СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Тренды развития общества показывают, что система образования стоит на пороге формирования новой концепции и новых подходов к образованию. Переформатирование роли университетов в качестве крупных бизнес-игроков, задающих тренды в инновационной сфере и профессиональной подготовке, переход к цифровой экономике, формирование новых глобальных технологических платформ.

Ключевые слова:
цифровизация, туристическая отрасль, показатели туристической привлекательности, государственная туристическая стратегия
Текст

Введение. Зарождение четвертой промышленной революции – в технологических сферах с одной стороны и необходимость тонко и этично учитывать потребности личности, просчитывать экологические  и геоэкономические последствия деятельности,  выстраивать ценностные и этические принципы в новых условиях, пересматривать этические подходы развития технологий в русле концепции устойчивого развития приводят к необходимости пересматривать подходы к обеспечению качества образования, как на базе современных цифровых технологий, так и на основе актуальных концепций управления.

Вузы сейчас с одной стороны являются непроизводственным социальным сектором, а с другой стороны все больше становятся заметными субъектами, способными генерировать значительный поток добавленной стоимости, а также не только готовить кадры для региональной отрасли, но и влиять на структуру создаваемых рабочих мест [1].

В настоящее время в статистике отсутствуют готовые данные, характеризующие объем и структуру туристского потока в регионах РФ. Статистическая информация, собираемая  органами государственной статистики, является неполной и характеризуется низким  уровнем  достоверности. Сложность получения  и анализа ведомственной статистики. Отсутствует  возможность достоверно оценить вклад туристической отрасли в социально экономическое развитие региона.

Также затруднено получение информации о межрегиональных потоках стоимости, таким образом можно только догадываться о направлении потока и уровня соотношения входящих и исходящих потоков стоимости.

Журнал о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели седьмое ежегодное исследование, посвященное развитию туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов [2].

 

Обсуждение. Составителями рейтинга были собраны, изучены и проанализированы статистические данные, публикации в СМИ, взяты комментарии у федеральных и региональных экспертов для оценки динамики развития внутреннего и въездного туризма как в стране в целом, так и во всех российских регионах.

Российские власти, отвечающие за развитие туризма, а также представители туристической отрасли единодушны: 2021 год оказался успешнее предыдущего, по их же оценкам, «катастрофического» для отрасли. По официальным данным, а также по мнению экспертов, вырос туристический поток, увеличилась заполняемость гостиниц. И хотя в течение года властями вводились различные ограничения, связанные с пандемией, порой неожиданные для отрасли и граждан, в целом регионы прошли этот год неплохо [3].

Ряд субъектов, например Крым и Краснодарский край, вообще показали динамику лучше 2019 года, увеличив на 15–20% количество принятых туристов.

 

Таблица – 1 Рейтинг регионов по уровню посещаемости туристов [2]

Субъект РФ

Показатели

70

Орловская область

36,4

71

Республика Адыгея

36,1

72

Республика Мордовия

35,8

73

Забайкальский край

35,1

Орловская область в третьей группе на 70 месте, возглавляет группу

На территории Орловской области в последние годы происходят положительные изменения: отреставрированы музеи, реновированы объекты культурного наследия, реконструированы и вновь созданы парковые зоны. Облик города Орла преображается, соответственно повышается качество жизни населения. Созданную инфраструктуру и аттракции целесообразно более активно использовать при формировании туристских потоков.

В последние годы в Орловской области наблюдается повышение интереса местных жителей к природному и историко-культурному наследию своего региона [4]. Об этом свидетельствует большое число обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, популярность просветительских мероприятий и волонтерских инициатив краеведческой направленности. Вместе с тем в области ведется большая работа по развитию внутреннего туризма и есть запрос на проекты по образовательному туризму. Богатый природный и историко-культурный потенциал региона делает нашу область привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных граждан.

Судьба Орла определяется его богатейшим литературным наследием. «Лицо», «визитная карточка» нашего города – это блистательное созвездие всемирно известных имён великих русских писателей-классиков, связанных с Орлом и Орловским краем, прославивших свою Родину [5].

Определенные успехи в этом направлении получены, в 2021 году Орел получил официальный статус «Литературной столицы России». Далее необходима качественная проработка и визуализация бренда «Орел - литературной столицы России», благодаря которой регион станет еще более узнаваемым на «туристической карте» страны.

Предполагается предоставление возможности использования цифровой платформы для создания конечных решений – сервисов в виде интернет-порталов и мобильных приложений, реализующих доступ к реестру объектов, культуры, туризма, образовательным виртуальным маршрутам, онлайн-экскурсиям, городским квестам, конструкторам туров на безвозмездной основе. Взимание комиссии будет осуществляться за проданные через сервисы и созданные с использованием цифровой платформы образовательные виртуальные маршруты, онлайн-экскурсии, городские квесты, туры.

Поэтому в первую очередь к потенциальным потребителям можно отнести образовательные учреждения, туристические компании, которые заинтересованы в популяризации создаваемого ими образовательного или туристического продукта за счет применения новых технологий дополненной реальности и создания новых форматов продукта [6].

Реализация многоступенчатой образовательной модели опережающей подготовки кадров для социально-культурной сферы полного жизненного цикла «long life learning», включающей актуальные программы ДПО, BLC-курсы, MOOC, междисциплинарные образовательные программы, модули в формате WSR.

Формирование базы подготовки и аттестации экскурсоводов, способных успешно организовывать и осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность, выстраивать эффективные взаимодействия с предприятиями туристской индустрии, участвующими в формировании и реализации туристских продуктов.

Программы ДПО строятся на основе стандартов, действующих в соответствующих сферах профессиональной деятельности, а также с учетом стандартов WorldSkills Russia по компетенциям сферы услуг: Организация экскурсионных услуг, Предпринимательство, Туризм и других.

Возможность создания своих образовательных виртуальных маршрутов, онлайн-экскурсий, городских квестов с размещением на маркетплейсе инфраструктурной цифровой платформы социально-культурной экосистемы Орла.

Создание персональных образовательных треков как наборов программ ДПО, включая предметную составляющую (социально-культурную) и обеспечивающую (технико-экономическую) [7].

Развитие системы вовлечения и поддержки МСП в социально-культурной сфере через организацию междисциплинарных хакатонов, партнерских акселерационных программ, экспериментального внедрения системы льготного налогообложения и иной поддержки резидентов студенческого проектного офиса.

Интеграция МСП в социально-культурную экосистему Орла посредством маркетплейса, построенного на базе инфраструктурной цифровой платформы, путем формирования сета микросервисов для социально-культурной сферы в соответствии с запросами стейкхолдеров. Выявление, активизация и вовлечение действующих и потенциальных предпринимателей в создание качественного туристского продукта путем повышения компетенций предпринимательского сообщества и управленческих команд, а также консолидации туристического сообщества для обмена опытом и лучшими практиками с целью увеличения продолжительности пребывания туристов в регионе.

Проект также позволит провести разработку и тестирование виртуального сотрудничества молодежи и студентов в области социального предпринимательства для обеспечения широкого доступа к группам молодежи с низкой мобильностью и людям в отдаленных районах к цифровой платформе-маркетплейсу, образовательным сервисам, расширит доступность предпринимательской деятельности  в социо-культурной сфере.

Создание системы просвещения в сфере работы с молодежью, формирования навыков жизненной компетентности, функциональной грамотности, финансовой и цифровой безопасности, ответственного потребления и социальной ответственности в партнерстве с региональными НКО (РОЗ, ВЭО России, РГО, РЦД и др.) на основе реализации социально-значимых проектов. Создание условий для развития современных видов туризма: игровой, иммерсивный, экологический, образовательный, гастротуризм и пр.

Гармонизация человека с окружающей природной и социальной средой, экологическое образование и патриотическое воспитание населения, укрепление физического и духовного здоровья, формирование культуры здоровой и сильной личности [6]. Через развитие экологического туризма, привлечение всех слоев населения к активным путешествиям, туристическим походам, экстремальным экспедициям по России, повышение интереса граждан к родной стране способствует объединению общества, развитию сильного государства и здорового общества.

Положительный туристический имидж, который формируется на основе информации об объектах, маршрутах и ресурсах региона, а также личного опыта и впечатлений туристов, во многом формируется благодаря местным экскурсоводам.

Проведение летних международных школ для абитуриентов на территории Орловского Полесья, литературных музеев, памятных мест города.

Интеграция в общую систему отдельных проектов (Орловские усадьбы и их обитатели, Литературное Полесье, Школа выживания для молодежи, Цифровая и финансовая безопасность в социально-культурной сфере и пр.) позволит максимально раскрыть потенциал участников проекта и вывести туристическую сферу региона на новый уровень.

Проектирование и реализация в виде компоненты социально-культурной экосистемы Орла инфраструктурной цифровой платформы с элементами модели студенческого проектного офиса, студенческого коворкинга и общественных пространств, как основы для реализации проектов в социально-культурной сфере, социально-культурных проектов молодежи с привлечением заинтересованных стейкхолдеров – институтов развития, представителей реального сектора экономики, общественности, региональной и местной администрации.

Построение и формирование информационных пространств умного города с точками входа на основе мобильных приложений, веб-сайтов, qr-кодов. Реализация функций обеспечения системы qr-навигации на объектах культурного наследия, возможности планирования туристических маршрутов.

Моделирование и сопровождение образовательных, профессиональных и карьерных траекторий студентов на основе модели карьерного агентства, интегрированного в деятельность студенческого проектного офиса для максимального раскрытия человеческого потенциала [7].

 

Заключение. Жизненный путь человека в настоящее время максимально не линеен, формат развития общества, темпы развития технологий, мобильность и возможности образовательной среды позволяют совмещать образование и работу, выстраивать карьеру в вертикальной и горизонтальной плоскости, переходить из найма в статус предпринимателя и самозанятого и т.д. Однако не у всех желающих есть необходимые знания и навыки в самостоятельном проектировании собственных карьерных траекторий.

Максимальная реализация человеческого потенциала населения, вовлеченного  в процесс «long life learning» на базе образовательной модели полного жизненного цикла возможна через проектирование компетентностных карт,  возможных направлений профессионального развития, моделирования групповых и индивидуальных профессиональных и карьерных траекторий, тьюторской поддержки во время обучения и сопровождения в процессе профессионального самоопределения, а также смены видов и форм профессиональной деятельности [4].

Эффективному подходу будет способствовать разработка четкой концепции развития корневого вида туризма. Учитывая обширную историю региона, связанную с жизнью и творчеством писателей и поэтов, это направление может быть положено в основу разработки концепции развития туризма и стать уникальной визитной карточкой региона. Реализация концепции позволит Орловской области войти в «Золотую двадцатку» регионов-лидеров национального туристского рейтинга, так же как и Нижегородская, Челябинская, Тюменская и другие области.

Список литературы

1. Электронный ресурс: Режим доступа - https://www.statista.com/statistics/1115768/tourism-gross-value-added-gdp-share-russia/.

2. Электронный ресурс: Режим доступа - https://delprof.ru/.

3. Электронный ресурс: Режим доступа - https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2021.

4. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 318 с.

5. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 165 с.

6. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 392 с.

7. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 248 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?