студент с 01.01.2021 по 01.01.2023
Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
В данной статье проводится анализ основных региональных экономических объединений Африканского континента, играющих ключевую роль в развитии производства и выступающих в качестве инструментов, которые способствуют внедрению данного региона в международную торговую систему. В качестве примера будут рассмотрены специальные экономические зоны в Марокко, Эфиопии, Габоне и ЮАР.
специальная экономическая зона, инвестиции, африканский регион, промышленный сектор, экспорт, налоги, беспошлинная зона
В рамках Африканского континента особые экономические зоны могут выступать в качестве полезных механизмов и служить важными платформами для расширения регионального производства и экспорта, для стимулирования внутрирегиональной торговли, а также для обеспечения интеграции африканских стран в глобальную экономическую систему. Рассмотрим основные региональные экономические объединения континента.
В соответствии со статистическими данными ЮНКТАД в Африке законодательно закреплено 237 специальные экономические зоны. Но необходимо сразу же отметить, что в данный показатель включены зоны, которые находятся на стадии строительства, а также на этапе разработки и согласования.
Наибольшее количество СЭЗ расположено в Восточной Африке, на которую приходится более 50% всех интеграционных объединений, за ней следуют Западная, Северная, Центральная и Южная части континента (Рис. 1).
Стремительный рост развития СЭЗ в Африке можно объяснить двумя причинами. Первая заключается в диверсификации своих экономических отношений и применении наработанного опыта странами, которые уже не одно десятилетие имеют зрелые программы подобного рода механизма – Египет, Эфиопия, Марокко и Южная Африка. С другой стороны, СЭЗ привлекают своими возможностями увеличения прямых инвестиций и способностями модернизировать промышленность. В качестве наглядного примера стран, среди которых ключевым фактором является привлекательность вложения инвестиция, можно привести Демократическую Республику Конго, Ботсвану и Гвинею.
Данные с диаграммы (Рис. 2) свидетельствуют о немалом количестве специальных экономических зон для Африканского континента. Далее в данном разделе будут рассмотрены четыре государства, располагающиеся в разных регионах Африки, где находятся наиболее значимые для континента специальные зоны – в Марокко, Эфиопии, Габоне и Южной Африке. Стратегически выгодно располагаясь вблизи европейских стран, Марокко на сегодняшний день насчитывает в своем «портфеле» более 50 стран, с которыми подписаны соглашения о свободной торговле с целью исключения двойного налогообложения.
На северном побережье региона Танжер-Тетуан-Эль-Хосейма располагается «Танжер-Мед» – один из главных центров Средиземноморского бассейна. Данный портовый комплекс был запущен в 2007 году, а дополнительные терминалы открыты в 2019, что значительно увеличило его пропускную способность. Значительные государственные инвестиции в расширение и модернизацию всего портового комплекса одновременно с его весьма удачным расположением являются лишь немногими причинами, которые позволяют регулярно повышать производительность и уровень конкурентоспособности. Более чем за 10 лет «Танжер-Мед» стал международной моделью управления в глобальном морском кластере. Количество потребителей от года к году только растет, чему опять-таки способствует близость к европейским странам, которой нет ни у одной другой страны Африканского континента.
Портовый комплекс площадью 1000 га соединен с городом Танжер железной дорогой. Он состоит из четырех зон с различной специализацией. «Танжер-Мед 1» включает в себя два контейнерных терминала с пропускной способностью 64,8 млн тонн. Первой частью комплекса управляют такие международные лидеры, как APM Terminals и Eurogate CMA-GMA. В данную часть также включены: углеводородный терминал с годовой мощностью хранения 15 млн тонн продуктов переработки (ввод/вывод), автомобильный терминал Renault вместимостью 1 млн автомобилей, а также терминал для обработки контейнерных грузов. Глобальные инвестиции в инфраструктуру «Танжер-Мед 1» составили 43 млрд дирхамов (около 12 млрд долл. США), из которых 58% – средства Агентства Tanger Mediterranee (TMSA), 49% – частные инвестиции. Агентство TMSA является результатом государственно-частного партнерства. Это компания с государственными прерогативами, вокруг которой вращаются транспортные средства специального назначения, связанные с управлением портом, промышленными и сервисными центрами. Капитал агентства составляет 3 795 079 100 дирхамов (около 1 млрд долл. США), в котором заключены средства из: «Фонда экономического и социального развития Хасана II » (87,5%), государственного банка «Etat» (12,4%) и марокканского инвестиционного банка «CDG Capital» (0,1%).
Вторая часть комплекса с двумя дополнительными терминалами – «Танжер-Мед 2» – была запущена достаточно недавно, при этом можно уже сейчас судить о его высоких показателях, которые немногим отстают от «Танжер-Мед 1». Подтверждением данному суждению являются следующие данные: общая пропускная способность портового комплекса с 4 терминалами – 195 млн тонн, а объем инвестиций составляет 18,3 млрд долл. США.
На основании представленных данных (Табл. 3) становится очевидным тот факт, что после запуска «Танжер-Мед 1» количество промышленных объектов увеличилось в 4 раза, в то время как за предыдущие периоды наблюдается постепенный рост количества в 2 раза (от декады к декаде). Необходимо также обратить внимание на показатели 2020 года, где наблюдается наличие более 2000 объектов. Можно сделать вывод, что большая часть объектов расположилась в данной зоне также после открытия дополнительных терминалов порта. О видах деятельности компаний можно судить по нижеприведенным данным, среди которых особенно выделяют – автомобильные, текстильные, агропромышленные и сталелитейные компании (Рис. 3).
Данные ЮНКТАД демонстрируют стремительный рост числа работников промышленного сектора (на 17%) в период с 2000 по 2009 гг. На основании этого можно предположить, что увеличению количества нанятой рабочей силы способствовали строительство и запуск марокканской портовой экономической зоны.
Вывод по «Танжер-Мед» заключается в том, что, учитывая введение ОЭЗ и все еще развивающийся сценарий данного механизма, население региона довольно заметно выросло – гораздо больше, чем позволил бы реальный рынок труда, где самая большая рабочая сила в основном поглощается сектором услуг. Кроме того, невозможно не заметить, что в те же годы на региональном уровне наблюдался рост феминизации рабочей силы, что также можно считать очень позитивным результатом.
Эфиопия, в свою очередь, насчитывает 18 зон, но не все из них являются особыми экономическими. Большинство специализируется на одном виде производства – зачастую это текстиль и одежда. Данная сфера деятельности является распространенной ввиду низких издержек на заработную плату сотрудников, это объясняет массовое присутствие китайских компаний в данных образованиях. Особое внимание необходимо уделить двум индустриальным паркам, расположенным в Эфиопии, – Bole Lemi Industrial Park и Hawassa Industrial Park.
«Боле Леми Индастриал Парк» был создан в 2014 году в 20 км от столицы – Аддис-Абебы. Данная зона является первым государственным индустриальным парком Эфиопии, специализирующимся на производстве текстиля, одежды, кожи и изделий из нее. Парк находится под управлением и контролем Эфиопской корпорации по развитию индустриальных парков. В настоящее время зона предоставляет около 80 000 рабочих мест, а прибыль от экспорта принесла стране около 70 млрд долл. США.
Промышленный парк «Хавасса» (275 км к югу от столицы), который специализируется на производстве текстиля, занимает 1,3 гектара, предлагает 60 000 рабочих мест и является домом для 23 ведущих мировых компаний по производству одежды и текстиля из Америки, Китая, Индии и Шри-Ланки, а также шести местных производителей. Парк обладает 37 производственными ангарами, наряду с собственным возобновляемым источником энергии. Промышленный парк «Хавасса» также включает в себя единый сервисный центр по предоставлению всех государственных услуг, в том числе использует технологию нулевого сброса жидкости, которая позволяет перерабатывать 90% сточных вод и соответствует международным стандартам. Изначально зона была разработана благодаря крупному китайскому инвестору. Проект принадлежит Корпорации развития индустриальных парков Эфиопии и китайскому инвестору China Civil Engineering Construction Corp. Эфиопская корпорация развития индустриальных парков выпустила отчет, в котором отразила, что за период с октября по декабрь 2022 г. промышленный парк принес доход в размере 32 млн долл. США.
Ключевой особенностью политики ОЭЗ Эфиопии является институциональная структура, разработанная в качестве подспорья для содействия бесперебойному сотрудничеству между правительственными учреждениями, занимающимися поощрением инвестиций и политикой ОЭЗ, наряду с эффективным осуществлением мероприятий в различных областях политики, таких как инвестиции в инфраструктуру и принятие инвестиционных законов. Правительство Эфиопии имеет очень четкую и структурированную систему контроля данных механизмов путем формирования законодательной базы. Так, первый закон, регулирующий создание ОЭЗ, был принят в 2012 году и действует по настоящее время с периодическим добавлением поправок. Поэтому сочетание целенаправленной политики создания ОЭЗ, активных усилий по привлечению инвестиций и высокого уровня государственной поддержки способствовало ее привлекательности для иностранных инвесторов. Переходя от восточной части к центральной, следует упомянуть о Габоне и его особой экономической зоне «Нкок». Плодотворное сотрудничество с сингапурской компанией «Олам» привело в 2010 году к созданию многопрофильной особой экономической зоны, располагающейся в 27 км от столицы – Либревиля. В данном контексте была разработана стимулирующая модель, которая поощряет переработку природных ресурсов, обеспечивая при этом вспомогательную инфраструктуру для дальнейшего создания базы связочных подразделений в Габоне. С первоначальными инвестициями в размере 240 млн долл. США данная ОЭЗ предлагает уникальный финансовый статус, который обеспечивает стабильный и конкурентоспособный экономический климат для компаний и заводов, намеревающихся обосноваться здесь. По отчетной документации за 2021 год в зону привлечено 124 инвестора из 18 стран. «Нкок» разделен на 3 части: промышленную, коммерческую и жилую, благодаря чему реализуется баланс между работой, личной и социальной жизнью. Данная специальная экономическая зона сделала Габон крупнейшим экспортером шпона в мире, приносящим годовой экспортный доход в размере 1 млрд долл. США и создающим более 30 000 рабочих мест.
Такие проекты также предоставляют и продвигают огромные новые возможности для внутренних инвестиций в дополнение к созданию возможностей для трудоустройства. Более сильные правовые структуры (благодаря их реформированию) в сочетании с упрощенными прозрачными налоговыми реформами обеспечивают Габону дальнейшее привлечение как иностранных, так и внутренних инвестиций. Таким образом, страна создает благоприятную среду, способствующую росту промышленности и повышению качества жизни как габонцев, так и всего континента. Перемещаясь от Габона к Южно-Африканской Республике, стоит сказать, что правительство данной страны, стремясь изменить свое положение в мировой экономике, учредило программу зон промышленного развития. Ее основным направлением является привлечение прямых иностранных инвестиций и экспорт товаров с добавленной стоимостью.
Несмотря на значительные достижения в этой области, были и недостатки, которые привели к пересмотру политики и созданию новой программы в рамках ОЭЗ. Теперь ее основными целями являются: расширение стратегического фокуса на индустриализацию, обеспечение четкой, предсказуемой и системной основы планирования для развития более широкого спектра ОЭЗ в поддержку целей промышленной политики, уточнение и укрепление механизмов управления, а также создание основы для предсказуемого финансирования, позволяющего осуществлять долгосрочное планирование.
В Южной Африке около половины (52,2%) от общего числа рабочих мест, созданных в секторе ОЭЗ, создаются в зоне промышленного развития «Коега». Основанная в 2001 году, она занимает около 9 259 гектаров, на которых свою деятельность реализуют 43 компании, специализирующиеся на производстве в большей степени автомобильной промышленности. Данная зона установила значительные связи с местными малыми, микро- и средними предприятиями (SMME) посредством ряда конкретных инициатив, направленных на создание благоприятных условий для участия местных фирм. За период 2015–2020 гг. «Коега» достигла 35% объема закупок, практически добившись своей амбициозной цели в 40%. Только за 2019–2020 финансовый год это составило 609 миллионов южноафриканских рандов (около 40 млн долл. США).
На основании проведенного анализа особых экономических зон в Марокко, Эфиопии, Габоне и ЮАР можно сделать вывод о все более растущем влиянии ОЭЗ на экономику страны, где они представлены. Тем не менее, по сравнению с их азиатскими и центральноамериканскими аналогами, на африканские ОЭЗ приходится меньшая доля экономического динамизма и национальной занятости. Такой разрыв в экономическом воздействии, также обусловленный разницей в количестве ОЭЗ между африканскими и другими странами, может стимулировать страны данного континента к созданию все большего числа зон, увеличивая финансовое бремя текущих и новых программ.
1. Африка: региональные проблемы безопасности: монография / М.Г. Троянский, О.Г. Карпович, Г.М. Сидорова, Р.Н. Шангараев. - М.: Дипломатическая академия МИД России, 2022. - С.
2. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Б.М.Смитиенко. - М: Инфра-М, 2020. - С. 57-60.
3. Handbook on special economic zones in Africa: Towards Economic Diversification across the Continent. - 2021. - https://unctad.org/system/files/official-document/diaeia2021d3_en.pdf/.
4. UNCTAD: African industrial hubs and industrialization: diversity, unevenness and strategic approach. - 2022. - https:// unctad.org/system/files/official-document/diaeia2022d2a1_en.pdf.