Россия
Россия
Россия
В связи с ухудшением международных отношений между Россией и Западом, возникла проблема для граждан Российской Федерации в виде санкций, которые были введены странами Запада. В статье проводится анализ санкций, влияющих на уровень жизни российских граждан, размеры их сбережений, соотношение доходов и расходов на потребительскую активность.
доходы и расходы населения, санкции, уровень жизни населения, уровень сбережений, потребительская активность
В последние годы отношения между Российской Федерацией и ведущими странами Запада обострились настолько, что на место политики сотрудничества и взаимодействия пришла политика взаимных экономических санкций [2].
Новая архитектура экономических отношений России с развитыми странами несомненно отражается на уровне благосостояния населения нашей страны, что несомненно формируют отрицательную динамику показателей экономического развития страны и благосостояния населения.
Рассмотрим показатели состояния и динамики денежных доходов населения с учетом влияния санкций и их влияние на благосостояние граждан РФ. Для этого проанализируем динамику денежных доходов населения за 2020- 2021 гг., и за 9 месяцев 2022 года, используя актуальную информацию Росстата.
Таблица 1
Квартальная динамика денежных доходов населения за 2020-2021гг.
|
Реальные денежные доходы в % к |
Реальные располагаемые денежные доходы в % к |
||
Соответствующему периоду предыдущего года |
Предыдущему периоду |
Соответствующему периоду предыдущего года |
Предыдущему периоду |
|
2020 г. |
||||
I квартал |
102,7 |
75,9 |
101,9 |
75,7 |
II квартал |
92,7 |
102,3 |
92,9 |
103,4 |
I полугодие |
97,3 |
|
97,1 |
- |
III квартал |
96,3 |
105,3 |
95,3 |
103,7 |
Январь -сентябрь |
97,0 |
|
96,5 |
- |
IV квартал |
99,0 |
121,1 |
98,8 |
121,4 |
Год |
97,6 |
|
97,2 |
|
2021 г. |
||||
I квартал |
96,2 |
72,9 |
96,0 |
73,1 |
II квартал |
108,1 |
115,6 |
107,0 |
116,0 |
I полугодие |
102,3 |
|
101,7 |
- |
III квартал |
108,2 |
105,3 |
108,9 |
105,6 |
Январь -сентябрь |
104,4 |
|
104,3 |
- |
IV квартал |
100,0 |
112,9 |
100,0 |
111,8 |
Год |
103,1 |
|
103,0 |
- |
2022 г. |
||||
I квартал |
99,0 |
72,1 |
98,8 |
72,2 |
II квартал |
98,1 |
114,5 |
99,2 |
116,4 |
I полугодие |
98,6 |
|
99,2 |
|
III квартал |
97,6 |
104,7 |
96,6 |
102,9 |
Январь-сентябрь |
98,3 |
|
98,3 |
|
Источник: Росстат [21]
По данным таблицы 1, основанной на материалах доклада «Социально-экономическое положении России» Росстата за 2020-2022гг., наблюдается снижение реального располагаемого дохода населения на 1,2 % в 1 квартале 2022 года по сравнению с тем же кварталом прошлого года. Последний раз до этого реальные располагаемые доходы снижались в первом квартале 2021 года, что было связано с эффектом пандемии [21]. Реальные денежные доходы, по оценке, в III квартале 2021 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 7,6%, в январе-сентябре 2021 г. по сравнению с в январем-сентябрем 2020 г. - на 4,4%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в III квартале 2021 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 8,1%, в январе-сентябре 2021 г. по сравнению с в январем-сентябрем 2020 г. - на 4,1%.
Для поддержания доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми, поддержки малого и среднего бизнеса, системообразующих предприятий и пострадавших отраслей Правительством РФ 23.09.2020 был одобрен, «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике", в котором были определены показатели роста реальной заработной платы на уровне не менее 2% в годовом исчислении; снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году по отношению к предыдущему году [14].
В III квартале 2022 года реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке Росстата, снизились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,4%, а в январе-сентябре 2022 г. по сравнению с январем-сентябрем 2021 г. - на 1,7%. Государство, чтобы поддержать доходы граждан в этой непростой ситуации приняло решение утвердить перечень поручений по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов Российской Федерации, состоявшегося 16 марта 2022 года [16]. По итогам II квартала реальные располагаемые доходы снизились на 0,8%, что нашло отражение в докладе «Социально-экономическое положение России» Росстата. Незначительного снижения реальных располагаемых доходов на уровне 0,8% удалось добиться за счет внеплановой индексаций 1 июня 2022 г. пенсий неработающим пенсионерам, а также прожиточного минимума и МРОТ. Однако, доходы населения продолжают снижаться, несмотря на меры социальной поддержки, принятые государством в разгар санкций. Поэтому требуется серьезная работа по повышению экономики за счет роста ВВП, способствующая росту доходов населения, но не за счет бюджетных выплат.
По методологии Росстата данные о денежных доходах и расходах населения формируются на основе официальной статистической информации структурированной по видам поступлений, которые включают оплату труда наемных работников; доходы от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности; социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты); доходы от собственности (дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях; выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам; инвестиционный доход (доход от собственности держателей полисов); прочие денежные поступления.
По данным таблицы 2. наблюдаем увеличение денежных доходов в 2022 году по сравнению с 2021 годом за три квартала, которые имеют тенденцию к росту по всем видам поступлений, кроме прочих денежных поступлений, по которым наблюдается снижение за 1 квартал 2022 года на 367 млрд. рублей по сравнению с 1 кварталом 2021 года. В анализируемых периодах наибольший удельный вес в структуре денежных доходов занимает оплата труда наемных работников, составившая 57,3% в 2021 году и 55,32% в третьем квартале 2022 года. Наименьший удельный вес занимают доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности (5,5% в 2021 году и 6,4% в третьем квартале 2022 года), а также доходы от собственности (5,7% в 2021 году и 5,0% в третьем квартале 2022 года).
Таблица 2.
Денежные доходы населения РФ по видам поступлений за 2021-2022гг.
Показатели |
2021 год |
2022 год |
Абсолютное отклонение I кв. 2022г. от I кв.2021г. |
Абсолютное отклонение III кв. 2022г. от III кв.2021г. |
|||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
|||
Всего денежных доходов, млрд.рублей, в том числе: |
14331,7 |
16890,6 |
18016,2 |
20846,6 |
15822,2 |
19376,8 |
20097,9 |
+1490,5 |
-748,70 |
-доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности |
831,23 |
962,76 |
1098,98 |
1209,10 |
1028,44 |
1162,60 |
1286,26 |
+197,21 |
+77,22 |
-оплата труда наемных работников |
9172,28 |
9830,32 |
9980,97 |
11403,09 |
10474,29 |
10947,89 |
11094,04 |
+1302,01 |
-309,05 |
-социальные выплаты |
2980,99 |
3428,79 |
4179,75 |
3919,16 |
3243,55 |
4107,88 |
4361,24 |
+262,56 |
+442,08 |
-доходы от собственности |
616,26 |
726,29 |
936,84 |
1355,02 |
711,99 |
833,20 |
1004,89 |
+95,73 |
-350,13 |
-прочие денежные поступления |
730,91 |
1942,41 |
1819,63 |
2960,21 |
363,91 |
2325,21 |
2351,45 |
-367,00 |
-608,76 |
Источник: составлено по данным Росстата [8]
Наглядно данные таблицы 2 представлены на графике 1.
Следующий показатель, отражающий уровень жизни населения и потребительскую активность – потребительские расходы. Рассмотрим данные, приведенные на графике 2. Проанализируем изменение расходов потребителей на товары и услуги с 21.02.2022г по 04.09.2022г.
Источник: СберИндекс [7]
График 2. Динамика расходов потребителей на товары и услуги.
Так, по данным графика 2, начиная с 27 февраля 2022 г. расходы составляли 21%, позже к 6 марту они достигли 30,5% и уже к концу марта составили 8,8%, что свидетельствует о неукоснительном снижении данного показателя. К 3 апреля 2022 г. показатель был равен 6,7%, после чего снова возрос до 10,5% к 10 мая 2022 года. И так далее периодами этот показатель увеличивается и также уменьшается, что отражено на графике 2. На данном промежутке, самый низкий показатель был зафиксирован 1 мая 2022г.- 4,8%. На 4 сентября 2022 г. расходы составляли 5,6%. Анализируя график, можно сделать вывод, что расходы на товары и услуги у населения снизились после ввода санкций, что говорит о том, что реальные доходы граждан снижаются из-за чего население, совершает меньше покупок. В данных условиях, население РФ меньше тратит на товары и услуги лишь потому, что они боятся в дальнейшем падения своих доходов, которые уже на данный момент сократились, о чем сказано выше. Вследствие, снижения реальных доходов населения, уровень задолженности потребителей будет увеличиваться, что отразиться на потребительских расходах, изменяя условия жизни, ориентированные на выплату уже имеющихся у населения долгов.
Снижение уровня доходов населения оказывает влияние на показатели потребительского спроса. В оперативном докладе Счетной палаты РФ об исполнении федерального бюджета за январь-сентябрь 2022 года отмечено, что оборот розничной торговли с апреля 2022 года сокращается на 7,7–10,1 % в месяц (в годовом выражении), что по итогам 9 месяцев привело к снижению на 5,5 %. В основном потребители предпочитают экономить на приобретении непродовольственных товаров – их продажи снизились на 9,7 % по итогам января – сентября 2022 года, тогда как продажи пищевых продуктов – только на 0,5 %. Одновременно стабильный рост отмечается в сфере платных услуг населению – на 3,7 % по итогам 9 месяцев 2022 года. Переориентация потребительского спроса на внутренний рынок способствовала резкому росту объема туристских услуг (на 30,2 %) и услуг культуры (на 17,7 %) [10].
Одним из показателей устойчивого финансового благополучия и уровня жизни населения является показатель сбережений населения. Привлечение сбережений способствует экономическому росту посредством вовлечения дополнительных источников инвестирования в экономику страны и является дополнительным доходом населения. Современное российское государство создает правовое регулирование частных инвестиций, финансовых рынков, и возможность законного получения неограниченных доходов от инвестиций. Основными группами инструментов инвестирования для российского населения является иностранная валюта, банковские депозиты, вложения в недвижимость, ценные бумаги, вложение средств в аренду коммерческой недвижимости, драгоценные металлы, произведения искусства и другие инструменты.
В 2020 г. у населения усилилась тенденция к поиску других способов размещения личных накоплений, помимо банковских вкладов. Возросла заинтересованность в инструментах фондового рынка: акции и облигации, инструменты рынка коллективных инвестиций (ПИФы), продукты инвестиционного и накопительного страхования жизни. По данным ежегодного исследования активности граждан на фондовом рынке, проведенного НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), размещенная на брокерских счетах и счетах доверительного управления общая сумма удвоилась за 2020 г. и достигла 6 трлн руб. (по итогам 2019 г. – 3,2 трлн. руб.). [5]
Так по данным Банка России в 2021г. объем вложений домашних хозяйств в финансовые активы увеличился до 8,9 трлн руб., превысив показатель 2020 г. на 0,7 трлн рублей. Существенное снижение спроса населения на наличную национальную валюту по сравнению с 2020г. отразилось в снижении величины суммарного показателя «Наличная валюта и депозиты» до 3,3 трлн руб. в активах населения (в 2020 г. – 5,4 трлн руб.). Однако постепенное повышение ключевой ставки Банка России в течение 2021 г. и следующее за этим увеличение процентных ставок по банковским депозитам стимулировало рост сбережений и способствовало восстановлению интереса домашних хозяйств к вложению средств на рублевые депозиты [22].
В III квартале 2022 года домашние хозяйства вкладывали средства преимущественно в наличную валюту и депозиты: +2,4 трлн рублей. В то же время, прирост средств домашних хозяйств в ценных бумагах и прочих формах участия в капитале в III квартале 2022 года был почти в три раза больше, чем в II квартале (1 026,1 против 346,0 млрд рублей). Средства на счетах эскроу увеличились за III квартал на 216,7 млрд рублей, что несколько выше показателя II квартала (195,5 млрд рублей), но меньше ежеквартальных приростов за 2021 год [15].
В структуре финансовых активов домашних хозяйств на 01.10.2022 наибольший удельный вес занимали:
- акции и прочие формы участия в капитале (39,9 трлн рублей или 34,5%);
- депозиты (38,7 трлн рублей, или 33,5%);
- наличная валюта (19,3 трлн рублей, или 16,7%) [15].
Отметим опыт западных стран и сложившуюся практику потреблений и накоплений, основанные на финансовой грамотности населения и инвестиционной активности на рынке ценных бумаг, что способствует трансформации сбережений населения в инвестиции финансового и реального секторов экономики.
Стратегия сбережения населения является необходимым условием обеспечения устойчивого долгосрочного развития российской экономики и общества. Это важный элемент перехода от экономики, ориентированной на богатство и конкурентоспособность, к экономике инклюзивного роста, соединяющего решение задач эффективности со сбережением природы и повышением благополучия большинства людей. [18]
В этой связи, можно согласиться с данными в заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», что даже ускоренный рост доходов от собственности и предпринимательской деятельности вряд ли сможет стать полноценным драйвером устойчивого роста как реальных располагаемых доходов населения, так и потребительского спроса в целом [11].
МВФ для оценки уровня жизни населения представляет статистические данные, согласно которым ВВП на душу населения в России составляет 30876 долларов США на 2021 год. В списке стран по ВВП на душу населения, Россия занимает 55 место [12]. Исходя из данной информации, государству необходимо направить необходимые меры на решение экономических проблем и искать пути выхода для повышения уровня жизни россиян, ориентируясь на повышении реальных располагаемых денежных доходов, которые после введенных санкций снижаются, повышение минимального размера оплаты труда; борьбу с дифференциацией в заработной плате; облегчение механизма ведения предпринимательской активности; обеспечение занятости населения; продвижение финансовой грамотности населения для создания подушки финансовой безопасности; роста сбережений и долгосрочных инвестиций.
Таким образом, из данного исследования можно сделать вывод о том, что введенные санкции отрицательно повлияли как на экономические показатели, так и на уровень доходов и расходов населения страны. И лишь только, создав самые благоприятные и комфортные условия для жизнедеятельности своих граждан, можно рассчитывать на экономический рост государства.
1. Гуляева Т.И., Такмакова Е.В. Динамика структуры денежных доходов населения России //Экономические и гуманитарные науки. 2022. № 3 (362). С. 48-54.
2. Иноземцев В.Л. Возможная ошибка в санкционной политике // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2021. № 4 (138). С. 23-36.
3. Ляховецкий, А. М. Оценка покупательной способности денежных доходов населения / А. М. Ляховецкий, М. Д. Базоиди, И. А. Ибрагимова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 51(4). - С. 138-142. - EDN FOEAXI.
4. Черемисина, Н. В. Денежные доходы населения как фактор экономического благосостояния региона / Н. В. Черемисина // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 7(158). - С. 501-502. - EDN HVTAQH.
5. Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения. Апрель 2021 / под ред. Л.Н. Овчаровой. - М.: НИУ ВШЭ, 2021.
6. Новостное интернет-издание «РБК». [Электронный ресурс] - URL: https://www.rbc.ru/economics/27/04/2022/62693bde9a7947022f9ed92a
7. Сайт аналитического портала «СберИндекс». [Электронный ресурс] - URL: https://sberindex.ru/ru/dashboards/ver-izmenenie-trat-po-kategoriyam
8. Объем и структура денежных доходов населения Российской Федерации по источникам поступления (новая методология) [Электронный ресурс] - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397
9. Официальный сайт Администрации Президента России. [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/68175
10. Официальный сайт Счетной палаты. [Электронный ресурс] - URL: https://ach.gov.ru/audit/oper-III-2022 6
11. Официальный сайт Счетной палаты. [Электронный ресурс] - URL: https://ach.gov.ru/audit/project-2022
12. Официальный сайт «МВФ». [Электронный ресурс] - URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/October/weo-report
13. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты. [Электронный ресурс] - URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography
14. "Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике" (одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII) (N П13-60855 от 02.10.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333667/
15. Показатель сбережений сектора «Домашние хозяйства» за III квартал 2022 года. https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/households/hh/
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс] - https://base.garant.ru/70644062/
17. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] - https://base.garant.ru/71848440/
18. Сбережение населения России: проблемы, задачи, пути решения. Научный доклад / Под ред. академика РАН Б.Н. Порфирьева. - М.: Артик Принт, 2022. - 168 с. - (Научный доклад ИНП РАН).
19. Социально-экономическое положение России (январь-сентябрь 2022 года). Москва 2022. [Электронный ресурс] - https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-09-2022.pdf
20. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] - http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
21. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - URL: https://rosstat.gov.ru/
22. Финансовые счета системы национальных сетов Российской Федерации 2012-2021. Информационно-статистический сборник. Москва 2022.