Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 338.46 Сфера услуг. Экономика сферы услуг
В статье рассматривается роль цифровых образовательных технологий (ЦОТ) в повышении конкурентоспособности высших учебных заведений в условиях стремительного роста технологического развития и глобальных экономических изменений. Подчеркивается значение человеческого капитала как стратегического ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие экономики, и выделяет ключевую роль образования в его формировании. Особое внимание уделено необходимости модернизации образовательной системы Российской Федерации через внедрение цифровых решений, поддерживающих образовательные, коммуникационные и управленческие процессы. В статье обсуждаются механизмы влияния ЦОТ на улучшение качества образовательных услуг, расширение их доступности и создание новых форм взаимодействия между участниками учебного процесса.
цифровые образовательные технологии, конкурентоспособность высшего образования, человеческий капитал, цифровизация образования
В современном мире высоких скоростей, экспоненциального роста технологий, информации и цифровых решений остро стоит вопрос человеческого капитала как стратегического ресурса, от которого зависит поддержание и развитие экономики на глобальном уровне. Роль образования в создании этого капитала становится одной ключевых: именно оно способно подготовить специалистов, обладающих знаниями и умениями, необходимыми для работы в условиях быстро меняющихся технологий.
Для Российской Федерации это означает необходимость не только поддерживать свою образовательную систему, но и модернизировать её для укрепления позиций страны на международной арене, технологического прогресса и повышения национальной конкурентоспособности.
За последние годы в России был запущен ряд государственных программ, направленных на поддержку цифровизации образования. Министерство просвещения РФ в рамках национального проекта «Образование» выделило более 784,5 млрд рублей на период с 2019 по 2024 год, часть которых направлена на развитие цифровой образовательной среды [1]. В частности, проект «Цифровая образовательная среда» получил около 79 млрд рублей [2]. В дальнейшей перспективе до 2030 года предусмотрено финансирование по государственной программе «Развитие образования», которая включает поддержку цифровой инфраструктуры, создание цифровых образовательных ресурсов и повышение цифровых навыков у педагогов [3].
Стремительное развитие технологий требует от системы высшего образования не только сохранения традиционных знаний, но и гибкости в учебных программах, а также практической направленности образовательного процесса. Как отмечает Г. В. Астратова, «современные цифровые технологии превратились из отдельной технологической отрасли в новый уклад жизни» [4], что ставит перед высшим образованием задачу адаптации к новым условиям, предоставляя навыки, необходимые для рынков будущего.
Цифровизация образовательной системы создает конкурентную среду, в которой вузы соперничают за внимание абитуриентов и инвестиции, что стимулирует внедрение современных технологий и улучшение качества образовательных услуг. В условиях этой конкуренции система высшего образования активно использует цифровые образовательные технологии (ЦОТ), чтобы укрепить свои позиции и повысить привлекательность для студентов. Как подчеркивают Н.О. Бесшапошников и его коллеги, «цифровизация образования – это не только внедрение технологий, но и полная перестройка образовательного процесса» [5], требующая пересмотра подходов к обучению и управления учебными программами.
Несомненно, участников образовательного процесса интересует в чем же заключается данная перестройка, поэтому мы рассмотрим, как цифровые образовательные технологии влияют на образовательный процесс.
Во-первых, когнитивные цифровые технологии меняют содержание образования с учетом индивидуальных способностей обучаемых. На сегодняшний день к когнитивным технологиям относятся такие, как системы компьютерного обучения на базе искусственного интеллекта, технологии компьютерного зрения, распознавания речи, обработки языка и элементы робототехники. Искусственный интеллект и адаптивное обучение позволяют анализировать индивидуальный образовательный прогресс студентов и предлагать каждому наиболее подходящие материалы и задания. Такой подход улучшает качество обучения, так как каждый студент получает максимально полезные материалы в соответствии с его уровнем знаний и интересами.
Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) способствуют развитию практических навыков, что особенно важно для технических и медицинских специальностей. Высокотехнологичные виртуальные лаборатории и симуляторы дают студентам возможность исследовать сложные сценарии с использованием современных технологий в безопасной для учебного процесса среде. Безусловно, более практичный процесс обучения позволяет углублять приобретаемые навыки студентов.
Во-вторых, интеграция цифровых образовательных технологий (ЦОТ) в образовательный процесс расширяет его доступность и создает прогрессивные формы взаимодействия у участников процесса на разных стадиях.
Основные функции ЦОТ в образовании можно разделить на три категории:
Образовательная функция определяется обеспечением доступа к разнообразным учебным материалам и ресурсам, поддержка индивидуальных образовательных траекторий и персонализация обучения. ЦОТ позволяют создавать интерактивные учебные материалы, использовать мультимедийные ресурсы и виртуальные лаборатории, что способствует более эффективному усвоению знаний студентами [6].
Коммуникационная функция характеризуется развитием новых форм взаимодействия между преподавателями и студентами. С использованием цифровых технологий становится возможным проведение вебинаров, онлайн-консультаций, виртуальных семинаров, что расширяет возможности для обмена знаниями и опытом.
Управленческая функция предполагает оптимизацию административных процессов и управление образовательной деятельностью. ЦОТ предоставляют инструменты для мониторинга успеваемости, управления учебными планами, организации электронного документооборота, что повышает эффективность управления вузом.
Данные функции ЦОТ помогают модернизировать подход к преподаванию и организационным процессам, чтобы создавать конкурентоспособную систему образования, расширяя возможности взаимодействия всех участников учебного процесса. Эти технологии выступают катализатором развития образовательного процесса, поднимая его на новый уровень. Рассмотрим примеры активно используемых в образовательном процессе цифровых технологий.
Цифровые образовательные технологии (ЦОТ) занимают ключевое место в обновлении образовательного процесса, выступая не только как средство для его улучшения, но и как важный инструмент, значительно повышающий конкурентоспособность высших учебных заведений. Эти технологии способствуют расширению доступа к образовательным ресурсам, помогают повысить успеваемость и усилить практическую направленность обучения.
Как отмечает Бермус, «по совокупности критериев Россия демонстрирует неплохие показатели в части общей результативности образования, внутреннего единства, эффективности использования ресурсов; в то же время, очень низкие результаты связаны с показателями экономической эффективности образования, развития научно-образовательных сетей и кооперации, практической направленности образования» [7].
Например, онлайн-платформы и образовательные порталы позволяют вузам расширить доступ к обучению и поддерживать образовательные программы в гибкой, дистанционной среде. Они делают возможным получение образования независимо от географического местоположения студентов, что не только увеличивает охват учебной программы, но и создает условия для постоянного взаимодействия и обмена знаниями. Также привлекательность вуза увеличивается благодаря тому, что через эти платформы студенты получают доступ к актуальным знаниям и возможности гибко строить свои учебные траектории.
Интерактивные электронные учебники и цифровые ресурсы предоставляют студентам неограниченный доступ к обширным библиотекам данных, мультимедийным материалам и виртуальным симуляциям. Это значительно помогает студентам самостоятельно изучать и повторять материалы, что улучшает их успеваемость и профессиональную подготовку.
В процессе обучения важное место занимают вебинары и видеолекции. Интеграция этих технологий в учебный процесс позволяет студентам обучаться в любом месте, а в случае записанных заранее лекций, еще и в любое время. Многие российские вузы начали активно использовать эти технологии и создавать дополнительные обучающие курсы в рамках основой траектории образования.
В свою очередь, цифровые коммуникационные технологии играют большую роль в улучшении взаимодействия между студентами, преподавателями и другими участниками учебного процесса.
Системы управления обучением (LMS Learning Management System) относятся к коммуникационным технологиям, так как помогают организовать структурированное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Мобильные образовательные приложения, сокращают дистанцию между всеми участниками учебного процесса. Доступ к материалам, расписанию и результатам успеваемости в любое время делают процесс обучения более комфортным в условиях современного динамичного ритма жизни.
Геймификация учебного процесса положительно влияет на вовлеченность студентов, в том числе улучшая качество и количество взаимодействий между всеми его участниками.
Повышение эффективности и прозрачности образовательного процесса помогают осуществить управленческие цифровые технологии.
Системы управления обучением (LMS Learning Management System) помогают организовать весь учебный процесс от разработки контента до организации проверки знаний студентов и контроля успеваемости.
Применение аналитики и больших данных позволяет вузам отслеживать академическую успеваемость, выявлять трудности студентов и на основе полученной информации корректировать учебные программы. Эти инструменты также поддерживают персонализированный подход к обучению, позволяя вузам предлагать студентам рекомендации, которые соответствуют их индивидуальным потребностям и особенностям обучения.
Облачные технологии предоставляют возможность хранения и обмена учебными материалами, и особенно важно для управления научных и совместных исследовательских проектов. Доступ к информации из любой точки позволяет вузам не только создавать единое пространство для обучения.
Все эти элементы ЦОТ создают целостную образовательную экосистему, где каждый компонент выполняет свою функцию и вместе они обеспечивают высокую адаптивность и эффективность учебного процесса. Такая экосистема способствует повышению конкурентоспособности учебных заведений, позволяя им не только улучшать качество образования, но и эффективно адаптироваться к требованиям современной цифровой экономики. Поддержка и развитие ЦОТ являются важной государственной задачей, и для достижения глобальной конкурентоспособности вузам необходимо продолжать активное освоение цифровых решений.
1. Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 03.11.2024).
2. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tso.pdf (дата обращения: 03.11.2024).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/7Jy2uXzpM9A4pZsXcrTjuIkHKAMZhRPH.pdf (дата обращения: 03.11.2024).
4. Астратова, Г. В. Цифровизация и ключевые мейнстримы развития высшего образования / Г. В. Астратова // Цифровой контент социального и экосистемного развития экономики : сборник трудов Международной научно-практической конференции, Симферополь, 23 ноября 2021 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 16-19. – EDN GSLUIW.
5. Бесшапошников Н. О., Леонов А. Г., Прилипко А. А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТРЕКАМИ // ВК. 2018. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-novye-vozmozhnosti-upravleniya-obrazovatelnymi-trekami (дата обращения: 03.11.2024).
6. Ваганова Ольга Игоревна, Гладков Алексей Владимирович, Коновалова Елена Юрьевна, Воронина Ирина Романовна Цифровые технологии в образовательном пространстве // БГЖ. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 04.11.2024).
7. Бермус, А. Г. Обеспечение конкурентоспособности профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды / А. Г. Бермус // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2021. – № 2. – С. 3-27. – DOIhttps://doi.org/10.51314/2073-2635-2021-2-3-27. – EDN WFDNWQ.