ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА: АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На сегодняшний день цифровизация является неизбежным спутником общественного развития, который обуславливает появление различных инструментов для его реализации. Динамичным является процесс диффузии данного явления во все сферы жизни, в том числе и в управление. В связи с возрастающей потребностью управления в применении цифровых инструментов чрезвычайно остро встает вопрос о формировании у современных менеджеров компетенций, соответствующих меняющимся условиям. Процесс цифровизации экономики – вызов для образования, и вузы, по мнению авторов статьи, должны ответить на него, формируя новые компетенции не только у специалистов по информационно-коммуникационным технологиям, но и у будущих управленцев. Этот процесс должен идти во взаимодействии между вузами – в лице педагогов-ученых и студентов, промышленностью и рынками – в лице экспертов из числа менеджеров. Студентам управленческих специальностей необходимо осваивать и информационно-поисковое, и системно-алгоритмическое мышление, и даже представлять возможности конкретных языков программирования. Гипотеза исследования, состоящая в том, что менеджеры будущего вполне определенно осознают необходимость овладения компетенциями в области информационных технологий, подтверждается полученными результатами, которые подробно изложены и визуализированы. Более того, исследование показало, что часть респондентов уже имеют конкретные знания в этой области и собственный опыт применения сложных информационно-коммуникационных средств. Выявленные в ходе работы с экспертами и студентами «цифровые» знания, умения и навыки, необходимые менеджерам будущего в дополнении к типично управленческим, в обобщенном виде сформулированы в виде компетенций.

Ключевые слова:
цифровые компетенции, информационные технологии, ·управленческий вуз, наука, будущие менеджеры, интеграция, промышленность
Текст

Введение

 

Цифровые технологии сегодня опосредуют не только общение, но и множество видов социальной, культурной, учебной, производственной, индивидуальной деятельности и жизни [1; 2]. Тем самым вычислительные, информационно-коммуникационные, мультимедийные технологии становятся полноправными, пользуясь термином Л.С. Выготского, «культурно-историческими орудиями», расширяющими возможности человека.

Одновременно с этой тенденцией мы наблюдаем и другую: образование во многих случаях выходит на передний фланг цифровизации и выступает площадкой внедрения новейших технологий. Становится всеобъемлющим и необратимым охват «цифрой» различных форм, видов и ступеней образовательной. Учебное содержание приобретает не просто визуальное, слуховое, кинестетическое и дигитальное разрешение. Оно иначе структурируется [3]. В частности, больший акцент делается не на трансляцию информации через зрительный и слуховой анализаторы учащихся, а на передачу приемов мышления в режиме «здесь и сейчас» [4].

Наука и практика выдвигают целый ряд острых проблем, обсуждаемых инженерами-информационщиками, педагогами, психологами. Каким образом изменяются когнитивные способности и возможности современных студентов? Создают ли новейшие информационные технологии преимущества для учащихся, либо изобилие визуального ряда, гипертекстуальная подача, избыточность контента, спонтанность в выборе материала снижают способности субъектов познания [5]? Как влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферы человека появление принципиально новых способов производства и воспроизводства знаний, типов мышления и коммуникации, гибридный и искусственный интеллект, автоматизация процессов жизнедеятельности  [3]? Как трансформируется мотивационная структура обучающихся под воздействием новых технологий?

Эти вопросы плюс наблюдения и анализ авторами социальной и учебной активности учащихся одного из ведущих ВУЗов страны в сфере управления, а также желание взглянуть на проблему в разрезе «управленческий вуз-промышленность-наука-рынок»,  направили исследовательское внимание на подтверждение или опровержение следующей гипотезы: студенты управленческих специальностей, то есть будущие менеджеры, вполне определенно осознают необходимость овладения компетенциями в области информационных технологий для успешной профессиональной деятельности и реализации себя в рыночных условиях.

Работа с этой гипотезой, на наш взгляд, предполагает ответы на следующие исследовательские вопросы:

1) Каковы представления экспертного сообщества о структуре и составе компетенций современного менеджера в условиях цифровизации экономики?

2) Каковы изменения современных запросов работодателей по отношению к претендентам на управленческие вакансии?

3) Каково осознание будущими менеджерами необходимости формирования цифровых компетенций для устойчивого развития экономики?

 

Материалы и методы

В проведенном авторами исследовании применены последовательно несколько методов: индивидуальный экспертный опрос в форме неструктурированного интервью, анализ экспертных оценок, структурированное интервью, опрос по разработанной авторами анкете [6, с. 596].

В начале работы  состоялось формирование экспертной группы, в которую вошли:

1) ведущий разработчик программного обеспечения ИТ компании;

2) руководитель направления по кадровой работе компании;

3) руководитель отдела компенсации и льгот компании;

4) руководитель HR-отдела компании;

5) генеральный директор промышленного предприятия;

6) замдиректора по ИТ топливно-энергетической компании;

7) аудитор консалтинговой компании;

8) начальник отдела закупок авиастроительной компании;

9) профессор в области  информационных систем;

10) три доцента управленческой кафедры.

Требования к членам экспертной группы были следующие: не менее 5-8 лет работы в области ИТ, в реальном секторе экономики, либо в высшем образовании.

Интервьюирование экспертов проводилось в два этапа. На первом этапе интервью было неструктурированным и содержало предложение респондентам вслух поразмышлять в таких направлениях:

1) Какие, по их мнению, дополнительные компетенции понадобятся будущим менеджерам в условиях цифровой экономики?

2) Какие виды информационных технологий необходимы управленцам уже сейчас и требуют освоения в ближайшем будущем?

3) Как изменились запросы работодателей по отношению к претендентам на управленческие вакансии?

После обработки развернутых ответов экспертов в заданных направлениях авторы отобрали семь основных видов информационных технологий, которые эксперты считают перспективными и необходимыми к дальнейшему рассмотрению. Далее, по выбранным видам информационных технологий была составлена программа структурированного интервью и, в соответствии с ней, продолжился опрос экспертов. В структурированное интервью были включены вопросы о конкретных информационных инструментах, входящих в семь выбранных видов ИТ. По мнению авторов, информационные технологии, будучи освоенными, позволят сформировать у будущих менеджеров необходимые в условиях цифровой экономики компетенции.

Виды информационных технологий, названные экспертами в процессе неструктурированного интервью и примененные на дальнейших этапах исследования, включают в себя:

  • языки программирования;
  • базы данных;
  • корпоративные ИТ системы;
  • средства анализа данных;
  • маркетинговые инструменты для продвижения через соцсети;
  • комплексные средства поиска, анализа, прогноза;
  • средства Machine Learning.

В процессе последующего интервьюирования эксперты назвали совокупности конкретных инструментов, ассоциируемых с каждым выбранным видом информационных технологий.

Завершающим этапом сбора информации стал опрос студентов управленческих специальностей одного из ведущих российских ВУЗов на предмет выявления у них осознанной потребности в изучении и применении конкретных информационных технологий. Опросник включил семь видов информационных технологий, представленных в таблице 1, конкретные инструменты внутри каждого вида, и дополнительную строку с названием «Другое», позволяющую опрашиваемым обозначить те виды и инструменты, которые не вошли в опросник.

 

Результаты

Результаты экспертного опроса и интервьюирования.

Представители экспертной группы в ходе индивидуальных интервью отметили следующее.

Цифровые навыки позволяют не только производить контент и обмениваться им, - они создают возможности для решения проблем предприятия, коммуникации, функционирования и устойчивого развития. Накопление «критической массы» сотрудников с развитыми цифровыми компетенциями формирует своим организациям конкурентное преимущество. Благодаря использованию технологических платформ структура затрат компании становится более эффективной. Высокое качество продукции и услуг, задаваемое высокотехнологичными решениями, обеспечивает приток инвестиций.

В современных организациях ряд ситуаций требует от менеджеров прогностического видения возможностей, которые могут дать цифровые технологии:

  • внедрение электронного документооборота;
  • частичная или полная автоматизация бизнес-процессов;
  • внедрение корпоративных ИТ систем;
  • разработка системы КПЭ в организации;
  • все виды планирования;
  • формирование систем качества;
  • разработка бизнес-модели организации;
  • подготовка изменений, дающих конкурентные преимущества.

Еще один феномен упомянули шестеро из десяти экспертов. Современный руководитель вынужден постоянно и тесно взаимодействовать с такими специалистами, как: фронтенд-разработчик (создает сайты и веб-приложения), веб-разработчик (фронтенд-разработчик со знанием бэкэнда), бэкенд-разработчик (работает над сайтами и приложениями, отвечает за внутреннюю часть проекта, скрытую от глаз пользователя), аналитик данных (собирает, анализирует, визуализирует данные и помогает принимать решения), дата инженер (создает инфраструктуру, чтобы данные хранились и обрабатывались стабильно, а затем без сбоев попадали в аналитические системы), специалист по машинному обучению (обучает модели предсказывать поведение пользователей и прогнозировать реакцию сложных систем на изменения), специалист по нейросетям (создает и обучает нейронные сети для решения прикладных задач), дизайнер интерфейсов (проектирует внешний облик сайтов, делает их удобными и красивыми), менеджер продукта (отвечает за создание и развитие цифровых продуктов, знает, что, почему и как именно сделать, чтобы решить задачи пользователей и бизнеса).

Такая коммуникация, несомненно, требует качественной инженерной подготовки управленца и знания им информационных технологий. Об этом свидетельствуют и публикации [7;8].

Что касается запросов работодателей на цифровые компетенции, дополнительные по отношению к управленческим, то эксперты сходятся во мнении, что управленческие компетенции эволюционируют в гигантском темпе. Невозможно представить себе «управленца нового типа» без надпрофессиональных знаний, умений и навыков из области ИТ. Руководителю уже сейчас требуется опыт самостоятельного планирования и внедрения ИТ-решений, проектирования архитектуры программного обеспечения (хотя бы для грамотной постановки задач специалистам- информационщикам); составления каталога информационных сервисов, необходимых для функционирования производственных процессов [9]. Руководитель должен совместно с замами по ИТ и другими специалистами формировать информационно-технологическую стратегию предприятия; проектировать информационную защиту для обеспечения экономической безопасности организации, создавать систему качества [10]. Он должен осознавать возможности и особенности продвижения товаров и услуг в интернете. Он просто обязан уверенно ориентироваться в работе ERP-систем, blockchain, business intelligence, интернете вещей (IoT), Big Data. Мнения наших экспертов также подтверждают исследования [11; 12].

 

Опрос по разработанной авторами анкете.

В ходе исследования было опрошено 193 студента обучающихся на направлении «Менеджмент» в 8 группах. Ответы дифференцированно располагались в различных столбцах опросника, позволяющих выделить как уже применяемые студентами инструменты и виды информационных технологий, так и только предполагаемые к применению в будущем. Опросник без детализации по конкретным инструментам (с целью экономии места) приведен в таблице 1.

В процессе обработки получены результаты выбора студентами нужных, с их точки зрения, для изучения видов информационных технологий. Опрос проведен между студентами управленческих специальностей. Каковы потребности будущих менеджеров в изучении и применении конкретных информационных технологий для обеспечения устойчивого функционирования организации? Обозначьте Ваш выбор в соответствующих строках и столбцах.

 

Таблица 1 - Содержание опросника

№ п/п

Виды информационных технологий

Применяемые виды ИТ

Интересующие и предполагаемые к применению ИТ

Я уже работаю с этими технологиями, изучаю самостоятельно

Я уже работаю с этими технологиями, изучаю на платных занятиях вне ВУЗа

Я уже работаю с этими технологиями, изучаю на платных занятиях в ВУЗе

Я пока только предполагаю, что мне это понадобится

Мне очень интересны эти технологии, но не уверен, понадобятся ли они мне в ближайшее время

1

Языки программирования

 

 

 

 

 

2

Базы данных

 

 

 

 

 

3

Корпоративные ИТ системы

 

 

 

 

 

4

Средства анализа данных

 

 

 

 

 

5

Маркетинговые инструменты для продвижения через соцсети

 

 

 

 

 

6

Комплексные средства поиска, анализа, прогноза

 

 

 

 

 

7

Средства Machine Learning

 

 

 

 

 

8

Другое (назовите, что именно, в любой форме)

 

 

 

 

 

Источник: материалы исследования

 

В процессе опроса ответы по строке «Другое» были получены всего в шести анкетах. Причем, четыре раза из них упоминался «Adobe» – пакет в целом или «Photoshop» в отдельности. В двух других случаях были названы совсем не относящиеся к ИТ знания иностранных языков и юридические дисциплины. Исходя из этого, далее в таблицах и диаграммах показаны только семь основных видов информационных технологий, содержащихся в опроснике.

В результате обработки результатов опроса получено наибольшее число выборов у 1-го вида ИТ – языков программирования, на втором месте 4-й вид - различные средства анализа данных, на третьем месте 3-й вид – корпоративные ИТ системы, на четвертом месте 2-й вид – базы данных, на пятом – маркетинговые инструменты продвижения продукта в соцсетях.

В разрезе студенческих групп результаты практически аналогичные – только в одной группе 1-й и 4-й вид поменялись местами.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы. Представления студентов о необходимых для изучения видах информационных технологий имеют общую структуру: самыми востребованными на данный момент являются: языки программирования, различные средства анализа данных, корпоративные ИТ системы, базы данных и маркетинговые инструменты продвижения продукта в интернете.

Следует заметить, что уже применяемые виды составляют меньшую часть, чем предполагаемые к будущему применению. Студенты чаще выбирают опцию «Я предполагаю, что мне понадобятся эти технологии в моей деятельности». То есть учащимися осознается не только сиюминутная потребность, но и тенденция к дальнейшей цифровизации и необходимость осваивать цифровые компетенции.

Таким образом, все выявленные в ходе исследования «цифровые» знания, умения и навыки, необходимые менеджерам будущего в дополнении к типично управленческим, в обобщенном виде могут быть сформулированы в виде компетенций:

  • расширенная компьютерная грамотность, включающая не только поиск информации, фильтрацию данных, но и знание языков программирования;
  • применение цифровых инструментов анализа данных, включая различные действия с базами данных;
  • решение различных задач автоматизации управленческих процессов с применением цифровых маркетинговых инструментов и корпоративных систем;
  • интеграция цифрового контента;
  • коммуникация и взаимодействие с использованием всего диапазона цифровых решений;
  • защита данных, соблюдение конфиденциальности, кибербезопасность;
  • творческое использование различных цифровых инструментов.

Главным направлением при цифровой трансформации деятельности менеджера будущего может выступать использование инноваций и цифровых технологий в рамках разработки автоматизированных информационно-аналитических систем управления процессами. Для этого необходима разработка и реализация стратегии данного процесса.

Обсуждение

Гипотеза исследования, состоящая в том, что будущие менеджеры вполне определенно осознают необходимость овладения компетенциями в области информационных технологий, подтверждается полученными результатами.

Осознание такой необходимости чрезвычайно важно для устойчивого развития экономики, поскольку цифровая трансформация становится критическим фактором для развития промышленности [9, 11]. И это не просто популяризация информационно-коммуникационных технологий в бизнесе через образование. Цифровая компетентность руководителей и всех сотрудников промышленных компаний обеспечивает конкурентное преимущество бизнеса. Знания, умения и навыки в сфере применения цифровых устройств, сетей для доступа к информации, коммуникационных приложений позволяют грамотно использовать цифровой контент, управлять им, внедрять его в своей профессиональной деятельности.

На наш взгляд, необходима последовательная интеграция новых компетенций в современные образовательные практики. Причем интеграция должна затрагивать все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, и обслуживать процесс обучения в течение всей жизни [3]. В условиях осознаваемой как экспертами, так и студентами – будущими менеджерами - необходимости освоения информационных технологий, в профессиональной среде идет обсуждение и осмысление этого вопроса, и поиск конкретных возможностей формирования требуемых компетенций.

 

Заключение

Упрощенное, развлекательное поведение пользователей Интернет сменяется продуманными стратегиями, направленными на обогащение учебного и профессионального инструментария.

Нельзя не заметить еще одну, очень важную особенность современного образования: инициатором и главным инноватором становится молодежь. Это проявляется не только в естественном стремлении молодых людей к новизне, но и в органичном внедрении в образование краудсорсингового взаимодействия, когда «производство» идеи, контента, услуги, продукта предполагает неформальное содействие и интерес друг к другу всех членов группы. Все чаще встречается в вузе просьюмерство, то есть, не только потребление, но и самостоятельное совместное производство обучающих продуктов. Создание некоммерческих коллективных продуктов и услуг основано на партнерстве и принципе передачи информации и знаний не от одного источника, а «от всех всем». В итоге возникают и, более того, должны сознательно создаваться новые возможности интеграции образования, науки и промышленности для решения возникающих проблем и, как результат, для обеспечения устойчивого развития экономики в целом.

Список литературы

1. Sacolick, I. Driving Digital: The Leader's Guide to Business Transformation Through Technology, (p. 258). 2017. Publisher: AMACOM

2. Удальцова, Н.Л. Цифровизация экономических процессов в контексте промышленной революции 4.0. Креативная экономика. 2019;1 (13):49-62.

3. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях. Вопросы образования.2018;4:81-98.

4. Храмцова Н. Г., Майборода Т. Ю. Подходы к развитию цифровых компе-тенций студентов юридических вузов. Перспективы науки и образования.2019;1 (37):80-93.

5. Баскакова М. Е., Соболева И. В. Новые грани функциональной негра-мотности в условиях цифровой экономики. Вопросы образования. 2019;1:244-263.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования . М.: Академкнига. 2003; 728.

7. Рудской, А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Общепрофес-сиональные компетенции современного российского инженера. Высшее образо-вание в России. 2018; 2: 5-18.

8. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной револю-ции и цифровой экономики. Высшее образование в России.2018;10:47-62.

9. Пискунов А.И., Глезман Л.В. Развитие промышленных предприятий в условиях становления цифровой экономики. Креативная экономика.2019;3(13).

10. Соложенцев Е.Д. Эфемерное и цифровое управление безопасностью и ка-чеством в экономике. Проблемы анализа риска. 2018;5(15):58-77.

11. Аничкина О.А., Аношина Ю.Ф. Маркетинговая и производственная кон-цепции - путь к развитию производства // Директор по маркетингу и сбыту. 2017. № 10. С. 55-59.

12. Михайлов Л.М., Кулагина Н.А. Устойчивость промышленного потенциала региона как основа обеспечения экономической безопасности // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2016. Т. 2. № 66. С. 25-32.

13. Галазова С.С., Сороко А.В. Анализ развития ответственной промышлен-ности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2012. № 3. С. 177-183.

14. Кулагина Н.А., Аношина Ю.Ф. Стратегия развития предпринимательской деятельности в цифровом обществе // В сборнике: Стратегическое управление развитием социально-экономических систем: теория, практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 30 июня 2021 года. Под ре-дакцией И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского. Воронеж, 2021. С. 30-33.

15. Li, Y., Huang J., & Song T.. Examining business value of customer relationship management systems: IT usage and two-stage model perspectives. Information & Management.2019;3(56):392-402.

16. Lokuge S., Sedera D., Grover, V., & Dongming X. Organizational readiness for digital innovation: development and empirical calibration of a construct. Information & Management.2019;3(56):445-461.

17. Larionova, A.A., Zaitseva, N.A., Anoshina, Y.F., Gaidarenko, L.V., Ostrou-khov, V.M. The modern paradigm of transforming the vocational education system // Astra Salvensis, 2018, 6, стр. 436-448


Войти или Создать
* Забыли пароль?