Отрасль овцеводства обладает в Российской Федерации значительным потенциалом из-за разнообразия природно-климатических условий, наличия регионов, для которых потребление баранины является традиционным, а также из-за полезных свойств баранины. Однако поголовье овец в Российской Федерации характеризуется неустойчивой динамикой, отмечаются проблемы с восстановлением разнообразия пород, недостаточным уровнем государственной поддержки отрасли в рамках реализуемых государственных программ. В связи с этим с нашей точки зрения целесообразным представляется изучение зарубежного опыта государств с развитым организационно-экономическим механизмом развития овцеводства и определение основных векторов интеграции данного опыта в анализируемую отрасль в российской практике. В ходе проведенного исследования нами были изучены меры поддержки отрасли овцеводства в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, Европейском Союзе, Ирландии и ряде других стран, которые обеспечивают устойчивый рост производственных и финансовых показателей и значительную долю мирового рынка баранины и овечьей шерсти. Основным преимуществом является последовательность реализуемых мер государственной поддержки, а также наличие активных агентов, оказывающих непосредственное влияния на объемы и динамику государственной поддержки в виде отраслевых ассоциаций и объединений фермеров, которые позволяют формировать более ориентированную и точечную систему и эффективное взаимодействие в рамках реализуемого организационно-экономического механизма для обеспечения устойчивого развития анализируемой отрасли. Представляется целесообразным проанализировать баланс между централизацией и децентрализацией данного рынка в западных странах, степени вовлеченности аналогов министерств сельского хозяйства.
овцеводство, государственная поддержка, зарубежный опыт, организационно-экономический механизм, кредитование, субсидии
Введение
Изучение перспективных направлений по развитию овцеводства характеризуется высокой степенью актуальности, что обусловлено ростом спроса на продукцию отрасли. Овцеводство является одним из приоритетных направлений в аграрном секторе экономики для многих стран и регионов, что характерно как для Британского содружества (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие), так и для отдельных регионов Российской Федерации. С нашей точки зрения представляется целесообразным изучение мер государственной поддержки зарубежных стран в отношении своих производителей продукции овцеводства. Во многих странах государственные организации сохраняют приоритетную роль в развитии овцеводства, а также оказывают непосредственное воздействие развитие организационно-экономического механизма и межотраслевых связей в рамках взаимодействия всех участников производственной цепи от производителя до потребителя продукции овцеводства. Не менее важным является и сформированных в странах-лидерах механизм обратной связи через отраслевые ассоциации и объединения производителей и переработчиков.
Проанализированный международный опыт показывает, что коммерческий успех производителей в овцеводстве зависит не только от объемов непосредственного прямого финансирования, но и от того, как именно государство содействует устойчивости и стабильности развития товаропроизводителей, насколько системно выстраиваются цепочки поставок, как стимулируется привлекательность локально произведенной продукции для оптового и розничного потребителя. В настоящее время баранина характеризуется сравнительно низкой привлекательностью среди других видов мяса, а также наблюдается низкий уровень заинтересованности переработчиков шерсти, полученной в отечественном овцеводстве, что приводит к сокращению поголовья тонкорунных овец и в целом делает шерстяное овцеводство невыгодным не только для мелких, но и даже для средних хозяйств. К другим проблемам можно отнести недостаточную осведомленность товаропроизводителей о колебаниях и конъюнктуре рынка, циклических изменениях спроса на шерсть, возможностях совершенствования и оптимизации бизнеса, реакции на ключевые вызовы, с которыми сталкивается исследуемая отрасль сельского хозяйства.
Обзор зарубежной практики поддержки овцеводства
Представляется целесообразным рассмотреть зарубежный опыт государственной поддержки овцеводства и ее развития на уровне самих товаропроизводителей. Еще в начале 2000-х гг. наиболее развитые мировые центры производства баранины и шерсти (Новая Зеландия, Австралия, Великобритания, Южно-Африканская Республика и некоторые другие страны) приняли решение о введении повышенных пошлин на импорт продукции овцеводческой отрасли даже в условиях их членства во Всемирной торговой организации. Кроме того, государства Британского содружества работают над развитием сотрудничества на уровне министров сельского хозяйства для формирования единой позиции по различным вопросам содействия товаропроизводителям в данной отрасли.
К мерам государственной поддержки, используемым в Великобритании для овцеводческой отрасли, относятся завышение цен на ее продукцию, а также субсидирование процентных ставок по кредитам на 50–70%. Общие ставки по кредитам не превышают 11,5% годовых. В 2017 году некоторые сети розничной торговли (Sainsbury, Morrisons) ввели политику отказа от импортной баранины, перейдя исключительно на продукцию местных производителей, что произошло в результате активной работы Национального объединения фермеров [5]. В стране также активно действует Национальная ассоциация овцеводов, которая выступает в том числе за устойчивое развитие отрасли, что позволяет фермерам узнавать больше о том, как они могут снизить воздействие индустрии на окружающую среду. К основным направлениям деятельности ассоциации относятся организация встреч, выставок, конференций, экспертных консультаций, организация работы технических центров, проведение аукционов мультипородных баранов, использование передвижных дисплеев для участия в соревнованиях по тушкам и их демонстрация, издание собственного журнала и работа со средствами массовой информации.
Следует отметить, что разнообразие пород в Великобритании существенно выше, чем в России – поголовье насчитывает более 90 пород, и для улучшения характеристик овец постоянно проводится кроссбридинг. Для этого проводятся различные мероприятия, направленные на формирование понимания сущности кросс-бридинга и анализа ожиданий производителей. Основную роль в продвижении продукции британского овцеводства среди национальных и зарубежных потребителей играет Совет по развитию сельского хозяйства и садоводства Великобритании, который в 2019 году запустил маркетинговую программу с применением наружных и электронных носителей, а также средств массовой информации [1].
Тем не менее, страна планирует поэтапный отказ от прямых платежей фермерам к 2027 году, так как эти платежи составляли около 80% всего объема государственной поддержки фермерам в соответствии с политикой ЕС, из которого Великобритания вышла. Эти платежи составляли до 27 800 фунтов стерлингов, или 60% дохода некоторых овцеводческих хозяйств [2]. Это позволит сделать государственную поддержку более адресной и сформировать более эффективный подход к обеспечению экономической отдачи от финансирования участников овцеводческой отрасли. В то же время в Великобритании разработана система поддержки начинающих фермеров-овцеводов. На сайте Департамента развития сельского хозяйства представлена брошюра, в которой изложены основные требования: важность обеспечения благополучия и продуктивности овец, внимание к деталям организации фермы, самостоятельное определение рынков сбыта, определение необходимых и имеющихся ресурсов и оборудования. Кроме того, в этом документе представлены показатели количества овец на гектар площади фермы, виды пород, ротации стада и управление им. Представлены основные контакты, по которым начинающий фермер может обратиться с вопросами по организации фермерского хозяйства. Определены основные этапы, которые необходимо пройти для государственной регистрации фермы, прохождения ветеринарных мероприятий и так далее. Этот опыт представляется особенно ценным, так как он позволяет наладить контакты с основными контрагентами и кратко отражает опыт других фермеров, а также требования государства к организации подобного рода ферм. Это позволяет сократить количество запросов и заранее сформировать объективное видение основных процессов ведения работы на ферме.
С 2021 года в Великобритании трансформировался подход к финансированию фермеров для того, чтобы заменить схемы и подходы, которые были актуальны при членстве страны в ЕС. Основной целью стала поддержка тех хозяйств, которые делают выраженный практический вклад в снижение своего влияния на окружающую среду. К таким практикам возможно отнести улучшение качества почвы и высадку растений. На национальном уровне фермерам выдаются гранты на повышение продуктивности хозяйств, внедрение инноваций, проведение исследований и разработок, что позволяет решать проблемы, связанные с недостаточным проникновением технологий в данную отрасль сельского хозяйства [3]. Еще одной немаловажной мерой является стратегический план по эпидемиологическому благополучию овец, который направлен на улучшение показателей здоровья поголовья овец и шести в ключевых областях: здоровье ног, устойчивость к болезням, здоровье ягнят, взаимодействие между фермерами, ветеринарами и экспертами, фокусировка расходов на обеспечение благополучия поголовья, обеспечение комфорта для всего поголовья, чтобы предотвратить болезни и обеспечить условия для повышения качества продукции [7]. Также используется региональный и локальный подход, который позволяет сделать помощь фермерам более адресной.
В Европейском Союзе реализуется общая политика в области сельского хозяйства, которая предполагает использование систем «прямых платежей». Объем платежей основан на площади сельскохозяйственных угодий, на которых ведет свою деятельность конкретное хозяйство. Общая сельскохозяйственная политика (Common agricultural policies – CAP) имеет три четкие экологические цели, каждая из которых отражена в европейской стратегии «Зеленого соглашения»: борьба с изменением климата; защита природных ресурсов; укрепление биоразнообразия. Так называемые «зеленые» прямые платежи предусматривают обязательные действия со стороны фермеров по поддержанию постоянных пастбищ, сохранению разнообразия сельскохозяйственных культур и экологических зон, каждое из которых, в свою очередь, направлено на защиту окружающей среды и борьбу с изменением климата. В качестве примера взаимодействия элементов организационно-экономического механизма возможно привести запрос от Ирландской ассоциации фермеров, которая в 2023 году обратилась в Европейскую комиссию за финансированием в размере 9,5 млн евро для 35 000 ферм, чтобы справиться с локальным кризисом и потерями производителей [6].
Новая Зеландия активно использует механизмы субсидирования товаропроизводителей, а также государство финансирует разработки и исследования, направленные на профилактику болезней, внедрение новых технологий на различных этапах производства кормов для повышения качества продукции. Важной статьей расходов также является финансовая поддержка экспорта и продвижение товаров на внутреннем рынке. Кроме того, правительство страны активно содействует развитию молочного овцеводства, на данный момент это направление находится в пилотной фазе [4]. Интересным аспектом является реализация отдельных программ поддержки для фермеров-маори, которая предусматривает строительство ферм общей численностью 25 тыс. голов и площадью 24 тыс. га и увеличению занятости на 100 человек к 2030 году [8].
Еще одним мировым центром овцеводства является Австралия, которая активно поддерживает фермеров на государственном уровне. Важным элементом является образовательная поддержка участников индустрии с помощью различных форумов, воркшопов, сообществ представителей индустрии, которые хотели бы сделать свой бизнес более современным. Воркшопы посвящены вопросам ведения бизнеса, разведения овец, производства кормов, управления выпасом, а также генетики овец. Кроме того, существует программа, по которой сельскохозяйственные товаропроизводители получают возможность внедрить новые практики управления, которые позволяют сделать бизнес более прибыльным, эффективным и соответствующим принципам устойчивого развития. Программа нацелена на обмен опытом между успешными производителями в овцеводческой индустрии для обеспечения синергетического эффекта от использования технологий, подходов к управлению, а также других особенностей построения бизнес-процессов на фермах.
Представляет интерес введение такого института, как программа покрытия потерь доходов от колебания цен (программа покрытия потерь от цен (PLC), что прямо предусматривается Законом о сельском хозяйстве США 2014 г. и Законом о фермерских хозяйствах США от 2018 года. Данная программа предусматривает выплаты в поддержку доходов производителям пшеницы, фуражного зерна, риса, масличных культур, арахиса и бобовых на товарной основе, когда рыночные цены падают ниже ориентировочной цены.
Кроме того, была обозначена проблема совершенствования организационной структуры Министерства сельского хозяйства вследствие передачи в его ведение научно-исследовательских институтов. Значительные успехи в области научно-производственной кооперации показывают США. Организационно в структуру Министерства сельского хозяйства США входят такие подразделения как: Агентство сельскохозяйственного маркетинга; Агентство сельскохозяйственных исследований; Агентство по инспекции здоровья животных и растений; Агентство экономических исследований; Агентство по обслуживанию фермерских хозяйств; Служба продовольствия и диетического обеспечения; Служба безопасности и инспекции пищевых продуктов; Иностранная сельскохозяйственная служба; Лесная служба; Бизнес-центр АТЭС; Национальная служба сельскохозяйственной статистики (НАСС); Национальный институт продовольствия и сельского хозяйства; Служба охраны природных ресурсов; Агентство по управлению рисками; Развитие сельских районов.
На основании представленных мер возможно сделать вывод, что в развитии овцеводства как традиционной сферы сельского хозяйства на Западе заинтересовано не только государство, но и сами ее представители, которые активно взаимодействуют с государством на тему повышения представленности отрасли в государственных программах и мерах поддержки. Кроме того, ассоциации проводят самостоятельные мероприятия, например, коммуницируют с торговыми сетями для того, чтобы те отказались от импортной баранины на полках магазинов. Это позволяет улучшить представленность локальной продукции, сократить логистические издержки, а также внести вклад в продовольственную безопасность государства за счет повышения разнообразия предложения мяса.
Возможности применения иностранного опыта развития овцеводства в Российской Федерации
Среди проблем государственной поддержки отрасли овцеводства возможно отметить субсидии и льготные кредиты, которые ориентированы в первую очередь на развитие мясного овцеводства, что негативно влияет на разнообразие пород, а также на развитие традиционного для ряда регионов разведения тонкорунных пород. Возникает необходимость в усилении роли и значимости отраслевой ассоциации – Национального союза овцеводов, за счет формирования активной публичной и официальной позиции всей овцеводческой отрасли, защиты интересов производителей и содействия продвижения интересов отрасли в основных государственных программах и ключевых документах.
Возникает необходимость в расширении диалога между товаропроизводителями, органами государственной власти, посредниками и другими заинтересованными участниками развития отрасли посредством различных мероприятий, консультаций, экспертных круглых столов и распространения консолидированной позиции товаропроизводителей овцеводства в СМИ. Кроме того, исключительную важность имеют механизмы стимулирования экспорта продукции, так как на данный момент 98% продукции экспортируется только в Иран, и рост в 11 раз в 2023 году был достигнут за счет «эффекта низкой базы». Еще одним немаловажным направлением является организация аукционов племенных баранов и продукции для того, чтобы стимулировать развитие системы отношений между производителями и покупателями, повышать осведомленность о новых тенденциях на данном рынке.
Следует отметить высокий потенциал маркетинговых мероприятий для распространения культуры потребления продукции овцеводства, так как на данный момент баранина занимает незначительную долю в общем потреблении мяса в Российской Федерации. Поэтому возникает необходимость в использовании этого опыта не только для развития экспорта, но и для внутреннего потребления. Такую программу возможно запустить по аналогии с соответствующей программой поддержки рыболовной отрасли в Российской Федерации, сотрудничеством с ресторанами и крупными организациями пищевой промышленности. Кроме того, исключительно важна работа с начинающими фермерами на региональном и федеральном уровне, чтобы обеспечить системное восприятие ведения этого вида хозяйственной деятельности, а также обеспечить самостоятельное понимание возможностей сбыта продукции, санитарных, ветеринарных и других требований к самой ферме и продукции. Необходима подготовка соответствующего тематического ресурса на сайтах региональных и федерального министерств с актуальной информацией по данной проблематике, чтобы потенциальный фермер имел достаточно четкое понимание своих возможностей и ограничений.
Выводы
Таким образом, по результатам анализа зарубежных практик государственной и отраслевой поддержки овцеводства возможно сделать следующие выводы:
- Государство играет ключевую и очень активную роль в поддержке локальных производителей в отрасли овцеводства;
- Меры поддержки включают в себя не только финансирование, но и образовательные мероприятия, обмен опытом, стремление к повышению эффективности и оптимизации бизнеса;
- Предприятия заинтересованы в объединении собственных интересов для общих целей развития отрасли, что позволяет последовательно защищать свои интересы перед государством, а также обеспечивать эффективное взаимодействие в рамках организационно-экономического механизма развития овцеводства для продвижения локальной продукции;
- Государство активно субсидирует технологическое развитие отрасли овцеводства, в связи с чем страны-лидеры занимают первые места в мире по оснащенности ферм разнообразным оборудованием.
Определены аспекты зарубежной практики, которые могут использоваться для развития отрасли овцеводства Российской Федерации. Они включают в себя совершенствование функций и повышение статуса профильной ассоциации, деятельность которой должна быть направлена на защиту интересов всех категорий товаропроизводителей. Особенно важной на данный момент является помощь малому бизнесу. Кроме того, важно построение системы отношений между различными участниками в системе цепочек движения продукции от производителя до конечного потребителя.
Заключение
Результаты анализа зарубежных мер поддержки овцеводческой отрасли показали необходимость расширения мер государственной поддержки для стабилизации поголовья и увеличения объемов потребления продукции овцеводства в российской практике. Представляется необходимой доработка ключевых концептуальных документов и программ государственной поддержки отрасли. Следует отметить, что меры государственной поддержки не должны ограничиваться исключительно финансовыми мерами (например, субсидиями и льготными кредитами, как в Российской Федерации) – на федеральном и региональном уровне необходимо проводить мероприятия по интеграции и межотраслевому взаимодействию участников, выявлению наиболее актуальных проблем и подходов к их решению. Некоторые проблемы возможно решить за счет не только передачи бюджетных средств, но и за счет образовательных, маркетинговых и других мероприятий, которые позволят сформировать в России культуру потребления баранины как альтернативы другим видам мяса, а также развивать технологии переработки сырья шерсти в рамках деятельности отечественных производителей легкой промышленности.
1. В Великобритании запустят кампанию по поддержке овцеводства // Портал промышленного скотоводства, 2019. URL: https://www.korovainfo.ru/news/v-velikobritanii-zapustyat-kampaniyu-po-podderzhke-ovtsevodstva/?ysclid=m46yzuci70199837880 (дата обращения 28.11.2024)
2. Шайдуллин И.Н., Фейзуллаев Ф.Р., Куликов А.И. Опыт работы национальной ассоциации овцеводов Великобритании // Овцы, козы, шерстяное дело. – 2016. – №2.
3. Future of Sheep Farming // House of Commons Library, 2024. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CDP-2024-0114/CDP-2024-0114.pdf (дата обращения 28.11.2024)
4. Government supports innovative dairy sheep sector to scale up // New Zealand Government, 2022. URL: https://www.beehive.govt.nz/release/government-supports-innovative-dairy-sheep-sector-scale (дата обращения 28.11.2024)
5. Morrisons becomes second supermarket to commit to ‘British-only’ lamb // Agriland, 2017. URL: https://www.agriland.ie/farming-news/morrisons-second-supermarket-to-commit-to-british-only-lamb/ (дата обращения 28.11.2024)
6. Sheep farmers want help from new EU €9.5m support package // Agriland, 2023. URL: https://www.agriland.ie/farming-news/sheep-farmers-want-help-from-new-eu-e9-5m-support-package/ (дата обращения 28.11.2024)
7. Sheep Welfare Strategy // Ruminant Health & Welafare, 2023. URL: https://ruminanthw.org.uk/uk-welfare-strategies/sheep/ (дата обращения 28.11.2024)
8. State support for Maori farmers // Dairy News, 2022. URL: https://www.ruralnewsgroup.co.nz/dairy-news/dairy-general-news/state-support-for-maori-farmers (дата обращения 28.11.2024)
9. Экономика устойчивого развития и ESG-трансформация аграрного бизнеса / Д.А. Антонова, Т.И. Ашмарина, Т.В. Бирюкова и др.. – Москва.: ООО «Сам полиграфист», 2024. – 175 с.