Россия
В данной статье рассматриваются вопросы государственного управления устойчивым развитием в контексте поведенческой экономики. Исследуется влияние когнитивных искажений и особенностей принятия решений индивидами и организациями на эффективность реализации стратегий устойчивого развития. Анализируются возможности использования инструментов поведенческой экономики, таких как подталкивание (nudging), для формирования экологически и социально ответственного поведения граждан и бизнеса. Особое внимание уделяется разработке и внедрению государственной политики, учитывающей поведенческие факторы, с целью достижения целей устойчивого развития. Предлагаются рекомендации по совершенствованию механизмов государственного управления в сфере устойчивого развития на основе принципов поведенческой экономики.
устойчивое развитие, государственное управление, поведенческая экономика, подталкивание, когнитивные искажения, государственная политика
Особую актуальность направление исследования приобретает в реалиях разработки и внедрения инструментов поведенческого дизайна в практику государственного управления. Подходы, основанные на понимании человеческой психологии, позволяют создавать более эффективные стимулы и регуляторные механизмы, направленные на изменение поведения в пользу устойчивого развития [1-5]. В практике акцент управленческих решений все чаще перемещается в сторону использования фрейминга, подталкивания (nudging), архитектуры выбора и других методов, позволяющих преодолевать когнитивные барьеры и стимулировать принятие рациональных решений, способствующих достижению целей устойчивого развития. Другим важным этапом в испытании системы государственного управления стали негативные и крайне избирательные санкционные ограничения и давление внешних инвесторов.
Перманентность внимания и нестабильность внешней конъюнктуры, сложность трансформационных торгово-экономических связей, реализация стандартов цифровой экономики определили новые подходы в выработке адаптаций и стратегий устойчивого развития к новым экономическим и политическим реалиям.
Формируется новый стереотип требований к пересмотру приоритетов, поиску инновационных подходов к ресурсосбережению и экологической эффективности, а также развитию внутреннего потенциала для обеспечения устойчивого развития в условиях ограниченного доступа к внешним ресурсам и технологиям [1, 2]. При этом важно учитывать, что поведенческие факторы могут играть как позитивную, так и негативную роль в процессе адаптации. С одной стороны, осознание необходимости экономии ресурсов и снижения зависимости от внешних поставок может стимулировать инновационную деятельность и поиск альтернативных решений. С другой стороны, стресс и неопределенность, связанные с санкциями, могут приводить к принятию краткосрочных и нерациональных решений, противоречащих целям устойчивого развития. В связи с этим необходимо актуализировать разработку коммуникационных стратегий, направленных на формирование у населения и бизнеса адекватного восприятия ситуации и стимулирования ответственного поведения.
Государственное управление устойчивым развитием требует комплексного подхода, учитывающего как экономические и технологические, так и поведенческие факторы. В последние два десятилетия поведенческая экономика стала одним из наиболее интересных и активно развивающихся направлений в современной экономической науке, поскольку она соединяет в себе принципы непосредственно экономики, психологии и науки о мозге человека (далее – нейронауки), что позволяет человечеству познать природу нашего мышления и получить полноценное представление о влиянии человеческого поведения на принимаемые человеком решения, в том числе экономические.
Традиционная экономика предполагает, что люди действуют всегда рационально, руководствуясь своим разумом, и принимают решения на основе полной информации и логического анализа, а также не ошибаются в этих решениях.
Ключевая гипотеза в рамках данного исследования звучит следующим образом: человек, который должен совершать исключительно разумные и рациональные решения, на самом деле принимает решения, руководствуясь различными психологическими и социальными аспектами.
Человек принимает решения, основываясь на эмоциях, предвзятостях, инстинктах, так называемых «ярлыках» и различных когнитивных искажениях, что приводит к непредсказуемым и часто иррациональным решениям.
Термин «поведенческая экономика» приобрел популярность благодаря трудам ученых Даниэля Канемана и Амоса Тверски. В 1970-х годах именно они первыми начали исследовать неточности в человеческих суждениях и принимаемых человеком решениях. Исследования этих американско-израильских специалистов доказали, что люди часто поступают неразумно и подвержены влиянию, что, как следствие, влияет на принимаемые ими решения. Поэтому можно вывести одну из главных задач поведенческой экономики, а именно объяснить, как и почему человек принимает те или иные решения, и какие последствия у этих решений и действий. Дополнительным вопросом, который рассматривает поведенческая экономика, является процесс влияния таких принимаемых решений субъектами в частности на экономику групп в целом.
Определение и исторический контекст поведенческой экономики.
Прежде всего введем определение термина «поведенческая экономика». Поведенческая экономика — совокупность исследований психологических факторов экономического поведения [3]. В рамках данной работы под данным термином мы будем понимать междисциплинарную область, исследующую, как психологические, социальные и эмоциональные факторы влияют на экономические решения людей и организаций. Данная разновидность экономической теории ставит под сомнение традиционные экономические теории, основанные на предположении о рациональности человека, и предлагает более комплексное понимание человеческого поведения, признавая наличие когнитивных искажений и социальных влияний.
Исторически поведенческая экономика берет свои корни из нескольких дисциплин, включая психологию, социологию и даже нейронауку. Например, ранние работы Адама Смита в XVIII веке подчеркивали влияние эмоционального и морального аспектов на экономическое поведение. В своей работе «Теория нравственных чувств» Смит аргументировал, что моральные оценки фактически влияют на поведение на рынке, а не только экономические стимулы [5].
Роль рынка неоднозначна и противоречива, имеет позитивные и негативные стороны. Позитивная роль рынка в социально-экономической жизни общества сводится к тому, что он обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу и предприимчивость; рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу товаров и услуг; оперативно изменяет объем и структуру предложения, приспосабливая ее к платежеспособному спросу и обеспечивая тем самым более быструю корректировку неравновесия; способствует оперативному использованию в хозяйственной деятельности достижений НТР; заставляет потребителя выбирать самую рациональную, с точки зрения общества (при данном уровне доходов), структуру потребления, так как ориентирует на цены, соответствующие реальным затратам; освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей; оздоровляет экономику, очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, повышая средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом; повышает эффективность хозяйственной деятельности; является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве [7]. В 19 веке, в период развития и становления экономической науки
как дисциплины, формировались более строгие теории с применением математических и статистических методы. К 20 веку многими экономистами все больше осознавалось, что классические модели не учитывали человеческую природу. Психологи начали исследовать когнитивные процессы и их влияние на принятие решений. Наиболее заметные из них — работы Зигмунда Фрейда о бессознательных механизмах, способных влиять на поведение. Согласно Фрейду, именно бессознательное оказывает наиболее сильное влияние на поведение человека (все поведенческие автоматизмы, сценарии, усвоенные роли «хранятся» именно там). Бессознательное – как подводная часть айсберга – его никто не видит, но именно оно содержит больше всего информации о личности человека.
Современное развитие поведенческой экономики как самостоятельной дисциплины началось с исследований Даниэля Канемана и Амоса Тверски в 1970-х годах. Они ввели понятие «ограниченной рациональности», указывая на то, что люди принимают решения не на основе полной информации, а исходя из имеющихся ограничений, когнитивных способностей и эмоций. Исследования А.Тверски и Д. Канемана [4], стали важной вехой в понимании ошибок в суждении и принятии решений. В 1979 году они предложили теорию перспектив, которая объясняет, как люди интерпретируют риски и выгоды, учитывая свои предвзятости.
На протяжении 1980-х и 1990-х годов поведенческая экономика постепенно начала привлекать внимание экономистов, и ряд исследований подтвердил ее ценность. Важнейшие работы, такие как «Думай медленно… решай быстро» Даниэля Канемана, который был удостоен Нобелевской премии по экономике в 2002 году, расширили границы потенциального применения поведенческих принципов в экономике, финансах и политике. В своей книге Д. Канеман исследует два типа мышления [4]: быстрое и интуитивное и медленное и аналитическое. Виденье концепции изменила понимание того, как люди принимают решения, и многие практики стали стремиться к использованию этих знаний для оптимизации своего поведения и процесса принятия решений.
В начале 2000-х годов наблюдался рост интереса к поведенческой экономике со стороны бизнес-организаций и государственных компаний. Разработанные на основе теорий поведенческой экономики стратегии «подталкивания» (от английского слова nudge) предлагали новые способы воздействия на личное и общественное поведение [6].
Поведенческая экономика позволила переосмыслить традиционные теории в экономике и создала пространство для новых практик влияния на сознание человека, которые эффективно применяются в повседневной жизни. Именно она подтолкнула не только ученых из других областей знаний переосмыслить методы анализа человеческого поведения.
2. Основные концепции и теории поведенческой экономики в системе государственного управления.
В работае Шапиро, Н.А., Курганская, М.Ю [7] подчеркивают, что поведенческая экономика в системе управления основывается на ряде ключевых мыслей и теорий, которые помогают объяснить управленческие иррациональные решения и их влияние на экономические действия субъекта. Вот некоторые из наиболее важные особенности (объяснения) управленческих иррациональных решений :
- когнитивные искажения: систематические ошибки в мышлении субъекта управления, которые влияют на его суждения и принятие дальнейших решений.
- теория перспектив: потери воспринимаются сильнее, чем эквивалентные выгоды;
- эффект фрейминга: представление информации влияет на восприятие выбора;
- ограниченная рациональность: менеджеры принимают решения, основываясь не только на полной информации, но и на их способности обрабатывать информацию и доступных ресурсах;
- проблемы самоконтроля: менеджеры затруднения в откладывании удовлетворения своих потребностей.
- социальное влияние: на принятии решений, влияет поведение и мнение субъектов внешней и внутренней среды.
Описанные выше теории представляют собой основу поведенческой экономики в системе управления и позволяют объяснить непредсказуемые и иррациональные управленческие решения в ежедневно возникающих экономических ситуациях.
3. Влияние поведенческой экономики на систему государственного управления.
Рассматриваемый вид экономики сильно повлияла на традиционную экономическую теорию из-за чего возникла потребность в пересмотре основных предположений о рациональности современного менеджера
и описании механизма принятия решений человеком.
Устаревшие экономические модели, особенно классическая и неоклассическая теории, акцентируют внимание на том предположении, что субъекты управления действуют рационально, стремясь сделать свою полезность максимальной. Указанные выше экономические модели предполагают, что субъект и объект управления обладают полной информацией и всегда принимают «правильные» решения, основанные на полноценном анализе с получением максимальной выгоды для всех.
К сожалению, в реальной жизни менеджеры часто действуют под влиянием эмоций, и когнитивных искажений. Психологические факторы, как страх потерь, и социальное сравнение, могут оказывать влияние на то, как люди принимают решения в условиях неопределенности и отсутствия полного набора информации.
Поведенческая экономика своими идеями заставила пересмотреть подход к теории игр, особенно в контексте личного взаимодействия
и возможных скрытых сигналов. Традиционная теория игр в первую очередь предполагает, что субъекты действуют полностью разумно, в свою очередь как исследования в области поведенческой экономики показывают, что социальные взаимоотношения, эмоции и желания дальнейшего взаимодействия с другими игроками сильно влияют на принятые решения.
Критика традиционных экономических моделей в экономике стала доступна исключительно исследованиям в области поведенческой экономики. Данные модели не учитывают сложные и изменчивые аспекты поведения управленцев и природу неразумного поведения самого человека, что ограничивает их предсказательную силу. При этом поведенческая экономика предлагает альтернативные подходы или взгляды, которые позволяют более приближенно к реальности описать что происходит на в реальной жизни при принятии менеджером управленческого решения.
4. Применение поведенческой экономики в государственном управлении.
«Экономика поведения» находит широкое применение в системе государственного управления.
Органы государственного активно используют принципы и знания в области поведенческой экономики, что позволяет реализовать государственные программы. Многие страны и правительственные структуры стали проводить исследования в данном направлении. Такие исследования направлены на изучение удовлетворенности граждан, что как следствие способствует более устойчивому развитию общества и его настроению. Дополнительно с этим, поведенческая экономика позволяет органам государственного управления добиваться лучших результатов с меньшими затратами, но требует осторожного и этичного подхода. Её инструменты особенно полезны там, где традиционные методы (налоги, запреты) оказываются слишком грубыми или непопулярными.
При принятии решений государственные служащие опираются на свои убеждения и представления о факторах, влияющих на поведение людей. Традиционно в экономике и социальных науках доминировала модель рационального выбора, согласно которой граждане рассматриваются как заинтересованные и рациональные субъекты [8]. Считалось, что люди тщательно оценивают выгоды и затраты различных вариантов, выбирая оптимальный для себя. Исходя из этой модели, ожидается, что граждане будут реагировать на предлагаемые меры предсказуемо и рационально. Поэтому считалось, что эффективная политика должна формировать стимулы, побуждающие людей к желаемому поведению.
Ярким примером успешного применения методов поведенческой экономики является пенсионная реформа начала президентства Барака Обамы, когда для каждого работающего гражданина создавался персональный накопительный пенсионный счет, куда ежемесячно часть взносов начислял работодатель, а другую часть сам работник. Также человек мог выбрать тариф, куда его средства инвестировались бы в зависимости от различных рисков.
Но вся проблема заключалась в том, что большинство людей не является профильными экономистами и не разбирается в экономике и оценке экономической выгоды, поэтому, когда при выборе предлагаемых тарифов, попадают в стрессовую ситуацию, не зная, что выбрать, и боясь наименее выгодный вариант. И здесь помогает одно из главных достижений методов и исследований в области поведенческой экономики — опция «по умолчанию», которая предполагает тариф с минимальными рисками и хорошими процентами, созданная специально для тех, кто не может или не имеет никакого желания подробно разбираться во всех преимуществах и недостатках каждого тарифного плана. Количество людей, вступивших в эту накопительную пенсионную систему, увеличилось более чем на 70% в первые несколько месяцев. Причем наибольшее распространение получил тарифный план, включенный в опцию «по умолчанию».
5. Критика и ограничения поведенческой экономики в системе государственного управления.
Несмотря значимый вклад в экономическую науку с точки зрения теории и практики, поведенческая экономика и ее постулаты не безукоризненны и могут подвергаться разумной критике, которая вынуждает ставить определенные ограничения и допущения, которые делают ее жизнеспособной.
По мнению Шерешева М. Ю., Костанян А.А. «Поведенческая экономика – сложное и неоднородное явление. Модель человека, предлагаемая ею (в том числе в контексте нормативного анализа) основывается на весьма неординарных предпосылках. С одной стороны, они кажутся весьма реалистичными по сравнению с доктриной абсолютной рациональности. Тем не менее, возникают некоторые критические замечания в адрес поведенческой экономики в целом и модели человека в этой концепции в частности» [9].
Во-первых, поведенческая экономика в системе государственного управления, плохо интегрируется и соотносится своими выводами с традиционной экономической теорией и теорией управления. Некоторые специалисты выражают сомнения относительно способности поведенческих моделей объяснять сложные макроэкономические и микроэкономические явления, то есть поведенческая экономика может описывать частные случаи принимаемых решений, но общность принимаемых решений она описать не способна. Критики подчеркивают, что многие исследования в области поведения менеджеров основаны на экспериментах с ограниченной выборкой, что не позволяет однозначно судить о возможности применения полученных выводов на каждый субъект. Поведенческие эксперименты часто проводятся в контролируемых обстоятельствах, которые могут не отражать реалистичные условия, в которых принимаются решения, а также часто субъект знает, что над ним проводятся испытания, что также влияет на принимаемое им решение.
Некоторые эксперты указывают на то, что поведенческая экономика в системе государственного управления может быть чрезмерно пессимистичной в отношении поведения управленцев. В то время как она акцентирует внимание на многочисленных когнитивных искажениях, существующих в процессах принятия решений, критики утверждают, что слишком сильный акцент на ошибках может затенить возможности для адаптивного и рационального поведения. Люди часто учатся на своих ошибках, и многие из них способны изменять свое поведение на основе опыта и изменений в окружающей среде. Заблуждение о том, что человек не может действовать разумно, может приводить к консервативным политическим решениям и правилам, которые не учитывают потенциалы для роста и изменений.
Также поведенческую экономику в системе государственного управления сложно назвать универсальной, в части культурных и социальных особенностей общин людей, а также в разрезе различных социальных слоев населения планеты. Поведение людей определяется контекстом жизненной ситуации, в которой оказался субъект в ситуации, в которой необходимо принять решение.
У ряда подходов поведенческой экономики в системе государственного управления есть очевидный недостаток теоретической основы. Многие эксперименты представляют собой наблюдения о поведении, но при этом они могут не предлагать четкой теории, которая могла бы объяснит, почему человеком принято то или иное решение. Отсутствие теоретической базы не дает возможности дать описательную базу проведенным исследованиями и будущим исследованиями, а также описать принимаемые решения базовыми научными постулатами
Также остается открытым вопрос этики применения методов «подталкивания», так как это напрямую говорит об ограничении свободы выбора человека и манипулировании его желаниями и предпочтениями. Важно учитывать, что все создаваемые механизмы не должны влиять на автономность принимаемых решений менеджером.
Возникновение новых видов данных и постоянно изменяющиеся условия мира требуют регулярного пересмотра и внесения изменений в теоретическую базу поведенческой экономики. Мир продолжает развиваться, и логика действий уместная в одно время, может считаться неуместной или даже неэффективной в друге.
Поведенческая экономика в системе государственного управления, кроме всего прочего, стремится к интердисциплинарному подходу, что требует комплексного понимания множества областей, включая психологию, социологию, менеджмент, нейронауки области знания. Это многообразие может создавать дополнительные сложности при стремлении к созданию единой теории или модели, которая могла бы объединить все эти аспекты.
6. Будущее поведенческой экономики в системе государственного управления.
Анализируя текущее состояние поведенческой экономики и проблемы, о которых мы говорили ранее, важно обратить внимание на ее будущие перспективы и потенциальные направления развития. В последние годы наблюдается существенный рост интереса как со стороны исследователей, так и со стороны специалистов в различных областях.
По данным с сайта elibrary [10] в период с 2020 года по 2024 вышло 1519 статей с упоминанием термина «Поведенческая политика», а в период с 2014 по 2019 год вышло всего 1312 работ с упоминанием данного термина.
На рисунке 1 отображено количество научных статей с упоминанием термина «поведенческая экономика» с 2020 года по 2024 год. Важно учитывать, что данная статистика актуальна по состоянию на 30 ноября 2024 года и поэтому данные в 2024 году указаны за неполный календарный год и еще могут увеличиться.
Рис. 1. Количество исследований в научных публикациях
термина «поведенческая экономика» за период с 2020 по 2024 год (составлено авторами на основании [10])
Одним из ключевых аспектов будущего поведенческой экономики в системе государственного управления является ее взаимоинтеграция с другими областями знаний. Современные достижения в области поведенческой теории открывают новые горизонты для изучения человеческого сознания. Такие исследования позволяют обучать нейронные сети гораздо приближение к уровню человеческого сознания, таким образом можно сказать, что поведенческая экономика становится более смежной с информационными технологиями. Предполагается, что механизмы поведенческой экономики нужно внедрять и активно применять в цифровом мире. Это связано с тем, что информационные технологии развиваются стремительно и исследования в части поведения людей, способны повысить качество предоставляемых интернет-услуг и подарить нам еще больше тем для исследований.
7. Перспективы исследований в области поведенческой экономики в системе государственного управления.
Поведенческая экономика в системе государственного управления становится все более актуальной, и с каждым годом появляется все больше возможностей для проведения исследований в этой области. Подтверждения этому тезису были приведены ранее. Исследования продолжают углублять наше понимание человеческого поведения, сознания человека, природы человека, а также принципы принятия человеком решений [8]. Новые технологии открывают горизонты для более тщательного анализа и интерпретации данных.
Одним из перспективных направлений исследований является использование больших данных и методов машинного обучения. Во время того, когда каждый день мы слышим о развитии искусственного интеллекта и других цифровых технологий, то получить доступ к данным о поведении людей становится легче, и именно это позволяет ученым анализировать огромные объемы информации в автоматизированном режиме. Изучение поведения пользователей на разных платформах социальных сетей и других интернет-ресурсах, через различные мобильные приложения дает возможность выявлять закономерности в поведении пользователей (паттерны), отслеживать изменения в поведении пользователей
и разрабатывать персонализированные предложения и продукты для потребителей. Большие данные могут быть использованы для тестирования различных гипотез и разработки новых поведенческих моделей людей,
что может значительно расширить горизонты поведенческой экономики
и позволит скорректировать результаты предыдущих полученных исследований.
Долгое время поведенческая экономика в системе государственного управления полагалась на лабораторные эксперименты и анкеты для сбора данных. Но с развитием науки появились новые методы исследований. Например, таким методом является нейровизуализация (общее название нескольких методов, позволяющих визуализировать структуру, функции и биохимические характеристики мозга), которые позволяют получить непосредственные данные о том, как работают мозговые механизмы при принятии решений человеком в той или иной ситуации, в том числе экономической.
Нахождение паттернов взаимодействия эмоционального интеллекта и поведенческой экономики и ее постулатов все более и более актуальны
и популярны в последние несколько лет. Цифровизация государственного управления в России: информационная система управления стратегической устойчивостью регионов
Внедрение информационных систем управления (ИСУ) в сферу государственного управления становится ключевым фактором повышения эффективности и прозрачности процессов принятия решений. Особенно актуальным это становится в контексте обеспечения стратегической устойчивости регионов, где необходимо учитывать множество взаимосвязанных факторов – экономических, социальных, экологических и политических. ИСУ, разработанная для этих целей, должна обеспечивать комплексный мониторинг, анализ и прогнозирование развития региона, выявлять потенциальные риски и возможности для устойчивого развития [11, 12].
Заключение. Поведенческая экономика в системе государственного управления уже давно стала одним из самых интересных и стремительно развивающихся разделов науки, которые позволяет глубже понять человеческую суть, правила работы нашего мозга и как на эти правила можно повлиять с помощью различных инструментов воздействия. Предположение о том, что человек не обладает полной рациональностью в обычной жизни дает возможность понять, какие именно факторы влияют на принятие решений (эмоции, жизненная ситуация, осведомленность)
Лабораторные и реальные исследования меняют понимание поведения человека в обычной жизни и различных других экономических ситуациях, а также создают инструменты для выработки эффективных решений, которые основаны на принципах поведенческой экономики в бизнесе, государственном управлении, и позволяет применять на практике лучшие из них. Уже невозможно представить развитие современных ИТ-технологий (искусственный интеллект, дополненная реальность, больше данные), нейробиологических технологий без использования знаний в области поведенческой экономики
При этом будущее поведенческой экономики представляется не столь туманным как может показаться, ведь уже сейчас результаты поведенческих исследований используются во всех сферах, а дальше это продолжиться, а также активнее они станут применяться в сфере информационных технологий.
На основании всего вышеизложенного, можно сказать, что поведенческая экономика в системе государственного управления занимает важное место в современном мире и в развитии современной экономической науки, предлагая новые инструменты и подходы для анализа и понимания человеческого поведения и мышления. Этот прогресс позволяет лицам принимающим решения действовать более обоснованно и эффективно, что в конечном счете приводит к повышению благосостояния и качества жизни всех людей. Поведенческая экономика в системе государственного управления в сочетании с традиционными экономическими методами открывает новые возможности для понимания сложного взаимодействия между экономикой и поведением менеджеров, способствуя созданию более справедливого и устойчивого общества.
1. Окрепилов, В. В. Повышение устойчивости развития северных территорий на основе повышения качества государственного управления / В. В. Окрепилов // The North and the Arctic in the new Global development Paradigm. Luzin Readings – 2016, Апатиты, 14–16 апреля 2016 года. – Апатиты: Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, 2016. – P. 426-433.
2. Rizakhanova, Z. Z. Ways to improve the effectiveness of management decisions in public administration / Z. Z. Rizakhanova, P. M. Ramazanova // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – No. 3-1. – P. 30-33. – DOIhttps://doi.org/10.34755/IROK.2020.17.78.120.
3. Иванов В.В., Маркова О.А., Никишина Е.Н. Поведенческая экономика: как люди принимают решения. Рабочая тетрадь. М. Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2023, 64 с.
4. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Думай медленно... решай быстро / Пер. с англ. — X.: Изд-во АСТ, 2024. — 704 с.
5. Смит А. Теория нравственных чувств / Адам Смит; [перевод с английского П. Бибикова]. — Москва: Издательство АСТ, 2022. — 512 с. — (Эксклюзивная классика). — ISBN 978-5-17-150903-3
6. Чернышенко М.С. Применение наджинга в государственном управлении: международный опыт, перспективы // Новизна. Эксперимент. Традиции. 2021. № 7. - С. 109–115. URL: https://www.nxtjournal.ru/jour/article/view/42.
7. Шапиро, Н.А., Курганская, М.Ю. Сравнительный анализ фреймов институциональной и поведенческой экономики: выводы для практики // Вестник ТвГУ. Серия: Экономика и управление (1), 2021. С. 168-177. ISSN 2219-1453.
8. Яковлева П. М. Влияние принципов поведенческой экономики на формирование предложения в условиях тендерных закупок: магистерская диссертация / П.М. Яковлева; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт экономики и управления, Кафедра экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях. — Екатеринбург, 2021. — 127 с. — Библиогр.: с. 122-127.
9. Шерешева М.Ю., Костанян А.А. Поведенческая экономика: модель человека в экономической теории и оценка роли государства в этой модели. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=32384&p=attachment
10. Cайт научной электронной библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp?ysclid=m91iccpndr984196125
11. Жигалов, В. М. Цифровизация государственного управления в России: информационная система управления стратегической устойчивостью регионов / В. М. Жигалов // Управление бизнесом в цифровой экономике : СБОРНИК ТЕЗИСОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ 3-ей МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Санкт-Петербург, 19–20 марта 2020 года. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 326-331. – EDN XKZWUO.
12. Матвеева Н.С. Государственная политика России в контексте экологической повестки. // Муниципальная академия. 2024. № 2. С. 538-549.