Россия
Агрострахование играет важную роль в минимизации рисков и укреплении устойчивости агропредприятий. Особенности ведения сельскохозяйственного производства и его зависимость от погодных условий обусловливают необходимость использования инструментов агрострахования. В статье рассмотрены основные программы агрострахования и их изменение в 2025 году. Показана необходимость повышения эффективности агрострахования и его привлекательности для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
сельское хозяйство, страхование, государственная поддержка, эффективность страхования
Агрострахование играет важную роль в минимизации рисков и укреплении устойчивости агропредприятий, обеспечении финансовой стабильности хозяйств при убытках от природных бедствий, от возникновения непредвиденных событий, защиты поголовья от риска возникновения очага заболевания, техногенных факторов,
Согласно Федеральному закону N 260-Ф3 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» осуществляется государственная поддержка страхования рисков растениеводства, животноводства и товарной аквакультуры.
Заключать договоры страхования с государственной поддержкой имеют право только страховые компании, входящие в Национальный союз агростраховщиков. Страхование осуществляется на основе единых стандартных правил для каждой страховой программы, предусмотренной в системе агрострахования.
Для страхования предлагаются две базовые программы – «мультирискового» страхования на случай утраты в результате опасных природных явлений, и на случай утраты в результате официально объявленной ЧС.
Согласно Закону No 260-ФЗ, при страховании на условиях господдержки сельхозпроизводителю компенсируется до 50% стоимости страхового полиса при страховании по всем программам, кроме программы страхования урожая или посадок на случай ЧС. При страховании от ЧС для большинства регионов России уровень субсидирования составляет 60% для субъектов малого предпринимательства и 50% – для всех остальных
сельхозпроизводителей.
В 2024 году система агрострахования с господдержкой достигла новых значимых результатов – из рекордных 5,7 млрд рублей, выплаченных аграриям к ноябрю, 3,3 млрд рублей перечислено в рамках системы агрострахования с господдержкой. Застрахованная площадь под уборку урожая в 2024 году составила около 20% от всех площади сева, охват сельхозживотных страховой защитой – 47% от промышленного поголовья. Объемы страхования сельхозпроизводителей с государственной поддержкой в России в 2020-2024 гг. представлены на Рис. 1.
Рис. 1. Объемы страхования сельхозпроизводителей с государственной поддержкой в России в 2020-2024 гг., %
В 2024 году впервые произошло расширение охвата страхованием крупного рогатого скота до 25% от промышленного поголовья, и увеличение
застрахованной площади практически всех групп сельхозкультур.
Государственная поддержка страхования осуществлялось за счет федерального и регионального бюджетов. В динамике размеры выплат из бюджета возросли незначительно (Рис. 2).
Рис. 2. Сельскохозяйственное страхование за счет бюджета, млрд руб.
Лидером России по охвату страхованием сельхозживотных является Тамбовская область, в 2024 году застраховано практически все промышленное поголовье и занимает третье место в РФ регион по доле застрахованных посевных площадей – 44% всех полей, засеянных под уборку. Аграрии Тамбовской области получили около 180 млн рублей страхового возмещения за гибель посевов при заморозковой ЧС в ходе весенней посевной.
В Самарской области, в регионе последние 3 года наблюдается планомерный рост застрахованных площадей: если в 2022 г. хозяйства страховали 143 тыс. га, то в 2023-м – 287 тыс., в 2024 г. – 442 тыс. га. Растет и застрахованное поголовье: с 68 тыс. усл. голов в 2022 г. оно выросло до 74 тыс. усл. голов в 2023-м. За неполный 2024 г. было застраховано 39 тыс. усл. голов.
АО СК «РСХБ-Страхование» выплатило 7,3 млн рублей за гибель урожая сахарной свеклы в результате засухи агропредприятию Ставропольского края.
Эффективность агрострахования может определяться показателями:
- коэффициент убыточности страховой программы – отношение величины возмещенного ущерба к страховой премии, включая субсидии, на уровне 80%;
- чистые выплаты страхователю – разница между выплаченным страховым возмещением и взносами сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Показатели страхования сельскохозяйственных культур и поголовья животных с государственной поддержкой в 2018–2023 гг. представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Показатели страхования сельскохозяйственных культур и поголовья животных с государственной поддержкой в 2018–2023 гг.
Наименование показателя |
Посевная (посадочная) площадь |
Поголовье животных |
||||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
|
Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, до которых доведены субсидии, - всего |
1665 |
1732 |
1854 |
2996 |
418 |
464 |
579 |
820 |
Доля застрахованной посевной (посадочной) площади (поголовья), % |
6,5 |
7,7 |
8,6 |
14,3 |
28 |
37,4 |
40,7 |
43,8 |
Количество субъектов Российской Федерации, принявших участие в страховании |
60 |
57 |
62 |
64 |
66 |
65 |
68 |
69 |
Количество просубсидированных договоров страхования |
2390 |
2371 |
2965 |
4501 |
475 |
535 |
688 |
896 |
Страховая сумма, млн руб. |
141613,0 |
205188,0 |
292720,6 |
400071,8 |
160169,0 |
206720,2 |
274676,8 |
335476,6 |
Сумма начисленной страховой премии, млн руб. |
3707,4 |
6241,4 |
7101,4 |
7989,8 |
1683,5 |
2148,7 |
2672,3 |
3095,2 |
Сумма уплаченной страховой премии, млн руб. |
3699,6 |
6230,1 |
7056,4 |
7973,0 |
1674,9 |
2133,4 |
2660,6 |
3069,8 |
Доля субсидии в уплаченной страховой премии, % |
49,6 |
49,6 |
54,0 |
54,9 |
49,4 |
49,2 |
49,8 |
49,6 |
Сумма страхового возмещения, млн руб. |
1645,33 |
2360,0 |
1701,7 |
1586,0 |
221,6 |
542,7 |
210,2 |
70,7 |
Отношение суммы страхового возмещения к уплаченной страховой премии, % |
44,5 |
37,9 |
24,1 |
19,9 |
13,2 |
25,4 |
7,9 |
2,3 |
Источник: составлено по [1]
По данным Таблицы 1 отношение суммы страхового возмещения к уплаченной страховой премии не превысил 44,5% в растениеводстве и 25,4% в животноводстве при приемлемом уровне в 80%, что показывает, что действующая модель аграрного страхования не обеспечивает сельскохозяйственное производство эффективной страховой зашитой. К тому же рост объемов страхования во многом объясняется его увязкой с предоставлением сельскохозяйственным товаропроизводителям мер государственной поддержки.
В структуре затрат на основное производство сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях (Рис. 3) затраты на страхование в 2022 г. составили 0,21%, в т.ч. в растениеводстве – 0,32%, в животноводстве – 0,18%. В общих затратах на производство удельный вес страхования возрос на 0,9 процентных пунктов.
Рис. 3. Динамика удельного веса затрат на страхование продукции в затратах на основное производство в сельскохозяйственных организациях
Для расширения охвата агрострахования необходимо проведение просветительской работы с разъяснением преимуществ страхования с государственной поддержкой, проведение мероприятий консультационно-разъяснительного характера по правовым и методологическим вопросам в сфере агрострахования.
В 2025 году изменены условия господдержки страхования урожая, вводится субсидирование страхования новых видов аквакультуры: включены карповые и сомовые виды рыб, а также беспозвоночные организмы (креветки, гребешки, мидии), что расширяет географию страхования рисков
Также продолжится страхование основных групп сельхозкультур: зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых, а также картофеля, овощей и многолетних насаждений - урожай и посадки семечковых, косточковых, орехоплодных и субтропических культур, виноградники, ягодники и др. От потерь поголовья хозяйства можно застраховать крупный и мелкий рогатый скот, свиней, птицу, лошадей и другие виды сельхозживотных.
Планируется изменение ставок субсидирования для договоров мультирискового страхования с франшизой от 40% и выше – они минимизированы. К моменту весенней посевной ожидается принятие законопроекта о снижении максимально допустимого уровня франшизы до 30%.
В 2025 году НСА планирует организацию страхования садов в весеннюю посевную, страхование товарной аквакультуры, развитие цифровизации в части поэтапного перехода к электронному документообороту между системой агрострахования и цифровыми платформами Минсельхоза России для упрощения процедур по страховым операциям для аграриев [2].
В перспективе для повышения качества страхового обслуживания аграриев необходимо совершенствование законодательства в сфере агрострахования, условий страхования сельхозкультур и животных, развитие отдельных направлений страхования подотраслей АПК и внедрение новых технологических решений в области цифровизации процессов заключения договоров и урегулирования убытков, усиление взаимодействия и информационно-разъяснительной работы среди аграриев, продвижение агрострахования среди аграриев в регионах и обучение специалистов, вовлеченных в агростраховое обслуживание.
Страхование с господдержкой могло бы включить и ущерб от падения БПЛА, необходимо расширить агрострахование в «новых» субъектах, вошедших в состав РФ.
Использование элементов цифровизации в страховании в АПК позволит эффективно управлять рисками: дистанционного мониторинга для проведения страховой экспертизы; разработки индексных страховых продуктов; маркетплейсов – для встраивания предложений по страхованию в платформы с услугами для аграриев; больших данных – для интеграции с системами государственных органов; роботизацию – для фиксирования страховых событий [3].
Заключение. В статье рассмотрены основные результаты страхования сельскохозяйственных культур и поголовья животных, показано, что действующая модель аграрного страхования не обеспечивает сельскохозяйственное производство эффективной страховой зашитой, представлены перспективные направления совершенствования страхования в сельском хозяйстве.
1. Статистические данные по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) с государственной поддержкой в 2018–2023 годах [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fagps.ru/docs2/
2. Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – Национальный союз агростраховщиков». Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://naai.ru/kontakty/
3. Моторин О.А. Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации / О.А. Моторин, М.И. Горбачев, Г.А. Суворов [и др.]. – М.: КноРус, 2019. – 226 с.