Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
Представлен обзор и характеристика личностных компетенций в профессиональной деятельности бухгалтера. Определено их влияние на результативность и эффективность деятельности, как самого бухгалтера, так и предприятия в целом. Выявлена роль применения гибких навыков бухгалтера, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на отношения между сотрудниками компании. Рассмотрены преимущества успешного продвижения бухгалтера по карьерной лестнице благодаря гибким навыкам.
Гибкие навыки, профессиональная деятельность бухгалтера, эффективность деятельности, личностные компетенции, мотивация работников, внешние и внутренние коммуникации
В настоящее время наряду с профессиональными компетенциями значительную роль занимают не менее важные для финансового специалиста навыки soft skills – это личностные компетенции, наличие которых не гарантирует ни диплом, ни опыт работы специалиста. В период цифровизации современный бухгалтер должен не только ежедневно мониторить законы, новые стандарты, владеть профессиональными знаниями, но и иметь мотивацию к самообучению, профессиональному росту и продвижению по карьерной лестнице. А это напрямую зависит от поведения человека в той или иной ситуации. Очевидно, что профессиональные компетенции уже изучены и проанализированы, а вот личностные компетенции необходимо рассматривать и понимать на уровне здравого смысла.
Сегодня, чтобы устроиться на высокооплачиваемую и престижную работу, кроме диплома о высшем образовании, необходимым и важным условием является этап собеседования. Именно на собеседовании потенциальный работодатель принимает окончательное решение о назначении вашей кандидатуры на соответствующую должность или сообщает об отказе в принятии на работу. После собеседования руководитель не может напрямую сказать кандидату, что он получил отказ из-за уровня soft skills, так как необходимо иметь четкое понимание того, на каком уровне и какие именно навыки ему необходимы. Поэтому перед собеседованием необходимо учитывать следующие моменты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1 – Важные моменты подготовки к собеседованию
В настоящее время существует большое количество способов и инструментов, с помощью которых можно оценить кандидатов на соответствующую должность. Одним из таких способов является метапрограммное интервью, которое представляет собой собеседование, в результате которого можно выявить определенные способы поведения конкретного человека и его устойчивые качества. «Российские психологи, основываясь на своем практическом опыте, предлагают использовать данный способ в практике оценки кандидатов. МПИ носит не только диагностический, но и активизирующий характер благодаря вопросам, выводящим человека на жизненные смыслы и ценности» [2].
Перед собеседованием необходимо изучить всю информацию об организации, в которую хотите устроиться на работу, проанализировать насколько ваша квалификация соответствует той должности, на которую вы претендуете, чтобы не допустить наиболее распространенных ошибок (рисунок 2). Также будьте готовы кратко рассказать о имеющемся опыте работы.
Рис. 2 – Самые распространённые ошибки, совершаемые на собеседовании
Трансформация профессиональных и личностных компетенций неразрывно связана с профессией бухгалтера, как в настоящее время, так и в будущем. Поэтому современный руководитель всегда отдаст предпочтение кандидату, обладающему и профессиональными и универсальными компетенциями. Их симбиоз позволит достичь наилучших результатов, поэтому сотрудник, желающий добиться успеха в профессиональной деятельности обязан прокачать эти навыки.
Личностные компетенции (гибкие навыки) представляют собой умение общаться, эффективно организовывать свое время, принимать решения, нестандартно мыслить и успешно работать в команде, чтобы быть востребованным специалистом.
Для реализации личностных компетенций главный бухгалтер компании должен уметь делегировать часть своих обязанностей. Передавая часть дел подчиненным, можно освободить свое время для выполнения наиболее важных для компании задач.
Умение управлять системой тайм-менеджмента также способствует эффективной организации работы и достижению целей. Если вы понимаете, что не успеваете сделать и половину из тех дел, что запланировали, то применение данной системы будет очень кстати. Бухгалтер, способный грамотно распоряжаться главным ресурсом – временем – способен эффективно работать в любых ситуациях и справляться со всеми рабочими задачами.
Умение выстраивать внешние и внутренние коммуникации – необходимый навык, который способствует формированию коллектива, так как хорошие взаимоотношения благосклонно влияют на эффективность работы [1]. Искренность и отзывчивость человека высоко ценится в любом коллективе.
Бухгалтерская профессия является общественно значимой: она подразумевает признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому работник данной сферы должен понимать свою ответственность перед обществом и следовать этическим требованиям объективности, таким как – честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, которые в свою очередь, могут возникнуть при разных обстоятельствах.
Мотивация персонала на результат является неотъемлемой частью применения грамотной кадровой политики любой компании. Вознаграждение сотрудников, достойный уровень заработной платы, оказание помощи в личном развитии, карьерный рост, гибкий график работы повышают лояльность и благоприятствуют повышению эффективности труда.
Как можно мотивировать работников бухгалтерии? Ведь отсутствие гибкости и возможностей для карьерного роста и личностного развития являются неблагоприятными факторами для любого сотрудника. Прежде всего необходимо понимать, что мотивация заключается не только в деньгах. Нельзя ограничиваться только денежной мотивацией, так как не все компании имеют такую возможность. Поэтому можно мотивировать своих сотрудников условно-денежной мотивацией, например совместной поездкой, благодарностью, грамотой и т.д.
Если же применяется денежная мотивация, то следует помнить о том, что при назначении высоких окладов руководитель будете иметь у себя в коллективе сотрудников, которые желают получать достойную заработную плату, но в случае, если такой сотрудник плохо справляется со своими обязанностями, у руководства не будет возможности для дальнейших маневров. Поэтому наилучшим решением будет назначение фиксированной и переменной заработной платы. В таком случае, если сотрудник бухгалтерии отлично справляется со своими обязанностями, то вы всегда сможете поощрить его, увеличив переменную часть заработной платы. Если заработная плата рядового сотрудника бухгалтерии ненамного отличается от заработной платы главного бухгалтера компании, то у такого работника не будет стремления работать более эффективно, так как разница не значительная, а ответственность разная. Также в компании не должно быть ситуации, когда один сотрудник работает плохо, а другой старается, но при этом они получают одинаковую заработную плату. Данная проблема существует во многих крупных компаниях, где отсутствует система поощрения в оплате труда для сотрудников, выполняющих свои обязанности четко, грамотно и эффективно. Работников, которые хорошо работают, имеют нужный результат можно послаблять за опоздания, если они не носят регулярный характер. Это послужит примером и мотивацией для остальных сотрудников бухгалтерии.
Система мотивации персонала способствует повышению не только результативности, но и эффективности работы, если у работника есть мотивация, то не будет необходимости менять место работы и искать наиболее приемлемые условия работы. Удовлетворенность работой напрямую связана с преданностью работников организации и их желанием разделять ее интересы, ценности и прилагать максимум усилий на их реализацию. К показателям удовлетворенности работой относятся такие показатели, как:
- Оплата труда;
- Условия и характер работы;
- Престижность работы;
- Стиль управления руководства;
- Карьерные перспективы;
- Коллектив.
Поэтому руководство компании, применяя систему мотивации, всегда сможет не только удержать своих подчиненных, но и гарантированно обеспечить их преданность.
Разумеется, в любом коллективе могут возникать конфликты, поэтому умение ими управлять является очень важным и необходимым навыком главного бухгалтера. В любом конфликте тратятся как материальные, так и жизненные силы, так как конфликт способен изменить характер взаимоотношений, нарушив сложившиеся отношения и связи внутри коллектива. Чем больше сил тратится на развитие и разрешение конфликта, тем меньше времени уделяется основному виду деятельности и больше времени потребуется в дальнейшем на то, чтобы восстановить отношения. Но наряду с негативным последствием конфликта, имеет место и позитивное влияние, которое стимулирует развитие личности и может улучшить межличностные взаимоотношения, способные влиять на качество деятельности. Так как любой конфликт способен изменить уже сложившиеся отношения в лучшую сторону.
В жизни часто встречаются ситуации, когда на сотрудника может быть оказано психологическое или социальное воздействие, для получения какой-либо выгоды. Поэтому устойчивость бухгалтера к манипуляциям и умение управлять ими несомненно является необходимым гибким навыком. Но профессия бухгалтера не застрахована еще от одного вида манипуляций – это действия, которые позволяют сделать отчетность более привлекательной в глазах кредиторов и инвесторов, а также с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Чаще всего манипуляции касаются объема выручки, размера чистой прибыли и валюты баланса, так как именно эти показатели являются основой для принятия инвестиционных решений.
В периоды сдачи отчетности, эмоциональное состояние бухгалтера зачастую подвержено стрессу и умение справляться с ним очень важно, так как «бухгалтерский» стресс длится достаточно продолжительный период времени. Стрессоустойчивость является одним из основных качеств хорошего бухгалтера. Для того, чтобы побороть стресс, необходимо выявить причины его возникновения. Основным источником стресса в бухгалтерии являются повышенная ответственность и большие объемы работы, которые необходимо выполнить в короткие сроки. Сдача отчетности, постоянные изменения в законодательстве, налоговые проверки, сбои в программах автоматизации, которые зачастую случаются в самый неподходящий момент – все это приводит к высокому напряжению из-за колоссальной ответственности и в последствии к стрессу. Но здесь необходимо понимать, что отчетность является прогнозируемым явлением, поэтому при желании к ней можно подготовиться заранее и помнить о том, что этот этап уже проходили и много раз. Также рекомендуется переключаться в напряженные дни на другие сферы жизни, поощрять себя.
Подводя итоги, можно сделать вывод, о том, что сочетание профессиональных и гибких навыков может обычного специалиста превратить в высокооплачиваемого профессионала, который не останавливается на достигнутом, растет и развивается, ищет себя в любом деле и всегда смотрит вперед.
1. Акатьева, М.Д. Коммуникация в теории бухгалтерского учета/ М.Д. Акатьева// Международный бухгалтерский учет, 2019. - т.22. - С.136-146.
2. Багузова, Л.В. Навыки эффективного поиска работы: учебное пособие / Л.В.Багузова., А.В.Волошин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. - 72 с.
3. Казакова, О.А. Деловая коммуникация: учебное пособие / О.А. Казакова, А.Н. Серебренникова, Е.М. Филиппова. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. - 132 с.
4. Фатхуллина, Л.З. Теория и практика коммуникаций / Л. З. Фатхуллина, Т. Н. Никитина. - Казань: Отчество, 2021. - 86 с.