АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен анализ основных критериев обеспечения продовольственной безопасности Рязанской области. Информационной основой исследования явились электронные базы данных Росстат, Рязаньстат, Приказы, Постановления и Распоряжения Правительства РФ и Рязанской области, касаемые вопросов продовольственной безопасности. Для комплексной оценки обеспечения продовольственной безопасности в регионе использована система показателей, приведенных в «Доктрине продовольственной безопасности РФ», которые определены в динамике за 5 лет. Выявлены наиболее существенные проблемы региона в изучаемом вопросе: низкий уровень продовольственной независимости по группе плодоовощной продукции; значительное отставание от рекомендуемых норм потребления наиболее физиологически полноценных продуктов питания: мясных, молочных, овощей, фруктов и ягод; низкий уровень экономической доступности продовольствия. Освещены цели Государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса» в свете решения данных проблем

Ключевые слова:
продовольственная безопасность, критерии обеспечения продовольственной безопасности; уровень продовольственной независимости; экономическая и физическая доступность продовольствия
Текст

Продовольственная безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности страны. Обеспечение продовольственной безопасности страны напрямую зависит от состояния сельскохозяйственного производства в каждом регионе. В данной статье исследовано состояние сельскохозяйственного производства в одном из регионов Российской федерации – Рязанской области, и проведен анализ основных критериев обеспечения продовольственной безопасности региона.

Рязанская область имеет все необходимые условия для того, чтобы полностью обеспечить не только собственное население региона основными продовольственными товарами, но и поставлять многие виды продовольствия в другие регионы страны. Располагаясь в Южной части Нечерноземной зоны России, область занимает 6,1 % территории Центрального Федерального округа. Общая площадь региона составляет 39605 квадратных километров, население 1 082,8 тыс. человек, в том числе сельское население - 311,7 тыс. человек (по данным на 01.01.2024 г.).

В структуре земельного фонда региона основную долю занимают земли сельскохозяйственного назначения – 65 % (Рисунок 1).

Рисунок 1 Структура земельного фонда Рязанской области в 2022 г. (%) [5]

 

Географическое положение региона, его агроклиматические условия позволяют успешно развивать сельскохозяйственное производство, обеспечивая потребности региона как в растениеводческой, так и в животноводческой продукции. Основными отраслями сельского хозяйства Рязанской области являются молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, производство зерна, сахарной свеклы, масличных культур и кормопроизводство.

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, объем произведенной сельскохозяйственной продукции в регионе в 2022 году составил 126 млрд. рублей в фактически действующих ценах, что позволило области по данному показателю занять 9-е место в рейтинге регионов ЦФО, с долей в общем объеме продукции сельского хозяйства ЦФО на уровне 5,2%. Однако, для того, чтобы понять, на сколько объем произведенной продукции покрывает собственные потребности области, проведем анализ уровня обеспечения продовольственной безопасности в регионе.

В новой «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. №20, продовольственная безопасность трактуется как «состояние социальноэкономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [7]. Для оценки обеспечения продовольственной безопасности в Доктрине предлагается использовать в качестве основных индикаторов достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности продовольствия [4].

Продовольственная независимость отражает уровень самообеспечения региона основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Данный показатель рассчитывается как отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления, выраженное в процентах. При этом в Доктрине приведены пороговые значения данного показателя по основным видам сырья и продовольствия.

Расчет нормативного уровня самообеспечения основными продовольственными товарами населения Рязанской области в 2022 г. приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 - Нормативный уровень самообеспечения основными продовольственными товарами населения Рязанской области в 2022 г. [3, 7, 8]

Наименование продукции

Потребность в соответствии с РНП*, тыс. тонн

Собственное производство, тыс. тонн

Самообес-печение, %

Пороговое значение самообес-печения**, %

Картофель

98,4

204,3

207

95

Овощи и продовольственные бахчевые

153,1

76,5

50

90

Фрукты и ягоды

109,4

24,5

22

60

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)

79,8

65,9

82,6

85

Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)

355,5

594,7

167

90

Рыба и рыбопродукты

24,1

20,9

87

85

Сахар

26,2

43,9

168

90

Зерно

1050

3065,6

292

95

* - РНП – рациональная норма потребления

** - в соответствии с «Доктриной продовольственной безопасности РФ»

 

Как видим, по большинству основных групп продовольственных товаров собственное производство Рязанской области не только покрывает нормативный уровень потребности населения региона, но и имеет хороший экспортный потенциал поставок продукции на внутренний и внешний рынок. Так, по зерну, картофелю, сахару, молочным продуктам уровень самообеспечения превышает пороговое значение в 1,9-3,1 раза. Это способствует развитию сотрудничества с другими регионами, наращиванию объемов вывоза данной сельскохозяйственной продукции. Однако, имеется ряд продовольственных товаров, уровень самообеспечения по которым не только не достигает пороговых значений, но и находится на критически низком уровне. Речь, прежде всего, идет о плодово-ягодной продукции, собственное производство которой покрывает нормативную потребность населения области лишь на 22 %, что на 38 % ниже порогового значения. Также недостаточен уровень самообеспечения по овощам и продовольственным бахчевым культурам, собственное производство которых покрывает нормативную потребность лишь на 50 %, что на 40 % ниже порогового значения.

Устойчивость регионального продовольственного рынка определяется соотношением продукции собственного производства и ввозимой из других регионов [11]. На рисунке 1.2 приведена динамика производства и ввоза плодоовощной продукции в Рязанской области в 2018-2022 гг. Как видим, в исследуемые годы по фруктам и ягодам отмечается рост собственного производства: несмотря на снижение валовых сборов в 2022 г., общий рост производства данной группы продукции за пять лет составил 19 %. На фоне роста собственного производства фруктов и ягод отмечается ежегодное снижение объемов ввозимой продукции: за пять лет ввоз сократился на 29 %. Если в 2018 году доля ввозимой продукции в общем объеме рынка фруктов и ягод составляла 62 %, то к 2022 году она сократилась до 49 %. Однако, несмотря на это, в регионе сохраняется высокая зависимость от ввоза фруктов и ягод. Эта негативная тенденция объясняется глубокими кризисными явлениями в отрасли садоводства, происходившими в нашей стране с 90-х годов прошлого века до второго десятилетия нашего века, когда было практически полностью разрушено крупнотоварное производство плодово-ягодной продукции, а основная нагрузка по обеспечению населения этой важной группой продуктов перешла на частный сектор [6].

а) фрукты и ягоды

 

б) овощи и продовольственные бахчевые культуры

Рисунок 2 - Динамика производства и ввоза плодоовощной продукции в Рязанской области [5]

 

Что же касается обеспеченности населения области овощной продукцией, то здесь наметилась негативная тенденция сокращения объемов собственного производства: за пять лет валовые сборы овощных и бахчевых культур во всех категориях хозяйств сократились на 9,4 %. И хотя зависимость региона от ввоза овощной продукции существенно ниже, чем по фруктово-ягодной продукции (доля овощей собственного производства от общего объема регионального рынка в 2022 году составила 76 %), обеспеченность этой группой продукции достаточная низкая.

 У регионального рынка плодоовощной продукции имеется огромный потенциал для роста. Как следует из таблицы 1.1, потребность рынка в овощах с учетом рекомендуемых медицинских норм в 2022 году составила 153,1 тыс. тонн. Текущий объем рынка овощной продукции в 100 тыс. тонн (производство плюс ввоз) покрывает лишь 65 % потребности региона, в том числе за счет собственного производства – 50 %. Следовательно, для удовлетворения внутренних потребностей населения требуется дополнительно производит 53,1 тыс. тонн овощей в год.

Еще более сложная ситуация с обеспеченностью региона фруктами и ягодами. Потенциальная емкость регионального рынка данной группы продукции составляет 109,4 тыс. тонн; текущий объем рынка – 48,1 тыс. тонн, что составляет лишь 44 % от потребности региона. Безусловно, такие цифры следует признать крайне недостаточными для обеспечения продовольственной безопасности региона. Для покрытия потребностей региона необходимо увеличить производство фруктов и ягод на 61,3 тыс. тонн, т.е. в 1,3 раза.

Конечно, расширение производства плодоовощной продукции требует значительного внимания и поддержки со стороны государства и региональных властей. Преодолению негативных последствий кризиса в садоводстве и овощеводстве области способствует разработанная в области государственная программа «Развития агропромышленного комплекса» до 2025 года (Постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 N 357 в редакции от 10.12.2021). Программой предусмотрено привлечение средств из внебюджетных источников в объеме более 7 млрд. рублей для развития овощеводства защищенного грунта, что имеет важное значение для ликвидации сезонности снабжения населения овощами. Также запланированы субсидии на закладку многолетних плодовых и ягодных насаждений в размере 17237 тыс. рублей из Федерального бюджета и 907,2 тыс. руб. из областного бюджета [1].

Для достижения необходимого уровня продовольственной безопасности важно не только снизить зависимость региона от внешних поставок, но и обеспечить экономическая доступность продовольствия. Этот показатель является не менее важным, чем продовольственная независимость. В соответствии с «Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации» экономическая доступность продовольствия определяется как отношение фактического потребления основной пищевой продукции на душу населения к рациональным нормам ее потребления, отвечающим требованиям здорового питания, и имеет пороговое значение 100% [7].

В таблице 2 приведен расчет соответствия фактического потребления основных продуктов питания в регионе рациональным нормам в динамике за пять лет.

Таблица 2 - Соответствие фактического потребления основных продуктов питания в Рязанском регионе рациональным нормам

Наимено-вание продуктов

2017

2018

2019

2020

2021

Факт, кг/год/чел

Соответствие норме, %

Факт, кг/год/чел

Соответствие норме, %

Факт, кг/год/чел

Соот-ветст-вие норме, %

Факт, кг/год/чел

Соот-ветст-вие норме, %

Факт, кг/год/чел

Соот-ветст-вие норме, %

Мясопро-дукты

57

78

57

78

60

82

61

84

63

86

Молоко и молочные продукты

224

69

225

69

227

70

233

72

235

72

Яйца*

297

114

298

115

312

120

310

119

311

120

Картофель

108

120

106

118

107

118

102

113

100

111

Овощи и бахчевые

75

54

75

54

77

55

75

54

72

51

Фрукты и ягоды

44

44

43

43

42

42

44

44

47

47

Хлебопро-дукты

116

103

117

104

118

104

118

104

118

104

Масло растител-ное

12,2

102

12,2

101

12,4

103

12,5

104

12,6

105

Сахар

37

154

36

150

36

150

36

150

36

150

* - штук/год/чел

Источник: рассчитано автором с использованием [3, 8].

Оценка потребления основных продуктов питания населением Рязанской области выявила достаточно близкое соответствие фактического уровня потребления рациональным нормам по таким видам продовольствия, как хлебопродукты и растительное масло; существенное превышение рекомендуемых норм потребления по картофелю, куриным яйцам и особенно по сахару. Эти продукты в потребительской корзине являются наиболее дешевыми, но при этом наименее физиологически полноценными, не обеспечивая организму необходимый уровень физиологически незаменимых веществ (за исключением яиц). Напротив, по физиологически полноценным продуктам питания, но более дорогим, выявлено существенное отставание от рекомендуемых норм потребления. Так, по мясу нехватка составляет 14 %; молоку и молочным продуктам – 28%; самые низкие показатели отмечены по потреблению овощей и бахчевых культур (51 % от нормы), а также фруктов и ягод (47 % от нормы).

Такой существенный перекос потребительской корзины жителей региона в сторону наименее полноценных дешевых продуктов питания не отвечает требованиям здорового питания, а следовательно снижает уровень обеспечения продовольственной безопасности региона. Экономическая доступность продовольствия зависит в свою очередь от уровня жизни населения, основные социально-экономические индикаторы которого приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Рязанской области [5]

Наименование показателя

Значение показателя по годам

2018

2019

2020

2021

2022

Реальные располагаемые денежные доходы , в %  к предыдущему году

99,7

99,3

96,3

102,9

96,2

Доля населения

с денежными доходами

ниже величины

прожиточного минимума/

границы бедности*,

в % к предыдущему году

13,0

12,7

12,8

12,4

11,8

Коэффициент Джини

0,366

0,366

0,358

0,362

0,349

 Коэффициент

дифференциации доходов,

в разах

11,2

11,2

10,5

10,9

9,96

* с 1 января 2021 года рассчитывается показатель «Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности»; до 2020 года включительно – «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума».

 

При анализе социально-экономических индикаторов уровня жизни выявлено снижение реальных денежных доходов населения, составившее за 2018-2022 гг. 3,5 %. Положительным моментом является снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума / границы бедности, а также уменьшение коэффициентов, характеризующих неравномерность распределения доходов в обществе – коэффициента Джини, и коэффициента дифференциации доходов населения. Однако значения этих показателей достаточно высоки, что указывает на высокую степень расслоения доходов населения. Согласно методологическим пояснениям Федеральной службы государственной статистики значение коэффициента Джини выше 0,2 свидетельствует о низком уровне экономической доступности продовольствия в регионе [9].

Для всесторонней оценки уровня продовольственной безопасности региона следует оценить также уровень физической доступности продовольствия [10; 12]. Согласно «Доктрине продовольственной безопасности РФ», физическая доступность продовольствия характеризует такой уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором «во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения жителями пищевой продукции или организации питания в объемах и ассортименте, соответствующих рекомендуемым рациональным нормам потребления». Данный показатель определяется как процентное отношение фактической обеспеченности населения разными видами торговых объектов по продаже продовольственных товаров и объектами по реализации продукции общественного питания к установленным Правительством РФ нормативам [7].

Согласно Постановлению Правительства Рязанской области от 15 августа 2023 года N 311 норматив минимальной обеспеченности населения области площадью стационарных торговых объектов, осуществляющих продажу продовольственных товаров, составляет 1422 единицы на регион [2]. Фактическая обеспеченность Рязанской области разными видами разными видами торговых объектов по продаже продовольственных товаров в 2022 году составила 4897 единиц [8]. Отношение фактической обеспеченности торговыми площадями к нормативной составляет 284 %, что показывает высокий уровень физической доступности продовольствия.

Таким образом, при анализе основных критериев обеспечения продовольственной безопасности в Рязанском регионе выявлен ряд проблем, а именно:

- низкий уровень самообеспечения региона плодоовощной продукцией;

- высокая зависимость от внешних поставок рынка фруктов и ягод, что снижает устойчивость рынка;

- существенное отставание фактического объема рынка плодоовощной продукции от потенциальной емкости рынка, что требует значительного наращивания объемов производства данной группы продукции;

- значительное отставание от рекомендуемых норм потребления наиболее физиологически полноценных продуктов питания: мясных, молочных, овощей, фруктов и ягод, что не отвечает требованиям рационального питания;

 - низкий уровень экономической доступности продовольствия.

Решению данных проблем способствует разработанная в области Государственная программа «Развития агропромышленного комплекса» до 2025 года, основными целями которой являются создание условий по развитию агропромышленного комплекса, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки, расширение ассортимента и повышение качества продуктов питания, продвижение на внутренние рынки и внешние рынки [1].

Список литературы

1. Постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 N 357 (ред. от 10.12.2021) « Об утверждении государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса» [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/460211574

2. Постановление Правительства Рязанской области от 15 августа 2023 года N 311 «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Рязанской области» [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/406788453

3. Приказ Минздрава России от 19.08.2016 N 614 (ред. от 01.12.2020) "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания". [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71385784/

4. Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2021 N 296-р (ред. от 11.08.2022) «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=424507#KuaTzFUjjwl0HitM

5. Рязанская область в цифрах Краткий статистический сборник: Рязаньстат, 2023. – 169 с. URL: https://62.rosstat.gov.ru›statpublications/ document/43911

6. Савина О.В., Пентегов С.И., Обеспечение продовольственной безопасности России на основе развития плодово-ягодного подкомплекса АПК // Russian Journal of Management. 2024. Т. 12. № 1. С. 226-238.

7. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73338425/

8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/

9. Шашкова И.Г., Романова Л.В. Анализ состояния обеспечения продовольственной безопасности Рязанской области // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 11. – С. 196-201 - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42611

10. Яшкова Н.В. Методика оценки физической доступности продовольствия // FUNDAMENTAL RESEARCH. №8, 2020. – С. 92-96. - URL: https:// https://elibrary.ru/download/elibrary_43918192_72844216.pdf

11. Chekavinskii A. N., Selimenkov R. Yu. Modelling of food security in the region // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. – 2014. – № 4(34). – p. 226-235. – doi:https://doi.org/10.15838/esc/2014.4.34.20.

12. Суглобов А.Е., Толебаева Б.Т., Кукеева М.Ж. Применение индикативного подхода при анализе угроз экономической безопасности регионов // Вопросы региональной экономики. 2017. № 4 (33). С. 71-76


Войти или Создать
* Забыли пароль?