с 01.01.2024 по 01.01.2024
Казань, Республика Татарстан, Россия
с 01.01.2024 по 01.01.2024
Казань, Республика Татарстан, Россия
ВАК 5.2.1 Экономическая теория
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 332.1 Региональная экономика. Территориальная экономика
В настоящее время, в условиях активной трансформации глобальной экономики, ключевую роль в развитии регионов играют инновации. Это особенно заметно в промышленно развитых странах, где перспективы устойчивого экономического роста тесно связаны с интеграцией последних научно-технических достижений, включая прогресс в сферах информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий, а также внедрение новых материалов и технологий, направленных на экономию ресурсов и защиту окружающей среды. Развитие научно-технологического потенциала регионов Российской Федерации признается приоритетной задачей на государственном уровне. Вопросы разработки и реализации стратегий, которые могут стимулировать научно-технологическое развитие региональной экономики, занимают центральное место в дискуссиях на высшем государственном уровне и в научных кругах. Приволжский федеральный округ России выделяется среди других регионов благодаря своей высокой научно-технологической активности. Анализ научно-технологического потенциала данного региона, учитывая его научные, технологические и экономические характеристики, является важной задачей, предусматривающей актуальность разработки специальных территориальных стратегий и методов оценки научно-технологического развития. Объектом исследования является научно-технологический потенциал Приволжского федерального округа Российской Федерации. Целью исследования является оценка состояния, проблем и перспектив развития научно-технологического потенциала регионов Приволжского федерального округа. Методы исследования: статистический анализ, сравнительный анализ, документальный метод, общенаучные методы. Научная новизна данного исследования включает в себя идентификацию и анализ ключевых факторов, которые влияют на научно-технологический потенциал, а также определение направлений его развития в регионах Приволжского федерального округа.
развитие научно-технологического потенциала, регионы ПФО, импортозамещение, инвестиционный процесс, научно-технологическое сотрудничество, санкционная политика
Приоритетной задачей развития России в настоящее время выступает укрепление научно-технологического компонента, как на национальном, так и на региональном уровнях. Государство активно поддерживает научные разработки в ключевых экономических областях, в то время как региональные власти способствуют развитию научно-технологических инициатив на уровне субъектов хозяйствования. Интерес к научно-технологическому процессу распространяется за пределы научных кругов, охватывая политическую сцену и бизнес-сообщества, в том числе, малый бизнес. Создано множество федеральных и региональных программ поддержки инноваций. При этом, на первый план в конкурентной борьбе российских регионов, как внутри страны, так и на международной арене, выходит научно-технологический потенциал. [11, с. 308]
Научно-технологический потенциал региона является важнейшим фактором его экономического развития и конкурентоспособности и определяется способностью региона генерировать новые идеи, технологии и продукты, а также эффективно внедрять их в производство и социальную сферу. Основную роль в формировании научно-технологического потенциала играют научно-исследовательские учреждения, образовательные институты, научно-технологические компании и стартапы, а также инфраструктурные и финансовые ресурсы, доступные в регионе.
Приволжский федеральный округ представляет собой территориальное образование, объединяющее четырнадцать регионов России. Эти регионы занимают относительно небольшую часть территории страны, но их вклад в экономику значителен: валовый региональный продукт составляет более 15% от общего по стране. Экономика округа достаточно разнообразна, ведущими отраслями выступают добывающая промышленность, машиностроение и нефтехимическая отрасль. Важную роль также играют агропромышленность, биотехнологии, фармацевтика, строительство и энергетика.
ПФО занимает ведущие позиции по организации условий для технологического предпринимательства, благодаря развитию оборонной и обрабатывающей промышленности. Основная часть научно-технологической инфраструктуры сосредоточена в Татарстане и Чувашии, где расположено большинство бизнес-инкубаторов, технопарков и консультационных центров, а также активно развиваются научно-технологические кластеры, центры коллективного пользования и трансфера технологий, а также венчурные фонды. [3, с. 142]
В области научно-технологического потенциала среди регионов ПФО, лучшие показатели интенсивности научно-технологической деятельности субъектов хозяйствования, удельного веса субъектов хозяйствования, реализующих технологические инновации, а также удельного веса научно-технологических технологий в промышленности имеет Татарстан. Лучший результат по удельному весу применения новых производственных технологий демонстрирует Пермский край, по удельному весу инвестиций в научно-технологический процесс - Кировская область, по удельному весу научно-технологической продукции - Мордовия.
В целом, уровень научно-технологической активности ПФО превосходит среднероссийский, в основном благодаря высоким результатам Татарстана и динамики Самарской и Ульяновской областей, а также Республик Башкортостан и Удмуртия. [1, с. 426]
В регионах ПФО насчитывается значительное количество организаций, осуществляющих технологические инновации. По данному показателю можно выделить Татарстан, Мордовию, Чувашскую Республику, Ульяновскую область. Разработка новых производственных технологий активно ведётся в Татарстане, Пермском крае, Самарской и Ульяновской областях, а также в Республиках Башкортостан и Татарстан. Заметный прогресс в использовании научно-технологический производственных технологий наблюдается в Пермском крае, а также в Нижегородской и Самарской областях, Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и Саратовской области.
В отдельных регионах ПФО отмечается повышенный уровень расходов на инновации (в Кировской области 9,2%, в Нижегородской области 8,3%), а по удельному весу научно-технологических товаров и услуг Приволжский округ опережает общероссийские показатели, в основном благодаря Мордовии, Татарстану, Ульяновской и Нижегородской областям. [5, с. 58]
Таким образом, наиболее развитый научно-технологический потенциал из регионов ПФО имеется в Республике Татарстан. Кроме того, в списке научно-технологических активных регионов можно выделить Самарскую и Нижегородскую области. Динамика и уровень показателей научно-технологического потенциала ПФО указывают на наличие в целом благоприятных условий для научно-технологической деятельности.
При реализации научно-технологических проектов в действующих или новых организациях критическим моментом становится поиск финансовых источников для таких инициатив и дальнейшее развитие научно-технологического потенциала. Экономический аспект научно-технологического потенциала базируется на технологической и финансовой поддержке.
Анализ глобального и отечественного опыта показывает, что для развития научно-технологического потенциала применяются такие форматы, как технопарки, индустриальные и промышленные зоны, бизнес-инкубаторы. В Приволжском федеральном округе функционирует около 120 учреждений, способствующих развитию научно-технологического потенциала, однако, несмотря на это, имеются определенные трудности, негативно влияющие на полноценную реализацию инициатив и стратегий в данной области. [8, с. 24]
С момента распада СССР в России при поддержке международных структур начали появляться технологические инкубаторы, направленные на поддержку ранних стадий развития малых научно-технологических компаний. Примером является инкубатор в Нижнем Новгороде, предлагавший конкурсные гранты. В последние годы в ПФО отмечается активное развитие бизнес-инкубаторов, что делает округ одним из лидеров в России по их количеству. Эти инкубаторы, чаще всего располагаясь на базе ведущих вузов, играют большую роль в поддержке молодых специалистов и стимулировании их предпринимательских инициатив.
При этом, существуют различные мнения экспертов о российской бизнес-инкубации. Некоторые считают её неполноценной адаптацией зарубежного опыта, не способствующей развитию малых компаний. В то же время другие видят её как развивающуюся отрасль, где инкубаторы больше сфокусированы на предоставлении услуг стартапам, чем на сдаче помещений, что соответствует успешным международным практикам. [7, с. 189]
С начала XXI века государственная политика Российской Федерации активно способствовала развитию инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые предоставляют арендуемые пространства большому количеству мелких фирм, а также оказывают техническую и информационную поддержку, в том числе, помощь в поиске источников финансирования.
Необходимо отметить, что развитие технопарков и ИТЦ сталкивается с проблемой недостаточной разработанности законодательства на федеральном уровне. Прогресс выполнения стратегических инициатив в области развития науки и инноваций пока является недостаточным. В этом контексте важную роль начинают играть региональные инициативы и программы поддержки.
Тем не менее, существующие технопарки и ИТЦ, как элементы научно-технологического потенциала, сталкиваются с проблемой ограниченного пространства для развития малых научно-технологических компаний из-за барьеров на региональных рынках. Несмотря на доступ к производственной инфраструктуре, эти организации ограничены в возможностях своего расширения из-за недостатка доступных производственных площадей. Это препятствует возникновению новых научно-технологических предприятий и ограничивает рост тех, которые уже заняли свою нишу на рынке, тем самым уменьшая значимость технопарков и ИТЦ как объектов поддержки для новых малых научно-технологических предприятий.
На данный момент, в Республиках Татарстан, Мордовия, Башкортостан, Пермском крае и Нижегородской области отмечается высокая концентрация учреждений, формирующих основу региональной производственно-технологической инфраструктуры. Это способствует развитию научно-технологического потенциала как в самих регионах, так и во всём Приволжском федеральном округе (ПФО). В этих регионах преобладают технопарки и бизнес-инкубаторы, однако наблюдается недостаток центров инновационно-технологического развития и центров коллективного доступа. [10, с. 873]
На рис.1 представлены рекомендации по совершенствованию научно-технологического потенциала регионов.
Рис. 1 - Рекомендации по совершенствованию научно-технологического потенциала регионов Источник: составлена авторами
Ключевым фактором для развития научно-технологического потенциала является определение источников финансирования. В общероссийском контексте, финансирование научных исследований преимущественно зависит от государственного бюджета, в отличие от международной практики, где основная роль отводится частному сектору. В разных странах доля государственных вложений в сфере образования и научных исследований варьируется. Так, например, в Китае незначительными являются государственные расходы на инновации, тогда как в России заметно снижены инвестиции на исследования в области высшего образования. Такое положение дел в России, в сравнении с зарубежными аналогами, показывает недостаточность финансирования исследований и разработок. Это связано с ограниченными инвестициями частного сектора в эти сферы и слабым участием образовательных учреждений в научно-исследовательской деятельности.
На уровне регионов, основными механизмами поддержки научно-технологических инициатив выступают грантовое финансирование, предоставление кредитов и венчурные инвестиции. На начальных этапах, малые научно-технологические компании часто сталкиваются с потребностью в первоначальном финансировании, обычно покрываемом через региональные субсидии. Эффективным решением видится создание в регионах специализированных фондов, направленных на финансирование начальных затрат на патентную деятельность, развитие научно-технологических проектов, а также на производство и продвижение прототипов. Однако в Приволжском федеральном округе наблюдается недостаточное развитие финансовой научно-технологической инфраструктуры. Лидерами по созданию такой инфраструктуры являются Республика Татарстан и Башкортостан, Чувашская Республика, Нижегородская, Самарская и Саратовская области.
Особенности размещения промышленно-технологической и финансовой инфраструктуры ограничивают научно-технологические потенциалы отдельных регионов. Кроме того, проблема усугубляется недостаточно развитой банковской системой и высоким уровнем инфляции, что снижает привлекательность долгосрочных научно-технологических проектов. [12, с. 437]
Недостаточно развитый экономический элемент научно-технологического потенциала приводит к переориентации ключевых исследовательских инициатив вне ПФО или к поиску сотрудничества с другими регионами и за рубежом для реализации и коммерциализации инноваций, что ограничивает научно-технологический потенциал компаний ПФО.
Передовые позиции в развитии экономической компоненты научно-технологического потенциала в ПФО занимает Республика Татарстан. Прогресс также заметен в Республиках Мордовия, Башкортостан, Нижегородской области и Пермском крае. Однако, в целом в ПФО экономическая составляющая научно-технологического потенциала на текущий момент не обеспечивает значительного роста научно-технологической активности предприятий. Компании всех размеров сталкиваются с трудностями доступа к финансированию и промышленно-технологическим ресурсам для разработки новаторских продуктов и технологий.
Помимо экономической составляющей, важнейшую роль в эффективности научно-технологических процессов компаний и развитии научно-технологического потенциала играет доступ к требуемой информации. В России текущая ситуация в данной области в целом позволяет успешно справляться с предоставлением обширной технической информации по всем аспектам науки и технологии, в том числе, включая доступ к патентным данным. При этом, ощущается дефицит информации о рыночных условиях, которая является критически важной для развития научно-технологического потенциала. Проблемы также возникают в доступности сведений о новейших разработках среди целевой аудитории и предоставлении консультаций по их применению. Информация о завершенных научных и инженерных проектах в регионах зачастую не систематизирована.
Необходимо учитывать уникальные характеристики научно-технологической деятельности, знания о которых формируются через практический опыт. Доступ к специализированным консультациям может значительно улучшить работу научно-технологических предприятий.
Соответственно, информационная составляющая научно-технологического потенциала включает две ключевые области: создание унифицированного информационного пространства для обмена данными и обеспечение экспертной поддержки. В первую категорию входят учреждения, предоставляющие базы данных, статистику, аналитику, а также различные такие виртуальные информационные платформы, как сети, сообщества, форумы. Экспертная поддержка является важной для развития инноваций, предлагая методическую помощь и организационные решения, в то время как информационно-статистическая поддержка предоставляет сведения о текущих научно-технологических процессах, потребностях в технологическом обновлении и пр. К информационно-статистической категории относят аналитические и координирующие центры. [2, с. 138]
В целом, организация информационного элемента инфраструктуры научно-технологического потенциала в разрезе регионов ПФО в настоящее время не может быть признана оптимальной. Несмотря на то, что информационно-статистическая инфраструктура представлена относительно равномерно, экспертно-консультационная инфраструктура лучше всего развита лишь в отдельных регионах (в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Удмуртской Республике, а также в Нижегородской, Оренбургской, Самарской и Саратовской областях). При этом, без активного вмешательства региональных властей, ограниченность информационной и экспертной поддержки может привести к ухудшению научно-технологической активности предприятий.
В области кадрового состава, как фактора развития инновационного потенциала регионов ПФО, основной проблемой выступает старение научных работников и низкая привлекательность научной работы из-за недостаточного уровня заработной платы. Отсутствие надлежащей системы передачи знаний ведет к потере значительной научной базы, накопленной как во времена Советского Союза, так и в последние 15 лет. [9, с. 124]
Численность персонала, занятого в научно-исследовательских работах, отражает кадровую ситуацию в секторе. Кадровая структура включает научных исследователей, технических специалистов и вспомогательных работников. В ряде регионов, например, в Мордовии, преобладает доля научных исследователей, в то время как в других областях, таких как Саратовская, наблюдается большая доля вспомогательного персонала.
Важным аспектом решения данной проблемы является рассмотрение развития аспирантуры как ключевого метода подготовки исследовательских кадров. В России количество аспирантов меньше, чем в большинстве развитых стран. В ПФО по данному показателю выделяются Мордовия, Татарстан и Самарская область.
К сожалению, привлекательность аспирантуры для молодежи часто не связана с желанием проводить научные исследования, а обусловлена другими факторами. Во многих случаях, образовательный процесс в аспирантуре не носит исследовательский характер и имеет формальную природу. Молодые специалисты, завершившие аспирантуру, часто находят непривлекательным карьерный путь в этой сфере из-за низкого уровня зарплаты и уходят в другие секторы экономики. [4, с. 143]
Важная проблема в области кадров для развития научно-технологического потенциала – это не только нехватка исследовательского персонала, но и дефицит среднего технического звена и квалифицированных рабочих. Проблема подготовки квалифицированных рабочих и технического персонала усугубляется дефицитом профессиональных преподавателей. Во многих вузах обучение проводится специалистами без практического опыта или с использованием иностранных материалов, не учитывающих российские реалии. Это приводит к тому, что выпускникам требуется дополнительное время на набор опыта. В целом, обеспечение кадрового ресурса для научно-технологической деятельности в ПФО сталкивается с серьёзными трудностями, которые не позволяет предприятиям, занимающимся научно-технологическим процессом, решать их самостоятельно, требуя поддержки со стороны региональных властей.
Становление Приволжского федерального округа в качестве ведущего научно-технологического центра России является ключевой целью его социально-экономической стратегии. В настоящее время инициируются многочисленные инициативы по обновлению производственных мощностей, восстановлению научного потенциала и переходу к научно-технологической экономике, включая инвестиции в инфраструктурные проекты и укрепление финансовой системы. Основой успеха стратегии является сотрудничество между университетами, научными институтами и промышленными предприятиями, а также радикальное обновление в ключевых отраслях, включая машиностроение и нефтехимию. [6, с. 423]
Подводя итог, следует отметить, что государственные научно-технологические программы являются ключевым элементом в формировании научно-технологической политики страны. Разнообразие российских регионов требует индивидуального подхода в развитии научно-технологического бизнеса, учитывая их уникальные экономические и развития. Для дальнейшего развития научно-технологического потенциала в Приволжском федеральном округе требуется создание благоприятной научно-технологической экосистемы, которая включает в себя совершенствование инфраструктуры для исследований и разработок, поддержку стартапов и научно-технологических предприятий, а также стимулирование взаимодействия между ключевыми участниками научно-технологического процесса. Необходимо подчеркнуть важность адаптации государственной политики к региональным особенностям, в частности, разработку мер поддержки, ориентированных на уникальные потребности и возможности каждого региона в ПФО. Также актуально развитие человеческого капитала через улучшение образовательных программ и повышение квалификации кадров в области высоких технологий. Реализация этих мероприятий обеспечит развитие научно-технологического потенциала ПФО, что будет способствовать экономическому росту, технологическому прогрессу региона и укреплению его конкурентоспособности на национальном и международном уровнях.
1. Алиакберова, Л. Ф. Анализ экологических показателей как фактора устойчивого развития регионов Приволжского федерального округа / Л. Ф. Алиакберова // Синергия Наук. - 2022. - № 70. - С. 425-457.
2. Боровских, О. Н. Оценка устойчивого развития регионов Приволжского федерального округа / О. Н. Боровских, А. Х. Евстафьева // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2022. - Т. 17, № 4(68). - С. 135-143.
3. Гадельшина, Г. А. Экономическое развитие регионов Приволжского федерального округа с учетом анализа структурных сдвигов / Г. А. Гадельшина, В. Р. Галеева // Финансовый бизнес. - 2022. - № 12(234). - С. 139-143.
4. Гареева, Н. А. Прогнозирование инновационного развития Приволжского Федерального округа с помощью синергетической модели / Н. А. Гареева, Е. И. Галеева // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2021. - № 10(132). - С. 139-147.
5. Гареева, Н. А. Прогнозирование инновационного развития регионов-лидеров Приволжского федерального округас использованием синергетической модели / Н. А. Гареева, А. И. Романова // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2022. - № 4(57). - С. 50-63.
6. Ефимова, М. В. Механизмы инновационного развития Приволжского федерального округа через элементы человеческого капитала / М. В. Ефимова // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 12(137). - С. 420-425.
7. Зинчук, Г. М. Структурные изменения экономики регионов Приволжского федерального округа как фактор устойчивого развития / Г. М. Зинчук, М. В. Ефимова // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 11. - С. 186-190.
8. Мазур, Н. З. Особенности инновационного развития Приволжского федерального округа / Н. З. Мазур, Г. М. Россинская, Т. Б. Лейберт // Экономика строительства. - 2023. - № 10. - С. 22-26.
9. Мингазова, Л. Ф. Оценка и влияние конкурентоспособности на социально-экономическое развитие регионов Приволжского федерального округа РФ / Л. Ф. Мингазова // Modern Science. - 2020. - № 12-4. - С. 122-128.
10. Миролюбова, Т. В. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии региона (на примере Приволжского федерального округа) / Т. В. Миролюбова, М. А. Баранов // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - Т. 17, № 5(464). - С. 868-880.
11. Носков, А. А. Оценка эффективности инновационной деятельности в регионах Приволжского федерального округа / А. А. Носков, Е. А. Третьякова // Друкеровский вестник. - 2020. - № 2(34). - С. 305-324.
12. Устинкин, С. В. Неравномерное развитие российских регионов как фактор углубления социальных неравенств (на примере Приволжского федерального округа) / С. В. Устинкин, Н. М. Морозова, П. И. Куконков // Россия реформирующаяся. - 2022. - № 20. - С. 435-459.
13. Хайруллина, Е. Г. Механизм мониторинга социально-экономического развития региона (на примере Республики Татарстан) / Е. Г. Хайруллина // Russian Journal of Management. - 2023. - Т. 11, № 3. - С. 357-367.