РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АПК (НА ПРИМЕРЕ РТ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация: В настоящее время Россия переживает сложный период с точки зрения экономического развития, преодолевая внутренние экономические трудности, среди которых выделяются проблемы демографического характера и ограниченный объем потребительского спроса. Эти факторы усугубляются под воздействием внешних факторов, таких как внешнеторговые барьеры и ограничение доступа к заемным средствам на международных рынках, что ведет к заметному уменьшению доходов госбюджета. В аграрном секторе также выделяются ограничения в доступности ключевых ресурсов и неустойчивость каналов дистрибуции агропродукции. Эти трудности особенно существенны для малых форм хозяйствования, как в общероссийском масштабе, так и на региональном уровне, в частности в Республике Татарстан. Для устранения данных проблем и достижения долгосрочного экономического роста в стране необходимо формирование и развитие механизмов государственного регулирования и поддержки малых форм хозяйствования в сфере АПК. Объектом исследования – экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования и государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК. Цель исследования – характеристика текущего состояния и определение перспектив развития государственного регулирования малых форм хозяйствования в АПК Республики Татарстан. Методы исследования – абстрактно-логический, монографический, таблично-графический расчетно-конструктивный, экономико-статистический. Научная новизна заключается в систематизации и уточнения теоретических аспектов и практических рекомендаций по развитию государственного регулирования малых форм хозяйствования в АПК Республики Татарстан.

Ключевые слова:
развитие экономики, АПК региона, санкционные ограничения, импортозамещение, государственная поддержка, малые формы хозяйствования, Республика Татарстан.
Текст

В текущих экономических реалиях, ознаменованных вызовами структурных сдвигов в экономике, кризисными явлениями и динамикой глобальных рынков, особую актуальность приобретает уровень развития агросектора как важнейшего инструмента поддержания самодостаточности страны. В связи с этим, повышается значимость вопросов организации эффективной работы малых форм хозяйствования в АПК, что становится определяющим фактором для достижения повышения объемов производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольственного суверенитета. [10, с. 37]

Вопросы государственного регулирования и поддержки АПК привлекают внимание многочисленных экспертов в сфере экономики, утверждающих, что регулятивные инструменты должны применяться там, где рыночные механизмы не справляются с эффективным распределением ресурсов между производственной и потребительской сферами.

Основные правила, которые должны лежать в основе государственного регулирования малых форм хозяйствования в сфере АПК, включают в себя: [11, с. 24]

  • стабильность и логичность государственной поддержки;
  • полная прозрачность и доступность данных о государственной помощи;
  • актуальность и общедоступность программ господдержки в аграрной сфере;
  • содействие конкуренции в сфере АПК;
  • применение программно-целевого подхода, обеспечивающего дополнительные льготы для производителей с целью усиления интенсивности и эффективности их деятельности;
  • позиционирование господдержки АПК как экстрафинансового ресурса для производства;
  • необходимость учета политических, институциональных (варьирующихся в зависимости от масштаба бизнеса, форм собственности, типа управления) и региональных факторов, влияющих на бизнес-процессы.

Продуманное применение данных обоснованных принципов позволяет создать выверенную систему государственного управления для эффективной поддержки малых форм хозяйствования в сфере АПК.

В российском аграрном секторе для регламентации действий представителей малого предпринимательства принята практика использования многоуровневой системы государственных мер. Такая система включает в себя разделение методов воздействия на базовые категории: непосредственное, косвенное и через посредников. [4, с. 40]

Непосредственный подход включает в себя активные механизмы влияния на бизнес-структуры, например, через выделение бюджетных средств, что позволяет быстро и эффективно стимулировать их развитие. Несмотря на очевидные преимущества, такая стратегия влечёт за собой определённую зависимость бизнеса от государственной политики и ограничения в плане автономии.

При косвенных методах регулирования предоставляется более широкий диапазон возможностей для бизнеса, в том числе благодаря налоговым каникулам, упрощённым кредитным условиям, рыночным интервенциям.

Методы, реализуемые через посредников, предполагают воздействие на агробизнес через развитие инфраструктуры и поддержку периферийных отраслей, что, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для сельского хозяйства. [5, с. 63]

Конкретные стимулирующие средства из перечисленных категорий могут выбираться в зависимости от текущей ситуации и специфики региона, кроме того, могут применяться их комбинации для достижения наибольшего эффекта.

Также меры воздействия на аграрный бизнес дифференцируются на экономические и административные. Административные меры базируются на правоприменительной практике, направленной на строгое соблюдение законодательных норм, в том числе в аспектах эффективного использования ресурсов и качества аграрной продукции. Экономические меры призваны стимулировать бизнес через экономические рычаги, направленные на регулирование производственной сферы, в том числе через налоговую политику, ценообразование, страховые и кредитные программы. Взаимодействие этих мер обеспечивает многоаспектное регулирование и поддержку малых форм хозяйствования в АПК. [1, с. 63]

Республика Татарстан отличается высоким уровнем промышленного и аграрного производства, демонстрируя положительную динамику по важнейшим экономическим направлениям и выделяясь на фоне других регионов страны.

Для агропромышленной сферы Татарстана характерна целенаправленная государственная политика, фокусирующаяся на повышении жизненного уровня населения городских и сельских районов, а также наращивании конкурентных преимуществ аграрного кластера через производство качественной агропродукции.

Сельскохозяйственный потенциал Татарстана включает более пяти тысяч субъектов хозяйствования, в том числе почти 500 агропредприятий, около 3,5 тысяч фермерских хозяйств, свыше 1000 семейных ферм, более 250 кооперативов и около полумиллиона личных подсобных хозяйств. [8, с. 127]

Стимулирование инновационного развития АПК в республике осуществляется через широкий спектр инструментов государственной поддержки, включая гранты для фермерских хозяйств и агрокооперативов, различные субсидии для личных подсобных хозяйств, финансовые меры, облегчающие приобретение сельхозтехники, а также меры по развитию растениеводства, животноводства и укреплению сельскохозяйственной инфраструктуры.

В контексте аграрного комплекса Татарстана активно продвигаются инициативы обустройству инфраструктурных узлов, включающих учреждения для оценки качества земель, пункты распределения основных материалов, предоставление специализированных услуг в сферах агрономии и животноводства, а также помощи в реализации агропродукции.

В Казани успешно реализован проект Агропромышленного парка – уникального для Российской Федерации инновационного предприятия, предназначенного для поддержки малого бизнеса. Этот комплекс оснащен всем необходимым для оказания услуг не только потребителям, но и предприятиям, входящим в экосистему парка. [7, с. 19]

Стратегии улучшения функционирования сферы АПК включают в себя повышение качества процессов управления этими рынками, упрощение механизмов входа малого бизнеса в торговые сети, обеспечение доступности кредитных и производственных ресурсов.

Пересмотр нормативов социального контроля и управления территориями направлен на содействие прогрессивному и устойчивому развитию сельских областей. Упор сделан на улучшение инфраструктуры различного назначения, на повышение уровня жизни и социальной защищенности сельского населения. Это подразумевает широкий спектр действий по улучшению социальной сферы, созданию достойных условий для жизни и работы в сельской местности, сопоставимых с городскими стандартами.

В настоящее время на территории Татарстана с целью поддержки малых форм хозяйствования в сфере АПК реализуется ряд специализированных программ.

В частности, в качестве основополагающего механизма для предоставления финансовых средств на погашение лизинговых платежей, выступает инициатива «Лизинг-Грант». В рамках этой программы: [12, с. 96]

  • новые аграрные хозяйства, фермы, кооперативы и прочие предприятия АПК могут воспользоваться возвратом затрат на лизинг до 70%, с потенциальным субсидированием в размере 1 миллиона рублей для новых предпринимательских структур и 3 миллионов для уже существующих;
  • для субъектов, размещающихся в индустриальных парках, а также пользующихся услугами инжиниринговых площадок и участвующих в проектах федеральной службы исполнения наказаний, предусмотрены компенсации до 45% для новых предпринимательских структур и до 30% для уже действующих участников рынка, с максимальной субсидией до 2 миллионов рублей для стартапов и до 5 миллионов для существующих компаний.

Важно отметить, что наличие задолженности по налогам или оплате труда выступает как исключающий фактор для участия в данной инициативе.

С 2014 года в Татарстане функционирует специальный Фонд поддержки малого и среднего бизнеса, ключевой задачей которого выступает организация доступа к финансовым активам для предпринимателей в форме микрозаймов. Особое внимание уделяется ключевым экономическим секторам республики.

Условия предоставления микрозаймов включают:

  • процентную ставку равную 10 процентам годовых;
  • возможность получения суммы от ста тысяч до миллиона рублей;
  • временной период погашения - от трех месяцев до трех лет.

Программа «50/50» для субсидирования расходов на приобретение нового производственного оборудования, предоставляющая финансирование до 5 миллионов рублей, но не более половины его стоимости, предназначена для: [3, с. 70]

  • резидентов индустриальных зон и инновационных площадок;
  • субъектов малого бизнеса, сотрудничающих с инжиниринговыми структурами региона;
  • предприятий, находящиеся под юрисдикцией УФСИН;
  • партнеров бизнес-инкубаторов.

В области поддержки новым фермерам, при условии самостоятельного вклада в размере 10% от общей суммы необходимых для старта активов, прописанных в их финансовом плане, предоставляется грант в размере до 1,5 млн рублей, позиционирующийся как стартовый капитал для фермерских хозяйств и одноразовая субсидия для их бытового обеспечения. Имущество, приобретенное на субсидированные средства, находится под запретом на отчуждение в форме продажи, дарения, аренды, обмена или внесения в качестве взноса в любые фонды в течение десятилетнего периода.

Поддержка скотоводческих семейных ферм реализуется путем предоставления грантов хозяйствам, получившим одобрение от специальной комиссии. При этом, руководителям данных хозяйств необходимо профинансировать из собственного бюджета не менее 40% расходов по покупке имущества и выполнению необходимых работ. Размер выделяемых грантов не должен превышать 60% по каждому пункту расходов, указанных в плане, с лимитом в 5 миллионов рублей на одного заявителя. Положение о предоставлении такой поддержки действует для каждого фермера только один раз. Основные средства, закупленные на средства гранта, не должны быть отчуждены каким-либо образом или использованы в качестве вклада в другие организации в течение десяти лет. [11, с. 57]

Для владельцев личных подсобных хозяйств, а также для сельскохозяйственных потребительских кооперативов и семейных ферм предусмотрена государственная поддержка в виде частичной компенсации затрат на уплату процентов по заемным средствам, полученным в банковских учреждениях РФ и сельхозкооперативах на срок до 8 лет. Эти средства могут быть направлены на следующее:

  • в течение двух лет на закупку топлива, запчастей и ремонтных материалов для аграрной техники и помещений для скота, покупку удобрений, кормов и медикаментов, при этом общий объем кредитных средств за год не должен превышать 300 тысяч рублей;
  • в пятилетний срок для приобретения животных, малогабаритной сельхозтехники, оборудования для разведения животных и переработки продукции, а также на восстановительные работы, с лимитом кредитования до 700 тысяч рублей за год;
  • в восьмилетний срок для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники, строительства и модернизации производственных помещений и инфраструктуры, с лимитом кредитования до 10 миллионов рублей за год.

Ассигнования в форме субсидий перечисляются лицам, выполняющим кредитные обязательства, после предъявления надлежащих бумаг, подтверждающих правомерность получения указанной поддержки, с учетом регулярного погашения задолженности и процентов по займам.

Место малых форм хозяйствования в общем объеме финансовой поддержки аграрной отрасли в Республике Татарстан за 2022 год показано в таблице 1.

 

Таблица 1

Место малых форм хозяйствования в общем объеме финансовой поддержки аграрной отрасли в Республике Татарстан за 2022 год

 

Наименование статей

Профинансировано в 2022 году,    млн.руб.

Бюджет РФ

Бюджет РТ

итого

Общий объем финансирования, в т.ч.:

5542,3

10832,0

16374,3

Поддержка малых форм хозяйствования, в т.ч.:

971,8

517,6

1489,4

1 Поддержка ключевых отраслей агробизнеса и укрепление микроаграрных субъектов

670,3

446,9

1117,2

финансовая поддержка в области овощеводства

58,8

39,2

98,0

финансовая поддержка в области ухода за плодоносящими растениями

41,8

27,9

69,7

финансирование в рамках инициативы "Агропрогресс"

9,8

6,5

16,3

финансирование семейно-фермерских предприятий

232,5

155,0

387,4

финансирование модернизации инфраструктуры агрокооперативов

80,0

53,3

133,3

компенсации за продажу мяса мелкого рогатого скота

0,3

0,2

0,5

финансирование развития молочного мелкого рогатого скота

0,1

0,1

0,2

субсидии на рост производства молочной продукции через увеличение количества крупного рогатого скота

244,1

162,8

406,9

субсидии на развитие мясного скотоводства

3,0

2,0

5,0

2 Федеральная инициатива развития предпринимательской сферы малого и среднего бизнеса

301,5

70,7

372,2

финансирование в рамках инициативы «Агростартап»

128,7

30,2

158,9

финансирование развития аграрных потребительских кооперативов

169,1

39,7

208,8

финансирование работы центров экспертизы в области агрокооперации и помощи фермерам

3,6

0,8

4,5

 

 

Таким образом, общи объем финансовой поддержки аграрной отрасли в Республике Татарстан за 2022 год составил 16374,3 млн.руб., в том числе, за счет бюджета РФ - 5542,3 млн.руб. (33,85%), за счет регионального бюджета - 10832,0 млн.руб. (66,15%). Общая величина поддержки малых форм хозяйствования в сфере АПК составила 1489,4 млн.руб., в том числе, за счет бюджета РФ – 971,8 млн.руб. (65,25%), за счет регионального бюджета – 517,6 млн.руб. (34,75%). [9, с. 17]

Удельный вес финансирования малых форм хозяйствования в АПК графически представлен на рисунке 1.

 

Рис. 1. - Удельный вес финансирования малых форм хозяйствования в АПК

 

Из рисунка видно, что доля господдержки малого бизнеса АПК Республики Татарстан в общем объеме господдержки АПК составила в 2022 году 9,1%, при этом, доля господдержки из бюджета РФ составила 17,5%, а из бюджета республики – 4,8%.

Структура основных направлений финансирования малых форм хозяйствования в АПК представлена на рисунке 2, из которого видно, что основную долю в финансовых программах занимали субсидии на рост производства молочной продукции через увеличение количества крупного рогатого скота (27,32%), финансирование семейно-фермерских предприятий (26,01%), финансирование развития аграрных потребительских кооперативов (14,02%), финансирование в рамках инициативы «Агростартап» (10,67%) и финансирование модернизации инфраструктуры агрокооперативов (8,95%).

 

Рис. 2. – Структура основных направлений финансирования малых форм хозяйствования в АПК

 

Таким образом, несмотря на усиленное внимание к развитию частных и фермерских хозяйств, его господдержка остается недостаточной: лишь небольшая доля государственных субсидий направляется на поддержку малых форм хозяйствования. Учитывая, что такие предприятия производят значительный объем сельскохозяйственной продукции, потребность в более сбалансированном региональном подходе к поддержке является очевидной.

В связи с этим, предлагается провести пересмотр и дополнение региональной программы по поддержке малого бизнеса в агропромышленном комплексе региона. Также важно внести обновления в аналитические подходы к оценке потребительского спроса на агропродукцию, которая выращивается на небольших участках, с учетом экономического статуса покупателей. [2, с. 649]

Помимо этого, государственные структуры могут выступать инициаторами приобретения неработающих или неплатежеспособных предприятий сельскохозяйственной отрасли субъектами малого бизнеса за символическую плату или безвозмездно. Для поддержки небольших фермерских хозяйств и их кооперативов, предлагается учредить дополнительные общественные организации. Наличие четких стратегических векторов развития конкурентного статуса имеет большое значение для повышения конкурентных преимуществ малых форм хозяйствования в АПК в Татарстане.

Список литературы

1. Михайлова, Л. В. Меры государственной поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Республики Татарстан / Л. В. Михайлова // Финансовый бизнес. - 2022. - № 6(228). - С. 61-65.

2. Буторина, Г. Ю. Новые формы государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК региона / Г. Ю. Буторина // Финансовая экономика. - 2019. - № 11. - С. 646-651.

3. Горлов, Д. М. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в АПК на муниципальном уровне / Д. М. Горлов, А. Ю. Артемасова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - № 7-3(63). - С. 68-71.

4. Бакулина, Е. А. Государственная поддержка малых форм хозяйствования - ключ к успеху развития АПК / Е. А. Бакулина, О. П. Чекмарев // Вестник Студенческого научного общества. - 2018. - Т. 9, № 3. - С. 38-42.

5. Устькачкинцев, А. О. Государственные закупки как инструмент поддержки малых форм хозяйствования в АПК / А. О. Устькачкинцев // Экономика АПК Предуралья. - 2020. - № 1. - С. 61-64.

6. Шигапова, Д. К. Развитие малых форм хозяйствования на селе в обеспечении продовольственной безопасности Республики Татарстан / Д. К. Шигапова, Е. В. Рунова // Научное обозрение: теория и практика. - 2019. - Т. 9, № 8(64). - С. 1154-1160.

7. Шигапова, Д. К. Развитие малых форм хозяйствования на селе в обеспечении продовольственной безопасности Республики Татарстан / Д. К. Шигапова, Е. В. Рунова // Вести научных достижений. Экономика и право. - 2019. - № 1. - С. 17-22.

8. Рунова, Е. В. Особенности развития малых форм хозяйствования на селе (на примере Чистопольского района Республики Татарстан) / Е. В. Рунова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2019. - № 1. - С. 124-130.

9. Буторина, Г. Ю. Грант "Агропрогресс" - новая форма государственной поддержки малых форм хозяйствования в регионе / Г. Ю. Буторина // Агропродовольственная политика России. - 2021. - № 5-6. - С. 15-19.

10. Асрутдинова, Р. А. Коллективизация, колхозы и современные формы хозяйствования на селе в республике Татарстан / Р. А. Асрутдинова // Научный Татарстан. - 2023. - № 2. - С. 35-39.

11. Бондарев, Н. С. Роль малых форм хозяйствования в развитии АПК / Н. С. Бондарев, Г. С. Бондарева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 7. - С. 22-26.

12. Терновых, К. С. Малые формы хозяйствования в системе регионального АПК / К. С. Терновых, Е. В. Попкова, О. И. Кучеренко // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2021. - Т. 14, № 4(71). - С. 93-100.

13. Хайруллина, Е.Г. Стратегия инновационного развития сельскохозяйственных организаций // В сборнике: Развитие АПК и сельских территорий в условиях модернизации экономики. Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения д.э.н., профессора Н.С. Каткова. 2018. С. 222-224.


Войти или Создать
* Забыли пароль?