Россия
Новгородская область, Россия
В своем развитии ни одна социально-экономические система не достигла абсолюта в решении проблемы имущественного неравенства, экологического баланса и социальной справедливости. Рациональный выбор экономических субъектов, по сути, определяется формальными правоотношениями собственников, в противовес ценностям человеческой морали и понятию справедливости. Статья посвящена исследованию современного этапа регионального развития в разрезе вопросов социальной ответственности бизнеса, этики и лидерства. С теоретической точки зрения рассматриваются этические основы регионального предпринимательства, которые становятся объективной необходимостью успешного хозяйствования в современных условиях. Проблема взаимосвязи и взаимозависимости экономики и этики как неотъемлемых атрибутов теоретического обоснования целей и мотивов хозяйственной деятельности человека в своем историческом развитии прошла несколько этапов трансформации и сегодня приобретает особую актуальность и значимость, в том числе на региональном уровне. В статье дано авторское представление о конверсии ценностных ориентиров от рационального предпринимательства к ответственному лидерству, выделены четыре уровня ответственного поведения региональных экономических субъектов: нулевая этика, конформистская этика, рациональный эгоизм и ответственная этика. Доказано, что преобразование эгоцентрических подходов в региональной экономике концепцией ответственного лидерства в настоящее время воспринимается как объективная действительность, констатирующая единство частных и общественных интересов, и становится новым ценностным ориентиром современной повестки регионального развития.
региональное развитие, социальная ответственность, ответственное лидерство, этика бизнеса, ценностные ориентиры регионального предпринимательства, гуманизация
Введение
Под влиянием вызовов технологической революции и цифровой трансформации формируются универсальные качества и компетенции экономических агентов. Глобальный миропорядок преобразует характер человеческого деятельности и поведение субъектов на территории присутствия в рамках предпринимательской этики. Эффективный выбор не может считаться таковым без осознания нравственно-трудового долга и социальной ответственности за состояние и развитие общественного хозяйства. региона
Сегодня созданы более чем достаточные материальные условия существования людей в развитых странах мира, что дает основание к пересмотру моральных императивов, воспитанию привычки к разумному самоограничению на фоне убийственной нищеты и первобытной отсталости отдельных государств и народов. Соответственно этому должна измениться и сама структура потребностей человека. Преобладающая роль должна отводиться потребностям в саморазвитии, в общении, в общественном признании, что в суммарном итоге будет определять позицию ответственного лидера в региональной повестке хозяйствования.
Этические основы ответственности регионального бизнеса
В контексте экономической этики тезис о возрастании роли духовной личности перекликается с известным тезисом К. Маркса о будущем коммунистическом обществе, в котором свободное развитие каждого участника является условием свободного развития всех его членов [1]. Социальная утопия коммунистов выглядит не такой уж иллюзорной с позиции «банкротства» идеалов потребительского общества, остроты проблемы поиска новой системы ценностей, новой парадигмы социально-экономического развития в условиях современного прогресса технологии и постиндустриальной культуры. При этом главными побудительными мотивами человеческой деятельности должны стать культурные, духовные и эмоционально-психологические факторы, формирующие творческую креативную личность постиндустриальной эпохи.
Концепция ответственного лидерства является относительно новой, она разрабатывается с начала 2000-х гг. и устанавливает органическую связь экономической этики с фигурой ответственного лидера, как универсальной личности человека, с присущей ему совокупностью мотиваций как экономического, так и этического характера в логике экономического поведения. Экономические субъекты на всех уровнях хозяйствования все чаще включаются в систему социальных взаимодействий в процессе выработки ключевых общественно значимых решений, необходимых конкретному региону.
Несмотря на обилие теоретических и практических исследований, лидерство по-прежнему остается малопонятным человеческим феноменом. Едва ли не каждое поколение предлагает собственное определение лидерства, делая акцент на различных его аспектах. В конце ХХ века одним из самых распространенных было определение Джозефа Роста, согласно которому лидерство предполагает отношения взаимовлияния между лидерами и их последователями, стремящимися осуществить реальные изменения ради достижения общей цели [2]. В данном определении сделан акцент на два ключевых аспекта лидерства. Во-первых, оно подчеркивает, что лидерство – это особые взаимоотношения между людьми, причем не только последователи зависят от лидера, но и лидер нуждается в своих последователях. Второй аспект, подчеркнутый в определении – это согласованность целей лидера и его окружения, общность их интересов и стремлений.
Понятие «лидерство» достаточно широко трактуется исследователями в философии, политологии, социологии. Оно также распространилось на многие межпредметные научные области: социальную психологию, бизнес-этику, кросс-культурный менеджмент и др. [3]. С точки зрения философии под лидерством понимается специфическое качество личности, способной сплотить людей, организовать и мотивировать их деятельность для достижения определенной цели [4]. В социологии лидерство рассматривается как процесс социального влияния индивида или группы людей на коллектив, обуславливая наилучший результат их совместной деятельности. В психологии под лидерством понимается возможность эмоционально-психологического воздействия отдельных индивидов, пользующихся авторитетом и уважением, на других членов какого-либо сообщества, позволяющая вести за собой к достижению общей цели [5]. Теория организационного поведения определяет лидерство как доминирующую позицию индивида по отношению к своим последователям, добровольно соглашающихся на роль ведомых.
Следует отметить, что все перечисленные выше определения подчеркивают наличие таких ключевых элементов лидерства, как влияние, управление, мотивирование, доминирование, статусное преимущество, ведущая роль, приоритетное право в принятии решений. Перечисленные элементы, как ключевые характеристики лидерства, являются необходимыми атрибутами для успешного предпринимателя, проявляющимися в профессионализме, новаторстве, творчестве, инициативности, интеллекте и так далее. При этом отсутствие этической позиции у предпринимателя при всех его преимуществах не позволит ему стать лидером, способным брать на себя ответственность за общее благо. Лидерство неизбежно предусматривает особые полномочия и волевые поступки, идущие в паре с сознательным отказом от своевольного и своекорыстного поведения. Лидер удовлетворяет ряд вполне определенных потребностей: потребность в видении, четких целях и эффективных стратегиях, а также потребность в организующем и мобилизующем центре для претворения данных стратегий в жизнь [6]. Альтернатива отсутствию лидера – хаос и паралич.
Необходимость рассмотрения феномена ответственного лидерства в разрезе экономической этики определяет палитру ценностей и мотивов деятельности основных субъектов материального и духовного производства, которые теряют свойства экономических и перерастают в высшие потребности «человека разумного» в направлении их социализации и гуманизации. Отсюда следует объективная необходимость смещения приоритетов в сторону этических ценностей, корректирующих стандартный образ мышления экономически активного человека-предпринимателя.
Конверсию ценностных ориентиров в феноменологии ответственного лидерства можно представить в следующей форме (Таблица 1).
Таблица 1
Конверсия ценностных ориентиров от предпринимательства к ответственному лидерству
Ценностные ориентиры |
Предпринимательство |
Ответственное лидерство |
Человек |
экономический |
социальный |
Блага |
частные |
общественные |
Потребности |
материальные |
духовные |
Приоритеты |
индивидуальные |
общественно значимые |
Подход |
рациональный |
эмоциональный |
Принцип |
эффективности |
справедливости |
Ориентир |
на собственные интересы |
на интересы других |
Тип отношений |
независимость |
коллективизм |
Императив |
эгоизм |
альтруизм |
Источник: Составлено авторами по [7]
Качество духовной, этической составляющей ответственного лидера должно определять все остальные вектора его развития, подчинять их гуманистическим принципам, двигаясь к новой экономической рациональности, «включая» общественное сознание при формировании новых представлений о развитии цивилизации, национальной экономики, социальном развитии регионов и территорий. Новая экономическая рациональность требует трансформации экономических отношений и институтов, переноса экономической активности предпринимательских субъектов на производство не частных, а общественных благ, определяя будущие приоритеты регионального экономического роста.
Изучение вопроса об ответственном лидерстве подводит нас к одной из основных и наиболее интересующих проблем данного феномена, а именно, если личность проявляет себя в качестве лидера, как правило, на основе врожденной одаренности, то в какой степени возможно сформировать у человека ответственность и глубоко нравственную позицию, соответствующую высшим нормам культуры.
В теории морально-нравственного развития Лоуренса Кольберга рассматриваются уровни морального сознания у человека, которые претерпевают изменения, обусловленные его физиологическим, социальным и образовательным ростом [8]. Данную теорию можно адаптировать для оценки нравственных качеств человека, принимающего важные решения в процессе производственной или иной деятельности, которая может повлиять на общественно значимые результаты.
В рамках анализа этического сознания и социально значимого, ответственного поведения региональных экономических субъектов можно выделить следующие уровни:
- Нулевая этика или абсолютно иррациональный эгоизм, игнорирование общественных требований под лозунгом «либо все потеряю, либо все получу», характеризующий времена первоначального накопления капитала, насильственной экспроприации благ, передела собственности, дикости и варварства (войны, революции и перевороты, бандитские «разборки», рэкет и так далее).
- Конформистская этика, то есть приспособление к определенному порядку, установленному большинством, соблюдение принятых законов и норм из страха быть наказанным, так называемый критический эгоизм, «если не выполню, потеряю больше, чем выиграю».
- Эффективная этика или рациональный эгоизм, предполагает деловую активность и общественное взаимодействие ради собственной выгоды – «получу больше, чем потрачу».
- Ответственная этика, самостоятельно избранные этические принципы, встроенные внутренние мотивации нравственного поведения, свободная совесть и ответственность перед обществом за исполнение своего долга. Рациональный альтруизм как предпочтение общественных благ индивидуальным – «готов получить меньше или потратить больше, ради всеобщей выгоды» (как пример, отказ от производства и использования современных гаджетов ради сохранение экологического баланса).
Переходя к определению понятия ответственного лидерства, в первую очередь следует отметить, что оно соответствует наивысшему уровню этического сознания, принципу рационального альтруизма, как первоочередного требованиях будущего духовно-информационного общества, которое невозможно без зрелого социума, базирующегося на нравственных ценностях, а не стремящегося к обогащению или к максимизации благ в условиях ограниченных ресурсов [9].
Духовность как основа ответственности лидеров и компаний формирует стратегический взгляд на корпоративную социальную ответственность, корпоративное гражданство, ориентированных на усиление государственно-частного партнерства в решении региональных социально-экономических задач. С точки зрения социального партнерства и деловой этики ответственное лидерство образовывает эффективную конструкцию современного конкурирующего мира, включающую в себя способы управления предприятиями на основе нравственной целостности, как основы взаимодействия между бизнесом и обществом во всех сферах жизнеобеспечения в регионе. При этом конкуренция важна не сама по себе, а как объективное средство достижения поставленных целей наилучшим образом. Здоровая конкуренция представляет собой один из важнейших активов бизнеса, поскольку стимулирует предпринимателя к развитию и внедрению инноваций [10]. Чрезмерная конкуренция, напротив, подрывает нормальную предпринимательскую деятельность, демотивирует региональный бизнес и работников. Следовательно, все участники рыночных отношений, должны придерживаться честной конкурентной борьбы для достижения максимальной совокупной выгоды. В подобных условиях предприниматели соперничают друг с другом в первую очередь посредством качества продукции и уровня сервиса. Лидером становится та компания региона, которая превзойдет все остальные по этим двум критериям, осуществляя честный бизнес и следуя законам морали и деловой этики.
Деловая этика предполагает сочетание интересов всех людей в интересах общего для них дела, приоритетность духовного производства, этико-культурных ценностей и их учет в системе экономических показателей, отвечающих задаче повышения уровня развития личности и общества, так как без этического контроля экономические действия выпадают из поля социальной ответственности.
Таким образом, объективные изменения в экономической, социокультурной, духовной, правовой и интеллектуальной сферах обусловили переориентацию рационального субъекта на новую систему ценностей, в которой коллективный дух, сотрудничество и гуманизм определяют основы нормативного поведения человека новой формации. Принципиальная замена эгоцентрических подходов в экономике концепцией ответственного лидерства уже воспринимается как объективная действительность, констатирующая единство частных и общественных интересов, и становится новым ценностным ориентиром современной повестки регионального развития.
Руководитель, менеджер, лидер: соотношение характеристик
Ответственное лидерство – многоуровневое явление, вовлекающее в себя отдельных людей, группы и организации и заключающееся в стремлении к эффективности, этичному поведению и уважению по отношению ко всем заинтересованным лицам. Возникает вопрос: каков механизм, предполагающий обеспечение соблюдения участниками ответственного взаимодействия не только базовых экономических, социальных и экологических законов, но и этических. Кроме того, как распознать готовность предпринимателя-лидера занять этическую позицию, выгодную не для личной репутации или репутации организации, а приносящую пользу (эффективность) обществу в целом и региональному развитию в частности. Заметим, что первоочередность ответа на поставленные вопросы является важным фактором, поскольку сферы интересов потенциальных участников ответственного взаимодействия необходимо понимать заранее [11].
Центральным звеном концепции ответственного лидерства является термин «лидер», интерпретация которого в различных науках дифференцирована – от авторитета, используемого в психологии, до официального статуса личности, определяемого политологией. С точки зрения экономико-управленческого подхода, лидер – это индивид, наделенный профессиональными качествами для достижения определенной цели. В этой связи наиболее распространены понятия «руководитель» и «менеджер», которые зачастую отождествляются с термином «лидер».
С точки зрения теории управления основной характеристикой руководителя является ответственность в рамках своих должностных обязанностей за принятые решения. Также руководитель несет юридическую ответственность за работу коллектива перед инстанцией, назначившей его на должность [12]. Менеджер должен мотивировать людей для результативной работы. Лидер, несомненно, обладающий всеми вышеперечисленными характеристиками, стремится к достижению эффективности путем согласования мотивации к действию и ответственности за это действие через призму своих индивидуальных качеств и определенного характера взаимоотношений с людьми [13].
В региональной практике термины «руководитель», «менеджер», «лидер» и их характеристики пересекаются. То есть, руководитель наряду с менеджером – мотивирует сотрудников предприятий региона с целью повышения эффективности работы. Менеджер, несомненно, несет ответственность за организацию процессов с целью повышения их эффективности. Лидер в лице отдельного индивида не добьется результата (эффективности), без привлечения команды, мотивированной на успех (Рисунок 1).
Рис. 1. Соотношение характеристик руководителя, менеджера, лидера
в практике регионального управления (составлено авторами)
В этой связи научный интерес представляет не столько термин «лидер», как отдельный индивид, сколько вопросы теории и практики «лидерства» как парадигмы современного менеджмента начала третьего тысячелетия. Однако, на фоне исследований начала XXI века в сфере этики бизнеса стоит отметить, что тематика лидерства сегодня приобретает новый смысл, переставая являться синонимом термина «менеджмент».
За последнее десятилетие было предложено множество теорий и подходов к лидерству – от традиционных, непосредственно связанных с той или иной ситуацией, моделью поведения экономических субъектов до современных моделей лидерства, включающих в себя, например, транcакционное и трансформационное лидерство, модель многосторонней связи и др. Несмотря на данное многообразие, преобладающие в каждый отдельный период эволюции управленческой мысли подходы к лидерству, неизбежно устаревали, естественным образом «обрастая» новыми и более совершенными аспектами, например, исследование воздействия этичного поведения и уважительного отношения лидера ко всем окружающим людям – ответственное лидерство.
Характеристики ответственного лидерства выходят за пределы экономического и трудно анализируются, оставаясь при этом сферой научных интересов исследователей, в том числе регионалистов. Так, в своих работах профессор Дж. Кьюлла рассматривает ответственное лидерство через этику и нравственные качества лидера, которые, по мнению автора, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на все заинтересованные стороны, осуществляющие свою деятельность в регионе (региональные организации, различные сообщества и пр.) [14]. Э. Кэролл предлагает разложить понятие «ответственное лидерство» на области, перед которыми региональный бизнес несет ответственность: экономика, политика, экология и мораль, формируя модель социально-ответственного лидерства [15].
Таким образом, в подобной и многих других интерпретациях ответственное лидерство, основанное на этичных взаимоотношениях, с одной стороны – возникает в практике корпоративной социальной ответственности, получившей свое мировое распространение еще в конце ХХ века. С другой стороны – в нормах деловой этики закладываются и нормы социальной ответственности регионального бизнеса, выводя ответственное лидерство в плоскость самостоятельного и активно развивающегося направления в экономической науке.
«Культура» ответственного лидерства возникает не стихийно, а формируется в процессе становления предприятия (организации) и целенаправленно влияет на все его процессы, задает «правила» поведения не только лидеров предприятия, но и всех работников. В этой связи выстраивается определенная «идеология» проектов, реализуемых в рамках различных направлений (элементов) деятельности организации: экономическом, социальном, экологическом, организационно-управленческом и институциональном. Между тем, принципы социальной ответственности распространяются на отдельные направления деятельности, являющиеся приоритетными (на определенной территории, в конкретный момент времени и на конкретный срок) по решению лидеров организации и стейкхолдеров (Рисунок 2).
Рис. 2. Феномен «ответственное лидерство» в современной региональной
практике хозяйствования (составлено авторами)
Таким образом, по мнению авторов, на этапе изучения современных зарубежных и отечественных практик социальной ответственности явно прослеживается тенденция к развитию феномена «ответственное лидерство» в двух направлениях: как самостоятельного направления, сопряженного с исследованиями в рамках различных наук: философии, этики, психологии, менеджмента, экономики; как базового и неотъемлемого принцип корпоративной социальной ответственности региональных субъектов хозяйствования.
Выводы
Конструктивные изменения в системе социально-экономического знания объективно отражают общественную динамику, достижения научно-технического прогресса, определяющие региональное хозяйственное развитие. В ходе эволюции различных экономических концепций и парадигм, на каждом следующем этапе становления теоретических подходов к обоснованию целей и мотивов хозяйственной деятельности человека, от великих мыслителей древности до современных исследователей, несменяемо важными остаются проблемы взаимосвязи экономики и этики как неотъемлемых атрибутов человеческой деятельности, соотношение частных и общественных интересов экономических субъектов, их стратегический выбор между этическим и оппортунистическим поведением.
На современном этапе развития теорий общественного благосостояния сочетание экономических, социальных, политических, экологических, культурных и других факторов становятся обязательными требованиями для завоевания устойчивой дееспособности инновационных моделей региональных постиндустриальных социально-экономических систем.
С конца ХХ века ученые наблюдают за тенденциями изменения системы ценностей в индустриально развитых странах. Новый экономический уклад завершил полемику вокруг дилеммы этики и экономики, утвердил трансформацию методологического индивидуализма и ренессанс экономической этики, когда принципы выгодного взаимодействия социально ответственных субъектов становятся определяющими для обеспечения общей эффективности хозяйства. Предпринимательский сектор постепенно превращается в главную движущую силу социально-экономических преобразований в регионе. Согласование интересов региональных субъектов в парадигме «ответственное лидерство», инвестирование в социальные программы и проекты обеспечивает перманентное устойчивое развитие бизнеса, создавая благоприятные условия как для самого предпринимателя, так и для всего региона.
Ответственное лидерство как наивысший уровень осознанного этического хозяйствования обусловило переориентацию рационального субъекта на новую систему ценностей, в которой коллективный дух, сотрудничество и гуманизм определяют основы нормативного поведения человека новой формации. Принципиальная замена эгоцентрических подходов в экономике концепцией ответственного лидерства, генерирующего положительные эффекты общественных договоров, уже воспринимается как объективная действительность и констатирует единство частных и общественных интересов на всех уровнях хозяйствования.
1. James D. The Compatibility of Freedom and Necessity in Marx's Idea of Communist Society // European Journal of Philosophy. – 2017. – Vol. 25(2). – Р. 270-293. Doi:https://doi.org/10.1111/ejop.12209
2. Amaladas S. Leadership effectiveness and the problem of social action: Continuing the conversation between Burns and Rost // Leadership. – 2019. – Vol. 15(5). – 517-534. Doi:https://doi.org/10.1177/1742715018787909
3. Benzel Ed. Leadership // World neurosurgery. – 2021. – Vol. 152, XVII. Doi:https://doi.org/10.1016/j.wneu.2021.06.001
4. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: введение в философию лидерства / Е. В. Кудряшова. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2022. – 348 с. – ISBN 978-5-261-01588-8
5. Декалин А.А. Лидерство. Типы и виды лидерства / А. А. Декалин // NovaInfo.Ru. – 2020. – № 111. – С. 86-88
6. Личностные ресурсы и барьеры инновационного лидерства руководителей: структурные аспекты мотивации, стиля лидерства, социальной идентичности / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева, С.Ю. Коробова, В.А. Глухова // Организационная психология. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 9-28. – Doi:https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-3-9-28
7. Ehler A. A Phenomenology of Pentecostal Leadership, by Truls Akerlund // Pneuma. – 2019. – Vol. 41. – Р. 303-305. Doi:https://doi.org/10.1163/15700747-04102009
8. Blasi A. Kohlberg's theory and moral motivation. New Directions for Child and Adolescent // Development. – 1990. – Vol. 47. – P. 51-57. Doi:https://doi.org/10.1002/cd.23219904706
9. Sahertian P. Local Wisdom and Excellent Leadership: A Phenomenological Approach. // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – Vol. 12. – 869-875. Doi:https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP1/20201139
10. Jensen C. The Staged Competition Innovation Theory. // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2021. – Vol. 7. – Р. 201 Doi:https://doi.org/10.3390/joitmc7030201
11. Meliou E., Ozbilgin M., Edwards T. How does responsible leadership emerge? An Emergentist Perspective. // European Management. – 2021. – 13031 Doi:https://doi.org/10.1111/emre.12488
12. Якимов Н.В. Риски ответственности руководителей // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – №4. – С. 874-884.
13. Gera S. Relationship between psychological capital, leadership styles and leader outcome in virtual and face to face teams. International // Journal of Technology and Globalisation. – 2020. – Vol. 8. – 174. Doi:https://doi.org/10.1504/IJTG.2020.10034396
14. Maak T., Pless N. Responsible Leadership: Responsible Leadership of Business Purpose. / In St. Kempster, Th. Maak, & K. Parry (Eds.) Good Dividends: Responsible Leadership of Business Purpose (pp. 30-36). Routledge, 2019. Doi:https://doi.org/10.4324/9781315102306-3
15. Семенова О.А. Исследование социальной ответственности бизнеса // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – №6-20. – С. 79-83