Анализ уровня инвестиционного обеспечения федеральных округов РФ на основе бюджетных стимулов
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализирован уровень инвестиционного обеспечения бюджетными источниками финансирования экономического развития федеральных округов. Акцент сделан на показателях совокупных и бюджетных инвестиций, приходящихся на 1 жителя. Выявлено, что в основе бюджетного финансирования инвестиций в регионах может лежать типологический подход. На примере выделения сильных и слабых сторон рассматриваемого вопроса, а также приведения предполагаемых возможностей и угроз составлена матрица возможных решений в сфере инвестиционного обеспечения экономического развития РФ.

Ключевые слова:
государственные инвестиции, инвестиции в инфраструктуру, бюджетные источники инвестиций, инвестиционное обеспечение, бюджетные стимулы
Текст

Россия нуждается в масштабном увеличении инвестиций в инфраструктуру [2]. И в последнее время экспертами всё чаще анонсируются тренды на решение текущих и долгосрочных задач социально-экономической политики РФ через механизм «видимой руки государства» [10].

При этом вложения государственного (как и частного!) капитала в различные отрасли экономики часто связаны с множеством проблем, имеющих в своей основе несовершенство бюджетных правил управления инвестициями и инвестиционными расходами, что влияет на динамику роста ВВП и изменение уровня экономического потенциала страны. С другой стороны, инвестиции зачастую помогают преодолеть дефицит бюджета, а, значит, поднять и развить уровень производства и обеспечить решение социальных задач.

Целью настоящей статьи является анализ уровня инвестиционного обеспечения федеральных округов РФ для определения роли государства в инвестиционном процессе территорий, а также формулирования предложений в сфере инвестиционного обеспечения экономического развития России.

Предметом исследования являются сложившиеся условия финансирования инвестиций экономическими субъектами отдельных федеральных округов России. Объектом исследования выступают статистические наборы данных об источниках финансирования инвестиций в основной капитал.

Исследование основывалось на использовании общенаучных (сравнение и обобщение, группировка, анализ и синтез, селективный поиск) и статистических методов. Информационную базу работы составили статистические и аналитические материалы с официальных сайтов Федеральной адресной инвестиционной программы, Федеральной службы государственной статистики, а также сайтов органов статистики международных организаций.

Уровень инвестиционного обеспечения развития России, оцениваемый в сравнении с уровнем консолидированного бюджета страны в разные годы, характеризуется достаточно высоко: в среднем в экономику поступает порядка 50% от ресурсов (доходов), которыми распоряжается страна ежегодно. Например, при 47 млрд. руб. консолидированного бюджета страны в 2021г. инвестиции в основной капитал достигали 23 млрд. руб. (49%).

Согласно официальным статистическим данным к концу 2021г. темп роста инвестиций в основной капитал составил 184,6% от уровня 2012 г. (рис. 1) Этот показатель меньше, чем десятилетний темп роста ВВП, который обозначился на уровне 198,6%. При этом за весь анализируемый период удельный вес инвестиций в ВВП не превышал 17-18%, достигнув максимального значения в 2020г. (19%).

 

Рисунок 1 – Уровень и динамика инвестиций в основной капитал в сравнении с отдельными макроэкономическими показателями России [9]

 

Для сравнения: удельный вес инвестиций в ВВП в странах Европейского союза находится в пределах 20-22%, в странах Латинской Америки – в среднем от 16% до 23% (максимальные значения до 28%, например, у Эквадора), в Китае – на уровне 43%, а в отдельных странах ближнего зарубежья тоже значительно выше российского уровня: например, Беларусь (ни один раз занимала по данному показателю лидирующие места среди стран Европы) – до 38% в лучшие годы, Киргизстан – до 36%, Казахстан – до 28% (табл. 1).

Таблица 1 – Динамика показателя удельного веса суммарных инвестиций в объеме ВВП в отдельных странах, % [5, 7]

Страна

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

2021г.

Европейский союз

20,68

20,08

20,15

20,58

20,80

21,11

21,52

22,58

22,47

22,42

Франция

22,46

22,04

21,82

21,50

21,82

22,50

22,89

23,48

22,93

24,24

Великобритания

15,71

15,96

16,63

17,23

17,71

18,00

17,80

18,04

-

-

Южная Америка

22,97

23,35

22,97

21,88

20,54

20,3

20,39

19,9

18,31

20,55

Бразилия

21,42

21,69

20,55

17,41

14,97

14,63

15,1

15,52

15,93

18,92

Аргентина

16,5

17,31

17,26

17,07

17,66

18,21

16,61

14,21

14,13

17,47

Китай

46,23

46,4

45,82

43,23

42,63

43,01

43,79

43,25

43,37

42,84

Страны СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казахстан

25,23

24,57

25,79

27,91

27,83

26,35

25,26

27,63

28,81

26,18

Киргизстан

34,96

33,9

36,76

34,67

33,94

32,9

36,02

36,15

26,41

26,51

Беларусь

35,09

38,8

34,84

29,03

26,48

28,03

28,08

29,15

27,46

24,75

 

Примечательно, что уровень инвестиционного обеспечения России остается более низким, чем в отдельных странах СНГ.

Объем государственных инвестиций в нашей стране остается значительным. Особенно в условиях, когда целевым индикатором инвестиционной политики России является снижение роли участия государства в инвестициях. В 2021г. бюджетные инвестиции, составляя около 14% от совокупного объема капитальных вложений обозначились на уровне 2,4% ВВП России. К слову, в 2012г. показатели были аналогичными. (рис. 2)

 

Рисунок 2 – Динамика удельного веса бюджетных источников инвестиций [8, 9]

 

Попытку выявить, в каких регионах (федеральных округах) государство является активным участником инвестиционных процессов, можно реализовать на основе анализа структуры источников финансирования инвестиций в федеральных округах РФ.

Так, на основании статистических данных за период  2012-2021гг. можно сделать такие выводы:

  • Центральный федеральный округ является лидером по совокупному объему средств в инвестициях;
  • регионы, наиболее обеспеченные собственными средствами для инвестирования, расположены в Центральном (объем вырос с 973 млрд. руб. в 2012г. до 3077 млрд. руб. в 2021г.) и Уральском федеральных округах (объем вырос с 940 млрд. руб. до 1906 млрд. руб.);
  • доля заемных средств других организаций в инвестиционных проектах значительна для Уральского федерального округа: в 2021г. они составили величину около 260 млрд. руб. (30% от совокупного объема этого источника, распределенного по федеральным округам);
  • кредиты банков как источник финансирования инвестиций привлекательны в Центральном (свыше 35% структуры) и Дальневосточном (20%) федеральных округах;
  • лидерами по направлению федеральных бюджетных ресурсов в инвестиции являются Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа;
  • структурную деформацию формирования объемов расходов инвестиционного характера в бюджетах субъектов РФ можно констатировать следующим фактом: порядка 60% таких средств инвестируется на территориях Центрального федерального округа;
  • десятилетний рост объема прямых иностранных инвестиций в 2116% показали инвестиционные проекты Дальневосточного ФО: в 2021г. было привлечено порядка 22,8 млрд. руб. (свыше 30% иностранных инвестиций в РФ); при этом около 40% инвестиций из-за рубежа направлялись в Центральный ФО (2021г.). (рис. 3)

Рисунок 3 – Показатели динамики и структуры инвестиций по источникам финансирования в федеральных округах РФ, млн. руб. [9]

 

За последние годы государство выстраивает приоритеты экономического развития вокруг Южного и Дальневосточного федеральных округов: с 2015г. эти регионы характеризуются наибольшим показателем степени участия государства в инвестициях. Например, инвестиционные проекты Южного ФО примерно на 7-13% (в разные годы) финансируются бюджетными инвестициями. В то время как в Приволжском, Уральском и Сибирском регионах удельный вес бюджетных инвестиций в их совокупном объеме не превышает 3%. (табл. 2)

Таблица 2 – Показатели удельного веса федеральных бюджетных инвестиций в совокупном объеме инвестиций в федеральных округах РФ, % [8, 9]

 

Группа субъектов РФ

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

2021г.

Центральный ФО

6,21

5,30

4,46

4,28

2,91

2,69

2,51

2,04

1,95

1,75

Северо-Западный ФО

6,95

6,74

7,92

6,61

5,42

4,24

3,75

5,51

4,21

3,90

Южный ФО

7,87

3,44

3,75

7,73

12,94

14,32

12,67

12,26

9,24

7,49

Северо-Кавказский ФО

13,69

9,04

6,61

4,26

3,87

3,46

5,80

6,47

3,88

4,34

Приволжский ФО

3,70

2,58

2,90

1,98

2,30

2,55

1,47

1,70

1,69

2,05

Уральский ФО

0,65

1,21

1,09

1,18

0,85

0,77

0,34

0,56

1,02

1,59

Сибирский ФО

2,64

2,46

1,64

1,91

1,69

2,13

2,03

1,66

1,67

1,51

Дальневосточный ФО

13,11

12,50

9,26

6,07

4,19

2,93

3,48

2,90

4,12

4,10

 

Информационный ресурс федеральной адресной инвестиционной программы содержит информацию о регионах с наибольшим финансированием проектов государственными инвестициями (рис. 4). Так, в 2021г. отметились субъекты РФ не столько из Южного и Дальневосточного федеральных округов, сколько из Центрального и Северо-Западного: в них финансировались проекты на сумму свыше 181 млрд. руб. (для сравнения – Крым и Краснодарский край получили около 70 млрд. руб. бюджетных денег).

Рисунок 4 – Регионы РФ с наибольшим финансированием в рамках ФАИП в 2021г., млрд. руб. [8]

 

Исследование данных о структуре источников государственных инвестиций в основной капитал, позволяет, в первую очередь, отметить следующее:

  • начиная с 2015г. постепенно увеличивается удельный вес средств бюджетов субъектов РФ в инвестициях: с 30% до 45%; темп роста объема таких инвестиций за десять лет составил 235,7%;
  • средства местных бюджетов, оставаясь структурно стабильными (обеспечивают год от года около 6-8% инвестиций), показывают также значительную динамику – 202,8% роста. (рис. 5)

Рисунок 5 – Показатели динамики и структуры бюджетных инвестиций, млрд. руб. [9]

 

Чтобы оценить рассматриваемый параметр финансирования (роль бюджетных инвестиций в обеспечении экономического развития), а также в целях анализа роли участия государства в инвестиционном процессе страны, правильным будет исследовать вопрос в разрезе федеральных округов и по численности жителей, которые получают общественные блага в регионах. (табл. 3)

Таблица 3 – Показатели объема суммарных и бюджетных (федеральных) инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя в разрезе федеральных округов ФРФ РФ, тыс. руб. [8, 9]

Группа субъектов РФ

Инвестиции в расчете на 1 жителя, тыс. руб.

Период

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

2021г.

Центральный ФО

суммарные

76,7

86,0

91,8

91,7

96,9

108,0

127,0

154,6

167,3

203,0

бюджетные

4,0

3,4

4,5

3,3

2,2

2,4

2,3

2,0

2,7

2,7

Северо-Западный ФО

суммарные

108,5

102,9

101,8

103,8

125,6

135,2

165,4

149,0

155,8

171,0

бюджетные

5,9

5,5

7,1

6,2

5,4

5,2

5,1

6,5

5,9

6,2

Южный ФО

суммарные

90,3

108,1

99,0

92,4

70,3

87,8

88,5

83,7

87,9

91,9

бюджетные

5,5

3,3

3,5

6,5

8,3

9,0

9,5

7,5

7,4

6,3

Северо-Кавказский ФО

суммарные

42,3

46,6

51,4

49,1

49,9

50,6

55,3

63,6

70,9

73,4

бюджетные

4,0

3,4

3,3

2,0

1,7

1,7

2,8

3,6

2,5

2,4

Приволжский ФО

суммарные

67,6

77,3

80,2

83,0

82,2

82,1

84,5

92,7

96,9

107,7

бюджетные

2,3

1,6

2,2

1,5

1,4

1,9

0,8

1,4

1,5

2,1

Уральский ФО

суммарные

167,4

177,5

193,3

191,8

218,1

229,4

240,2

240,2

249,6

262,6

бюджетные

1,0

1,9

1,6

2,1

1,7

1,6

0,5

1,2

2,5

4,1

Сибирский ФО

суммарные

70,1

69,5

71,4

65,8

68,6

73,2

91,5

104,9

111,6

134,7

бюджетные

1,6

1,4

1,2

1,2

0,9

1,3

1,4

1,4

1,7

1,8

Дальневосточный ФО

суммарные

172,6

151,0

147,4

164,0

181,0

208,6

175,9

203,1

204,8

249,9

бюджетные

14,9

15,8

10,2

7,6

6,2

5,5

5,3

4,8

8,1

9,9

 

По данным таблицы видно, что наибольший объем инвестиций в расчете на 1 жителя территорий федерального округа зафиксирован в Уральском федеральном округе: 262,6 тыс. руб. в 2021г. с учетом непрерывающегося роста показателя с 2012г. (156,9%). Примечательно и то, что уровень бюджетных инвестиций в расчете на 1 человека является одним из самых низких среди федеральных округов – в среднем 1,8 тыс. руб.

Такой же низкий показатель бюджетных инвестиций на душу населения приходится на Сибирский федеральный округ, который имеет приблизительно такую же как в УрФО численность населения, но общая инвестиционная емкость, рассчитанная на 1 жителя, получается более, чем в два раза меньше.

Еще одна пара групп регионов, близких по уровню численности населения, – это Северо-Западный и Южный федеральные округа. Именно в регионы этих территорий направляются значительные объемы инвестиционных ресурсов государства: в среднем за анализируемый период около 5,9 тыс. руб. и 6,7 тыс. руб. на одного проживающего соответственно.

Схожи по численности проживающего населения также Северо-Кавказский и Дальневосточный округа. Однако инвестиции в основной капитал в расчете на 1 жителя Дальневосточного федерального округа превышает этот показатель по Северо-Кавказскому округу в среднем в 3 раза – как по совокупному, так и по бюджетному объему. Данный факт не вызывает удивления, поскольку на высшем уровне государственного управления экономическим развитием сегодня осуществляется поддержка этих геостратегических территорий с большим потенциалом роста; в частности, созданы особые, уникальные условия привлечения инвестиций. Так, созданное в 2012г. федеральное ведомство – ныне Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики является администратором крупных государственных программ: «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» и «Стратегическое развитие Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны РФ». К слову, на федеральном уровне в период 2014-2020гг. вело деятельность и Министерство по делам развития Северного Кавказа.

Таким образом, показатели уровня федеральных) инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя различных федеральных округов говорят о реализации типологического подхода, который развивается на основе территориального подхода и использует инструменты качественного анализа и совмещения результатов многомерной классификации регионов по различным фактическим показателям экономического потенциала, уровня жизни и инвестиционной активности. Кроме того, становится очевидным, что территориальные особенности инвестиционной деятельности формируются и под влиянием исторически сложившегося управленческого потенциала развития территории и интенсивности продвижения социально-экономических реформ. 

В целом, на основе проанализированных выше данных можно выделить два существенных тренда в финансировании капитальных инвестиций из бюджетов: 1. регионы приобретают все большую финансовую самостоятельность; 2. диспропорции бюджетного финансирования остаются существенными. Принимая такие допущения за сильную и слабую стороны процесса инвестиционного обеспечения рассматриваемых территорий, предлагается сформулировать возможные решения в сфере инвестиционного обеспечения страны на основе модели SWOT-анализа (таблица).

При современных геополитических мерах  макроэкономической политики и трендах, которые на неё «откликаются» [1, 3, 4, 6, 11, 12],  особенно важно отметить необходимость обеспечения стабильности системы государственных финансов за счет отраслевой и территориальной приоритезации инвестиционных расходов, а также разработки адресных мер инвестиционной политики для регионов

Список литературы

1. Виноградова, Е. Эксперты предсказали дефицит рабочих и инженеров Как изменится ситуация на рынке труда в 2023 году [Электронный ресурс] // Сайт сетевого издания «РБК» (АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ») (8 ноября 2022г.). - URL: https://www.rbc.ru/economics/08/11/2022/6368dee09a7947d9a6dc44fd

2. ВТБ рассказал, сколько надо вложить в инфраструктуру РФ для достижения национальных целей [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Рамблер». - URL: https://finance.rambler.ru/economics/47682164-vtb-rasskazal-skolko-nado-vlozhit-v-infrastrukturu-rf-dlya-dostizheniya-natsionalnyh-tseley/

3. Деготькова, И. Изоляция толщиной 1,5% Эксперты ВШЭ оценили влияние санкций на ВВП России [Электронный ресурс] // Сайт сетевого издания «РБК» (АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ») (3 июня 2022г.). - URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/06/03/6298c7e39a7947bd7f72b302

4. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП: аналитический обзор за 2022 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт платформы поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра». - URL: https://adm.rosinfra.ru/digest/documents/one/investicii-v-infrastrukturu-i-gcp-2022-analiticeskij-obzor

5. Инвестиции по институциональным секторам: набор статистических данных [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Евростат». - URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/tec00132/default/table?lang=en

6. Инвестиционные тренды промышленности в цифровое и технологическое развитие в 2022 г.- М.: НИУ ВШЭ, 2023. - 11 с. [Текст электронный] // Сайт НИУ «Высшая школа экономики». - URL: https://www.hse.ru/data/2023/01/13/2041755151/Investment_activity_2022.pdf

7. Капитальные инвестиции в процентах от ВВП : набор статистических данных [Электронный ресурс] // Сайт GlobalEconomy.com. - URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Capital_investment/MSCI-Developed%20Markets/

8. Официальный сайт Федеральной адресной инвестиционной программы. - URL: https://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/

10. Праслов, Ю. Инфраструктура на вырост: где искать источники инвестиций в отрасль [Электронный ресурс] // Сайт сетевого издания «РБК» (АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ») (16 декабря 2022г.). - URL: https://www.rbc.ru/neweconomy/news/639b42a39a794765cfe786ef

11. Санкции создали новые возможности для российских компаний (3 апреля 2023г.) [Электронный ресурс] // Сайт НИУ «Высшая школа экономики». - URL: https://www.hse.ru/news/expertise/825679686.html

12. Суглобов А.Е., Минаков А.В. Перспективы использования цифровых технологий в сфере государственных услуг и управления // Russian Journal of Management. 2021. Т. 9. № 3. С. 46-50.


Войти или Создать
* Забыли пароль?