МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УНИТАРНЫХ И КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Важность осуществляемых функций казенными предприятиями в современных условиях диктует необходимость повышения их экономической безопасности. Однако, влияние внешних факторов среды обуславливает в качестве средства обеспечения защищенности элементов данных организаций рост их производственного потенциала, что формирует авторский научный и практический интерес.

Ключевые слова:
экономическая безопасность, производственный потенциал, унитарные предприятия, казенные предприятия, финансово-хозяйственная деятельность
Текст

Реалии и условия современной рыночной среды в настоящее время таковы, что они требуют от управленческого аппарата экономических объектов принятия таких решений, которые способствовали бы совершенствованию инструментов и технологий управления предприятиями с целью качественного повышения их экономической деятельности и максимизации прибыли. В условиях конкурентной борьбы руководители озадачены поиском таких методов выстраивания стратегии развития, которые позволят обеспечить как устойчивость и стабильность функционирования организации с закреплением лидирующих позиций в отрасли. Необходимость понимания протекающих процессов, как в организации, так и внешней среде формирует потребность в оптимизации и реорганизации сложной системы управления и взаимодействия между структурными элементами предприятия. Кроме того лидирующие позиции в рыночных условиях определяются способностью к адаптации и внедрению новых технологий, что позволяет с меньшими временными затратами перестроиться под влияние ряда факторов. [4, С. 147]

С целью предупреждения негативного воздействия совокупности факторов существенную актуальность приобретает наличие системы экономической безопасности на предприятии и степень ее развития. Автором понятие экономической безопасности организации понимается как состояние защищенности экономического объекта от негативного воздействия дестабилизирующих факторов среды функционирования, обеспеченное эффективным использованием имеющихся ресурсов. Однако предприятие как сложная социально-экономическая система обладает рядом структурных взаимодействующих элементов, которые только в совокупности обеспечивают достижение поставленных целей и стабильность жизнедеятельности организации. Обеспечение защищенности только одного или нескольких элементов, напрямую ответственных за производственно-хозяйственную деятельность не гарантирует влияние угроз на другие, косвенные элементы, которые впоследствии могут снизить эффективность функционирования объекта. Вышеназванное условие, определяет тот факт, что система экономической безопасности является комплексным понятием, охватывающим все процессы функционирования и все структурные составляющие предприятия (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Составляющие элементы экономической безопасности предприятия

 

Занимая важное место в системе государственной власти, казенные учреждения являются неотъемлемыми субъектами в системе финансово-экономических и производственных отношений. Актуальность эффективного управления финансовыми и материальными ресурсами, их рациональном распределении, повышении их производственного потенциала возрастает со значением выполняемых функций данными субъектами. [1]

Согласно действующему законодательству Российской Федерации существует три типа государственных и муниципальных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ казенное учреждение является государственным (муниципальным) учреждением, которое занимается предоставлением государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и исполнением государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством России полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Являясь некоммерческой организацией, казенные учреждения обладают рядом признаков свойственных им:

- учредителем является орган государственного или местного самоуправления;

- цель создания – осуществление управленческих, социальных, научных и иных функций некоммерческого характера;

- имущество закрепляется на праве оперативного управления;

- источником финансирования являются средства соответствующих бюджетов;

- объемы финансирования определяются учредителем на основе бюджетной сметы и государственного задания;

- высокая степень государственной регламентации и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы;

- операции с бюджетными средствами осуществляются через лицевые счета в казначейских органах;

- отсутствуют права на предоставление и получение кредитов и займов, приобретение ценных бумаг;

- доходы от внебюджетной деятельности, полученные казенным учреждением, поступают в соответствующий бюджет;

- субсидиарная ответственность учредителя по обязательствам казенного учреждения;

-особенный порядок бухгалтерского учета казенными учреждениями закрепленный приказом Минфина России от 6 декабря 2010 года № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».[7]

Проблематика роли и места унитарных предприятий в России определяется реализуемыми реформами имущественного комплекса. Наличие и функционирование унитарных организаций ассоциируется с социалистическим способом хозяйственной деятельности, когда имущество принадлежит государству, но закреплено за юридическими лицами, которые осуществляют оперативное и хозяйственное управление ими. С одной стороны, наличие производственных фондов, наработанной контактной базы формирует необходимость их использования при осуществлении государственного заказа, с другой стороны, общие регрессивные инвестиционные процессы в экономике нашего государства влияют на снижение общей производственной и управленческой эффективности данных организаций. [6, С. 66]

В современный период существуют идеи об отказе от конструкции государственного унитарного предприятия, которые обуславливаются следующими причинами:

- государственная собственность не является основой экономического оборота;

- двойственность конструкции права хозяйственного ведения, при котором два самостоятельных субъекта осуществляют права на один и тот же имущественный объект;

- неравные условия государственных предприятий и наличие у них государственной поддержки и преференций, что ограничивает развитие конкуренции;

- корпоративные отношения между учредителем и созданной организацией.

Исходя из данных причин и сформировано мнение об отсутствии на конкурентном рынке государственных предприятий, поскольку их деятельность не будет являться государственной функцией. [2, С. 72] Функционирование органов государственной власти, сферы естественных монополий, осуществление публичных функций – те сферы жизни общества и государства, где нет конкуренции. Именно в этих сферах в большей части сконцентрированы национальные интересы государства, что и определяет в них необходимость формирования унитарных предприятий, подконтрольный соответствующим ведомствам и министерствам (рисунок 2).

Список литературы

1. Гасанов Г. Н. Особенности финансирования казенных учреждений России в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-finansirovaniya-kazennyh-uchrezhdeniy-rossii-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 23.11.2023).

2. Гутников О. В. Конструкция государственных унитарных предприятий как форма обособления имущества публично- правовых образований / О. В. Гутников // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2023. - № 3. - С. 66-82. - DOIhttps://doi.org/10.55959/MSU0130-0113-11-64-3-5. - EDN PBGKYW.

3. Емельянов А.С. Принципы обеспечения экономической безопасности федеральных казенных учреждений Департамента тыла МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-federalnyh-kazennyh-uchrezhdeniy-departamenta-tyla-mvd-rossii (дата обращения: 24.11.2023).

4. Есин А. Ю. Условия совершенствования производственного потенциала предприятия / А. Ю. Есин // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 21-2. - С. 146-149. - EDN RWADCF.

5. Спиридоненко В. А. Совершенствование управления муниципальными казенными учреждениями всовременных условиях / В. А. Спиридоненко // Аллея науки. - 2021. - Т. 2, № 5(56). - С. 461-463. - EDN EVIPRA.

6. Тюрин С. Б. Место и роль государственных унитарных предприятий в экономике России / С. Б. Тюрин, А. Д. Бурыкин // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2016. - № 1-2(30). - С. 86-95. - EDN VYTUJL.

7. Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/c/kazionnoe-uchrezhdenie-7cc8e3


Войти или Создать
* Забыли пароль?