В статье представлены результаты проведенных исследований о значимости отрасли сельского хозяйства в экономике региона и развитии сельских территорий. Агропромышленный комплекс регионов и страны в целом перспективно развивается, наращивает свои объемы производства и обеспечивает достижение показателей уровня продовольственной безопасности по всем видам продуктов питания. Анализ социально – экономических показателей развития АПК региона свидетельствует об ежегодном увеличении среднемесячной заработной платы работников, которая за восьмилетний период увеличилась почти в 3 раза, однако, численность сельского населения и уровень занятости в АПК снижается с 2016 года. Рассматриваемый объем инвестиций в основной капитал АПК региона показывает увеличение с 2016г. по 2023г. на 83%, в том числе возрастает доля уровня государственной поддержки по направлениям субсидирования. В этой связи определена роль ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина» в повышении уровня востребованности сельского населения в средствах государственных субсидий и грантов, через осведомление сектора малого и среднего бизнеса о государственных программах развития сельского хозяйства и направлений субсидирования отдельных отраслей АПК. Так же сформированный студенческий отряд университета проводит работу по финансовому просвещению жителей сельских территорий по средствам созданной цепочки акселерации взаимосвязанности структур и программ высшего учебного заведения: студенческий финансовый отряд «ФинАгро» - Школа фермера – Центр консультирования агробизнеса. Вклад ФГБОУ ВО Орловского ГАУ в развитие экономики региона по направлению малого и среднего предпринимательства охватывает 24 района Орловской области, ежегодно подготовлено 45-48% участников грантовой поддержки от всей заявочной деятельности в рамках государственной поддержки на получение гранта. Охват жителей сельских территории в целях знакомства с льготными кредитными продуктами банковских коммерческих организаций составляет 35-40%, а малого и среднего бизнеса на уровне 20-25%.
сельские территории, аграрная экономика, финансовое просвещение, агробизнес, ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, государственная поддержка, инвестиции
Основные положения. Формирование качества жизни сельских территорий связано с уровнем инвестиционной активности региона по ключевым направлениям развития приоритетных отраслей экономики, в частности сельского хозяйства, обеспечивающего высокий уровень дохода населения и его занятости. Взаимосвязь структурных подразделений в университете действительно играет ключевую роль в поддержке развития сельских территорий и экономики региона. Конкретные направления деятельности, которые могут быть реализованы: повышение уровня финансового просвещения, оказание просветительских и образовательных услуг, заявочная деятельность в рамках государственной поддержки, междисциплинарное взаимодействие.
Введение. Развитие экономики сельского хозяйства в значительной степени зависит от формирования и использования трудовых ресурсов, а также от уровня социальной инфраструктуры в сельской местности. Влияние этих факторов отражается на миграционных процессах, структуре рабочего населения, а также роли инфраструктурных инвестиций в развитии сельских территорий. Проблема миграции и изменения структуры рабочего населения является многофакторной и требует комплексного подхода к решению. Успешное развитие сельских территорий невозможно без активного инвестирования в социальную инфраструктуру, обеспечения рабочих мест и создания комфортных условий для жизни. Меры, направленные на развитие экономики села и поддержание трудовых ресурсов, могут существенно изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию и способствовать устойчивому развитию сельских районов.
Динамика социально-экономического развития в России в 2022 году действительно была насыщена различными факторами, которые влияли на разные регионы по-разному. В условиях глобальных и внутренних вызовов, таких как экономические санкции, колебания цен на энергоресурсы, изменения в спросе на продукцию и влияние мировой экономики, каждое из территориальных образований переживало свои уникальные процессы. Ежегодно рейтинговое информационное агентство Рейтинг проводит оценку социально - экономического положения регионов России по отдельным группам показателей. По итогам 2022 года интегральный рейтинг социально-экономического развития увеличился у 48 регионов, что свидетельствует о позитивных тенденциях, таких как рост инвестиций, улучшение бизнес-климата, повышение качества жизни населения. Снижение рейтинга у 37 регионов указывает на наличие проблем в экономике, таких как высокий уровень безработицы, снижение производства, устаревшая инфраструктура и другие социальные и экономические трудности. [8]. При этом Орловская область в 2022 году занимает 64 место среди всех регионов РФ, что на одну позицию ниже уровня 2021 года. Используя методику РИА Рейтинг по оценки социально - экономического положения рассмотрим тенденции изменения показателей Орловской области (таблица 1).
Таблица 1
Показатели социально - экономического положения Орловской области
Показатели |
годы |
2023 к 2022, % |
2023 к 2016, % |
|||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||
показатели масштаба экономики |
||||||||||
Валовое производство продукции, млрд. руб. |
228,6 |
225,5 |
229,5 |
236,4 |
238,1 |
242,9 |
235,7 |
389,2 |
165,1 |
170,3 |
Численность занятых в экономике, тыс.чел. |
328,9 |
321,1 |
314,5 |
298,7 |
293,8 |
299,2 |
297,8 |
328,4 |
110,3 |
99,8 |
Оборот розничной торговли, млрд.руб. |
164,3 |
156,3 |
155,9 |
176,1 |
188,7 |
226,9 |
241,7 |
285,1 |
118,0 |
173,5 |
показатели эффективности экономики |
||||||||||
Объём производства товаров и услуг на душу населения, тыс.руб. |
303,7 |
302,8 |
311,6 |
323,8 |
330,2 |
342,1 |
336,6 |
562,0 |
167,0 |
185,0 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс.руб. |
57,8 |
60,8 |
65,3 |
76,6 |
76,4 |
82,8 |
86,4 |
84,3 |
97,6 |
145,7 |
Доля прибыльных предприятий, % |
69,4 |
68,6 |
70,8 |
67,3 |
70,3 |
71 |
72,8 |
74,6 |
+1,8 |
+5,2 |
показатели бюджетной сферы |
||||||||||
Доходы консолидированного бюджета, млрд.руб. |
17,4 |
18,3 |
20,4 |
20,7 |
21,6 |
27,6 |
29,4 |
32,7 |
111,2 |
188,3 |
Доходы консолидированного бюджета на душу населения, тыс.руб. |
2,31 |
2,46 |
2,77 |
2,83 |
3,00 |
3,89 |
4,20 |
4,72 |
112,5 |
204,6 |
показатели социальной сферы |
||||||||||
Отношение доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, % |
261,0 |
287,5 |
307,8 |
311,5 |
324,5 |
350,4 |
344,5 |
368,8 |
+24,3 |
+107,8 |
Уровень безработицы |
7,0 |
6,5 |
4,9 |
5,3 |
6,1 |
4,7 |
4,0 |
3,3 |
- 0,7 |
- 3,7 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
70,68 |
71,56 |
71,48 |
72,46 |
70,02 |
68,9 |
70,73 |
71,65 |
+0,9 |
+1,0 |
Смертность населения трудоспособного возраста на 100 тыс.населения |
481,6 |
523,7 |
563,3 |
509 |
618,7 |
631,6 |
576 |
523 |
90,8 |
108,6 |
Доля населения с доходами ниже границы бедности |
14,2 |
13,9 |
13,5 |
13,6 |
12,9 |
12,1 |
11,5 |
8,5 |
- 3,0 |
- 5,7 |
[10, 9]
Следует отметить, что ежегодный рост валового производства продукции и торгового оборота является положительным сигналом для региона. Это может быть обусловлено несколькими факторами:
- Орловская область имеет сильные аграрные традиции, и рост производства может быть связан с увеличением объемов сельскохозяйственной продукции и улучшением технологий;
- наблюдается увеличение объемов переработки сельхозпродукции, что также способствует росту товарооборота;
- расширение рынков сбыта и улучшение логистики положительно сказываются на торговом обороте.
С учетом того, что численность занятых в экономике достигла уровня 2016 года (328 тыс. чел.), можно отметить следующие моменты: неравномерное распределение занятости - рост валового производства не приводит к пропорциональному увеличению занятости; качественные изменения в структуре занятости - понять какие профессии и сектора экономики растут, а какие — сокращаются. Увеличиваются доходы консолидированного бюджета на 1 человека населения за восемь лет более чем в 2 раза, такой же показатель роста по отношению доходов населения к прожиточному минимуму. Положительную тенденцию к снижению имеет уровень безработицы в регионе, результатом этого послужила работа администрации региона в направлении развития малого и среднего предпринимательства, роста самозанятых и привлечения инвестиций в бизнес Орловской области.
В целом показатели имеют тенденцию к благоприятному социально - экономическому положению региона, а сравнительные показатели 2023 года по отношению к 2022 году прогнозируют улучшений позиций региона в общем рейтинге субъектов РФ. Улучшить результаты социально - экономического развития Орловской области можно за счет аграрной направленности региона и повышения инвестиционной привлекательности к данной сфере экономики по всей стране.
В настоящее время формирование аграрной экономики страны и региона связано с социально - экономическим развитием сельских территорий, которое включает повышение уровня благосостояния жителей села, обеспечение их занятости, развития предпринимательской деятельности, повышения финансовой грамотности населения. подчеркивая важность аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности и его вклад в экономику страны. Важно учитывать существующие вызовы и разрабатывать стратегии, которые помогут ускорить развитие АПК, обеспечат его устойчивость к внешним и внутренним угрозам, а также позволят эффективно реагировать на потребности населения и рынка.
Устойчивое и динамичное развитие аграрного является одним из ключевых условий для эффективного функционирования экономики, особенно в таком аграрном регионе, как Орловская область (таблица 2).
Таблица 2
Результаты социально - экономического развития АПК в экономике Орловской области
Показатели |
годы |
2023 к 2016, % |
|||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
ВРП АПК, (млрд. руб.) |
40,1 |
34,1 |
45,5 |
50,8 |
70,3 |
93,9 |
86,9 |
98,5 |
рост в 2,5 раза |
Доля ВРП АПК в экономике региона, % |
17,6 |
14,8 |
18,5 |
19,1 |
24,3 |
27,8 |
23,5 |
25,3 |
+ 7,7 п.п. |
Объем продукции с/х на 1 га, тыс. руб. |
54,39 |
47,93 |
57,53 |
64,28 |
80,52 |
99,01 |
99,9 |
95,2 |
175,1 |
Среднемесячная заработная плата в АПК региона (руб.) |
19174 |
24757 |
27978 |
30688 |
34127 |
38940 |
46448 |
54987 |
рост в 2,8 раза |
Средне годовая численность сельского населения (на к.г.), тыс.чел. |
250,4 |
247,5 |
244,6 |
242,6 |
240,0 |
236,7 |
233,8 |
231,7 |
92,5 |
Уровень занятости в АПК, % |
11,1 |
10,7 |
9,3 |
9,1 |
9,0 |
8,6 |
8,6 |
8,6 |
77,5 |
Инвестиции в основной капитал АПК (млн. руб.) |
5617,0 |
7551,2 |
11098,1 |
10726,1 |
14072,5 |
16783,9 |
17029,1 |
10280,3 |
183,0 |
[4, 9]
Значимость развития сельских территорий Орловской области определяется ее аграрной направленностью. Доля валового регионального продукта агропромышленного комплекса региона составляет более 1/4 от всего объема региона. Его доля ежегодно увеличивается, что связано с ростом инвестиционного потенциала отрасли по всей стране. Объемы производства продукции сельского хозяйства на единицу площади ежегодно возрастают, однако инвестиции в основной капитал АПК динамично не постоянны и в 2023 г. ниже ежегодного объема 2018 - 2022 гг.
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Орловской области наблюдается ситуация обратная РФ, начиная с 2016 года увеличивается удельный вес привлеченных средств, в 2023 году их доля составила 57 %. Что говорит о высокой доли инвестиционных кредитов сельскохозяйственных организаций и государственной поддержки в общем объеме инвестиций в АПК, которая в 2023 году составила более 2 млрд руб., что на 11,1 % больше 2022 года (было зачислено 1,8 млн руб.), и на 25 % больше, чем в 2021 году (1,6 млн руб.). Это меры государственной политики в аграрной сфере, которые акцентируют внимание на необходимости внедрения мер поддержки и способствуют развитию агропромышленного комплекса, обеспечивая уровень импортозамещения, особенно в условиях санкций.
Рассматривая приоритетные направления государственной поддержки АПК региона следует выделить направления поддержки малых форм хозяйствования и комплексного развития сельских территорий (таблица 3). Эти два направления формируют экономику села.
Таблица 3
Исполнение расхода бюджетных средств по направлениям государственной поддержки АПК Орловской области, млн рублей
Направления поддержки |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Всего, в т.ч.: |
1891,6 |
1428,0 |
1823,7 |
1316,8 |
1633,8 |
1923,9 |
2000,0 |
Развитие отраслей агропромышленного комплекса |
883,1 |
926,8 |
1039,5 |
959,3 |
931,3 |
1396,2 |
1274,3 |
в т.ч. поддержки малых форм хозяйствования/ система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации |
964,7 |
457,9 |
29,8 |
17,6 |
35,7 |
37,5 |
39,0 |
Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК |
964,7 |
457,9 |
689,7 |
209,1 |
215,0 |
414,2 |
382,3 |
Комплексное (устойчивое) развитие сельских территорий |
42,5 |
43,2 |
36,1 |
51,4 |
450,4 |
42,7 |
269,8 |
Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России |
1,3 |
- |
28,6 |
5,3 |
1,4 |
33,3 |
14,9 |
Федеральный проект «Экспорт продукции АПК» |
- |
- |
- |
74,1 |
- |
- |
19,7 |
[3]
Следует отметить, что стратегически важным направлением экономической политики в Орловской области является увеличением объемов финансирования агропромышленного комплекса. Распределение средств и приоритеты в финансировании влияют на развитие различных направлений AПК и на достигнутые результаты:
- Поддержка фермеров и развитие сельской кооперации - 64%. Основное внимание уделяется малым и средним фермерским хозяйствам, что позволяет им улучшать свои конкурентные позиции на рынке. Создание кооперативов способствует объединению ресурсов, снижению затрат и улучшению доступа к технологиям и знаниям.
- Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК - 19%. Поддержка инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, обновление техники и внедрение новых технологий, — это важный шаг к повышению эффективности сектора. Привлечение частных инвестиций позволяет расширять производственные мощности и улучшать прибыльность хозяйств.
- Комплексное (устойчивое) развитие сельских территорий - 13%. Инвестиции в инфраструктуру, образование и социальные услуги в сельских районах способствуют созданию комфортных условий для жизни и работы. Устойчивое развитие сельских террриторий влечет за собой улучшение качества жизни местного населения и снижение миграции в поисках лучших возможностей.
- Программы, направленные на улучшение мелиорации, способствуют увеличению площадей, доступных для сельскохозяйственного производства, что напрямую влияет на объемы производства.
Увеличение объемов финансирования и целенаправленная поддержка различных направлений агропромышленного комплекса в Орловской области создают благоприятные условия для устойчивого развития региона. Сосредоточение на комплексном развитии села поможет повысить жизненный уровень жителей и укрепить экономические позиции региона. Среднемесячная заработная плата работников АПК региона растет более быстрыми темпами по сравнению со средними показателями по Российской Федерации и превышает её на 20%. Тем не менее численность сельского населения ежегодно снижается прямо пропорционально общей численности населения в регионе и составляет 33% на протяжении 8 лет, что говорит о тенденции закрепляемости жителей на селе. При этом, численность занятых в организациях АПК Орловской области несколько снижается, что связано не только с повышением уровня автоматизации и цифровизации отрасли, но и с развитием малого и среднего предпринимательства на селе. Как известно, эти сферы деятельности не стремятся регистрировать занятых работников, что определяется высоким уровнем уплаты налогов и сборов в бюджет, а сельские жители не всегда правильно определяют роль официального трудоустройства в благосостоянии своего будущего, в связи с не достаточным уровнем финансовой грамотности. Данное обстоятельство является отрицательным фактом сельской жизни и требует пристального внимания в решении проблем.
Материалы исследования.
Для повышения финансовой грамотности и осведомленности населения, особенно в сельских районах, в ФГБОУ ВО Орловский ГАУ созданы инициативные группы:
Студенческий финансовый отряд «ФинАгро». Основная цель отряда — содействие в повышении финансовой грамотности среди жителей села Студенты отряда могут проводят информационные сессии, мастер-классы и тренинги по финансовому бюджетированию, а также предоставляют консультации по финансовым инструментам коммерческих банков и мерам поддержки от государства. Это обеспечивает обмен знаниями между студентами и местным населением.
Школа фермера. Сотрудничество с АО «Россельхозбанк» позволило создать программу обучения: «Школа фермера» на базе института дополнительного образования и профессионального обучения. Это направление предоставляет практические навыки и знания, необходимые для успешного ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Обучение охватывает наиболее важные аспекты, такие как финансовое планирование, управление предприятием, маркетинг сельскохозяйственной продукции и другие направления, адаптированные к реальным условиям региона. Это позволяет фермерам более эффективно управлять своими хозяйствами и принимать обоснованные финансовые решения.
Изучение правовых аспектов работы фермерских хозяйств помогает участникам понимать свои права и обязанности, а также законодательные требования, что является критически важным для избегания ошибок. Освоение различных финансовых моделей помогает фермерским хозяйствам лучше управлять своими ресурсами и эффективно планировать финансовую деятельность. Введение в основы маркетинга и новейшие агротехнологии позволяет участникам быть на переднем крае современных агропродовольственных тенденций и применять инновационные подходы в своем бизнесе. Курс завершается защитой бизнес-проекта, что является важной частью программы, так как она побуждает участников представлять свои идеи и делать их реалистичными. Это также способствует развитию навыков презентации и коммуникации.
Пять выпусков Школы фермера с 2021 по 2024 год, в которых приняли участие 180 слушателей, демонстрируют высокий интерес к обучению основам агробизнеса в различных направлениях: цветоводство, сыроделие, козоводство, овцеводство, молочное КРС и откорм, садоводство и агротуризм Слушатели получают возможность учиться у опытных профессионалов и внедрять передовые практики в своих хозяйствах. Все направления подготовки отвечают на потребности рынка и развивающиеся тренды в аграрном и туристическом секторах.
Центр консультирования агробизнеса. Это важная часть инфраструктуры для поддержки агробизнеса и малого и среднего предпринимательства в регионе. Он ориентирован на предоставление информации и консультирования по вопросам государственной финансовой поддержки и других аспектах ведения бизнеса. Центр предоставляет консультации по доступным субсидиям, грантам, кредитам, а также помогает в оформлении необходимых документов. Это значительно снижает барьеры для получения финансовой поддержки и позволяет предпринимателям более уверенно ориентироваться в сложной финансовой среде.
Инициативные структуры ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, направленные на обучение и поддержку сельского населения, играют важную роль в развитии агропромышленного комплекса Орловской области. Они не только повышает финансовую грамотность, но и способствует созданию более устойчивой и эффективной экономики в регионе. Эти усилия помогут формировать новое поколение ответственных и образованных агропредпринимателей, способствующих росту и развитию аграрной сферы.
Все эти инициативы университета оказывают влияние на агропромышленный комплекс региона:
- увеличение уровня профессионализма: обучение сельских жителей и фермеров улучшает общую профессиональную подготовку в агросекторе, что положительно влияет на производительность и качество продукции;
- создание экономических возможностей: подготовленные фермеры могут инициировать стартапы, увеличивать объемы производства, что, в свою очередь, создает новые рабочие места и способствует развитию местной экономики;
- устойчивость к вызовам рынка: обучение современным технологиям и методам управления помогает фермерам более эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, включая экономические и климатические вызовы.
Участие личных подсобных хозяйств и фермеров в получении субсидий и в конкурсах на гранты сопровождается рядом сложностей, а Центр консультирования агробизнеса способствует решению возникающих трудностей:
1. Заполнение сводных документов для получения субсидий.
Многие предприниматели сталкиваются с трудностями в ведении бухгалтерского и налогового учета, которые необходимы для правильного заполнения сводных документов. Часто это возникает из-за недостатка опыта или знаний в данной области.
Проведение консультаций по бухгалтерии помогает предпринимателям разобраться в необходимых аспектах учета, освоить опыт подготовки и заполнения документов.
2. Подготовка пакета документов для подачи заявки на субсидию или грант.
Требования к документам могут варьироваться в зависимости от типа субсидии или гранта, что вызывает сложности в их подготовке. Это может включать финансовые отчеты, копии документов, подтверждающих право собственности или аренды, и другие.
Консультационный центр помогает предпринимателям в сборе необходимых документов и предоставлении актуальной информации.
3. Разработка бизнес-плана.
Бизнес-план играет ключевую роль в процессе получения финансирования, поскольку он демонстрирует жизнеспособность идеи и коммерческую целесообразность проекта. Однако многие предприниматели не имеют достаточного опыта для его написания.
Центр консультиоования помогает начинающим предпринимателям в разработке бизнес-планов, с учетом специфики агробизнеса и реальных примеров. Экспертные консультации по разработке бизнес-планов значительно повышают качество заявок и их шансы на успешное получение субсидий или грантов.
Результаты. Грантовая поддержка фермеров в Российской Федерации и, в том числе, в Орловской области, началась с 2012 года в рамках государственных программ. В 2023 году предоставлены гранты по следующим направлениям: развитие семейных ферм – 65,7 млн рублей (6 грантов); развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 10 млн рублей (3 гранта); гранты «Агростартап» – 32,2 млн рублей (11 грантов) [3]. В 2023 году в Орловской области гранты на развитие семейных ферм направлены на поддержку небольших, но семейных предприятий, обеспечивая их финансирование для модернизации и расширения производства. Это может включать закупку техники, улучшение инфраструктуры и приобретение нового оборудования. Поддержка семейных ферм способствует созданию рабочих мест в сельских районах, улучшению продовольственной безопасности и сохранению традиционного ведения хозяйства. Семейные фермы часто более устойчивы к экономическим и климатическим изменениям и могут развивать уникальные ниши на рынке.
Поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволяет улучшить их материально-техническую базу, что имеет непосредственное значение для повышения эффективности производства и снижения затрат. Использование грантов может дать возможность кооперативам обновить технику, развивать склады и улучшать инфраструктуру. Кооперативы, получающие такую поддержку, могут лучше интегрироваться в агропродовольственные рынки, оптимизируя логистику и улучшая качество своей продукции. Это помогает развивать кооперативное движение в регионе, что в свою очередь способствует устойчивому развитию сельских территорий.
По направлению «Агростартап» в 2023 году 11 фермеров получили гранты для поддержки начинающих фермерских хозяйств и стартапов в агросекторе. Они могут использоваться для строительства производственных помещений, закупки техники и оборудования для ведения хозяйства, а также для разработки и реализации инновационных решений. Поддержка начинающих фермеров через «Агростартап» создает возможности для новаций и улучшения конкурентоспособности в дальнейшем. Это способствует созданию новых предпринимательских инициатив, что стимулирует развитие экономики в целом и, в частности, агросектора.
На реализацию регионального проекта по развитию кооперации и фермерства в Орловской области в 2024 г. выделено 130,8 млн рублей: гранты «Агростартап» – 52,8 млн рублей (163,9% к 2023 году), субсидии сельхозпотреб кооперативам – 10,7 млн рублей (104,3% к 2023 году).
Рис. 1. Грантовая поддержка в Орловской области за 2012 – 2024 гг.
Грантовая поддержка для фермеров в Орловской области за период с 2012 по 2024 годы продемонстрировала активный вклад в развитие сельского хозяйства. С 272 выданными грантами, охватывающими 24 муниципальных района, это свидетельствует о широком распараллеливании и диверсификации фермерской деятельности в регионе. Фермеры, получившие гранты, активно реализуют 20 видов деятельности в подотраслях растениеводства и животноводства. Это свидетельствует о высокой степени диверсификации, что позволяет им адаптироваться к потребностям рынка и минимизировать риски при изменениях в экономической среде. В число дополнительных направлений входят:
- коневодство - разведение и содержание лошадей, что также может включать прогулочные и туристические услуги;
- переработка кожевенного сырья - открытие новых производств, направленных на переработку кожевенного сырья, способствует созданию рабочих мест и увеличению добавленной стоимости,
- разведение страусов - нестандартное решение на рынке, что может вызвать интерес со стороны потребителей,
- оленеводство - разведение оленей может быть экономически выгодным и устойчивым подходом к ведению сельского хозяйства в определенных условиях,
- кролиководство - увеличение спроса на диетическое мясо кроликов подчеркивает актуальность этого направления,
- молочное козоводство - устойчивый рост интереса к козьему молоку и продуктам из него создаёт новые возможности на рынке,
- садоводство - развитие садоводческих направлений обеспечивает местное население свежими фруктами и овощами,
- растениеводческий питомник - выращивание и продажа саженцев растений способствует улучшению экологии и увеличивает разнообразие флоры региона.
В настоящее время на территории Орловской области зарегистрированы 1 369 крестьянских (фермерских) хозяйств, деятельность которых направлена на обеспечение населения экологически чистыми продовольственными товарами. Объем произведенной ими продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах 2024 г. по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области составил 16,4 млрд рублей, превысив объём произведенной продукции в сравнении с 2019 годом в 1,6 раза. По состоянию на 1 января 2025 года в данной категории хозяйств работают 3,2 тыс. работников. Заработная плата работников в сельском хозяйстве региона в 2024 году составила 65,7 тыс. руб.
Заключение. Таким образом, взаимосвязь и взаимодействие созданных структур в университете по повышению уровня финансового просвещения сельского населения и агробизнеса и оказания просветительских, образовательных и консультационных услуг агробизнесу позволяет вносить вклад в развитие экономики региона в рамках реализации направлений государственной программы развития АПК. При этом следует отметить необходимость развития сельских территорий за счет восполнения молодыми профессиональными кадрами аграрных вузов.
Следует отметить также что законодательные и правовые рамки играют критически важную роль в развитии сельской местности как социально-экономического и территориального комплекса. Отсутствие четких законодательно закрепленных стандартов и механизмов может затруднить реализацию программ, направленных на улучшение качества жизни в селе и эффективное управление ресурсами. Вместе с тем не теряет актуальности и проблема социально - экономической асимметрии регионов РФ, причем эти различия весьма существенны не только между регионами, но и между районами и даже поселениями внутри района. Поэтому, в некоторых случаях, необходимо изучение состояния отдельных регионов и даже районов.
Сопоставление результатов развития сельского хозяйства и социальной инфраструктуры в Орловской области подтверждает, что успешность аграрного сектора тесно связана с качеством жизни и уровнем развития социальной инфраструктуры. Улучшение социальных условий способствует повышению производительности сельских хозяйств, созданию рабочих мест и увеличению доходов населения. Важным шагом в этом направлении будет продолжение государственной поддержки и реализация комплексных программ, нацеленных на развитие как агропромышленного комплекса, так и социальной инфраструктуры в сельской местности. Это создаст устойчивые и взаимовыгодные условия для повышения как экономического, так и социального развития региона.
1. Амелина А.В. Дуальная модель обучения в системе ДПО как фактор повышения качества непрерывного образования кадров сельских территорий. В сборнике: Современные подходы дополнительного профессионального образования в подготовке кадров агропромышленного комплекса. Материалы круглого стола в рамках ежегодной выставки «Золотая Осень-2021». Москва, 2022. С. 150-156.
2. Аналитический портад ФНС https://analytic.nalog.gov.ru/
3. В 2023 году орловские аграрии получили 6 грантов на сумму 97,9 млн рублей на развитие семейных ферм. https://orel-region.ru/index.php?head=1&unit=34186
4. Кравченко Т.С., Сухочева Н.А. Потенциал экономического роста крестьянских (фермерских) хозяйств: региональный аспект // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 2. С. 30-36.
5. Кравченко Т.С. Роль вуза в финансовом просвещении агробизнеса: региональный аспект. В сборнике: Финансовое просвещение. Сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической онлайн-конференции по финансовому просвещению в России. Москва, 2023. С. 95-103.
6. Мокрушин А. А., Рычковская Д. Н. Стратегические приоритеты государственного регулирования АПК региона депрессивного типа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2020 г. https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-prioritety-gosudarstvennogo-regulirovaniya-apk-regiona-depressivnogo-tipa
7. О законодательном обеспечении развития сельскохозяйственной науки и подготовки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний комитета Государственной Думы по аграрным вопросам. 19 января 2022 года г. Москва http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/upload/site2/document_news/028/285/340/Materialy_parlamentskikh_slushaniy_19_yanvarya.pdf
8. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2022 г. https://riarating.ru/infografika/20230515/630241787.html
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области https://57.rosstat.gov.ru/
10. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/