Обсуждаются методы управления знаниями в системах E/U-Learning, открывающие широкие возможности для построения единой всепроникающей среды оказания электронных образовательных услуг. Рассматривается структурная схема системы управления потоками знаний, а также сервис-орентированная схема взаимодействия интеллектуальных агентов обучаемого и преподавателя. Предлагается метод самоадаптации агента обучаемого на основе модели изменчивости, позволяющий организовать непрерывный цикл электронного обучения и существенно увеличить жизненный цикл всей системы дистанционного обучения.
управление знаниями, электронное обучение, система дистанционного образования, E/U Learning, модель изменчивости, сервис-ориентированная архитектура, интеллектуальный программный агент, технология DSPL
Введение
Системы электронного и дистанционного образования нового поколения (E/U-Learning 3.0, Electronic/Ubiquitous Learning — всепроникающее электронное обучение) базируются на стыке таких передовых информационных технологий как распределенные компьютерные системы, сервис-ориентированные Интернет-технологии, облачные технологии, мобильные персональные устройства и телекоммуникации, системы искусственного интеллекта и средства виртуальной реальности. Внедрение технологий E/U-Learning вывело современную систему образования на новый виток развития, способствующий процессам интернационализации и интеллектуализации обучения. Поставлена принципиально новая научная проблема создания единой межгосударственной интеллектуальной среды для управления передачей знаний и оказания электронных образовательных услуг, в которую будут включены гетерогенные формы представления знаний, межгосударственные стандарты и формы обучения, международный преподавательский и студенческий состав.
1. Mkrtchian V., Bershadsky A., Bozhday A., Fionova L. Model in SM of DEE Based on Service-Oriented Interactions at Dynamic Software Product Lines. Identification, Evaluation, and Perceptions of Distance Education Experts (editors Eby Gulsun, Yuzer T. Volkan). Chapter 14. IGI Global, 2015. P. 231-248.
2. Czarnecki K., Grunbacher P., Rabiser R. et al. Cool Features and Tough Decisions: A Comparison of Variability Modeling Approaches, VaMoS’12, January 25-27, 2012, Leipzig, Germany.
3. Czarnecki K., Helsen S. Feature-based Survey of Model Transformation Approaches. IBM Systems Journal, 2006, 45 (3), p. 621-646.
4. Papazoglou M. P., Heuvel W.-J. Service oriented Architectures: Approaches, Technologies and Research issues. The VLDB Journal, 2007, vol. 16, no 3, p. 389-415.
5. Mkrttchian, V. Modeling using of Triple H-Avatar Technology in online Multi-Cloud Platform Lab [in:] Mehdi Khosrow-Pour (Ed). Encyclopedia of Information Science and Technology (3rd Ed.). Hershey, PA: IGI Global, 2014. P. 116-141.
6. Bjork E., Ottosson S., Thorsteinsdottir S. E-Learning for All, Chapter 3. In: E-Learning: 21st Century Issues and Challenges, Nova Science Publishers Inc., 2008, P. 49-69.
7. Bershadsky A.M., Krevsky I.G. The Organization of Distance Education in Region. Proceedings of the Second International Conference on Distance Education in Russia: Open and Distance Learning as a Development Strategy. Moscow, 1996, P. 174-176.
8. IEEE 1484.12.1-2002 Standard for Learning Object Metadata (LOM), Tech. Rep. (2002, April 15). Retrieved February 15, 2008. URL: http://ieeeltsc.org.
9. IMS Global Learning Consortium. (2007). Question and test interoperability. Version 1.2. Retrieved May 29, 2009. URL: http://www.imsglobal.org/question/index.html.
10. IMS Global Learning Consortium. (2007). Learner information packaging information model. Version 1.0. Retrieved March 23, 2009. URL: http://www.imsglobal.org/profiles/index.html.
11. CMI001 - AICC/CMI Guidelines For Interoperability (Version 4.0). Historical Archive of AICC Documents. (2014). Retrieved July 15, 2015. URL: https://github.com/ADL-AICC/AICC-Document-Archive/releases/tag/cmi001v4.
12. ADL Technical Team. (2006). SCORM 2004 3rd edition documentation. Retrieved February 17, 2009. URL: http://www.adlnet.gov/scorm/20043ED/Documentation.cfm.
13. IEEE Personal and Private Information Specification. (2006). Retrieved January 23, 2008. URL: http://ieeeltsc.org.