Россия
Рязань, Рязанская область, Россия
УДК 336.13 Финансы государственного сектора
В статье представлены структурно-логические модели инфраструктурного регионального бенчмаркинга и контрактного моделирования региональных инвестиционных проектов как основные инструменты повышения инвестиционного обеспечения региона за счет создания качественной институциональной среды для инвесторов.
инвестиционное обеспечение региона, государственные инвестиции, региональные инвестиционные проекты, инфраструктурные проекты, инструметы инвестиционного обеспечения региона, инфраструктурный бенчмаркинг, контрактное моделирование
Основу механизма инвестиционного обеспечения региона составляет множество методов и способов управления инвестиционными проектами с государственным участием, однако целесообразным представляется их объединение в рамки одного подхода, который бы функционально учитывал особенности отдельно взятого региона, определяющие институциональный дизайн регионального механизма инвестиционного обеспечения и его место в системе государственного управления инвестиционным процессом.
В современных экономических реалиях ученые предлагают использовать множество подходов к организации процессов инвестиционного обеспечения регионального развития. Среди них чаще всего российскими экономистами анализируются отраслевой [11, 19], территориальный [20, 21], типологический [2-3, 6-7, 8, 14], кластерный [5, 10], проектный [15-16, 18] и сценарный [1, 4, 12, 17] подходы.
Контрактный же подход не получает должного распространения в научной литературе, освещающей вопросы активизации различных экономических процессов и стимулирования развития экономических отношений.
Между тем, задачи инвестиционного обеспечения экономического развития регионов по сути направлены на анализ и моделирование экономических отношений, возникающих между государством и инвесторами, и зачастую обусловлены недостатком инструментальных, операционных методов оценки институтов на уровне институциональных соглашений [13].
Актуальность применения контрактного подхода к исследованию процессов инвестиционного обеспечения региона подтверждается, в первую очередь, позитивным опытом использования его инструментов в практике инвестиционных решений других государств. Например, система государственного стратегического планирования Франции основана на системе пятилетних плановых контрактов «государство – регион» (CPER – Contrats de plan État-région), на основании которых регионы с 1984г. получают от центрального правительства финансирование на инфраструктурные проекты в интересах равенства территорий. Подобная «контрактизация» отношений между государством и регионами означает переход от подчинения к взаимозависимости в определенных границах [9].
Целью настоящей статьи является обоснование значимости контрактного подхода к инвестиционному обеспечению региона на основе определения содержания отдельных инструментов его реализации.
На первом этапе управления региональными инвестициями – планировании – чрезвычайно важным становится качественная подготовка всесторонней информации, на основании которой все заинтересованные стороны в дальнейшем будут принимать решения о выборе инвестиционных проектов для реализации в регионе. Не последнюю роль в процессе подготовки такой информации играет опыт других территорий. Поэтому в качестве одного из первых инструментов контрактного подхода к инвестиционному обеспечению регионов можно считать технологию бенчмаркинга.
Региональный инфраструктурный бенчмаркинг и моделирование распределения мощностей инфраструктурных систем с учетом инвестиционных потребностей обнаруживают необходимость сравнительного анализа существующей и возводимой инфраструктуры с другими регионами для обеспечения её стратегического планирования, учитывающего текущую и будущую производительность объектов наряду с пониманием будущих факторов спроса в регионах. С практической стороны этот процесс должен быть направлен на накопление и обработку большого количества статистических данных о расходе инвестиционных ресурсов и динамике выполнения графиков работ по строительству, модернизации, реконструкции и содержанию активов для каждой категории инвестиционных проектов (по отраслевой принадлежности, масштабу и пр.). Эти данные могут быть использованы для «эталонного» прогнозирования стоимостных и временных параметров новых региональных инвестиционных проектов.
На рисунке ниже (Рисунок 1) представлена модель организации процесса регионального инфраструктурного бенчмаркинга, основными целевыми компонентами которой являются инфраструктурное проектирование, производительность при возведении объектов капитального строительства и совокупность капитальных и текущих затрат, осуществляемых на различных стадиях реализации региональных инвестиционных проектов. Именно в этих направлениях целесообразно производить сравнение регионов для выработки новых институциональных решений в сфере управления инвестиционными проектами с государственным участием.
Рисунок 1 – Модель (логическая схема) процесса регионального инфраструктурного бенчмаркинга
Предметное содержание инфраструктурного бенчмаркинга проявляется в фиксации, накоплении, систематизации и распространении исходных и результирующих параметров планирования региональных инвестиций, оценки и отбора инвестиционных проектов, направленных на развитие региональной инфраструктуры, а также оценки эффективности осуществленных инвестиций. Для дальнейшей обработки таких данных возможно использование технологии экспертного форсайт-прогнозирования как в целях дальнейшего моделирования внутренней инфраструктуры, так и в целях планирования межрегиональных сложных инфраструктурных проектов.
Реализация предлагаемой модели на основе использования больших данных будет способствовать накоплению исторического опыта коллективных решений в инвестиционной сфере. Инициация каждого нового проекта с государственным участием впоследствии будет основываться на результатах всестороннего учета прошлого опыта субъектов в реализации проектов, в частности, их исполнительской дисциплины. В такой ситуации будут понятны нереализованные ожидания общественности, частных инвесторов и чиновников государственной власти и местного самоуправления, которые могут быть учтены при заключении новых государственных контрактов.
Этап предварительной оценки и отбора региональных инвестиционных проектов следует связывать с системой контрактного моделирования инвестиций. Контрактное моделирование инвестиционного проекта должно быть основано на различных базисах классификации инвестиционных инфраструктурных проектов как по отдельным этапам строительного цикла, так и по их совокупности, и предусматривать презентацию проектов в правовом, финансовом и организационном кейсах.
При этом моделированию должны подлежать не только физические фазы инвестиционно-строительного цикла с методами определения цены (стоимости) и конкретизацией затрат, но и способ выбора исполнителя и объем его ответственности.
Фактически инструмент может представлять собой встраиваемый в инвестиционный интернет-портал региона онлайн-симулятор (возможно, основанный на вероятностных методах имитационного моделирования) для контрактного моделирования инвестиционного проекта в рамках правовых, финансовых и организационных ситуаций, в которых может оказаться команда проекта на любой из стадий его реализации (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Модель параметров контрактного моделирования инвестиционных проектов
С помощью имитационного контрактного моделирования правительство региона может определять влияние взаимосвязей многих переменных на ожидаемые результаты инвестиционных проектов посредством анализа чувствительности.
Кроме того, на данном этапе важно предусмотреть алгоритмизацию механизма ценообразования контрактов на основе ресурсных цифровых справочников. Этот инструмент как один из процессов управления контрактами и закупками материальных ресурсов должен стать логическим продолжением недавно реализованной на федеральном уровне инициативы по размещению Госглавэкспертизой в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) информации о сметных ценах стройматериалов и индексах изменения сметной стоимости (взамен используемых экспертами Ведомства ранее сметных нормативов).
Таким образом, посредством рассмотренных инструментов, определяющих расширенные возможности региона для формирования достойной институциональной среды для частных инвесторов за счет повышения прозрачности заключаемых инвестиционных соглашений (контрактов) в долгосрочной перспективе региону будут обеспечены функциональные преимущества, связанные с улучшением планирования и использования объектов инфраструктуры, повышением обоснованности данных при разработке среднесрочных инвестиционных планов, а также с накоплением опыта реализованных возможностей «безбарьерного» сетевого взаимодействия и межрегионального сотрудничества в инфраструктурных проектах.
1. Аванесова Р.Р., Авраменко Е.П. Использование методологии форсайтав процессе оценки эффективности инвестиционных проектов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2016. №1 (175). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metodologii-forsaytav-protsesse-otsenki-effektivnosti-investitsionnyh-proektov
2. Белов, В.И. Использование типологического подхода при проведении местной экономической политики (на примере Гатчинского района Ленинградской области) // Управленческое консультирование. - №10(82). - 2015. - С. 133-145.
3. Белов, В.И., Степанова Т.В. Организационные и правовые условия использования типологического подхода в управлении социально-экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований // Управленческое консультирование. - №9(81). - 2015. - С. 81-86.
4. Воробьева Ж.Б. Сценарный подход к управлению инвестиционной деятельностью в регионе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnyy-podhod-k-upravleniyu-investitsionnoy-deyatelnostyu-v-regione
5. Грызунова, Н.В., Коокуева В.В., Церцеил Ю.С. Инвестиционная кластеризация, основные модели в развитии экономики России // ИТпортал. 2017. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-klasterizatsiya-osnovnye-modeli-v-razvitii-ekonomiki-rossii
6. Климова, Н.И. Инвестиционное обеспечение территорий на разных стадиях их жизненного цикла // Азимут научных исследований: экономика и управление. - № 4(25). - 2018. - С. 132-136.
7. Климова, Н.И. Теоретико-методические основы оценки потребностей в финансово-инвестиционном обеспечении территорий с использованием метода «лучших практик» // Фундаментальные исследования. - №5. - 2020. - С.85-89.
8. Котов, А.В. Индустриальные трансформации на Севере России, «оседлые регионы» и «регионы-кочевники»: постановка взаимосвязей // Стратегия устойчивого развития регионов России. - №3. - 2010. - С. 84-89.
9. Мельникова, Н.С. Использование контрактного подхода в практике согласования интересов власти и бизнеса на региональном уровне // Управление экономикой: методы, модели, технологии четырнадцатая международная научная конференция: сборник научных трудов. Том 1. - 2014. Издательство: Уфимский государственный авиационный технический университет (Уфа). - С. 145-147.
10. Морозов, В.В. Кластерные основы формирования системы институтов инвестирования инновационного и технологического развития экономики регионов // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternye-osnovy-formirovaniya-sistemy-institutov-investirovaniya-innovatsionnogo-i-tehnologicheskogo-razvitiya-ekonomiki-regionov
11. Мякшин, В.Н. Концептуальный подход к управлению структурными преобразованиями в экономике региона на основе выявления ключевых точек инвестиционного роста // Региональная экономика: теория и практика. - № 14(389). - 2015. - С. 40-52.
12. Омаров Ш.А. Системно-динамическая модель устойчивого развития региона // БИ. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-dinamicheskaya-model-ustoychivogo-razvitiya-regiona
13. Пыжев, И.С. Таненкова, Е.Н. Оценка институтов микроэкономического уровня: трансакционно-контрактный подход и его реализация // Журнал институциональных исследований. - 2022. - № 2. Т.14. - С. 36-46.
14. Рождественский, А.В. Региональные и отраслевые аспекты инвестирования социальной сферы // Вестник Чувашского университета. - №4. - 2008. - С. 506-516.
15. Ситнова, И.А., Барлыбаев А.А., Рахматуллин И.Н., Якшимбетова Г.И. Теоретико-методологические подходы к изучению проблем инвестиционного обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - №1(107). - 2018.
16. Ситнова, И.А., Барлыбаев А.А., Рахматуллин И.Н., Якшимбетова Г.И. Теоретико-методологические подходы к изучению проблем инвестиционного обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - №1(107). - 2018.
17. Тургамбаев, М.К. Особенности сценарного подхода при моделировании эффективности инвестиционных проектов // CENTRAL ASIAN ECONOMIC REVIEW. - № 5(134). - 2020. - С. 116-129.
18. Хабекиров, Б.Т. Проектный подход как инструмент управления социально-экономическим развитием региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2019. №1 (235). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-podhod-kak-instrument-upravleniya-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-regiona
19. Хайбуллин, Л.Р. К вопросу об определении содержания понятия «система приоритетов социально-экономического развития региона» // The Scientific Heritage. 2021. №59-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-soderzhaniya-ponyatiya-sistema-prioritetov-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona
20. Шевченко, А.Г. Основы сочетания отраслевого и территориального принципов в государственном управлении // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - № 3(104). - 2015. - С. 195-199.
21. Щитова, Н.А., Корнева Л.И. Методологические подходы и программа исследования инвестиционного развития территории // Географический вестник. 2017. №1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-i-programma-issledovaniya-investitsionnogo-razvitiya-territorii