Россия
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
в статье представлены результаты анализа перспективных направлений обеспечения энергетической безопасности на основе развития российской атомной энергетики в условиях реализации политики углеродной нейтральности в недружественных государствах. Определены возможности декарбонизации экономики на основе развития атомной энергетики. Представлена инфографика проектов Государственной корпорации «Росатом»
энергетическая безопасность, углеродная нейтральность, декарбонизация, атомная энергетика
Инвестиции в модернизацию энергетических систем (электростанции, электросети, трубопроводы) стимулируют рост экономики на глобальном, национальном, отраслевом и региональных уровнях. Это создает рабочие места в строительстве, инженерных разработках и энергетике.Современная энергетическая инфраструктура способствует развитию транспортной системы, жилищного сектора и других отраслей экономики. Снижение зависимости от импорта и повышение энергетической независимости является приоритетом для многих стран мира, в то время, как наша страна одна из немногих является обладателем крупнейших запасов энергоносителей и обладает при этом полным технологическим суверенитетом в передовых сферах энергетики (прежде всего атомной генерации).
Переход к использованию возобновляемых источников энергии способствует не только снижению выбросов парниковых газов, но и созданию новых секторов экономики (зеленая экономика). Это открывает перспективы для устойчивого долгосрочного роста. Новые технологии в области энергосбережения и «зеленой» энергетики являются драйверами роста новых отраслей и улучшения экологии.
Проблематика обеспечения энергетической безопасности (на национальном и международном уровнях) на основе развития атомной электроэнергетики в условиях развития политики достижения углеродной нейтральности экономики получила развитие в работах таких авторов, как Антипин Д.А., Воробьева Е.А. [1], Яковлев Р.М., Обухова И.А. [2], Боровский Ю.В. [3], Аникеев В.В., Базавлук С.В. [4], Пантелей Д.С. [5], Пантелей Д.С. [6], Аничкина Т.Б. [7], Жарких М.В. [8], Каплиенко А.В., Габараев Б.А. [9]
Энергетический сектор оказывает значительное влияние на все сферы экономической деятельности. Чем выше степень энергетической независимости и энергетической безопасности страны, тем выше ее потенциал для долгосрочного экономического роста. В то же время, устойчивая энергетическая политика с фокусом на развитие возобновляемых источников энергии становится все более важным фактором успешного экономического развития в условиях глобальных изменений климата.
Атомная энергетика была признана «зеленой» или устойчивой в 2020-е г.г. в контексте усилий по борьбе с изменением климата и переходом к безуглеродной экономике. Этот процесс стал особенно заметен в Европейском Союзе и других странах, которые пересматривают свои энергетические стратегии, чтобы снизить выбросы парниковых газов.
Процесс признания атомной энергетики устойчивой и «зеленой» начался постепенно и в зарубежной аналитике определялся рядом фундаментальных причин. Однако, на наш взгляд очевидно, что признание атомной энергетики, как источника «зеленой мощности» был во многом предопределено санкциями недружественных государств в отношении России. Отказ в рамках санкционной политики от российских энергоносителей вынудил европейскую бюрократию пересмотреть свои взгляды на атомную энергетику, которая осталась безальтернативным источником получения стабильной энергетической мощности, не зависящей от погоды, солнечных циклов и времени суток.
Дискуссия в рамках Европейского Союза происходила в 2021-2022 г.г. когда период напряженности в отношениях нашей страны с недружественными государствами достиг пика и перешел из стадии гибридного противостояния в открытое вооруженное противоборство на территории сопредельного государства. В 2021-2022 гг. в ЕС развернулась интенсивная дискуссия о том, можно ли считать атомную энергетику «зеленой». Это происходило в рамках формирования «таксономии ЕС» — системы классификации видов экономической деятельности, которая направлена на привлечение частных инвестиций в проекты, способствующие снижению углеродного следа.
В июле 2022 г. Европарламент одобрил включение атомной энергетики и природного газа в таксономию ЕС как временные устойчивые источники энергии, которые могут помочь в переходе к углеродно-нейтральной экономике. Это было связано с пониманием, что для достижения целей по декарбонизации к 2050 г. атомная энергетика может сыграть важную роль. Фактически идея о полной декарбонизации в тридцатилетней перспективе была признана популистской и нереализуемой без применения атомных технологий и поставок российского природного газа.
Начиная с подписания Парижского соглашения в 2015 г. многие страны обязались сократить выбросы парниковых газов и добиться углеродной нейтральности. Это заставило многие страны пересмотреть свою политику в области энергетики и искать компромиссные решения, однако альтернатив использования атомной энергетики как низкоуглеродного источника электрической мощности ни к 2022 г., ни позже найти никому не удалось.
Энергетический кризис в Европе (и по цепочке в других регионах мира), вызванный агрессивной внешней политикой недружественных государств, обострил проблемы энергетической безопасности и привел к ренессансу интереса к атомной энергетике впервые после инцидента на АЭС Фукусима в Японии. Это снова поставило вопрос о необходимости более активного использования мирного атома в качестве альтернативы тепловой электрогенерации.
Преимущества и экологичность атомной энергетики являются очевидными. Прежде всего это низкий (фактически нулевой) уровень выбросов CO2. В условиях борьбы с глобальным потеплением и стремления снизить углеродный след эта характеристика становится ключевой. В отличие от традиционных источников энергии, таких как угольные или газовые электростанции, атомные станции не сжигают ископаемое топливо, что делает их привлекательными в контексте перехода к безуглеродной энергетике. Следует также отметить надежность и стабильность производства энергии. Атомные электростанции способны производить электроэнергию стабильно и круглосуточно, независимо от погодных условий, что делает их важным дополнением к возобновляемым источникам энергии, таким как солнечные и ветряные станции. Они могут обеспечивать базовую нагрузку энергосистемы, в то время как возобновляемые источники энергии часто зависят от погодных, климатических или циклических факторов, что в конечном итоге определяет прерывистый характер генерации.
Следует также отметить, что постфукусимские нормативы, которые внедрялись под надзором МАГАТЭ во всем мире позволили произвести существенные технологические улучшения и значительно повысить безопасность. Современные технологии позволяют снизить риски аварий и повысить эффективность утилизации ядерных отходов. Новые проекты, такие как реакторы малой мощности, обещают быть еще более безопасными и эффективными.
Как результат невозможности достижения углероднейтральности экономик недружественных государств, мировой банковский капитал отреагировал инициативой увеличения на 300% атомных генерирующих мощностей в мире на том же плановом горизонте (к 2050 г.). Представители мировой финансовой (банковской) олигархии (14 крупнейших глобальных банков) в число которых входят Bank of America, Rothschild & Co., Goldman Sachs, BNP Paribas, Brookfield, Citi group, Credit Agricole, Societe Generale, Morgan Stanley и др. выразили желание инвестировать в проект утроения мощностей атомной генерации в мире.
На наш взгляд в этой ситуации санкции недружественных государств, направленные против нашей страны приведут к тому, что агенты недружественных государств (прежде всего банковские структуры) станут основным донором инвестиций в развитие другого сектора российской экономики, монопольным оператором которого является государственная корпорация «Росатом». Инфографика проектов Росатома представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Инфографика глобального присутствия Росатома
В настоящее время отечественный монополист является гарантом энергетической безопасности не только нашей страны, но и еще 60 стран в которых он реализует различные проекты. Портфель заказов на ближайшие 10 лет составляет более $130 млрд. В современных условиях нет других подобных предприятий, способных предоставлять полный цикл услуг от проектирования и строительства до утилизации отходов в режиме «под ключ». К 2030 г. выручка Росатома ожидается в размере 5 трлн. руб., однако учитывая планы транснациональных банков по инвестированиию в глобальную энергетическую безопасность, выручка отечественных атомщиков может составить еще более значительную сумму.
1. Антипин Д.А., Воробьева Е.А. Развитие атомной энергетики в современных условиях: российская и зарубежная практика // Экономика и предпринимательство. 2023. № 10 (159). С. 340-343.
2. Яковлев Р.М., Обухова И.А. Перспективы атомной энергетики в обеспечении энергетической и экологической безопасности России // Биосфера. 2021. Т. 13. № 3. С. 120-137.
3. Боровский Ю.В. Международное соперничество в энергетике: на примере восточноевропейского рынка атомной энергии // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 5 (56). С. 114-129
4. Аникеев В.В., Базавлук С.В. Строительство АЭС в странах ближнего востока при участии российских компаний в контексте повышения энергобезопасности региона // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 3. С. 368-376
5. Пантелей Д.С. Особенности международного сотрудничества в области атомной энергетики на современном этапе // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 3 (31). С. 368-375
6. Пантелей Д.С. Перспективы обеспечения конкурентоспособности госкорпорации "Росатом" с учетом трансформаций в мировой экономике // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 2. С. 39
7. Аничкина Т.Б. Роль ядерной энергетики в контексте обеспечения национальной безопасности России // Россия и Америка в XXI веке. 2013. № 1. С. 3-4.
8. Жарких М.В. Международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии как решение проблемы энергообеспечения и распространения. Сравнительный анализ российской и американской инициатив // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 6 (9). С. 163-174
9. Каплиенко А.В., Габараев Б.А. Российская атомная промышленность и приоритеты обеспечения национальной безопасности // Обозреватель. 2020. № 7 (366). С. 105-118