ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ПРОАКТИВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена сравнительная характеристика проактивной и реактивной форм предоставления социально-значимой государственной услуги. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией государственного управления и процессами перепроектирования реактивных государственных услуг на основе принципов проактивности и «цифровые с нуля». Цель исследования заключалась в выявлении особенностей внедрения принципа проактивности при предоставлении социально-значимых государственных услуг. Результаты исследования отражают преимущества, недостатки и риски проактивной формы услуг для публичной стороны и заявителей. Также были выявлены факторы, оказывающие влияние на востребованность проактивной цифровой формы услуг, различия в стимулах развития цифровых услуг в частном и публичном секторах экономики. Научная новизна представлена выявленными рисками нарушения баланса интересов участников процесса предоставления услуг при комбинировании государственных и частных услуг в одну комплексную услугу.

Ключевые слова:
цифровое правительство, проактивные услуги, государственные услуги, инвалиды
Список литературы

1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата»

2. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 г. № 842-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года»

4. Сергеева, Н. В. Единая цифровая платформа в социальной сфере: предпосылки появления / Н. В. Сергеева // Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы : Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 09–10 декабря 2024 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2024. – С. 243-247.

5. Талапина, Э. В. Государственные услуги в проактивном режиме (правовые перспективы) / Э. В. Талапина, Д. Ю. Двинских, И. А. Черешнева // Информационное общество. – 2022. – № 4. – С. 61-69.

6. Brüggemeier, M. Auf dem Weg zur No-Stop-Verwaltung // Verwaltung &Management. – 2010. – №16(2). – P. 93–101.

7. Erlenheim, R., Draheim, D., & Taveter, K.). Identifying design principles for proactive services through systematically understanding the reactivity-proactivity spectrum. In Y. Charalabidis (Ed.), ICEGOV 2020: Proceedings of the 13th International Conference on Theory and Practice of Electronic Governance. New York: Association for Computing Machinery. – 2020. – P. 452–458.

8. Lindgren, I., & Jansson, G. Electronic services in the public sector: A conceptual framework. Government Information Quarterly. – 2013. – №30(2). – P. 163–172.

9. McBride K., Hammerschmid G., Lume H., Raieste A. The new standard for digital governments. - Centre for Digital Governance. the Hertie School. – 2023. – 48 p.

10. Pawlowski CA taxonomy for proactive public services // Government Information Quarterly. – 2023. – №40.

11. Scholta H., Lindgren I. Proactivity in digital public services: A conceptual analysis // Government Information Quarterly. – 2023. – №40.

12. Scholta, H., Mertens, W., Kowalkiewicz, M., & Becker, J. From one-stop shop to no-stop shop: An e-government stage model // Government Information Quarterly. – 2019. – № 36(1). – P. 11–26.

13. Годовые отчеты [Электронный ресурс] // Социальный фонда России. URL: https:// https://sfr.gov.ru/press_center/annual_report/ (дата обращения: 20.03.2025).


Войти или Создать
* Забыли пароль?