ВУЗЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты проведенных исследований о значимости отрасли сельского хозяйства в экономике региона и развитии сельских территорий. Агропромышленный комплекс регионов и страны в целом перспективно развивается, наращивает свои объемы производства и обеспечивает достижение показателей уровня продовольственной безопасности по всем видам продуктов питания. Анализ социально – экономических показателей развития АПК региона свидетельствует об ежегодном увеличении среднемесячной заработной платы работников, которая за восьмилетний период увеличилась почти в 3 раза, однако, численность сельского населения и уровень занятости в АПК снижается с 2016 года. Рассматриваемый объем инвестиций в основной капитал АПК региона показывает увеличение с 2016г. по 2023г. на 83%, в том числе возрастает доля уровня государственной поддержки по направлениям субсидирования. В этой связи определена роль ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина» в повышении уровня востребованности сельского населения в средствах государственных субсидий и грантов, через осведомление сектора малого и среднего бизнеса о государственных программах развития сельского хозяйства и направлений субсидирования отдельных отраслей АПК. Так же сформированный студенческий отряд университета проводит работу по финансовому просвещению жителей сельских территорий по средствам созданной цепочки акселерации взаимосвязанности структур и программ высшего учебного заведения: студенческий финансовый отряд «ФинАгро» - Школа фермера – Центр консультирования агробизнеса. Вклад ФГБОУ ВО Орловского ГАУ в развитие экономики региона по направлению малого и среднего предпринимательства охватывает 24 района Орловской области, ежегодно подготовлено 45-48% участников грантовой поддержки от всей заявочной деятельности в рамках государственной поддержки на получение гранта. Охват жителей сельских территории в целях знакомства с льготными кредитными продуктами банковских коммерческих организаций составляет 35-40%, а малого и среднего бизнеса на уровне 20-25%.

Ключевые слова:
сельские территории, аграрная экономика, финансовое просвещение, агробизнес, ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, государственная поддержка, инвестиции
Текст

Основные положения. Формирование качества жизни сельских территорий связано с уровнем инвестиционной активности региона по ключевым направлениям развития приоритетных отраслей экономики, в частности сельского хозяйства, обеспечивающего высокий уровень дохода населения и его занятости. Взаимосвязь структурных подразделений в университете действительно играет ключевую роль в поддержке развития сельских территорий и экономики региона. Конкретные направления деятельности, которые могут быть реализованы: повышение уровня финансового просвещения, оказание просветительских и образовательных услуг, заявочная деятельность в рамках государственной поддержки, междисциплинарное взаимодействие.

Введение. Развитие экономики сельского хозяйства в значительной степени зависит от формирования и использования трудовых ресурсов, а также от уровня социальной инфраструктуры в сельской местности. Влияние этих факторов отражается на миграционных процессах, структуре рабочего населения, а также роли инфраструктурных инвестиций в развитии сельских территорий. Проблема миграции и изменения структуры рабочего населения является многофакторной и требует комплексного подхода к решению. Успешное развитие сельских территорий невозможно без активного инвестирования в социальную инфраструктуру, обеспечения рабочих мест и создания комфортных условий для жизни. Меры, направленные на развитие экономики села и поддержание трудовых ресурсов, могут существенно изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию и способствовать устойчивому развитию сельских районов.

Динамика социально-экономического развития в России в 2022 году действительно была насыщена различными факторами, которые влияли на разные регионы по-разному. В условиях глобальных и внутренних вызовов, таких как экономические санкции, колебания цен на энергоресурсы, изменения в спросе на продукцию и влияние мировой экономики, каждое из территориальных образований переживало свои уникальные процессы. Ежегодно рейтинговое информационное агентство Рейтинг проводит оценку социально - экономического положения регионов России по отдельным группам показателей. По итогам 2022 года интегральный рейтинг социально-экономического развития увеличился у 48 регионов, что свидетельствует о позитивных тенденциях, таких как рост инвестиций, улучшение бизнес-климата, повышение качества жизни населения. Снижение рейтинга у 37 регионов указывает на наличие проблем в экономике, таких как высокий уровень безработицы, снижение производства, устаревшая инфраструктура и другие социальные и экономические трудности. [8]. При этом Орловская область в 2022 году занимает 64 место среди всех регионов РФ, что на одну позицию ниже уровня 2021 года. Используя методику РИА Рейтинг по оценки социально - экономического положения рассмотрим тенденции изменения показателей Орловской области (таблица 1).

Таблица 1

Показатели социально - экономического положения Орловской области

Показатели

годы

2023 к 2022, %

2023 к 2016, %

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

показатели масштаба экономики

Валовое производство продукции, млрд. руб.

228,6

225,5

229,5

236,4

238,1

242,9

235,7

389,2

165,1

170,3

Численность занятых в экономике, тыс.чел.

328,9

321,1

314,5

298,7

293,8

299,2

297,8

328,4

110,3

99,8

Оборот розничной торговли, млрд.руб.

164,3

156,3

155,9

176,1

188,7

226,9

241,7

285,1

118,0

173,5

показатели эффективности экономики

Объём производства товаров и услуг на душу населения, тыс.руб.

303,7

302,8

311,6

323,8

330,2

342,1

336,6

562,0

167,0

185,0

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс.руб.

57,8

60,8

65,3

76,6

76,4

82,8

86,4

84,3

97,6

145,7

Доля прибыльных предприятий, %

69,4

68,6

70,8

67,3

70,3

71

72,8

74,6

+1,8

+5,2

показатели бюджетной сферы

Доходы консолидированного бюджета, млрд.руб.

17,4

18,3

20,4

20,7

21,6

27,6

29,4

32,7

111,2

188,3

Доходы консолидированного бюджета на душу населения, тыс.руб.

2,31

2,46

2,77

2,83

3,00

3,89

4,20

4,72

112,5

204,6

показатели социальной сферы

Отношение доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, %

261,0

287,5

307,8

311,5

324,5

350,4

344,5

368,8

+24,3

+107,8

Уровень безработицы

7,0

6,5

4,9

5,3

6,1

4,7

4,0

3,3

- 0,7

- 3,7

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

70,68

71,56

71,48

72,46

70,02

68,9

70,73

71,65

+0,9

+1,0

Смертность населения трудоспособного возраста на 100 тыс.населения

481,6

523,7

563,3

509

618,7

631,6

576

523

90,8

108,6

Доля населения с доходами ниже границы бедности

14,2

13,9

13,5

13,6

12,9

12,1

11,5

8,5

- 3,0

- 5,7

[10, 9]

Следует отметить, что ежегодный рост валового производства продукции и торгового оборота является положительным сигналом для региона. Это может быть обусловлено несколькими факторами:

- Орловская область имеет сильные аграрные традиции, и рост производства может быть связан с увеличением объемов сельскохозяйственной продукции и улучшением технологий;

- наблюдается увеличение объемов переработки сельхозпродукции, что также способствует росту товарооборота;

- расширение рынков сбыта и улучшение логистики положительно сказываются на торговом обороте.

С учетом того, что численность занятых в экономике достигла уровня 2016 года (328 тыс. чел.), можно отметить следующие моменты: неравномерное распределение занятости - рост валового производства не приводит к пропорциональному увеличению занятости; качественные изменения в структуре занятости - понять какие профессии и сектора экономики растут, а какие — сокращаются. Увеличиваются доходы консолидированного бюджета на 1 человека населения за восемь лет более чем в 2 раза, такой же показатель роста по отношению доходов населения к прожиточному минимуму. Положительную тенденцию к снижению имеет уровень безработицы в регионе, результатом этого послужила работа администрации региона в направлении развития малого и среднего предпринимательства, роста самозанятых и привлечения инвестиций в бизнес Орловской области.

В целом показатели имеют тенденцию к благоприятному социально - экономическому положению региона, а сравнительные показатели 2023 года по отношению к 2022 году прогнозируют улучшений позиций региона в общем рейтинге субъектов РФ. Улучшить результаты социально - экономического развития Орловской области можно за счет аграрной направленности региона и повышения инвестиционной привлекательности к данной сфере экономики по всей стране.

В настоящее время формирование аграрной экономики страны и региона связано с социально - экономическим развитием сельских территорий, которое включает повышение уровня благосостояния жителей села, обеспечение их занятости, развития предпринимательской деятельности, повышения финансовой грамотности населения. подчеркивая важность аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности и его вклад в экономику страны. Важно учитывать существующие вызовы и разрабатывать стратегии, которые помогут ускорить развитие АПК, обеспечат его устойчивость к внешним и внутренним угрозам, а также позволят эффективно реагировать на потребности населения и рынка.

Устойчивое и динамичное развитие аграрного является одним из ключевых условий для эффективного функционирования экономики, особенно в таком аграрном регионе, как Орловская область  (таблица 2). 

Таблица 2

Результаты социально - экономического развития АПК в экономике Орловской области

Показатели

годы

 2023 к 2016, %

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

ВРП АПК, (млрд. руб.)

40,1

34,1

45,5

50,8

70,3

93,9

86,9

98,5

рост в 2,5 раза

Доля ВРП АПК в экономике региона, %

17,6

14,8

18,5

19,1

24,3

27,8

23,5

25,3

+ 7,7 п.п.

Объем продукции с/х на 1 га, тыс. руб.

54,39

47,93

57,53

64,28

80,52

99,01

99,9

95,2

175,1

Среднемесячная заработная плата в АПК региона (руб.)

19174

24757

27978

30688

34127

38940

46448

54987

рост в 2,8 раза

Средне годовая численность сельского населения (на к.г.), тыс.чел.

250,4

247,5

244,6

242,6

240,0

236,7

233,8

231,7

92,5

Уровень занятости в АПК, %

11,1

10,7

9,3

9,1

9,0

8,6

8,6

8,6

77,5

Инвестиции в основной капитал АПК (млн. руб.)

5617,0

7551,2

11098,1

10726,1

14072,5

16783,9

17029,1

10280,3

183,0

[4, 9]

Значимость развития сельских территорий Орловской области определяется ее аграрной направленностью. Доля валового регионального продукта агропромышленного комплекса региона составляет более 1/4 от всего объема региона. Его доля ежегодно увеличивается, что связано с ростом инвестиционного потенциала отрасли по всей стране. Объемы производства продукции сельского хозяйства на единицу площади ежегодно возрастают, однако инвестиции в основной капитал АПК динамично не постоянны и в 2023 г. ниже ежегодного объема 2018 - 2022 гг.

В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Орловской области наблюдается ситуация обратная РФ, начиная с 2016 года увеличивается удельный вес привлеченных средств, в 2023 году их доля составила 57 %. Что говорит о высокой доли инвестиционных кредитов сельскохозяйственных организаций и государственной поддержки в общем объеме инвестиций в АПК, которая в 2023 году составила более 2 млрд руб., что на 11,1 % больше 2022 года (было зачислено 1,8 млн руб.), и на 25 % больше, чем в 2021 году (1,6 млн руб.). Это меры государственной политики в аграрной сфере, которые акцентируют внимание на необходимости внедрения мер поддержки и способствуют развитию агропромышленного комплекса, обеспечивая уровень импортозамещения, особенно в условиях санкций.

Рассматривая приоритетные направления государственной поддержки АПК региона следует выделить направления поддержки малых форм хозяйствования и комплексного развития сельских территорий (таблица 3). Эти два направления формируют экономику села.

Таблица 3

Исполнение расхода бюджетных средств по направлениям государственной поддержки АПК Орловской области, млн рублей

 

Направления поддержки

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Всего, в т.ч.:

1891,6

1428,0

1823,7

1316,8

1633,8

1923,9

2000,0

Развитие отраслей агропромышленного комплекса

883,1

926,8

1039,5

959,3

931,3

1396,2

1274,3

    в т.ч. поддержки малых форм хозяйствования/ система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации

964,7

457,9

29,8

17,6

35,7

37,5

39,0

Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК

964,7

457,9

689,7

209,1

215,0

414,2

382,3

Комплексное (устойчивое)  развитие сельских территорий

42,5

43,2

36,1

51,4

450,4

42,7

269,8

Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России

1,3

-

28,6

5,3

1,4

33,3

14,9

Федеральный проект «Экспорт продукции АПК»

-

-

-

74,1

-

-

19,7

[3]

 

Следует отметить, что стратегически важным направлением экономической политики в Орловской области является увеличением объемов финансирования агропромышленного комплекса. Распределение средств и приоритеты в финансировании влияют на развитие различных направлений AПК и на достигнутые результаты:

  1. Поддержка фермеров и развитие сельской кооперации - 64%. Основное внимание уделяется малым и средним фермерским хозяйствам, что позволяет им улучшать свои конкурентные позиции на рынке. Создание кооперативов способствует объединению ресурсов, снижению затрат и улучшению доступа к технологиям и знаниям.
  2. Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК - 19%. Поддержка инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, обновление техники и внедрение новых технологий, — это важный шаг к повышению эффективности сектора. Привлечение частных инвестиций позволяет расширять производственные мощности и улучшать прибыльность хозяйств.
  3. Комплексное (устойчивое) развитие сельских территорий - 13%. Инвестиции в инфраструктуру, образование и социальные услуги в сельских районах способствуют созданию комфортных условий для жизни и работы. Устойчивое развитие сельских террриторий влечет за собой улучшение качества жизни местного населения и снижение миграции в поисках лучших возможностей.
  4. Программы, направленные на улучшение мелиорации, способствуют увеличению площадей, доступных для сельскохозяйственного производства, что напрямую влияет на объемы производства.

Увеличение объемов финансирования и целенаправленная поддержка различных направлений агропромышленного комплекса в Орловской области создают благоприятные условия для устойчивого развития региона. Сосредоточение на комплексном развитии села поможет повысить жизненный уровень жителей и укрепить экономические позиции региона. Среднемесячная заработная плата работников АПК региона растет более быстрыми темпами по сравнению со средними показателями по Российской Федерации  и превышает её на 20%. Тем не менее численность сельского населения ежегодно снижается прямо пропорционально общей численности населения в регионе и составляет 33% на протяжении 8 лет, что говорит о тенденции закрепляемости жителей на селе. При этом, численность занятых в организациях АПК Орловской области несколько снижается, что связано не только с повышением уровня автоматизации и цифровизации отрасли, но и с развитием малого и среднего предпринимательства на селе. Как известно, эти сферы деятельности не стремятся регистрировать занятых работников, что определяется высоким уровнем уплаты налогов и сборов в бюджет, а сельские жители не всегда правильно определяют роль официального трудоустройства в благосостоянии своего будущего, в связи с не достаточным уровнем финансовой грамотности. Данное обстоятельство является отрицательным фактом сельской жизни и требует пристального внимания в решении проблем.

Материалы исследования.

Для повышения финансовой грамотности и осведомленности населения, особенно в сельских районах, в ФГБОУ ВО Орловский ГАУ созданы инициативные группы: 

Студенческий финансовый отряд «ФинАгро». Основная цель отряда — содействие в повышении финансовой грамотности среди жителей села Студенты отряда могут проводят информационные сессии, мастер-классы и тренинги по финансовому бюджетированию, а также предоставляют консультации по финансовым инструментам коммерческих банков и мерам поддержки от государства. Это обеспечивает обмен знаниями между студентами и местным населением.

Школа фермера. Сотрудничество с АО «Россельхозбанк» позволило создать программу обучения: «Школа фермера» на базе института дополнительного образования и профессионального обучения. Это направление предоставляет практические навыки и знания, необходимые для успешного ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Обучение охватывает наиболее важные аспекты, такие как финансовое планирование, управление предприятием, маркетинг сельскохозяйственной продукции и другие направления, адаптированные к реальным условиям региона. Это позволяет фермерам более эффективно управлять своими хозяйствами и принимать обоснованные финансовые решения.

Изучение правовых аспектов работы фермерских хозяйств помогает участникам понимать свои права и обязанности, а также законодательные требования, что является критически важным для избегания ошибок. Освоение различных финансовых моделей помогает фермерским хозяйствам лучше управлять своими ресурсами и эффективно планировать финансовую деятельность. Введение в основы маркетинга и новейшие агротехнологии позволяет участникам быть на переднем крае современных агропродовольственных тенденций и применять инновационные подходы в своем бизнесе. Курс завершается защитой бизнес-проекта, что является важной частью программы, так как она побуждает участников представлять свои идеи и делать их реалистичными. Это также способствует развитию навыков презентации и коммуникации.

Пять выпусков Школы фермера с 2021 по 2024 год, в которых приняли участие 180 слушателей, демонстрируют высокий интерес к обучению основам агробизнеса в различных направлениях: цветоводство, сыроделие, козоводство, овцеводство, молочное КРС и откорм, садоводство и агротуризм Слушатели получают возможность учиться у опытных профессионалов и внедрять передовые практики в своих хозяйствах. Все направления подготовки отвечают на потребности рынка и развивающиеся тренды в аграрном и туристическом секторах.

Центр консультирования агробизнеса. Это важная часть инфраструктуры для поддержки агробизнеса и малого и среднего предпринимательства в регионе. Он ориентирован на предоставление информации и консультирования по вопросам государственной финансовой поддержки и других аспектах ведения бизнеса. Центр предоставляет консультации по доступным субсидиям, грантам, кредитам, а также помогает в оформлении необходимых документов. Это значительно снижает барьеры для получения финансовой поддержки и позволяет предпринимателям более уверенно ориентироваться в сложной финансовой среде.

Инициативные структуры ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, направленные на обучение и поддержку сельского населения, играют важную роль в развитии агропромышленного комплекса Орловской области. Они не только повышает финансовую грамотность, но и способствует созданию более устойчивой и эффективной экономики в регионе. Эти усилия помогут формировать новое поколение ответственных и образованных агропредпринимателей, способствующих росту и развитию аграрной сферы.

Все эти инициативы университета оказывают влияние на агропромышленный комплекс региона:

- увеличение уровня профессионализма: обучение сельских жителей и фермеров улучшает общую профессиональную подготовку в агросекторе, что положительно влияет на производительность и качество продукции;

- создание экономических возможностей: подготовленные фермеры могут инициировать стартапы, увеличивать объемы производства, что, в свою очередь, создает новые рабочие места и способствует развитию местной экономики;

- устойчивость к вызовам рынка: обучение современным технологиям и методам управления помогает фермерам более эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, включая экономические и климатические вызовы.

Участие личных подсобных хозяйств и фермеров в получении субсидий и в конкурсах на гранты сопровождается рядом сложностей, а Центр консультирования агробизнеса способствует решению возникающих трудностей:

1. Заполнение сводных документов для получения субсидий.

Многие предприниматели сталкиваются с трудностями в ведении бухгалтерского и налогового учета, которые необходимы для правильного заполнения сводных документов. Часто это возникает из-за недостатка опыта или знаний в данной области.

Проведение консультаций по бухгалтерии помогает предпринимателям разобраться в необходимых аспектах учета, освоить опыт подготовки и заполнения документов.

2. Подготовка пакета документов для подачи заявки на субсидию или грант.

Требования к документам могут варьироваться в зависимости от типа субсидии или гранта, что вызывает сложности в их подготовке. Это может включать финансовые отчеты, копии документов, подтверждающих право собственности или аренды, и другие.

Консультационный центр помогает предпринимателям в сборе необходимых документов и предоставлении актуальной информации.

3. Разработка бизнес-плана.

Бизнес-план играет ключевую роль в процессе получения финансирования, поскольку он демонстрирует жизнеспособность идеи и коммерческую целесообразность проекта. Однако многие предприниматели не имеют достаточного опыта для его написания.

Центр консультиоования помогает начинающим предпринимателям в разработке бизнес-планов, с учетом специфики агробизнеса и реальных примеров. Экспертные консультации по разработке бизнес-планов значительно повышают качество заявок и их шансы на успешное получение субсидий или грантов.

Результаты. Грантовая поддержка фермеров в Российской Федерации и, в том числе, в Орловской области, началась с 2012 года в рамках государственных программ. В 2023 году предоставлены гранты по следующим направлениям: развитие семейных ферм – 65,7 млн рублей (6 грантов); развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 10 млн рублей (3 гранта); гранты «Агростартап» – 32,2 млн рублей (11 грантов) [3]. В 2023 году в Орловской области гранты на развитие семейных ферм направлены на поддержку небольших, но семейных предприятий, обеспечивая их финансирование для модернизации и расширения производства. Это может включать закупку техники, улучшение инфраструктуры и приобретение нового оборудования. Поддержка семейных ферм способствует созданию рабочих мест в сельских районах, улучшению продовольственной безопасности и сохранению традиционного ведения хозяйства. Семейные фермы часто более устойчивы к экономическим и климатическим изменениям и могут развивать уникальные ниши на рынке.

Поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволяет улучшить их материально-техническую базу, что имеет непосредственное значение для повышения эффективности производства и снижения затрат. Использование грантов может дать возможность кооперативам обновить технику, развивать склады и улучшать инфраструктуру. Кооперативы, получающие такую поддержку, могут лучше интегрироваться в агропродовольственные рынки, оптимизируя логистику и улучшая качество своей продукции. Это помогает развивать кооперативное движение в регионе, что в свою очередь способствует устойчивому развитию сельских территорий.

По направлению «Агростартап» в 2023 году 11 фермеров получили гранты для поддержки начинающих фермерских хозяйств и стартапов в агросекторе. Они могут использоваться для строительства производственных помещений, закупки техники и оборудования для ведения хозяйства, а также для разработки и реализации инновационных решений. Поддержка начинающих фермеров через «Агростартап» создает возможности для новаций и улучшения конкурентоспособности в дальнейшем. Это способствует созданию новых предпринимательских инициатив, что стимулирует развитие экономики в целом и, в частности, агросектора.

На реализацию регионального проекта по развитию кооперации и фермерства в Орловской области в 2024 г. выделено 130,8 млн рублей: гранты «Агростартап» – 52,8 млн рублей (163,9% к 2023 году), субсидии сельхозпотреб кооперативам – 10,7 млн рублей (104,3% к 2023 году).
 

Рис. 1. Грантовая поддержка в Орловской области за  2012 – 2024 гг.

 

Грантовая поддержка для фермеров в Орловской области за период с 2012 по 2024 годы продемонстрировала активный вклад в развитие сельского хозяйства. С 272 выданными грантами, охватывающими 24 муниципальных района, это свидетельствует о широком распараллеливании и диверсификации фермерской деятельности в регионе. Фермеры, получившие гранты, активно реализуют 20 видов деятельности в подотраслях растениеводства и животноводства. Это свидетельствует о высокой степени диверсификации, что позволяет им адаптироваться к потребностям рынка и минимизировать риски при изменениях в экономической среде. В число дополнительных направлений входят:

  - коневодство - разведение и содержание лошадей, что также может включать прогулочные и туристические услуги;

  - переработка кожевенного сырья - открытие новых производств, направленных на переработку кожевенного сырья, способствует созданию рабочих мест и увеличению добавленной стоимости,

  - разведение страусов - нестандартное решение на рынке, что может вызвать интерес со стороны потребителей,

  - оленеводство - разведение оленей может быть экономически выгодным и устойчивым подходом к ведению сельского хозяйства в определенных условиях,

  - кролиководство - увеличение спроса на диетическое мясо кроликов подчеркивает актуальность этого направления,

  - молочное козоводство - устойчивый рост интереса к козьему молоку и продуктам из него создаёт новые возможности на рынке,

  - садоводство - развитие садоводческих направлений обеспечивает местное население свежими фруктами и овощами,

  - растениеводческий питомник - выращивание и продажа саженцев растений способствует улучшению экологии и увеличивает разнообразие флоры региона.

В настоящее время на территории Орловской области зарегистрированы 1 369 крестьянских (фермерских) хозяйств, деятельность которых направлена на обеспечение населения экологически чистыми продовольственными товарами. Объем произведенной ими продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах 2024 г. по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области составил 16,4 млрд рублей, превысив объём произведенной продукции в сравнении с 2019 годом в 1,6 раза. По состоянию на 1 января 2025 года в данной категории хозяйств работают 3,2 тыс. работников.  Заработная плата работников в сельском хозяйстве региона в 2024 году составила 65,7 тыс. руб.

Заключение. Таким образом, взаимосвязь и взаимодействие созданных структур в университете по повышению уровня финансового просвещения сельского населения и агробизнеса и оказания просветительских, образовательных и консультационных услуг агробизнесу позволяет вносить вклад в развитие экономики региона в рамках реализации направлений государственной программы развития АПК.  При этом следует отметить необходимость развития сельских территорий за счет восполнения молодыми профессиональными кадрами аграрных вузов.

Следует отметить также что законодательные и правовые рамки играют критически важную роль в развитии сельской местности как социально-экономического и территориального комплекса. Отсутствие четких законодательно закрепленных стандартов и механизмов может затруднить реализацию программ, направленных на улучшение качества жизни в селе и эффективное управление ресурсами. Вместе с тем не теряет актуальности и проблема социально - экономической асимметрии регионов РФ, причем эти различия весьма существенны не только между регионами, но и между районами и даже поселениями внутри района. Поэтому, в некоторых случаях, необходимо изучение  состояния отдельных регионов и даже районов.

Сопоставление результатов развития сельского хозяйства и социальной инфраструктуры в Орловской области подтверждает, что успешность аграрного сектора тесно связана с качеством жизни и уровнем развития социальной инфраструктуры. Улучшение социальных условий способствует повышению производительности сельских хозяйств, созданию рабочих мест и увеличению доходов населения. Важным шагом в этом направлении будет продолжение государственной поддержки и реализация комплексных программ, нацеленных на развитие как агропромышленного комплекса, так и социальной инфраструктуры в сельской местности. Это создаст устойчивые и взаимовыгодные условия для повышения как экономического, так и социального развития региона.

 

Список литературы

1. Амелина А.В. Дуальная модель обучения в системе ДПО как фактор повышения качества непрерывного образования кадров сельских территорий. В сборнике: Современные подходы дополнительного профессионального образования в подготовке кадров агропромышленного комплекса. Материалы круглого стола в рамках ежегодной выставки «Золотая Осень-2021». Москва, 2022. С. 150-156.

2. Аналитический портад ФНС https://analytic.nalog.gov.ru/

3. В 2023 году орловские аграрии получили 6 грантов на сумму 97,9 млн рублей на развитие семейных ферм. https://orel-region.ru/index.php?head=1&unit=34186

4. Кравченко Т.С., Сухочева Н.А. Потенциал экономического роста крестьянских (фермерских) хозяйств: региональный аспект // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 2. С. 30-36.

5. Кравченко Т.С. Роль вуза в финансовом просвещении агробизнеса: региональный аспект. В сборнике: Финансовое просвещение. Сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической онлайн-конференции по финансовому просвещению в России. Москва, 2023. С. 95-103.

6. Мокрушин А. А., Рычковская Д. Н. Стратегические приоритеты государственного регулирования АПК региона депрессивного типа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2020 г. https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-prioritety-gosudarstvennogo-regulirovaniya-apk-regiona-depressivnogo-tipa

7. О законодательном обеспечении развития сельскохозяйственной науки и подготовки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний комитета Государственной Думы по аграрным вопросам. 19 января 2022 года г. Москва http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/upload/site2/document_news/028/285/340/Materialy_parlamentskikh_slushaniy_19_yanvarya.pdf

8. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2022 г. https://riarating.ru/infografika/20230515/630241787.html

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области https://57.rosstat.gov.ru/

10. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/


Войти или Создать
* Забыли пароль?