Комплексный подход к интеллектуализации фактического таможенного контролях в парадигме интеллектуального пункта пропуска
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводится обоснование применения комплексного подхода в рамках реализации стратегических целей цифровой модернизации процесса фактического таможенного контроля в регионах деятельности таможенных постов, расположенных на государственной границе Российской Федерации. Авторами проанализировано текущее состояние оснащения таможенных постов техническими средствами таможенного контроя в соотвтетсвии с применяемой ФТС России системой управления рисками, выявлены проблемные аспекты процесса цифровизации фактического таможенного контроля. Также предложены пути повышения эффективности имеющегося парка технических средств и инструменты реализации указанных направлений.

Ключевые слова:
фактический таможенный контроль, таможенные услуги, регион, цифровизация, автоматизация, комплексный подход, технические средства таможенного контроля, система управления рисками, угрозы, национальная безопасность
Текст

    Таможенные органы представляют собой регулятор механизма перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП) через таможенную границу, оказывающий прямое воздействие на реализацию таких направлений государственной политики как полнота взимания таможенных платежей и эффективное противодействие угрозам национальной безопасности, что закреплено Стратегией развития таможенной службы до 2030 года (далее – Стратегия) [1]. Указанный факт также свидетельствует о прямой зависимости развития внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) России от уровня предоставления таможенных услуг, реализуемых как государственными органами, так и частными организациями [2].

   Определенные Стратегией тренды интеллектуализации деятельности таможенных органов предполагают закрепление стандартов автоматизации осуществления таможенных операций при фактическом перемещении товаров и ТСМП через таможенную границу ЕАЭС с применением алгоритмов искусственного интеллекта и технологий потокового контроля в зависимости от региональных особенностей расположения постов фактического контроля. Указанная модель представляет собой принципиально новую систему – интеллектуальный пункт пропуска (далее – ИПП) [3]. При этом эффективность цифровизации прямо пропорционально зависит от степени готовности экономических субъектов к рациональному применению инновационных технологий как базиса формирования усовершенствованного методического инструментария управления [4].

   Вместе с тем, устоявшаяся парадигма таможенного контроля с использованием детерминированного набора инструментальных технологий, утвержденного Приказом Минфина России от 1 марта 2019 г. № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» определила формирование и использование механизма коллаборативной фильтрации данных по стандартным корпоративным канонам [5] в рамках рекомендаций Всемирной таможенной организации и системы управления рисками (далее – СУР), применяемой в ФТС России. Такая каноничность подходов к выявлению угроз и рисков предопределяет применение со стороны недобросовестных участников ВЭД технологий, основанных на обобщении рекомендаций со стороны участвовавших в процессе взаимодействия с таможенными органами заинтересованных лиц, а также не учитывает специфики перемещаемых через таможенную границу товаров в зависимости от региона постов фактического контроля.

   На сегодняшний день сформирована общая научно-методическая основа оснащения таможенных органов техническими средствами таможенного контроля (далее – ТСТК) с учетом рекомендаций ООН и ВТамО (П.Н. Афонин, Д.Н. Афонин, Е.Г. Анисимов, В.Г. Анисимов [6], Ю.И. Сомов). Проблематика внедрения в деятельность таможенных органов алгоритмов искусственного интеллекта в рамках осуществления фактического таможенного контроля также поднимается в научных трудах (Р.В. Давыдов [7,8], Д.Б. Жуков [9], П.Н. Афонин, Д.Н. Афонин, А.А. Берзан [10], А.Ю. Лебедева [11]), при этом стратегические тенденции интеллектуализации таможенных органов и динамичность процесса формирования угроз и рисков определяют необходимость комплексного подхода к техническому и цифровому аспектам модернизации, в связи с чем исследование является актуальным и научно новым. 

    На современном этапе развития методов анализа процессов в таможенных органах эффективным инструментом представляются механизмы предиктивной аналитики – комплекса мер, направленного на прогнозирование вероятностей наступления будущих событий на основе имеющихся данных [12]. Принцип предиктивной аналитики основан на больших данных (Big Data) для выявления неочевидных зависимостей с применением таких цифровых технологий как Data Mining, машинное обучение, искусственные нейронные сети, распознавание образов. В связи с этим, одним из источников данных в целях обеспечения правоохранительной функции таможенных органов могут быть результаты применения ТСТК в рамках осуществления фактического контроля в ИПП. Вместе с тем, на современном этапе реализации трендов цифровизации таможенных органов возникает противоречие между существующим и необходимым уровнем применения потоковых технических средств при осуществлении фактического контроля в рамках реализации СУР – так, например, приборное оснащение для осуществления потокового контроля в пункте пропуска с комплексным анализом уровня рисков нарушения законодательства для товаров и ТСМП ограничено оборудованием для выявления делящихся и радиоактивных материалов и для определения весогабаритных параметров объекта контроля. Помимо этого, ряд ТСТК дает возможность осуществления фото- и видеофиксации, распознавания государственных номеров ТСМП, однако их функционирование фрагментировано. В связи с этим выделяется ряд проблемных аспектов [13]: 

  • частное применение технических средств и их вариативность, что подразумевает осуществление различных процедур и процессуальных действий несколькими должностными лицами без возможности комплексной оценки полученных данных;
  • дублирование специализации каналов информации, что приводит к ресурсной нагрузке таможенных органов;
  • статичность системы осуществления фактического таможенного контроля в условиях динамически меняющейся матрицы угроз экономической и национальной безопасности Российской Федерации;
  • разрозненность прикладного оборудования ТСТК;
  • отсутствие унифицированной системы получения фактических данных, имеющих значение для проведения таможенного контроля товаров и ТСМП в пункте пропуска.

   Перечень ТСТК включает в себя ряд потоковых технологий, в число которых входят весы автомобильные, системы радиационного контроля стационарные автомобильные и инспекционно-досмотровые комплексы портального типа для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (далее – ИДК). Основные критерии, влияющие на проведение фактического таможенного контроля указанными ТСТК, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Параметрическая матрица потоковых технических средств контроля в ИПП

Критерий ТСТК
Весы автомобильные Система радиационного контроля  ИДК портального типа
Функциональное назначение Измерение полной массы ТС, прицепов и полуприцепов, нагрузок на одиночные оси и группы осей, измерение габаритных размеров и межосевых расстояний ТС Автоматическое обнаружение источников гамма- и нейтронного излучения Сканирование ТС, прицепов, полуприцепов с целью визуализации внутреннего содержимого
Конструктивные возможности Весоизмерительное устройство Блоки электроники, гамма- и нейтронные детекторы Система обзорного наблюдения (видеорегистратор, видеокамеры регистрации государственных знаков ТС)
Модуль измерения габаритных размеров
Модуль определения числа колес (скатов) оси и скорости движущегося ТС Звуковая и световая сигнализация Система детектирования (получения рентгеноскопического изображения ТС и находящихся в нем товаров)
Модуль фиксации и распознавания регистрационных знаков 
Модуль автоматического досмотра днища ТС Компьютер с установленным ПО Ограничитель высоты и ширины ТС (габаритный контроль)
Устройство передачи данных и специальное ПО
Параметры, получаемые при использовании ТСТК Вес ТС и перемещаемых товаров Уровень ионизирующего излучения  Состав перемещаемых в ТС товаров
Нагрузка на оси ТС Количество перемещаемых в ТС товаров (грузовых мест)
Габариты ТС Распределение ионизирующего излучения по ТС Наличие тайников, скрытых полостей в ТС
Наличие знака государственной регистрации ТС   Степень однородности товаров в ТС
Возможность обнаружения АП в соответствии с КоАП России Ст. 11.27 КоАП России Ст. 16.3
КоАП России
Ч. 1-6 ст. 12.21.1
КоАП России
Ст. 14.10 КоАП Росcии
Ч. 2 ст. 16.
1КоАП России
Ч. 1-6 ст. 12.21.1 КоАП России Ч. 3 ст. 16.
1КоАП России
Ч. 1 ст. 16.2
КоАП России
Ст. 16.3 КоАП России
Ч. 3 ст. 16.1
КоАП России
Ст. 16.4 КоАП России
Ст. 16.11 КоАП России
Ст. 16.13 КоАП России

   

    Анализ возможностей применения потоковых технологий в парадигме ИПП позволяет прийти к выводу, что ряд функций ТСТК (например, сканирование регистрационных номеров ТС, определение весовых и габаритных параметров ТС) указанных в табл. 1, дублируются, что предопределяет необходимость упрощения системы сбора данных с целью упорядочивания потока информации во входе. Указанное направление может быть реализовано путем комплектации анализируемых ТСТК в одно аппаратное средство с единым программным обеспечением. 

  Одним из неотъемлемых элементов реализации парадигмы цифровизации системы предоставления таможенных услуг как государственными органами, так и частными организациями представляется система прослеживаемости товаров [14], основополагающей технологией которой является интеллектуальная пломба для бесконтактного прохождения ТСМП через ИПП – обязательный элемент оснащения каждого ТСМП, содержащий исчерпывающую информацию об объектах контроля. В рамках реализации указанного направления предполагается имплементация RFID-технологии [7], принцип работы которой показан на рис. 1.

 

Рис. 1. Технология RFID в концепции ИПП

 

    Для решения задачи расположения RFID-считывателя предлагается его установка на комплексное техническое средство потокового контроля с целью автоматической компиляции предоставляемых участниками ВЭД данных в единую систему и их последующего сравнения с результатами фактического контроля.

   В перечне сведений о товарах и ТСМП, обязательных для хранения в интеллектуальной пломбе, предполагается их рентгеноскопическое изображение (далее – РИ) [15]. Однако в связи с этим возникает риск использования недобросовестными участниками ВЭД модифицированных рентгенограмм с целью предоставления таможенным органам заведомо ложной информации о перемещаемых через таможенную границу товарах, минимизация которого заключается в применении алгоритма распознавания признаков сгенерированного изображения.

     Анализ РИ, представленного участником ВЭД посредством интеллектуальной пломбы в парадигме бесконтактного фактического таможенного контроля, определяет следующие сценарии:

  1. Представленное участником ВЭД РИ не содержит признаков искусственной генерации и соответствует фактической информации, полученной в пункте пропуска с применением потокового ИДК портального типа. В указанном случае ТСМП автоматически допускается на таможенную территорию.
  2. РИ, содержащееся в интеллектуальной пломбе, не модифицировано, однако не соответствует результатам сканирования потоковым ИДК портального типа, в связи с чем формируется направление ТСМП с товарами на таможенный досмотр.
  3. На РИ обнаружены признаки модификации; в отношении ТСМП применяются иные виды таможенного контроля.

    С целью разработки алгоритма выявления модифицированных РИ необходимо обозначить критерии распознавания несоответствий. К ним можно отнести следующее:

  • размытость контуров ТСМП и (или) тары товаров;
  • нехарактерные для товара плотность материала и (или) его состав;
  • наличие интерференционных шумов на РИ.

    Обозначенные артефакты подаются на вход отдельным нейронным сетям [16] для выбора дальнейшего сценария.

   Всеобъемлющий процесс осуществления таможенного контроля ТСМП и товаров в контексте применения комплексного потокового технического средства контроля в ИПП представлен в виде бизнес-нотации IDEF0 на рис. 2.

 

Рис. 2. Нотация IDEF0 процесса таможенного контроля в контексте анализа РИ

 

   Принцип внедрения в систему автоматизированного таможенного контроля комплексного потокового технического решения подразумевает разработку нового стандартизированного прикладного программного обеспечения (далее – ПО), осуществляющего в том числе визуализацию информации различной специализации с интеллектуальной пломбы, результатов применения ТСТК и их интеллектуального анализа в случае применения неавтоматизированных форм таможенного контроля. В связи с этим возникает риск неверной интерпритации данных пользователями (должностными лицами) в связи с перегруженностью или неверно выстроенной логикой пользовательского интерфейса, что приводит к необходимости применения принципов UX/UI-проектирования в контексте таможенного контроля:

  • KISS (keep it short and simple) – задачи должны решаться минимальным числом действий должностного лица, осуществяющего фактический таможенный контроль в случае автоматического выявления риска в отношении товара или ТСМП;
  • визуальная наглядность возникновения риска – логичная визуализация исходной информации, представленной участником ВЭД в интеллектуальной пломбе и фактических данных потокового ТСТК;
  • принцип мостовых перил – пользователь должен быть защищен от лишних или ошибочных действий при работе с системой.

    Пример логичного проектирования интерфейса ПО комплексного потокового ТСТК для ИПП представлен на рис. 3. Результат сравнения РИ, представленной в электронной пломбе (без признаков модификации) с результатом фактического применения модуля ИДК расположены вертикально для упрощения выявления несоотвтествий. Ниже последовательно расположены результаты радиационного и весогабаритного контроля, что позволяет визуально соотнести уровень распределения ионизирующего излучения, степень распределения нагрузки на оси ТСМП и расположения товаров в прицепе.

 

Рис. 3. Применение принципов UX/UI-дизайна на примере результирующего интерфейса товара с выявленным риском

 

   Таким образом, задача интеллектуализации процесса осуществления фактического таможенного контроля в пункте пропуска является комплексной и диктует необходимость применения различных современных принципов и технологий из различных областей наук.

Список литературы

1. Стратегия развития таможенной службы до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р) // СПС «КонсультантПлюс». Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Греков И.В. Развитие таможенных услуг при таможенном контроле международных почтовых отправлений:дис...канд. экон. наук: 08.00.05. Люберцы, 2020. 171 с.

3. Лебедева А.Ю. Концепция потокового инспекционно-досмотрового комплекса в парадигме интеллектуального пункта пропуска // Бюллетень информационных технологий. 2022. № 3 (23). Т.6. С. 42-48.

4. Мельник М.В., Суглобов А.Е. Модернизация учетно-аналитических и контрольных процессов в условиях цифровизации экономики // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. № 2. С. 117-126.

5. Дахнович А.Д., Загальский Д.С., Соловей Р.С. Метод обнаружения атак манипулирования на рекомендательные системы с коллаборативной фильтрацией //Материалы 32-й научно-технической конференции «Методы и технические средства обеспечения безопасности информации имени П.Д. Зегжды (26-29 июня 2023). ООО «НеоБИТ», 2023, СПбПУ, 2023. С. 150-152.

6. Анисимов В.Г. и др. Модель и метод оптимизации решений при управлении развитием технических средств таможенного контроля / В.Г. Анисимов, Е.Г. Анисимов, П.Н. Афонин, М.Р. Гапов, Т.Н. Сауренко // В сборнике: Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 3 т. 2017. С. 11-21

7. Давыдов Р.В. ФТС России создает будущий облик государственной границы. Интеллектуальный пункт пропуска // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ, 2022. С. 3-6.

8. Давыдов Р.В. Реформирование системы таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 9-20.

9. Автоматизация процессов таможенного и иных видов государственного контроля в морских портах. Принципы «одного окна», реализованные в КПС «Портал морской порт» / Д.Б. Жуков, А.Ю. Шубин, Г.А. Боярский, Д.А. Терновых // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ, 2022. С. 23-27.

10. Берзан А.А. Модернизация пунктов пропуска как часть системы сквозного таможенного контроля // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. С. 12-14.

11. Лебедева А.Ю. Развитие научно-методических принципов оценки функционирования интеллектуального пункта пропуска с применением цифровых двойников и цифровых теней // Конференция «Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире - компетентностный подход к созданию» (IBCP2023). Сборник материалов. 16-17 февраля 2023 г. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2023. С. 66-68.

12. Озеров А.В., Ольшанский А.М., Куроптева А.П. Предиктивная аналитика с использованием data science на железнодорожном транспорте // Наука и технологии железных дорог. 2020. № 4 (16). Т. 4. С. 63-77.

13. Афонин П.Н., Лебедева А.Ю. Внедрение унифицированной цифровой платформы оснащения ТСТК на базе планшетных технологий // Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2019. С. 13-18.

14. Improving Customs Services in the Context of Developing the Goods Traceability System / P.N. Afonin, V.A. Ivanenko, V.A. Kondrashova, A.Y. Lebedeva, G.E. Myutte // Geo-Economy of the Future // S.S. Bruno, Popkova E.G. Springer: Cham, 2022. P. 465-473.

15. Интервью врио главы ФТС России Руслана Давыдова о технологиях интеллектуального пункта пропуска // Информационное агентство ТАСС. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/18080017.

16. Горшков Р.Д., Чичко А.В., Дудкин А.С. Нейросетевая модель распознавания модифицированных изображений людей // Материалы 32-й научно-технической конференции «Методы и технические средства обеспечения безопасности информации имени П.Д. Зегжды (26-29 июня 2023). ООО «НеоБИТ», 2023, СПбПУ, 2023. С. 133-134.


Войти или Создать
* Забыли пароль?