ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КООПЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрыта сущность, принципы, особенности принятых федеральных законов о кооперации. На основе анализа выручки от реализации товаров, работ и услуг от несельскохозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских и производственных кооперативов по федеральным округам и России в целом выделены тенденции и необходимость изменений в законодательстве о кооперации, предложены мероприятия по формированию единой системы кооперации, которая позволит устранить препятствия для кооперирования разных форм хозяйствования в сельских территориях.

Ключевые слова:
сельскохозяйственная кооперация, законодательство о кооперации, государственная поддержка, субсидии, регион, единая система, цифровизация.
Текст

Основные положения: - Принятие федеральных законов «О сельскохозяйственной кооперации» в 1995 г. и «О потребительской кооперации» в 1997 г. и «О потребительской кооперации» 1997 г. способствовали созданию кооперативов в России. Законодательная база о кооперации в России включает множество правовых актов по видам и особенностям деятельности кооперативов.

Единое общее кооперативное законодательство и правовое регулирование в России регламентирующее деятельность всех видов кооперативов отсутствует.

Эволюционное развитие кооперации характеризуется крайне неустойчивой и противоречивой динамикой, требующей стабилизации законотворческой и законодательной базы, решение вопросов льготного налогообложения организационного, финансово-кредитного, экономического, материально-технического снабжения и производственного аспектов деятельности кооперативов на различных уровнях управления в отраслевой и региональной направленности.

Выручка от реализации товаров, работ и услуг от несельскохозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских и производственных кооперативов имеет существенные тенденции роста в целом по России, Центральному и Приволжскому федеральным округам, с небольшим превышением в Северо-Западном и Уральском федеральном округах, а в остальных отмечается снижение размеров этой выручки. В обслуживающих сельскохозяйственных кооперативах прирост выручки наблюдается только по Центральному и Приволжскому федеральным округам, а остальные характеризуются снижением их размеров.

Наибольшая доля федеральных средств государственной поддержки фермеров и развития сельской кооперации отмечается в молочном и мясном скотоводстве, овцеводстве (64 %). Удельный вес распределенных федеральных средств в растениеводстве составляет 21 %, в три раза меньше по сравнению с животноводством на другие отрасли аграрного сектора экономики приходится 14 процентных пунктов.

Незначительный удельный вес этих средств распределен на развитие рыбоводства всего лишь 1 % федеральных средств государственной поддержки.

Структура федерального проекта поддержки фермерства и развития сельской кооперации характеризуется сокращением объемов консолидированных средств, численного состава получателей.

Средний объем средств, направленных получателям, увеличился на 13,7 % или в денежном выражении на 32 тыс. рублей при существенном сокращении количества получателей на 790 единиц, соответствующий 1277 хозяйствующим субъектам.

Размер субсидий СПоК сократился на 779,34 тыс.руб. и составил 67,7 % к уровню предшествующего года. Отмечается рост средних объемов средств получателями субсидий в 1,7 раза при сокращении центров сельскохозяйственного консультирования с 69 до 53 единиц.

Основная доля объемов консолидированных средств на развитие мероприятий федерального проекта приходится на гранты «Агростартап».

Предложены направления совершенствования, развития и формирования единой системы кооперации сельских территорий.

 

Введение. Кооперация как форма добровольного объединения людей для решения проблем жизнеобеспечения является одним из высших достижений экономических отношений в обществе. История кооперации начинается с середины XIX в., зачатки зарождения в более ранние времена. В Англии рочдельские ткачи организовали общество, которое помогало побороть крайнюю нужду их семей и доставляло продукты питания по доступным ценам. Принципы организации кооперативного общества, на которых строились взаимоотношения, доказали свою целесообразность и жизнеспособность в Англии, Европе и Российской империи. Сущность принципов кооперации заключалось в следующем: свободный доступ в общество для новых членов; равенство всех в обсуждении дел общества и его управления; распределение прибыли по забору; отчисление части прибыли в резервный и образовательный фонды.

Развитие кооперации в России условно можно разделить на четыре временных этапа, в каждом из которых наблюдались значительные успехи: с 1862 г. до революции 1917 г.; годы НЭП; вторая половина 80-х гг. - начало 90-е гг. ХХ в.; конец 90-х гг. ХХ в. - настоящее время.

В СССР принятие Закона от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» [1] имело важное значение. Кооперация на законодательном уровне была признана как наиболее эффективная форма экономических взаимоотношений. Закон объединял нормы для всех видов, типов и форм кооперативов. Действие этого закона привело к преобразованиям собственности, разгосударствлению экономики, развитию реальных рыночных отношений и стимулировало частное предпринимательство. Кооперативы успешно насыщали потребительский рынок различными товарами и услугами для населения, испытывавшего дефицит необходимых для жизнеобеспечения благ. Данный закон отвечал требованиям своего времени и соответствовал законодательным инициативам европейских стран.

В большинстве европейских стран правовое регулирование кооперативов осуществляется на основе единого общего кооперативного законодательства, регламентировавшего деятельность всех видов кооперативов за исключением кредитных.

Кооперация с латинского языка означает сотрудничество. Как важная социально-экономическая категория она отражает многогранные аспекты экономических отношений ее членов. В реальной экономике кооперация может быть выражена через сочетание двух понятий «объединение» и «сотрудничество», связанных логикой взаимных отношений людей, объединившихся и готовых к сотрудничеству. На этапах сотрудничества возникают организационные и экономические вопросы, требующие решений и ответов на следующие вопросы: на каких условиях, формах, методах, функциях управления, критериях результативности, оценках эффективности, мерах ответственности будет осуществляться сотрудничество субъектов, которые объединяются для достижения поставленных целей [2].

 

Методы исследований: монографический, абстрактно-логический, сравнительный, статистический.

 

Результаты исследования. Кооперация является основной формой хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей в Германии, Франции, Нидерландах, США. Она обеспечивает доступность материальных и кредитных ресурсов и гарантирует продажу сельскохозяйственной продукции.

В России в начале ХХ в. более 80 % населения сельской местности было вовлечено в те или иные формы кооперации. Законодательство о кооперации в России включало в себя множество правовых актов по различным видам деятельности кооперативов. Возрождение сельскохозяйственной кооперации в России - важная составная часть проводимой аграрной реформы. Принятие Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» в 1995 г. [3], закладывает правовые основы для создания кооперативов, а в дальнейшем и системы сельскохозяйственной кооперации. Система различных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических интересов и иных потребностей, представляет собой сельскохозяйственную кооперацию.

Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и юридическими лицами) на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного или потребительского кооператива. Цель создания и деятельности сельскохозяйственного кооператива тесно связана с особенностями аграрного производства. Она выражается в некоммерческом характере возникновения прибыли и социальной правоспособностью кооператива как юридического лица. К этим особенностям относятся: льготное налогообложение кооперативов, ограниченная ответственность членов по долгам кооператива (как правило, в размере двойного паевого взноса), возвращение паевых взносов выходящим из кооператива членам по их номинальной стоимости, особая процедура распределения чистого дохода и др. Эти и другие важные кооперативные принципы, выработанные мировым кооперативным движением, были в российском Положении о кооперативных товариществах и их союзах, утвержденном постановлением Временного Правительства 20 мая 1917 г.

Отнесение сельскохозяйственных производственных кооперативов к коммерческим организациям ФЗ 1995 г. лишает их некоторых льгот, которые даются потребительским кооперативам как некоммерческим организациям [4].

В настоящее время сельскохозяйственные кооперативы осуществляют продажу и получают выручку от несельскохозяйственной деятельности, о чем свидетельствуют данные табл. 1. Тенденции роста выручки от реализации товаров (работ и услуг) от несельскохозяйственной деятельности в целом по стране имеют тенденцию роста.

 

Таблица 1. - Выручка от реализации товаров (работ, услуг) от несельскохозяйственной деятельности (по сельскохозяйственным потребительским кооперативам, за исключением перерабатывающих, снабженческо-сбытовых и кредитных), тыс. руб.

 

Наименование

Потребительские кооперативы

Сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы

2019 г.

2020 г.

Изменения 2020 к 2019 гг., +/-

2019 г.

2020 г.

Изменения 2020 к 2019 гг., +/-

Российская Федерация

2 133 390,52

2 868 103,83

734 713,31

230 675,82

353 040,27

122 364,45

Центральный федеральный округ

311 384

539 248,9

227 864,90

51 227,5

158 075

106 847,50

Северо-Западный федеральный округ

236 890,91

332 024,94

95 134,03

-

-

0,00

Южный федеральный округ

513 652,4

491 490,48

-22 161,92

7 808,1

6 726,8

-1 081,30

Северо-Кавказский федеральный округ

206 816,5

125 018,8

-81 797,70

12 958,5

1 262

-11 696,50

Приволжский федеральный округ

365 325,42

860 183,71

494 858,29

65 502,74

105 209,87

39 707,13

Уральский федеральный округ

110 549,31

199 812

89 262,69

79 596,01

62 629

-16 967,01

Сибирский федеральный округ

171 062,2

129 959,44

-41 102,76

5 284

-

-5 284,00

Дальневосточный федеральный округ

217 709,78

190 365,56

-27 344,22

8 048,97

18 637,6

10 588,63

Источник: https://www.fedstat.ru/indicator/59568 [5]

 

Анализ динамики выручки от реализации товаров (работ, услуг) от несельскохозяйственной деятельности по сельскохозяйственной деятельности по сельскохозяйственным потребительским и обслуживающим кооперативам свидетельствует о ее увеличение в целом по Российской Федерации соответственно в 1,3 и 1,5 раза или  734713,31 и 122364,45 тыс. рублей.

Наибольшие объемы увеличения выручки от реализации товаров, работ и услуг в 2019-2020 гг. наблюдались в Центральном и Приволжском федеральных округах по этим видам кооперативов соответственно по потребительским в размере 227864,9 и 494858,29 тыс.руб., а по обслуживающим – 106847, 50 и 39707,13 тыс. рублей. Прирост выручки от реализации в потребительских кооперативах в Северо-Западном и Уральском федеральным округам составлял соответственно 95134,03 и 89262,69 тыс. руб., а в остальных федеральных округах наблюдалось снижение размеров этой выручки с вариацией в интервале 22161,92-81797,70 тыс. рублей. В обслуживающих кооперативах во всех федеральных округах за исключением Центрального, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов отмечалось снижение выручки в динамике от 1081,3 до 16967,01 тыс. рублей.

Исследования законодательной основы, регламентирующие кооперацию, показывают, что в отличии от сельскохозяйственной, жилищной и строительной, наиболее стойкой к перипетиям переходного периода, оказалась потребительская кооперация, сохранившая свои структуры и центральные органы управления.

Законодательная база, регулирующая деятельность потребительских обществ, попадала под влияние политических факторов. В настоящее время действует Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие с 17 июля 1997 года Федеральным законом от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ) (с изменениями на 2 июля 2013 г.) [6].

Этот закон регламентирует правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию РФ.

Основными задачами потребительской кооперации являются:

 - создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

- пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Настоящий Закон с учетом социальной значимости гарантирует потребительским обществам и их союзам, гражданам и юридическим лицам, создающим потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

В закон были внесены значительные изменения по вопросам взаимоотношений потребительских обществ и их союзов. Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В 2014 г. в Гражданский кодекс РФ внесены изменения, касающиеся наименования потребительского общества. С 1 сентября 2014 г. все потребительские общества по Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», при первом изменении учредительных документов обязаны изменить наименование на «потребительский кооператив». Противоречивость такого решения предполагает, что в каждой статье закона слова «потребительское общество» следовало бы заменить на «потребительский кооператив». Система потребительских кооперативов и «потребительские общества» не согласуются по целям и задачам, сферам регулирования, уточнения круга участников. Остаются нерешенными проблемы кооперации как единой целостной системы, в которой бы были решены вопросы налогообложения, ценообразования, формирования имущества и доходов, распределение прибыли.

Согласно Федеральному закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 19.06.1992 N 3085-1, потребительская кооперация - система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В статье 2 ФЗ определено ограничение на использование в наименовании юридического лица слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ".

Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ" не допускается (ФЗ). По нашему мнению излишняя зарегламентированность в понятиях, ограничениях выхолащивает социальную, экономическую сущность и значимость кооперации.

Кооперация в России достаточно полно отражает функциональную направленность: производственная, потребительская, кредитная. Всегда показывают отраслевую принадлежность: сельскохозяйственная, садово-огородническая, строительная, жилищная и другие. Более полная характеристика кооперации с позиций осуществления деятельности в конкретной сфере и виде экономической деятельности позволяет судить о функциональной структуре кооперации. Структура, работающая по принципам кооперации, подробное уточнение направленности и отраслевой специфики приводит к появлению подзаконных и других нормативных регуляторов, осложняющих деятельность, а иногда уничтожающих кооперативы. Существенные разночтения в подходах к созданию имущества, распределению доходов и ответственности создает неравные условия для кооперативов по сравнению с другими формами хозяйствования. Следует отметить о сложностях сбора информации о кооперационной деятельности как по функциональной направленности, так и по отраслевой принадлежности. В классификаторах экономической деятельности это необходимо учитывать.

Все вышеназванные причины являются препятствиями в обеспечении правового регулирования кооперации, позволяющего раскрыть и использовать свой потенциал в решении стратегических национальных задач. Для создания завершенной правовой всеобъемлющей модели системы кооперации считаем необходимо обратиться к опыту европейских стран.

В переходный к рыночной экономике период кооперация из небольших структур переходила на более крупные формы, при этом нарушались некоторые фундаментальные принципы, такие как равенство всех членов и их участие в управлении.

Многие ученые считают, что кооперация является неотъемлемой частью современной экономической системы России. Разделение видов и форм кооперации в законодательных регламентах не совсем правомерно с точки зрения налогообложения. Элементы присущие кооперации наблюдаются в производственных цепочках некоторых отраслей. Отдельные формы и механизмы, присущие потребительской кооперации в целях снижения издержек, используются в финансово-промышленных группах, некоммерческих партнерствах. Такие отношения наблюдаются в бартерных сделках, при заключении договоров о выпуске продукции из давальческого сырья, различных вексельных схемах и взаимозачётах. Существует множество традиционных и не традиционных форм потребительской кооперации: потребительские кооперативы и общества, кредитные союзы, общества взаимного кредитования, производственные кооперативы [7].

Цифровизация экономики предоставляет возможности для различных кооперационных стратегий. Открытость инновационного процесса, увеличение участников, новые формы обмена ресурсами и результатами интеллектуальной деятельности, производство знаний с использованием «больших данных» могут быть использованы как структурами кооперации, так и другими хозяйствующими субъектами. Процессы создания, внедрения и применения инноваций и реализация новых идей с многообразием моделей инновационного поведения предприятий и анализа эффективности тех или иных стратегий в конкретных рыночных, отраслевых и институциональных условиях позволяют формировать кооперационные отношения в разных формах (аутсорсинг, закупки соответствующих услуг) на коммерческой основе. Это сокращает затраты участников на внедрение инноваций. Могут быть использованы различные каналы информации. Перечень таких каналов включает как внутренние в форме собственных структур организации, так и внешние источники. Могут быть привлечены неформальные специализированные выставки, научно-практические конференции, инновационные научные организации. Кооперация может быть в форме совместной деятельности по разработке инноваций. Недостатком в российской экономике является фактор сложного и не интенсивного кооперационного взаимодействия, незначительный объем вовлеченности предприятий в инновационную деятельность.

Главными препятствиями для масштабного создания и внедрения инноваций в разные сферы экономики, в частности в сельских территориях, являются ограниченные финансовые ресурсы организации, не стимулирующая институциональная среда, низкий уровень рыночной конкуренции и значительная роль государства в экономике [8].

Считаем, что для активизации инновационных кооперативных стратегий необходимо предоставлять участникам долгосрочные кредиты, стимулировать на всех уровнях государственной поддержкой и общественным признанием социальной и экономической значимости кооперации, особенно в сельских территориях.

Для формирования единой системы кооперации в сельской местности необходимы определенные условия экономического, социального и правового характера. Высокий уровень безработицы, вахтовые методы работы сельского населения, вынужденного работать в крупных городах и северных территориях, сложные природно-климатические условия, территориальная протяженность страны, особенности для населения рода деятельности и занятий заставляют обратиться к кооперации как самой демократичной экономической форме организации деятельности общества.

Кооперация, реализуемая в организационно-правовых формах как СПоК и СПК наиболее полно отвечает интересам сельхозпроизводителей. Недоступность долгосрочных кредитов, угрозы природно-климатического характера, сложности в кадровом обеспечении, недобросовестная конкуренция, трудности в оформлении и получении грантов и субсидий не способствуют развитию производственной кооперации.

Современные условия цифровизации, изменения в производственной структуре сельскохозяйственного производства и отраслевой специализации обусловливают изменения в кооперационной системе. К организации единой системы кооперативов подвигают действующие государственные формы поддержки, желание участников кооперации получить большие выгоды от увеличения доли рынка и большего количества потребителей, стремление с выгодой использовать современные телекоммуникационные источники информации для организации сбыта продукции, приобретения необходимых услуг. В связи с этим важным является теоретическое обоснование современных форм кооперации и исследование практических аспектов деятельности и взаимоотношений с разными экономическими структурами и создание единой системы кооперации.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в частности снабженческие, сбытовые, обслуживающие и перерабатывающие, получили наибольшее распространение в Липецкой области (с количеством зарегистрированных потребительских кооперативов – 846), Республика Саха (Якутия) (391 кооператива) и Тюменской области (153 кооператива) [9].

Положительный опыт кооперативного движения в этих регионах актуален и для других территорий. В отдельных субъектах РФ (Мурманская и Магаданская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатский край) сельскохозяйственная потребительская кооперация не развита. По данным Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация МСП») на региональном уровне поддерживается сельхозкооперация [10, С. 106-117, С.110].

Наиболее распространенными видами государственной поддержки на государственном уровне следующие:

- грантовая поддержка (внедрена в 96 % регионах);

- создание центров компетенций ( внедрена в 88 % регионах);

- организация участия сельскохозяйственных кооперативов в выставках и ярмарках (внедрена в 79 % регионах);

- организация образовательных курсов для руководителей и специалистов сельскохозяйственной кооперации (внедрена в 62 % регионах) [11].

Федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (приложение № 6 к Государственной программе) в 2020 г. были предусмотрены мероприятия по созданию системы поддержки фермеров и развитию сельской кооперации. Финансирование федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" в 2020г. из средств федерального бюджета составило 3,831 млрд руб. (или 99,98 % предусмотренного лимита средств (3,832 млрд руб.). Они были направлены на следующие мероприятия: создание и развитие хозяйств - предоставление грантов "Агростартап" - 3,2 млрд руб. или 84,4 % средств; создание и развитие СПоК субсидии 0,4 млрд руб. или 10,8 %; обеспечение деятельности и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (далее - центры компетенций) - 0,2 млрд руб., на возмещение затрат центров компетенций или 4,8 % [9].

Государственную поддержку получили 1277 КФХ и 277 СПоК при плане в 1161 единицу.

Доля отраслей сельского хозяйства, на которые представлены гранты и виды деятельности СПоК, получившие субсидии представлены в табл. 2.

 

Таблица 2 - Удельный вес распределения федеральных средств государственной поддержки фермеров и развития сельской кооперации по отраслям и видам СПоК [12]

Отрасли сельского хозяйства на гранты "Агростартап"

Удельный вес, %

Виды СПоК  субсидии по основным видам деятельности

Удельный  вес, %

Молочное скотоводство

26

Сбытовые

24,6

Мясное скотоводство

31

Перерабатывающие

43,7

Овцеводство

7

Обслуживающие

2,6

Рыбоводство

1

Иные виды

29,1

Растениеводство

21

 

Другие виды сельскохозяйственных отраслей

14

 

100

 

100,0

 

Анализ данных свидетельствует о том, что наибольшая доля распределенных финансовых средств государственной поддержки фермерских хозяйств в российском АПК приходится на животноводческие отрасли и составляет 64 %, в основном направленных на развитие мясного и молочного скотоводства и овцеводства. Доля вложений в растениеводство составляет чуть более одной пятой части финансовых средств или 21 процентных пунктов. Незначительный удельный вес в 1 % распределенных финансовых средств приходится на развитие рыбоводства. Распределение средств в другие сельскохозяйственные отрасли составляет лишь 14 % общих объемов предоставляемых финансовых средств.

Наибольший удельный вес субсидий направлен на развитие перерабатывающих и сбытовых СПоК, соответствующий 43,7 и 24,6 процентам, что составляет более 2/3 (68,3%) суммы субсидий по основным видам деятельности.

В соответствии с федеральным проектом «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в 83 субъектах Российской Федерации функционируют центры компетенций, образующие единую эффективную систему сельскохозяйственного консультирования малого агробизнеса.

Финансовый результат реализации мероприятий федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» представлен в табл. 3.

 

Таблица 3 - Показатели федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" по видам мероприятий [12]

Наименование мероприятия

2019 г.

2020 г.

объем консолидированных средств, направленных на реализацию мероприятия, тыс. руб.

количество получателей, единиц

средний объем средств, направленных получателям, тыс. руб.

объем консолидированных средств, направленных на реализацию мероприятия, тыс. руб.

количество получателей, единиц

средний объем средств, направленных получателям, тыс. руб.

Гранты "Агростартап"

5005625,4

2067

2421,7

3516515,9

1277

2753,7

Субсидии СПоК

595578,3

247

2411,3

452053,1

277

1631,96

Финансирование центров компетенций

99337,4

53

1874,3

222172

69

3219,9

 

Анализ показателей федерального проекта показывает, что основная доля объемов консолидированных средств на развитие мероприятий приходится на предоставление грантов «Агростратап». Наблюдается сокращение объемов консолидированных средств в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 1489109,5 тыс. руб., соответствующее 70,25 % уровня предшествующего года. Средний объем средств, направленных получателям, составил в 2020 г. 2753,7 тыс. руб., что на 332,0 тыс.руб. превышает уровень 2019г. при существенном сокращение количества получателей с 2067 до 1277 единиц, то есть на 790 единиц или в 1,6 раза.

Субсидии СПоК сократились с 2411,3 до 1631,96 тыс. руб. при увеличении центров компетенций за эти годы с 53 до 69 единиц и росте средних объемов средств получателями с 1874,3 до 3219,9 тыс. руб. или в 1,7 раза.

Основной показатель федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" - количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в АПК - перевыполнен на 72,5 % и составил 22296 чел. (при плане - 12926 чел.), в том числе:

- создано 4811 ед. новых субъектов МСП в АПК (план - 1317 ед.);

- в КФХ, получивших грант "Агростартап", принято 2197 новых постоянных работников (план - 1993 чел.);

- в СПоК из числа субъектов МСП и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, вошли 15288 новых членов (план - 9616 ед.).

Топ-10 субъектов Российской Федерации, стимулирующих развитие СПоК с привлечением субсидий, представлены на рис.1

 

 

Рис.1 Топ-10 субъектов Российской Федерации, стимулирующих развитие СПоК с привлечением субсидий (доля, направленная на субсидии СПоК, %) [12]

 

Лидерами являются Иркутская и Саратовская области с долей, направленных на субсидии СПоК, в 42 - 40 процентов. В Волгоградской области удельный вес этого оказателя составляет 1/3 (33 %), а в следующих регионах – Ивановской, Орловской, Челябинской и Липецкой областях – примерно одну четверть с вариаций значений в диапазоне 26 - 24 %. Динамика этого показателя в Удмуртской Республике, Тюменской и Калужской областях составляет в пределах 21,0-19,5 %, что соответствует примерно одной пятой доле субсидий на СПоК при среднероссийском уровне в 10,8 процентов.

С 2021г. реализация мероприятий будет продолжена в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

На реализацию мероприятий в 2021 году планируется направить 5,148 млрд рублей федеральных средств, что позволит вовлечь в развитие малого агробизнеса на селе не менее 11623 человек. Поддержка будет оказана не менее 1200 КФХ и 394 СПоК [12].

Создание единой системы кооперации в РФ и законодательное регулирование деятельности кооперационных структур является в настоящее время объективной необходимостью. Формирование единой системы кооперации в сельской местности требует создания определенных условий социального, экономического и правового характера. Этому способствуют институциональные условия, которые созданы реализуемыми национальными проектами, такими как «Цифровизация» и другие. Решение вопросов льготного кредитования   обеспечит укрепление материально-технической базы сельскохозяйственной кооперации. Улучшение и создание в шаговой доступности объектов социально значимой инфраструктуры, предоставления и оказания различных видов услуг, создание новых рабочих мест, развитие народных промыслов и ремесел позволит устранить безработицу и обеспечить полную трудовую занятость сельского населения.

Для создания единой системы кооперации необходимо:

- устранение двойственности толкования и отнесения сельскохозяйственных производственных кооперативов к коммерческим организациям;

- следует решить вопросы налогообложения, формирования имущества и доходов, распределения прибыли;

- устранить излишнюю зарегламентированность в понятиях и ограничениях, которые выхолащивают экономическую сущность и социальную значимость кооперации;

 - уточнить подходы к созданию имущества, распределению доходов и ответственности, которые создают неравные условия для кооперативов по сравнению с другими формами хозяйствования;

- стимулировать кооперацию государственной поддержкой инновационных стратегий для устойчивого развития сельских территорий;

- учитывать угрозы природно-климатического характера, сложности в кадровом обеспечении, недобросовестной конкуренции, трудностей в оформлении и получении грантов и субсидий;

- внедрять цифровые технологии в сельскохозяйственное производство.

 

Заключение:

1. Для создания единой кооперативной системы предлагается совершенствование законодательной базы, создание единого закона для всей кооперационной системы страны. Отдельные виды кооперативных структур для регулирования особой деятельности следует лицензировать.

2. Кооперационные отношения разных форм хозяйствования следует стимулировать предоставлением различных форм государственной поддержки и грантов. Кооперация личных подсобных хозяйств, индивидуальных предпринимателей возможно при освобождении от налогов на имущество и земельные ресурсы, предоставлении льготных кредитных ресурсов.

3. Все виды кооперационной деятельности следует учитывать в общих экономических классификаторах и обеспечить сбор информации о результатах деятельности кооперативов.

Создание единой системы кооперации позволит обеспечить новый уровень качества развития различных видов кооперации, раскрыть потенциал в расширении сфер кооперационных связей, улучшить формы организации государственной поддержки и обеспечить устойчивость развития сельских территорий и аграрного сектора экономики.

Список литературы

1. Закон «О кооперации в СССР» от 26. Мая 1988г.

2. Старченко В.М. Коллективные формы хозяйствования в системе многоукладной экономики АПК (теория и практика организационно-экономических отношений) М.: ГУП «Агропресс», 2003.- 272с.

3. Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.1995 N 193-ФЗ (последняя редакция) 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/

4. Юридическая энциклопедия

5. Электронный ресурс https://www.fedstat.ru/indicator/59568

6. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие с 17 июля 1997 года Федеральным законом от 11 июля 1997 года N 97-ФЗ) (с изменениями на 2 июля 2013 года).

7. Шипицын И.В. Потребительская кооперация в свете реализации национальных проектов и стратегического развития России в период до 2024 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://strategy24.ru/18/news/potrebitelskaya-kooperatsiya-v-svete-realizatsii-natsionalnykh-proektov-i-strategicheskogo-razvitiya-rossii-v-period-do-2024-goda.

8. Власова В.Рудь В. Кооперационные стратегии предприятий в эпоху открытых инноваций: пространственные и временные аспекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2021/03/10/1397690677/Власова_статья%201_RUS.pdf

9. Свеженцев В. П. Развитие кооперации – приоритетное направление деятельности Минсельхоза России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.ru/upload/iblock/e45/e45eafc194a3af2871460fa1 1f65fa9d.pdf (дата обращения: 10.06.2019)

10. Мамай О. В., Липатова Н. Н., Купряева М. Н. Современное состояние и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 1 (92). – С. 106–117., с. 110

11. Липатова Н. Н., Мамай О. В. Модель развития сельскохозяйственной кооперации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-selskohozyaystvennoy-kooperatsii

12. Распоряжение от 19 июня 2021г.№1671-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/953/953ee7405fb0ebba38a6031a13ec0021.pdf


Войти или Создать
* Забыли пароль?