с 01.01.2021 по 01.01.2024
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
УДК 332.1 Региональная экономика. Территориальная экономика
Инновационное развитие промышленности является одним из приоритетов долгосрочного развития РФ для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и технологического суверенитета. Активное развитие и внедрение в практику хозяйственной деятельности инновационных инструментов, форм и способов промышленного развития становится приоритетным в современных условиях. Данное обстоятельство доказывает актуальность темы исследования. На основе анализа динамики инновационных форм развития промышленного сектора – явных приоритетов - нами была сформирована концепция управления инновационным развитием промышленного комплекса региона (на примере Курской области).
Регион, промышленный комплекс, инновационное развитие
Важными приоритетами инновационного развития промышленного комплекса регионов становится инновационные элементы, инструменты, методы, способы и формы развития территориально-отраслевого пространства. Мы провели анализ нормативно-правовой базы [15, 16, 20], изучили мнения и позиции различных ученых [1-5, 7, 9-13, 19] по этому вопросу и пришли к выводу, что к основным приоритетам инновационного развития промышленного комплекса региона можно отнести развитие и формирование индустриальных промышленных парков, особых экономических зон, территорий опережающего развития, моногородов и другие инновационные формы развития промышленности для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и технологического суверенитета.
Основное отличие между этими инновационными формами промышленного развития состоит в том, что индустриальный парк - это всегда физическая инфраструктура, которая находится под управлением профессиональной компании. Льготы для парка могут действовать, а могут и нет, в зависимости от того, на какой территории он расположен. Особые экономические зоны (ОЭЗ), территории опережающего развития (ТОР), моногорода - это преференциальный режим, действующий на определённой территории. Если индустриальный парк располагается на территории особой экономической зоны или территории опережающего развития, у резидентов парка будут льготы и преференции, доступные тем, кто ведёт деятельность на территориях с преференциальным режимом и выполняет установленные законодательством нормы, условия и требования. Существуют также определённые различия между индустриальным и промышленным парком, состоящие в требованиях к территории, помещениям, коммунальной и технологической инфраструктуре. Тем не менее, иногда в статистике они считаются синонимичными и статистические показатели приводятся по индустриальным (промышленным) паркам. Динамика действующих и создаваемых индустриальных парков в РФ в 2013 – 2023 гг., представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика действующих и создаваемых индустриальных парков в РФ в 2013 – 2023 гг., единиц [8]
Очевидно превышение числа действующих технопарков над создаваемыми, тем не менее, рост действующих и вновь созданных технопарков стабилен. География индустриальных парков РФ в 2023 г. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - География индустриальных парков РФ в 2023 г. [8]
Существенное превосходство числа индустриальных парков в ЦФО объясняется более высокими характеристиками инфраструктурного и социально-экономического развития. Тем не менее, государство делает акцент и на увеличение числа индустриальных парков на всей территории, что реализует системный подход к инновационному развитию промышленного комплекса регионов и балансирование интересов бизнеса, власти, общества в долгосрочной перспективе.
В связи с действием специальной военной операцией одним из инструментов инновационного развития промышленного комплекса приграничного региона становится создание свободной экономической зоны, которая в настоящее время действует на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. В 2024 году создана свободная экономическая зона на территории Курской, Белгородской и Брянской областей. Это особый правовой режим предпринимательской деятельности, предполагающий понижение налоговых ставок и тарифов страховых взносов, а также применение процедур свободной таможенной зоны [18].
В целях нашего исследования нами проведено исследование на примере регионов Центрально-Черноземного экономического района (ЦЧЭР), что обусловлено географической и социально-экономической близостью сравниваемых объектов. Динамика количества резидентов технопарков РФ в 2020 – 2023 гг. представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика количества резидентов технопарков РФ в 2020 – 2023 гг., единиц [6]
Данные рисунка 3 свидетельствуют об увеличении числа резидентов технопарков в РФ, что является положительной тенденцией. Подобная динамика исследована нами для регионов ЦЧЭР, результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Динамика количества резидентов технопарков регионов ЦЧЭР в 2020 – 2023 гг., единиц [6]
Лидером по количеству резидентов технопарков среди регионов ЦЧЭР является Липецкая область, существенно превосходящая Воронежскую и Курскую области.
Технопарки предоставляют рабочие места в регионе, оживляя экономическую систему, производят инновационную продукцию, внося существенный вклад в импортозамещение и формирование технологического суверенитета. Динамика количества рабочих мест, созданных резидентами, осуществляющими деятельность в индустриальных (промышленных) парках в РФ в 2020-2023 гг. представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Динамика количества рабочих мест, созданных резидентами, осуществляющими деятельность в индустриальных (промышленных) парках в РФ в 2020-2023 гг, человек [6]
С 2020 по 2023 годы наблюдается положительная тенденция роста рабочих мест, создаваемых резидентами промышленных технопарков в РФ, что благотворно влияет на инновационное развитие промышленного комплекса региона с позиции формирования и развития кадрового потенциала регионов. Для регионов ЦЧЭР нами была проанализирована динамика данного показателя за тот же период времени. Полученные результаты представлены на рисунке 6.
Данные рисунка 6 не соответствуют общероссийской тенденции. В Воронежской, Липецкой и Белгородской областях наблюдается снижение исследуемого показателя, что, безусловно, связано с приграничным положением регионов. В Курской области скачкообразное развитие с увеличением рабочих мест, создаваемых резидентами промышленных технопарков, не может утверждать о постоянстве данного процесса и требует дальнейшего наблюдения.
Рисунок 6 - Динамика количества рабочих мест, созданных резидентами, осуществляющими деятельность в индустриальных (промышленных) парках в регионах ЦЧЭР в 2020-2023 гг., человек [6]
Одним из важных показателей приоритетов инновационного развития промышленного комплекса регионов является объем инвестиций в развитие технопарков, отражающий долгосрочный характер и серьезные намерения инвесторов относительно развития территорий. Динамика объема инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной и технологической инфраструктуры промышленных технопарков в РФ в 2020 – 2023 гг. представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 - Динамика объема инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной и технологической инфраструктуры промышленных технопарков в РФ в 2020 – 2023 гг., тыс. руб. [6]
После снижения объема инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной и технологической инфраструктуры промышленных технопарков в РФ в 2021 и 2022 гг. наблюдается «толчок» в динамике данного показателя – существенный рост до 57 633 820 тыс. руб. в 2023 году, что является положительным аспектом для инновационного развития промышленности РФ.
Динамика объема инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной и технологической инфраструктуры промышленных технопарков в регионах ЦЧЭР в 2020 – 2023 гг. отражена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Динамика объема инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной и технологической инфраструктуры промышленных технопарков в регионах ЦЧЭР в 2020 – 2023 гг., тыс. руб. [6]
В регионах ЦЧЭР только в Курской и Воронежской областях наблюдается рост показателя в 2023 г., при этом следует отметить волнообразную тенденцию для Воронежской области и существенное увеличение показателя в Курской области на фоне низких значений прошлых периодов. В Липецкой области существенные финансовые вливания были в 2020 г. Тамбовская и Белгородская области находятся практически на нулевом уровне.
При этом интересным становится анализ площади территорий промышленных парков, на развитие которых направлены рассмотренные выше инвестиционные ресурсы. Динамика площади территорий промышленных технопарков РФ в 2020-2023 гг. отражена на рисунке 9.
Рисунок 9 - Динамика площади территорий промышленных технопарков РФ в 2020-2023 гг., га [6]
Плавная волнообразная динамика свидетельствует о поддержании и развитии территорий промышленных парков в надлежащем состоянии. Динамика площади территорий промышленных технопарков регионов ЦЧЭР в 2020-2023 гг. представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 - Динамика площади территорий промышленных технопарков регионов ЦЧЭР в 2020-2023 гг., га [6]
Площади территорий промышленных технопарков в Липецкой, Тамбовской и Белгородской областях практически неизменны. В Воронежской области наблюдается снижение данного показателя, а в Курской – увеличение в 2023 г.
Исследуемые нами выше показатели оказывают непосредственное влияние на объем произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Динамика объема инновационных товаров, работ, услуг, отгруженных (выполненных) резидентами промышленных технопарков РФ в 2020 – 2023 гг. представлена на рисунке 11.
Рисунок 11 - Динамика объема инновационных товаров, работ, услуг, отгруженных (выполненных) резидентами промышленных технопарков РФ в 2020 – 2023 гг., тыс. руб. [6]
Плавное увеличение исследуемого показателя в 2023 году ознаменовано существенным его ростом почти в 4,8 раза по отношению к 2022 г. Данное благоприятное явление, по нашему мнению, отражает рост инновационного развития промышленного комплекса региона.
Динамика объема инновационных товаров, работ, услуг, отгруженных (выполненных) резидентами промышленных технопарков регионов ЦЧЭР в 2020 – 2023 гг. отражена на рисунке 12.
Рисунок 12 - Динамика объема инновационных товаров, работ, услуг, отгруженных (выполненных) резидентами промышленных технопарков регионов ЦЧЭР в 2020 – 2023 гг., тыс. руб. [6]
Для регионов ЦЧЭР характерна тенденция роста динамики объема инновационных товаров, работ, услуг, отгруженных (выполненных) резидентами промышленных технопарков регионов, что является положительной тенденцией.
По мнению Президента Российской Федерации до 2030 года необходимо создать на территории государства ещё не менее 100 технопарков. Именно эти площадки должны стать точками роста на территории всей страны, стимулировать капиталовложения, а также поддерживать малое и средний бизнес по технологическим приоритетам развития государства. На территории создаваемых технопарков будет формироваться инфраструктура для быстрого запуска и ввода на рынок инновационной продукции государства. В рамках национального проекта « эффективная и конкурентная экономика» будет оказано стимулирующее воздействие на малый и средний бизнес, который в регионах становится драйвером экономического роста и развития [15].
На территории регионов Центрально-Чернозёмного экономического района созданы и действуют следующие промышленно-производственные особые экономические зоны: «Третий полюс» Курская область, «Липецк» Липецкая область, «Центр», Воронежская область [14].
В настоящее время на территории Воронежской области создан и функционирует кластер производителей нефтегазового и химического оборудования, Белгородская область входит в промышленный химический кластер, машиностроительный кластер, «АП кластер», межрегионального радиоэлектронного кластера, Липецкая область является участником кластера сельхизмашиностроения, современного приборостроения, машиностроительного кластера, Тамбовская область входит в состав участников кластера сельскохозяйственного машиностроения. Курская область представлена электротехническим кластером [17].
Проведенное нами исследование свидетельствует о наличии всех необходимых предпосылок, инструментов и практик инновационного развития промышленного комплекса регионов. Тем не менее, ни на уровне государства, ни на уровне субъектов РФ не разработаны стратегии инновационного развития промышленного комплекса региона. Для решения данной задачи нами была разработана концепция управления инновационным развитием промышленного комплекса региона (на примере Курской области) во взаимосвязи с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере (рис. 13).
Рисунок 13 – Авторская концепция управления инновационным развитием промышленного комплекса региона (на примере Курской области)
Необходимость разработки и внедрения концепции управления инновационным развитием промышленного комплекса региона (на примере Курской области) обусловлена отсутствием единого подхода к управлению столь сложным и важным процессом. Необходимо согласование действий органов законодательной и исполнительной власти государства и региона, межрегиональное взаимодействие, а также сквозное территориально-отраслевое управление для баланса интересов представителей промышленности, инновационного развития, инвестиционной и социальной составляющих в контуре управленческого воздействия и контроля. Согласованные действия органов власти и реального сектора экономики позволят достичь приоритеты инновационного развития промышленного комплекса регионов.
1. Батирова Н. Ш. Промышленность региона и модель её инновационного развитии // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 10-3(78). С. 50-58.
2. Бессонова Е. А., Батталов Р. М., Жахов Н. В. Формирование региональной инновационной подсистемы в условиях цифровой трансформации. – Курск : Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2023. 235 с.
3. Бессонова Е. А., Лопатина Н. Д. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа в качестве инструмента адаптации к новым экономическим реалиям // Экономические и социальные проблемы России. 2024. № 1(57). С. 78-95.
4. Глазьев, С. Ю. Перспективы развития России на длинной волне роста нового технологического уклада // Экономическое возрождение России. 2023. № 2(76). С. 27-32.
5. Глазьев С. Ю. Регулирование инновационных процессов в новом технологическом и мирохозяйственном укладах // Экономическое возрождение России. – 2022. – № 2(72). – С. 24-27.
6. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.fedstat.ru/?ysclid=m1f28mehlj577871418 (Дата обращения 22.08.2024)
7. Идзиев Г. И. Предпосылки инновационного развития промышленности региона в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2023. № 4(150). С. 200-207.
8. Индустриальные парки России – 2024. Выпуск 11. Официальный сайт Ассоциации индустриальных парков России [Электронный ресурс]. Режим доступа https://indparks.ru/upload/iblock/de5/mqw4rto9e561395c1d99ccnw7g424iqd/%D0%90%D0%98%D0%9F%20%D0%A0%D0%A4%20%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%202024%20(pass)%20sm.pdf (Дата обращения 07.08.2024)
9. Калмуратов Б. С. Концепция инновационного управления развития промышленности региона // Экономика и социум. 2021. № 1-2(80). С. 35-38.
10. Крыжановская О. А. Индексный подход к оценке эффективности менеджмента территорий // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. № 4(61). С. 72-79.
11. Минаков А. В., Суглобов А. Е. Проблемы развития цифровой экономики регионов России // Вопросы региональной экономики. 2022. № 4(53). С. 63-72.
12. Никитаева, А. Ю. Институциональная структура региона в контексте инновационного развития промышленности / А. Ю. Никитаева // Журнал институциональных исследований. 2017. Т. 9, № 1. С. 134-149.
13. Никулина И. Е., Михальчук А. А., Бурец Ю. С. Кластерная динамическая модель инновационного развития регионов ассоциации инновационных регионов России // Инновационное развитие экономики. 2016. № 6-2(36). С. 35-43.
14. Перечень ОЭЗ, созданных на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа https://daers-finance.ru/novosti/241-perechen-oez,-sozdannyix-na-territorii-rossijskoj-federaczii.html (Дата обращения 21.08.2024)
15. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585 (Дата обращения 30.08.2024)
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р «Концепция технологического развития на период до 2030 года» " [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/technological-2023.pdf (Дата обращения 04.08.2024)
17. Реестр кластеров [Электронный ресурс]. Режим доступа https://gisp.gov.ru/gisip/reg_clusters (Дата обращения 19.08.2024)
18. Свободная экономическая зона появится в Курской области в августе [Электронный ресурс]. Режим доступа https://chr.rbc.ru/chr/03/06/2024/665ddc349a79472bcc1c3018?ysclid=m1fbbjffyz661333758 (Дата обращения 06.08.2024)
19. Суглобов А. Е., Смирнова Е. В. Сетевая модель российской национальной инновационной системы: формирование и развитие. – Москва : Издательский Дом "Инфра-М", 2018. – 145 с.
20. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402280003?ysclid=m1f2qe54fs444718764 (Дата обращения 01.08.2024)