аспирант с 01.01.2021 по настоящее время
Нурлат, Республика Татарстан, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В научной статье раскрыты современные тренды реализации социальной политики на региональном уровне. Систематизированы основные специфические особенности, которые необходимо учитывать при разработки социальной политики региона. В целях уточнения вариативных инструментов региональной политики были сгруппированы основные векторы социального развития, которые фокусируют внимание при формировании основных положений стратегии социально-экономического развития территории. Представлены основные методологические подходы, позволяющие определить уровень социального регионального развития, а также эффективность применяемых инструментов в рамках реализации основных направлений территориальной политики. Предложены направления совершенствования социальной политики региона в зависимости от социальных приоритетов и перечня мероприятий, которые подлежат использованию в практике и выделены основные этапы разработки стратегии развития социальной сферы.
инструменты региональной политики, региональная политика, региональное развитие, социальная сфера, социальная политика, социальные ориентиры
Вопросы региональной политики являются актуальными в призме необходимости совершенствования инструментов социально-экономического развития государства, так как предопределяют выполнение поручений Президента, достижение стратегических национальных целей и конкурентные параметры государства в рамках международного пространства [1].
Социальная сфера относится к многоаспектным составляющим подсистемы региона, состояние и степень развития которой предопределяют качество и уровень жизни в субъектах страны, а также возможности адаптации к происходящим стратегическим изменениям. При этом, уровень ее возможного качественного развития, предопределены возможностями воспроизводственных региональных процессов [2].
Начиная с 2017 года на территории РФ внедряются активные цифровые решения при получении и оказании социальных услуг, что значительно упростило данные процедуры и привело к формированию онлайн-реестров, которые позволяют гражданам в оперативном порядке воспользоваться теми или иными сервисами для удовлетворения своих потребностей. Для обеспечения сохранности содержащихся в электронном виде сведений учеными предлагаются блокчейн-технологии, позволяющие повысить надежность передачи и недопущения потерь соответствующих данных, которые предоставляют информационную базу для совершенствования региональной политики в социальной экосреде [4].
Следует отметить повышенный интерес ученых к необходимости создания единых массивов данных, которые позволили бы аккумулировать сведения о каждом гражданине- жителе территории (региона) через разработку персонализированного цифрового профиля и постоянное обновление в нем данных о состоянии здоровья граждан, уровне их обучения, получении дополнительных квалификаций и компетенций, позволяющими им быть востребованными на рынке труда. При этом, региональные органы власти, применяя различные аналитические средства, в том числе и технологии искусственного интеллекта, нейро-сети, опираясь на сконцентрированные сведения вносят совершенствование в проводимую социальную политику [5].
Следует отметить, что применяемые инструменты в региональной экономической политике, ориентированные на управленческое воздействие социальных инвариант, на наш взгляд, должны опираться на их обоснованность и реальность проведения качественных трансформаций, приводящих к улучшению качества и жизни граждан. Причем, для социальной сферы характерна ее специфичность, которая проявляется через многоаспектные качественные метрики и особое значение при формировании векторов регионального развития (рис.1), что также требует особого внимания [3].
Социальные ориентиры региональной экономической политики играют важную роль в обеспечении устойчивого развития и повышения качества жизни населения, так как помогают сбалансировать экономические цели с социальными потребностями и интересами местных сообществ. Именно обоснование социальных ориентиров предопределяет выбор персональных инструментов региональной экономической политики и их адаптацию под текущие проблемы общества [6].
Поэтому с помощью таблицы 1 представим ключевые аспекты и направления социально ориентированной региональной экономики.
Социальные ориентиры региональной экономической политики должны быть направлены на создание гармоничного общества, где экономическое развитие сопровождается повышением уровня жизни, социальной справедливостью и устойчивым использованием ресурсов. Гармонизация интересов различных групп населения и государственной власти – ключ к успешной реализации социальной политики, повышению ее эффективности и целевой направленности для получения адресной помощи и поддержки.
Рис.1. Специфические особенности социальной среды региона,
требующие учета при формировании альтернатив стратегического
развития (составлено автором)
Таблица 1- Ключевые социальные ориентиры региональной политики, определяющие выбор инструментов управления
Группы социальных ориентиров |
Направления региональной политики |
Вариативные инструменты |
Создание рабочих мест |
Поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ) |
Стимулирование развития МСБ через налоговые льготы, субсидии и программы повышения конкурентоспособности |
Инвестиции в инфраструктуру |
Развитие транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры способствует созданию рабочих мест и улучшению условий труда |
|
Устойчивое развитие |
Корректировка экологической политики |
Внедрение принципов устойчивого развития, направленных на сохранение природных ресурсов и улучшение экологической ситуации в регионе. |
Повышение социальной ответственности бизнеса |
Поощрение компаний к внедрению социальных программ, поддерживающих устойчивое развитие сообществ. |
|
Образование и повышение квалификации |
Инвестиции в образование |
Программы по повышению квалификации работников, сотрудничество с учебными заведениями для создания профессионально ориентированных курсов. |
Поддержка научных исследований |
Инвестиции в НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) для повышения инновационного потенциала региона. |
|
Социальное обеспечение и здравоохранение |
Развитие системы здравоохранения |
Обеспечение доступности медицинских услуг, улучшение качества здравоохранения, особенно в отдаленных и сельских районах |
Социальные программы |
Введение программ поддержки социально уязвимых групп населения, таких как пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды |
|
Участие местных сообществ |
Консультации и вовлечение |
Активное участие граждан в разработке и реализации региональной политики через общественные советы, форумы и опросы |
Развитие гражданского общества |
Поддержка НКО (некоммерческих организаций), которые занимаются социальными проектами и представляют интересы местных жителей. |
|
Информация и технологии |
Доступ к информации |
Обеспечение граждан информацией о социальных услугах, возможностях трудоустройства и образовательных программах |
Цифровизация |
Внедрение современных информационных технологий для улучшения управления социальными программами и повышения эффективности их реализации |
(составлено автором)
Формирование ключевых векторов социальной политики в парадигме регионального развития предопределяет в последующем оценку эффективности применяемых инструментов и реализуемых программ, направленных на трансформацию социально-экономической системы.
Оценка социального развития региона — это важная задача, поскольку она помогает выявить текущие проблемы и направления для улучшения качества жизни. Существует множество методов и подходов для оценки социального развития, которые нами обобщены с помощью таблицы 2.
Таблица 2- Методологический базис для комплексной оценки социального развития региона (территории)
Группа методов |
Виды анализа |
Специфические особенности применения |
Статистические методы |
Анализ количественных данных |
Использование статистических данных, таких как уровень доходов, безработица, доступ к образованию и здравоохранению. Это может включать расчеты индексов, например, индекс человеческого развития (ИЧР) или индекс благосостояния. |
Социологические исследования |
Опросы и анкетирования для сбора данных о восприятии населения, его потребностях и уровнях удовлетворенности. |
|
Качественные методы |
Фокус-группы |
Проведение обсуждений с представителями различных целевых групп для получения глубокого понимания их потребностей и проблем. |
Интервью |
Индивидуальные интервью с ключевыми лицами, экспертами и общественными деятелями для более детального анализа конкретных аспектов социального развития. |
|
Комплексные индексы |
Индекс социального развития |
Создание комплексного индекса, который включает несколько показателей, таких как доступ к образованию, здравоохранению и социальным услугам, с целью оценки общего уровня социального развития. |
Индекс неравенства |
Измерение различия в благосостоянии и возможностях между различными социальными группами позволяют оценить справедливость в региональном контексте. |
|
Картографические методы |
Географические информационные системы (ГИС) |
Анализ пространственных данных для выявления региональных различий в социальной сфере, таких как доступность социальных услуг. |
Моделирование и прогнозирование |
Экономико-математическое моделирование |
Использование моделей для прогнозирования влияния различных политик на социальное развитие региона, что позволяет оценить последствия принимаемых решений. |
Сравнительный анализ |
Сравнение с другими регионами |
Оценка социального развития через сравнение с аналогичными регионами, что может помочь выявить лучшие практики и возможности для улучшения. |
Метод SWOT-анализа |
SWOT-анализ |
Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региона с точки зрения социального развития, что дает возможность сформулировать стратегические направления. |
Мониторинг и оценка программ |
Оценка существующих социальных программ |
Регулярный мониторинг и оценка эффективности реализованных программ и инициатив, чтобы определять их влияние на социальное развитие. |
(составлено автором)
Охарактеризованные методы могут использоваться как по отдельности, так и в комбинации для получения более полной картины социального развития региона. Их выбор зависит от конкретных целей исследования, доступных ресурсов и особенностей региона. Такой подход позволяет более эффективно определять проблемы социального развития региона и разрабатывать стратегии для их решения с четкой детализацией основных этапов реализации мероприятий.
Совершенствование региональной политики с учетом социальных векторов — это важный аспект, который позволяет адаптировать управление на местах к актуальным потребностям общества. Этот сложнейший процесс, включающий многосторонние факторы и специфические особенности требует комплексного подхода и интеграции социальных, экономических и экологических факторов. Ниже представлены ключевые направления и рекомендации для достижения данной цели (табл.3).
Таблица 3- Направления совершенствования социальной политики региона с учетом векторов стратегического развития
Вид деятельности/ направление развития |
Инструмент социальной политики |
Особенности применения инструмента |
Анализ потребностей населения |
Социологические исследования |
Проведение регулярных опросов и исследований для выявления потребностей и ожиданий местных сообществ, что позволит лучше понять социальные проблемы и приоритеты. |
Обратная связь |
Создание механизмов для сбора обратной связи от граждан, например, через платформы для обсуждения или консультации, что позволяет вовлекать общественность в процесс принятия решений |
|
Участие граждан в разработке политики |
Гражданские советы и инициативы |
Создание рабочих групп и парламентов, в которые входят представители гражданских инициатив, помогает легитимизировать решения и увеличить прозрачность. |
Программы по обучению граждан |
Обучение населения основам бюджетирования и участия в принятии решений, чтобы повысить уровень осведомленности и вовлеченности. |
|
Интеграция социальной и экономической политики |
Комплексные программы |
Разработка программ, которые сочетают экономическое развитие с социальными инициативами (например, создание рабочих мест для социально уязвимых групп). |
Инвестиции в инфраструктуру |
Развитие физической и социальной инфраструктуры (медицинские учреждения, школы, спорткомплексы), что улучшает качество жизни и привлекает инвесторов. |
|
Социальные услуги и безопасность |
Улучшение доступности социальных услуг |
Обеспечение легкости доступа к медицинским, образовательным и социальным услугам, особенно в удаленных и сельских районах |
Программы по поддержке уязвимых групп |
Разработка программ для поддержки пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, многодетных семей и молодежи, что позволит снизить уровень социальной напряженности. |
|
Устойчивое развитие и экология |
Экологическая политика |
Внедрение зеленых технологий и практик, способствующих устойчивому развитию и сохранению природных ресурсов, что влияет на качество жизни населения. |
Промоция экотуризма |
Разработка программ по развитию экотуризма, который не только поддержит экономику, но и позволит сохранить местную флору и фауну. |
|
Поддержка инклюзивного роста |
Создание условий для равного доступа к ресурсам |
Устранение барьеров для социально уязвимых групп к участию в экономике региона. |
Участие женщин и молодежи |
Программы по поддержке женщин в бизнесе и молодежных инициатив, что способствует инклюзии в экономические процессы |
|
Мониторинг и оценка |
Системы индикаторов |
Разработка индикаторов для мониторинга социальной политики и экономической эффективности, позволяющие оценивать успехи и корректировать направление |
Регулярные отчеты и аудит |
Обязательные отчеты о реализации социальных инициатив и программ, что повышает ответственность власти перед обществом. |
(составлено автором)
Таким образом, совершенствование региональной политики с социальными акцентами требует комплексного подхода, активного участия всех элементов общества и регулярного мониторинга. Это позволит не только повысить качество жизни граждан, но и обеспечить устойчивое развитие регионов в долгосрочной перспективе.
Разработка региональной стратегии по социальному развитию — это многоэтапный и комплексный процесс, который требует четкого структурирования. Важно, чтобы стратегия имела всеобъемлющий подход к социальной политике и учитывала разнообразные аспекты жизни населения. Ниже представлены ключевые разделы, которые могут быть включены в такую стратегию:
1. Введение
Цели и задачи стратегии: Определение долгосрочных и краткосрочных целей, которые требуется достичь в рамках социального развития.
Обоснование актуальности: Разъяснение причин, по которым необходима разработка стратегии, включая существующие проблемы и вызовы.
2. Анализ текущей ситуации
Социально-экономический анализ: Исследование демографических, экономических и социальных показателей региона.
Оценка существующих программ и инициатив: Анализ действующих мер и их эффективности в решении социальных проблем.
3. Проблемы и вызовы
Идентификация ключевых проблем: Выявление основных социальных проблем населения, таких как бедность, безработица, доступ к образованию и здравоохранению.
Факторы, влияющие на социальное развитие: Рассмотрение экономических, культурных, экологических и политических факторов.
4. Целевые группы
Определение целевых групп: Выделение ключевых групп населения, требующих особого внимания, например, дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, мигранты.
Анализ потребностей: Установление специфических потребностей и ожиданий каждой целевой группы.
5. Стратегические направления
Образование и развитие навыков: Разработка программ повышения квалификации, доступ к качественному образованию.
Здравоохранение: Обеспечение доступа к медицинским услугам и профилактическим мерам.
Социальная защита и поддержка: Создание систем поддержки для уязвимых групп населения.
Экономическое развитие и занятость: Инициативы по созданию рабочих мест и поддержанию предпринимательства.
6. Механизмы реализации
Комплексные программы: Разработка интегрированных программ, объединяющих различные аспекты социальной политики.
Партнерство с НПО и бизнесом: Сотрудничество с некоммерческими организациями и частным сектором для решения социальных проблем.
7. Мониторинг и оценка
Индикаторы успеха: Определение критериев и индикаторов для оценки результатов стратегии.
Механизмы обратной связи: Установление систематического мониторинга и вовлечение местных жителей в процесс обратной связи.
8. Бюджетирование и финансирование
Источники финансирования: Определение возможных источников финансирования, включая государственные, местные и международные гранты.
Финансовая устойчивость: Планирование бюджета на долгосрочную перспективу.
9. Заключение
Резюме и рекомендации: Обобщение ключевых выводов и предложений по внедрению стратегии.
10. Приложения
Дополнительные материалы: Графики, диаграммы, карты, примеры успешных инициатив и лучшие практики.
Эта структура позволяет охватить все важные аспекты социального развития и обеспечить комплексный подход к решению социальных проблем на уровне региона. Реализация такой стратегии требует тесного взаимодействия между государственными органами, бизнесом и гражданским обществом.
Социально-ориентированная модель регионального развития представляет собой подход, который акцентирует внимание на человеческом капитал и социальной сплоченности, а не только на экономическом росте. Основная цель этой модели — улучшение качества жизни населения и создание устойчивых и динамичных сообществ.
Особенностью реализации модели является наличие следующих акцентов:
- Человеческий капитал: фокус на образовании и профессиональной подготовке населения; развитие навыков и компетенций, необходимых для рынка труда;
- Социальная справедливость: устранение социального неравенства и доступ к базовым услугам (образование, здравоохранение, жилье); поддержка уязвимых групп населения и создание механизмов социальной защиты;
- Участие сообщества: активное вовлечение местных жителей в процессы принятия решений; создание платформ для обсуждения проблем и поиска решений на уровне сообщества;
- Экологическая устойчивость: учет экологических факторов и ресурсоэффективность в планировании и осуществлении региональных программ; поддержание гармонии между экономическим развитием и сохранением экологии;
- Инновации и технологии: поощрение внедрения новых технологий и инноваций для эффективного решения социальных проблем, развитие цифровых услуг и платформ для улучшения доступа к информации и услугам;
- инфраструктурное развитие: создание и модернизация инфраструктуры, обеспечивающей доступ к социальным и экономическим возможностям, инвестиции в транспорт, энергетические сети и коммуникации.
Принципы реализации модели:
- Интегрированный подход: согласование экономической, социальной и экологической политики для достижения устойчивых результатов.
- Межсекторное сотрудничество: взаимодействие между различными секторами (государственный, частный, неправительственный) для комплексного решения проблем.
- Мониторинг и оценка: регулярная оценка результатов и эффективность реализуемых программ для их корректировки и улучшения.
Примеры успешной реализации:
Участие граждан: Некоторые регионы внедрили программы, где жители могут предлагать и голосовать за проекты, приоритетные для их соседства.
Образование и работа: Программы переквалификации для безработных и молодежи с активным участием бизнеса в создании учебных курсов.
Социально-ориентированная модель ставит человека в центр принятия решений, что способствует созданию более благоприятной и устойчивой среды для жизни. Реализация такой модели требует комплексного подхода, вовлечения всех заинтересованных сторон и учета местных особенностей, а для ее формирования требуется выбор социальных ориентиров развития, применение адекватного методологического набора действий для проведения анализа, непосредственно оценка уровня социального развития и скоординированность мероприятий при реализации стратегии социального развития.
1. Авдеев Д. А. Конституционная концепция региональной политики в Российской Федерации / Д. А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 3. С. 152-163.
2. Вертакова Ю.В. Лаврикова Н.И. Содержание и ключевые особенности региональной политики в социальной сфере// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 2 (28), с.15-22.
3. Коварда В.В. Анализ государственной политики регионального развития в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/40ECVN418.pdf (доступ свободный). З
4. Кулагина Н.А., Кроливецкий Э.Н., Купоров Ю.Ю., Новиков С.П. Модель управления социальной экосистемой региона на основе закрытой блокчейн-сети // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 41 (3). С. 171-176.
5. Кулагина Н.А., Лысенко А.Н., Кособоков А.Ю. Проблемы и перспективы использования индивидуального цифрового профиля для совершенствования социальной политики региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 3-1. С. 48-54.
6. Матвеева М.В., Чупров А.П. Основы регионального развития и региональной политики Российской Федерации // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-3. – С. 673-677; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41152
7. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы: Монография/А.В. Христофоров, И.В. Христофорова, А.Е. Суглобов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Суглобова. -М.: РИоР: ИНФРА-М, 2015. -159 с.
8. TACTICAL AND STRATEGIC MODELLING OF THE CORPORATE FINANCIAL PERFORMANCE INDEXES Bank S.V., Suglobov A.E. // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 29. № 5. С. 683-688.