с 01.01.2023 по настоящее время
Казань, Республика Татарстан, Россия
УДК 332.1 Региональная экономика. Территориальная экономика
Агропромышленный комплекс России вносит существенный вклад в развитие экономики страны. Однако российские сельхозпроизводители характеризуются низкой конкурентоспособностью на мировом рынке, о чём свидетельствует небольшой объём импорта и значительный объём экспорта. В условиях нестабильной политико-экономической ситуации в Российской Федерации повышение конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса является приоритетной задачей Правительства страны. Цель исследования: разработка новой концепции формирования стратегии повышения конкурентоспособности российских производителей сельхозпродукции в целях укрепления экономической стабильности, эффективности агропромышленного комплекса РФ на примере агропромышленного комплекса Республики Татарстан. Объект исследования: агропромышленный комплекс Татарстана. Результаты исследования: статья раскрывает стратегию развития АПК Республики Таджикистан, обеспечивающую конкурентоспособность производителей сельскохозяйственной продукции, а так же механизмы её практической реализации, необходимые меры государственной поддержки сельхозпроизводителей в условиях санкций. Научная новизна результатов исследования заключается в разработке научной концепции стимулирования развития отраслей АПК в целях обеспечения продовольственной самообеспеченности и импортозамещения, включающей в себя обоснование его организационно-экономического механизма и формирование стратегии реализации.
развитие экономики, Республика Татарстан, инновационное развитие АПК, продовольственная безопасность, продовольственная самообеспеченность, санкционная политика, импортозамещение, устойчивое развитие АПК
Стратегическими задачами агропромышленного комплекса Республики Татарстан является динамичное социально-экономическое развитие муниципальных образований территорий региона, повышение конкурентоспособности предприятий, производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, с учётом региональных, федеральных и мировых стандартов качества и сбалансированной добавленной стоимости. [10, с. 136]
Данная стратегия реализуется в Республике Татарстан на основе действующих на данный момент времени государственных программ, постановлений Правительства, законов:
1. ФЗ №172 от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
2. Государственная программа развития сельского хозяйства в Республике Татарстан… на 2013-2020 годы.
3. Закон №12-ЗТР «О стратегическом планировании в Республике Татарстан» от 16 марта 2015 года.
4. Закон № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
5. Постановление Кабинета министров РТ №235 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2025 годы» от 8 апреля 2013 года.
Республика Татарстан относится к территориям с повышенным риском растениеводства. Исходя из этого, Правительство РТ приняло ряд мер, направленных на снижение подобного риска: [3, с. 9]
- биологизация земледелия;
- комплекс работ по улучшению мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
- внесение минеральных удобрений из расчёта 65 кг на гектар пахотных земель;
- повышение квалификации кадрового состава предприятий агропромышленного комплекса;
- посадка деревьев на территории не менее 1000 га для снижения техногенного воздействия на природу.
Рис. 1 – Мероприятия направленные на снижение риска растениеводства
Республика Татарстан сегодня один из немногих регионов России, в котором сконцентрирован мощный сельскохозяйственный и промышленный потенциал, способный к реализации крупномасштабных проектов. Согласно статистике, макроэкономические показатели развития экономики Татарстана находятся на очень высоком уровне в Российской Федерации. [6, с. 187]
До 2014 года и известных событий, мировой экономике были присущи процессы глобализации. Данным курсом следовала и Россия, но после введения санкций со стороны Запада, страна изменила свои предпочтения, и сделала акцент на экономическое развитие регионов Российской Федерации.
С февраля 2022 года санкционное давление на Россию возросло в разы. Но благодаря предупреждающим мерам Правительства РФ, сельское хозяйство сумело не только сохранить свои позиции в экономике, но и улучшить их, благодаря: [1, с. 23]
- увеличению объёма сбора урожая основных сельскохозяйственных культур;
- увеличению общего поголовья скота и птицы;
- обновлению парка сельскохозяйственной техники;
- переходу к технологической трансформации агропромышленного комплекса.
Для повышения отдачи от объектов сельскохозяйственного производства и переработки Правительство РФ, региональные власти выделили на развитие агропромышленного комплекса в общей сумме 500 млрд. рублей. Это в 1,5 раза больше, чем было запланировано в бюджете страны. Финансовая поддержка будет реализована в виде грантов, кредитов, субсидий и иных финансовых форм.
Напомним, что в настоящее время сельское хозяйство страны испытывает большие трудности по причине введённых недружественными странами санкций. Так как все отрасли экономики зависят друг от друга, сельское хозяйство оказалось в трудном положении.
В первую очередь проблемы объясняются зависимостью агропромышленного комплекса от импорта, сокращении, а в некоторых случаях, и полного прекращения, импорта кормов для животных, семян, ветеринарных препаратов, генетического материала и др.
Кроме этого, на эффективность и конкурентоспособность сельского хозяйства повлияли проблемы логистики, вызванные изменениями условий поставки продукции и сырья, увеличение транспортных издержек. Так как отечественное машиностроение так же зависит от импорта, то отсутствие необходимых расходных материалов негативно отразилось на сельском хозяйстве.
Производители сельскохозяйственной продукции ищут пути решения возникающих проблем для сохранения и развития бизнеса и экономики региона, страны в целом. Государство оказывают серьёзную поддержку в этих вопросах.
Наряду с общими для России мероприятиями, направленными на поддержку агропромышленного комплекса, в Республике Татарстан реализуются региональные программы, рассчитанные на помощь сельскому хозяйству в среднесрочной перспективе. Например, для развития растениеводства предлагается: [7, с. 65]
1. Разработка новых агротехнологий, способствующих повышению производительности растениеводства с сохранением уровня почвозащитных мероприятий.
2. Биологизация земледелия.
3. Создание единой информационной системы агротехнологий, использования современных сельскохозяйственных машин, робототехники и т.п.
4. Селекция новых, высокопродуктивных сортов, генотипов сельскохозяйственных культур с использованием инновационных методов и технологий.
5. Разработка эффективных комплексов удобрений и специального минерального питания растений при сохранении высокого уровня экологии землепользования.
6. Увеличение производства наиболее значимых для населения сельскохозяйственных культур, а так же круп, растительного масла.
7. Разработка более совершенных технологий производства овощной и плодово-ягодной продукции.
8. Разработка эффективных средств биологической защиты сельскохозяйственных культур.
9. Создание новых технологий переработки, хранения сельскохозяйственной продукции с учётом возможностей фермеров и климатических условий.
10. Развитие фермерских хозяйств, мелиорации, технологий производства сельскохозяйственной продукции в закрытом грунте.
В животноводстве Республики Татарстан принимаются аналогичные меры: [12, с. 56]
А) Разработка новых технологий селекции сельскохозяйственных животных.
Б) Увеличение производства кормов, кормовых добавок, с сохранением их высокого качества, совершенствование технологий кормления животных, сокращение затрат на данные виды работ и минимизация их отрицательного влияния на окружающую среду.
В) Разработка эффективных методов диагностики болезней с/х животных, их лечения.
Г) Совершенствование и развитие органического животноводства.
Д) Создание эффективных технологий утилизации отходов животноводства.
Е) Совершенствование технологий переработки, хранения животноводческой продукции.
З) Внедрение в технологии содержания сельскохозяйственных животных цифровизации, автоматизации.
Сегодня органическое производство может существенно повысить отдачу сельского хозяйства России. Для Республики Татарстан данная технология так же актуальна.
Органическое производство подразумевает использование в сельском хозяйстве технологий производства продукции без использования синтетических удобрений, антибиотиков, стимуляторов роста и т.п. К преимуществам органического производства относят: [3, с. 35]
1. Постоянно растущий спрос на продукцию органического производства, что стимулирует устойчивое развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий.
2. Широкий спектр ресурсов, обеспечивающих быструю адаптацию рынка органических продуктов к требованиям потребителя.
3. Высокий уровень агроэкологической безопасности, сохранения естественного плодородия почвы.
4. Возможность изготовления продуктов диетического и детского питания.
5. Возможность реализации сельхозпродукции без посредников.
Для обеспечения стабильного роста органического производства в агропромышленном комплексе Татарстана необходимо: [8, с. 59]
- создание и практическая реализация сертифицированных технологий сельскохозяйственного производства;
- увеличение производства крупяных, масличных культур с минимальными затратами трудовых ресурсов;
- внедрение селекционных программ для увеличения объёмов производства продуктов органического животноводства, земледелия;
- конструирование и организация производства современных специализированных сельхозмашин, повышающих производительность труда в сельском хозяйстве;
- стимулирование домашнего выращивания с/х культур, животных по технологии органического производства и развитие технологий сити-фермерства;
- приведение системы маркировки, сертификации органической продукции к международным стандартам;
- развитие системы маркетинга, рекламы продуктов питания, изготовленных из органической продукции;
Рис.2 – Значимые моменты для развития сельскохозяйственного машиностроения в агропромышленном комплексе Татарстана
В ближайшей перспективе для развития сельскохозяйственного машиностроения в агропромышленном комплексе Татарстана необходимо обратить внимание на следующие моменты: [11, с. 132]
1) Создание многофункциональных платформ, обеспечивающих одновременное выполнение сразу нескольких агротехнологических операций.
2) Работа в направлении снижения производственных затрат, необходимых для создания единицы сельскохозяйственной продукции посредством внедрение в производство современных машин, робототехники.
3) Организация мониторинга состояния посевных площадей и роста с/х культур с использованием беспилотных летательных аппаратов и наземной техники.
4) Создание новой техники, машин, предназначенных для обработки, переработки, хранения органической продукции.
Для успешной реализации выше обозначенных задач необходимо постоянно заниматься внедрением в сельскохозяйственное производство современных наукоёмких технологий, инновационных продуктов. Обеспечивая конкурентоспособность предприятий агропромышленного комплекса, и в соответствие с мировыми тенденциями, сегодня актуальны вопросы широкой интеграции сельского хозяйства, сельскохозяйственных наук с инновациями в сфере производства продуктов питания.
В связи с выше обозначенными проблемами, в 2022 году Правительство Республики Татарстан приступило к разработке глобальной программы научно-технического развития региона, рассчитанной до 2030 года. Особое внимание в документе уделяется аграрной науке, основными направлениями которой являются: развитие растениеводства, животноводства, при обеспечении их высокой конкурентоспособности; повышение эффективности биотехнологий, включая управление отходами производства; цифровизация агропромышленного комплекса; обеспечение климатической устойчивости сельскохозяйственных культур и ветеринарно-санитарной безопасности животноводства.
Студенческая наука может оказать большую помощь в решении поставленных Правительством РТ задач. Научно-исследовательская деятельность студентов ВУЗов позволяет не только получить конкретный результат по некоторым проблемам сельского хозяйства, но и способствует формированию у обучающихся практических компетенций, которые в будущем позволят поднять науку на новый уровень. Данное утверждение подтверждает сегодняшняя деятельность Агробиотехнопарка ГАУ города Казани. [5, с. 64]
Стоит отметить, что научно-исследовательская работа и последующая коммерциализация её результатов требует серьёзного финансирования. Мы считаем, что на начальной стадии фундаментальные, прикладные исследования должны финансироваться из федерального бюджета. В настоящее время данная проблема до конца не решена и требует к себе внимательного отношения со стороны Правительства Российской Федерации.
Мы проанализировали содержание Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2025 годы», и выяснили, что финансовое обеспечение создания и внедрения в сельское хозяйство наукоёмких технологий не обеспечено в полной мере.
Согласно положениям данной программы, объём средств, которые должны поступить по договорам предприятий с научными учреждениями, выполняющими исследовательские и опытно-конструкторские работы, устанавливается в пределах 20 млрд. рублей. Данная сумма остаётся неизменной до конца действия программы. При этом выведение новых сортов, селекционных форм, гибридов сельскохозяйственных культур и животных вообще не планируется.
Данное обстоятельство указывает на необходимость создания специальной программы развития АПК Республики Татарстан, которая бы ставила конкретные задачи по каждому отдельному направлению развития сельского хозяйства с указанием научно-исследовательских задач и источниками финансирования научных разработок.
Необходимо указать, что в современной аграрной экономике все процессы характеризуются высокой степенью динамичности, что требует от специалистов агропромышленного комплекса наличия разносторонних компетенций. Поэтому к их подготовке предъявляются повышенные требования.
Сегодня актуальны стали вопросы создания магистерских программ обучения в ВУЗах по следующим направлениям: генная инженерия; биотехнологии и биоэкономика; умное сельское хозяйство, биоинформатика; инновационные технологии переработки отходов; роботизация производства; ресурсосбережение и др. [2, с. 653]
Актуальны для ВУЗов, подготавливающих специалистов агропромышленного комплекса инженеров и научных специалистов, владеющих современными цифровыми технологиями и способных внедрить их в сельское хозяйство, вопросы разработки и внедрения новых профессиональных стандартов по следующим профессиям: сити-менеджер, агроинформатик, энергоаудитор, агрокибернетик, инженер роботизации, сельскохозяйственный эколог, архитектор живых систем, системный биотехнолог, метеоэнергетик, агроном-экономист, оператор автоматизированных комплексов, фунден-специалист, парковый эколог и т.д.
Сегодня Казанский Государственный аграрный университет активно участвует в подготовке для агропромышленного комплекса высококвалифицированных специалистов, реализуя образовательные программы, используя внутренние резервы и грантовую поддержку.
Наиболее важными вопросами подготовки кадров для сельского хозяйства являются вопросы формирования у будущих специалистов способности быстрой адаптации к изменению технологий производства, климатическим условиям выращивания сельскохозяйственных культур и животных, производственным условиям и т.д.
В настоящее время в агропромышленном комплексе всё больше востребованы специалисты, обладающие комплексом компетенций по различным направлениям профессиональной подготовки. Поэтому повышение квалификации в рамках непрерывного профессионального образования становиться обязательной частью образовательной деятельности. [9, с. 8]
С учётом особенностей профессиональной деятельности будущих специалистов агропромышленного комплекса для формирования у них необходимых компетенций требуется привлекать к образовательной деятельности действующих работников сельскохозяйственных предприятий для организации эффективной практики студентов.
Выводы
В Республике Татарстан сельское хозяйство динамично развивается, эффективность аграрного бизнеса находится на высоком уровне. Для обеспечения дальнейшего стабильного, положительного развития агропромышленного комплекса необходимо учитывать современные вызовы, постоянно меняющиеся условия.
Всесторонний анализ направлений развития сельскохозяйственного производства показал, что для обеспечения конкурентоспособности производства продуктов питания на мировом рынке, необходимо адаптировать агропромышленные предприятия к существенным изменениям климата, дать агропромышленному сектору экономики новые технологии, повышающие эффективность выращивания сельскохозяйственных культур, животных, переработку, хранения готовой продукции. Для этого нужно активно внедрять в сельское хозяйство системы цифровизации, информатизации, автоматизации, используя государственную поддержку.
1. Гайнутдинов, И. Г. Внедрение роботизации и применение цифровых технологий в сельском хозяйстве Республики Татарстан / И. Г. Гайнутдинов, А. А. Лобанова // Вектор экономики. - 2020. - № 2(44). - С. 16-25.
2. Гасанов, Н. Г. Эффективность сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства в Республике Дагестан / Н. Г. Гасанов // Актуальные вопросы современной экономики. - 2023. - № 5. - С. 649-655.
3. Гимадеев, А. Д. Повышение конкурентоспособности предприятий АПК Республики Татарстан в условиях корпоративного управления / А. Д. Гимадеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 7. - С. 32-36.
4. Набиева, А. Р. Развитие материальной инфраструктуры сельских территорий Республики Татарстан / А. Р. Набиева // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2020. - № 3. - С. 3-13.
5. Набиева, А. Р. Хозяйства населения Республики Татарстан в системе продовольственного обеспечения / А. Р. Набиева, Р. Р. Минниханов // Вестник Российского университета кооперации. - 2023. - № 3(53). - С. 60-67.
6. Оценка уровня цифровизации сельского хозяйства Республики Татарстан / А. К. Субаева, Ф. Н. Мухаметгалиев, Н. А. Сафиуллин [и др.] // Финансовый бизнес. - 2023. - № 5(239). - С. 185-190.
7. Развитие импортонезависимой механизации сельского хозяйства в Республике Татарстан / Н. К. Мазитов, Р. Л. Сахапов, В. В. Хоменко, Л. З. Шарафиев // Технический сервис машин. - 2022. - № 3(148). - С. 60-73.
8. Сафин, М. И. Управление ресурсной базой сельского хозяйства в Республике Татарстан / М. И. Сафин, Н. И. Морозова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 5, № 11(119). - С. 57-63.
9. Субаева, А. К. Анализ технической базы сельского хозяйства Республики Татарстан в условиях цифровой трансформации / А. К. Субаева, М. Р. Вафин // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2023. - № 1. - С. 7-10.
10. Субаева, А. К. Теория и практика цифровизации сельского хозяйства Республики Татарстан / А. К. Субаева, Н. Р. Александрова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2020. - Т. 15, № 3(59). - С. 133-138.
11. Хайдарова, Г. Г. Организационно-экономический механизм развития сельских территорий в Республике Татарстан / Г. Г. Хайдарова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2023. - Т. 3, № 3(135). - С. 127-135.
12. Шарипов, С. А. Обеспечение конкурентных преимуществ сельскохозяйственных формирований АПК Республики Татарстан в условиях инновационного развития экономики / С. А. Шарипов, Н. Л. Титов, Г. А. Харисов // АПК: экономика, управление. - 2023. - № 2. - С. 52-58.
13. Хайруллина, Е.Г. Стратегия инновационного развития сельскохозяйственных организаций // В сборнике: Развитие АПК и сельских территорий в условиях модернизации экономики. Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения д.э.н., профессора Н.С. Каткова. 2018. С. 222-224.