Россия
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 77 Экономика. Бухгалтерский учет. Финансы
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
В статье представлены результаты исследования вопросов развития университетов арктической зоны и их роли в реализации соответствующей региональной политики Российской Федерации. Определены основные участники геополитического противостояния в Арктике, основные факторы, определяющие их стратегические интересы и приоритетные направления соответствующей государственной политики. Представлена инфографика территориальных споров, соперничества между странами в вопросах расширения сфер влияния в арктическом регионе, а также распределение между странами запасов углеводородного сырья
инновационное развитие, университет, услуги высшего образования
Стратегическое геополитическое противостояние в Арктике является одной из ключевых тем современной международной политики. Этот регион обладает исключительной значимостью из-за своих природных ресурсов, транспортных возможностей и влияния на глобальную климатическую систему. В арктических недрах содержится значительная часть мировых неразведанных запасов нефти и природного газа (13% нефтяных и 30% газовых). Освоение этих ресурсов становится стратегической целью для приарктических стран, а также других держав, претендующих на мировое лидерство в XXI в. (прежде всего Китай и страны еврозоны). Регион также богат редкоземельными металлами и другими полезными ископаемыми, востребованными в высокотехнологичных отраслях.
Климатические изменения, а также изменения условий обеспечения безопасности торгового судоходства определяют перспективный характер развития Северного морского пути. Данный логистический маршрут становится перспективной альтернативой традиционным коммуникациям, сокращая время и расходы на перевозку грузов между Европой и Азией. Контроль над Северным морским путем означает стратегическое преимущество для стран, заинтересованных в развитии глобальной торговли, в т.ч. и в части касающейся формирования добавленной стоимости в рамках международных товарных потоков.
Арктика предоставляет важные стратегические позиции для развертывания военной инфраструктуры, включая подводный флот, системы ПВО и станции раннего радиолокационного обнаружения. В тоже время, развитие военной инфраструктуры в регионе усиливает напряжение между государствами. Арктика также становится полем борьбы за экологическую повестку. Приарктические страны пытаются сбалансировать добычу ресурсов с сохранением уникальной экосистемы. Таким образом, арктический регион имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности, контроля над ресурсами и укрепления международных позиций Российской Федерации.
Проблематика развития университетов арктической зоны и их роль в реализации соответствующей региональной политики России получила развитие в трудах таких авторов, как Кудряшова Е.В. [1], Зайков К.С., Кондратов Н.А. [2], Кочнев А.О. [3], Рогачев И.В., Шубин С.И. [4], Прохорова У.В., Весман А.В., Меркулов В.А. [5], Осипова Е., Потошина Л., Щукина А. [6], Гецен М.В., Безгодов Д.Н. [7]
Арктические страны стремятся закрепить права на арктический шельф. В частности, Россия, Канада и Дания подали заявки в ООН на расширение своих экономических зон. США в период первой каденции Д. Трампа неоднократно распространяли официальные заявления о включении Гренландии и Канады в сферу стратегических интересов США, что очевидно было связано с продвижением интересов данной страны в арктическом регионе. В таблице 1 перечислены основные участники геополитического противостояния в Арктике, основные факторы определяющие их стратегические интересы и приоритетные направления соответствующей государственной политики.
Таблица 1
Основные участники геополитического противостояния в Арктике, основные факторы определяющие их стратегические интересы и приоритетные направления соответствующей государственной политики
Страны |
Факторы определяющие заинтересованность в реализации арктических проектов и основные направления соответствующей государственной политики |
Страны арктической зоны |
|
Российская Федерация |
Имеет наиболее протяжённую береговую линию в Арктике и контролирует значительную часть СМП. Активно развивает военную и научно-исследовательскую инфраструктуру в регионе. Увеличивает добычу углеводородов на арктическом шельфе. Сформирован и развивается крупнейший в мире атомный ледокольный флот |
США |
Рассматривает Арктику как стратегически важный регион для национальной безопасности. Увеличивает финансирование арктических проектов и модернизирует ледокольный флот. Развитие инструментов доминирования над арктическими союзниками по НАТО в обход евроатлантических бюрократических процедур |
Канада, Норвегия, Дания |
Заинтересованы в защите своих интересов, включая контроль над морскими территориями и ресурсами |
Неарктические страны |
|
Китай |
Заявляет о себе как об "Арктической державе". Вкладывает средства в инфраструктуру, в том числе в развитие портов и транспортных коридоров. Участвует в международных исследованиях и добыче ресурсов (главные арктические активы – проекты по сжижению природного газа ПАО «Новатек» и арктические проекты ПАО «НК «Роснефть»). |
Страны Европейского союза |
Поддержание устойчивого развития региона и участие в экологических инициативах. Самостоятельная политика не разрабатывается и не реализуется. Основные действия осуществляются отдельными странами в рамках военной активности НАТО в регионе |
Инфографика территориальных споров, соперничества между странами в вопросах расширения сфер влияния в арктическом регионе, а также распределение между странами запасов углеводородного сырья представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Инфографика территориальных споров, соперничества между странами в вопросах расширения сфер влияния в арктическом регионе, а также распределение между странами запасов углеводородного сырья
Геополитическое противостояние в Арктике будет оставаться актуальным в ближайшие десятилетия из-за стратегической важности региона. Однако устойчивое развитие региона требует баланса между национальными интересами, международным сотрудничеством и экологическими обязательствами. Значительную роль в данном направлении играют университетские структуры, осуществляющие свою деятельность вне политической повестки и ориентированные на достижение национальных целей в интересах всего человечества
Учитывая то, что регион является зоной стратегических интересов целого ряда стран, находящихся в состоянии жесткой конкуренции (переходящей местами в фактическое противоборство и военно-экономическое противостояние), реализация национальной политики в сфере экономического развития региона требует научного сопровождения международных договоренностей и проектов.
Потепление в Арктике влияет на таяние ледников, изменение экосистем и переформатирование природных ландшафтов, что требует комплексного научного мониторинга. Как следствие, Северный морской путь и другие арктические маршруты приобретают абсолютно новое и ранее не имевшее место значение для мировой торговли, что требует научного обоснования логистических и экологических решений. Исследования также необходимы для минимизации воздействия хозяйственной деятельности на уникальные экосистемы региона.
Актуальным направлением развития научной и международной деятельности университетов является работа в сфере социального развития. Необходимы исследования для решения проблем коренных народов, их адаптации к изменениям среды и сохранения традиционных укладов жизни. Университетские объединения и коммуникационные платформы в данном случае выступают в качестве инфраструктурной площадки, обеспечивающей эффективное взаимодействие представителей различных стран и этносов.
Университеты, расположенные в арктической зоне, являются уникальными центрами подготовки специалистов для работы в конкретных природных условиях. Специфика осуществления хозяйственной деятельности и реализации логистических проектов в Арктике определяют необходимость учета комплекса научно-технологических факторов. Для освоения Арктики требуются прикладные разработки в области энергетики, строительства, транспортных систем и связи, адаптирующие существующие технические и экономические решения под конкретные условия их применения.
Арктические университетские структуры позволяют обеспечивать генерацию новых и уникальных знаний о климате, биологических системах, геологии и других аспектах Арктики. Непосредственная близость к локациям осуществления научного эмпирического поиска определяет формирование специфических исследовательских компетенций и результатов.
Помимо этого, развитие университетов в арктической зоне способствует формированию научных и образовательных центров, способных привлечь инвестиции и кадры в регион. Университеты становятся базовыми площадками для проведения экспедиций и прикладных исследований. Таким образом, развитие исследовательских функций университетов в арктической зоне необходимо для решения комплексных задач, связанных с освоением региона, обеспечением устойчивого развития и укреплением национальной и международной конкурентоспособности в условиях усиления геополитического противостояния Российской Федерации с недружественными странами, в т.ч. и в Арктике.
1. Кудряшова Е.В. Стать центром развития Арктики – главная цель Северного (арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова // аккредитация в образовании. 2012. № 5 (57). С. 8-11
2. Зайков К.С., Кондратов Н.А. Особенности арктической политики США и Канады и вклад их северных университетов в её реализацию // Арктика и Север. 2022. № 46. С. 127-155
3. Кочнев А.О. Исследование возможностей использования интернета студентами Северного (арктического) федерального университета // Образование и общество. 2015. № 3 (92). С. 57-58
4. Рогачев И.В., Шубин С.И. Арктические университеты России и Норвегии расширяют сотрудничество в Баренцевом евро-арктическом регионе // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 58. С. 194-196
5. Прохорова У.В., Весман А.В., Меркулов В.А. Работы ААНИИ в экспедиции "Арктический плавучий университет-2018" // Российские полярные исследования. 2018. № 3 (33). С. 20-21
6. Осипова Е., Потошина Л., Щукина А. Проект интеллектуальной системы освещения здания университета арктической зоны в условиях цифровой экономики // Современная светотехника. 2023. № 1 (80). С. 32-41
7. Гецен М.В., Безгодов Д.Н. Роль университетов в реализации арктической стратегии России // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2013. № 4 (16). С. 115-123