость смартфонов и ПК |
Снижение уровня доходов населения |
Выявленные в ходе исследования особенности рынка ИКУ необходимо учитывать не только предпринимателям, но и обществу, государству при использовании регулирующих действий, разработке программ поддержки или развития отрасли. При этом очень важно учитывать объективные закономерности развития самой технической реальности, которая имеет ключевое значение в области оказания ИКУ. Наше исследование, исходя из техноцентристского представления эволюции цифровой экономики, ориентируется на дуально-виральное представление процессов взаимодействия участников рынка ИКУ, обеспеченное соответствующим набором доступных технологий, что позволяет определить следующие перспективные направления дальнейшего развития отрасли, которые могут отразиться на формате ИКУ в микробизнесе: развитие интегрированных предпринимательских ИКУ экосистем; монополизация отдельных сфер и усиление конкуренции на существующих рынках; развитие цифровой инфраструктуры и появление новых институтов регулирования; развитие социального цифрового пространства; расширение коммерческих форм государственного цифрового управления. Таким образом, обобщая перечисленное можно сформулировать системное представление механизма развития рынка ИКУ (Рисунок 2).
Рис. 2. Системное представление механизма развития рынка ИКУ
На схеме представлена обобщенная логика взаимодействия участников рынка, которая может стать основой для формирования моделей и инструментов регулирования. Согласно предлагаемого представления механизма развития рынка ИКУ воздействие на микробизнес должно осуществляться комплексно, с задействованием всех доступных инструментов, включая самоорганизационные. Их проявление на рынке обусловлено сложившимся типом «чистой конкуренции» в силу большого числа участников, низкого порога входа-выхода на рынок ИКУ, доминирования технологических ограничений и географической привязки к объектам инфраструктуры, большого видового разнообразия форм и видов предпринимательской деятельности субъектов рынка. Таким образом, в нашем исследовании актуализируется необходимость концептуализации рынка ИКУ в условиях цифровизации микробизнеса на основе функционального доступа к соответствующим технологиям, определяющих отраслевую специфику микробизнеса, а также его бизнес-модель.
1. О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 26 июля 2017 №207-ФЗ. – Текст: электронный // Официальный сайт СПС «Консультант Плюс». – 2017. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220889/?ysclid=m8d09197zx690897322 (дата обращения 14.03.2025)
2. Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». – Текст: электронный // Федеральная налоговая служба: официальный сайт. – 2025. – URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 14.03.2025).
3. Щербаков, В. Н. Двойственная природа предпринимательства и обеспечение его эффективности / В. Н. Щербаков, С. А. Анохин. – Текст: непосредственный // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2012. – №6 (75)
4. Баринова, В.А. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / В. А. Баринова, С. П. Земцов, А. Ю. Кнобель, А. Н. Лощенкова. – Москва: Издательство института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2019. – 308 с. – Текст: непосредственный
5. Ибрагимова, Г. И. Сущность и роль микробизнеса. Социальная функция микропредприятий / Г.И. Ибрагимова. – Текст: непосредственный // Вестник удмуртского университета. Экономика и право. – 2014. – Т 24. – Вып. 4. – С. 50 – 55
6. Priyono, A. Identifying Digital Transformation Paths in the Business Model of SMEs during the COVID-19 Pandemic / A. Priyono, A. Moin, V. N. A. O. Putri. – Tekst: electronny // Journal of Open Innovation: Technol. Mark. Complex. – 2020. – Vol. 6. – №. 4. – URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/241490/1/1735941670.pdf (дата обращения: 14.03.2025).
7. Крамин, Т. В., Климанова А. Р. Развитие цифровой инфраструктуры в регионах России / Т. В. Крамин, А. Р. Климанова. – Текст: непосредственный // Terra Economicus. – 2019. – Т. 17. – № 2. – С. 60-76.;
8. Sengupta, A. Choice of structure, business model and portfolio: organizational models of knowledge transfer offices in British universities / A. Sengupta, A.S.Ray. – Tekst: electronny // British journal of management. – 2017. – Vol. 28. – Iss. 4. – P. 687 – 710. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-8551.12224 (дата обращения: 14.03.2025).
9. Затонский, С. А. Информационно-коммуникационные технологии в международном бизнесе средних и малых предприятий: роль, типы и решения / С. А. Затонский. – Текст: непосредственный // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. – № 4. – С. 252–260
10. Рекомендации МСЭ-Р – Текст: электронный // МСЭ: официальный сайт. – 2025. – URL: https://www.itu.int/ (дата обращения: 04.02.2025).
11. EU Observatory on the Online Platform Economy. – Tekst: electronny // European Commission: official website. – 2025. – URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/eu-observatory-online-platform-economy (дата обращения: 04.02.2025).
12. International Data Corporation (IDC). – Tekst: electronny // IDS Clobal: official website. – 2024. – URL: https://www.idc.com/ (Access date: 14.03.2025)