Россия
Россия
Россия
Упорядоченная организационная структура потребительских кооперативов направлена на улучшение предоставления услуг населению, повышая тем самым продовольственную безопасность страны. В настоящее время оказание услуг потребительскими сельскохозяйственными кооперативами осуществляется в меньшем объеме, нежели крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, несмотря на преимущества формы организации труда первого. Система сельскохозяйственных коопераций требует доработки в части информирования юридических и физических лиц, взаимодействующих на рынке продовольственных товаров.
потребительские кооперативы, кооперация, услуги, население, продовольственная безопасность
В условиях действия санкционной политики в отношении Российской Федерации появилась острая необходимость в формировании новых путей обеспечения продовольственной безопасности страны в целом и, в частности, оказании сельскохозяйственных услуг населению, взаимной поддержке между субъектами хозяйствования.
Одним из перспективных направлений развития агропромышленного комплекса является формирование коопераций, позволяющее оптимизировать пути получения и реализации качественной сельскохозяйственной продукции по доступным ценам для населения. Основным пунктом, отвечающим за ускорение взаимодействия потребителей и производителей, является исключение третьего звена в торговом процессе.
На сегодняшний день осуществляется со стороны государства Российской Федерации адресная финансовая, организационно-правовая, правовая, информационная поддержка организаций агропромышленного комплекса, способствующая развитию и эффективности хозяйствования.
Разработка соответствующих мероприятий направлена не только на улучшение эффективности взаимодействия между конечным потребителем и потребительскими сельскохозяйственными кооперациями, но и способствует развитию научного потенциала в растениеводческой и животноводческой отраслях экономики страны.
Большинство действующих потребительских коопераций созданы на базе колхозов и совхозов, при этом, количество вновь созданных форм организации кооперативного труда увеличивается с малыми темпами. Так, наблюдается с 2019 г. по 2021 г. тенденция роста крестьянских (фермерских) хозяйств, отличающихся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции без возможности оказания сельскохозяйственных услуг. Так формируется кадровый, технический дефицит на местах, а приобретенная сложность легитимного оформления возможных разработок в части сельскохозяйственных образцов оборудования и машин практически исключает пути развития отрасли со стороны действующих организаций.
Кооперация крупных, средних и мелких производителей сельскохозяйственной продукции призваны увеличить загрузку производственных мощностей сельхозпроизводителей, увеличить в целом конкурентоспособность российской продукции на продовольственном рынке.
К 2022 г. Центрсоюз Российской Федерации зарегистрировал 2300 потребительских обществ из 71 региона, которые объединяют 102 районных потребсоюза и около 1,3 млн. пайщиков. Предприятия потребительской кооперации предоставляют товары и услуги жителям 89000 населенных пунктов по всей стране.
В общей сложности, к началу 2022 г. в системе Центросоюза имеется более 3500 цехов по производству продукции, около 8000 объектов для организации закупки сырья у населения, его хранения и первичной переработки, а также около 29000 розничных торговых предприятий и более 3500 предприятий общественного питания. На базе 13000 стационарных и передвижных мастерских кооператоры предоставляют различные услуги населению, в том числе, сельскохозяйственные. Организации потребкооперации, входящие в систему Центросоюза, обеспечивают постоянной работой 103000 человек по всей стране.
Специфика развития кооперативно-интеграционных отношений в российском агропромышленном комплексе обусловлена направленностью их выстраивания, региональной разобщенностью в масштабах преобразований и организационно-экономическими моделями агропромышленных объединений. Следовательно, целесообразно рассмотрение вопросов оказания услуг кооперациями на примере одного региона страны. Так, в качестве субъекта исследования представлены сельскохозяйственные кооперации Краснодарского края.
На 01.01.2022 г. в Краснодарском крае представлено 426 муниципальных образований, в том числе 8 – городских округов, 37 – муниципальных районов, 30 – городских и 351 – сельских поселений.
Сельскохозяйственная кооперация Краснодарского края с принятием 9 июля 2013 года Закона Краснодарского края № 2751-КЗ «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае» получила начало развития.
В паспорте региональных проектов Краснодарского края отражены основные мероприятия, целью которых является обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в сельском хозяйстве к 2024 году не менее 881 человека, создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В таблице 1 представлено финансовое обеспечение реализации регионального проекта по развитию сельской кооперации в Краснодарском крае в 2019 г. составило 118,39 млн. руб., в 2020 г. - 68,00 млн. руб., в 2021 г. - 123,28 млн. руб. В 2022 г. выделено для продолжения осуществления целевого финансирования 40,76 млн. руб., при этом, запланировано к 2023 г. предоставить из бюджета 149,75 млн. руб.
Таблица 1 - Финансовое обеспечение реализации регионального проекта (Financial support for the implementation of the regional project)
№ п/п |
Наименование результата и источники финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) |
Всего (млн. рублей) |
||||||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||||||||||
1 |
Результат федерального проекта (справочно из паспорта федерального проекта): Количество крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших государственную поддержку, в том числе в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» |
||||||||||||||
1.1 |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших государственную поддержку, в том числе в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» |
118,39 |
68,00 |
123,28 |
40,76 |
149,75 |
137,37 |
637,56 |
|||||||
1.1.1 |
Федеральный бюджет (в т.ч. межбюджетные трансферы бюджету) (Краснодарский край) |
113,65 |
65,22 |
118,31 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
297,18 |
|||||||
1.1.2 |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальных фондов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||||||
1.1.3 |
консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в т.ч. |
118,39 |
68,00 |
123,28 |
40,76 |
149,75 |
137,37 |
637,56 |
|||||||
1.1.3.1 |
бюджет субъекта Российской Федерации |
118,39 |
68,00 |
123,28 |
40,76 |
149,75 |
137,37 |
637,56 |
|||||||
Всего по региональному проекту |
118,39 |
68,00 |
123,28 |
40,76 |
149,75 |
137,37 |
637,56 |
||||||||
Сельскохозяйственные кооперации Краснодарского края оказывают следующие виды услуг, которые рассматриваются как инструмент поддержания работоспособности, адаптации и развития технологий животноводства и растениеводства, техносферы, экономики и социальной сферы в сельском хозяйстве.
Так, в сферу сервиса в сельском хозяйстве включают следующие виды услуг:
- услуги производственные и по научному обеспечению в животноводстве, растениеводстве;
- обеспечение технического сервиса сельскохозяйственной техники;
- разработка образцов сельскохозяйственной техники;
- обучение, консультация персонала сельского хозяйства;
- финансовые услуги в сельском хозяйстве;
- услуги в части управления, снабжения и реализации продукции организаций сельского хозяйства.
Способствование созданию конкурентоспособных услуг населению явилось задачей ускорения процесса кооперирования сельхоз товаропроизводителей. Так, были предприняты государством следующие меры поддержки организаций агропромышленного комплекса:
- созданы условия льготного субсидирования для организаций агропромышленного комплекса, в том числе, предоставление кредитов и займов;
- представлена программа страхования производственных рисков сельскохозяйственных организаций вне зависимости от формы собственности;
- оказана помощь, в том числе, информационная, в создании элитного племенного стада и выведение уникальных сортов растениеводческих культур;
- представлены, в том числе благодаря электронным ресурсам, пути закупки специального оборудования, техники, общехозяйственных и общепроизводственных товаров;
- электронные торговые площадки помогают крупным сельхоз-товаропроизводителям оперативно сбывать продукцию по достаточной цене, обеспечивающей высокую рентабельность организаций;
- представлены пути развития агротуризма.
Региональным проектным комитетом был сформирован план мероприятий по реализации системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации с 2019 г., в том числе меры, осуществляемые ежегодно:
- прием и рассмотрение заявок на предоставление грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию «Агростартап»;
- перечисление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы.
Однако проблема развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, в том числе, в части оказания услуг, остается актуальной. В ходе проведенного исследования были выделены следующие проблемы развития в Краснодарском крае кооперации, интеграции в агропромышленном комплексе и представлены рекомендации:
- образование коопераций основано на принципиально новых юридических и экономических аспектах хозяйствования, не смотря на тот факт, что большинство объединений создаются на базе колхозов, совхозов и других коллективных предприятий. При сохранения данного аспекти формирования потребительской сельскохозяйственной кооперации отсутствует необходимость создавать фермерские (крестьянские) хозяйства, а затем формировать межфермерские кооперативы (коопхозы). Рекомендуем определить членов коллективного предприятия на правовой основе собственника имущества и земли, наделить его всеми правами владельца и юридически оформить как сельскохозяйственный производственный кооператив;
- организационная структура для сельскохозяйственных кооперативов в части экономического и юридического аспекта была построена с условием частной собственности коллектива на имущество организаций. Так, рекомендуем образовать кооперативные формирования вместо акционерных обществ организаций;
- взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности, определяется самой сутью кооперации, которая заключается в обеспечении хозяйственных и финансово-экономических интересов его членов;
- обеспечение экономической выгоды на условиях взаимного повышения конкурентоспособности достигается при распределении прибыли и убытков кооператива между его членами. При этом обязательно должно учитываться личное трудовое участие в хозяйственной деятельности кооператива каждого его члена. Такой подход вызван тем, чтобы исключить возможность участия в кооперативе только капитала тех лиц, которые проживают вне данного коллектива и даже в сельской местности;
- в учредительных документах сельскохозяйственных кооперативов рекомендуем предусматривать определённые пропорции распределения прибыли на потребляемую часть и на расширенное воспроизводство в структуре неделимых фондов. При этом важно установить приоритетность в пользу накопления средств на техническое переоснащение основных средств организации или предприятия;
- принципы формирования и управления кооператива гарантируют равное участие в управлении производством всем членам кооператива и исключает возможность спекуляции паевыми долями;
- согласно законодательству Российской Федерации, а именно Федеральному закону от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ, не менее половины всей произведенной растениеводческой, животноводческой продукции, а также, оказанных сельскохозяйственных услуг, выполненных работ должно приходиться на членов кооператива. Ввиду сложившейся ситуации, когда необходимо максимально мобилизовать весь производственный потенциал, в том числе объектов сельского хозяйства и ускорить оборачиваемость активов, предлагаем снизить пороговое значение до эталонно-достаточной величины.
Таким образом, развитие кооперативного движения и интеграции в АПК на современном этапе может стать основным направлением стабилизации экономики сельскохозяйственного производства, дополнительным фактором повышения производительности труда, гарантом социально-экономической справедливости.
Реализация вышеизложенных предложений предполагает повышение качества, оперативности, экономической и политической обоснованности оказания услуг со стороны потребительских сельскохозяйственных коопераций.
На наш взгляд, формирование коопераций обеспечит ускорение процесса становления агропромышленного комплекса страны, повысит продовольственную безопасность в целом благодаря частному массовому оказанию сельскохозяйственных услуг.
1. Афанасьева, О. Г. Предпосылки формирования объединений малых форм хозяйствования в форме сельскохозяйственных коопераций / О. Г. Афанасьева, В. А. Ельмов // Перспективы развития аграрных наук : Материалы Международной научно-практической конференции: тезисы докладов, Чебоксары, 10 апреля 2020 года. - Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. - С. 248-253. - EDN USIFIP.
2. Буранбаева, Л. З. Кооперация на селе: современное состояние и перспективы развития / Л. З. Буранбаева, Г. А. Мусина, З. З. Сабирова // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2021. - № 1(50). - С. 38-44. - EDN AEOCAQ.
3. Дозорова, Т. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как фактор устойчивого развития малого агробизнеса региона / Т. Дозорова, В. М. Севастьянова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 3(116). - С. 657-662. - DOIhttps://doi.org/10.34925/EIP.2020.116.3.136. - EDN XHRZHJ.
4. Кагермазов, Ц. Б. Состояние и пути развития сельских территорий / Ц. Б. Кагермазов, М. М. Шахмурзов, М. К. Кожоков // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. - 2020. - Т. 20. - № 2. - С. 65-72. - DOIhttps://doi.org/10.47928/1726-9946-2020-20-2-65-72. - EDN AWNMAJ.
5. Кирилова, О. В. Развитие цифровой инфраструктуры бизнес-среды в сельском хозяйстве / О. В. Кирилова, А. Ю. Чуба, Ю. В. Зубарева // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 1(114). - С. 686-689. - EDN EAFCKQ.
6. Оценка современного состояния инфраструктуры сельских территорий Краснодарского края / Е. В. Сидорчукова, Н. П. Агафонова, Л. Н. Гусакова, И. А. Фадеева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 33(1). - С. 190-203.
7. Повышение финансового результата организаций аграрного сектора как основа развития сельских территорий / Е. В. Сидорчукова, Н. П. Агафонова, М. М. Новикова, А. П. Фурсова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 5(94). - С. 411-416.
8. Устойчивое развитие сельских территорий в контексте эффективности использования основного капитала / Н. К. Васильева, С. М. Резниченко, Е. В. Сидорчукова, Н. П. Агафонова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 5(94). - С. 358-365.
9. Юлдыбаев, Б. Р. Роль сельскохозяйственных коопераций в развитии Республики Башкортостан / Б. Р. Юлдыбаев, Д. Д. Киямутдинова // Актуальные проблемы развития экономики, права и кооперации : Материалы I Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Уфа, 29 октября 2021 года. - Уфа: Издательство Башкирского кооперативного института, 2021. - С. 470-474. - EDN MCPMKS.
10. Интеграция как основа социально-экономического развития потребительской кооперации / З. А. Капелюк, В. А. Суровцева, С. Д. Капелюк, Е. Н. Лищук // Вестник НГИЭИ. - 2022. - № 7(134). - С. 74-92. - DOIhttps://doi.org/10.24412/2227-9407-2022-7-74-92. - EDN EAPEVT.