СОБЛЮДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ИХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Земельный фонд является важнейшей экономической категорией любого субъекта Российской Федерации. Но как пространство природно-территориального комплекса, представляет природный комплекс и пространство жизнедеятельности. Особое значение на сегодняшний день имеют земли сельскохозяйственного назначения, которых практически не коснулись разработки территориального планирования, а для рациональной их организации использования так и не разработана система землеустроительной документации, за которой стоит целый комплекс работ, включая землеустройство. Не достаточно эффективна и система государственного земельного надзора, о чем свидетельствует динамика увеличения деградационных процессов, связанных с засолением, заболачиванием, зарастанием лесом и кустарником сельскохозяйственных угодий, и в первую очередь пашни. В связи с этим возникает необходимость в проведении эффективности проводимых мероприятий, обеспечивающих рациональную организацию использования сельскохозяйственных угодий и их охрану.

Ключевые слова:
рациональная организация земель сельскохозяйственного назначения, государственный земельный надзор, соблюдение земельного законодательства, корреляционно-регрессионный анализ
Текст

Введение. Состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения определяет уровень дохода регионального бюджета, формирует общее благополучие населения, что отвечает принципам продовольственной безопасности страны, определяет их особую ценность. В связи с этим сложившееся состояние современного сельскохозяйственного землепользования требует: законодательной поддержки относительно организации их устойчивого развития; выполнения комплекса работ, охватывающих организационные, агротехнические, мелиоративные и землеустроительные мероприятия, направленные на восстановление и поддержание плодородия сельскохозяйственных угодий, вовлечение в сельскохозяйственный оборот. Отмечая экономическую значимость земель сельскохозяйственного назначения в развитии регионов и страны в целом, особое внимание необходимо уделять государственному земельному надзору. Имея все рычаги сохранения природно-ресурсного потенциала земельных ресурсов и сложившееся состояние земель, важно определить область слабых, сильных сторон, рисков, их взаимосвязь и возможные пути разрешения сложившихся проблем, в чем и заключается актуальность темы исследования.

 

Материалы и методы. В качестве объекта исследования рассматриваются Свердловская и Тюменская области, принадлежащие Уральскому федеральному округу и граничащие друг с другом. Выбор данных регионов обоснован следующими факторами:

  • регионы граничат друг с другом, находятся в одной географической полосе;
  • регионы имеют схожую структуру валового регионального продукта с преобладающей долей промышленного производства и малой долей сельского хозяйства;
  • территории имеют высокую концентрацию производств химической, машиностроительной, металлургической и горнодобывающей отраслей, деятельность которых сопряжена с высоким числом вредных выбросов;
  • регионы обладают хорошей инвестиционной активностью. По факту, Тюменская область относится к типу «богатых инвесторов» [1;2] и вкладывает ресурсы в более инвестиционно-привлекательные проекты, которые сконцентрированы в Свердловской области (регион, с высоким инвестиционным потенциалом [1;3]);
  • в обоих регионах присутствует кластерный подход к развитию агропромышленного комплекса экономики.

Высокая концентрация и централизация промышленных предприятий, доступность производственных технологий, машин и оборудования для развития «загрязняющих» производств, расширение градостроительного освоения на землях сельскохозяйственного назначения позволяют утверждать, что земля может эксплуатироваться без соблюдения установленных ограничений в правовом и экологическом аспекте. Преобладание промышленного производства в структуре валового регионального продукта Свердловской и Тюменской областей и незначительная  доля участия в нем сельского хозяйства, указывает на актуальность проведения мероприятий по защите и восстановлению плодородия почв, сохранению угодий в сельскохозяйственном обороте. Реализация поставленных задач обеспечит решение ключевых проблем, связанных со снижением числа нарушений относительно их использования. С этой целью в областях развиваются агропромышленные кластеры, призванные объединить производителей сельскохозяйственной продукции и повысить заинтересованность частных предпринимателей в освоении аграрного бизнес-направления.

Исследование выполнено на основе авторской методики и включает:

1. Анализ назначения землеустройства и его правового обеспечения в реализации рациональной организации использования земель сельскохозяйственного назначения на региональном, муниципальном уровнях, а также в границах конкретного сельскохозяйственного землепользования.

2. Анализ назначения системы государственного земельного надзора в урегулировании соблюдения земельного законодательства на соответствующих административно-территориальных уровнях.

3. Анализа динамики и структуры земельного фонда исследуемых регионов.

4. Анализ использования и состояния земель сельскохозяйственного назначения.

5. Выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на изменение числа правонарушений использования земель.

 

Результаты. По состоянию на 01.01.2018 площадь земельного фонда Тюменской области составила 16012,2 тыс. га. Существенных изменений в структуре земельного фонда по отношению к уровню 2016 года не произошло: преобладали земли лесного фонда (64,06 %) и сельскохозяйственного назначения (28,51 %); на водный фонд приходилось 2,98 %, земли запаса – 2,69 %, особо охраняемых территорий и объектов – 0,01 %, населенных пунктов и промышленности – 1,35 и 0,40 % соответственно.

В структуре земельного фонда Тюменской области наибольшая доля принадлежит сельскохозяйственным угодьям – на них приходится 21,1 % от общей площади земельного фонда. Доля пахотных земель составляет 41,7 %. За год площадь пашни выросла на 6,7 тыс. га за счет вовлечения в оборот фонда перераспределения. Также за 5 лет на 26 % снизилась площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий – в 2016 году она составила 606,9 тыс. га против 819,1 тыс. га в 2012 году. Доля неиспользуемой пашни и залежи сократилась за 5 лет на 51 %, что подтверждает повышение эффективности и рациональности использования земель в Тюменской области. По данным Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, сельскохозяйственные культуры были посеяны на площади 1093,5 тыс. га. Наибольший посевной потенциал характерен для Ишимского (112,5 тыс. га), Упоровского (92,3 тыс. га) и Голышмановского районов (87 тыс. га посевной площади).

С 2012 года на 1,1 % выросла площадь сельскохозяйственных угодий, используемых в товарном производстве, и составила 1730,4 тыс. га в 2016 году. За 5 лет также выросла доля сельхозугодий, предоставленных под ведение личного подсобного хозяйства – в 2016 году их площадь составила 125,3 тыс. га, что на 17,4 % больше значения 2012 года. Площадь земель под многолетние насаждения сократилась за 5 лет на 40 % и составила 0,3 тыс. га в 2016 году. Площадь залежи уменьшилась на 14,9 % [4].

Контроль за состоянием земель сельскохозяйственного назначения, в том числе за содержанием тяжелых металлов в пахотном горизонте проводится на 24 участках и осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями (ФГБУ) государственными станциями агрохимической службы «Тюменская» и «Ишимская» [7], по сведениям которых ухудшений экологической ситуации на участках локального мониторинга не произошло. Почвы пригодны для выращивания любых сельскохозяйственных культур без ограничения. По результатам пятилетнего мониторинга, проводимого данными организациями, из 1113,3 тыс. га исследуемых земель 42,1 тыс. га или 39,7 % бедны фосфором. При этом в районах с наименьшей концентрацией фосфора задействована наименьшая посевная площадь (Уватский, Викуловский, Сладковский районы). К числу основных факторов, оказывающих влияние на плодородие земель Тюменской области, относятся: переувлажнение, обусловленное климатическими (положительный баланс влаги) и геоморфолого-геологическими особенностями местности (равнинность, близкое залегание водоупорных пород и т.д.); подверженность эрозионным процессам, наибольшая степень влияния которых наблюдается по правобережью р. Иртыш, где в результате смыва почв активизируется струйная эрозия, что приводит к образованию оврагов; заболоченность; негативные процессы техногенного характера – химические загрязнения почв.

По данным Управления Росреестра Тюменской области площадь земельного фонда относительно семи категорий, равна 16012,2 тыс. га, общая площадь сельскохозяйственных угодий по состоянию на 01.01.2021 г. составляет 3379,2 тыс. га, в том числе пашня – 1278,0 тыс. га, кормовые угодья – 1650,7 тыс. га. Негативные процессы распространяются на площади 194,9 тыс. га, из которых 156 тыс. га или 80,0 % характеризуются химическим загрязнением.

Площадь земельного фонда Свердловской области составляет 19430,7 тыс. га. В составе земельного фонда Свердловской области имеются все предусмотренные действующим законодательством семь категорий земель. По состоянию на 01.01.2017 на территории области площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 4083,6 тыс. га – за год их площадь сократилась на 0,3 тыс. га. Основными причинами для этого послужили:

  • перевод сельскохозяйственных земель в категорию земель специального назначения для несельскохозяйственных целей: строительство заводов, подъездных путей к ним, складских комплексов и комплексов автосервисного обслуживания, размещение полигонов твердых бытовых отходов, добыча полезных ископаемых (известняков, углеводородного сырья) и расширение существующих карьеров по добыче трепелов и опок – 0,2 тыс. га;
  • включения в состав населенных пунктов – 0,2 тыс. га.

Для исследуемых областей характерно наличие фонда перераспределения, созданного в 1992 году. Основой формирования фонда перераспределения земель послужили; Закон РСФСР «О земельной реформе» от 27 декабря 1990 г.; Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г.; постановления Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г. № 86 и «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г. № 708. Фонд перераспределения предназначался для удовлетворения возникших потребностей граждан и юридических лиц в земельных участках для различных видов деятельности.

В Свердловской области землям сельскохозяйственного назначения уделяется повышенное внимание, что, в первую очередь, связано с особенностями климатических и физико-географических особенностей региона, который не относится к категории сельскохозяйственных.

Для Тюменской и Свердловской областей характерны рост городов и промышленных центров, что требует в большинстве случаев изъятия земель из земель сельскохозяйственного назначения. А перевод земель из категории «земли запаса» в земли сельскохозяйственного назначения не могут быть равноценными.

Доля земельных участков, покрытых лесом, в категории земель сельскохозяйственного назначения остается по-прежнему высокой и составляет 39,4 % (1 609,2 тыс. га). На данные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации, но при этом прекращение у сельскохозяйственных предприятий права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и перевод этих земель в земли лесного фонда в настоящее время не осуществлены [5].

Среди негативных физико-географических процессов на территории двух областей интенсивно развиваются: водная и ветровая эрозии, подтопление, переувлажнение и заболачивание, засоление, снижение содержания гумуса в пахотном горизонте, подкисление почв, зарастание сельскохозяйственных угодий мелколесьем и кустарником, загрязнение и захламление земель, нарушение земель при строительных работах, разработке и переработке полезных ископаемых и другие (рисуноки 1 и 2).

 

Источник: Управление Росреестра по Тюменской области.

Рисунок 1. Тюменская область. Структура площади пашни Тюменской области по содержанию гумуса в % на 01.01.2020 год

 

  Источник: Управление Росреестра по Свердловской области.

Рисунок 2. Свердловская область. Качественная характеристика сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в % на 01.01.2020 год

 

Одним из наиболее распространенных негативных факторов, влияющих на качество почв Свердловской области, является водная эрозия и заболачивание почв, на них приходится 27,6 % [8]. Из всех имеющихся сельскохозяйственных угодий негативных признакам не подвержены 42,6 % земель.

В данной статье представлены итоги статистического анализа данных, полученных при осуществлении государственного земельного надзора по использованию земель сельскохозяйственного назначения по Тюменской и Свердловской областям:

1. Тюменская область: по результатам пятилетнего мониторинга деятельности государственного земельного надзора Тюменской области установлено:

1) тенденция к сокращению общего числа плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий с одновременным увеличением числа мероприятий, проводимых в рамках КоАП РФ [10];

2) увеличение числа правонарушений в области использования сельскохозяйственных участков не по целевому назначению (в 2016 году число таких нарушений выросло до 19, против 1-2 нарушений в 2012 и 2013 гг.; в 3 раза выросло число невыполненных предписаний и почти в 2 раза выросло число выявленных нарушений, связанных с порчей земель);

3) в 2016 году в ходе надзорных мероприятий выявлено 208 нарушений земельного законодательства РФ, по результатам которых было составлено 208 протоколов об административных правонарушениях;

4) за анализируемый период с 2012 по 2016 гг. наблюдается рост суммарной величины наложенных штрафов (рисунок 3).

 

 

   Источник: Управление Росреестра по Тюменской области.

Рисунок 3. Динамика наложенных и взысканных административных штрафов Россельхознадзора по Тюменской области, 2012-2016 гг., тыс. руб.

 

Таким образом, несмотря на увеличение объемов наложенных штрафов, эффективность деятельности по взысканию снизилась до 63,8 %. Данную тенденцию можно обосновать ростом числа правонарушений, имеющих более высокую степень тяжести и переквалификацию одних видов нарушений в другие, что влечет за сбой увеличение административной ответственности собственников и арендаторов земельных участков.

По результатам установленных надзорных мероприятий в 2016 году было выдано 110 предписаний и внесено 30 представлений об устранении причин и условий, способствовавших устранению административных правонарушений.

К основным результатам надзорных мероприятий Россельхознадзора в 2016 году следует отнести:

  1. инициировано: изъятие у собственников 7 земельных участков площадью 531,6 га; расторжение двенадцати договоров аренды на земельные участки площадью 68,85 га. Добровольно, по заявлениям граждан, прекращено право собственности на восемь земельных участков площадью 193,8 га;
  2. направлено двенадцать претензий на добровольное возмещение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, на сумму 69 026,4 тыс. руб.;
  3. в рамках межведомственного взаимодействия с ФНС, для доначисления повышенной ставки налога ввиду неиспользования земельных участков, направлены материалы в отношении 17 правообладателей 23 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 515,1 га.

В 2016 году также выросла площадь подконтрольных земель Тюменской области, что положительно повлияло на количество выявленных нарушений. В 2016 году было выявлено нарушений на 26,2 тыс. га площади участков сельскохозяйственного назначения, что составляет 4 % площади подконтрольных земель Тюменской области.

2. Свердловская область: по результатам официального мониторинга за период с 2013-2016 гг. выросло число плановых проверок Россельхознадзора и выросло число административных правонарушений, связанных с порчей земель. За 3 года Управлением Россельхознадзора по Свердловской области было выявлено 594 нарушения в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения. Наибольшую долю среди нарушений традиционно занимает неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства.

По результатам надзорных мероприятий составлено 157 протоколов об административных правонарушениях, выдано 122 предписания об устранении выявленных нарушений, вынесено 5 представлений и 48 предупреждений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено 142 постановления о назначении административного наказания, 66 материалов направлено в мировой суд» [11]. Сумма наложенных административных штрафов составила 3483,7 тыс. рублей, наложено штрафов по вступившим в законную силу постановлениям Управления 2222,2 тыс. руб., взыскано штрафов с учетом прошлых периодов 2324,0 тыс. рублей, что составляет 104,6 %. По результатам пятилетнего мониторинга эффективность взыскательной деятельности Россельхознадзора выросла до 66,7 %, против 19,4 % в 2015 году (рисунок 4).

 

Источник: Управление Росреестра Свердловской области.

Рисунок 4. Динамика наложенных и взысканных административных штрафов Россельхознадзора по Свердловской области, 2014-2016 гг., тыс. руб.

 

В результате исполнения выданных предписаний устранено 85 нарушений на площади 16,3 тыс. га, вовлечено в сельскохозяйственный оборот 1,7 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Государственным органом за 2016 год было составлено 5 претензий о возмещении и взыскании ущерба, причиненного в результате земельных нарушений, на общую сумму 9183,85 тыс. руб. Данный факт позволяет выявить, что часть административных нарушений был переквалифицирована в другую категорию с целью повышения эффективности взыскательной деятельности.

В рамках контроля состояния плодородия и загрязнения земель сельскохозяйственного назначения государственными инспекторами Управления за отчетный период отобрано 699 почвенных проб с площади 4,8 тыс. га. Исследование проб проведено ФГБУ «Свердловский референтный центр Россельхознадзора». Из общего количества проанализированных образцов выявлено: в 200 случаях – снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения на площади 1,9 тыс. га; в 47 случаях – загрязнение земель на площади около 6,09 га: 25 случаев загрязнения пестицидами на площади 2,42 га; 21 случай – нитратами на площади 2,67 га. За 2016 год в рамках взаимодействия с местными органами власти заключено 34 соглашения по осуществлению надзора (контроля) за соблюдением земельного законодательства Российской Федерации. Сравнительная оценка позволила выявить, что в Тюменской и Свердловской областях ведется диаметрально противоположная политика земельного надзора. Данный аспект выражается в том, что на фоне увеличения площади подконтрольных земель и числа проверок в Тюменской области происходит сокращение аналогичных показателей в Свердловской области.

Для установления связи между установленными показателями авторами предлагается провести регрессионно-корреляционный анализ (таблицы 1-2, рисунки 5-6).

 

Таблица 1

Исходные данные для проведения регрессионного анализа по Тюменской области

Годы

Число плановых проверок, ед. (Х1)

Число внеплановых проверок, ед. (Х2)

Средняя величина взысканного штрафа, тыс. руб. (Х3)

Выявлено нарушений, ед.

2012

482

256

4,5

419

2013

405

259

5,7

499

2014

224

327

5,2

480

2015

102

208

21,3

252

2016

117

127

22,6

311

Источник: собственные исследования.

 

Источник: собственные исследования.

Рисунок 5. График нормального распределения

 

Для выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на изменение числа правонарушений использования земель рассмотрены основные экономико-географические характеристики регионов и выделены следующие факторы: изменение числа плановых проверок Россельхознадзора; изменение числа внеплановых проверок Россельхознадзора; средняя величина взысканного административного штрафа, которые позволят оценить эффективность деятельности Россельхознадзора по предотвращению нарушений использования сельскохозяйственных земель. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Расчетные параметры модели на 94 % объясняют зависимость между изучаемыми параметрами, на что указывает значение R-квадрата. Соответственно, анализ имеет достаточно высокую степень достоверности.

2. Значение Y-пересечения 1261,5 указывает на том, что на значение анализируемого параметра влияют и другие факторы, не описанные в модели.

3. Весомые коэффициенты по переменным Х1, Х2 и Х3 указывают на то, что наибольшее отрицательное влияние на количество нарушений оказывает средняя величина штрафа. Соответственно, чем меньше санкции, тем больше нарушений использования сельскохозяйственных земель.

 

Таблица 2

Исходные данные для проведения регрессионного анализа по Свердловской области

Годы

Число плановых проверок, ед. (Х1)

Число внеплановых проверок, ед. (Х2)

Средняя величина взысканного штрафа, тыс. руб. (Х3)

Выявлено нарушений, ед. (Y)

2012

1 047

760

2,1

756

2013

401

167

2,2

204

2014

346

203

10,9

258

2015

270

165

58,9

156

2016

267

156

22,9

180

Источник: собственные исследования.

 

Источник: собственные исследования.

Рисунок 6. График нормального распределения

 

Полученные данные позволяют выявить:

1. Рассчитанные параметры с точностью до 99,9 % объясняют зависимость между изучаемыми переменными, что определяет наивысшую степень достоверности регрессионной модели.

2. На Y-переменную оказывают влияние и другие факторы, не описанные в модели, однако их влияние сравнительно ниже, чем в регрессионной модели для Тюменской области (таблица 3).

 

Таблица 3

Сравнительная оценка результатов регрессионного анализа Тюменской и Свердловской областей

Регрессионная статистика

 

Тюменская область

Свердловская область

Множественный R

0,96967

0,9994

R-квадрат

0,94026

0,9989

Нормированный R-квадрат

0,76104

0,9954

Стандартная ошибка

52,46871

17,0414

Наблюдения

5

5

 

Дисперсионный анализ

 

df

SS

MS

F

Значимость F

Тюменская область

Регрессия

3

43329,83

14443,3

5,25

0,31

Остаток

1

2752,97

2752,97

 

 

Итого

4

46082,8

 

 

 

Свердловская область

Регрессия

3

253178,39

84392,8

290,6

0,0431

Остаток

1

290,41

290,41

 

 

Итого

4

253468,8

 

 

 

Источник: собственные исследования.

 

Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Рассчитанные параметры с точностью до 99,9 % объясняют зависимость между изучаемыми переменными, что определяет наивысшую степень достоверности регрессионной модели.

2. На Y-переменную оказывают влияние и другие факторы, не описанные в модели, однако их влияние сравнительно ниже, чем в регрессионной модели для Тюменской области.

3. Наибольшее отрицательное влияние на изменение числа нарушений оказывает средний размер административного штрафа. Положительное влияние на рост нарушений оказывает также сокращение числа внеплановых проверок.

По результатам выполненного регрессионного анализа данных Тюменской и Свердловской областей следует, что с увеличением объемов санкций и административных взысканий, накладываемых на правонарушителей, сокращается число выявленных нарушений использования сельскохозяйственных земель.

Результаты проведенного расчета линейной функции парной регрессии по данным проведенных проверок к выявленным нарушениям позволяют выявить, что показатели начисленного и выплаченного штрафа за нарушение пользования сельскохозяйственной землей лучше всего отражают соотношение на графике квадратичной функции парной линейной регрессии. Построенные графики функций (рисунки 7, 8) позволяют установить, что эффективность работы надзорных органов Тюменской области по взысканию штрафов повышается с ростом размера начисленных штрафов.

 

Источник: собственные исследования.

Рисунок 7. График квадратичной функции парной регрессии для Тюменской области

 

Источник: собственные исследования.

Рисунок 8. График квадратичной функции парной регрессии для Свердловской области

 

В Свердловской области эффективность снижается с определенного уровня, т.е. существует предел санкций, после которого нарушители начинают уклоняться от уплаты взысканий. Данный аспект позволяет установить, что эффективность взыскательной деятельности надзорных органов Тюменской области выше.

 

Заключение. В качестве заключения можно сделать следующие общие выводы:

1. На рост числа нарушений в сфере землепользования Тюменской области наибольшее влияние оказывает увеличение среднего административного штрафа, что подтверждает высокую эффективность проводимой в регионе фискальной политики.

2. В Свердловской области на сокращение числа правонарушений оказывает влияние средняя величина штрафа, а также рост числа внеплановых проверок.

3. Расчет квадратичной парной регрессии позволил выявить, что в Тюменской области эффективность взыскательной деятельности оказывается выше, чем в Свердловской области.

Список литературы

1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2016 [Электронный ресурс]: RAEX. – Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/regions/2016/ https://raexpert.ru/ratings/

2. Анализ развития Тюменского региона [Электронный ресурс]: Даунстрим Россия 2017. – Режим доступа: http://www.oilandgasrefining.ru/

3. Паспорт Свердловской области [Электронный ресурс]: МИД РФ. – Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-sve/-/asset_publisher/XsWxj6RaP80M/content/id/117174

4. Доклад «О состоянии и использовании земель в Тюменской области в 2018 году» [Электронный ресурс]: Росреестр. – Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/doklady-otch/doklady-otchety-obzory-statisticheskaya-informatsiya/

5. Доклад «О состоянии и использовании земель в Свердловской области в 2018 году» [Электронный ресурс]: Росреестр. – Режим доступа: https://rosreestr.gov.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/zemleustroystvo-i-monitoring-zemel66/

6. Доклад об экологической ситуации в Тюменской области в 2015 году [Электронный ресурс]: официальный портал органов государственной власти Тюменской области. – Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/eco_monitoring/more.htm?id=11377597%40cmsArticle

7. ФГБУ ГСАС «Ишимская» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://ishimagrohim.ru/

8. Доклад об экологической ситуации в Свердловской области в 2016 году [Электронный ресурс]: официальный сайт Правительства Свердловской области. – Режим доступа: http://www.midural.ru/news/on_the_eve/document85105/

9. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Электронный ресурс]: Закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017). Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».

10. О результатах деятельности Управления Россельхознадзора по Тюменской области [Электронный ресурс]: официальный сайт Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. – Режим доступа: http://ursn72.ru/news/2741.html.

11. Результаты деятельности Управления в сфере государственного земельного надзора за 2016 год [Электронный ресурс]: официальный сайт Россельхознадзора по Свердловской области. – Режим доступа: http://www.rsnso.ru/directions/ground_control_and_supervision/reports/

12. Подковырова, М.А, Иванова, Н.С., Кучеров, Д.И. Анализ состояния земель сельскохозяйственного назначения Cвердловской области и перспективы землеустроительного обеспечения сохранения их ресурсного потенциала / М.А. Подковырова, Н.С. Иванова, Д.И. Кучеров. – DOIhttps://doi.org/10.24411/2588-0209-2020-10165. – Текст : электронный // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2020. – № 2. – URL: https://iacj.eu/index.php/iacj/article/view/208 (дата обращения: 17.01.2021).

13. Подковырова, М. А. Теория, методика и практика формирования и развития устойчивого земельно-имущественного комплекса (землепользования) : монография / М. А. Подковырова. – Тюмень : ТИУ, 2019. – 199 с. – Текст : непосредственный.


Войти или Создать
* Забыли пароль?