РЫБОЛОВСТВО В АРКТИКЕ: УГРОЗЫ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведены результаты исследований объемов рыболовства в Арктической зоне Российской Федерации, современные угрозы и вызовы, обусловленные неблагоприятной геополитической обстановкой, раскрыты пути обеспечения национальной безопасности и реализации перспектив арктического рыболовства.

Ключевые слова:
Рыболовство, Арктика, Арктическая зона РФ, водные биологические ресурсы, угрозы, национальная безопасность, коренные малочисленные народы Севера.
Текст

Введение. Большая часть Арктики покрыта льдом, для арктических морей характерен низкий уровень рыбных запасов, в ее центральной части из-за экстремальных условий комплексных научных исследований не проводилось. Промышленное рыболовство долгое время осуществлялось только в районах в западной части Арктики с теплыми течениями Гольфстрим, а в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) в северо-западной и северо-восточной зоне. С потеплением климата наблюдаются стремительные изменения в морских экосистемах, освобождаются ото льда арктические моря и в будущем предполагаются процессы освоения новых промысловых районов.

В настоящее время действует Соглашение о запрете коммерческого рыболовства в центральной зоне Северного Ледовитого океана (СЛО). Оно было принято приарктическими странами Россией, Норвегией, Данией (в отношении Гренландии и Фарерских островов), Канадой и США и пятью неарктическими государствами (Исландия, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Япония и Европейский союз). Государства пришли к пониманию, того, что отсутствие научных исследований о рыбных запасах в суровых условиях и необходимость исключения рисков нанесения ущерба морским экосистемам коммерческим и нерегулируемым рыболовством может негативно отразиться не только на хрупких экосистемах Арктики, но и принести вред биосфере всей планеты. Исследования запасов рыбных ресурсов, их миграционные пути, влияние изменений на жизнь других морских животных и растений из-за потепления климата и принятие мер по предотвращению экологических рисков в Арктике становится объективной реальностью для активизации деятельности в научной сфере и бизнесе. Это соответствует стратегическим задачам государственного управления и национальным приоритетам России.

Современная геополитическая обстановка в мире вследствие резкого обострения отношений между Россией США и странами ЕС к существующим угрозам в Арктике приводит к появлению новых вызовов более значительных и ущемляющих национальные интересы нашей страны. Поэтому исследования состояния и перспектив современного рыболовства в АЗРФ, выявление угроз и вызовов, разработка мер по снижению потерь от них и определение перспектив в организации промышленного рыболовства и рыболовства для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока (КМНС) является важным и актуальным.

Результаты. Арктика – это единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу с акваториями морей Северного Ледовитого океана (СЛО), многочисленными островами, архипелагами и прибрежными территориями трех материков – Европы, Азии и Северной Америки относятся к Арктике. Помимо суши (21 млн км2) она включает большое водно-территориальное пространство, значительное время в году покрытое льдом[1].

Статус Арктики определен в институциональных правовых актах, необходимых для обеспечения безопасности арктических границ России. Исторические документы Российской империи, советского периода  свидетельствуют о значимости Арктики для нашей страны как региона, в котором проживают КМНС и содержатся богатые месторождения углеводородных и минеральных ресурсов, редких и драгоценных металлов, морского биологического разнообразия рыб и животных. Нота Министерства иностранных дел Российской империи от 20 сентября 1916 г. и меморандум 1924 г. закрепили принадлежность России территорий, земель и островов, являющихся продолжением Сибирского континентального плоскогорья. Постановлением Совнаркома СССР от 17 апреля 1925 г. проливы Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар, Вилькицкого, Шокальского, Красной Армии, Лаптева и Санникова были объявлены территориальными водами СССР. В апреле 1926 г. Постановление ЦИК СССР и принятие закона «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном ледовитом океане» с указанием меридианов устанавливает как открытые и в последующем могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова территориями Советского Союза[2].

Решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г. в арктическую зону включены земли и острова, расположенные в российском секторе Арктики, а также внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации (ИЭЗ). Дальнейшее формирование институциональной среды для хозяйственной деятельности и определения правил для органов управления и бизнеса происходит в Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ и решениях региональных структур государственного управления.

Президентом Российской Федерации в 2008 г. были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», в котором раскрываются понятия, цели и задачи проводимой политики. Под АЗРФ понимается часть Арктики, в которую включены полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, по решению Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом»[3].

Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» расширяет перечень национальных интересов в Арктике и уточняет понятия Арктики и АЗРФ. Арктика - это северная полярная область Земли, включающая северные окраины Евразии и Северной Америки (кроме центральной и южной частей полуострова Лабрадор), остров Гренландия (кроме южной части), моря СЛО (кроме восточной и южной частей Норвежского моря) с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. АЗРФ - сухопутные территории, определенные Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации[4].

Регионы АЗРФ - это Мурманская область, Республика Карелия (Лоухский, Камский и Беломорские муниципальные районы), Архангельская область (Онежский, Приморский и Мезенский муниципальные районы, городские округа Архангельск, Северодвинск и Новодинск, административно принадлежащие арктические острова, Ненецкий автономный округ, Красноярский край (Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район, городские округа Норильск, муниципальные образования город Игарка, Туруханский муниципальный район), Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Анабарский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть - Янский, Эвено - Бытантайский улусы), Чукотский автономный округ, Республика Коми (городской округ Воркута).

АЗРФ – это регион с экстремальными природно-климатическими условиями, в котором осуществляются совершенно отличающиеся от других субъектов Российской Федерации способы ведения хозяйственной деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, разработках углеводородного и минерального сырья, добыче и переработке водных биологических ресурсов. Никогда не сходящий ледовый покров территорий, дрейфующие льды в арктических морях, низкая плотность населения 1-2 человека на 10 км2 сдерживают развитие транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктуры. Промышленное освоение природных богатств АЗРФ имеет очаговый характер с высоким уровнем ресурсоемкости и уязвимости окружающей среды, сухопутных, морских, прибрежных экосистем. Особенности в жизнеобеспечении и благополучии населения АЗРФ состоят в необходимости ежегодного завоза топлива, продовольствия и товаров из других регионов России. Для сохранения морских и сухопутных экосистем требуется применение новых подходов в организации производственной деятельности, учитывающих региональные экологические особенности АЗРФ. В рыболовстве основными принципами при вылове водных биологических ресурсов предосторожность и экосистемность, которые обеспечиваются установлением научно обоснованных общих допустимых уловов (ОДУ).

Особое место в Арктике принадлежит коренным жителям - КМНС. В Основах государственной политики в Арктике на период до 2035 года в состав национальных интересов включена необходимость защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Сокращение численности населения АЗРФ, сложная демографическая ситуация и низкий уровень социально-экономического, инфраструктурного обеспечения жизни представляют угрозу национальной безопасности. Предотвращение этих угроз, наряду с мерами государственной поддержки состоит в уточнении и изменении положений нормативно-правовых регламенты по рыболовству и охоте на морских млекопитающих, так как они необходимы для поддержания здоровья и влияют на продолжительность и качество жизни КМНС.

Согласно подпункта 4 пункта 26 регламента Министерства сельского хозяйства от 24.12. 2015г. № 569 отказ в предоставлении права на вылов водных биологических ресурсов основывается по причине «предоставления заявки не по установленной форме» с лишением его на год. Регулярные изменения формы, правил подачи и рассмотрения заявок приводит к ошибкам при подаче заявок. Их исправление становится невозможным, так как согласно регламента, их рассматривают после окончания срока подачи заявок. Семьи КМНС на целый год остаются без права на вылов рыбы. В 2008 г. как уведомительная процедура о намерении вылова необходимого объема рыбы была введена в целях обеспечения рационального использования водных биологических ресурсов. Изначально требование о ведении учета выловленной рыбы КМНС отсутствовало. Они должны были выловить столько рыбы, сколько указали в заявке. Однако в настоящее время заявка превратилась в инструмент ограничения доступа к рыбным ресурсам. Предлагаемые решения этой проблемы в оставлении заявочного принципа только для общин КМНС, а для лиц, не состоящих в общине устанавливать лимиты, также имеют недостатки и нарушают законодательство. В резолюции XII Международного форума «Арктика настоящее и будущее», прошедший в Санкт-Петербурге 8-9 декабря 2022 г. по социально-экономическому развитию АЗРФ рекомендовано внести в правовые акты по рыболовству значительные изменения, которые обеспечат КМНС особые права и приоритетный доступ к водным биологическим ресурсам[5].

Арктические морские акватории СЛО с морями: Гренландским, Норвежским (частично), Баренцевым, Белым, Карским, Лаптевым, Восточно-Сибирским, Чукотским, Бофорта и Линкольна, центром которых является Северный полюс, а южная граница – это побережья пяти приарктических государств: Дании (в отношении Гренландии), Канады, Норвегии, России, США. К определению южной границы морских пространств Арктики, подвижность которых вносит определенные проблемы для рыболовства, существуют разные подходы. Многие исследователи считают, что за южную границу Арктики следует принимать Северный полярный круг - параллель 66°33' северной широты, тогда морские пространства значительно расширяются к югу, в основном, в Норвежском море вплоть до Исландии. В зарубежной научной литературе за южную границу предлагают принять прохождение изотермы +10 С в июле, тогда, в западной части Арктики ее южная граница из-за теплого течения Гольфстрим, сдвигается к северу (по сравнению с географическим определение по Северному полярному кругу), а в восточной Арктики значительно к югу, включая всё Берингово море. Подвижность границ Арктики имеет значение при определении районов добычи водных биологических ресурсов, то есть установление границ решает множество проблем рыболовства. Это было бы выполнимо при международной договоренности между пятью арктическими государствами (Россией, Канадой, Данией (в отношении Гренландии), Норвегией и США). Однако такие договоренности в настоящее время из-за ухудшения геополитической обстановки представляются сложными и невыполнимыми. При появлении более благоприятных условий для международного сотрудничества следует учитывать национальные интересы России. Примером является Соглашение о разграничении в Беринговом море между СССР и США, подписанное Д. Бейкером и Э. Шеварднадзе, которое привело к потере 46 тысяч км2  и 7 тысяч км2  глубоководной акватории в центральной части Берингова моря. Это соглашение не ратифицировано до настоящего времени и применяется на временной основе. Незавершённое оформление договоренностей по разграничению морских пространств в Беринговом и Чукотском морях с США вносит напряженность в районах рыбного промысла, не до конца решены проблемы с западной стороны с Норвегией и с восточной с США. Даже после разграничения морских пространств многие вопросы неразрешимы. По договору России и Норвегии о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и СЛО от 15 сентября 2010 г. к Норвегии отошла вся западная часть Баренцева моря с высокой продуктивностью рыбных запасов. В настоящее время условия для рыболовного флота  России в западных районах Баренцева моря, включая и район Шпицбергена не благоприятны[6].

Юристы – ученые - эксперты изучив положения договоров 1920 г. и 2010 г. пришли к выводам, что после вступления Мурманского договора в силу у России не остается оснований для возражений к норвежской стороне, основанных на положениях Договора о Шпицбергене 1920 г., который действует по настоящее время, в отношениях касающихся 200 мильной зоны, континентального шельфа и территориального моря. После подписания Мурманского договора 2010 г. регион Шпицберген является территорией Норвегии[7].

Однако задачей государственной политики в сфере международного сотрудничества в Арктике является обеспечение присутствия России на архипелаге Шпицберген на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Норвегией и другими государствами-участниками Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г.4.

Тем не менее, из-за отсутствия правил рыболовства и договоров по процедурам контроля за судами и мерам наказания возникают проблемы между российскими рыбаками и норвежскими органами контроля. Они становятся неразрешимыми особенно после объявления санкций недружественных стран.

Защита отечественного рыболовства в Арктике и необходимость достижения согласованности по управлению, сохранению и использованию ее морских живых ресурсов, контроль за рыболовством, проведение научно-исследовательских и других комплексных работ являются вопросами международного сотрудничества для приарктических государств. Это обусловлено общими запасами водных биологических ресурсов, имеющих трансграничный и трансзональный характер, таких видов как арктические сайка и мойва. Они в СЛО и прилегающих морях создают изолированные популяции и стада. Их вылов происходит в Баренцевом, Гренландском, северной части Норвежского морей и Шпицбергена, в некоторые годы в Карском и Белом морях. Безусловными факторами, влияющими на величину вылова арктических видов рыбы всеми странами, являются состояние рыбных запасов, океанологические условия, рыночный спрос. Объемы составляли до 2 млн т в год. В настоящее время их добыча не превышает 300 - 450 тыс. тонн. Другие объекты рыболовства в АЗРФ и в морских районах, ограниченных Северным полярным кругом треска, пикша, сельдь, путассу, черный палтус и другие, их вылов всеми странами достигает до 3,0-3,5 млн т в год. Объемы вылова в ИЭС, прилегающей к побережью России составляет в разные годы 350-550 тысяч тонн. По экспертной оценке, если за южную границу Арктики считать Северный полярный круг, то вылов рыбы достигает 0,8 -1,0 млн т в год в Баренцевом, Белом, Гренландском и северной части Норвежского морей. Это треска, пикша, сельдь, мойва, путассу, окуни, зубатки, палтус и другие промысловые виды5. Вылов водных биологических ресурсов по видам в АЗРФ представлен в табл.1.

Таблица 1 Вылов водных биологических ресурсов в АЗРФ, тонн

Виды

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2023 г. в % к 2022 г.

ВСЕГО

708

288

4236

18955

19956

105,3

язь

5

4

1

1

-

 

ерш

47

1

 

20

43

В 2,2 раза

налим речной

131

31

3

119

104

87,4

щука

10

30

5

4

-

 

корюшка

10

 

 

1

40

В 40 раз0

омуль

1

 

9

1

 

 

пелядь

74

27

9

25

25

100

ряпушка

267

133

40

158

46

29,1

сиг

96

46

31

37

18

48,7

чир

64

13

4

1

10

В 10 раз

палтус белокорый

-

-

-

-

1

 

навага

-

-

-

-

 

 

минтай

 

 

4134

18587

19669

105,8

краб стригун опилио

1

-

-

-

-

-

прочие тресковые

2

3

 

1

-

-

Источник: [8]Форма статистического наблюдения № 1 – П (рыба)

Из представленных данных видна с 2022 г. устойчивая тенденция роста вылова рыбы в АЗРФ. В 2023 г. по сравнению с 2022 г. он увеличился на, 5,3 % в основном за счет устойчивого роста вылова минтая. Значительно снизились выловы ряпушки, сига.

Учеными ФГБНУ «ВНИРО» на основе комплексных исследований в Арктике определены тенденции роста запасов минтая. Была дана оценка величины ОДУ в сторону увеличения, что позволило обосновать рекомендации по организации промысла минтая в Чукотском море, а также установлено, что в российской части Чукотского моря следует ожидать рост ресурсов тихоокеанского палтуса и трески, позволяющий организовать промышленное рыболовство[9].

Освобождение ото льда 200-мильных экономических зон (ИЭЗ) приактических государств из-за потепления приводит к смещению районов коммерческого рыболовства в западной части Арктики (Баренцево, Гренландское, Норвежское моря, районы вод архипелагов Шпицберген, Земля Франца - Иосифа, Новая Земля) к северу от обычных районов рыболовства. Треска, пикша и палтус мигрировали в северном направлении севера Шпицбергена и Земли Франца - Иосифа. В центральных же районах Баренцева моря происходят миграции в восточном и северных направлениях. ИЭЗ России в Арктике охватывает Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря. Регулярный промысел, осуществляется только в Баренцевом море.

Открытые воды в центральной части СЛО согласно Конвенции ООН от 1982 г., за пределами 200-мильных зон пяти приарктических государств могут быть использованы любыми странами для рыболовства. Возникает определенная опасность неконтролируемого промысла трансграничных рыбных запасов. Поэтому принятое арктическими и неарктическими государствами Соглашение о запрете коммерческого рыболовства в центральной части СЛО на 16 лет - пример дальновидности и заботы о защите экосистем Арктики. Как знак доброй воли стран, позволивший прийти к отказу от дополнительных доходов, в будущем обеспечит сохранность среды обитания водных биологических ресурсов и обосновывать ОДУ на основе глубоких комплексных научных исследований в Арктике.

В тоже время следует отметить, что потепление климата пока не привело к значительной миграции промысловых видов водных биологических ресурсов из Берингова моря в больших объемах, но треска и некоторые другие виды проходят в открытые воды восточной части Арктики, в Чукотском, Восточно-Сибирском морях. Проведение на международном уровне работ в отношении нормативно-правовой базы рыболовства не в ущерб российским интересам наряду с модернизацией рыболовного флота приведет по оценке экспертов к значительному росту вылова рыбных ресурсов в перспективе не менее 1,3-1,5 млн тонн[10].

Существуют и другие мнения по поводу арктического рыболовства. Академик М. Флинт считает, что потепление климата в Арктике не приведет в будущем развитию рыболовства в арктических морях. Причиной он отмечает попадание лишенной минералов речной воды в морские водоемы, не дающей возможности для роста водорослей, что препятствует развитию активной жизни. Сибирские реки, впадающие в моря, превращают их в двухслойную структуру и это исключает попадание минерального питания в зону освещенности[11].

Следует отметить, что перспективы развития рыболовства в АЗРФ все же имеются, но для их реализации необходимо устранять угрозы и исключать потери от новых вызовов. Угрозы представляют прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, качеству жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию России. Современные вызовы могут носить демонстративный характер, например объявление множества пакетов экономических санкций, расширение военного блока НАТО, подрыв газопроводов и других диверсий, а также скрытый – в форме различных политических и экономических мероприятий, наносящих ущерб имиджу России. В последнее время наблюдалось активное противодействие участию нашей страны в Арктическом совете, распространяется недостоверная информация о рыболовстве в районах Мирового океана, создаются препятствия для вылова у Фарерских островов. Предпринимаются попытки пересмотра базовых положений с целью изменения статусов АЗРФ и Северного морского пути.

В настоящее время наращивается военный потенциал иностранных государств в Арктике. Наряду с незавершенностью международного правового разграничения морских пространств и обострением отношений со странами ЕС и США стали возникать угрозы политического, военного и экономического характера. Воссоздан второй оперативный флот ВМС США, в 2022г. сформированы два новых командования ОВС НАТО – «Атлантика», проводятся учения с участием Швеции и Финлядии, которые впоследствии вступили в блок НАТО[12].

Возникновению этих вызовов в некоторой степени способствовали политические и экономические реформы в связи с распадом СССР. С 1990 гг. снизился уровень активности российского присутствия в Арктике. Произошло запустение АЗРФ, которое привело к значительному оттоку населения и снижению социально-экономического уровня во многих арктических регионах. Это обусловило упадок многих советских проектов, обороноспособность арктических территорий и морских пространств также ухудшилась. С 2000 гг. начинаются изменения в государственной политике в отношении АЗРФ, которые привели к восстановлению арктических военных, инфраструктурных объектов, переосвоению крупных месторождений углеводородного сырья на основе современных технологий, развитию портовой инфраструктуры Северного морского пути, который стал использоваться для транспортировки рыбного сырья в центральные зоны России.

Перспективы арктического рыболовства определяют большое количество научных исследований. Научные суда совершили два трансарктических перехода, специалисты изучали рыбные запасы всей Арктики на основе применения телекоммуникационных, гидрометеорологических, авиационных и космических средств для сопровождения рыболовных судов.

Второй этап инвестиционных квот и распределения квот крабов предназначен для стимулирования развития инфраструктуры, реализация которого важно для промышленного рыболовства всего Арктического региона.

Обеспечение экологической безопасности и быстрое реагирование на загрязнение морей нефтью радиоактивными веществами на основе разработки специальных стандартов позволит снизить угрозу для морских экосистем.

Заключение. Арктика как регион взаимовыгодного сотрудничества при соблюдении национальных интересов России и норм международного права должен остаться территорией мира, благополучия и совместных научных исследований государств. Преодоление угроз и вызовов предполагает полное восстановление в АЗРФ военного и экономического потенциала на основе новых технологий и коммуникаций. Потепление климата активизирует бизнес в разных сферах и промышленном рыболовстве. Для исключения экологических рисков в морских, прибрежных и территориальных экосистемах следует усилить государственный и общественный контроль за использованием природных ресурсов. Организация промышленного рыболовства в АЗРФ требует проведения комплексных научных экспедиций в арктических морях с целью определения рыбных запасов на основе космических, спутниковых, цифровых коммуникационных инструментов.

Эффективность государственной политики России в Арктике определяется обеспечением высокого социально-экономического уровня жизни населения за счет реализации крупных проектов, улучшения инфраструктуры Северного морского пути, модернизацией рыболовного и ледокольного флота и расширением прав и гарантий для ведения традиционного образа жизни КМНС.

 

[1] Арктическая энциклопедия: в 2-х томах – дополненное и переработанное издание «Северной энциклопедии». М.: Издательство «Паулсен», 2017 – Т. 1. – 688 с.: Т. 2 – 664 с.: ил., карты

[2] Корзун, Владимир Анатольевич. Конфликтное использование морских и прибрежных зон России в XXI веке / В. А. Корзун ; Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - Москва: Экономика, 2004 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 557, [1] с. : табл.; 22 см.; ISBN 5-282-02327-X (в пер.)

[3] Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969

[4] Указ 164 Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" (с изменениями и дополнениями).

 

[5] Итоговая Общественная Резолюция по вопросам социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации за 2022 год. Международный форум Арктика настоящее и будущее.

[6]  В. Зиланов. Отечественное рыболовство в Арктике нуждается в протекционизме со стороны государства

[7] Стрельникова И. А К вопросу о правовом режиме Баренцева моря Международно-правовой статус архипелага Шпицберген//Государственная служба и кадры №1. 2019 г.

[8] Форма статистического наблюдения № 1 – П (рыба) «Сведения об улове рыбы и добыче других водных биоресурсов»

[9] Эксперт: борьбу с незаконным рыбным промыслом в Арктической зоне РФ нужно ужесточить

[10] В. Зиланов. Арктическое рыболовство на распутье

[11] Потепление Арктики не приведет к росту добычи водных биоресурсов — академик РАН

[12] Журавель В.П. Арктика -2035. Государственная политика России, международное сотрудничество с европейскими государствами в Арктике

Список литературы

1. Арктическая энциклопедия: в 2-х томах – дополненное и переработанное издание «Северной энциклопедии». М.: Издательство «Паулсен», 2017 – Т. 1. – 688 с.: Т. 2 – 664 с.: ил., карты

2. Корзун, Владимир Анатольевич. Конфликтное использование морских и прибрежных зон России в XXI веке / В. А. Корзун ; Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - Москва: Экономика, 2004 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 557, [1] с. : табл.; 22 см.; ISBN 5-282-02327-X (в пер.)

3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969. Электронный ресурс: https://legalacts.ru/doc/osnovy-gosudarstvennoi-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-arktike/

4. Указ 164 Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" (с изменениями и дополнениями) Электронный ресурс: https://base.garant.ru/73706526/.

5. Итоговая Общественная Резолюция по вопросам социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации за 2022 год. Международный форум Арктика настоящее и будущее. Электронный ресурс: https://www.forumarctic.com/resolution/resolution-2022.pdf

6. В. Зиланов. Отечественное рыболовство в Арктике нуждается в протекционизме со стороны государства. Электронный ресурс:https://www.nord-news.ru/topic/?mtopicid=584

7. Стрельникова И. А К вопросу о правовом режиме Баренцева моря Международно-правовой статус архипелага Шпицберген//Государственная служба и кадры №1. 2019 г.

8. Форма статистического наблюдения № 1 – П (рыба) «Сведения об улове рыбы и добыче других водных биоресурсов»

9. Эксперт: борьбу с незаконным рыбным промыслом в Арктической зоне РФ нужно ужесточить. Электронный ресурс: (https://tass.ru/v-strane/11471445

10. В. Зиланов. Арктическое рыболовство на распутье Электронный ресурс: https://fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/7870.

11. Потепление Арктики не приведет к росту добычи водных биоресурсов — академик РАН. Электронный ресурс: https://lenoblast.bezformata.com/listnews/arktiki-ne-privedet-k-rostu-dobichi/114063233/.

12. Журавель В.П. Арктика -2035. Государственная политика России, международное сотрудничество с европейскими государствами в Арктике. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/arktika-2035-gosudarstvennaya-politika-rossii-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-s-evropeyskimi-gosudarstvami-v-arktike/viewer


Войти или Создать
* Забыли пароль?