Рязань, Рязанская область, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ОКСО 38.03.01 Экономика
ОКСО 38.05.01 Экономическая безопасность
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
В статье представлены результаты анализа проблем безопасности акватории Северного морского пути. Определены направления путей решения ключевых проблем в сфере безопасности. Обоснована необходимость оперативного решения задач защиты акватории Северного морского пути. Схематически представлена последовательная взаимосвязь угроз безопасности в исследуемой сфере.
экономическая безопасность, Северный морской путь, энергетика, экспорт, санкции
Арктическая зона была и остается камнем преткновения в международной политике стран, территории которых находятся в высоких широтах северного полушария. Особенно остро этот вопрос стоит в контексте современных изменений в сфере организации международной торговли, а также беспрецедентного санкционного давления на российскую экономику (при том, что Россия является ключевой страной для авиационного, железнодорожного и автомобильного транзита с Востока на Запад Евразии, а также является ключевым поставщиком энергетических ресурсов, как для стран Европы, так и для крупнейших экономик Азиатско-Тихоокеанского региона). Северный морской путь как одна из ведущих транспортных артерий нашей страны должен быть безопасен с точки зрения проводки грузов, осуществления разведывательной и добычной деятельности. Очевидно, что целый ряд аспектов обеспечения безопасности находятся в сфере компетенции Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ), а также военных подразделений.
11.02.2023 г. Госдепартамент США заявил о готовности выделить более 200 тыс. долл. на финансирование программы, направленной на усиление сотрудничества НАТО с Финляндией. К числу важнейших направлений была причислена и Арктика, причем сотрудничество между арктическими странами рассматривается и с позиции общей безопасности Североатлантического Альянса [1]. Стоит отметить, что 15.02.2023 г. советник Госдепартамента США Дерек Шолле заявил, что Российская Федерация хоть и является одной из важнейших арктических стран, сотрудничество с ней по вопросам Арктики в обозримом будущем возможным не представляется [2]. Это говорит о том, что в Арктической зоне у нашей страны практически нет потенциальных союзников или нейтрально настроенных к российской позиции стран. Фактически, военная активность НАТО начинает распространяться и на анализируемый регион, что подтверждается ускорением процессов вступления в альянс Финляндии и Швеции. Арктические территории на данный момент находятся в границах: Российской Федерации, США, Норвегии, Канады и Дании. Исландия, Швеция и Финляндия являются странами приарктической зоны. Территория Арктики разделена между странами следующим образом (рис. 1):
Рис. 1 Пограничное деление территориальных вод в Арктической зоне [3]
Большинство арктических территорий находятся под непосредственным контролем Российской Федерации, но ввиду современной политической обстановки вопрос безопасности российской Арктики и в частности Северного морского пути стоит на повестке дня. К числу основных угроз безопасности арктической зоны РФ относятся: усиление конфликтной обстановки в Арктике, несоответствие уровня развития аварийно-спасательной инфраструктуры требованиям современного северного мореплавания [4], отсутствие инфраструктуры связи, а также портовой инфраструктуры, способной выполнять ремонтные и сервисные функции.
Северный морской путь уже более семидесяти лет представляется важнейшим транспортным коридором мира. Во время Великой Отечественной Войны немецкое командование выдвигало идею о полном захвате контроля над Северным морским путем с целью установления бесперебойного транспортного сообщения между Третьим Рейхом и Японией. Немецкие летчики регулярно атаковали северные порты и стоящие в них ледоколы. В августе 1942 г. близ порта Диксон состоялось сражение немецкого крейсера «Адмирал Шеер» с советскими ледоколами «Сибиряков» и «Дежнев». После 1943 г. важнейшая транспортная артерия вновь стала безопасной для провоза грузов, необходимых в тылу и на фронте. Стратегическая важность Северного морского пути и сейчас является поводом для разногласий на международной арене.
Оборона маршрута Северного морского пути на данный момент находится в компетенции объединенного стратегического командования «Северный флот», созданного в 2014 г. В число его непосредственных задач входит: оборона арктической зоны и Северного морского пути. В частности, контроль за обстановкой на соответствующих территориях, обеспечение безопасности грузоперевозок и судоходства в целом [5]. Необходимо уделить отдельное внимание и международному терроризму в арктической зоне. В сентябре 2022 г. в акватории Балтийского моря произошел террористический акт — были взорваны две нитки газопровода «Северный поток-1» и одна нитка газопровода «Северный поток-2». Официальное расследование инцидента фактически не проводится, так как представители нашей страны не допускаются к проведению следственных действий властями Дании. Очевидно, что угроза диверсионной и террористической активности недружественных стран, организаций и их объединений распространяется в т.ч. на Арктику. Необходимо более детально рассмотреть масштаб угроз в случае актов международного терроризма и военных конфликтов в арктической зоне и акватории Северного морского пути.
За шесть лет объем перевозимых грузов по Северному морскому пути вырос почти в семь раз (рис.2). Это говорит и о перспективности развития этого транспортного коридора, и о возрастающих угрозах материальных и человеческих потерь в случае нарушения безопасности арктической зоны России. Подобные ситуации в рассматриваемых территориях могут нанести урон не только торговым судам и предприятиям, но и добывающей инфраструктуре, экологии всего региона.
Рис. 2. Грузооборот Северного морского пути, млн. т (2016 – 2022 г.) [6-7]
Второй из основных угроз национальной безопасности в арктической зоне в контексте исследуемой темы является несоответствие уровня развития аварийно-спасательной инфраструктуры требованиям современного северного мореплавания. Спецификой деятельности РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) России в северных широтах является военная «окраска» деятельности соответствующих подразделений. РСЧС в арктической зоне включает в себя и вышеупомянутый «Северный флот», и подразделения Ракетных войск и др [8]. Это означает, что решение задач экологического, техногенного и аварийного характера сочетается с предотвращением, отражением возможных актов агрессии и международного терроризма.
Развитие аварийно-спасательной инфраструктуры является одной из приоритетных задач в контексте развития российской Арктики в целом. Так как объем грузооборота по Северному морскому пути неуклонно растет, а ГК «Росатом» планирует в ближайшем времени строительство как минимум шести новых ледоколов. Существует необходимость в увеличении количества баз оказания аварийной, технической и медицинской помощи экипажам судов и наиболее современном их оснащении. МЧС РФ сообщает о том, что число чрезвычайных ситуаций в арктической зоне растет из года в год — в том числе из-за увеличения темпов освоения региона. Уже созданных в Нарьян-Маре, Архангельске, Дудинке, Диксоне, Тикси, Певеке, Мурманске и др. городах спасательных центров, отрядов и подразделений в перспективе не хватит для эффективного мониторинга ситуации и своевременного оказания помощи. По этой причине в арктической зоне России будет создано еще десять комплексных аварийно-спасательных центров [9].
Угрозы национальной безопасности в акватории Северного морского пути и арктической зоне в целом можно представить схематически (рис. 3):
Рис. 3 Взаимосвязь угроз безопасности акватории Северного морского пути, арктической зоны РФ
Угрозы национальной безопасности России в арктической зоне имеют последовательную взаимосвязь (рис.3). Необходимость скорейшего преодоления данных угроз обусловливается и возрастающим грузопотоком Северного морского пути (рис.2), открытом нежелании США и других стран НАТО из приарктической зоны сотрудничать с Россией по вопросам, связанным с Арктикой. Российская Арктика и, в частности, Северный морской путь исторически являются темой для споров на международной арене. Прецедент захватить полный контроль над территорией уже есть, и, учитывая сложившуюся мировую ситуацию, нельзя отвергать вероятность повторения этой попытки. Безопасность Северного морского пути является важным элементом не только бесперебойной международной торговли, но и добычи полезных ископаемых, научной деятельности. Варианты решения проблем безопасности Северного морского пути можно сформулировать, опираясь на научную литературу:
Таблица 1 Анализ подходов к решению проблем национальной безопасности в Арктической зоне РФ и акватории Северного морского пути, представленных в научной литературе
Автор |
Авторская позиция |
Веретенников Н.П., Леонтьев Р.Г. [10] |
Одной из основных проблем транспортной безопасности в акватории Северного морского пути является недостаточная оснащенность маршрута телекоммуникационными технологиями – на некоторых участках пути их нет вообще. Кабель, проложенный по дну Северного Ледовитого океана позволил бы значительно снизить трудности при передаче данных и, как следствие, усилил бы безопасность перевозок на Северном морском пути |
Полюхович М.А. [11] |
Ввиду климатических особенностей Арктического региона, автор отмечает такую важную проблему экономической и технологической безопасности, как нарушения в электроснабжении. Разработка системы реагирования на базе модели человеческих решений (исходя из цепочки импульсов и побуждений, движущих человеком, оператором при принятии решения) позволит наиболее своевременно реагировать на возникающие угрозы |
Мулькибаева М.М., Елмурзаева Р.С. [12] |
Арктическая стратегия США содержит упоминание о том, что между странами арктического и приарктического регионов сохраняется стратегическое соперничество. При этом Норвегия, как и другие страны НАТО, ведут активную антироссийскую политику, в том числе и по вопросам взаимодействия в Арктической зоне. Это подталкивает страны региона к увеличению военных бюджетов и реставрации используемых ранее баз и портов |
В научной литературе неоднократно указывалось на технологическую отсталость Арктической зоны РФ в целом и акватории Северного морского пути в частности. Возрастающая военная угроза должна стать толчком к прокладке новых и модернизации имеющихся телекоммуникационных систем в регионе, что способствовало бы ускоренной передаче данных от одной базы к другой. Для эффективного функционирования системы связи необходимо также усовершенствовать систему снабжения региона электричеством – автоматизация процесса принятия решений позволила бы прогнозировать аварии на более длительном временном горизонте и быстрее нейтрализовать уже возникшие угрозы.
Привлечение инвестиций в регион способствовало бы ускорению модернизации систем связи, энергоснабжения. Эти элементы также являются важнейшими в контексте обеспечения безопасности в акватории Северного морского пути. Обновление программного обеспечения и телекоммуникационных технологий значительно улучшит условия труда, что позволит привлекать в регион дополнительную рабочую силу. При увеличении военного присутствия российских подразделений, аварийно-спасательных центров, баз на соответствующих территориях вероятность материализации угроз национальной безопасности России снижается. Как отмечается в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г., эти вопросы являются приоритетными для разрешения в оперативном режиме. Необходимо разработать план развития соответствующих территорий с минимальными возможными затратами государственного бюджета и при максимальных инвестиционных вложениях.
Стратегическую важность акватории Северного морского пути для России можно рассматривать и в экономическом ключе, и в более глобальном – экологическом. Нарушение арктической экосистемы может привести к изменению климатических условий на большей части земного шара. Военная угроза и возможность совершения актов международного терроризма значительно повышает вероятность наступления этих неблагоприятных последствий. Защита Русского Севера, в первую очередь подразумевающая модернизацию оборудования и программного обеспечения, позволит увеличить грузооборот Северного морского пути, объем добычи полезных ископаемых и поспособствует развитию науки на Арктическом направлении.
\
1. Транспортировка газа по магистральным трубопроводам [Электронный ресурс]. - Сайт научно-производственного предприятия «Нефтепроммаш». - Режим доступа: https://npm74.ru/blog/transportirovka-gaza-po-magistralnym-truboprovodam/ (Дата обращения: 04.02.2023).
2. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: https://base.garant.ru/74810556/ (Дата обращения: 02.02.2023).
3. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022) [Электронный ресурс]. - Официальный сайт СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/ (Дата обращения: 02.02.2023).
4. Antrushina, D. R. Northern Sea Route: Opportunities and Prospects / D. R. Antrushina // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2022. - Vol. 12, No. 1-1. - P. 17-26.
5. Литвинов, Н.Н. Стратегический менеджмент на примере Азиатско-Тихоокеанского региона: методология формирования групповой стратегии продвижения продукции авиационно-промышленных предприятий России в АТР: монография. Москва, 2010. 200 с. [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Российской государственной библиотеки. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004727636 (Дата обращения: 02.02.2023).
6. Статистика внешней торговли Российской Федерации с основными странами, месяцы (с 2006 г.) [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (Дата обращения: 01.02.2023).
7. Никоненко, Д. О. Пути совершенствования транспортно-логистической системы Северного морского пути / Д. О. Никоненко, А. С. Суетина // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых - 2022 : Сборник материалов конференции в 2-х томах, Архангельск, 01-30 апреля 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Том 1. - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2022. - С. 500-505.
8. Потравный, И. М. Влияние проектов по добыче полезных ископаемых на социально-экономическое развитие городов и поселков Российской Арктики / И. М. Потравный, А. В. Новиков // Экология. Экономика. Информатика. Серия: Системный анализ и моделирование экономических и экологических систем. - 2022. - Т. 1, № 7. - С. 176-183.
9. Жулева, О. И. К вопросу о перспективах развития портов Северного морского пути: основные проблемы пути их решения / О. И. Жулева, А. Дудина // Управленческий учет. - 2021. - № 7-1. - С. 75-80.