Россия
Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 334 Формы организаций и сотрудничества в экономике
УДК 330.3 Динамика народного хозяйства. Экономическое развитие
Офсетный контракт подразумевает под собой государственный контракт, предполагающий наличие встречных инвестиционных обязательств, как со стороны инвестора, так и со стороны государства. Инвестор берет на себя ответственность за создание или модернизацию производства на территории Российской Федерации, а государство, в свою очередь, создает привлекательные условия для ведения бизнеса. Из смысла и содержания офсетного контракта его можно рассматривать как проявление механизма государственно-частного партнерства, которое находит свое выражение в результате взаимодействия субъекта Российской Федерации и поставщика-инвестора. Офсетные контракты представляют собой перспективный и выгодный для обеих сторон механизм, позволяющий делать акцент на долгосрочном сотрудничестве, которое влечет создание на территории субъектов Российской Федерации новых производств, как следствие, рабочих мест, дополнительных налоговых поступлений. Злободневность подробного изучения механизма офсетного контракта обуславливается возможностью реализации планов Правительства Российской Федерации по локализации производств технически сложной продукции и увеличению темпов импортозамещения в сложных внешнеполитических условиях. В исследовании приводятся преимущества офсетного контракта по сравнению с другими инструментами привлечения инвестиций и варианты его адаптации в Курской области.
офсетный контракт, государственный контракт, встречные инвестиционный обязательства, механизм заключения офсетного контракта, локализация производств, этапы заключения офсетного контракта, преференциальный режим
Развитие малого и среднего бизнеса на уровне регионов требует финансовой поддержки на государственном уровне. Офсетный контракт в этом отношении представляется относительно новым и перспективным механизмом в деле развития государственно-частного партнерства, который позволяет, во-первых, обеспечить регионы необходимыми производствами, а, во-вторых, гарантировать стабильное привлечение инвестиций.
Офсетный контракт характеризуется как государственный контракт, предполагающий встречные инвестиционные обязательства со стороны поставщика-инвестора и предусматривающий в качестве условия модернизацию или же освоение определенного контрактом направления производства на территории субъекта Российской Федерации [1].
Интерес представляет рассмотрение офсетного контракта как инструмента государственно-частного партнерства, положительно влияющего на региональное развитие, которое приносит выгоду обеим сторонам, его заключившим [2]. Механизм реализации офсетных контрактов представляется перспективным с точки зрения развития инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации.
Механизм заключения офсетного контракта не предполагает выстраивания долгосрочных отношений в перспективе, так как срок его заключения ограничивается дестью годами. В его основе лежит возможность создания на региональном уровне новых перспективных и инновационных производств в соответствии с реальными потребностями общества, повышение налогооблагаемой базы для определённой территории [3]. Взамен инвестор получает гарантированный рынок сбыта производимой продукции.
При изучении данной темы были использованы методы: анализ, синтез, обобщение, логические, а также графические приемы обработки информации и др. В качестве информационной базы написания материалов научной публикации послужили труды отечественных исследователей в области регионального развития, нормативные акты регионального уровня, материалы научных экономических журналов, прогнозные и фактические данные.
Мы считаем, что офсетные контакты представляют собой ни что иное, как реализацию механизма государственно-частного партнёрства в рамках экономического взаимодействия сторон контракта на уровне регионального развития, так как ему присуще следующие признаки:
- привлечение вложений частного инвестора;
- относительно длительный срок взаимодействия (10 лет);
- возможность заключения контракта с превышением лимитов бюджетных ассигнований.
- одной из сторон договора выступает государство [4].
Если рассматривать иные существующие инвестиционные механизмы, офсетные контракты имеют с ними схожесть, особенно в отношении развития промышленных производств регионального уровня [5]. Однако, в связи с существованием специфических черт их нельзя отождествлять с ними, так как акцент на индивидуальных характеристиках позволит извлечь наибольшую экономическую выгоду из данного инструмента, так необходимого субъектам Российской Федерации.
Ключевым элементом офсетного контракта является наличие условия о встречном характере обязательства сторон. Это означает, что они носят упорядоченный характер и предполагают постоянное взаимодействие на протяжении всего периода реализации [6].
Так, со совей стороны инвестор обязуется за счет собственных средств создать, освоить или модернизировать на территории субъекта Российской Федерации производство определенного товара и осуществлять его поставку заказчику. В свою очередь, заказчик обязан включить поставщика –инвестора в реестр единственных поставщиков, которые поставляют данную товарную группу. В случае нарушения или неисполнения обязательств, заказчик вправе не включать поставщика-инвестора в него [7]. Можно говорить о том, что в рамках рассматриваемого механизма государственно-частного партнерства предполагается не только регулирование условий, на которых осуществляется взаимодействие сторон, но и закрепление мер ответственности.
Представим на рисунке 1 модель офсетного контракта:
Рис.1. Модель офсетного контракта [8]
Модель офсетного контракта в рамках реализации механизмов государственно-частного партнерства представляется уже сформировавшейся и устоявшейся. При заключении офсетного контракта взаимодействие между поставщиком-инвестором и заказчиком по офсетному контракту осуществляется в рамках производства товара и самого процесса его приобретения, при этом, поставщик-инвестор осуществляет мероприятия по созданию, освоению, модернизации производства товара и его поставки, а заказчик приобретает соответствующий товар «на прямую», в результате включения поставщика-инвестора в реестр единственных поставщиков [9]. Поставщику-инвестору, в свою очередь, предоставляется возможность заключения государственных муниципальных контрактов без проведения конкурсных процедур на основании вышеуказанного реестра единственных поставщиков. В результате на территории субъекта поставщик-инвестор получает гарантированный рынок сбыта произведенного товара, что защищает его от экономических рисков.
На наш взгляд, следует обобщить в таблице 1 преимущества заключения офсетных контрактов для публичной и частной стороны.
Таблица 1. Преимущества для частной и публичной стороны при заключении офсетного контракта [8]
Преимущества для частной стороны |
|
Гарантированный спрос на произведенную продукцию |
Закрепление в положениях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ положения увеличенного срока заключения офсетного контракта в результате чего инвестор получает гарантированный рынок сбыта продукции
|
Закрепление статуса единственного поставщика в случае успешной реализации инвестиционного этапа офсетного контракта |
Закрепление статуса единственного поставщика позволяет потенциальным заказчикам, расположенным на территории того же субъекта Российской Федерации, что и реализуемый проект, заключать государственные контракты на поставку товара, минуя конкурсные процедуры |
Преимущества для публичной стороны |
|
Импортозамещение и локализация производства |
Возможность реализации планов Правительства Российской Федерации по локализации отечественного производства технически сложной продукции и масштабированию импртозамещения |
Увеличение налогооблагаемой базы |
Заключение офсетных контрактов может быть использовано субъектами Российской Федерации в целях увеличение налогооблагаемой базы. Это связано с тем, что минимальный порог заключаемого договора является достаточно высоким, что гарантировано обеспечит стабильный поток налоговых поступлений |
Снижение стоимости производимой продукции |
В ряде случаев осуществление конкурсной процедуры позволяет заказчикам снизить конечную стоимость производимой продукции, что усиливает эффект, достигаемый за счет увеличения налоговой базы. Нельзя не учитывать то, что инвесторы, вкладывая денежные средства, рассчитывают на их возврат, что ограничивает их возможности существенного снижения изначальной цены контракта, однако, даже относительно небольшое снижение стоимость позволяет достичь нужного эффекта. |
Создание новых рабочих мет |
Создание новых рабочих мест является существенным преимуществом заключения офсетных контрактов. С одной стороны, эти рабочие места следует рассматривать как временные, так как работники будут привлекаться на этапе строительства и налаживания производства, а, с другой стороны, на этапе эксплуатации объекта предполагается создание постоянных рабочих мест. |
Практика заключения офсетных контрактов с токи зрения регионального развития позволяет сделать вывод о том, что наиболее перспективными сферами заключения офсетных контрактов на сегодняшний день являются следующие (рис. 2.):
Рис.2. Перспективные сферы заключения офсетных контрактов с точки зрения практики регионов [5]
Таким образом, с точки зрения практической составляющей представленные на рисунке 2 сферы уже доказали свою актуальность с точки зрения привлечения инвестиций в регионы. Однако, на наш взгляд, следующие направления развития офсетных контрактов приобретут свою актуальность в ближайшем будущем (рис. 3).
Рис.3. Перспективные направления развития офсетных контрактов [8]
Механизм офсетного контракта был закреплен в 2016 году, тем не менее, активное его использование на практике состоялось после 2020 года. Так, в начале мая 2021 года в Российской Федерации два региона заключили совокупно шесть офсетных контрактов общим объемом закупок более 74 миллиардов рублей [10]. В качестве выбранной отрасли выступила фармацевтика. Совокупный объем инвестиционных обязательств составил 14 миллиардов рублей. Данный механизм был опробован Московской областью и городом Москвой. В дальнейшем, развитие офсетного контракта стало выходить за пределы столицы, и он был использован в Республике Башкортостан. В результате проведения конкурсной процедуры была осуществлена закупка 45 единиц троллейбусов [11]. Попытка заключения офсетного контракта предпринималась в Ленинградской области, однако, переговоры между публичной стороной и частным инвестором не принесли должного результата, тем не менее, власти региона считают рассматриваемый инструмент перспективным и актуальным [12]. В 2023 году в городе Москва подписан офсетный контракт на приобретение абсорбирующего белья для взрослых [13]. Локализация производства в столице позволит производить продукцию в достаточном для обеспечения потребностей населения количестве, что обеспечит инвестору окупаемость вложений. Развитие пищевой промышленности в столице стало одним из вновь осваиваемых производств при заключении офсетного контракта, так, так как по вновь заключенному контракту его предметом выступило локальное производство сухих смесей для обеспечения потребностей молочных кухонь города. В целом, снижение порогового значения заключения офсетного контракта с одного миллиарда рублей до ста миллионов рублей благоприятно сказалось на развитии инвестиционного климата не только в столице, но и в регионах.
Важнейшим сдерживающим фактором при заключении офсетного контракта выступает сложность и долгосрочность окупаемости вложений за счет государственного заказа от одного региона. На сегодняшний день предусмотрен механизм заключения офсетного контракта с несколькими регионами, но на практике он пока не нашел применения. Офсетный контракт привлекает инвестора с точки зрения обеспечения гарантированного рынка сбыта продукции, однако, если этот рынок ограничен или нестабилен, то мотивирующая функция офсетного контракта теряется. Это объясняет фактическую концентрацию заключения офсетного контракта на территории города Москвы и Московской области.
В случае, если инвестор рассчитывает при заключении офсетного контракта на стороннего потребителя, то офсетный контракт также не может обеспечить для него выполнения своей функции в полной мере, потребность в нем снижается при существовании большого количества инвестиционных механизмов, позволяющих извлечь большую прибыль при реализации инвестиционного проекта. В качестве примера схожего с точки зрения экономического смысла инструмента можно привести специальный инвестиционный контракт [14], который представляет собой инструмент промышленной политики, который направлен на стимулирование инвестиций в промышленное производство Российской Федерации. При этом, в качестве формы поддержки также, как и при заключении офсетного контракта, выступает возможность получения статуса единственного поставщика в рамках процедур государственных закупок.
Анализ базы информационной системы в сфере закупок показал, что офсетные контракты используются далеко не всеми регионами Российской Федерации. На наш взгляд, причинами этого является долгосрочный поиск перспективных объектов для вложения денежных средств, а также высокий период инвестирования при заключении офсетного контракта. Это приводит к тому, что инвесторы осуществляют поиск и тщательно выбирают территорию, где будут реализовывать проект. Положительной тенденцией является изменение законодательства, в соответствии с которым заключение офсетного контракта возможно сразу с несколькими субъектами Российской Федерации.
Представим в таблице ключевые положительные стороны заключения офсетных контрактов для региона и для инвестора.
Таблица 2. Ключевые положительные стороны заключения офсетных контрактов для региона и для инвестора
Преимущества для региона |
Преимущества для инвестора |
снижение цены поставки |
платежеспособный потребитель |
импортозамещение и гарантированные поставки |
долгосрочная гарантия сбыта |
рабочие места и рост |
включение в реестр единственных поставщиков |
Лидерами по заключению офсетных контрактов являются Московская область, Санкт-Петербург, Самарская, Свердловская, Иркутская, Тамбовская области. Можно говорить о том, что они со временем могут стать более востребованными инструментами инвестирования, однако, наибольшие перспективы развития он может получить в случае получения поддержки за счет федерального финансирования.
В контексте вызовов времени офсетный контракт представляет собой средство импортозамещения. Неоднократно и теоретики и практики экономики обращали внимание на необходимость развития отечественных производств, чему способствует рассматриваемый инструмент. Локализация производств, создание новых рабочих мест, стимулирование инвестиций в реальный сектор, повышение промышленной безопасности, снижение расходов государства в секторе закупок для государственных и муниципальных нужд обуславливают необходимость проникновения офсетных контрактов в регионы России. Анализ направлений заключения офсетных контрактов с точки зрения опыта регионов-лидеров показывает, что они могут быть востребованы везде, в каждом субъекте, так как непосредственно затрагивают жизненноважные сферы жизни человека.
Нельзя отрицать того факта, что в большинстве регионов на сегодняшний день концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве более предпочтительны и распространены [15,16], однако, для повышение инвестиционной привлекательности регионов офсетный контракт может быть стать более перспективным инструментом или таким инструментом, который будет прочно внедрен в механизмы привлечения инвестиций для регионального развития.
Классический порядок заключения офсетного контракта состоит из последовательного выполнения следующих этапов:
-анализ потребностей города;
- разработка условий проекта;
- подготовка и проведение открытого конкурса;
- заключение государственного контракта [3].
Мы считаем, что данные этапы следует расширить и конкретизировать в соответствии с данными рисунка 4.
Рис. 4. Предложения по совершенствованию этапов заключения офсетного контракта
В Курской области в 2022 году была создана особая экономическая зона типа «Третий полюс» в городе Железногорск и Железногорской районе Курской области на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2022 г. № 244. На сегодняшний день она является единственной в регионе и находится на начальной стадии развития, так как создание экономической зоны в регионе предполагает длительный период сотрудничества. Она предполагает развитие обрабатывающих отраслей экономики через создание современных промышленно-производственных комплексов, обеспечивающих производство высокотехнологичной продукции в целях удовлетворения потребностей российской экономики [17].
Представим на рисунке 5 преимущества особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области.
Рис. 5. Преимущества особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области [17]
Мы считаем, что в перспективе возможно появление новых экономических зон в Курской области, что стимулирует заключение офсетных контрактов на территории региона, так как, как уже было отмечено, в перспективе развитие строительной промышленности представляется одним из приоритетных направлений.
Анализ направлений деятельности особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области позволил прийти к выводу о том, что он не в полной мере соотносится с перспективным вектором направлений развития офсетных контрактов [18]. В качестве точек соприкосновения может стать только развитие промышленности строительных материалов, медицинской промышленности, микробиологической промышленности [19, 20].
Для того, чтобы офсетные контракты получили почву для развития на территории Курской области, для них необходимо создать преференциальный режим [21]. На сегодняшний день для резидентов особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области налоговые льготы предоставляются следующим образом (таблица 3).
Таблица 3. Налоговые льготы для Резидентов особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области
Налог на прибыль |
||
До 5 лет |
До 10 лет |
После 10 лет |
2% |
7% |
15,5% |
Налог на имущество |
||
До 10 лет |
После 10 лет |
|
0% |
В соответствии с тарифом, установленным законодательством |
|
Налог на землю |
||
До 5 лет |
После 5 лет |
|
0% |
В соответствии с тарифом, установленным законодательством |
|
Транспортный налог |
||
До 10 лет |
После 10 лет |
|
0 рублей |
В соответствии с тарифом, установленным законодательством |
Таким образом, для Резидентов особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области предусмотрены налоговые льготы и преференции на долгосрочную перспективу. При заключении офсетного контракта следует дифференцировать преференции и налоговые льготы на десятилетний период в случае размещения производства в особой экономической зоне. Представим эти данные в таблице 4.
Таблица 4. Дифференциация налоговых льгот для Резидентов особой экономической зоны «Третий полюс», заключивших офсетный контракт на территории Курской области
Налог на прибыль |
|||||||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
7 год |
8 год |
9 год |
10 год |
2% |
2% |
2% |
2% |
2% |
5% |
5% |
5% |
5% |
5% |
Налог на имущество |
|||||||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
7 год |
8 год |
9 год |
10 год |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
Налог на землю |
|||||||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
7 год |
8 год |
9 год |
10 год |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
Транспортный налог |
|||||||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
7 год |
8 год |
9 год |
10 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Привлечение офсетных контрактов в Курскую область должно сопровождаться развитием особых экономических зон, что сделает это сотрудничество плодотворным и перспективным. Организации, которые являются поставщиками или исполнителями в рамках офсетных контрактов «на пилотном этапе» должны получить льготу на транспортный налог, так как им необходимо будет освоить логистические цепочки и производство регионе, для которого такой опыт станет принципиально новым.
1. Лисица В. Н. Инвестиционные отношения как предмет правового регулирования // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. 2016. № 8 (75). С. 76-77.
2. Бедняков А.С. Государственно-частное партнерство как модель развития публичной инфраструктуры // Вестник МГИМО-Университета. 2022. №1. С. 143-176.
3. Белов С.А., Гриценко Е.В., Жмулина А. Д. и др. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М.: Инфотропик Медиа. 2015. 619 с.
4. Белицкая А. В. Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики. М.: Юстицинформ, 2018. 559 с.
5. Трофимова Е.О. Оценка потенциального влияния заключенных офсетных контрактов на конкурентную ситуацию в сегменте госзакупок // В сборнике: Инновации в здоровье нации. Сборник материалов VII Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. 2019. С. 401-406.
6. Халатенкова Е.Ю. Аренда с инвестиционными обязательствами как механизм развития социальной инфраструктуры региона (на примере г. Москва) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 87. С. 22-23.
7. Панов А. Контракты с встречными инвестиционными обязательствами // Новости GMP. 2021. С. 44-46.
8. Офсетные контракты как механизм привлечения инвестиций. Аналитическое исследование. Официальный сайт юридической компании «You & Partners». URL: https://www.youandpartners.ru/ (дата обращения: 05.09.2023).
9. Зельднер А. Г. Специальный инвестиционный контракт в управлении привлечением частных инвестиций в модернизацию промышленности // Экономические науки. 2019 № 9. С. 82-86.
10. Инвесторы вложат более 13 миллиардов рублей в создание производств в рамках офсетных контрактов. Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/117654073/ (дата обращения: 05.09.2023).
11. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru (дата обращения: 05.09.2023).
12. Офсетные контракты. Инвестиционный портал города Москвы. URL: https://investmoscow. ru/city-projects/planned-investment-projects/офсетные-контракты/ (дата обращения: 01.05.2020).
13. Число одобренных в столице офсетных контрактов увеличилось в два раза в 2022 году. Официальный сайт Мэра Москвы. URL:https://www.mos.ru/news/item/117654073/ (дата обращения: 05.09.2023).
14. Социальный инвестиционный контракт (СПИК). Официальный сайт Фонда развития промышленности. URL:https://frprf.ru/navigator-gospodderzhky/spik_main/ (дата обращения: 05.09.2023).
15. Инвестиционное право : учебник для магистратуры / отв. ред. И. В. Ершова, А. Ю. Петраков. М.: Проспект. 2020. 304 с.
16. Платонова Н. Л. Новое в законодательном регулировании концессионных соглашений в Российской Федерации // Право и экономика. 2019. № 1. С. 16-21.
17. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Третий полюс». Официальный сайт «АО «Корпорация развития Курской области». URL:https://kursk.in/ (дата обращения: 05.09.2023).
18. Бессонова Е.А., Лопатина Н.Д. Механизмы формирования равновесного социально-экономического развития экономики Курской области на основе проектного управления в условиях вызовов времени / Н.Д. Лопатина, Е.А. Бессонова // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. №4 (130). URL: https://research-journal.org/archive/4-130-2023-april/10.23670/IRJ.2023.130.75 (дата обращения: 24.04.2023). DOI:https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.130.75
19. Осадчая Н. А., Близнюк А. С. Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес региона // Молодой исследователь Дона. 2018. № 4 (13). С. 184-186.
20. Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. 2019. № 1(59). С. 40-45.
21. Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Курской области (по итогам дней Курской области в Совете Федерации) // Аналитический вестник. 2021. № 13(773). С. 1-53.