сотрудник с 01.01.2004 по 01.01.2022
с 01.01.2016 по 01.01.2022
сотрудник с 01.01.2021 по настоящее время
Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
На сегодняшний день цифровизация является неизбежным спутником общественного развития, который обуславливает появление различных инструментов для его реализации. Динамичным является процесс диффузии данного явления во все сферы жизни, в том числе и в управление. В связи с возрастающей потребностью управления в применении цифровых инструментов чрезвычайно остро встает вопрос о формировании у современных менеджеров компетенций, соответствующих меняющимся условиям. Процесс цифровизации экономики – вызов для образования, и вузы, по мнению авторов статьи, должны ответить на него, формируя новые компетенции не только у специалистов по информационно-коммуникационным технологиям, но и у будущих управленцев. Этот процесс должен идти во взаимодействии между вузами – в лице педагогов-ученых и студентов, промышленностью и рынками – в лице экспертов из числа менеджеров. Студентам управленческих специальностей необходимо осваивать и информационно-поисковое, и системно-алгоритмическое мышление, и даже представлять возможности конкретных языков программирования. Гипотеза исследования, состоящая в том, что менеджеры будущего вполне определенно осознают необходимость овладения компетенциями в области информационных технологий, подтверждается полученными результатами, которые подробно изложены и визуализированы. Более того, исследование показало, что часть респондентов уже имеют конкретные знания в этой области и собственный опыт применения сложных информационно-коммуникационных средств. Выявленные в ходе работы с экспертами и студентами «цифровые» знания, умения и навыки, необходимые менеджерам будущего в дополнении к типично управленческим, в обобщенном виде сформулированы в виде компетенций.
цифровые компетенции, информационные технологии, ·управленческий вуз, наука, будущие менеджеры, интеграция, промышленность
Введение
Цифровые технологии сегодня опосредуют не только общение, но и множество видов социальной, культурной, учебной, производственной, индивидуальной деятельности и жизни [1; 2]. Тем самым вычислительные, информационно-коммуникационные, мультимедийные технологии становятся полноправными, пользуясь термином Л.С. Выготского, «культурно-историческими орудиями», расширяющими возможности человека.
Одновременно с этой тенденцией мы наблюдаем и другую: образование во многих случаях выходит на передний фланг цифровизации и выступает площадкой внедрения новейших технологий. Становится всеобъемлющим и необратимым охват «цифрой» различных форм, видов и ступеней образовательной. Учебное содержание приобретает не просто визуальное, слуховое, кинестетическое и дигитальное разрешение. Оно иначе структурируется [3]. В частности, больший акцент делается не на трансляцию информации через зрительный и слуховой анализаторы учащихся, а на передачу приемов мышления в режиме «здесь и сейчас» [4].
Наука и практика выдвигают целый ряд острых проблем, обсуждаемых инженерами-информационщиками, педагогами, психологами. Каким образом изменяются когнитивные способности и возможности современных студентов? Создают ли новейшие информационные технологии преимущества для учащихся, либо изобилие визуального ряда, гипертекстуальная подача, избыточность контента, спонтанность в выборе материала снижают способности субъектов познания [5]? Как влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферы человека появление принципиально новых способов производства и воспроизводства знаний, типов мышления и коммуникации, гибридный и искусственный интеллект, автоматизация процессов жизнедеятельности [3]? Как трансформируется мотивационная структура обучающихся под воздействием новых технологий?
Эти вопросы плюс наблюдения и анализ авторами социальной и учебной активности учащихся одного из ведущих ВУЗов страны в сфере управления, а также желание взглянуть на проблему в разрезе «управленческий вуз-промышленность-наука-рынок», направили исследовательское внимание на подтверждение или опровержение следующей гипотезы: студенты управленческих специальностей, то есть будущие менеджеры, вполне определенно осознают необходимость овладения компетенциями в области информационных технологий для успешной профессиональной деятельности и реализации себя в рыночных условиях.
Работа с этой гипотезой, на наш взгляд, предполагает ответы на следующие исследовательские вопросы:
1) Каковы представления экспертного сообщества о структуре и составе компетенций современного менеджера в условиях цифровизации экономики?
2) Каковы изменения современных запросов работодателей по отношению к претендентам на управленческие вакансии?
3) Каково осознание будущими менеджерами необходимости формирования цифровых компетенций для устойчивого развития экономики?
Материалы и методы
В проведенном авторами исследовании применены последовательно несколько методов: индивидуальный экспертный опрос в форме неструктурированного интервью, анализ экспертных оценок, структурированное интервью, опрос по разработанной авторами анкете [6, с. 596].
В начале работы состоялось формирование экспертной группы, в которую вошли:
1) ведущий разработчик программного обеспечения ИТ компании;
2) руководитель направления по кадровой работе компании;
3) руководитель отдела компенсации и льгот компании;
4) руководитель HR-отдела компании;
5) генеральный директор промышленного предприятия;
6) замдиректора по ИТ топливно-энергетической компании;
7) аудитор консалтинговой компании;
8) начальник отдела закупок авиастроительной компании;
9) профессор в области информационных систем;
10) три доцента управленческой кафедры.
Требования к членам экспертной группы были следующие: не менее 5-8 лет работы в области ИТ, в реальном секторе экономики, либо в высшем образовании.
Интервьюирование экспертов проводилось в два этапа. На первом этапе интервью было неструктурированным и содержало предложение респондентам вслух поразмышлять в таких направлениях:
1) Какие, по их мнению, дополнительные компетенции понадобятся будущим менеджерам в условиях цифровой экономики?
2) Какие виды информационных технологий необходимы управленцам уже сейчас и требуют освоения в ближайшем будущем?
3) Как изменились запросы работодателей по отношению к претендентам на управленческие вакансии?
После обработки развернутых ответов экспертов в заданных направлениях авторы отобрали семь основных видов информационных технологий, которые эксперты считают перспективными и необходимыми к дальнейшему рассмотрению. Далее, по выбранным видам информационных технологий была составлена программа структурированного интервью и, в соответствии с ней, продолжился опрос экспертов. В структурированное интервью были включены вопросы о конкретных информационных инструментах, входящих в семь выбранных видов ИТ. По мнению авторов, информационные технологии, будучи освоенными, позволят сформировать у будущих менеджеров необходимые в условиях цифровой экономики компетенции.
Виды информационных технологий, названные экспертами в процессе неструктурированного интервью и примененные на дальнейших этапах исследования, включают в себя:
- языки программирования;
- базы данных;
- корпоративные ИТ системы;
- средства анализа данных;
- маркетинговые инструменты для продвижения через соцсети;
- комплексные средства поиска, анализа, прогноза;
- средства Machine Learning.
В процессе последующего интервьюирования эксперты назвали совокупности конкретных инструментов, ассоциируемых с каждым выбранным видом информационных технологий.
Завершающим этапом сбора информации стал опрос студентов управленческих специальностей одного из ведущих российских ВУЗов на предмет выявления у них осознанной потребности в изучении и применении конкретных информационных технологий. Опросник включил семь видов информационных технологий, представленных в таблице 1, конкретные инструменты внутри каждого вида, и дополнительную строку с названием «Другое», позволяющую опрашиваемым обозначить те виды и инструменты, которые не вошли в опросник.
Результаты
Результаты экспертного опроса и интервьюирования.
Представители экспертной группы в ходе индивидуальных интервью отметили следующее.
Цифровые навыки позволяют не только производить контент и обмениваться им, - они создают возможности для решения проблем предприятия, коммуникации, функционирования и устойчивого развития. Накопление «критической массы» сотрудников с развитыми цифровыми компетенциями формирует своим организациям конкурентное преимущество. Благодаря использованию технологических платформ структура затрат компании становится более эффективной. Высокое качество продукции и услуг, задаваемое высокотехнологичными решениями, обеспечивает приток инвестиций.
В современных организациях ряд ситуаций требует от менеджеров прогностического видения возможностей, которые могут дать цифровые технологии:
- внедрение электронного документооборота;
- частичная или полная автоматизация бизнес-процессов;
- внедрение корпоративных ИТ систем;
- разработка системы КПЭ в организации;
- все виды планирования;
- формирование систем качества;
- разработка бизнес-модели организации;
- подготовка изменений, дающих конкурентные преимущества.
Еще один феномен упомянули шестеро из десяти экспертов. Современный руководитель вынужден постоянно и тесно взаимодействовать с такими специалистами, как: фронтенд-разработчик (создает сайты и веб-приложения), веб-разработчик (фронтенд-разработчик со знанием бэкэнда), бэкенд-разработчик (работает над сайтами и приложениями, отвечает за внутреннюю часть проекта, скрытую от глаз пользователя), аналитик данных (собирает, анализирует, визуализирует данные и помогает принимать решения), дата инженер (создает инфраструктуру, чтобы данные хранились и обрабатывались стабильно, а затем без сбоев попадали в аналитические системы), специалист по машинному обучению (обучает модели предсказывать поведение пользователей и прогнозировать реакцию сложных систем на изменения), специалист по нейросетям (создает и обучает нейронные сети для решения прикладных задач), дизайнер интерфейсов (проектирует внешний облик сайтов, делает их удобными и красивыми), менеджер продукта (отвечает за создание и развитие цифровых продуктов, знает, что, почему и как именно сделать, чтобы решить задачи пользователей и бизнеса).
Такая коммуникация, несомненно, требует качественной инженерной подготовки управленца и знания им информационных технологий. Об этом свидетельствуют и публикации [7;8].
Что касается запросов работодателей на цифровые компетенции, дополнительные по отношению к управленческим, то эксперты сходятся во мнении, что управленческие компетенции эволюционируют в гигантском темпе. Невозможно представить себе «управленца нового типа» без надпрофессиональных знаний, умений и навыков из области ИТ. Руководителю уже сейчас требуется опыт самостоятельного планирования и внедрения ИТ-решений, проектирования архитектуры программного обеспечения (хотя бы для грамотной постановки задач специалистам- информационщикам); составления каталога информационных сервисов, необходимых для функционирования производственных процессов [9]. Руководитель должен совместно с замами по ИТ и другими специалистами формировать информационно-технологическую стратегию предприятия; проектировать информационную защиту для обеспечения экономической безопасности организации, создавать систему качества [10]. Он должен осознавать возможности и особенности продвижения товаров и услуг в интернете. Он просто обязан уверенно ориентироваться в работе ERP-систем, blockchain, business intelligence, интернете вещей (IoT), Big Data. Мнения наших экспертов также подтверждают исследования [11; 12].
Опрос по разработанной авторами анкете.
В ходе исследования было опрошено 193 студента обучающихся на направлении «Менеджмент» в 8 группах. Ответы дифференцированно располагались в различных столбцах опросника, позволяющих выделить как уже применяемые студентами инструменты и виды информационных технологий, так и только предполагаемые к применению в будущем. Опросник без детализации по конкретным инструментам (с целью экономии места) приведен в таблице 1.
В процессе обработки получены результаты выбора студентами нужных, с их точки зрения, для изучения видов информационных технологий. Опрос проведен между студентами управленческих специальностей. Каковы потребности будущих менеджеров в изучении и применении конкретных информационных технологий для обеспечения устойчивого функционирования организации? Обозначьте Ваш выбор в соответствующих строках и столбцах.
Таблица 1 - Содержание опросника
№ п/п |
Виды информационных технологий |
Применяемые виды ИТ |
Интересующие и предполагаемые к применению ИТ |
|||
Я уже работаю с этими технологиями, изучаю самостоятельно |
Я уже работаю с этими технологиями, изучаю на платных занятиях вне ВУЗа |
Я уже работаю с этими технологиями, изучаю на платных занятиях в ВУЗе |
Я пока только предполагаю, что мне это понадобится |
Мне очень интересны эти технологии, но не уверен, понадобятся ли они мне в ближайшее время |
||
1 |
Языки программирования |
|
|
|
|
|
2 |
Базы данных |
|
|
|
|
|
3 |
Корпоративные ИТ системы |
|
|
|
|
|
4 |
Средства анализа данных |
|
|
|
|
|
5 |
Маркетинговые инструменты для продвижения через соцсети |
|
|
|
|
|
6 |
Комплексные средства поиска, анализа, прогноза |
|
|
|
|
|
7 |
Средства Machine Learning |
|
|
|
|
|
8 |
Другое (назовите, что именно, в любой форме) |
|
|
|
|
|
Источник: материалы исследования
В процессе опроса ответы по строке «Другое» были получены всего в шести анкетах. Причем, четыре раза из них упоминался «Adobe» – пакет в целом или «Photoshop» в отдельности. В двух других случаях были названы совсем не относящиеся к ИТ знания иностранных языков и юридические дисциплины. Исходя из этого, далее в таблицах и диаграммах показаны только семь основных видов информационных технологий, содержащихся в опроснике.
В результате обработки результатов опроса получено наибольшее число выборов у 1-го вида ИТ – языков программирования, на втором месте 4-й вид - различные средства анализа данных, на третьем месте 3-й вид – корпоративные ИТ системы, на четвертом месте 2-й вид – базы данных, на пятом – маркетинговые инструменты продвижения продукта в соцсетях.
В разрезе студенческих групп результаты практически аналогичные – только в одной группе 1-й и 4-й вид поменялись местами.
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы. Представления студентов о необходимых для изучения видах информационных технологий имеют общую структуру: самыми востребованными на данный момент являются: языки программирования, различные средства анализа данных, корпоративные ИТ системы, базы данных и маркетинговые инструменты продвижения продукта в интернете.
Следует заметить, что уже применяемые виды составляют меньшую часть, чем предполагаемые к будущему применению. Студенты чаще выбирают опцию «Я предполагаю, что мне понадобятся эти технологии в моей деятельности». То есть учащимися осознается не только сиюминутная потребность, но и тенденция к дальнейшей цифровизации и необходимость осваивать цифровые компетенции.
Таким образом, все выявленные в ходе исследования «цифровые» знания, умения и навыки, необходимые менеджерам будущего в дополнении к типично управленческим, в обобщенном виде могут быть сформулированы в виде компетенций:
- расширенная компьютерная грамотность, включающая не только поиск информации, фильтрацию данных, но и знание языков программирования;
- применение цифровых инструментов анализа данных, включая различные действия с базами данных;
- решение различных задач автоматизации управленческих процессов с применением цифровых маркетинговых инструментов и корпоративных систем;
- интеграция цифрового контента;
- коммуникация и взаимодействие с использованием всего диапазона цифровых решений;
- защита данных, соблюдение конфиденциальности, кибербезопасность;
- творческое использование различных цифровых инструментов.
Главным направлением при цифровой трансформации деятельности менеджера будущего может выступать использование инноваций и цифровых технологий в рамках разработки автоматизированных информационно-аналитических систем управления процессами. Для этого необходима разработка и реализация стратегии данного процесса.
Обсуждение
Гипотеза исследования, состоящая в том, что будущие менеджеры вполне определенно осознают необходимость овладения компетенциями в области информационных технологий, подтверждается полученными результатами.
Осознание такой необходимости чрезвычайно важно для устойчивого развития экономики, поскольку цифровая трансформация становится критическим фактором для развития промышленности [9, 11]. И это не просто популяризация информационно-коммуникационных технологий в бизнесе через образование. Цифровая компетентность руководителей и всех сотрудников промышленных компаний обеспечивает конкурентное преимущество бизнеса. Знания, умения и навыки в сфере применения цифровых устройств, сетей для доступа к информации, коммуникационных приложений позволяют грамотно использовать цифровой контент, управлять им, внедрять его в своей профессиональной деятельности.
На наш взгляд, необходима последовательная интеграция новых компетенций в современные образовательные практики. Причем интеграция должна затрагивать все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, и обслуживать процесс обучения в течение всей жизни [3]. В условиях осознаваемой как экспертами, так и студентами – будущими менеджерами - необходимости освоения информационных технологий, в профессиональной среде идет обсуждение и осмысление этого вопроса, и поиск конкретных возможностей формирования требуемых компетенций.
Заключение
Упрощенное, развлекательное поведение пользователей Интернет сменяется продуманными стратегиями, направленными на обогащение учебного и профессионального инструментария.
Нельзя не заметить еще одну, очень важную особенность современного образования: инициатором и главным инноватором становится молодежь. Это проявляется не только в естественном стремлении молодых людей к новизне, но и в органичном внедрении в образование краудсорсингового взаимодействия, когда «производство» идеи, контента, услуги, продукта предполагает неформальное содействие и интерес друг к другу всех членов группы. Все чаще встречается в вузе просьюмерство, то есть, не только потребление, но и самостоятельное совместное производство обучающих продуктов. Создание некоммерческих коллективных продуктов и услуг основано на партнерстве и принципе передачи информации и знаний не от одного источника, а «от всех всем». В итоге возникают и, более того, должны сознательно создаваться новые возможности интеграции образования, науки и промышленности для решения возникающих проблем и, как результат, для обеспечения устойчивого развития экономики в целом.
1. Sacolick, I. Driving Digital: The Leader's Guide to Business Transformation Through Technology, (p. 258). 2017. Publisher: AMACOM
2. Удальцова, Н.Л. Цифровизация экономических процессов в контексте промышленной революции 4.0. Креативная экономика. 2019;1 (13):49-62.
3. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях. Вопросы образования.2018;4:81-98.
4. Храмцова Н. Г., Майборода Т. Ю. Подходы к развитию цифровых компе-тенций студентов юридических вузов. Перспективы науки и образования.2019;1 (37):80-93.
5. Баскакова М. Е., Соболева И. В. Новые грани функциональной негра-мотности в условиях цифровой экономики. Вопросы образования. 2019;1:244-263.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования . М.: Академкнига. 2003; 728.
7. Рудской, А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Общепрофес-сиональные компетенции современного российского инженера. Высшее образо-вание в России. 2018; 2: 5-18.
8. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной револю-ции и цифровой экономики. Высшее образование в России.2018;10:47-62.
9. Пискунов А.И., Глезман Л.В. Развитие промышленных предприятий в условиях становления цифровой экономики. Креативная экономика.2019;3(13).
10. Соложенцев Е.Д. Эфемерное и цифровое управление безопасностью и ка-чеством в экономике. Проблемы анализа риска. 2018;5(15):58-77.
11. Аничкина О.А., Аношина Ю.Ф. Маркетинговая и производственная кон-цепции - путь к развитию производства // Директор по маркетингу и сбыту. 2017. № 10. С. 55-59.
12. Михайлов Л.М., Кулагина Н.А. Устойчивость промышленного потенциала региона как основа обеспечения экономической безопасности // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2016. Т. 2. № 66. С. 25-32.
13. Галазова С.С., Сороко А.В. Анализ развития ответственной промышлен-ности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2012. № 3. С. 177-183.
14. Кулагина Н.А., Аношина Ю.Ф. Стратегия развития предпринимательской деятельности в цифровом обществе // В сборнике: Стратегическое управление развитием социально-экономических систем: теория, практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 30 июня 2021 года. Под ре-дакцией И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского. Воронеж, 2021. С. 30-33.
15. Li, Y., Huang J., & Song T.. Examining business value of customer relationship management systems: IT usage and two-stage model perspectives. Information & Management.2019;3(56):392-402.
16. Lokuge S., Sedera D., Grover, V., & Dongming X. Organizational readiness for digital innovation: development and empirical calibration of a construct. Information & Management.2019;3(56):445-461.
17. Larionova, A.A., Zaitseva, N.A., Anoshina, Y.F., Gaidarenko, L.V., Ostrou-khov, V.M. The modern paradigm of transforming the vocational education system // Astra Salvensis, 2018, 6, стр. 436-448