Выборгский филиал Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Кафедра таможенного дела Выборгского филиала, Профессор)
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 332 Региональная (территориальная) экономика. Земельный (аграрный) вопрос. Жилищное хозяйство
В статье раскрывается тема создания отдельно выделенных коридоров и «умных» полос движения для беспилотных транспортных средств международной перевозки (далее – БТСМП), в целях увеличения пропускной способности автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – пункты пропуска), а также совершенствования механизма таможенного и пограничного администрирования.
Автомобильный пункт пропуска, таможенный контроль, пропускная способность, «умный» коридор для ТСМП, беспилотные транспортные средства (БТС), беспилотные транспортные средства международной перевозки (БТСМП), инфраструктура, государственные контрольные органы (ГКО), «интеллектуальный» пункт пропуска, цифровые коридоры, потоковые инспекционно-досмотровые комплексы, интеграция
Цифровое развитие транспортного комплекса невозможно представить без внедрения беспилотного транспорта, в том числе на грузовом направлении. Цифровизация систем государственного управления, в том числе таможенных органов позволит повысить надежность и безопасность перевозок, увеличить транзитный потенциал страны, расширить межведомственную интеграцию государственных контрольных органов (далее – ГКО), интегрироваться в интеллектуальную транспортную систему (далее – ИТС) и мировое транспортное пространство. Для этого потребуется пересмотреть существующий механизм взаимодействия ГКО в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – пункт пропуска), а также переосмысление подходов в их проектировании и строительстве.
Стратегией таможенных органов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», определено, что одной из основных задач в области создания максимально благоприятных условий перемещения товаров через таможенную границу за счет автоматизации совершаемых операций с использованием информационных технологий с применением элементов искусственного интеллекта, оптимизации деятельности контрольных органов является участие таможенных органов в модернизации пунктов пропуска на принципах новых подходов к организации работы государственных контрольных органов, в том числе в части организации пропуска товаров, перемещаемых беспилотным транспортом.
Модернизация пунктов пропуска утверждена Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», совместными долгосрочными международными соглашениями о развитии приграничных территорий и региональными программами, в том числе в соответствии с Концепцией приграничного сотрудничества в РФ, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 2577-р «О Концепции приграничного сотрудничества в РФ». Следовательно, необходимый стратегический вектор нормативно-правового регулирования уже определен. Для достижения данной цели требуется приступить к реализации мероприятий, в том числе к формированию модели «интеллектуального» пункта пропуска, предусмотренных:
Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 831-р;
Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;
Стратегическим направлением в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 3744-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года» (далее – цифровая трансформация).
В настоящее время фактическая пропускная способность пунктов пропуска, в частности на российско-китайском участке государственной границы, значительно превышает проектную. Предполагаемое увеличением грузопассажирских и транспортных потоков, потребует пересмотра концептуальных технологий, используемых в работе таможенными органами, так как ожидаемое сокращение времени совершения таможенных операций и таможенного контроля, в том числе за счет внедрения предварительного информирования, не произошло. Стагнация, связанная с нерешенными проблемами в таможенной и транспортной сфере, дала толчок к поиску новых решений, в том числе необходимости цифровизации и всеобщей автоматизации всего инфраструктурного потенциала пунктов пропуска.
В этой связи существует противоречие между фактическим и необходимым инфраструктурным уровнем развития пунктов пропуска, степенью их информационно-технического оснащения и оборудования, цифровой зрелостью технологий ГКО.
Формирование модели «интеллектуального» пункта пропуска, предусмотренной Стратегией таможенных органов, неизменно повлечет за собой перестройку всего процесса взаимодействия между ГКО, осуществляющими контроль как непосредственно в пункте пропуска, так и вне его пределов. В частности, внедрение цифровых технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц ГКО либо с минимальным вмешательством в процесс контроля должностными лицами ГКО.
Внедрение такого рода технологий соотносится со Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2021 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 № 483 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», которыми предусматривается увеличение пропускной способности пунктов пропуска, включенных в состав ведомственного проекта в 2024 году до 7280,2 тыс. транспортных средств в год.
Целью настоящего исследования является возможность использования «умных» коридоров при пересечении пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международных перевозках беспилотными транспортными средствами (далее – БТСМП).
Задачами настоящего исследования являются:
изучение возможности строительства отдельного «умного» коридора либо полос движения для БТСМП и интеграция его с ИТС которая использует различные инновационные разработки для управления автомобильными потоками;
оценка возможности автоматического контроля БТСМП с помощью штатных программных средств, используемых таможенными органами в пунктах пропуска.
Информационной базой исследования послужили официальные методологические материалы и статистические данные Минтранса России, ФТС России, Пограничной службы ФСБ России, Минэкономразвития России, Минцифры России, аналитические материалы Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК, АНО Дирекции международных транспортных коридоров (ДМТК), публикации и обзоры в сфере цифровизации. Использован также практический опыт авторов в разработке методологии «интеллектуального» пункта пропуска.
Научные исследования по вопросам степени обустроенности пунктов пропуска, совершенствования таможенного администрирования, обеспечение подходов в определении основных элементов «интеллектуальных» пунктов пропуска, перспективы цифровизации таможенных технологий, а также определение приоритетов в развитии материально-технической составляющей пунктов пропуска исследовалось в работах Афонина П.Н. [1-3], Андреевой Е.И., Суглобова А.Е.[4], Володина А.В. [5], Дмитриевой О.А. [6], Лобас Т.В., Макрусева В.В. [7]. Вопросы развития беспилотного транспорта рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в частности Афонина В.Л. [8], Сайкина А. М. [9], Сазонова С.Л. [10], Чай Хуа [11].
Актуальность темы связана с необходимостью развития в сфере цифровых технологий, повышения качества государственного контроля в пунктах пропуска.
Объектом исследования явились пункты пропуска, расположенные на российско-китайском, российско-азербайджанском и российско-финляндском участках государственной границы Российской Федерации, в том числе включенные в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Инфраструктура пунктов пропуска сопредельной стороны, в частности на указанных участках государственной границы позволяет осуществлять пропуск лиц, грузов, товаров и животных в полном объеме. Одновременно с этим, временные показатели деятельности ГКО сопредельной стороны и техническое оснащение пунктов пропуска (например, Суйфеньхэ, Ваалимаа, Нуйямаа), позволяют сделать вывод о возможности осуществлять пропуск товаров и транспортных средств через государственную границу в большем количестве, чем показатели ГКО российских пунктов пропуска.
В соответствии с пунктом 6 Единых типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза
от 22.06.2011 № 688 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза», в пунктах пропуска могут создаваться отдельно выделенные полосы (коридоры, направления) для пропуска лиц, транспортных средств и товаров государств-членов ЕАЭС. Также рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 № 9 «О разделении транспортных потоков в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и на подъездах к ним» (далее – рекомендации Коллегии ЕЭК) при строительстве или реконструкции пунктов пропуска рекомендовано осуществлять разделение транспортных потоков в пунктах пропуска и на подъездах к ним путем выделения отдельных полос движения для автобусного, легкового, грузового транспорта, транспорта, осуществляющего перемещение негабаритных товаров (грузов).
Исследование нормативно-правовых актов Российской Федерации, ЕАЭС, Европейского союза, регулирующих данный вопрос, показал, что создание отдельно выделенных коридоров уже предусмотрено нормативными актами. Требуется нормативное уточнение в части, касающейся определения механизма движения БТСМП по такому коридору.
Исследование зарубежного опыта проведения таможенных операций и таможенного контроля в отношении транспортных средств, следующих по отдельно выделенным коридорам в пунктах пропуска, а также опыта применения беспилотного транспорта при грузовых перевозках показывает, что внедрение БТС осуществляется ускоренными темпами, в том числе пересмотр нормативной базы в части движения БТС по дорогам общего пользования. В феврале 2021 года Россия, Бельгия, Люксембург, Португалия, Франция, Финляндия, Швейцария и Швеция предложили Экономическому и социальному совету (ЭСС) ООН пересмотреть Конвенцию о дорожном движении. Изменения касаются допуска на дороги общего пользования беспилотных автомобилей [11].
Согласно разработанной Минтрансом стратегии в России в 2024 году беспилотным и высокоавтоматизированным автотранспортом предполагается осуществление 2% междугородних перевозок по ключевым магистралям, а к 2030 – 20% [12].
Исследователем предлагается использовать опыт Европейского союза, в частности положения Шенгенского кодекса о границах в части создания отдельных коридоров. Статьей 9 Шенгенского соглашения предусмотрено, что государства-члены Сообщества могут устраивать отдельные коридоры на своих морских и сухопутных пограничных пропускных пунктах, а также на границах между государствами-членами, не применяющими статью 20 к своим общим границам, а также, чтобы сократить время ожидания лиц, пользующихся правом Сообщества на свободное передвижение, в пограничных пропускных пунктах, когда это позволяют обстоятельства, следует устраивать отдельные коридоры, указываемые с помощью единообразных знаков во всех государствах-членах…. Когда уместно и, если это позволяет местная обстановка, государства-члены должны предусмотреть устройство отдельных коридоров в морских и сухопутных пограничных пропускных пунктах [13].
Таким образом, создание отдельно выделенных коридоров для БТС и их применение при международных перевозках – вопрос времени.
Исследования показали, что в связи с введением сопредельной стороной на государственной границе антиковидных мер влияние такого фактора как перецепка ТСМП в пунктах пропуска на российско-китайском участке государственной границы повлияло на пропускную способность в сторону уменьшения и явилось предпосылкой для формирования перспективных требований к коридорам (полосам движения), механизму государственного контроля, использованию БТС при международных перевозках.
С учетом накопившихся за счет стагнации проблем, учитывая, что вступившие в законную силу Указ Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов», постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 г. № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов» ограничивают перемещение по территории России иностранных перевозчиков, зарегистрированных в недружественных странах, и, как следствие, предполагают сценарий проведения перецепки(перевалки) грузов в пунктах пропуска с иностранных транспортных средств на транспортные средства, принадлежащие российским перевозчикам, существует реальная перспектива создания новой парадигмы, связанной с необходимостью создания «умных» коридоров для БТС, например, МАПП Забайкальск (Забайкальский край), ДАПП Монды (Республика Бурятия).
Реконструкция, запланированная на МАПП Забайкальск в 2022 – 2025 годах, предполагает увеличение пропускной способности пункта пропуска за счет увеличение количества полос движения, расширение стоянок транспорта, оборудование рабочих мест, замена оборудования и др. В случае, если при проектировании МАПП Забайкальск, ДАПП Монды техническими требованиями будет предусмотрено наличие и разделение полос движения, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2019 № 812 «Об утверждении требований к обустройству участков автомобильных дорог на подъездах к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации» и рекомендациями Коллегии ЕЭК – выделение отдельного коридора для БТСМП, следующих с грузом, реальное будущее.
Отметим, что на полях Всемирного экономического форума представителем ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» подписано соглашение с участниками проекта «Беспилотные логистические коридоры» – компаниями: Вольво, «Почта России», «Государственная транспортная лизинговая компания» и «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» о создании беспилотных логистических коридоров в рамках экспериментальных правовых режимов. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Минтранса России в сентябре 2021 года, цифровая инфраструктура логистических коридоров обеспечит проезд беспилотных грузовиков всех мировых разработчиков [14].
Тем не менее, пункты пропуска с выделенным коридором (полосой движения) для БТС еще не созданы.
Использование БТС на международном пространстве позволит реализовать цифровую трансформацию транспортной отрасли, которая включает в себя шесть направлений (задач), одна из которых является «Беспилотники для пассажиров и грузов». Очевидно, что беспилотный транспорт способен себя окупить только при коммерческом использовании. Экономический эффект возможен только за счет организации грузовых перевозок, автобусных пассажирских перевозок, таксомоторных перевозок [15].
Один из подходов – внедрение новых инструментариев, в частности использование автоматизированного контроля за перемещением БТСМП по отдельно выделенным коридорам, состыкованных с сопредельной стороной. В большинстве случаев слово «беспилотный транспорт» ассоциируется с автомобильным колесным транспортом. Полагаем целесообразным распространить линейку БТС на иные объекты, с помощью которых возможно переместить груз на сопредельную сторону.
Для перевозки грузов исследователем предлагается использовать несколько вариантов БТСМП:
автоматизированную канатную рельсовую дорогу по аналогии с автоматизированной канатной рельсовой дорогой (пиплмувер) серии Cable Liner производства Doppelmayr Cable Car, применяемой для перевозки пассажиров между терминалами в аэропорту Шереметьево (Рис. 1);
сменную модульную платформу либо беспроводную передвижную тележку с электропитанием, позволяющая доставлять грузы на сопредельную территорию (Рис. 2);
колесное самоходное шасси БТСМП (Рис. 3).
Линейка предлагаемых БТСМП
Рис. 1 Канатная рельсовая дорога, Доппельмар (Австрия)
Рис. 2 Рельсовая тележка с аккумулятором Kinetic Functional Gear, Россия
Рис. 3 Электрогрузовик Evocargo, Россия
Использование беспилотных тележек предлагает Hyundai. Так в рамках форума Hydrogen Wave компания Hyundai представила свою роботизированную концепцию Trailer Drone (Рис.4). Это полностью автономный прицеп, который может использоваться для транспортировки различных грузов без участия человека [16].
Рис. 4 Беспилотная тележка Hyundai
В то же время варианты перемещения грузов на автомобильных шасси имеют свои риски и недостатки. При международных перевозках, использующие колесные транспортные средства, существует риски, связанные с необходимостью дозаправки топливом, использованием БТС в сложных климатических условиях, финансирования амортизации, необходимостью строительства мачт связи.
При использовании БТСМП с использованием канатно-рельсовой тяги такие риски устраняются. Исследователем предлагается менее затратный и удобный способ перемещения через пункты пропуска - автоматизированную канатную рельсовую дорогу (Рис.1). Данный вариант подходит для тех приграничных территорий, которые находятся в зоне подтопления.
Изучение направления применения беспилотных технологий в пунктах пропуска предполагает информационно-технические, программные решения для таможенных и пограничных органов. Например, для таможенных органов, которые используют в своей работе
Комплекс программных средств (КПС) «Совершение таможенных операций» предлагается следующий механизм автоматизации контроля за перемещением товаров и транспортных средств (БТСМП):
- добавление вкладок «Беспилотное транспортное средство» в функционалы «Сообщение об убытии» и «Сообщение о прибытии» панели запроса сведений КПС «Совершение таможенных операций» для учета и контроля прибывающих и убывающих товарах и транспортных средствах;
- использование указанных функционалов КПС «Совершение таможенных операций» для приема-передачи информации и автоматизации контроля за перемещением товаров на БТС;
- одновременное направление информации о транспортном средстве (БТС) и товарах, перемещаемых на нем, в две системы – Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС) и информационную систему оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов (далее – оператор), предусмотренную Правилами обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, направления таких документов и сведений в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, а также представления иной информации, связанной с обработкой таких документов и сведений, из информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему электронных перевозочных документов по запросу оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2022
№ 931.
При этом в ЕАИС таможенных органах генерируется идентификатор о товарах и транспортных средствах, а в базе данных оператора концентрируется информация о грузополучателе, грузоотправителе, перевозчике, разрешительных документах для международной перевозки. После автоматизированного сопоставления и совмещения сведений в идентификаторе о перевозчике, товарах и транспортных средствах информация с решением (положительном или отрицательном) одновременно направляется перевозчику и грузополучателю с использованием сетей Интернет для начала движения через пункт пропуска.
В КПС «Совершение таможенных операций» при создании сообщения с идентификатором перевозчика и планируемом сроке прибытия в пункт пропуска формируется связка «электронная товарно-транспортная накладная – государственный регистрационный номер транспортного средства – репозиторий перевозчиков, владельцев транспортных средств – государственный оператор» (рисунок 5).
Рисунок 5. Концептуальная схема связки «электронная товарно-транспортная накладная – государственный регистрационный номер транспортного средства – репозиторий перевозчиков, владельцев транспортных средств – государственный оператор»
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.07.2021
№ 336-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» оператором является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В отдельном коридоре предлагается использовать: технические средства таможенного и пограничного контроля. В частности, исследователем предлагается использовать систему видеоконтроля и видеонаблюдения в автоматическом режиме с целью выявления возможных подозрительных предметов.
Создание отдельно выделенных «умных» коридоров и автоматической беспилотной зоны движения позволит:
-исключить необходимость получения перевозчиками разрешения на ввоз(транзит) иностранных грузовых транспортных средств;
- сократить время на проведение таможенных и иных формальностей в пункте пропуска в отношении товаров и транспортных средств, в том числе времени, затрачиваемого на проверку наличия штрафов в сфере транспорта;
- исключить субъективный подход при осуществлении пограничного и таможенного контроля;
- исключить необходимость проведения контрольных операций в отношении водителей грузовых транспортных средств за счет применения методов неинтрузивного контроля.
Создание беспилотной зоны движения и отдельно выделенного коридора для БТСМП позволит увеличить пропускную способность пункта пропуска, а также усовершенствовать механизм таможенного администрирования. Предлагается учесть данные предложения при проектировании и строительстве (реконструкции) пунктов пропуска, а также при формировании нормативно-правовой базы, разработке информационно-программных средств для таможенных органов.
Использование в совокупности платформы штатного программного средств таможенных органов, а также отдельно выделенных коридоров для указанных транспортных средств позволит упростить схему контроля в пункте пропуска, минимизировать время совершения таможенных операций и таможенного контроля, сократить издержки перевозчика и всех заинтересованных лиц.
Предлагаемое решение о выделении отдельных «умных» коридоров для пропуска указанных транспортных средств и создание цифровой платформы для автоматизированного контроля БТС позволит разгрузить основные транспортные артерии, на которых располагаются пункты пропуска, увеличить грузооборот между приграничными территориями.
Использование сменных модульных платформ, оборудованных навигационными пломбами, для перевозки грузов позволит автоматизировать процесс погрузки товаров, а также упростить механизм пограничного, таможенного и санитарно-карантинного контроля.
Результаты исследований могут быть использованы:
при таможенном регулировании и подготовке управленческих решений в сфере транспорта;
при оценке скорости совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации за счет сокращения издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
при разработке актуализированных технологических схем и паспортов пунктов пропуска.
1. Афонин, П.Н., Киселева Е.В. Применение структурно-семантической модели эвристического анализа для формирования модели «интеллектуального» пункта пропуска/ Бюллетень инновационных технологий. - 2019. - БИТ 2021 Том 5 № 2(18). - С.71-74.
2. Афонин П.Н., Самойленко О.Р. Применение методики категорирования товаров с учетом уровня сложности объекта таможенного контроля // В сборнике: Таможенные чтения - 2020. Стратегия развития 2030: Вызовы времени. Наука и инновации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 30-36.
3. Афонин П.Н. Распознавание образов при таможенном контроле с применением ИДК и ДРТ: монография / СПб.: РИО Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2018. - 220 с.
4. Володин А.Б. Пункты пропуска через государственную границу. Проблемы и пути их решения // Мир транспорта. № 3, С. 170-177.
5. Дмитриева, О.А. Развитие научно-методического аппарата анализа и оценки деятельности международных автомобильных пунктов пропуска в условиях всемирной торговой организации: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / - Москва, 2013. - 160 с.
6. Лобас Т.В., Макрусев В.В. Цифровая трансформация таможенного регулятора: теория, проблемы и международный опыт их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 9А. С. 65-79.
7. Афонин, В.Л. Интеллектуальные робототехнические системы: курс лекций: учебное пособие: для студентов вузов, обучающихся по специальностям в области информационных технологий. М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005.
8. Сайкин, А.М. Перспективы развития беспилотного грузового транспорта с электрической тягой в условиях Российской Федерации. Серия конференций: Материаловедение и инженерия. Экономика.2019.
9. Сазонов С.Л. Китай - мировой лидер в области инновационных технологий беспилотного вождения?
10. Чай Хуа. Автомобили с автономным управлением проехали более 150 000 км в Пекине в 2018 году.
11. Мингазов, С. Forbes. Конвенцию о дорожном движении 1968 года перепишут под беспилотные машины.
12. Гайва, Е. Российская газета. К 2035 году доля беспилотных внутригородских перевозок может составить 30%.
13. Регламент (ЕС) № 562/2006 европейского парламента и совета.
14. Российская газета. Минтранс России запустит тестирование беспилотных грузовиков с 2022 года. https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10020.
15. Долгий, П. С. Беспилотное управление транспортными средствами/ Молодой ученый. - 2019. - № 8.2 (246.2). - С. 13-15.
16. Пугачев, Д. Беспилотная тележка - будущее грузоперевозок от Hyundai.
17. Андреева Е. И., Суглобов А. Е. Искусственный интеллект: перспективы цифровизации таможенных технологий // российский журнал менеджмента. - 2019. -Том 7, №. 2. - С. 1-5. DOI:https://doi.org/10.29039/article_5d4846bd0cd8d6.84213476