ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Потребительская кооперация является примером эффективного объединения субъектов экономики на добровольной основе для обеспечения доступа к необходимым и качественным товарам и услугами, основанного на принципах гарантированного равенства прав и возможностей для всех его участников. В статье рассмотрены трактовки понятий «кооперация» и «потребительская кооперация» с точки зрения частоты относительного цитирования их сущностных и функциональных характеристик.

Ключевые слова:
кооперация, потребительская кооперация, социально-ориентированные субъекты экономики, социальная защита населения, связи товаропроизводителей
Текст

Потребительская кооперация является примером эффективного объединения таких форм хозяйственной деятельности, как коммерческое предпринимательство и социально-ориентированные корпоративные структуры. Основываясь на принципах самоуправления и социальной ответственности, потребительская кооперация способствует развитию справедливого и устойчивого общества. При этом вопросы повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности потребительской кооперации по-прежнему остаются актуальными.

За более чем столетний период развития потребительских кооперационных объединений, характеристики и особенности их хозяйственной деятельности существенно преобразились. Именно поэтому теоретические основы развития кооперации находятся в фокусе современных исследователей. Вопросам формирования и развития кооперативных предпринимательских структур посвятили свои труды такие отечественные и зарубежные ученые-исследователи, как Аверьянова Е.В., Ковалева Т.С., Корнеева Е.О., Лукичев П.М., Парфенова В.Е., Погодина О.В., Смирнов С.В. [1]., Артемова Е.И., Плотникова Е.В. [2]., Иголкина В.В. [3]., Костина М.Е., Клюев А.А. [4]., Сирбиладзе К.К. [5]., Ткач А.В. [6], Carr-Saunders A.M. [7]., Lorenz T. [8]., Skuk A. [9]., van der Linden M. [10].

При этом, существующие в научной литературе сущностные характеристики определения «потребительская кооперация», как правило, включают слишком широкие и абстрактные элементы, не позволяющие идентифицировать «потребительскую кооперацию» как неотъемлемую часть кооперационных объединений, обладающую собственными функциональными характеристиками, что обуславливает необходимость анализа и систематизации трактовок понятия «потребительская кооперация» в научной литературе.

Начнем с рассмотрения более широкого понятия «кооперация». Наибольшей относительной цитируемостью (около 70%), среди рассмотренных нами определений, обладает следующая сущностная характеристика понятия «кооперация», а именно – объединение людей на добровольной основе. Данный аспект присутствует в трактовке как отечественных, так и зарубежных авторов и демонстрирует качественное отличие кооперации от иных форм ведения хозяйственной деятельности. Добровольная основа поведенческой мотивации физических лиц относится не только к процессу вступления в кооперационное объединение, но и к процессу выхода из него (таблица 1).

Таблица 1 – Анализ трактовок понятия «кооперация» в научной литературе

Следующий, по степени цитируемости, аспект отражает функциональное назначение кооперации, а именно такую цель добровольного объединения людей, как «достижение общих хозяйственных результатов» – около 50% трактовок термина содержат указанный элемент, что свидетельствует о важности достижения синергетического эффекта и эффекта масштаба в результате кооперации субъектов хозяйствующей деятельности.

Встречаются, также, как более общие характеристики, такие как «улучшение социально-экономических и культурных условий жизни» (частота цитирования указанной характеристики около 20%), так и более узкие, отражающие непосредственный экономический эффект от кооперационного объединения, а именно «повышение экономической эффективности производства», с частотой цитирования не более 10%.

Среди распространенных целей объединения участников в кооператив около 30% авторов выделяют непосредственное улучшение материального и социального положения лиц, объединяющихся в кооперацию, пропорционально долям участия.

Помимо этого, около 20% трактовок содержат принципы управления кооперационным объединение, которые базируются на равноправии и демократических началах.

И лишь один из авторов проанализированных работ в качестве неотъемлемого критерия эффективности деятельности кооперации приводит важность соблюдения баланса между ролями бизнеса, цель которого получение положительного финансового результата по итогу ведения своей хозяйственной деятельности и ассоциацией, специализирующейся на защите интересов участников и получении положительно социального эффекта.

Далее проанализируем экономическое содержание термина «потребительская кооперация» являющегося производным от более широкого понятия «кооперация» (таблица 2). В 30% трактовок присутствует элемент социальной ориентированности субъекта экономики, т.е. это – общества нацеленные, непосредственно, на решение социальных задач и проблем общества, являясь одной из форм социальной защиты населения. Ряд зарубежных источников дополняют определение «потребительской кооперации» функциями социальной защиты не только населения, но и охраны здоровья, а также защиты окружающей природной среды (частота относительного цитирования не более 10%), тем самым расширяя функциональное назначение потребительской кооперации.  

Стоит отметить, что по мнению 10% авторов, потребительская кооперация формирует транскультурные и транснациональные связи и является одним из системообразующих элементов процесса глобализации экономики.

Таблица 2 – Анализ трактовок понятия «потребительская кооперация» в научной литературе

 

Авторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики

термина

«потребительская кооперация»

Артемова Е.И., Плотникова Е.В. [2].

Иголкина В.В. [3].

Костина М.Е., Клюев А.А. [4].

Сирбиладзе К.К. [5].

Ткач А.В. [6].

Carr-Saunders A.M. [7].

 

Lorenz T. [8].

Skuk A. [9].

van der Linden M. [10].

Аверьянова Е.В., Ковалева Т.С., Парфенова В.Е., Погодина О.В. и др. [1].

Число цитирований характеристики «потребительская кооперация»

Относительная цитируемость характеристики «потребительская кооперация», %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Устранение информационной асимметрии между продавцом и покупателем

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

2

20%

Социально-ориентированный субъект экономики

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

3

30%

Сочетает в себе хозяйственные и социальные функций

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

1

10%

Социальная защита населения

 

 

 

 

+

 

 

+

+

 

3

30%

Формирование транснациональных и транскультурных связей

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

1

10%

Защита окружающей среды и охрана здоровья

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

1

10%

Стратегия потребителей

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

1

10%

Источник: составлено автором

 

По результатам проведенного анализа и систематизации полученных результатов приведем авторский вариант трактовки термина «потребительская кооперация», который предлагаем определить как объединение субъектов экономики на добровольной основе для обеспечения доступа к необходимым и качественным товарам и услугами, основанного на принципах гарантированного равенства прав и возможностей для всех его участников.

Список литературы

1. Аверьянова Е.В. Методические рекомендации по развитию кооперации (студенческие и сельскохозяйственные потребительские кооперативы) [Текст] / Е.В. Аверьянова, Т.С. Ковалева, Е.О. Корнеева, П.М. Лукичев, В.Е. Парфенова, О.В. Погодина, С.В. Смирнов // под общей редакцией Чекмарева О.П., Аверьяновой Е.В. – СПб.: СПбГАУ. ‒ 2013. ‒ С. 25‒26.

2. Артемова Е.И. Развитие сельскохозяйственной кооперации в краснодарском крае [Текст] / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова Е.В. // Вестник Академии знаний. ‒ 2018. ‒ № 4(27). ‒ С. 42‒43.

3. Иголкина В.В. Оценка результатов деятельности организаций потребительской кооперации и ее совершенствование: дис. … кан. экон. наук: 08.00.05 [Текст] / В.В. Иголкина // Издательство ВЕНТА-2. – 2010. – 150 с.

4. Костина М.Е. Роль системы потребительской кооперации в развитии оптовых продовольственных рынков в Краснодарском крае [Текст] / М.Е. Костина, А.А. Клюев // Сборник трудов III Международной научно-практической конференции «Кооперация и устойчивое развитие». – Москва. – 2023. – С. 112–122.

5. Сирбиладзе К.К. Потребительская кооперация в условиях цифровизации экономики: современное состояние, преимущества и недостатки [Текст] / К.К. Сирбиладзе // Новая потребительская кооперация – драйвер продовольственного импортозамещения и социально-экономического благополучия российского села. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ‒ 2019. ‒ С. 74‒79.

6. Суглобов А.Е., Ткач А.В. Предпринимательство в системе потребительской кооперации России // Экономические и гуманитарные науки. ‒ 2020. ‒ № 7 (342). ‒ С. 102-113.

7. Carr-Saunders A.M. Consumers' co-operation in Great Britain; an examination of the British co-operative movement [Text] / A.M. Carr-Saunders // London: G. Allen & Unwin. ‒ 1938. ‒ 562 p.

8. Lorenz T. Co-operatives in Ethnic Conflicts. Eastern Europe in the 19th and early 20th Centry [Text] / T. Lorenz // Berliner Wissenschafts-Verlag. – Berlin, 2006. – 384 p.

9. Skuk A. «Definire gli obiettivi della nostra politica regionale e quelli strategici nazionali del Movimento per gli anni 80» [Text] / A. Skuk // Opening presidential speech to arccer. ‒ Regional Association of Emilia Romagna Consumer Co-operatives. ‒ II. ‒ Regional Congress, Rimini. ‒ 1979.

10. van der Linden M. A Global History of Consumer Co-operation since 1850 [Text] / M. van der Linden, M. Hilson, S. Neunsinger, G. Patmore // by Koninklijke Brill nv, Leiden, The Netherlands. – 2017. – 877 p.


Войти или Создать
* Забыли пароль?