МОСКОВСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
По данным переписи 2021 года численность населения пятнадцати крупнейших городов России около 33,5 млн. человек, что составляет 22,7% населения страны. Рост городского населения России, концентрация деловой активности в разрастающихся городских агломерациях являются естественными процессами развития современного урбанизированного общества. Городские агломерации сосредоточили основной потенциал модернизации страны, а Московский регион уже давно является флагманом экономики страны и нет весомых оснований полагать, что в ближайшей перспективе ситуация кардинально изменится. В то же время, экстенсивная фаза развития агломерационной экономики пройдена и на фоне нарастающих экономических и демографических проблем существенным является понимание перспектив развития Московской агломерации.

Ключевые слова:
агломерация, центр, периферия, маятниковая миграция, субурбанизация
Текст

Введение. Актуальность заявленной темы обусловлена повышенным интересом к пространственному развитию как со стороны государства, так и крупными бизнес-структурами. Данные Всемирного банка говорят о том, что от неэффективной организации пространственного развития, ежегодная потеря ВВП может составлять 2-3%.

Живой интерес к теории развития экономического пространства связан прежде всего с высокими темпами урбанизации, и соответственно усложнением экономического взаимодействия как внутри агломераций, так и с другими городскими образованиями региона. Кроме того, тенденция последних лет по переносу ответственности за эффективность территориального развития на местных уровень, вопросы эффективной координации территориально-хозяйственных образований выходя на первый план. И здесь совершенно точно не обойтись без трансформации и последующего мониторинга институциональных структур, способных к правильному выстраиванию внутренней и внешней политики региона.

С экономикой пространственного развития территорий общество столкнулось достаточно давно. Уже в период античности выгоду от концентрации деловой активности ощутили античные города. Стоит только напомнить, что население Александрии в 300 г. до н.э. составляло 150 тыс. человек; Рим в 100 году до н.э. был населен 400 тыс. жителей и т.д. Крупнейшие средневековые города XV в., такие как Париж (275 тыс. человек), Нанкин (370 тыс. человек), Каир (450 тыс. человек) способствовали централизации власти, что впоследствии привело к образованию национальных государств.

 

Материалы и методы. Понятие экономического пространства входило в теории известнейших ученых нового времени: Т. Мора, А. Смита. Д. Рикардо, Дж. Стюарта, Р. Оуэна и др. В XIX в. о важности факторов пространственного развития упоминалось в работах И.Тюнена, А. Вебера, а в XX в. их последователи А. Енглиндер. Т. Паландер, А. Леш дополнили научную базу знаний о пространственной экономике.

Несмотря на обширное научное наследие и практические наработки, на сегодняшний день отсутствует единый подход к системному решению проблем экономики территорий и пространственной концентрации - особенно в её региональной компоненте.

Тем не менее, в качестве ключевых инструментов пространственной концентрации экономическая теория предлагает следующие: экономия от масштаба (внутренний фактор) и агломерационная экономика (внешние факторы).

Экономика масштаба означает снижение издержек на единицу продукции при увеличении объемов производства. Стремление к снижению производственных затрат стимулирует создание крупных производственных площадок, провоцируя тем самым рост спроса на труд, и как следствие урбанизацию территории. Поскольку отдача от масштаба связана с технологией производства и замкнута на производственных процессах самого предприятия, она является внутренним фактором.

Иная ситуация с инструментарием агломерационной экономики, поскольку экономические выгоды в данном случае обусловлены внешним взаимодействием предприятия с другими фирмами, расположенными вблизи предприятия. Снижение издержек в этом случае обеспечивается прежде всего оптимизацией логистических затрат и повышение производительности в результате обмена накопленным опытом и инновационными знаниями. Экономика масштаба создает технологический базис для роста производства и интенсификации процессов урбанизации, однако укрупнение городов возможно только благодаря агломерационной экономики.

Термин «агломерация» (от лат. agglomero – присоединять, накапливать) ввёл в общее употребление в 1973 г. французский географ М. Руже, определяющий агломерацию как процесс вовлечения деревень и посёлков в работы, не связанные с сельским хозяйством, за пределами их территориальных границ. К настоящему времени существует большое количество самых разнообразных, и порой разноречивых формулировок, но в сущности они имеют одинаковую трактовку городской агломерации как компактное объединение поселений в группу с развитыми связями (транспортными, трудовыми, рекреационными, культурными и др.).

По данным авторитетного ежегодника Demographia [1] по состоянию на июль 2022 года в мир располагает 990 крупными городскими агломерациями (с населением более 500 тыс. чел.) между которыми существуют значительные различия в общих характеристиках и тенденциях развития, но общим для всех является стадиальность в эволюции урбанизированного ареала. Под стадиальностью следует понимать цепь последовательных переходов в развитии и изменений пропорций городской системы.

Динамику процессов урбанизации в свое время исследовал американский ученый Дж. Джиббс, работы которого прошли эмпирическую проверку в работах, написанных на материалах Западной Европы. Он определил пять стадий изменения территориальной структуры городской системы. Стадиальность развития урбанизированных территорий по Дж. Джиббсу представлена на рисунке. 1.

 

Рисунок 1. Стадии урбанизации по Дж. Джиббсу

 

В дальнейшем концепции стадиального развития были развитыми Х. Гейером, Т. Контули, Ж.А. Зайончковской, однако наиболее известной на сегодняшний день является концепция эволюции урбанизации Л. Клаасеном, Г. Шиеми; урбанизации, предполагающая прохождение четырех стадий развития территории: урбанизации, субурбанизации, контрурбанизации и реурбанизации. Первая стадия связана с активным ростом ядра агломерации; стадия субурбанизации отличается более высокими темпами роста населения агломерационной зоны, средние города начинают догонять лидеров. На следующей стадии начинается поляризационный разворот, поскольку перенаселенность ядра достигает критических значений и средние и малые города агломерационной зоны становятся более привлекательны для трудовой миграции. Стадия реурбанизации характерна тем, что темпы убыли населения ядра сокращаются и может наблюдаться даже некоторый прирост трудовой миграции.

На основе данных Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН [2], ретроспективный страновой анализ высоко урбанизированных городов подтверждает стадийную эволюцию крупных западных городских систем в XX в.:

  • Первая стадия - классическая урбанизация 1950-х – в начале 1960-х годов;
  • Вторая стадия – субурбанизация 1970-х годов;
  • Третья стадия – контрурбанизация 1980-х и 1990-х годов;
  • Четвертая стадия – реурбанизации – 2000-х.

Временные отрезки в некоторой степени условны, поскольку крупнейшие мировые агломерации развиваются с существенными различиями и нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что траектория развития и хронологические рамки прохождения стадий одинаковы, тем не менее тенденции заметны.

В экономической теории существует множество подходов к изучению городских агломераций, однако в рамках настоящего исследования агломерация представляет интерес в первую очередь как экономическая категория. Стратегическое планирование развития Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях делает подразумевает формирование опорных точек роста и здесь экономический подход приходится как нельзя кстати. При экономическом подходе и сопутствующих ему методов расселенческая структура не является определяющей, гораздо важнее чисто экономические особенности пространственного развития, такие как концентрация производств, мультипликационные эффекты, производительность труда и т.д. Однако в российской практике использования данного подхода не находит широкого применения поскольку статистическая информация (особенно в регионах) зачастую обладает низким качеством или ограниченным доступом. Поэтому в научной литературе, касающейся исследованиям делимитации и развития городских агломераций чаще используется функционально-расселенческий подход который учитывает такие оценки как людность территории, плотность населения, потенциал маятниковой миграции, развитость транспортной инфраструктуры.

Кроме того, специфика России в её существенных пространственных масштабах, в исторически сложившемся запаздывании процессов индустриализации и урбанизации.

Начальным этапом формирования агломераций в России стала вторая половина XIX века, когда в результате промышленного переворота стремительный рост числа предприятий в сочетании с колоссальными темпами железнодорожного строительства привел к формированию крупных транспортных узлов в черте индустриально развитых крупных городов. По сути этот этап можно назвать этапом формирования опорных точек роста. Сложные агломерационные системы появятся значительно позже, но в то время этот индустриальный этап характеризовался формированием устойчивых производственных связей между точками роста, однако без существенных сдвигов на рынке земли, недвижимости, труда и т.д.

Две мировые войны первой половине XX в. существенно замедлили эволюцию крупных городских систем как в России (позднее СССР), так и в Европе. Внедрение плана Маршалла (European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») в 1947 году позволило европейским странам достаточно быстро восстановить экономику и вокруг промышленных центров Великобритании, Франции, Дании, Финляндии начинают появляться первые города-спутники.

Впрочем, стоит отметить, что по экономике СССР война прокатилась мощнейшим «паровым катком», и городам в европейской части СССР был нанесен огромный ущерб (только промышленных предприятий было разрушено около 32 тыс.). И несмотря на то, что довоенный уровень производства был восстановлен уже к 1948 году, необходимо учесть, что по состоянию на 1940 год ВВП на душу населения в СССР отставал от ведущих стран мира. Используя данные британского профессора Марка Харрисона по экономике Второй мировой войны [3], ВВП на душу населения СССР в 1940 году составлял всего $2 128 млрд. (в ценах 1990 года), при ВВП на душу населения в том же году в США - $7 138 млрд., Великобритании – $7 022 млрд., Германии – $5 584 млрд., Франции – $4 036 млрд.). Кроме того, за годы войны страна лишилась огромного количества невосполнимых потерь трудоспособного населения. Поэтому развитие городских системы было сильно заторможено и первые города-спутники начали появляться только в конце 1950-х (первым стал Зеленоград – 1958 год).

Исторически для промышленности СССР характера высокая концентрация производства с преимущественным развитием отраслей, связанных с военно-промышленным комплексом и производством средств производства. Например, в середине 1970-х предприятия с численностью рабочих свыше 3 тыс. чел. производили (доля в общем числе предприятий не превышала 3,3%) до 40% всей промышленной продукции, на них были сосредоточены 40% всех рабочих и более половины основных производственных фондов. Более 25% основных фондов было сосредоточено в машиностроительном комплексе. Известно, что машиностроение обладает большой трудоемкостью с высокой степенью занятости, нуждается в обеспечении квалифицированной рабочей силой и наукоемкими технологиями. Именно склонность советской экономики к высокой концентрации с преобладанием трудозатратного машиностроительного сектора сыграли значимую роль в динамичном росте крупных городских систем в центральной части СССР и прежде всего обусловили формирование Московской агломерации.

Снова обращаясь к статистическим данным Demographia население Московской агломерации оценивается в размере 17,3 млн. человек [1]. В агломерацию входит более 70 городов (некоторые из которых образуют агломерации второго порядка) с радиусом «центр-периферия» до 70 км. Два пригородных пояса создают колоссальные потоки маятниковой миграции, точный объем которой оценить достаточно сложно, однако косвенно о масштабах и интенсивности ежедневных поездок в столицу жителей Подмосковья можно судить по объему пригородного движения. В 2023 году в среднем пригородные поезда московского железнодорожного узла ежедневно перевозят около 1,5 млн пассажиров.

 Результаты. Можно утверждать, что в отличие от большинства регионов России Московская агломерация прошла индустриальную стадию развития, связанную с преобладанием промышленного потенциала и созданием промышленных предприятий, хотя уровень индустриализации продолжает оставаться относительно высок (рис. 2).

 

Рисунок 2. Структура оборота организаций Московской агломерации по видам экономической деятельности (в %)

 

Индустриальный сектор (обрабатывающие производства и строительство) в Москве занимает 24,3%, в области – 27,7%. Для постиндустриальной экономики Московского региона характерна высокая доля торговой деятельности, услуг, науки, образования. Рассматривая структуру занятости можно также отметить, что в промышленном секторе (обрабатывающие производства и строительство) Московской агломерации сосредоточено примерно 14,6% трудовых ресурсов агломерации, при этом в Москве данная доля составляет 11,4% (для сравнения, на 2019 г. [4,45]: Лондон – 13%, Париж – 16,5%, Нью-Йорк – 10,7%, Токио – 16,8%), в области – 21,9%.

Представленная на рисунке 3 структура занятости трудовых ресурсов агломерации о значительной доле занятых Москвы и области в оптовой и розничной торговле, здравоохранении, образовании, культурном секторе и т.п. подтверждает слова о постиндустриальном векторе развития Московского региона.

 

 Рисунок 3. Структура занятости Московской агломерации по видам экономической деятельности (в %)

 

Дискуссия.  Обобщающим показателем, характеризующим развитие агломерации, является валовой региональный продукт (далее – ВРП). График представленный на рисунке 4 иллюстрирует устойчивый рост ВРП как Москвы, так и области в период 2010-2022 г.; исключением стали времена COVID-19, однако принятые властями города меры поддержки населения и бизнеса позволили сгладить негативные эффекты для экономики (в постоянных ценах снижение ВРП в 2020 г. составило около 2,1%). Драйверами роста ВРП в 2020 и 2021 гг. стали деятельности гостиниц, объектов культуры, развлечений и спорта, предприятий общественного питания, а также финансовый и страховой бизнес.

 

Рисунок 4. ВРП Москвы и области (в текущих ценах, трлн. руб.)

 

В то же время, наблюдается тенденция увеличения доли ВРП Московской области в совокупном ВРП агломерации. Конечно, «баланс сил» с 2010 г. смещается в пользу области незначительно, тем не менее это говорит о более динамичном развитии периферии относительно ядра агломерации.

 

Таблица 1 Доли Москвы и области в ВРП агломерации, %

Регион/год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Москва

82,3

82,3

81,0

78,3

79,4

80,3

79,2

79,0

78,3

79,6

Московская область

17,7

17,7

19,0

21,7

20,6

19,7

20,8

21,0

21,7

20,4

 

Для определения перспектив развития Московской агломерации помимо чисто экономических показателей существенную роль играют статистические данные по демографии.

Анализ данных Росстата [5] по численности населения Москвы и ряду крупнейших городов области представлен на рисунке 5. Графики показывают более динамичный рост населения области, при наблюдаемом замедлении прироста численности населения Москвы с 2019 г.

 

Рисунок 5.  Численность населения крупнейших городов агломерации (тыс. чел.)

 

 В то же время, неутешительный прогноз Росстата по росту численности населения Московской агломерации до 2030 года (рис. 6) указывает на низкий демографический потенциал региона и ожидаемую заинтересованность властей в увеличении миграционных потоков для обеспечения роста экономики агломерации.

 

Рисунок 6. Прогноз численности населения Москвы и области (тыс. чел.)

 

 Однако, исследуя данные миграционного прироста с 2000 г. можно отметить, что пиковые значения миграционных потоков пройдены и с учетом текущей внешнеполитической ситуации вряд ли стоит ожидать в ближайшие 3-5 лет значительного миграционного прироста. При этом стоит обратить внимание на менее «рваный» график миграционных процессов в области, что указывает на меньшую чувствительность миграционной среды в области к факторам влияния.

 

Рисунок 7. Миграционный прирост населения в Москве и области (тыс. чел.)

 

Заключение. Развитие Московской агломерации проходит с некоторым опозданием от ведущих стран мира, что во многом объясняется наследием советского прошлого. Анализ тенденций изменения социально-экономических процессов в Московском регионе свидетельствует, что агломерация находится в специфическом стадиальном состоянии, поскольку наблюдаются как черты классической урбанизации, субурбанизации, так и контрурбанизации.  Экономика Московской агломерации показывает устойчивый рост, но демографический и миграционный потенциал говорит о назревающих проблемах с пополнением трудовых ресурсов, поэтому без комплексного решения социально- демографических проблем дефицит кадров лишит агломерацию устойчивого роста.  

Список литературы

1. 18-th Annual Demographia. Официальный сайт Demographia. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demographia.com/db-worldua.pdf. (дата обращения 15.05.23).

2. World Urbanization Prospects: The 2018 Revision. Официальный сайт отдела населения ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://population.un.org/wup/publications/Files/WUP2018-Report.pdf. (дата обращения 15.05.23).

3. Mark Harrison, The Economics of World War II: Six Great Powers in International Comparison, Cambridge University Press,1998.

4. Ткачев Е.В. ВРП и степень агломерированности, есть ли связь? // Вестник АГУ, сер. «Экономика». 2019. № 1(235). С. 45.

5. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 31.05.23).

6. Антонов Е.В., Махрова А.Г. Крупнейшие городские агломерации и формы расселения надагломерационного уровня в России // Известия РАН. Серия географическая, 2019. №4. С.31-45.

7. Махрова А.Г. Особенности стадиального развития Московской агломерации // Вестник Московского университета. Сер.5. География. 2014. № 4. С. 10-16.

8. Мельниченко Н.Ф, Маркова О.В., Конобеева А.Б., Кожина В.О. Проблемы занятости населения в современных агломерациях // Вестник МФЮА. 2022. №2. С. 174-182.


Войти или Создать
* Забыли пароль?