ВАРИАТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В научной статье раскрыты современные тренды реализации социальной политики на региональном уровне. Систематизированы основные специфические особенности, которые необходимо учитывать при разработки социальной политики региона. В целях уточнения вариативных инструментов региональной политики были сгруппированы основные векторы социального развития, которые фокусируют внимание при формировании основных положений стратегии социально-экономического развития территории. Представлены основные методологические подходы, позволяющие определить уровень социального регионального развития, а также эффективность применяемых инструментов в рамках реализации основных направлений территориальной политики. Предложены направления совершенствования социальной политики региона в зависимости от социальных приоритетов и перечня мероприятий, которые подлежат использованию в практике и выделены основные этапы разработки стратегии развития социальной сферы.

Ключевые слова:
инструменты региональной политики, региональная политика, региональное развитие, социальная сфера, социальная политика, социальные ориентиры
Текст

Вопросы региональной политики являются актуальными в призме необходимости совершенствования инструментов социально-экономического развития государства, так как предопределяют выполнение поручений Президента, достижение стратегических национальных целей и конкурентные параметры государства в рамках международного пространства [1]. 

Социальная сфера относится к многоаспектным составляющим подсистемы региона, состояние и степень развития которой предопределяют качество и уровень жизни в субъектах страны, а также возможности адаптации к происходящим стратегическим изменениям. При этом, уровень ее возможного качественного развития, предопределены возможностями воспроизводственных региональных процессов [2].  

Начиная с 2017 года на территории РФ внедряются активные цифровые решения при получении и оказании социальных услуг, что значительно упростило данные процедуры и привело к формированию онлайн-реестров, которые позволяют гражданам в оперативном порядке воспользоваться теми или иными сервисами для удовлетворения своих потребностей. Для обеспечения сохранности содержащихся в электронном виде сведений учеными предлагаются блокчейн-технологии, позволяющие повысить надежность передачи и недопущения потерь соответствующих данных, которые предоставляют информационную базу для совершенствования региональной политики в социальной экосреде [4]. 

Следует отметить повышенный интерес ученых к необходимости создания единых массивов данных, которые позволили бы аккумулировать сведения о каждом гражданине- жителе территории (региона) через разработку персонализированного цифрового профиля и постоянное обновление в нем данных о состоянии здоровья граждан, уровне их обучения, получении дополнительных квалификаций и компетенций, позволяющими им быть востребованными на рынке труда. При этом, региональные органы власти, применяя различные аналитические средства, в том числе и технологии искусственного интеллекта, нейро-сети, опираясь на сконцентрированные сведения вносят совершенствование в проводимую социальную политику [5]. 

Следует отметить, что применяемые инструменты в региональной экономической политике, ориентированные на управленческое воздействие социальных инвариант, на наш взгляд, должны опираться на их обоснованность и реальность проведения качественных трансформаций, приводящих к улучшению качества и жизни граждан.  Причем, для социальной сферы характерна ее специфичность, которая проявляется через многоаспектные качественные метрики и особое значение при формировании векторов регионального развития (рис.1), что также требует особого внимания [3]. 

Социальные ориентиры региональной экономической политики играют важную роль в обеспечении устойчивого развития и повышения качества жизни населения, так как помогают сбалансировать экономические цели с социальными потребностями и интересами местных сообществ. Именно обоснование социальных ориентиров предопределяет выбор персональных инструментов региональной экономической политики и их адаптацию под текущие проблемы общества [6].  

Поэтому с помощью таблицы 1 представим ключевые аспекты и направления социально ориентированной региональной экономики. 

Социальные ориентиры региональной экономической политики должны быть направлены на создание гармоничного общества, где экономическое развитие сопровождается повышением уровня жизни, социальной справедливостью и устойчивым использованием ресурсов. Гармонизация интересов различных групп населения и государственной власти – ключ к успешной реализации социальной политики, повышению ее эффективности и целевой направленности для получения адресной помощи и поддержки.  

 

Рис.1. Специфические особенности социальной среды региона,  

требующие учета при формировании альтернатив стратегического  

развития (составлено автором) 

Таблица 1- Ключевые социальные ориентиры региональной политики, определяющие выбор инструментов управления 

Группы социальных  

ориентиров 

Направления региональной политики 

Вариативные инструменты  

Создание рабочих мест 

Поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ) 

Стимулирование развития МСБ через налоговые льготы, субсидии и программы повышения конкурентоспособности 

Инвестиции в инфраструктуру 

Развитие транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры способствует созданию рабочих мест и улучшению условий труда 

Устойчивое развитие 

Корректировка экологической политики 

Внедрение принципов устойчивого развития, направленных на сохранение природных ресурсов и улучшение экологической ситуации в регионе. 

Повышение социальной ответственности бизнеса 

Поощрение компаний к внедрению социальных программ, поддерживающих устойчивое развитие сообществ. 

Образование и повышение квалификации 

Инвестиции в образование 

Программы по повышению квалификации работников, сотрудничество с учебными заведениями для создания профессионально ориентированных курсов. 

Поддержка научных исследований 

Инвестиции в НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) для повышения инновационного потенциала региона. 

Социальное обеспечение и здравоохранение 

Развитие системы здравоохранения 

Обеспечение доступности медицинских услуг, улучшение качества здравоохранения, особенно в отдаленных и сельских районах 

Социальные программы 

Введение программ поддержки социально уязвимых групп населения, таких как пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды 

Участие местных сообществ 

Консультации и вовлечение 

Активное участие граждан в разработке и реализации региональной политики через общественные советы, форумы и опросы 

Развитие гражданского общества 

Поддержка НКО (некоммерческих организаций), которые занимаются социальными проектами и представляют интересы местных жителей. 

Информация и технологии 

Доступ к информации 

Обеспечение граждан информацией о социальных услугах, возможностях трудоустройства и образовательных программах 

Цифровизация 

Внедрение современных информационных технологий для улучшения управления социальными программами и повышения эффективности их реализации 

(составлено автором) 

Формирование ключевых векторов социальной политики в парадигме регионального развития предопределяет в последующем оценку эффективности применяемых инструментов и реализуемых программ, направленных на трансформацию социально-экономической системы. 

Оценка социального развития региона — это важная задача, поскольку она помогает выявить текущие проблемы и направления для улучшения качества жизни. Существует множество методов и подходов для оценки социального развития, которые нами обобщены с помощью таблицы 2. 

Таблица 2- Методологический базис для комплексной оценки социального развития региона (территории) 

Группа методов 

Виды анализа 

Специфические особенности применения 

Статистические методы 

Анализ количественных данных 

Использование статистических данных, таких как уровень доходов, безработица, доступ к образованию и здравоохранению. Это может включать расчеты индексов, например, индекс человеческого развития (ИЧР) или индекс благосостояния. 

Социологические исследования 

Опросы и анкетирования для сбора данных о восприятии населения, его потребностях и уровнях удовлетворенности. 

Качественные методы 

Фокус-группы 

Проведение обсуждений с представителями различных целевых групп для получения глубокого понимания их потребностей и проблем. 

Интервью 

Индивидуальные интервью с ключевыми лицами, экспертами и общественными деятелями для более детального анализа конкретных аспектов социального развития. 

 Комплексные индексы 

Индекс социального развития 

Создание комплексного индекса, который включает несколько показателей, таких как доступ к образованию, здравоохранению и социальным услугам, с целью оценки общего уровня социального развития. 

Индекс неравенства 

Измерение различия в благосостоянии и возможностях между различными социальными группами позволяют оценить справедливость в региональном контексте. 

Картографические методы 

Географические информационные системы (ГИС) 

Анализ пространственных данных для выявления региональных различий в социальной сфере, таких как доступность социальных услуг. 

Моделирование и прогнозирование 

Экономико-математическое моделирование 

Использование моделей для прогнозирования влияния различных политик на социальное развитие региона, что позволяет оценить последствия принимаемых решений. 

Сравнительный анализ 

Сравнение с другими регионами 

Оценка социального развития через сравнение с аналогичными регионами, что может помочь выявить лучшие практики и возможности для улучшения. 

Метод SWOT-анализа 

SWOT-анализ 

Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региона с точки зрения социального развития, что дает возможность сформулировать стратегические направления. 

Мониторинг и оценка программ 

Оценка существующих социальных программ 

Регулярный мониторинг и оценка эффективности реализованных программ и инициатив, чтобы определять их влияние на социальное развитие. 

(составлено автором) 

Охарактеризованные методы могут использоваться как по отдельности, так и в комбинации для получения более полной картины социального развития региона. Их выбор зависит от конкретных целей исследования, доступных ресурсов и особенностей региона. Такой подход позволяет более эффективно определять проблемы социального развития региона и разрабатывать стратегии для их решения с четкой детализацией основных этапов реализации мероприятий. 

Совершенствование региональной политики с учетом социальных векторов — это важный аспект, который позволяет адаптировать управление на местах к актуальным потребностям общества. Этот сложнейший процесс, включающий многосторонние факторы и специфические особенности требует комплексного подхода и интеграции социальных, экономических и экологических факторов. Ниже представлены ключевые направления и рекомендации для достижения данной цели (табл.3). 

Таблица 3- Направления совершенствования социальной политики региона с учетом векторов стратегического развития 

Вид деятельности/ направление развития 

Инструмент социальной политики 

Особенности применения инструмента 

Анализ потребностей населения 

Социологические исследования 

Проведение регулярных опросов и исследований для выявления потребностей и ожиданий местных сообществ, что позволит лучше понять социальные проблемы и приоритеты. 

Обратная связь 

Создание механизмов для сбора обратной связи от граждан, например, через платформы для обсуждения или консультации, что позволяет вовлекать общественность в процесс принятия решений 

Участие граждан в разработке политики 

Гражданские советы и инициативы 

Создание рабочих групп и парламентов, в которые входят представители гражданских инициатив, помогает легитимизировать решения и увеличить прозрачность. 

Программы по обучению граждан 

Обучение населения основам бюджетирования и участия в принятии решений, чтобы повысить уровень осведомленности и вовлеченности. 

Интеграция социальной и экономической политики 

Комплексные программы 

Разработка программ, которые сочетают экономическое развитие с социальными инициативами (например, создание рабочих мест для социально уязвимых групп). 

Инвестиции в инфраструктуру 

Развитие физической и социальной инфраструктуры (медицинские учреждения, школы, спорткомплексы), что улучшает качество жизни и привлекает инвесторов. 

Социальные услуги и безопасность 

Улучшение доступности социальных услуг 

Обеспечение легкости доступа к медицинским, образовательным и социальным услугам, особенно в удаленных и сельских районах 

Программы по поддержке уязвимых групп 

Разработка программ для поддержки пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, многодетных семей и молодежи, что позволит снизить уровень социальной напряженности. 

Устойчивое развитие и экология 

Экологическая политика 

Внедрение зеленых технологий и практик, способствующих устойчивому развитию и сохранению природных ресурсов, что влияет на качество жизни населения. 

Промоция экотуризма 

Разработка программ по развитию экотуризма, который не только поддержит экономику, но и позволит сохранить местную флору и фауну. 

Поддержка инклюзивного роста 

Создание условий для равного доступа к ресурсам 

Устранение барьеров для социально уязвимых групп к участию в экономике региона. 

Участие женщин и молодежи 

Программы по поддержке женщин в бизнесе и молодежных инициатив, что способствует инклюзии в экономические процессы 

Мониторинг и оценка 

Системы индикаторов 

Разработка индикаторов для мониторинга социальной политики и экономической эффективности, позволяющие оценивать успехи и корректировать направление 

Регулярные отчеты и аудит 

Обязательные отчеты о реализации социальных инициатив и программ, что повышает ответственность власти перед обществом. 

(составлено автором) 

Таким образом, совершенствование региональной политики с социальными акцентами требует комплексного подхода, активного участия всех элементов общества и регулярного мониторинга. Это позволит не только повысить качество жизни граждан, но и обеспечить устойчивое развитие регионов в долгосрочной перспективе. 

Разработка региональной стратегии по социальному развитию — это многоэтапный и комплексный процесс, который требует четкого структурирования. Важно, чтобы стратегия имела всеобъемлющий подход к социальной политике и учитывала разнообразные аспекты жизни населения. Ниже представлены ключевые разделы, которые могут быть включены в такую стратегию: 

1. Введение 

Цели и задачи стратегии: Определение долгосрочных и краткосрочных целей, которые требуется достичь в рамках социального развития. 

Обоснование актуальности: Разъяснение причин, по которым необходима разработка стратегии, включая существующие проблемы и вызовы. 

2. Анализ текущей ситуации 

Социально-экономический анализ: Исследование демографических, экономических и социальных показателей региона. 

Оценка существующих программ и инициатив: Анализ действующих мер и их эффективности в решении социальных проблем. 

3. Проблемы и вызовы 

Идентификация ключевых проблем: Выявление основных социальных проблем населения, таких как бедность, безработица, доступ к образованию и здравоохранению. 

Факторы, влияющие на социальное развитие: Рассмотрение экономических, культурных, экологических и политических факторов. 

4. Целевые группы 

Определение целевых групп: Выделение ключевых групп населения, требующих особого внимания, например, дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, мигранты. 

Анализ потребностей: Установление специфических потребностей и ожиданий каждой целевой группы. 

5. Стратегические направления 

Образование и развитие навыков: Разработка программ повышения квалификации, доступ к качественному образованию. 

Здравоохранение: Обеспечение доступа к медицинским услугам и профилактическим мерам. 

Социальная защита и поддержка: Создание систем поддержки для уязвимых групп населения. 

Экономическое развитие и занятость: Инициативы по созданию рабочих мест и поддержанию предпринимательства. 

6. Механизмы реализации 

Комплексные программы: Разработка интегрированных программ, объединяющих различные аспекты социальной политики. 

Партнерство с НПО и бизнесом: Сотрудничество с некоммерческими организациями и частным сектором для решения социальных проблем. 

7. Мониторинг и оценка 

Индикаторы успеха: Определение критериев и индикаторов для оценки результатов стратегии. 

Механизмы обратной связи: Установление систематического мониторинга и вовлечение местных жителей в процесс обратной связи. 

8. Бюджетирование и финансирование 

Источники финансирования: Определение возможных источников финансирования, включая государственные, местные и международные гранты. 

Финансовая устойчивость: Планирование бюджета на долгосрочную перспективу. 

9. Заключение 

Резюме и рекомендации: Обобщение ключевых выводов и предложений по внедрению стратегии. 

10. Приложения 

Дополнительные материалы: Графики, диаграммы, карты, примеры успешных инициатив и лучшие практики. 

Эта структура позволяет охватить все важные аспекты социального развития и обеспечить комплексный подход к решению социальных проблем на уровне региона. Реализация такой стратегии требует тесного взаимодействия между государственными органами, бизнесом и гражданским обществом. 

Социально-ориентированная модель регионального развития представляет собой подход, который акцентирует внимание на человеческом капитал и социальной сплоченности, а не только на экономическом росте. Основная цель этой модели — улучшение качества жизни населения и создание устойчивых и динамичных сообществ.  

Особенностью реализации модели является наличие следующих акцентов: 

- Человеческий капитал: фокус на образовании и профессиональной подготовке населения; развитие навыков и компетенций, необходимых для рынка труда; 

- Социальная справедливость: устранение социального неравенства и доступ к базовым услугам (образование, здравоохранение, жилье); поддержка уязвимых групп населения и создание механизмов социальной защиты; 

- Участие сообщества: активное вовлечение местных жителей в процессы принятия решений; создание платформ для обсуждения проблем и поиска решений на уровне сообщества; 

- Экологическая устойчивость: учет экологических факторов и ресурсоэффективность в планировании и осуществлении региональных программ; поддержание гармонии между экономическим развитием и сохранением экологии; 

- Инновации и технологии: поощрение внедрения новых технологий и инноваций для эффективного решения социальных проблем, развитие цифровых услуг и платформ для улучшения доступа к информации и услугам; 

- инфраструктурное развитие: создание и модернизация инфраструктуры, обеспечивающей доступ к социальным и экономическим возможностям, инвестиции в транспорт, энергетические сети и коммуникации. 

Принципы реализации модели: 

- Интегрированный подход: согласование экономической, социальной и экологической политики для достижения устойчивых результатов. 

- Межсекторное сотрудничество: взаимодействие между различными секторами (государственный, частный, неправительственный) для комплексного решения проблем. 

- Мониторинг и оценка: регулярная оценка результатов и эффективность реализуемых программ для их корректировки и улучшения. 

Примеры успешной реализации: 

Участие граждан: Некоторые регионы внедрили программы, где жители могут предлагать и голосовать за проекты, приоритетные для их соседства. 

Образование и работа: Программы переквалификации для безработных и молодежи с активным участием бизнеса в создании учебных курсов. 

Социально-ориентированная модель ставит человека в центр принятия решений, что способствует созданию более благоприятной и устойчивой среды для жизни. Реализация такой модели требует комплексного подхода, вовлечения всех заинтересованных сторон и учета местных особенностей, а для ее формирования требуется выбор социальных ориентиров развития, применение адекватного методологического набора действий для проведения анализа, непосредственно оценка уровня социального развития и скоординированность мероприятий при реализации стратегии социального развития. 

Список литературы

1. Авдеев Д. А. Конституционная концепция региональной политики в Российской Федерации / Д. А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 3. С. 152-163.

2. Вертакова Ю.В. Лаврикова Н.И. Содержание и ключевые особенности региональной политики в социальной сфере// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 2 (28), с.15-22.

3. Коварда В.В. Анализ государственной политики регионального развития в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/40ECVN418.pdf (доступ свободный). З

4. Кулагина Н.А., Кроливецкий Э.Н., Купоров Ю.Ю., Новиков С.П. Модель управления социальной экосистемой региона на основе закрытой блокчейн-сети // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 41 (3). С. 171-176.

5. Кулагина Н.А., Лысенко А.Н., Кособоков А.Ю. Проблемы и перспективы использования индивидуального цифрового профиля для совершенствования социальной политики региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 3-1. С. 48-54.

6. Матвеева М.В., Чупров А.П. Основы регионального развития и региональной политики Российской Федерации // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-3. – С. 673-677; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41152

7. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы: Монография/А.В. Христофоров, И.В. Христофорова, А.Е. Суглобов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Суглобова. -М.: РИоР: ИНФРА-М, 2015. -159 с.

8. TACTICAL AND STRATEGIC MODELLING OF THE CORPORATE FINANCIAL PERFORMANCE INDEXES Bank S.V., Suglobov A.E. // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 29. № 5. С. 683-688.


Войти или Создать
* Забыли пароль?