сотрудник с 01.01.2003 по 01.01.2024
Улан-Удэ, Россия
Улан-Удэ, Россия
Улан-Удэ, Россия
Улан-Удэ, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
В статье рассмотрены основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, рекомендации по повышению результативности государственной помощи АПК на примере Республики Бурятия. Цель исследования определить направления повышения эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере АПК. Авторы анализируют показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере АПК, а так же существующие программы и инструменты государственной поддержки, выявляют их преимущества и недостатки и предлагают конкретные шаги по улучшению ситуации. Также в статье рассматриваются перспективы развития сельскохозяйственного предпринимательства в регионе и возможные пути усиления роли государства в этом процессе. Сегодня агробизнес как стратегически важный сектор сельского хозяйства находится в зоне всемерной поддержки государства, заключающейся в системных мероприятиях, направленных как на новичков, так и для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельской местности на протяжении длительного времени. Эта помощь помогает стать частью общих целей развития сельского бизнеса. Ежегодно в России оказывается достаточно ощутимая финансовая поддержка из государственного бюджета на различные нужны, в частности получение грантов.
государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, сельское хозяйство, развития агропромышленного комплекса, финансовая поддержка.
Введение
Малое и среднее предпринимательство в АПК Республики Бурятия оказывают существенное влияние на социально-экономическую ситуацию и развитие сельской экономики. Из общего объема производства всей отрасли на их долю достается до 70%. Численность предпринимателям малого и среднего бизнеса в АПК Республики Бурятия в целом имеет положительную динамику.
Рис. 1 - Динамика количества субъектов малых форм хозяйствования в Республике Бурятия
Fig. 1- Dynamics of the number of small business entities in the Republic of Buryatia
Развитие предпринимательства в АПК в Республике Бурятия, отличается от других регионов России своей спецификой, в частности ориентированностью, преимущественно на производство продуктов животноводства. Так более 60% валовой продукции сельского хозяйства приходится на отрасль животноводства.
Таблица 1 - Динамика основных показателей К(Ф)Х, включая ИП [1]
Table 1 - Dynamics of the main indicators of K(F)H, including IP [1]
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2020 г. |
2021 г. |
2021 г. в % к 2020 г. |
Доля К(Ф)Х в общем объеме, % |
Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах |
млрд. руб. |
1,6 |
1,8 |
112,5 |
9,5 |
Производство: |
|
|
|
|
|
Зерно в весе после доработки |
тыс. тонн |
29,2 |
39,8 |
136,3 |
32,5 |
Картофель |
тыс. тонн |
5,7 |
6,0 |
105,3 |
5,5 |
Овощи |
тыс. тонн |
5,2 |
5,7 |
109,6 |
15,2 |
Скот и птица на убой (в ж.весе) |
тыс. тонн |
5,3 |
6,1 |
115,1 |
8,8 |
Молоко |
тыс. тонн |
6,4 |
7,1 |
110,9 |
7,1 |
КРС |
тыс. голов |
51,9 |
63,2 |
121,8 |
18,8 |
в том числе коров |
тыс. голов |
22,9 |
28,3 |
123,6 |
19,6 |
свиней |
тыс. голов |
2,44 |
2,51 |
102,9 |
2,0 |
овец и коз |
тыс. голов |
122,4 |
146,8 |
119,9 |
49,1 |
лошадей |
тыс. голов |
12,7 |
13,9 |
109,4 |
26,8 |
Посевная площадь: |
тыс. га |
31,1 |
34,6 |
111,3 |
29,3 |
зерно |
тыс. га |
18,9 |
21,7 |
114,8 |
32,8 |
картофель |
тыс. га |
0,42 |
0,45 |
107,1 |
5,6 |
овощи |
тыс. га |
0,10 |
0,13 |
130,0 |
10,0 |
кормовые |
|
11,7 |
12,2 |
104,3 |
28,6 |
Урожайность с/х культур: |
|
|
|
|
|
зерно |
ц/га |
15,5 |
18,4 |
118,7 |
- |
картофель |
ц/га |
135,7 |
133,3 |
98,2 |
- |
овощи |
ц/га |
520,0 |
438,5 |
84,3 |
- |
Материалы и методы
Выбор методов исследования обусловлен спецификой целей и задач исследования. В статье использованы статистические и эмпирические, методы анализа и синтеза, что позволило оценить основные направления и объемы финансовых ресурсов, направляемых на развитие важнейших секторов АПК региона. Определить основные проблемы развития агробизнеса и выявить возможности и перспективы развития сельского хозяйства Республики Бурятия.
Результаты и обсуждение
Так как республика относится к зоне рискованного земледелия и включает особо охраняемые природные территории, эти факторы не могут не отражаться на особенностях ведения сельского хозяйства на территории, выражающихся в высоких издержках производства продукции растениеводства и низкой эффективности аграрной деятельности.
Для увеличения производственных показателей государство оказывает поддержку предпринимателям малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства – это комплекс мер, принимаемых государством для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства, включающих в себя финансовую поддержку, налоговые льготы, субсидии, кредиты, государственные программы и законы.
В частности, предпринимателям малого и среднего бизнеса в АПК предоставляют заемные средства для приобретения оборудования, расширения производства, закупки сырья и т.д. При этом процентные ставки по таким кредитам ниже, чем по традиционным коммерческим кредитам, например, льготное кредитование сельхозпроизводителей в рамках Постановления Правительства РФ № 1528 от 29.12.2016 г. [2] от 1 до 5% годовых.
Также предусмотрены для получение кредитов государственные гарантии предпринимателям в сфере АПК. Национальная гарантийная система поддерживает предпринимателей малого и среднего бизнеса. Это позволяет снизить риски для банков и повысить доступность кредитов для предпринимателей.
С 2012 года в Российской Федерации осуществляется субсидирование малого бизнеса, путем предоставления безвозмездных грантов. Гранты предоставляется на конкурсной основе начинающим фермерам, семейным фермам и сельскохозяйственным кооперативам для улучшения их материально-технической базы.
Реализация Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [4] с 2019 года ввела новый грант «Агростартап», который так же на конкурсной основе предоставляется начинающим фермерам. Основное отличие нового гранта от ранее существовавшего гранта «Начинающий фермер» - это стимулирование создания новых сельскохозяйственных кооперативов и увеличения их членской базы. Цель Федерального проекта - это развитие так называемых «малых форм хозяйствования», к которым так же причисляются предприниматели малого и среднего бизнеса в аграрном секторе. В АПК получили государственную поддержку в рамках федерального проекта 2010 предпринимателей.
В рамках федерального проекта так же оказывается консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в АПК, созданы консультационные центры для распространения сельскохозяйственных знаний для малого агробизнеса.
Государственная программа развития АПК включает в себя различные субсидии, призванные увеличить производственные показатели отрасли, в частности субсидии на поддержку производства и реализации молока, мяса, растениеводческой продукции. Предусмотрены субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и сельхоз животных. Данные субсидии компенсируют часть производственных затрат понесенных фермером.
Стоит отметить, что основное финансирование вышеперечисленных мер поддержки выделяется из федерального бюджета, при софинансировании из регионального и местного бюджета республики. Объем бюджетных ассигнований Госпрограммы по уровням бюджета представлен на графике.
Рис. 2 - Объем бюджетных ассигнований Госпрограммы в Республике Бурятия, тыс. руб.
Fig. 2 - The volume of budgetary allocations of the State Program in the Republic of Buryatia, thousand rubles.
Поскольку Республика Бурятия является дотационным регионом, местные меры поддержки предпринимательства в АПК не имеют под собой необходимого финансирования, что сказывается на их эффективности. К примеру, на возмещение части затрат по содержанию маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2020 году было направлено 6262,7 тыс. руб. на 14 районов республики, получателями стали 48 субъектов МСП.
В районах создана система действенной поддержки агробизнеса, представляющая собой тесный тандем микрокредитной компании Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия и центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Клиенты центра могут рассчитывать на широкий спектр услуг, связанных с получения всей необходимой информации о действующих видах поддержки и оформлением заявки на их получение и реализацию.
Кроме того, средние и малые предприниматели и самозанятые граждане получили консультации по ведению бизнеса.
Гарантийным фондом предоставлено 3 поручительства на сумму 5755 тыс. руб.
За 2022 год ФПМП РБ выдано 44 микрозайма на сумму 59447 тыс. руб., что на 3017,0 тыс. руб. больше, чем в 2021 году, при этом количество выданных микрозаймов не изменилось.
Отделом социальной защиты населения заключены социальные контракты с 75 гражданами, уровень заработка которых ниже прожиточного минимума. При этом 59 чел. получили субсидии на ведение предпринимательской деятельности на общую сумму 15450 тыс. руб. и 16 человек получили субсидию на развитие личного подсобного хозяйства на сумму 1700 тыс. руб.
В целях оказания предпринимателям практической помощи и создания экономических условий для развития малого предпринимательства в районе функционирует муниципальная программа «Экономическое развитие МО «Кабанский район», содержащая подпрограмму «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства».
В рамках реализации мероприятий данной подпрограммы в прошедшем году традиционно проведен районный конкурс по предпринимательству «БИЗНЕС-СТАРТ» среди обучающихся образовательных организаций МО «Кабанский район». В 2022 году конкурс состоялся в шестой раз. В конкурсе приняли участие 9 образовательных учреждений района, представлено 9 бизнес-проектов. Общее количество участников конкурса составило 34 человека. По итогам защиты бизнес-проектов победителям вручены денежные премии и дипломы, остальным участникам конкурса вручены благодарности, поощрительные призы.
В образовательных учреждениях проведено 8 уроков с участием предпринимателей, которые рассказали обучающимся о своих успехах в предпринимательстве.
Для поддержания и развития местных сельхозпроизводителей район получил 75,56 млн. руб. Сельхозпроизводителям, занимающимся производством молока было направлено около 6 млн. руб. субсидий на повышение молочной продуктивности. Ежегодно получателями государственной поддержки становятся сельхозпроизводители района. Одно из крупных и динамично развивающихся сельскохозяйственных предприятий Кабанского района является ООО «Рубин», специализирующееся на разведении и выращивании крупного рогатого скота молочного направления, а также выращивании зерновых культур. В период с 2017 по 2023 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйстве возросло с 1151 до 1910 голов, свиней с 56 голов до 179, лошадей с 147 до 260 голов. Устойчивыми темпами ежегодно возрастают объёмы молока. Для увеличения кормовой базы предприятие выращивает до одиннадцати различных культур, внедрило новые технологии выращивания и сбора двух укосов люцерны за летний сезон. Строго соблюдаются сроки и условия заготовки по каждому виду кормовых культур. Для этих целей используются самые современные технологии и самая современная высокотехнологичная техника. ООО «Рубин» дважды был признан лучшей сельскохозяйственной организацией Бурятии по итогам 2017 г. и 2020 г.
Успешно в Кабанском районе действует и развивается ФГУП «Байкальское». Предприятие занимается различными направлениями в своей деятельности: разводят и выращивают племенных животных (коров и лошадей); занимаются производством молока и мяса; перерабатывают молоко на собственном молокозаводе; выращивают картофель и овощи; производят и реализуют репродукционные семена сельскохозяйственных культур; занимаются заготовкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.
ООО «Гарантия-2» один из крупных предприятий Кабанского района, специализируется на выращивании картофеля и овощей. Предприятие неоднократно субсидировалось государством, выигрывало гранты на покупку техники, строительство современных картофеле-овощехранилищ, оросительных систем.
Заключение
В Кабанском районе, как и во всей Республике Бурятия развитие всех видов предпринимательства в сельских районах за счет государственных поддержек стабильно развивается, создаются новые крестьянские (фермерские) хозяйства, закупается и внедряется в производство современная техника и оборудование, сохраняются рабочие места на селе. Сельхозтоваропроизводители подают заявки и выигрывают гранты, что свидетельствует об их стремлении прогрессировать, и быть конкурентоспособными в регионе.
Таким образом, в Республике Бурятия реализуются преимущественно меры финансовой поддержки деятельности предпринимателей малого и среднего бизнеса в АПК. К не финансовым мерам поддержки можно отнести консультационную поддержку. На наш взгляд в республике необходимо внедрить действующую систему государственных заказов, которая сегодня реализуется согласно 44ФЗ [5] и 223ФЗ [6]. Но, к сожалению практика работы, государственных закупок привела к появлению множества посредников, а сельхозтоваропроизводитель не получает гарантированного рынка сбыта, поскольку отношения выстраивается с посредником, а не с государственными заказчиками. Именно гарантированный рынок сбыта позволил бы предпринимателям малого и среднего бизнеса в АПК эффективно развиваться.
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия – Режим доступа: https:https://03.rosstat.gov.ru/
2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке» (с изменениями и дополнениями) – Режим доступа: https://base.garant.ru/71580832/
3. Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» утвержденная Постановлением Правительство Республики Бурятия от 28 февраля 2013 г. № 102. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/473800372
4. Паспорт национального проекта Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400564238/
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
6. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/
7. Решение Совета депутатов муниципального образования «Кабанский район» от 28 сентября 2018 г. №71 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития МО «Кабанский район» на период до 2035 года».
8. Сизова, Н.П. Уровень и тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств в регионах Сибирского федерального округа / Н.П. Сизова, Н.В. Шобдоева, Т.М. Шадонова // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 4(76). – С. 184-188.
9. Полянская, Н.М. Продовольственная самообеспеченность и импортозамещение в России / Н.М. Полянская, Э.Б. Найданова, Н.В. Шобдоева // Экономика сельского хозяйства России. – 2023. – № 12. – С. 15-26.