сотрудник
ВАК 5.2 Экономика
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
УДК 332 Региональная (территориальная) экономика. Земельный (аграрный) вопрос. Жилищное хозяйство
УДК 332.1 Региональная экономика. Территориальная экономика
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГРНТИ 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
В научной статье раскрыты особенности совершенствования стратегии социально-экономического развития муниципальных образований. Раскрыта роль цифровой экосреды для стимулирования возможностей развития муниципальной территории монопрофильного типа в разрезе ключевых детерминант. Представлена характеристика перспективных форм взаимо-действия стейкхолдеров в цифровой экосреде монопрофильного муниципального образования и выделены их ведущие группы. Раскрыто авторское видение относительно формирования круга аналитических индикаторов, которые могут быть применимы в целях оценки эффективности деятельности стейкхолдеров в цифровой экосреде территории. Особое внимание уде-лено перспективным аспектам цифрового развития муниципальных форми-рований монопрофильного типа, которые учитывают текущие вызовы современные и возможности для качественных преобразований условий для проживающих граждан, так как нацелены на повышение качества и уровня жизни граждан. Сделан вывод об особой важности учета мнения стейкхолдеров для совершенствования этапов целеполагания на всех стадиях реализации стратегии социально-экономического развития территорий муниципального уровня.
: стейкхолдеры, стратегия муниципального образования, монопрофильный муниципалитет, цифровая экосреда, цифровая трансформация, эффективность
Выполнена при стипендиальной поддержке Университета Развитие монопрофильных территорий муниципального типа в со-временных условиях требует системно-комплексного подхода к исследованию всех протекающих процессов, так как происходит постоянный процесс интегрированного взаимодействия с региональными органами властями, а также поступают негативные сигналы из внешней среды, требующих опера-тивную реакцию. В целом существует круг многогранных проблем, которые подлежат принципиальному учету в системе стратегического планирования территорий, через внесение соответствующих мер на всех стадиях разработ-ки планов социально-экономического развития, что обеспечит в дальнейшем наиболее высокие показатели деятельности и возможности стабильного роста [6]. Одним из принципиально важных этапов стратегического планирования на уровне муниципальных образований монопрофильтного типа (МО МТ) является определение «точек» роста на основе проведения исследования метрических значений важнейших параметров социально-экономического развития, что позволяет выявить и обосновать приоритеты развития. Об этому акцентируют внимание в своем исследовании Кузнецов С. В., Свириденко М. В. и Шамахов В. А.[3]. Парфиненко М. А. и Грищук В. А. отмечают, что при совершенствовании стратегии развития МО принимают участие многочисленные институты и объекты управления (рис.1) теснота взаимодействия между которыми дает основание полагать о том, что поставленные цели имеют все возможности для их реального достижения: Рис.1. Объекты и институты, определяющие уровень стратегического развития МО (составлено автором) По мнению авторов, среди важнейших этапов для обоснованной стра-тегии социально-экономического развития, необходимо выделить следующие: - разработка реальных долгосрочных целей развития МО; - идентификация «точек роста», которые являются фундаментом для эффективного целеполагания; - формирование основных положений приоритетных программных мероприятий и оценка возможности их реализации в условиях ограничен-ного размера ресурсного потенциала и необходимости реакций на внешние турбулентные события. Совершенствование стратегии развития МО предполагает применение значительного числа методов и подходов исследования, которые в совокупности, как справедливо выделяет в своей научной статье Ткаченко А. Е., должны позволить получить следующие результирующие мультиатрибутивные параметры: - запускает постоянный процесс качественной трансформации структуры хозяйственной системы МО под реалии факторов внешней среды; - формирование благоприятной среды для сохранения жизни и здоро-вья проживающих граждан с учетом сложившейся культурной идентичности; - оптимальный баланс в системе учета интересов заинтересованных групп стейкхолдеров, среди которых граждане, субъекты бизнеса, органы власти; - создание благоприятного высококачественного городского хозяй-ства, инфраструктура которого позволяет реализовывать основные проекты стратегического развития [4]. Цифровая экосистема играет ключевую роль в стратегическом разви-тии и планировании работы муниципального образования монопрофильного типа ввиду особой важности в условиях цифровой трансформации обще-ства. Муниципалитет часто сталкивается с ограничениями, связанными с единственным доминирующим сектором экономики, что требует новых ре-шений для обеспечения устойчивости и развития. Роль цифровой экосистемы для достижения стратегических задач развития МО МТ определяется рядом условий (табл.1), которые нами разграничиваются на следующие укрупненные группы. Цифровая экосистема представляет собой мощный инструмент для стратегического развития муниципального образования монопрофильного типа. Интеграция цифровых технологий не только повышает эффективность управления и планирования, но и способствует вовлечению граждан, улуч-шает качество жизни и создает условия для устойчивого роста. Разработка полноценной стратегии цифровизации может значительно повысить адаптивность и конкурентоспособность монопрофильного муниципалитета в условиях быстро меняющейся экономической и социальной среды. Таблица 1- Влияние цифровой экосистемы на стратегическое развитие МО МТ Стратегические аспекты развития Возможности социально-экономического развития территории Сбор и анализ данных Цифровая экосистема обеспечивает доступ к большим объемам данных, которые могут быть использованы для: - прогнозирования тенденций: анализ исторических данных позволяет выявить динамику в экономике и социальной сфере, предсказывая, какие изменения могут произойти в будущем; - оценки потребностей населения: сбор данных о предпочтениях и потребностях жителей через опросы и анализ сетевого поведения. Управление ресурсами Современные технологии помогают более эффективно управлять ресурсами муниципалитета: - автоматизация процессов: внедрение электронного документооборота и систем управления проектами позволяет сократить время реагирования на запросы граждан и повысить прозрачность работы ад-министрации; - оптимизация бюджетных расходов: цифровые инструменты облег-чают мониторинг расходования бюджетных средств, что способству-ет их более рациональному распределению. Развитие инфраструктуры Цифровая экосистема способствует модернизации ключевых инфра-структурных объектов: - интеллектуальные системы управления: внедрение смарт-технологий в сфере транспорта, ЖКХ, экологии позволяет эффек-тивно реагировать на меняющиеся условия и потребности жителей; - поддержка бизнеса: создание онлайн-платформ для взаимодействия с местными предпринимателями, что способствует развитию малого и среднего бизнеса. Участие граждан Цифровизация открывает новые возможности для вовлечения граждан в процесс управления: - платформы для обратной связи: создание онлайн-ресурсов, где жи-тели могут оставлять свои предложения и замечания, что позволяет администрации более точно реагировать на запросы; - совместное планирование: инструменты совместного планирования и краудсорсинга помогают вовлечь жителей в разработку стратегий и проектов, учитывающих их интересы. Инновации и устойчивое разви-тие Цифровая экосистема способствует внедрению инновационных решений, направленных на устойчивое развитие: - экологические технологии: использование ИТ для мониторинга и снижения экологического воздействия, включая управление отхода-ми и оптимизацию энергетических ресурсов; социальные инновации: поддержка инициатив, направленных на ре-шение социальных проблем, таких как доступность, занятость и качество жизни. Составлено автором При этом, координированные меры по повышению конкурентоспо-собности муниципальных формирований монопрофильного типа должны быть согласованы не только с региональными властями, но и с многочис-ленными стейкхолдерами. В свою очередь, взаимодействие стейкхолдеров в цифровой экосреде монопрофильного муниципалитета — это многоуровне-вый процесс, который требует гибкости, открытости и готовности к изменениям, который направлен на создание эффективной системы управления, способной адаптироваться к вызовам времени и учесть интересы всех участников [5]. В цифровой экосреде монопрофильного муниципалитета взаимодействие стейкхолдеров является ключевым фактором для устойчивого развития и эффективного управления территорией. Под стейкхолдерами традиционно понимают всех заинтересованных сторон, которые могут оказывать влияние на управленческий процесс в системе муниципалитета, степень взаимодействия которых предопределяет эффективность достижения целевых ориентиров стратегии социально-экономического развития МО МТ. По нашему мнению, следует уделить следующие формы взаимодействия между заинтересованными стейкхолдерами в условиях цифровизации для последующей оценки эффективности тесноты коммунициирования и выделить особенности их проявления (табл.2). Развитие цифровых технологий открывает новые горизонты для му-ниципального управления, усиливая вовлеченность граждан и разнообразие форм взаимодействия. Поэтому одним из важнейших аспектов выступает прогнозирование трендов социально-экономического развития монопро-фильного муниципального образования в условиях цифровой экосреды, ко-торое призвано учитывать, как текущие реалии, так и будущее развитие от-дельных отраслей и видов деятельности [1]. Активное использование цифровых технологий и аналитических ин-струментов, поддержка взаимодействия с гражданами и бизнесом, а также постоянная адаптация к изменениям помогут создать устойчивую и конкурентоспособную экономику. Таблица 2- Формы взаимодействия стейкхолдеров в цифровой экосреде МО МТ Вид взаимодействия Особенности контактирования Информирование и коммуникация Одной из базовых форм взаимодействия стейкхолдеров является обмен информацией, что может происходить через: - официальные платформы: веб-сайты муниципалитета, социаль-ные сети, блоги, где размещаются новости, отчеты и анонсы ме-роприятий; - электронные рассылки: подписка на рассылку новостей позволя-ет заинтересованным лицам оставаться в курсе событий; - онлайн-форумы и чаты: платформы для обсуждения насущных проблем, где представители администрации могут получать об-ратную связь от жителей. Участие в принятии решений Важной формой взаимодействия является активное вовлечение стейкхолдеров в процесс принятия решений: - публичные обсуждения: организация консультаций, на которых граждане могут высказать свои мнения по вопросам градострои-тельства, социальных программ и т.д.; - опросы и голосования: использование онлайн-платформ для проведения опросов среди жителей на разные темы и инициативы; - рабочие группы: формирование специализированных групп из представителей бизнеса, НКО и граждан для решения конкретных задач. Сотрудничество и партнерство Создание партнерств между различными стейкхолдерами может привести к более эффективной реализации проектов: - государственно-частное партнерство: взаимодействие муниципа-литета с частным сектором для совместной реализации инфра-структурных проектов; -сетевые взаимодействия: создание местных кластеров, где бизнес, университеты и власти объединяются для общего блага; - межведомственные связи: сотрудничество между различными государственными учреждениями и службами для решения ком-плексных задач. Обратная связь и оценка результатив-ности Важно наладить систему обратной связи, чтобы стейкхолдеры могли оценить действия муниципалитета: - мониторинг и оценка: проведение регулярных оценок результа-тивности программ и инициатив по мнению жителей и других стейкхолдеров; - обратная связь через цифровые платформы: Использование специальных приложений для сбора отзывов, предложений и жалоб от населения. Образование и просвещение Ключевой аспект взаимодействия — повышение уровня информированности субъектов: - обучающие программы и семинары: организация мероприятий по тематике цифровизации, экологии, экономического развития и других важных вопросов. - информационные кампании: программы, направленные на информирование жителей о возможностях участия в управлении муниципалитетом. Инновации и технологии Цифровизация открывает новые возможности для взаимодействия: - платформы для активного гражданства: создание мобильных приложений и сайтов, где жители могут активно участвовать в жизни города; - использование больших данных: анализ данных для понимания потребностей и ожиданий граждан и бизнеса. Составлено автором В данной связи качественная оценка взаимодействия стейкхолдеров в цифровой экосистеме муниципалитета важна для формирования эффектив-ной стратегии развития и повышения качества жизни граждан. С этой це-лью можно предложить ряд количественных и качественных параметров, с помощью которых предоставляются обширные возможности для комплексной диагностики уровня взаимодействия стейкхолдеров в цифровой эко-среде муниципального формирования монопрофильного типа (табл.3). Таблица 3- Система авторских индикаторов для диагностики степени тесноты взаимодействия стейкхолдеров в цифровой экосреде муниципаль-ного образования монопрофильного типа. Критерий оценивания Количественные индикаторы Качественные индикаторы Уровень вовлеченности Число активных пользователей платформы: Количество участников, активно взаимодействующих с цифровыми ресурсами муниципалитета. Частота использования инструментов взаимодействия: как часто стейкхолдеры обращаются к онлайн-платформам для получения информации или оказания услуг. Качество взаимодействия Уровень удовлетворенности пользователей: Оценка качества услуг через опросы, анкеты и отзывы пользователей. Время отклика на запросы: среднее время, необходимое администрации для ответа на обращения граждан. Скорость принятия решений Число реализованных пред-ложений: Соотношение пред-ложений, принятых к испо-нению, к общему числу поступивших. Время до реализации предложений: средний срок, за который предложения стейкхолдеров (например, гражданских инициатив) пе-реходят в стадию реализации. Сетевое взаимодействие Число партнерств: количество активных соглашений о сотрудничестве с различными органами, бизнесом и обще-ственными организациями. Активность на совместных платформах: частота и качество взаимодействия между стейкхолдерами на общих цифровых ресурсах. Прозрачность и доступность информации Число открытых данных: количество доступных открытых данных, которые могут быть использованы в анали-тике и для мониторинга. Уровень доступа к информации: насколько легко граждане могут получить доступ к ключевым данным о работе муниципалитета (финансовая отчетность, планы и отчеты о деятельности). Обратная связь и участие Число представленных инициатив: Соотношение числа предложений, высказанных гражданами и другими стейкхолдерами, к количеству обсужденных на публичных заседаниях. Уровень участия в опросах и голосованиях: количество участников в опросах, касающихся общественных вопросов и инициатив. Инновации и развитие Число внедренных цифровых решений: Количество успеш-ных проектов и новых технологий, введенных в муниципалитете. Уровень адаптации к изменениям: Способность стейк-холдеров к быстрой адаптации к новым возможностям, предоставляемым цифровыми технологиями. Составлено автором Используя вышеперечисленные индикаторы, по нашему мнению, муниципалитет может создать системный подход к оценке взаимодействия стейкхолдеров в цифровой экосистеме. Это поможет не только наладить эффективное взаимодействие, но и повысить уровень жизни граждан за счет лучшего понимания потребностей сообщества и быстрого реагирования на них. В целях совершенствования стратегии функционирования монопрофильного муниципалитета могут быть применимы ряд инструментов и методов, которые гарантируют достижение желаемых параметров, а также позволяют найти новые точки взаимодействия между стейкхолдерами. Приведем некоторые из них [1]. Использование больших данных: сбор и анализ информации из различных источников, включая социальные сети, электронные таблицы, онлайн-опросы и официальные статистические данные. Это позволяет оценить текущее состояние экономики, уровень безработицы и другие ключевые по-казатели. Инструменты аналитики: применение программного обеспечения для обработки данных (например, Python, R, BI-платформы) для выявления трендов и паттернов. Экономическое моделирование: создание экономических моделей, которые помогают прогнозировать последствия различных управленческих решений и внешних факторов. Это могут быть статические и динамические модели, учитывающие влияние сезонности и вхождение новых участников на рынок. Симуляция сценариев: использование сценарного анализа для оценки разных возможных trajectories развития (оптимистический, пессимистиче-ский, базовый сценарий). Внедрение новых цифровых платформы для взаимодействия сторон: создание единых онлайн-платформ для общения граждан, бизнеса и муниципалитета, что позволяет оперативно собирать и анализировать мнения, предложения и жалобы. Чат-боты и AI: использование искусственного интеллекта для обра-ботки запросов и предоставления автоматизированных ответов на часто задаваемые вопросы. Прогнозирование потребности в кадрах: на основе анализа современных и перспективных профессий, а также потребностей местного монопрофильного сектора, возможен прогноз дефицита или избытка квалифицированных специалистов. Внедрение новых образовательных инициатив: сотрудничество с об-разовательными учреждениями для создания программ обучения, которые будут соответствовать нуждам рынка труда. Развитие новых форм обратной связи от граждан: систематизирован-ный сбор мнений от населения о текущих проблемах и потребностях, что позволяет более точно определять векторы развития. Использование новых видов партнёрства с местным бизнесом: установление связей с местными компаниями для оперативного реагирования на изменения в спросе и предложении. Применение на практике гибких видов планирования: постоянная корректировка стратегий на основе новых данных и изменяющихся условий, что позволяет эффективно реагировать на внешние шоки (например, экономические кризисы или пандемии). Внедрение инноваций для обеспечения устойчивого развития: поиск и внедрение инновационных технологий и практик, которые могут повысить конкурентоспособность муниципалитета. Активное использование цифровых технологий и аналитических ин-струментов, поддержка взаимодействия с гражданами и бизнесом, а также постоянная адаптация к изменениям помогут создать устойчивую и конкурентоспособную экономику, выделить новые точки роста и обосновать альтернативные направления их активизации.
1. Антипин И.А., Власова Н.Ю., Иванова О.Ю. Методология муниципального стратегирования: сравнительный анализ и унификация // Управленец, 2021, Т. 12, № 6, С. 33–48.
2. Кулагина Н.А., Гавричкова Я. В., Купоров Ю.Ю. Индикаторы оценки цифрового развития региональных хозяйственных систем: методические аспекты и практика применения// Экономические науки, 2022, №6 (211) , с.80-87.
3. Кузнецов С. В., Свириденко М. В., Шамахов В. А. Стратегические приоритеты муниципального развития на основе выявления интересов стейкхолдеров: методологические подходы и практическая реализация // Управленческое консультирование, 2020, № 11, С. 10–22.
4. Парфиненко М. А., Грищук В. А. Особенности стратегического планирования на муниципальном уровне // Общество, экономика, управление. 2019 Т. 4, № 2 С. 23–26.
5. Плотников А.В. Сравнение содержания стейкхолдерских подходов в управлении // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 12. – С. 2695-2704.
6. Ткаченко А. Е. Методы стратегического планирования в управле-нии современным муниципальным развитием // Вестник РУДН. Сер. Политология. 2010 № 1 С. 79–82.
7. Суглобов А.Е. Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризации экономики / А.Е. Суглобов, С.Р. Древинг // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 10. С. 66-74.
8. Агапова Т.Н. Методика анализа структуры социально-экономических показателей // Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 20. № 3. С. 3-9.
9. Bank S.V., Suglobov A.E. Tactical and strategic modelling of the corporate financial performance indexes//World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 29. № 5. С. 683-688.
10. Медведев А.А. Основные категории и понятия в оценке экономической безопасности инновационного производства в особой экономической зоне // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 5. С. 264-268.